Анализ бюджета пенсионного обеспечения рф. Финансовая устойчивость пенсионной системы российской федерации. Поступление страховых взносов

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год»*.

В бюджете ПФР на 2016 год учтены расходы на выплату пенсий, социальных пособий, материнского капитала. Общий объем расходов бюджета ПФР в 2016 году составит 7 703,9 млрд. рублей (в том числе по распределительной составляющей бюджета - 7 421,6 млрд. рублей). Бюджет ПФР по расходам составит 9,8% ВВП Российской Федерации.

Индексация пенсий

В бюджете ПФР заложены расходы на индексацию с 1 февраля 2016 года страховых пенсий неработающих пенсионеров на 4%. Индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии в 2016 году будет произведена так же с 1 февраля на 4%. Размер фиксированной выплаты после индексации составит 4 558,93 рублей в месяц, стоимость пенсионного балла - 74,27 рубля (в 2015 году - 71,41 рубль).

Среднегодовой размер страховой пенсии по старости в 2016 году составит 13 132 рубля, что соответствует 149,2% к прожиточному минимуму пенсионера.

С 1 апреля 2016 года размер социальной пенсии будет проиндексирован на 4%. В итоге в 2016 году среднегодовой размер социальной пенсии составит 8 562 рубля.

Расходы Пенсионного фонда России на выплату пенсий и пособий в 2016 году запланированы на уровне 6 539,1 млрд. рублей (это на 104,2 % выше, чем в 2015 году).

Из них расходы на выплату страховой пенсии запланированы в сумме 5 972,9 млрд. рублей. Это на 134,7 млрд. рублей (102,3%) больше, чем запланировано на выплату страховых пенсий на 2015 год (5 838,2 млрд. рублей).

При этом, как и раньше, в 2016 году в России не будет пенсионеров, чей ежемесячный доход ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания. Всем неработающим пенсионерам будет производиться социальная доплата к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе проживания. На выплату федеральной социальной доплаты к пенсии для 2,7 млн. человек в бюджете ПФР на 2016 год заложено 44,3 млрд. рублей.

Численность пенсионеров

Прогнозируется, что в течение 2016 года численность пенсионеров, получающих пенсию по линии ПФР, увеличится более чем на 546 тыс. человек - с 42,7 млн. до 43,2 млн. человек. Увеличение численности получателей пенсии в ПФР по сравнению с 2015 годом связано с естественным ростом численности пенсионеров в РФ.

Основным видом пенсий в России в 2016 году будет страховая пенсия. Численность ее получателей на начало 2016 года составит более 39 млн. человек. Еще свыше 3,5 млн. человек являются получателями пенсий по государственному пенсионному обеспечению, при этом около 3,1 млн. пенсионеров - получатели социальной пенсии.

Пособия и социальные выплаты

Пенсионный фонд России осуществляет социальные выплаты свыше 15 млн. федеральных льготников: ветеранов, инвалидов, Героев Советского Союза, Героев России и т. д.

В соответствии с бюджетом ПФР, 1 апреля 2016 года размеры ежемесячной денежной выплаты будет проиндексирован на 6,4%. В 2016 году Пенсионный фонд России направит на выплату ЕДВ 419,4 млрд. рублей (на 9,3 млрд рублей больше, чем в 2015 году).

Россияне, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, продолжат получать компенсационные выплаты в размере 1 200 рублей в месяц. Расходы на эти выплаты в 2016 году запланированы на уровне 34,8 млрд. рублей. Неработающим родителям детей-инвалидов и инвалидов с детства Пенсионный фонд России осуществляет ежемесячные выплаты в размере 5 500 или 1 200 рублей в месяц. Расходы на эти выплаты в 2016 году запланированы на уровне 32,1 млрд. рублей.

Материнский капитал
В 2016 году Пенсионный фонд России продолжит выдачу государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, а также выплату средств материнского капитала. В соответствии с бюджетом ПФР, на эти цели в 2016 году будет направлено 304,3 млрд. рублей.

В пределах бюджетных ассигнований на 2016 год учтены средства на предоставление в 2016 году единовременной выплаты в размере 20 тыс. рублей (4,2 млрд рублей исходя их численности 209,4 тыс. человек). На сегодняшний день свыше 6,5 млн. семей в России получили в ПФР сертификат на материнский капитал, более 3,3 млн. из них полностью распорядились его средствами.

Социальные программы

В 2016 году в бюджете Пенсионного фонда России заложен 1,0 млрд. рублей на предоставление субсидий бюджетам субъектов Федерации на социальные программы. Субсидии предоставляются на социальные программы, связанные с укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам и обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров на принципах софинансирования расходов субъектов РФ.

Предоставление таких субсидий - ежегодная практика Пенсионного фонда России. Основными направлениями субсидий является строительство и ремонт учреждений социального обслуживания, приобретение технологического оборудования и предметов длительного пользования субъектами РФ. Адресная помощь оказывается неработающим пенсионерам на частичное возмещение ущерба в связи с чрезвычайными ситуациями или стихийными бедствиями.

Поступление страховых взносов

Объем поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2016 году прогнозируется на уровне 4 060,35 млрд. рублей. В том числе прогнозируется поступление взносов от самозанятого населения (плательщиков, не производящих выплаты наемным работникам) на уровне 81,58 млрд. рублей, поступления дополнительных страховых взносов за работников, занятых на вредных или опасных производствах (по спискам №1, 2 и т. н. «малым» спискам) - 90,76 млрд. рублей.

Расчет поступлений страховых взносов на ОПС осуществлен на основе прогноза Минэкономиразвития РФ по фонду заработной платы в стране на 2016 год в сумме 19 903 млрд. рублей.

Тариф страховых взносов на ОПС для работодателей, использующих наемный труд, остается прежним: 22%+10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов (в 2016 году - 796 тыс. рублей за год).

По доходам бюджет ПФР на 2016 год сформирован в сумме 7 528,8 млрд. рублей (в том числе по распределительной составляющей бюджета - 7 421,6 млрд. рублей), это на 105,3% больше, чем в 2015 году.

Разница между доходами и расходами бюджета ПФР обусловлена движением средств пенсионных накоплений в части расходов: более 280 млрд. рублей будет передано в негосударственные пенсионные фонды в рамках переходной кампании 2015 года или выплачено пенсионерам и правопреемникам. Доходы по средствам пенсионных накоплений в размере порядка 107 млрд. рублей будут сформированы из дохода от их инвестирования Пенсионным фондом России и управляющими компаниями, дополнительными страховыми взносами участников программы государственного софинансирования пенсии.

* . Принят Государственной Думой РФ 4 декабря 2015 года, одобрен Советом Федерации 9 декабря 2015 года.

Общая сумма дохода, которую по результатам 2016 года Пенсионный фонд России получил от временного размещения средств пенсионных накоплений на депозиты, составила 2,97 млрд рублей, при средневзвешенной доходности размещения на уровне 10,58% годовых. При этом инфляция в России по итогам 2016 года составила 5,4%.

Для сравнения: доходность государственной управляющей компании «Внешэкономбанк» составила 10,6%, частных управляющих компаний - 13,9%. Доходность за 2016 год по негосударственным пенсионным фондам (НПФ) в настоящее время на сайте Банка России не опубликована.

Напомним, по закону ПФР имеет право инвестировать (временно размещать) страховые взносы на формирование пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования до момента их передачи в управляющие компании и НПФ в разрешенные законодательством активы.

Доход ПФР в объеме 2,97 млрд рублей сложился из следующих составляющих. Доход от размещения средств резерва по обязательному пенсионному страхованию (РОПС) - 1,4 млрд рублей, доход от размещения текущих средств страховых взносов, а также дополнительных страховых взносов и взносов работодателя - 1,57 млрд рублей.

Всего в 2016 году ПФР провел 17 депозитных аукционов (из них 10 на площадке ПАО «Московская Биржа ММВБ-РТС» и 7 на торговой площадке АО «Санкт-Петербургская Валютная Биржа»), по результатам которых было заключено 38 депозитных договоров. Оборот по размещенным ПФР средствам составил более 300 млрд рублей. Ставки по размещенным депозитам находились в пределах от 9,61% до 11,75% годовых.

Бюджет ПФР на 2014 год утвержден Федеральным законом от 2 декабря 2013 года №320-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

1. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2015 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 77498,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,5 процента (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года):

прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 15082360651,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 344261357,0 тыс. рублей;

общий объем расходов федерального бюджета в сумме 15513079294,0 тыс. рублей;

нормативную величину Резервного фонда в сумме 5424860000,0 тыс. рублей;

верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2016 года в сумме 7218501812,0 тыс. рублей;

верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2016 года в сумме 64,0 млрд. долларов США, или 49,2 млрд. евро;

дефицит федерального бюджета в сумме 430 718 643,0 тыс. рублей.

Проведем анализ бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015 год на основе данных, представленных в таблице 6.

Таблица 6. Показатели бюджета Пенсионного фонда РФ за 2015 г.Информационно-аналитические материалы Пенсионный фонд Российской Федерации. -Ресурсы сети Интернет // http://www.pfrf.ru/.

Объем ВВП

77498,0 млрд. рублей

Общий объем доходов

15082360651,0 тыс. рублей

Объем дополнительных нефтегазовых доходов

344261357,0 тыс. рублей

Общий объем расходов

15513079294,0 тыс. рублей

Нормативная величина Резервного фонда

5424860000,0 тыс. рублей

7218501812,0 тыс. рублей

64,0 млрд. долларов

Дефицит федерального бюджета

430718643,0 тыс. рублей

Таким образом, бюджет Пенсионного фонда РФ является основным документом, определяющий повседневную жизнь крупнейшего и наиболее общественно значимого финансового учреждения нашей страны. Основные задачи бюджетной политики Пенсионного фонда РФ - финансовая стабилизация системы и обеспечение своевременной выплаты пенсий с учетом дополнительного увеличения расходов.

В 2013 году суммарный доход составил 6,39 трлн. рублей, что на 0,2 трлн. рублей, чем в 2014 году. В 2014 году общий объем доходов составил 6,16 трлн. рублей, а в 2015 году прогнозируемый суммарный доход должен составлять 15,08 трлн. рублей. Суммарный доход 2015 года на 9,02 трлн. рублей больше чем в 2014 года и на 8,69 трлн. рублей 2013 года.

В 2013 году суммарный расход составляет 6,38 трлн. рублей. В 2014 году общий объем расходов составил 6,19 трлн. рублей, что превышает аналогических показателей 2013 года на 0,23 трлн. рублей. А в 2015 году прогнозируемый общий объем расходов должен составлять 15,51 трлн. рублей. Прогнозируемый суммарный расход 2015г. превышает аналогические показатели на 9,13 трлн. рублей 2013г. и на 9,32 трлн. рублей 2014 г.

Наглядно анализ бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2013-2015 гг. представлен на рисунке 1 Информационно-аналитические материалы Пенсионный фонд Российской Федерации. -Ресурсы сети Интернет // http://www.pfrf.ru/.

Пенсионное обеспечение является серьезным вопросом в настоящее время не только в России, но и во многих других государствах, когда прежние принципы уже не работают и необходимо искать новые пути решения возникающих проблем. Поэтому реформирование пенсионной системы, является неотъемлемым для обеспечения достойной старости населению страны .

ПФР является самым крупным из социальных внебюджетных фондов. На его долю приходится 75% средств внебюджетных социальных фондов. Средства бюджета ПФР являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат .

Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет:

  • страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
  • страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ;
  • взносов по дополнительному тарифу для работодателей организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;
  • недоимок, пеней, штрафов по взносам в Пенсионный фонд РФ;
  • доходов от размещения средств Пенсионного фонда РФ;
  • штрафов, санкций, сумм, поступающих в результате возмещения ущерба;
  • безвозмездных поступлений из негосударственных пенсионных фондов;
  • межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

Предприятия и организации-работодатели уплачивают страховые взносы один раз в месяц — в сроки, установленные для получения заработной платы. Страховые взносы предприятия вначале поступают в федеральный бюджет, затем из бюджета они перечисляются в Пенсионный фонд РФ. Кроме указанных выше источников в Пенсионный фонд РФ перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащим федеральным государственным гражданским служащим и другим приравненным к ним гражданам, гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, гражданам из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава. На Пенсионный фонд РФ возложен контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд РФ .минимального налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения — по нормативу 60%.

При формировании бюджета Фонда страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на 2016 г. установлены исходя из базового тарифа 22% и тарифа 10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов. Пониженные тарифы страховых взносов в размере 6% для плательщиков, получивших статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя; резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

Поступления от плательщиков страховых взносов из числа самозанятого населения в 2016 г. определяются в фиксированном размере исходя из минимального размера оплаты труда (с 01.01.2016 г. МРОТ - 6204 руб.) и тарифа 26%, что составляет 19 356,48 рублей, а также 1% с суммы дохода свыше 300 тыс. руб. с установлением верхней границы платежа, рассчитанного из 8 МРОТ. На рисунке 1 прослеживается положительная динамика роста поступлений в ПФ РФ.


Рисунок 1 - Поступление средств Пенсионного фонда РФ значения Севастополя; резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов определена исходя из прогнозного размера средней заработной платы в Российской Федерации на 2016 г. - 36 838 рублей. С учетом применения повышающего коэффициента 1,8 предельная величина составит в 2016 г. 796 тыс. руб.

Общий объем поступлений страховых взносов на ОПС прогнозируется в 2016 г. в сумме 4 232,7 млрд. руб.

Общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составляет 3 184,8 млрд. руб. (в 2015 г. общая сумма трансферта составляла 3 004,0 млрд. руб.). В бюджете Фонда на 2016 г., как и в предыдущие годы, предусмотрены ассигнования из федерального бюджета в сумме 1,0 млрд. руб. на софинансирование социальных программ субъектов РФ, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам.

Проект бюджета Фонда формировался с учетом прогнозируемого увеличения численности получателей пенсий за 2016 г. на 545,6 тыс. чел. (на начало 2017 г. 43,23 млн. чел.).

· выплату государственных трудовых пенсий, в том числеОбщая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составляет 3 184,8 млрд. руб. (в 2015 г. общая сумма трансферта составляла 3 004,0 млрд. руб.). В бюджете Фонда на 2016 г., как и в предыдущие годы, предусмотрены ассигнования из федерального бюджета в сумме 1,0 млрд. руб. на софинансирование социальных программ субъектов РФ, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам.

Прогнозируемая экономия расходов в связи с отказом от ежегодной индексации страховых пенсии работающим пенсионерам учтена в бюджете Фонда на 2016 г. в объеме 87,14 млрд. руб.Проект бюджета Фонда формировался с учетом прогнозируемого увеличения численности получателей пенсий за 2016 г. на 545,6 тыс. чел. (на начало 2017 г. 43,23 млн. чел.).

Средства Пенсионного фонда РФ расходуются на:

  • выплаты пособий на погребение получателям пенсий;оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;гражданам, выезжающим за пределы России;
  • финансовое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФ и его органов;
  • прочие расходы.

Общий объем расходов бюджета ПФ РФ на 2016 г. составляет 7 421,6 млрд. руб.

В результате планируемых в 2016 г. мероприятий по увеличению размеров пенсий:

  • средний размер страховой пенсии (с учетом фиксированной выплаты) на конец года составит 12 689 руб. и увеличится за год на 353 руб.;
  • средний размер социальной пенсии на конец года составит 8 644 руб. и увеличится за год на 332 руб.;
Расходы бюджета Фонда на осуществление ЕДВ ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации определены с учетом доиндексации с 1 февраля 2016 г. размеров ЕДВ на 6,4% (с 1 февраля 2015 г. была проведена индексация на 5,5%). отношение среднегодового размера социальной пенсии к величине прожиточного минимума пенсионера (ПМП), определенной на 2016 г. в сумме 8 803 руб., составит 97,3% (в 2015 г. - 115,3 %);

среднегодовой размер страховой пенсии в 2016 г. составит 12 603 руб. (или 143,2 % к ПМП).

Доходы и расходы бюджета Фонда по накопительной составляющей на 2016 г. прогнозируются в следующих объемах: доходы - 107,3 млрд. руб., расходы - 282,3 млрд. руб.

Основные показатели бюджета ПФ РФ отражены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные показатели бюджета ПФР на 2016 год

Показатели

Проект на 2016 г.

2016 г. в % к 2015 г.

в том числе: по распределительной составляющей

из общего объема доходов: средства федерального бюджета:

На обязательное пенсионное страхование

На компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда

На выплату пенсий, пособий и других социальных выплат за счет федерального бюджета

средства бюджетов субъектов РФ

в том числе:

ПРОФИЦИТ(+), ДЕФИЦИТ (-)

в том числе:

По распределительной составляющей

По накопительной составляющей бюджета Фонда

Источники покрытия дефицита по распределительной составляющей - остаток средств бюджета Фонда на начало года

В бюджете Фонда предусмотрена передача средств пенсионных накоплений в НПФ в 2016 г. в сумме 270,7 млрд. руб., в том числе связанных с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя - 8,1 млрд. руб., средств материнского (семейного) капитала, передаваемых на формирование накопительной пенсии матери - 61,8 млн. руб., средств федерального бюджета, передаваемых на софинансирование формирования пенсионных накоплений, - 6,0 млрд. руб.

Изучим социальные программы ПФР.Финансовую устойчивость пенсионной системы в 2016 г., также как и в предыдущие годы, предлагается обеспечить за счет перечисления в бюджет Фонда средств федерального бюджета в объемах, достаточных для выплаты и доставки страховых пенсий.

Социальные программы, которые финансируются только за счёт средств федерального бюджета, направлены на улучшение жизни федеральных льготников.

В 2016 г. в бюджете Пенсионного фонда России заложен 1,0 млрд. руб. на предоставление субсидий бюджетам субъектов Федерации на социальные программы. С 2000 г. ПФР участвует в финансировании мероприятий социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной

За период 2006 - 2014 гг. вместимость стационарных учреждений социального обслуживания увеличилась на 6 304 койко-мест. Только за последние три года приобретено 1 451 ед. автотранспорта для оснащения мобильных бригад, созданных при учреждениях социального обслуживания для оказания медико-социальных услуг пожилым гражданам и инвалидам на дому.помощи неработающим пенсионерам. За это время ПФР перечислил субъектам Российской Федерации средства в размере 26,7 млрд. руб.

В ходе выполнения ремонтных работ в учреждениях социального обслуживания особое внимание уделялось выполнению требований пожарной безопасности: проводились замена систем электроснабжения и электроосвещения, установка пожарной сигнализации, демонтаж горючих материалов, огнезащитная обработка деревянных конструкций и др.

ПФР предоставлял средства на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам по различным направлениям на общую сумму 7,6 млрд. руб. Была оказана адресная социальная помощь более 112 тыс. пострадавших при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях неработающих пенсионеров. Средства направлялись на газификацию жилых помещений пенсионеров, оказание материальной помощи в связи с празднованием Дня Победы, с проведением Дня пожилого человека и Дня инвалида, на оказание единовременной материальной помощи неработающим пенсионерам.

Субсидии Пенсионного фонда России субъектам Российской Федерации являются серьезным стимулом для расширения социальных программ, направленных на реальное улучшение качества жизни наиболее социально уязвимых категорий пенсионеров и инвалидов.

Одной из основных социальных программ реализуемых ПФР является Материнский (семейный) капитал. С 1 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Данным законом определено такое понятие, как материнский семейный капитал, получить который имеют право семьи, родившие (или усыновившие) второго или последующего ребенка после 1 января 2007 г.

Получить материнский капитал можно только один раз. Сумма материнского капитала первоначально была установлена 250 тыс. руб. Последующие годы действия этой программы сумма выплат индексировалась, но в 2016 г. Правительством и Госдумой было принято решение не проводить индексацию предусматриваемой по сертификату суммы - сейчас она составляет 453 026 руб. (Таблица 2).

Таблица 2 - Размер Материнского (семейного) капитала

Размер капитала (в руб.)

Сертификат можно использовать в следующих направлениях:

1. Улучшение жилищных условий:

· покупка жилья;

· постройка нового жилья;

· реконструкция жилья (при этом обязательно увеличить общую жилую площадь дома).

2. Дать возможность всем детям в семье воспользоваться образовательными услугами (включая проживание в общежитии при образовательном учреждении, оплату дошкольных образовательных учреждений).

3. Сформировать накопительную часть пенсии женщины, которая родила или усыновила второго (третьего, четвертого и последующего) ребенка.

4. Использовать средства по сертификату на социальную адаптацию детей-инвалидов.

Из отчета по материнскому капиталу за 2014 г. количество семей, полностью использовавших материнский (семейный) капитал, составило 2 749 629 ед. (Таблица 3).

Таблица 3 - Отчёт по Материнскому (семейному) капиталу за 2014 год

Наименование показателя

Значение

Размер материнского (семейного) капитала

429 408,5 руб.

Количество выданных сертификатов на материнский (семейный) капитал

Количество семей, полностью использовавших материнский (семейный) капитал, за весь период

270,9 млрд. руб.

Объём средств, перечисленных на осуществление выплат по направлениям использования материнского (семейного) капитала

1 031,5 млрд. руб.

В 2016 г. Пенсионный фонд России продолжит выдачу государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, а также выплату средств материнского капитала. В соответствии с бюджетом ПФР на эти цели в 2016 г. будет направлено 304,3 млрд. руб.

В пределах бюджетных ассигнований на 2016 г. учтены средства на предоставление в 2016 г. единовременной выплаты в размере 20 тыс. руб. (4,2 млрд. руб. исходя их численности 209,4 тыс. чел.). На сегодняшний день свыше 6,5 млн. семей в России получили в ПФР сертификат на материнский капитал, более 3,3 млн. из них полностью распорядились его средствами.

В 2015 г. Пенсионный фонд продолжил выплачивать средства пенсионных накоплений. Если гражданин уже является пенсионером или имеет право на назначение пенсии и при этом имеет средства пенсионных накоплений, то ему следует обратиться в ПФР за соответствующей выплатой. Если гражданин формирует свои пенсионные накопления через негосударственный пенсионный фонд, то с заявлением следует обратиться в соответствующий НПФ. Важно отметить, что с 2015 г. вносятся изменения в сроки обращения за назначением единовременной выплаты. Напомним, если при выходе на пенсию объем пенсионных накоплений гражданина в общей сумме его пенсии составляет пять или менее процентов, пенсионные накопления выплачиваются в виде единовременной выплаты. С 2015 г., если гражданин получил свои пенсионные накопления в виде единовременной выплаты, следующая единовременная выплата может быть произведена ему не раньше, чем через пять лет. Данное изменение в первую очередь касается участников Программы государственного софинансирования пенсии, являющихся пенсионерами.

Единовременные денежные выплаты пенсионерам осуществляются следующим категориям застрахованных лиц:

· гражданам, претендующим на пенсионные выплаты в связи с потерей кормильца;

· лицам, получающим пенсию по инвалидности, нетрудоспособным пенсионерам по причине болезни;

· гражданам, не имеющим прав на пенсионное обеспечение в связи с отсутствием трудового стажа, но попадающим под действие государственного пенсионного обеспечения в виде социальной пенсии.

С 1 февраля на 7% проиндексированы размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) федеральным льготникам (ветераны, инвалиды, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, Герои Советского Союза и России, Герои Социалистического Труда и др.). Это повышение касается более 15 млн. федеральных льготников. Пенсионная реформа 2015 г. очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации. С 1 января 2015 г. действует новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования - так называемая «новая пенсионная формула». Трудовая пенсия трансформируется в два вида пенсий: страховую и накопительную. Для расчета страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл), которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Чтобы получить право на назначение страховой пенсии по старости, необходимо иметь 30 и более пенсионных баллов, однако, эта норма в полной мере начнет действовать с 2025 г., а с 2015 г. достаточно будет иметь 6,6 баллов. Меняются и требования к минимальному стажу для получения права на пенсию по старости. С нынешних 5 лет он вырастет до 15 лет. Однако, как и в случае с пенсионными баллами, предусмотрен переходный период: в 2015 г. требуемый минимальный стаж составит 6 лет и будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться - по 1 году с каждым годом. Стоит отметить, что в новой пенсионной формуле, помимо периодов трудовой деятельности, баллы также будут начисляться за социально значимые периоды жизни человека, такие как военная служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком, период ухода за ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет и др. С 1 января 2015 г. стоимость пенсионного балла составляет 64,1 рубля, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии - 3 935 руб.

С 1 февраля 2016 г. страховые пенсии неработающих пенсионеров увеличились на 4%. Вместе со страховой пенсией на 4% проиндексирована и фиксированная выплата к ней (аналог бывшего фиксированного базового размера).

В результате индексации средний размер страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты составляет 13,1 тыс. руб.

С 2015 г. индексация страховых пенсий осуществляется через индексацию стоимости пенсионного балла. С 1 февраля 2016 г. его стоимость увеличилась на 4 процента: с 71 руб. 41 коп. 74 руб. 27 коп.

Граждане 1967 г. рождения и моложе имеют возможность выбрать вариант формирования пенсионных прав: либо формировать страховую и накопительную пенсии, либо выбрать формирование только страховой пенсии. Выбор варианта будет напрямую влиять на количество пенсионных баллов, которое гражданин может набрать за год. Если гражданин формирует только страховую пенсию, максимальное количество баллов, которое он может заработать за год, - 10. Если гражданин формирует и страховую, и накопительную пенсии - 6,25. При выборе соотношения процентов формирования страховой и накопительной пенсий следует помнить о том, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством не ниже уровня инфляции. Средства же накопительной пенсии инвестирует на финансовом рынке выбранный гражданином негосударственный пенсионный фонд или управляющая компания. Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования, может быть и убыток от инвестирования. В этом случае к выплате гарантируется лишь сумма уплаченных страховых взносов.

Таким образом, пенсионное обеспечение является серьезным вопросом в настоящее время не только в России, но и во многих других государствах, когда прежние принципы уже не работают и необходимо искать новые пути решения возникающих проблем . Поэтому реформирование пенсионной системы, является неотъемлемым для обеспечения достойной старости населению страны.

Научные руководители:
Калинин Николай Васильевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и информационных технологий управления Тульского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Тула, Россия
Медведева Татьяна Вячеславовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и информационных технологий управления Тульского филиала РЭУ им. Г . Плеханова , г . Тула , Россия

  • Базанова Диляра Имангазиевна , бакалавр, студент
  • Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
  • ДОХОДЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
  • ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ
  • ДЕФИЦИТ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
  • РАСХОДЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
  • ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА 2015 ГОДА

В статье рассмотрены основные проблемы пенсионной системы страны, проанализирован бюджет Пенсионного Фонда РФ, сделаны выводы о финансовой устойчивости Пенсионного Фонда, а также предоставлены возможные варианты решения проблем пенсионной системы.

  • Совершенствование формирования фонда капитального ремонта в многоквартирных домах
  • Нормативно-правовое регулирование вопросов оценки качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг в России

Действующая пенсионная система сложилась, когда экономические отношения базировались исключительно на государственной (общенародной) собственности и государство жестко регулировало все сферы жизни общества и народного хозяйства . Состояние действующей системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации представляет одну из острейших социально-экономических проблем. .

Проблема нехватки денежных средств в бюджете Пенсионного Фонда для финансирования страховых пенсий текущим пенсионерам обусловлена серьезной демографической ситуацией в стране. Число пенсионеров с каждым годом растет при сокращении работающей части населения, что приводит к нарастанию нагрузки на трудоспособное население. В России на одного пенсионера приходится 1,7 работающего, что говорит о масштабных диспропорциях. Это положение объясняется особенностями российской пенсионной системы, среди которых можно выделить: низкий пенсионный возраст, высокую долю льготников, возможность получения пенсии для работающих пенсионеров . Наличие многочисленных льгот по возрасту ставит трудящихся в неравные условия, приводит к ситуации, когда лица, независимо от продолжительности срока уплаты взносов и их величины, получают пенсию большего размера в течение более длительного периода .

Значительной проблемой является и теневая занятость. Зарплаты, выдаваемые в конвертах, приводят к недостаточному поступлению страховых взносов в бюджет Пенсионного Фонда.

Повышение количества пенсионеров объясняется и большим количеством досрочных (льготных) пенсионеров, которое также с каждым годом растет. Поэтому, на Пенсионный фонд возлагается большая финансовая нагрузка и по выплате досрочных пенсий лицам, еще не достигшим пенсионного возраста. Все эти «дыры» в пенсионной системе страны ведут к тому, что пенсионеры получают низкие пенсии. Доходы пенсионеров хронически отстают от уровня цен . Коэффициент замещения зарплаты пенсией сегодня в среднем равен около 40%, в 2050 году может упасть до 25%.

Пенсионная система России находится в критическом состоянии, и нуждается в эффективных мерах по стабилизации финансового состояния. Для того чтобы дать конечную оценку о финансовой устойчивости Пенсионного Фонда РФ, следует провести анализ формирования и расходования бюджета Фонда.

В 2012 году доходы Пенсионного Фонда составили 5,890 трлн. руб., в 2013 году – 6,388 трлн. руб., в 2014 году – 6,159 трлн. руб. . Суммарные доходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного Фонда за 2014 год составили 83,6 млрд. рублей, из них страховых взносов поступило 33 млрд. рублей, что на 481,7 млрд. рублей меньше, чем в 2013 году. Снижение поступлений страховых взносов на накопительную часть пенсии в 2014 году связано с изменением законодательства об обязательном пенсионном страховании, в соответствии с которым принято решение о направлении всех страховых взносов по индивидуальному тарифу на финансирование страховой части трудовой пенсии .

В большей степени бюджет Пенсионного Фонда формируется за счет неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Безвозмездные поступления составляют почти половину доходов Пенсионного фонда в 2012-2013 гг., а в 2014 гг. доля безвозмездных поступлений уменьшается. Наибольшую долю в составе всех безвозмездных поступлений составляют межбюджетные трансферты из федерального бюджета (около 99%). Данный факт подтверждает важность государственного финансирования. Если государство в дальнейшем будет уменьшать предоставление межбюджетных трансфертов фонду, то лишь на страховых взносах граждан Пенсионный фонд не выстоит.

Наибольшая доля из всех налоговых и неналоговых доходов – это страховые взносы на обязательное социальное страхование (98–99%). Таким образом, основными источниками формирования бюджета Пенсионного Фонда являются страховые взносы на обязательное социальное страхование и межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

В течение 2010-2013 гг. наблюдалась тенденция увеличения доходов Пенсионного Фонда, а в 2014 г. – понижение. По дальнейшим прогнозам, в 2015-2017 гг. ожидается увеличение доходов Пенсионного Фонда (рис.1).

Рис. 1. Динамика доходов Пенсионного фонда в 2010–2017 гг.

В 2011 г. по сравнению с 2010 г. доходы Пенсионного Фонда выросли на 14%, в 2012 г. – на 12 %, в 2013 г. – на 8,5 %, а в 2014 г. снизились на 4% (рис.2). Повышение доходов в 2010-2013 гг. объясняется ежегодной индексацией заработной платы, что ведет к увеличению суммы страховых взносов. Снижение доходов Фонда в 2014 г. связано с новой пенсионной реформой 2013-2015 гг., так как именно в этот период некоторая часть населения начала заключать договора с негосударственными пенсионными фондами и, следовательно, переводить свои накопления из Пенсионного фонда в соответствующие организации. Другой причиной уменьшения доходов Пенсионного Фонда в 2014 году является снижение страховых поступлений на накопительную часть пенсии и уменьшение безвозмездных поступлений. Ожидается увеличение доходов в 2015 году на 16%, так как в связи с новой пенсионной реформой с Пенсионного Фонда снимается ответственность по выплате накопительной части пенсии, что улучшит его финансовое положение. В 2016-2017 гг. планируется дальнейшее увеличение доходов Пенсионного Фонда, но темпы роста ниже, чем в 2015 году.

Рис. 2. Темп роста доходов Фонда в 2011–2017 гг.

Важно также проанализировать отклонение утвержденных бюджетов от их фактического исполнения. В 2011-2013гг. фактические данные немного превышают показатели на бумаге, но в 2014 в бюджет поступило меньше средств, чем планировалось (таблица 1).

Таблица 1. Доходы бюджета Пенсионного фонда (млрд. руб.)

На основе анализа формирования средств Пенсионного Фонда вытекают следующие выводы. Во-первых, в 2012-2013 году доходы Пенсионного Фонда стабильно росли, что связано с увеличением суммы страховых взносов, а в 2014 году доходы снизились в силу причин, связанных с пенсионной реформой 2015 года, а также с уменьшением безвозмездных поступлений. Во-вторых, в 2015-2017 гг. прогнозируется повышение доходов Пенсионного Фонда по ожиданиям того, что пенсионная реформа 2015 года будет показывать положительные результаты.

Следующий шаг исследования состоит в анализе расходования средств Пенсионного Фонда. В 2012 г. расходы Фонда составили 5,451 трлн. руб., в 2013 г. – 6,378 трлн. руб., в 2014 г. – 6,190 трлн. руб. . Наибольшая доля расходов Фонда приходится на реализацию социальной политики (98%). Наибольший удельный вес в расходах на реализацию социальной политики составляют расходы на пенсионное обеспечение (более 80%).Следующее место в структуре расходов на реализацию социальной политики занимает социальное обеспечение населения (6-7%).

В 2014 году Пенсионный фонд обеспечил выполнение всех мероприятий по повышению уровня пенсионного обеспечения. Пенсии были повышены около 41,5 млн. пенсионеров. В целом за 2014 год пенсии увеличились на 8,6%. На пенсионное обеспечение в 2014 году направлено 5,4 трлн. рублей, что на 161,6 млрд. рублей больше, чем в 2013 году. Материнский (семейный) капитал на 2014 год установлен с ростом на 5% в размере 429 408,5 рублей. Расходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного фонда за 2014 год составили 22,1 млрд. рублей (в 2013 году – 391,7 млрд. рублей) . Таким образом, в течение 2011-2013 гг. расходы увеличились, в 2014 году, наоборот, понизились. По прогнозам, в 2015-2017 гг. ожидается увеличение расходов (рис.3).

Рис. 3. Динамика расходов Пенсионного фонда в 2010 – 2017 гг.

В 2011 г. расходы выросли на 15,8 %, в 2012 г. – на 10,8%, в 2013 г. – на 17 %. Это объясняется аналогичной ситуацией, что и с доходами Пенсионного Фонда (рис. 4) В связи с инфляцией повышается и прожиточный минимум пенсионера, что ведет к повышению размера пенсий в среднем по стране. Соответственно, растут расходы. В 2014 году расходы Пенсионного Фонда снизились на 3% по причине резкого сокращения расходов по накопительной составляющей бюджета Пенсионного Фонда в этот период . По прогнозам, в 2015 году ожидается увеличение расходов на 25,5%, так как Пенсионный фонд в 2015 году будет продолжать мероприятия по улучшению пенсионного обеспечения. Размер страховых пенсий будет исчисляться по новой пенсионной формуле, в связи с чем среднегодовой размер страховой пенсии в 2015 году составит не менее 11 970 рублей, что соответствует 167,2% к прожиточному минимуму пенсионера . Прогнозируется, что в течение 2015 года численность пенсионеров, получающих пенсию по линии ПФР, увеличится более чем на 600 тысяч человек – с 42,1 млн. человек до 42,7 млн. человек . В 2016-2017 гг. прогнозируется уменьшение темпа роста расходов: в 2016 г. – увеличение на 0,42%, в 2017 г. – увеличение на 5,14% (рис. 4).

Рис. 4. Темп роста расходов Фонда в 2011 – 2017 гг.

Следующим шагом анализа является сравнение утвержденных бюджетов и их фактическое исполнение. В 2011-2013 гг. фактические расходы больше утвержденных в законе, но уже в 2014 г. ситуация изменяется в противоположную (таблица 2).

Таблица 2. Расходы бюджета Пенсионного фонда (млрд. руб.)

На основе анализа расходования средств Пенсионного вытекают следующие выводы. В течение 2010–2013 гг. расходы Пенсионного Фонда увеличивались, что было связано с повышением уровня прожиточного минимума пенсионера, и следовательно, с увеличением размера средней трудовой пенсии по стране. В 2014 году расходы Пенсионного Фонда уменьшились, так как сократились расходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного Фонда в этот период. По прогнозам, в 2015-2017 гг. расходы Пенсионного Фонда будут увеличиваться, так как мероприятия по улучшению пенсионного обеспечения будут продолжаться.

Анализ формирования и расходования средств бюджета позволяет сделать заключение о финансовой устойчивости Пенсионного Фонда. Одной из значительных проблем Пенсионного Фонда является дефицит бюджета. Период 2011-2012 гг. характеризовался профицитом бюджета, но в 2013 г. он резко уменьшился с 439,14 млрд. руб. до 9,84 млрд. руб. В 2014 г. Фонд столкнулся с дефицитом в – 31,06 млрд. руб. Утвержденный бюджет 2015 г. показывает опасную картину с дефицитом бюджета в - 622,98 млрд. руб. (рис. 5). Такая разница в расходах и доходах обусловлена нахождением в Пенсионном Фонде во временном размещении средств пенсионных накоплений, которые в случае вхождения негосударственных пенсионных фондов в систему гарантирования сохранности пенсионных накоплений будут переданы в соответствующие негосударственные фонды . По прогнозам, в 2016-2017 гг. ситуация стабилизируется.

Рис. 5. Дефицит/профицит Пенсионного Фонда РФ

Настоящая ситуация показывает, что пенсионная система страны нуждается в эффективном реформировании. Пенсионная реформа 2002 года не привела к положительным результатам. На данный момент проводится масштабная реформа 2015, предоставляющая ответственность гражданам в формировании своей будущей пенсии, а именно выбор, формировать накопительную пенсию или отказаться от нее. В России лишь небольшой процент населения перевел свои средства из Пенсионного Фонда в негосударственные пенсионные фонды. Большая часть осталась в «молчунах» и не заявила о желании формировать индивидуальную накопительную пенсию.

На законодательном уровне обсуждаются разнообразные меры по решению проблем пенсионной системы. Минфин предлагает поэтапно увеличивать пенсионный возраст для мужчин и женщин до 63 лет . В развитых странах высокий пенсионный возраст компенсируется высоким экономическим развитием, высоким качеством жизни, развитой инфраструктурой и довольно хорошей обеспеченностью граждан. В России экономика на стадии спада, низкая конкурентоспособность на мировом рынке, низкий инвестиционный климат, нестабильность экономики, низкий уровень жизни, высокий процент бедности, неразвитая инфраструктура, невысокие зарплаты. В такой обстановке повышение пенсионного возраста не только не приведет к решению проблемы, но разрядит еще больше социальную напряженность.

Проблемы Пенсионного Фонда нельзя решать за счет пенсионеров. Необходимо искать другие способы повышения финансовой устойчивости Фонда. Одним из эффективных решений является радикальное расширение возможностей для инвестирования пенсионных накоплений, в том числе и в иностранные активы.

На сегодняшний день Пенсионный Фонд в основном инвестирует в низкодоходные государственные облигации. Для получения более высокого дохода, есть вариант инвестирования средств Фонда в акции российских высокоприбыльных компаний и зарубежных компаний.

Проведенный анализ подтвердил несовершенства Пенсионного фонда, его зависимость от федерального бюджета и слабую финансовую устойчивость. В России продолжается реформирование пенсионной системы. Несмотря на то, что реформа 2015 г. точно продумана и рассчитана, она не будет иметь положительного эффекта, пока не будет решена демографическая проблема и проблема пассивности населения.

Слабая финансовая устойчивость Пенсионного Фонда связана не только с недоработанной стратегией Пенсионного Фонда. Причины неустойчивости кроятся в недостаточном экономическом развитии страны, в слабом контроле со стороны государства при формировании средств Фонда, в недоработанной нормативно-правовой базе в отношении пенсионного обеспечения, а также в демографической ситуации и пассивном менталитете граждан страны.

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ от 30 июля 2013 г. № 255-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год» // Справочно-правовая система «Гарант». – М.: НПП «Гарант-сервис», 2015.
  2. Федеральный закон от 14 октября 2014 № 298-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2013 год» // Справочно-правовая система «Гарант». – М.: НПП «Гарант-сервис», 2015.
  3. Федеральный закон от 5 октября 2015 № 279-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2014 год» // Справочно-правовая система «Гарант». – М.: НПП «Гарант-сервис», 2015.
  4. В Минтруде впервые публично обсудили увеличение пенсионного возраста/Финансы/Новости Newsru.com. – 22 мая 2015. – Режим доступа: http://www.newsru.com/finance/22may2015/pensvozrast.html
  5. Иноземцев В. Почему не стоит повышать пенсионный возраст/Экономика/ РосБизнесКонсалтинг. – 10 марта 2015. – Режим доступа: http://www.rbc.ru/opinions/economics/10/03/2015/54fd44189a7947cadb3d4c62
  6. Калужский М. Л., Сараев А. Р. Экономика Западной Сибири: Омская область. Учебное пособие. – М.: Директ-Медиа, 2013. – 697 с.
  7. Мониторинг центральных СМИ по пенсионной и социальной тематике. – М.: ПрессИндекс, 2015.
  8. На заседании Правительства России одобрено исполнение бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2014 год /Пенсионный Фонд РФ. – 14 мая 2015. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/press_center/~2015/05/14/90519
  9. Расходы Пенсионного фонда России в 2015 году составят 9,9% ВВП/Пенсионный Фонд РФ. – 2 декабря 2014. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/branches/kaluga/news/~2014/12/02/29247
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «flemi.ru» — Ультразвуковое обследование. Брюшная полость, голова, грудная клетка