Что должен уметь ребенок в месяц жизни. Что умеет ребенок в первый месяц своей жизни

  • Развитие по неделям
  • Грудное вскармливание
  • В первый месяц после рождения ребенок проходит адаптацию к новой жизни вне маминого организма. Это важное время и для самого малыша, и для его родителей. Давайте рассмотрим основные особенности первого месяца жизни малютки.


    Для оценки динамики развития необходимо знать рост и вес крохи при рождении

    Физиологические изменения

    О том, как выглядит новорожденный , читайте в другой статье. В организме крохи в первые недели жизни происходят значительные изменения:

    • Уходят послеродовые отеки.
    • Кости черепа становятся более крепкими.
    • У лица появляются определенные черты.
    • Изменяется зрение. Улучшает координация движения глаз и фокусировка взгляда.
    • Пищеварительный тракт адаптируется к новому питанию и заселяется полезной микрофлорой.
    • Перестраивается кровотворение и кровообращение. Несущие плодовый гемоглобин эритроциты разрушаются, а вместо них появляются новые красные клетки крови.

    Мочеиспускания у ребенка первого месяца жизни довольно частые и бывают минимум 6 раз в день. При этом моча, выделяемая крохой, практически прозрачная. Малыш в возрасте 1 месяца опорожняет кишечник до 12 раз в сутки (обычно сразу после кормлений). Его стул имеет желтую окраску и кашицеобразную консистенцию.


    Первый месяц является очень важным в жизни малыша, поэтому контакты с посторонними людьми должны быть минимальными

    Рост и вес

    На показатели веса и роста новорожденного младенца влияют разные факторы, начиная от наследственности и заканчивая здоровьем крохи. Чтобы определить, все ли в порядке с младенцем, родители и медики ежемесячно взвешивают кроху и измеряют длину его тела.

    Помимо массы тела младенца и его длины, также учитываются обхват головы малютки и окружность грудной клетки ребенка.

    Показатели новорожденных малышей являются такими:

    Сколько веса набирает малыш в первый месяц?

    В первый месяц младенец набирает в среднем 600 грамм веса. Отметим, что в норме в роддоме малютка теряет до 10% веса, с которым родился, но еще до выписки начинает набирать вес обратно и после этого нормой считают лишь прибавки в массе тела. Рост малыша за первый месяц увеличивается примерно на 3 сантиметра.


    Первое взвешивание крохи произойдет в роддоме сразу после рождения

    Показатели малышей в 1 месяц выглядят так:

    Рефлексы

    Здоровье новорожденного малыша всегда проверяют по наличию рефлексов, которые должны быть у младенца. Многие из этих рефлексов исчезают со временем, но их присутствие у новорожденного является важным признаком здоровья младенца.


    Присутствие рефлексов свидетельствует о правильном развитии ребенка

    У только что появившегося на свет малыша определяют такие рефлексы:

    1. Сосательный. Это основной рефлекс, обеспечивающий питание младенца.
    2. Хватательный. Прикоснувшись к ладошке малыша пальцем или игрушкой, вы увидите, как кроха рефлекторно его ухватит.
    3. Поисковый. При поглаживании или прикасании к щечке ребенок поворачивает голову.
    4. Плавательный. Положив кроху на животик, вы увидите, что ребенок совершает движения, похожие на плавание.
    5. Бабинского. Если провести пальцем по стопе крохи (по ее внешнему краю), ступня поворачивается, а пальцы на ней расходятся.
    6. Ходьбы. Поддерживая тело крохи так, чтобы его ноги прикасались к прочной поверхности, вы заметите, как ребенок начнет выполнять движения, похожие на ходьбу.
    7. Мора. При внезапном громком звуке малыш будет сводить и разводить ножки и руки.
    8. Бабкина. Надавите крохе на ладошку, и увидите, как малыш откроет рот и повернет голову.

    Режим

    Как такового режима у ребенка первого месяца жизни нет - кроха несколько часов спит, затем бодрствует до 30-60 минут, ест и снова засыпает. Определенный режим дня, индивидуальный для каждого младенца, формируется лишь на втором месяце жизни, а в период новорожденности ребенку все равно, ночь сейчас или день.


    Новорожденные дети спят в среднем 18 часов в сутки

    О том, что нужно делать в первые недели после рождения крохи, смотрите в телепередаче "Бэби Бум".

    Сон

    Новорожденный большую часть суток находится во сне, при этом сон малютки представлен тремя фазами:

    1. Глубокий сон, во время которого кроха спокойно и глубоко дышит, а глаза малыша закрыты.
    2. Неглубокий сон, во время которого дыхание малыша бывает сбивчивым, а ножки и ручки могут подергиваться, как и прикрытые веками глазные яблоки.
    3. Дремота, которая часто бывает во время кормлений или в период засыпания. Глазки крохи в эту фазу полузакрыты.

    В период бодрствования малютка может либо лежать спокойно, либо сообщать о своем дискомфорте плачем.

    Питание

    Пища, которая считается идеальной для новорожденного младенца – это молозиво. Так называют молоко, которое выделяется из женской груди сразу после родов и чрезвычайно богато полезными для крохи веществами. Грудное молоко по праву называют лучшим питанием для ребенка, который только что родился, ведь его уникальный состав не могут воспроизвести даже самые лучшие производители смесей.

    Кормить новорожденного младенца советуют по требованию, прикладывая кроху к груди при беспокойстве ребенка. Сначала кормлений будет очень много, но по мере роста у ребенка образуется собственный режим питания с паузами между кормлениями.

    В ситуациях, когда кормление грудью невозможно, важно подобрать крохе подходящую смесь. Для этого следует посоветоваться с педиатром и учесть все нюансы, чтобы питание не навредило еще незрелой пищеварительной системе новорожденного.

    При кормлении грудью важно проследить, чтобы младенец правильно захватывал сосок – вместе с околососковой зоной. Однако малыш все равно будет заглатывать часть воздуха, поэтому после кормления нужно помочь крохе выпустить воздух (срыгнуть).


    При естественных родах молозиво приходит быстро, после рождения крохи вы практически сразу сможете его кормить грудью

    Развитие

    Новорожденный малыш умеет пока очень мало. В период бодрствования малютка хаотично двигает руками и ножками, а на любой раздражитель, будь то мокрая пеленка или чувство голода, кроха реагирует плачем. Когда ребенок слышит резкий звук, то замирает, часто моргает и может расплакаться.

    К концу первого месяца жизни кроха умеет:

    • Улыбаться в ответ на речь взрослого.
    • Поднять голову, когда лежит на животе, удерживая ее до пяти секунд.
    • Следить за неподвижными предметами и лицом мамы, а также за движущимися крупными предметами яркой окраски.
    • Гулить. Звуки, издаваемые младенцем, похожи на «гы», «га», «гу», поэтому такой «разговор» крохи также называют агуканьем.

    О том, что происходит с малышом в первый месяц его жизни, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

    Что нужно ребенку?

    • В первую очередь младенцу после рождения нужен тактильный контакт с матерью, поэтому ребенка нужно чаще обнимать, держать на руках, гладить.
    • Чаще улыбайтесь малютке, тогда кроха быстрее порадует вас осознанной улыбкой.
    • Чтобы ребенок лучше развивался, в периоды бодрствования разговаривайте с малюткой и часто меняйте положение младенца - выкладывайте на животик, поворачивайте на бочок, носите вертикально, поддерживая голову.
    • Для лучшего развития слуха можно не только разговаривать с малышом с разной интонацией и тембром, но и включать крохе классическую музыку. Пусть ребенок слушает ее примерно десять минут ежедневно.
    • Немаловажен и правильный уход за крохой, который включает ежедневную гигиену (подмывание, умывание, очистка глаз, носика, ушек, расчесывание, стрижка ногтей), купание, прогулки, массаж, воздушные ванны.

    Начнем с определения, ибо сам термин "новорожденный " - понятие растяжимое. Если новобрачные перестают быть таковыми по окончании медового месяца, то для новорожденного срок, отведенный медицинской наукой, и того меньше и составляет, согласно указаниям Всемирной Организации Здравоохранения, всего 28 дней. 28 дней от момента рождения, еще точнее - с момента перерезания пуповины и отделения плода от матери.
    Понятно, что новорожденные весьма отличаются друг от друга и определяется это как состоянием здоровья, так и степенью доношенности. Рассуждать об умениях новорожденного , не уточнив, о каком собственно новорожденном идет речь, - дело неблагодарное, ибо между здоровым доношенным младенцем и малышом, родившимся семимесячным, - дистанция огромного размера. Поэтому договоримся сразу - предметом нашего обсуждения станет именно здоровый, родившийся в срок новорожденный , поскольку физиологические особенности детей недоношенных - тема специфическая, требующая акцента не столько на "умениях", сколько на отличиях от нормы и вытекающих отсюда особенностях ухода.
    Стартовая оценка умений, а соответственно, и состояния здоровья новорожденного проводится медицинскими работниками непосредственно в родильном зале. Итог этой оценки каждый родитель сможет обнаружить в документах, полученных при выписке из роддома, где прочитает, например: "родился 8-9 баллов по Апгар". Не все знают, кто такой или что такое "Апгар", многие уверены в том, что это некая аббревиатура и безуспешно пытаются ее расшифровать. Поясним: Апгар - это фамилия такая с ударением на первой букве "А", принадлежит она (фамилия) женщине, американскому анестезиологу. Апгар предложила шкалу, в соответствии с которой 5 основных признаков здоровья (нездоровья) новорожденного , а именно: сердцебиение, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и окраска кожи оцениваются по трехбалльной системе - получают 0, 1 или 2 балла. Так в сумме и набирается максимум 10.
    Но оценивать по Апгар - это дело людей в белых халатах. А рядовому среднестатистическому родителю как быть? Вот прибыли из роддома домой, вот собрались на семейный совет. Имеем новорожденного . Врачи сказали, что все в порядке. Но гнетут сомнения. Красный какой-то, глаза в разные стороны, ручонками машет странным образом, ножками дергает, губки выпячивает, головой вертит и вообще орет... Столпившиеся у кроватки родственники выдвигают самые разнообразные и вовсе неутешительные версии, повергающие в уныние молодых родителей и отнюдь не способствующие нормальной лактации у матери.
    И с учетом вышеописанной и очень типичной ситуации, постараемся рассказать о том, как все-таки должно быть, ибо самый надежный способ избежать стрессов - вовремя получить информацию. Есть и второй способ - попросить родственников воздерживаться от комментариев, дабы ненужные стрессы не создавать, но в рамках отечественной ментальности это задача практически нереальная.
    Начнем с органов чувств. На самом деле, по издавна заведенным правилам, оценкой работы органов чувств врач осмотр ребенка заканчивает, но именно это волнует родителей больше всего - что дитя видит, что слышит, что чувствует.
    Зрение. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко у новорожденного полностью не сформированы. Дитя ощущает лишь сам свет как таковой, т. е. отличает день от ночи, но понять, что перед ним размахивает руками именно бабушка - не в состоянии. Упомянутая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т. е. совершенно нормальное, для периода новорожденности косоглазие.
    Специфика именно новорожденного - мигательный рефлекс. Суть: сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаза - не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света - реагирует.
    Слух. Сразу после рождения несколько снижен (полость уха заполняется воздухом постепенно), но к тому моменту, как окажется дома - слышит почти как взрослые. Но не понимает и поэтому не реагирует. Если же звук достаточно громкий - вздрагивает, при этом может изменятся глубина и частота дыхания, реагируют мимические мышцы лица.
    Обоняние. На резкие запахи явно реагирует (как правило, изменением частоты дыхания), но отличить одеколон папы от духов мамы не в состоянии.
    Вкус. Вот с этим - уж точно все в порядке. Сладкое действует успокаивающе, облизывает губы, делает глотательные движения. Соленое и горькое не любит. Прекращает сосать, кривится, плачет.
    Поскольку вкус и обоняние развиты очень даже неплохо, то вполне возможны, и это надобно обязательно учитывать, отрицательные реакции на "невкусные" лекарства и средства гигиены, коими пользуется кормящая мать.
    Осязание . Развито хорошо, но неравномерно, поскольку неравномерно распределены нервные окончания. Прикосновения к лицу и конечностям воспринимает более активно, чем поглаживание спины. Ну а реагирует вполне цивилизовано - плачет от холодного и твердого, успокаивается от мягкого и теплого.
    Итак, с органами чувств мы разобрались. Теперь понемножку обо всем остальном, не менее важном.
    Кожа. Прекрасно кровоснабжается, самые мелкие сосуды (капилляры) шире, чем у взрослых (относительно, разумеется). Существенно недоразвиты потовые железы. С этими двумя факторами связана значительная чувствительность к повреждающим факторам, особенно к перегреву. Но есть и заметный плюс - очень высокая восстановительная способность - заживает все очень быстро, естественно в том случае, если устраняется повреждающий фактор.
    Мышцы. Специфическая особенность - повышение мышечного тонуса, но сами мышцы недоразвиты, особенно мышцы конечностей. Да и общая мышечная масса заметно отличается от взрослого человека и составляет всего 22-25% от веса тела, тогда как у папы с мамой - не менее 40%.
    Дыхательная система. Легочное дыхание, как известно, у плода отсутствует в принципе, обмен газов осуществляется посредством т. н. плацентарного кровообращения. Сразу же после рождения ребенок делает первый вдох, верхние дыхательные пути и легкие заполняются воздухом, - малыш начинает дышать по-человечески. Важная особенность новорожденного - узость и носовых ходов, и гортани, и трахеи, а покрывающие их изнутри слизистые оболочки очень нежные и активно кровоснабжаются. Слизистые оболочки верхних дыхательных путей легко повредить ковыряниями в носу, легко пересушить. При сухости и запыленности воздуха в большом количестве вырабатывается защитная слизь, а коль скоро все ходы узкие, то нередко возникают проблемы, когда слизь накапливается в дыхательных путях. Чихнуть новорожденный может, а вот высморкать нос - уж никак. Знать это важно именно потому, что малыш, разумеется, может дышать по-человечески (т. е. носом и без хрюканья), но только в том случае, если любящие родственники создадут ему человеческие условия - чтоб пыли было поменьше, чтоб не переусердствовать с обогревателями, чтоб вовремя проветрить детскую комнату.
    Нормальная частота дыхания для новорожденного ребенка колеблется в пределах 40-60 дыхательных движений в минуту.
    Сердечно-сосудистая система. Сразу же после рождения прекращается плацентарное кровообращение. Работа сердца и сосудов существенно изменяется. Наполняются кровью легкие, перестают функционировать и закрываются некоторые сосуды и отверстия (через них у плода осуществлялся кровоток в обход легких). Сердце новорожденного - один из самых здоровых органов, оно весьма устойчиво и к нагрузкам, и к нехватке кислорода. Частота сердечных сокращений колеблется от 110 до 140 ударов в минуту, и колебания эти происходят постоянно - практически любое внешнее воздействие серьезно изменяет частоту пульса.
    Система пищеварения. Ребенок рождается с очень хорошо развитыми жевательными мышцами и относительно большим языком. Это делает возможным длительное и активное сосание. А вот слюнные железы еще незрелые и самой слюны немного. Органы пищеварения растут очень быстро. Так, в первый день жизни желудок вмещает около 20 мл молока, через неделю уже 50 мл, а к концу периода новорожденности больше 100. Поскольку организм ребенка ориентирован именно на молоко, то ферменты желудка и кишечника по качественному и количественному составу ориентированы на успешное переваривание именно молока. В первые 10-20 часов жизни кишечный тракт практически стерилен, но он очень быстро заполняется микробами. Размножающиеся в кишечнике бактерии изменяют внешний вид кала - поначалу он коричневый, затем зеленовато-желтый, еще через несколько дней - светло-желтый, кашицеобразный с кисловатым запахом.
    Система выделения. Уже при рождении в мочевом пузыре есть небольшое количество мочи. В первые 3 дня жизни мочеиспускание относительно редкое - 4-5 раз в сутки - это вполне нормально. Но количество хождений по малой нужде стремительно возрастает и на второй неделе жизни составляет от 15 до 25 раз. Объем мочевого пузыря у новорожденного от 50 до 80 мл, но накапливать мочу в таком количестве дитя не умеет - 10-15 мл "собралось" и достаточно - пора менять пеленки. Что же касается самих почек, то они хоть и способны вполне успешно выполнять свои функции, но к моменту рождения недоразвиты. В связи с этим характеристики мочи новорожденного (удельный вес, реакция, содержание белка) - отличны от норм взрослого человека.
    Нервная система новорожденного имеет целый ряд особенностей, это, пожалуй, именно та система организма, что претерпевает самые большие изменения именно в течение первых месяцев жизни. И рефлексы, и возбудимость, и реакции на окружающее - меняются постоянно. Мышечный тонус больше выражен именно в мышцах, сгибающих ручки и ножки. Некоторые признаки, абсолютно ненормальные для взрослых, вполне естественны для новорожденных . Так, например, дрожание мышц конечностей (т. н. тремор) очень нежелателен для разволновавшихся бабушек, но для новорожденного- это норма. Сухожильные рефлексы (те, что врач-невропатолог определяет с помощью молоточка) у новорожденного не постоянны, ну разве что коленный определяется практически всегда и у всех.
    Но есть и совершенно особые рефлексы их так и называют "физиологические рефлексы новорожденных" . Упомянутые рефлексы обусловлены незрелостью головного мозга, они имеются у всех здоровых новорожденных, но по мере того, как мозг "созревает", они угасают и к 4-5 месяцам исчезают. Эти рефлексы может обнаружить у своего дитя каждый родитель и убедиться тем самым, в его (дитя) нормальности. Примеры:
    Хватательный рефлекс. Если поднести к внутренней стороне ладони малыша палец взрослого, дитя обхватывает его и прочно держится. Так прочно, что ребенка несложно поднять вверх над поверхностью стола.
    Рефлекс объятия. Возникает при ударе по столу, на котором лежит ребенок, при внезапном громком звуке, при похлопывании по ягодицам или бедрам. Состоит рефлекс из двух фаз. В первой - ребенок откидывается назад, плечи разгибаются, а руки разводятся в стороны. Во второй фазе рефлекса руки сходятся на груди.
    Рефлекс ползания. Если малыша уложить на животик и ладони взрослого приставить к ступням, ребенок отталкивается.
    Рефлексы опоры и автоматической ходьбы. В вертикальном положении (дитя держат под мышки) ребенок упирается ножками в пеленальный столик. А если немного наклонить его вперед возникают движения, напоминающие ходьбу.
    Перечисленными рефлексами список не ограничивается, но для родительских экспериментов приведенный перечень вполне достаточен.
    Приведенная информация позволяет нам составить вполне определенное впечатление об умениях новорожденного младенца. Малыш, хоть и кажется слабеньким и беспомощным, но умеет на самом деле очень много. Главное умение - способность отличать хорошее от плохого и сообщать об этом родственникам. Плакать и звать на помощь, когда голоден, когда испытывает дискомфорт, когда болит что-то, успокаиваться и вести себя вполне прилично, когда все устраивает. Умеет сосать и глотать, умеет справлять нужду, отличать день от ночи, тишину от шума, вкусное от горького, мягкое от твердого - не так уж и мало для человека, возраст которого определяется днями.

    Первый год жизни ребенка очень важен для каждого малыша. Он определяет дальнейшее эмоциональное и психическое, умственное и физическое развитие детей. В этот период формируются иммунитет и нервная система, организм адаптируется к окружающему миру. Новорожденный быстро растет и развивается, прибавляет в весе и росте, осваивает новые навыки. Он постепенно учится ходить и говорить.

    При этом для каждого возраста характерны новые знания и открытия. Норма веса, роста и других физических характеристик достаточно условна. Для каждого грудничка свойственны индивидуальное развитие, параметры и нормы, которые помогает определить и контролировать педиатр. В этой статье мы рассмотрим календарь развития ребенка по месяцам с рождения до года. И подробно узнаем, что должен уметь ребенок по месяцам.

    Первый месяц

    В первые недели жизни ребёнок спит 60-80% времени. На этом этапе для младенцев важно постоянное присутствие мамы рядом и своевременное кормление грудным молоком. Поэтому кормящей маме важно наладить лактацию . Особое внимание уделяется для недоношенного новорождённого, которому дополнительно назначают специальные молочные смеси.

    Несмотря на то, что кроха практически все время спит, для нормального развития важно уделять внимание прогулкам на свежем воздухе. Во время бодрствования купайтесь и принимайте ванны, делайте массаж и гимнастику для новорожденных. Кроме того, нужно приучить малыша к режиму день-ночь.

    В первый месяц жизни малыш умеет:

    • Плакать и улыбаться;
    • Узнавать голос, запах и прикосновения мамы;
    • Совершать микродвижения, активно двигать руками и ногами;
    • Различать яркие цвета, рисунок в полоску и в клетку;
    • Фокусировать взгляд на лице взрослого человека или на ярком неподвижном предмете и следить за движущимся предметом. Для развития этого навыка можно повесить в коляску или над кроваткой подвесную игрушку;
    • Произносить звуки в такт речи говорящего и различать особенности звуков;
    • Приподнимать и удерживать головку несколько секунд, лежа на животике.

    В первый месяц кроха набирает по 90-150 грамм в неделю. Таким образом к началу второго месяца жизни вес ребенка в среднем увеличивается на 0,4-0,7 кг по сравнению с массой при рождении. При этом днем он кушает каждые два часа, ночью грудничка прикладывают по три-пять раз.

    Второй месяц

    Второй месяц – стадия “оживления”, когда кроха уже начинает различать эмоции взрослых и становится активнее. Ближе к концу этого периода набор веса составляет примерно 800 грамм, а рост увеличивается на три сантиметра. В этом возрасте становится больше обхват груди и окружность головы ребенка. Кроме того, в два месяца малыш уже умеет следующее:

    • Поднимать и недолго держать голову (10-20 секунд);
    • Разводить руки в сторону и переворачиваться с бока на спину;
    • Гулить и произносить звуки “а”, “о”, “у”, сочетания “агу”, “ага” и “бу”;
    • Сосредотачивать и удерживать взгляд на неподвижном предмете, который находится на расстоянии до полутора метров;
    • Следить взглядом за предметами и пытаться дотянуться до предмета;
    • Поворачивать голову на источник звука и искать источник звука глазами;
    • Хватать и удерживать легкий предмет до 30 секунд;
    • Приподнимать грудь на несколько секунд, лежа на животе;
    • Воспринимать красный, желтый, оранжевый, черный и белый цвета.

    В два месяца у ребенка все больше развивается мимика интонации. У малыша улучшается координация движений, наблюдается речевое развитие, развитие слуха и зрения. Однако грудничок пока еще не слышит все звуки, не может фокусировать взгляд на быстро передвигающихся предметах и долго удерживать что-то руках.

    Третий месяц

    Для этого периода характерно осмысленное выражение эмоций, проявляются индивидуальные интонации голоса, начинает развиваться обоняние. Теперь грудничок может узнавать маму не только по прикосновениям, голосу или внешнему виду, но и по запаху. Кроме того, в этом возрасте формируется взаимосвязь между слухом и зрением.

    Ребенок к трем месяцам должен научиться делать следующее:

    • Управлять собственными руками;
    • Брать и удерживать игрушки в руках, подносить предметы к собственному лицу, тянуться к подвешенным игрушкам руками;
    • Переворачиваться со спины на бок, со спины на живот и с живота на спину;
    • Приподниматься на локтях, лежа на животе;
    • Уверенно держать голову , лежа на животе;
    • Смеяться в голос;
    • Фиксировать взгляд на игрушке, мелких предметах и крупном узоре, следить за движением крупных объектов;
    • Замечать предмет в положении лежа на спине, на боку и на животе, на руках у взрослого человека;
    • Вслушиваться в звук погремушки и поворачивать голову к источнику звука;
    • Смотреть на говорящего человека и вслушиваться в музыку, пение и т.д..

    Увеличиваются рост и вес ребенка. Наблюдается повышение массы тела на 700-800 грамм, рост увеличивается на 3-3,5 сантиметра. Движения рук и ног младенца становятся более координированными, а сами малыши – более подвижными. Они легко переворачиваются со спины на живот и обратно.

    Четвертый месяц

    Развитие ребенка в четыре месяца характеризуют активность и повышенная оживленность. Малыш хорошо реагирует на знакомые лица, голоса и игрушки, размахивает руками и ногами, смеется и улыбается в ответ человеку или предмету, которые узнал. Кроме того, он уже начинает узнавать и реагировать на свое имя.

    Таким образом, кроха может:

    • Узнавать знакомые лица и голоса людей, которые постоянно ухаживают за малышом;
    • Узнавать предметы и игрушки, выделять любимые;
    • Хватать и удерживать предметы, при этом хватание уже не рефлекторное, а целенаправленное;
    • Самостоятельно трясти погремушку;
    • Приподниматься на руках с опорой на ладони, лежа на животе. При этом малыш может недолго держать голову;
    • Поддерживать бутылочку при кормлении;
    • Произносить первые слоги и повторять за говорящим;
    • Прислушиваться к музыке и качать головой в такт, выделять и предпочитать конкретные мелодии;
    • Различать яркие цвета и чистые оттенки;
    • Складывать ладошки и хлопать. Кстати, научить ребенка хлопать в ладоши поможет старая игра в ладушки.

    Вес ребенка имеет прибавку в 700-750 грамм, рост увеличивается на 2-2,5 сантиметра.
    В этом возрасте заметно прогрессирует развитие слуха и зрения. Для игр начинают использовать карточки с картинками. Кстати, дети в четыре месяца хорошо воспринимают звуки, которые имитируют звуки животных.

    Пятый месяц

    В пять месяцев многие родители перемещают кроху в манеж, практикуют игры и упражнения для развития мелкой моторики. Правильные занятия ускорят развитие речи, и малыш начнет скорее говорить. Для игр выбирайте яркие цветные погремушки и музыкальные игрушки, мешочки и мягкие игрушки со специальным наполнителем для развития моторики, коврики и лоскутные одеяла.

    В этом возрасте ребенок может:

    • Узнавать игрушки и мелодии, рассматривать картинки;
    • Следить за движениями предметов и человека;
    • Произносить звуки и некоторые слоги, пытаться повторять слова за взрослым;
    • Хватать и удерживать предметы, тянуться к игрушке и трогать руками;
    • Самостоятельно занимается игрушками до десяти минут;
    • Пытаться сесть, подтягиваясь на руках;
    • Поднимать руки и ноги, лежа на спине, и рассматривать собственные части тела;
    • Различать и воспринимать до шести цветов одновременно.

    Отметим, что после пяти месяцев увеличение веса и роста ребенка снижается. Дело в том, что ребенок начинает вести более активный и подвижный образ жизни. Кроме того, в том возрасте у некоторых малышей уже прорезываются первые зубки . Как правило, это происходит в шесть-семь месяцев. Но нет ничего страшного, если они появятся раньше.

    Шесть месяцев

    Полгода – переломный возраст для грудничка. Это период появления первых зубов и введения прикорма. Ребенок становится более подвижным и самостоятельным, пытается сесть самостоятельно. Сейчас малыш может спокойно и крепко спать целую ночь. Крохе уже можно давать кубики и пирамидки для игры.

    В шесть месяцев, кроме уже приобретенных навыков, малыш умеет следующее:

    • Ищет и находит спрятанные игрушки или накрытые предметы;
    • Самостоятельно ползает и подползает к игрушке, которую видит перед собой;
    • Управляет двумя руками одновременно. Может хлопать в ладоши, брать и бросать предметы, перекладывать вещи из одной руки в другую и держать по игрушке в каждой руке;
    • Знает и произносит до 40 различных звуков;
    • Открывает и закрывает коробочки, складывает предметы;
    • Садится при помощи взрослого и начинает садиться самостоятельно.

    Для полугодовалого ребенка характерна подвижность и устойчивость рук, пальцев. Он легко распознает чувства и эмоции. В шесть месяцев начинают вводить первый прикорм. Это должны быть овощные пюре из натуральных гипоаллергенных продуктов. Подходящим вариантом является кабачок, брокколи и цветная капуста. Но это не значит, что нужно полностью отказываться от кормления грудью.

    Специалисты ВОЗ рекомендуют продолжать грудное вскармливание, пока малыш нуждается в молоке, пока продолжается лактация, при этом кормление не доставляет дискомфорта маме. Рекомендуемый возраст для завершения ГВ достигает 1,5-2 лет. При введении прикорма количество прикладываний к груди постепенно сокращается и замещается взрослой пищей. Подробный график введения прикорма для грудничка, вы найдете .

    Семь месяцев

    В этом возрасте малыш становится настоящим непоседой. Он начинает различать предметы и может показать на них. В этом возрасте кроха начинает делать первые шаги, уверенно сидит и самостоятельно ползает, в том числе и назад. Малыши в этом возрасте любят купаться. Можно приучать ребенка к плаванию и купанию, делать специальные ванночки с морской солью, хвоей и травами.

    Таким образом, в семь месяцев грудничок умеет:

    • Уверенно сидеть с прямой спиной и ползать;
    • Пить из кружки с поддержкой;
    • Вставать и стоять у опоры;
    • Ходить с поддержкой под мышки или за руки;
    • Стучать и трясти, разбирать и ломать, бросать на пол предметы;
    • Держать в каждой руке по игрушке и стучать друг о друга;
    • Показывать, где находятся глаза, нос, рот и ушки.

    К концу седьмого месяца вес ребенка увеличивается на 500-600 грамм, рост – на два сантиметра. Старайтесь следить за чистотой пола и игрушек, регулярно стерилизуйте предметы, так как малыш в этом возрасте любит все пробовать и часто засовывает в рот разные детали.

    Восемь месяцев

    Малыш умеет самостоятельно и свободно передвигаться, садиться, лазить, поэтому не оставляйте ребенка на высоте. Он с интересом рассматривает новые игрушки, может узнать на фотографии папу и маму, помахать вслед рукой. В этом возрасте кроха уже пытается кушать самостоятельно и начинает понимать, о чем его просят.

    Ребенок выполняет несложные поручения, может что-то принести и показать, легко собирает кубики и пирамидки, закрывает баночки крышками. Появляются первые осознанные слова. Как правило, это “папа”, “мама”, “дай”, “нет” и так далее. Восьмимесячные малыши любят слушать музыку, танцевать, топать ножками и хлопать в ладоши.

    Вес младенца увеличивается на 500-600 грамм, рост – на два сантиметра. В восемь месяцев в рацион грудничка должны обязательно входить мясо и творог. Они насыщают организм кальцием и укрепляют костный скелет, который еще слишком хрупкий у малыша. Не забывайте об овощах и фруктах, безмолочных кашах. Блюда для грудничка должны быть пресными, тушеными, вареными или приготовленными на пару без специй и приправ. Можно постепенно включать в рацион рыбу.

    Девять-десять месяцев

    Кроха может самостоятельно вставать и передвигаться, хватаясь и держась за стул, диван, кровать, манеж или другие крупные предметы. В этом возрасте ребенок учится ходить самостоятельно, повторяет слоги и несложные слова за взрослыми и может легко пить из чашки.

    Таким образом, ребенок умеет следующее:

    • Встает из положения сидя и садится из положения лежа;
    • Стоит и ходит с поддержкой;
    • Пытается залезть на диван или кресло, открывать ящики;
    • Самостоятельно ползает и разворачивается;
    • Знает, как собирать и куда класть игрушки;
    • Пытается достать окружающие предметы;
    • Активно проявляются эмоции и развивается речь;
    • Пробует кушать ложкой;
    • Берет мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки, рвет бумагу и мнет пластилин;
    • Знает и понимает значения слов “иди”, “сиди”, “дай”, “ложись”, выполняет легкие команды.

    В десять месяцев ребенок подражает взрослым и животным, самостоятельно играет с игрушками и уверенно держит в руках предметы, может пальцами перелистывать книжки и с помощью взрослых играть с другими детьми. Такие малыши очень любят танцевать, прыгать и хлопать в ладоши. Они понимают что нужно делать с игрушками: толкать неваляшку, катить машинку, строить башню из кубиков, нанизывать кольца на пирамидку и пр.

    Дети могут класть и перекладывать игрушки, при этом больше интересуются мелкими предметами, чем крупными. Они показывают части лица у себя, у мамы и у куклы, могут произносить названия окружающих предметов и животных. Вес на девятый и десятый месяц увеличивается по 350-400 грамм, рост – по одному сантиметру.

    Одиннадцать-двенадцать месяцев

    В этом возрасте малыш уже совсем большой и взрослый. Он активно самостоятельно передвигается, садится, ползает и встает, может пройти небольшое расстояние без опоры. Ребенок понимает простые просьбы и строгую речь, называет большинство предметов, учится говорить первые слова.

    Ребенок в год старается проявлять самостоятельность. Он сам кушает ложкой, пьет из кружки , надевает носки и обувь. Дети ярко реагируют на новую игрушку, незнакомую обстановку и чужого человека. Интересно, что малыши любят похвалу, при этом понимают, когда их ругают, и знают, что такое “нельзя”.

    Ребенок умеет утвердительно или отрицательно качать головой, захватывать бусинки. Он любит музыкальные игрушки и книжки с яркими картинками. В год малыш встает из положения на корточках и самостоятельно ходит, пользуется ложкой и чашкой, умеет жевать твердую пищу. Поэтому рацион грудничка значительно расширяется. Крохе можно давать рыбу и мясо, молочные продукты и яйца, многие овощи и фрукты, печенье. Детям начинают готовить молочные каши и легкие блюда.

    В год младенец может перешагивать препятствия и приседать, чтобы поднять предмет с пола. Он собирает и разбирает игрушки, знает, как пользоваться различными предметами (веником, молотком, телефоном). Любознательный малыш активно принимает участие в одевании, питании, чистке зубов, купании и других подобных процедурах.

    Ребенок в год понимает, что ему говорят, повторяет звуки за телевизором, взрослыми. При этом собственный словарный запас малыша составляет уже 10-15 слов. В большинстве случаев детки уже самостоятельно ходят без опоры. У ребенка формируется вкус, и он может легко отказаться от еды, которая не нравится.

    Мы рассмотрели основное развитие ребенка по месяцам до года. Оно достаточно условно, как и физические показатели. Многое зависит от воспитания, характера и темперамента ребенка. Давайте подробнее рассмотрим такие показатели, как охват головы и груди, вес и рост ребенка по месяцам.

    Физическое развитие детей до года

    Физическое развитие ребенка по месяцам до 1 года зависит от того, мальчик это или девочка, от условий питания, содержания и ухода за детьми. Для каждого свойственны персональные особенности развития. Поэтому показатели могут отличаться от нормы развития ребенка до года.

    Отклонения не свидетельствуют о проблемах в здоровье крохи. Если малыш хорошо кушает и спит, хорошо себя чувствует и активно себя ведет, поводов для беспокойства нет. Однако ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает родителям примерные данные и характеристики. Рекомендуемые нормы указаны в таблице развития ребенка по месяцам для мальчика и для девочки.

    Физические характеристики девочек до года

    Возраст Рост (см) Вес (кг) Окружность головы (см) Окружность груди (см)
    1 месяц 50,3 – 56,1 3,6 – 4,7 35 – 38,1 34 – 38,1
    2 месяца 53,5 – 59,3 4,2-5,5 36,7 – 39,8 35,6 – 39,9
    3 месяца 56,2 – 61,8 4,8 – 6,3 38 – 42,1 37,3 – 41,4
    4 месяца 58,4-64 5,4-7 39,1-42,2 38,9-43
    5 месяцев 60,8-66 5,9-7,7 40,3-43,2 40,3-44,5
    полгода 62,5-68,8 6,4-8,3 41,5 – 44,2 41,6-45,8
    7 месяцев 62,7-71,9 6-9 40,2-45,5 42-47
    8 месяцев 64-73,5 6,3-10,2 40,7-46 43-48
    9 месяцев 65,3-75 6,5-10,5 41,2-46,5 44,5-49,3
    10 месяцев 66,5-76,4 6,7-10,9 41,5-46,9 45-48
    11 месяцев 66,7-77,8 6,9-11,2 41,9-47,3 46-50,5
    1 год 68,9-79,2 7-11,5 42,2-47,6 46,3-51,4

    Физические характеристики мальчиков до года

    Возраст Рост (см) Вес (кг) Окружность головы (см) Окружность груди (см)
    1 месяц 51,2 – 56,5 3,6 – 5,1 35,5 – 39,1 34,1 – 38,9
    2 месяца 53,8 – 59, 4 4,2 – 6 37,4-41 35,7 – 40,8
    3 месяца 56,5 – 62 4,9 – 7 39 – 42,5 36,5 – 41,6
    4 месяца 58,7-64,5 5,5-7,6 40,2-43,6 38,6-44,6
    5 месяцев 61,1-67 6,1-8,3 41,2-44,6 40,1-45,7
    полгода 63-69 6,6-9 42-45,5 41,4-47,6
    7 месяцев 64,8-73,5 6,7-10 41,5-46,4 42-48
    8 месяцев 66,2-75 6,9-10,7 42-47 43,4-49,1

    Как вы относитесь к тем кто ест на ходу на улице? Сами так делаете? Вчера была свидетелем того как женщина делала делала замечание девушке которая на остановке пирожок ела, дескать это общественное место..Неприлично и т.д...Задумалась...У меня тоже часто перекус на бегу...

    444

    Альфа Самка

    Всем привет большой большой!)
    Девочки и немногочисленные мальчики, прошу совета и взгляда со стороны.
    Есть у меня друг, встречаемся с июля, многие на форуме в курсе моей личной жизни. Старше на 14 лет, холостой, обеспеченный, заботливый, иногда кажется что любящий. Следит за моим здоровьем и благополучием, опекает, проявляет чувства, которые можно было бы принять за любовь, если бы не одно но - общением с другими женщинами он себя не ограничивает.
    Отрицает этот момент, конечно, но я воробей стреляный и меня не так легко обмануть.
    И тут на горизонте появляется молодой человек, младше меня на 12 лет. Спортсмен, хоккеист основного состава нашей областной команды высшей лиги. Не даёт мне прохода, молод, горяч и все такое. Я с ним два раза сходила на матчи и один раз в кино.
    Нравится. Но разница в возрасте (((
    Момент такой, что надо или отшивать или идти дальше.
    Своего мужчину я уважаю, влюблена в него. Но эта его свобода... Я ничего с этим не поделаю. Предлагает замужество, но намекает, что физическая измена ничего не значит. А для меня ох как значит!
    И хоккеист этот ещё. Пишет и звонит постоянно, на работу ко мне приезжает по надуманным поводам.
    Запуталась я. Сдается мне, что оба этих варианта не такие уж и подходящие для меня.
    Помогите. Не сплю ночами.

    300

    Мария Проскурина

    Очень давно я собиралась написать, может кто что дельное посоветует. Потому что просто уже просто не знаю, что предпринять.
    Мы с мужем вместе уже 13 лет, двое детей. У мужа от первого брака есть взрослый сын, когда мы познакомились, ему было 12 лет, он с 7 лет живёт с папой. Мать есть, но в воспитании ребёнка с тех самых 7 лет не участвовала, они совсем не общаются, у неё своя семья. Они даже впоследствии её родительских прав лишать собирались, но не получилось, т.к. она не алкаш и не асоциальный элемент.
    Сын мужа соответственно воспитывался папой, и лето проводил у бабушки в деревне. Когда я появилась в их жизни, то сразу заняла позицию друга, потому что папа был для него и мамой, и папой, да и вообще я тогда была слишком молода даже для рождения своих детей, да и глупо было бы «строить из себя мачеху», у нас ним разница в возрасте меньше, чем с его отцом.
    Так уж получилось, что о существовании взрослого сына я узнала, уже «крепко увязнув» в этих отношениях. Тогда я даже не думала об отношениях с разведённым мужчиной, но так сложилась жизнь.
    В общем я ещё тогда замечала, что мой тогда ещё не муж склонен к гиперопеке. У него всегда в голове сидел этот комплекс, что у сына нет мамы. Я всегда считала, что это идёт ему во вред, нечего подростку формировать «комплекс сиротки». Ещё и бабушка (мама мужа) масла в огонь подливала, он от неё всегда приезжал с позицией, что он бедный сирота, и ему все должны. Гиперопека, как я считаю, всегда шла ему во вред. Например, лет в 14 он хотел с одноклассниками подрабатывать, газеты разносить, но муж «задушил» эту инициативу на корню, типа сиди дома, так безопаснее, а то по башке дадут, да у тебя и так всё есть. В результате в свободное от учёбы время он сидел за компом, играл в игрушки. Потом подсел на онлайн-игры.
    Муж, с одной стороны, был достаточно строг с ним, всё время проводил какие-то беседы, но компьютер никогда особо не ограничивал, предпочитая чтобы он сидел дома, а не шлялся где попало. В результате сын стал врать, где-то начиная со старших классов. С трудом сдал ЕГЭ и поступил на бюджет, не без финансовых вливаний со стороны мужа. Учился с горем и враньём пополам. Каждую сессию я звонила в деканат, и выясняла, что то его да экзаменов не допустили, то у него курсовая не написана. Муж ругался, сын слёзно уверял, что всё осознал, что врать больше не будет, но всё повторялось вновь. «От сессии до сессии живут студенты весело, а сессия всего два раза в год». Потом из-за несданных зачётов его отчислили, мы этот момент упустили, потому что он врал, что у него всё хорошо, да и просто стыдно было уже в деканат звонить, чай не мальчик уже. Но потом стараниями мужа его всё-таки восстановили, но пришлось взять академ, потому что пришла повестка за время отчисления. Отслужил год в армии, муж принципиально не стал отмазывать, надеялся, что армия что-то изменит. Всё это время мы жили все вместе, потом мы расплатились с ипотекой, и муж купил сыну однушку неподалёку. Пока он был в армии, дом был достроен, в квартире сделали ремонт. У нас уже и дочка родилась. Вернулся из армии. За год он возмужал, ему даже предлагали остаться служить по контракту, но решили, что надо «добить диплом». Ещё год он проболтался, но уже в отдельной квартире, а потом даже на защиту диплома не пошёл. Если бы я тогда не спохватилась (я всегда чувствовала его враньё более чутко, чем муж, видимо потому, что он мне не родной человек). Оказалось, что он даже презентация не сделал к написанному с горем пополам диплому. И вот комиссия ждёт, муж в экстренном порядке подъехал, все уже защитились, а муж краснея им стол накрывает и просит подождать, пока они презентацию подготовят. Комиссия ждёт, а они в свободной аудитории слайды клепают. Позорище, муж чуть со стыда не сгорел, прибить его там хотел. Но комиссия смягчилась, в общем защитился. Диплом в кармане, хотя знаний объективно ноль.
    Потом начались поиски работы. Было несколько попыток устроиться, но больше двух месяцев нигде не держался. Ещё и врал постоянно, что устроился, а сам дома сидел и в онлайн-игры играл.
    Потом мы с мужем переехали в новый дом, у нас сын родился, а квартиру нашу, которая досталась с потом, кровью и ипотекой, он сдавать не хотел. В результате я его уговорила переселить сына в нашу трёшку, и хоть эту однушку сдать, чтоб хоть деньги капали.
    Ну и вот итог сыну в этом году исполняется уже 26 лет. Не работает можно сказать как с армии пришёл, то есть уже 4 года. Ну были попытки, но неудачные. Я ему вакансии присылаю, он иногда даже ходит на собеседования, но у него как у детсадовцев сразу срабатывает психосоматика, он заболевает, либо что-то ему там не нравится, либо зарплата не та. Муж хотел его пристроить в Росгвардию со спецификой по его диплому, проходили полгода медкомиссию, всё это время он даже не пытался устроиться, болтался. Поработал неделю, а потом на него начали вешать материальную ответственность, ну и муж разрешил ему уволиться. Уговариваю мужа, чтобы он его к себе пристроил, но не хочет, типа его ребята будут ему поблажки делать. В итоге живёт такой завидный жених в трёшке, и девушки на него так и липнут. Сейчас вот живёт с постоянной девушкой уже год (начинали ещё в однушке). Она девчонка неплохая, работает, но она приехала из другого города, снимала комнату, а сейчас ей снимать не надо, но и условия диктовать она ему не может, т.к. живёт на его территории. А он такой весь из себя крутого строит при ней, аж смешно.
    Папа коммуналку оплачивает, продукты мешками ему возит, ну или денег на карту переводит. А большего ему и не надо, потребностей никаких. Еда, жилье и секс бесплатный. Но папе он звонит, когда деньги заканчиваются, и всё мозги пудрит, как он «ищет» работу и как тяжело устроиться молодому специалисту. Муж даже комп у него отобрал, так что теперь он не играет, и я даже не знаю, чем он целыми днями занимается, может в телевизор пялится и телефон тыкает. Вакансии я присылаю, он меня вежливо благодарит, и так день за днём. Работы вокруг море, я не понимаю КАК может молодой не парень даже уже, а мужчина сидеть целыми днями дома! И вот собственно вопрос в заголовке: как убедить, как заставить его найти работу??? Лишить содержания не вариант, муж не готов его без еды оставить, потому что тогда его девушка просто будет тратить все деньги на еду (такое уже было). К тому же был случай, муж разозлился, не давал ему денег, и он продал дорогое золотое украшение, подарок мужа. Он когда узнал, был очень обижен на сына, это было как предательство, но, цитата «не оставлять же его с голоду помирать». К слову, конечно, сейчас у нас дела идут хорошо, и содержание великовозрастного детины не сильно ударяет по бюджету, но я просто не представляю, как можно в 25 лет сидеть на попе ровно и ничего не делать. Да я даже в декрете за пять лет так умаялась, что с радостью воспринимаю возможность поработать, помочь мужу или родителям с бизнесом, хотя и нет реальной необходимости, но так скажем для души, для самореализации. Но ему нормально, он всё ждёт работу своей мечты. Хотел бы быть видеоблогером игровым или типа того. Я ему предложила начать, записать пробный ролик или что-то подобное. Но он говорит, что эта ниша уже занята. Ну а как же ещё свою лень оправдать?
    Отношения у нас хорошие, он добрый и вежливый, но патологический лгун и лентяй. Но я всё-таки надеюсь, что что-то может его замотивировать. Только вот что????

    297

    Аленка

    Все эти темы - про признаки беременности, про чихание, зуд в левой пятке, токсикоз через 3 часа после ПА, схватки на следующий день после ПА - авторы этих тем не прикалываются? Они правда существуют на свете? Т.е. у людей напрочь отсутствуют хотя бы общие познания в области физиологии?????
    Это правда, что рожать нужно точно в срок ПДР и любое отклонение - это паталогия? Это правда, что девушки с точностью до минуты знают время зачатия?

    И самый главный вопрос - у этих мамочек дети такие же?))))
    Пы.сы - смайлики не ставятся.
    Давайте коллективным разумом составим список со всеми признаками беременности)))

    239

    Наталья Серотюк

    Всем доброго дня! Давно хотела поболтать на это тему. Для меня огромную роль в жизни играют запахи. Когда я выбираю себе крема, шампуни, пены для ванн, вообщем все, что будет касаться кожи, то ориентируюсь, в первую очередь, на запах. Нравится мне, или нет. Товар может быть суперическим, но если запах мне не приятен, не возьму, исключение для вещей без запаха. А еще у меня есть несколько запахов, которые вызывают приятные воспоминания: обожаю, как пахнет матиолла (ночная фиалка) , запах навевает что -то непереносимо нежное, уютное, спокойное. Долго искала духи с подобным запахом - нашла (очень похоже) . Хранится у меня флакон духов авоновских Тудей, когда то давно сама же и дарила такие свекрови, у меня была очень хорошая свекровь (может конечно потому, что мы с ней не жили вместе, а только гостили), но это не важно, когда я беру этот флакон, то сразу вспоминаю ее. Это приятные воспоминания. На Новый год получила в подарок от мужа маленький флакончик Шанели, а одна из коллег презентовала мне крем для рук с арникой. Я не сразу стала пользоваться и тем, и другим, но когда начала, пришли воспоминания детства: так пахла моя мама: именно этими двумя запахами. Я как будто возвращаюсь в детство.(дача, вечер, мама сразу с работы едет на дачу к нам с братом, бегу к ней и ощущаю эти запахи).Люблю запах кофе, но наверное это у всех. Он ассоциируется с бодрым настроением, запах жасмина и яблок - это тоже детство - дача. Запах апельсинов и мандаринов так же бодрит и дает ощущение праздника, как у многих советских людей ассоциация: мандарины- Новый год... В принципе к сильным запахом я отношусь нормально и даже, если неприятно пахнет,могу перенести,но есть два запаха,от которых становится реально плохо, чуть ли не до обморока: запах краски (когда то в юности отравилась: несколько дней находилась в помещении, которое красили) и, прошу прощения за неприятные ощущения, запах обслюнявленных окурков, пролежавших в пепельнице пару дней. А как у вас отношения с запахами? Есть ли какие то ассоциации, воспоминания?Любимые запахи?

    156

    Развитие малыша, особенно в первый месяц жизни, очень важно. Промежутки бодрствования в этот период малы, поэтому важно построить график грудничка так, чтобы вместить необходимые занятия. Важно правильно расставить приоритеты и подобрать занятия, которые будут направлены и на психомоторное развитие, и на физиологическое развитие, и на развитие органов чувств.

    Что умеет ребенок в 1 месяц

    Для ребенка в таком возрасте, в первую очередь, важно постоянное присутствие мамы рядом и кормление грудным молоком. Однако нельзя забывать и о другим элементах развития, среди которых плавание, прогулки и прочее. Родителей интересует, что должен уметь ребенок в 1 месяц. Малыш к одному месяцу может:

    • Совершать микродвижения, активно двигать руками и ногами;
    • Плакать и улыбаться;
    • Узнавать голос, запах и прикосновения мамы;
    • Различать яркие цвета, рисунок в клетку и полоску;
    • Фокусировать взгляд на лице взрослого человека или на ярком неподвижном предмете;
    • Следить за движущимся предметом;
    • Произносить звуки в такт речи говорящего и различать особенности звуков;
    • Приподнимать и удерживать головку несколько секунд, лежа на животе.

    Родителям важно обеспечить правильный уход за малыша, ведь это залог успешного развития и крепкого здоровья ребенка.

    Правильный уход за ребенком в 1 месяц

    Кормление . В первый месяц важно наладить грудное вскармливание , ведь только грудное молоко на 100% удовлетворяет потребности ребенка в пище и питье. Оно содержит необходимые витамины и полезные элементы, которые обеспечивают полноценное физическое развитие малыша. Чаще прикладывайте ребенка к груди и кормите по требованию.

    В первый месяц число кормлений может достигает до 20 раз в сутки, 3-4 из которых приходится на ночное время. Не ограничивайте продолжительность кормления и не отнимайте грудь, пока малыш не наестся. Чтобы оградить ребенка от проблем со здоровьем и поддерживать лактацию на хорошем уровне, кормящей маме нужно соблюдать правила питания при грудном вскармливании .

    Сон и бодрствование. В первый месяц большую часть суток грудничок спит, сон составляет 20 часов. В моменты бодрствования ребенка нужно не только кормить, но и развивать. Играйте и гуляйте с малышом, читайте книги и рассказывайте сказки. Поводите это время рядом с грудничком, пока тот тот бодрствует. Для грудничка в первый месяц очень важен телесный и эмоциональный контакт с мамой, ведь он положительно влияет на психомоторное развитие ребенка.

    Купание благотворно влияет на физическое развитие ребенка, ведь оно укрепляет иммунитет и мышцы. Легкие упражнения в воде помогут развивать чувства равновесия и вестибулярный аппарат, распрямить пальчики, рук и ног. Регулярное купание улучшает работу внутренних органов, стимулирует кровоснабжение и стабилизирует давление. Чтобы малыш не испугался воды, в первый раз начинайте опускать его с пяток и делайте это осторожно. Начинайте купания с 10-15 минут и постепенно увеличивайте время до 40 минут.

    Важно поддерживать комфортную температуру воды и ванной комнаты, чтобы ребенок не перегрелся или не переохладился. Начинать купание нужно при 37 градусов выше нуля, затем снижайте температуру воды на 1 градус раз в четыре дня. Начинать закаливание педиатры рекомендуют не раньше 3-4 месяцев со дня рождения. Полезные упражнения с грудничков в воде вы найдете по ссылке /.

    Прогулки с новорожденным начинают уже через 7-10 дней после рождения, если на улице теплая погода. При температуре ниже 10 градусов выход на улицу лучше отложить. Первые прогулки должны составлять не более 20-30 минут. Постепенно увеличивайте время до 2-2,5 часов. Это подходящее время для прогулок в теплую и безветренную погоду. В мороз и жару время прогулок составляет до 40 минут. При жаркой погоде свыше 25 градусов тепла не гуляйте с малышом в промежутке между 11 и 17 часами, так как солнце в это время наиболее активно и опасно.

    Прогулки на свежем воздухе стимулируют кровообращение, улучшают сон и повышают аппетит, а перепады температур способствуют закаливанию. Малыш растет здоровым и добрым, малыш меньше плачет, хорошо кушает и спокойно спит. Однако важно правильно подобрать одежду. Что брать с собой на прогулку, и как одеть новорожденного по погоде, читайте .

    Гигиена важнейший элемент в уходе за грудничком. Соблюдение норм гигиены и чистота вокруг поможет избежать проблем со здоровьем у новорожденного. Купайте малыша каждый день и дважды умывайте лицо водой, протирайте глаза влажными ватными дисками, подстригайте ногти, меняйте памперсы каждые два-три часа. Важно, чтобы малыш был чистым и сухим.

    Используйте влажные и сухие салфетки, устраивайте воздушные ванны. Регулярно проветривайте комнату в отсутствии малыша и проводите влажную уборку. Не забывайте и о своей гигиене. Перед каждым кормлением обязательно мойте руки с мылом.

    Массаж благоприятно влияет на психическое и физическое развитие маленького ребенка, успокаивает и расслабляет, снимает перенапряжение и улучшает сон. Начинать массаж можно уже на 4-5 день после рождения малыша. Однако учтите, что массаж животика нельзя делать, пока не заживет пупочная ранка! Как правило, это происходит к двум месяцам.

    Физическое развитие

    С первых минут после рождения организм начинает постепенно адаптироваться к новым условиям окружающей среды. Сегодня врачи рекомендуют сразу же прикладывать малыша к груди, так как это положительно влияет и на физическое развитие малыша, и на становление лактации у матери. В первые 12 часов малышу делают прививку против гепатита В, а в течение недели – против туберкулеза. Через месяц против гепатита проводится повторная вакцинация.

    Нередко в первую неделю после рождения малыш теряет около 10% массы тела. Это нормальное явление, которое возникает из-за адаптационного периода и перестройки внутренних органов грудничка. Только ко второй неделе состояние малыша стабилизируется, он становится более спокойным и начинает постепенно набирать вес. Давайте рассмотрим подробнее показатели, которые должны быть у малыша к одному месяцу.

    Отметим, что в первый месяц жизни норма прибавки веса составляет по 90-150 грамм за неделю. Таким образом, к первому месяцу масса новорожденного увеличивается в среднем на 400-600 грамм по сравнению с массой при рождении. Как правильно рассчитать норму прибавки веса у детей до года, читайте .

    Психомоторное развитие

    У детей присутствует несколько врожденных рефлексов, среди которых сосательный, хватательный и поисковый. Так, при проведении пальцем или соской вокруг рта грудничок совершает губами сосательные движения. Кроме того, ребенок хватает то, что касается ладошки, и поворачивает голову при поглаживании какой-либо части тела.

    Когда новорожденный слышит внезапный или громкий звук, он разводит руки и ноги в стороны и сводит обратно. Лежа на животике, он совершает плавательные движения. А если взять малыша на руки так, чтобы ножки слегка касались поверхности, он станет совершать движения, имитирующие ходьбу.

    К третей неделе грудничок начинает копировать активные движения мимики мамы. Не забывайте, что интуитивно младенец чувствует эмоции взрослых. Если мама или папа чувствуют себя комфортно, то и ребенок ведет себя спокойно. Если они раздражены или злы, новорожденный становится тревожным, плачет и капризничает. А к четвертой неделе уже начинает развиваться “речь”, когда малыш издает фыркающие и пищащие звуки.

    Чтобы развивать моторику и речь, нужно регулярно разговаривать с малышом голосом, мимикой, жестами. Кроме того, важно поддерживать развитие органов чувств. Развивать зрение можно при помощи ярких и цветных игрушек, которые протягивают ребенку, вешают над кроваткой или в коляске. Для развития слуховых органов можно не только говорить с малышом, но и давать слушать музыку. Чем разнообразнее она будет, тем лучше.

    Играйте с ребенком, рассказывайте сказки и пойте песенки. Это развивает зрение и слух, моторику и концентрацию внимая, благотворно влияет на психическое состояние и самочувствие малыша.

    Развитие недоношенного ребенка

    Недоношенным считают малыша, который родился раньше 260 дня беременности. Причин преждевременных родов множество. Это и проблемы со здоровьем у мамы, неправильный образ жизни, предшествующие аборты, стрессы и т.д.

    У недоношенного ребенка можно наблюдать тонкие кожные покровы и красноватую морщинистую кожу. Внешние отличия от детей, которые родились в срок, проходят к году. Более заметны отличия не во внешних признаках. Ранние детки осваивают навыки и умения немного позже. Так, при преждевременном рождении ранее недели беременности ребенок может отставать в развитии на 1,5-4 месяца.

    В первый месяц у недоношенного ребенка наблюдаются мало развитые врожденные рефлексы и малоподвижность, вялость и пониженный мышечный тонус. Такие дети медленно набирают вес. До тех пор, пока малыш не научится питаться самостоятельно, он получает пищу через специальный зонд.

    Чтобы обеспечить правильное психомоторное и физическое развитие недоношенного ребенка, важно уделять ему повышенное внимание и тщательно наблюдать за функционированием каждого органа. При правильном уходе состояние малыша приближается к нормальному уже к 12 месяцам после рождения.

    • Попытайтесь наладить грудное вскармливание, ведь молоко мамы – лучшее средство для повышения иммунитета у недоношенного малыша. Грудное молоко придает сил, способствует набору веса и ускоряет развитие раннего ребенка. Никакая молочная смесь не заменит молоко! Поэтому если лактация уже началась, сцедите молоко и накормите малыша через бутылочку или зонд. Регулярно предлагайте грудь ребенку, чтобы развить сосательно-глотательный рефлекс;
    • Уделяйте внимание климату в комнате, следите за влажностью и избегайте сквозняков. Температура в комнате для недоношенного ребенка должна быть чуть выше. У обычных грудничков она составляет 18-24 градусов выше нуля, у недоношенных детей показатели варьируется в пределах 22-25 градусов;
    • Одевайте малыша теплее, если он весит менее 2 кг. В другом случае ребенка следует одевать также, как и обычного новорожденного;
    • Купание для детей с массой менее 1,5 кг можно начинать после двух-трех недель. В остальным случаях купать малыша можно уже на 7-10 день. Температура воды при этом должна составлять 38 градусов, а в ванной комнате – не менее 25;
    • Прогулки начинают только в теплую погоду через 12-14 дней со дня рождения. Первая прогулка должна быть короткой и составлять 10 минут, затем увеличивайте время до 1,5 часов. Во время холодов или жары выход на улицу лучше отложить;
    • Врач должен составить индивидуальный график прививок, так как в первый месяц жизни у недоношенного малыша серьезно увеличивается риск появления инфекционных заболеваний;
    • Массаж принесет неоценимую пользу недоношенному ребенку, ведь почти 50% таких деток начинают быстрее набирать вес. Легкие простые прикосновения и поглаживания положительно влияют на самочувствие и физическое состояние младенца. Массаж можно начинать уже на второй неделе жизни. А через 1-1,5 месяца начинают делать специальную гимнастику.

    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «flemi.ru» — Ультразвуковое обследование. Брюшная полость, голова, грудная клетка