Французское кружево своими руками. Кружева иглой — техника плетения и примеры. Венецианское кружево: применение в декупаже

Венецианское кружево - это чрезвычайно нежное, изящное и роскошное ажурное полотно. Его отличительной особенностью служит сочетание объемных линий и небольших деталей с участками, заполненными мелкой сеткой.

Название техники созвучно с местом, где ее разработали и впервые применили итальянские мастера (в Венеции на

Немного истории

Родина знаменитого на весь мир венецианского кружева представляет собой совсем маленький поселок, расположенный в отдалении от крупных населенных пунктов. Наверное, именно поэтому секрет создания удивительных живописных орнаментов был довольно долго скрыт от публики.

Техника венецианского кружева была разработана в конце XV, начале XVI веков. В те времена оно имело признаки каймы, то есть представляло собой длинную полоску с несложным узором и краем в виде зубцов. Его использовали, чтобы украшать воротники, манжеты, передники и платья.

С течением времени орнамент усложнялся и добавлялись новые элементы. Менялась и сама конфигурация кружевного полотна, оно становилось все шире, превратившись в полноценную ткань. Теперь из него изготавливают платья, белье, болеро, обувь, аксессуары и другие изделия.

Легенда о происхождении техники

Венецианцы с удовольствием рассказывают всем желающим о том, как было изобретено венецианское кружево. Эта легенда стала их достоянием.

Согласно повествованию, эта уникальная техника была придумана девушкой-мастерицей, которой ее возлюбленный, моряк, преподнес в качестве подарка необычную морскую водоросль. Тогда она носила название «кружево русалки».

Дожидаясь любимого из плавания и спасаясь от скуки, девушка принялась плести кружева, избрав примером необычные водоросли.

Особенности венецианского кружева

Внешний вид этого типа кружев очень специфичен: его лицевая сторона содержит выпуклые элементы (линии, узелки, серединки цветов и маленькие лепестки), а изнанка остается гладкой. В оригинале, работая над созданием очередного узора, мастерицы не использовали никакой основы. Контуром служила толстая нить, сложенная несколько раз. Она прокладывалась по линиям узора, намеченным на пергаменте, и фиксировалась на пересечениях.

Затем, применяя более тонкую нить и иглы, мастерицы заполняли промежутки между основными линиями сеткой и другими декоративными элементами. Чтобы получить объемные фрагменты, кружевницы прокладывали внутрь строчек конские волосы. Их затем очень плотно обшивали нитью, не позволяя основе проглядывать сквозь слой нитей. Этот метод носит название «стежок в воздухе».

Популярность кружева

Сегодня оригинальное объемное венецианское кружево чрезвычайно ценно, так как процесс его изготовления очень трудоемок. Конечно, высокая стоимость не служит препятствием для именитых модельеров. Они с удовольствием используют этот декор для украшения платьев, сумок и других творений.

Такие изделия неизменно выходят нежными и роскошными. В числе последних разработок знаменитого бренда Dolce & Gabbana можно увидеть немало моделей, содержащих элементы венецианского кружева.

Волшебная метаморфоза

Есть хорошая новость для любительниц повязать - техника создания венецианского кружева может быть воплощена в крючке. Благодаря новаторскому подходу к вязанию, введенному мадемуазелью Риего де Бланкардье, терпеливые и аккуратные мастерицы могут связать венецианское кружево своими руками.

Правда, полученное полотно только внешне напоминает работу итальянских энтузиастов и называется ирландским кружевом.

Это название знакомо многим, кто пытался создать крючком что-то посложнее пинеток. Чрезвычайно красивые, ажурные полотна ирландских кружев собирают из отдельно связанных мотивов и элементов. Промежутки заполняют нерегулярной сеткой из очень тонкой нити.

Более подробно о технике ирландского кружева

Ирландские или венецианские вяжут из пряжи совершенно разных цветов. Правда, классикой можно считать изготовление изделий из хлопка белого или пастельного цветов.

Элементы и мотивы могут иметь какую угодно форму:

  • Традиционные цветы.
  • Листья.
  • Завитки.
  • Птицы, рыбы и бабочки.
  • Геометрические орнаменты.

Выбранные фрагменты вяжут, стараясь придать им максимум жесткости. Формировать рельефные строчки не обязательно, но такой прием сделает полотно похожим на венецианское кружево. Схемы для вязания длинных ажурных полос также являются актуальными при работе с наборными кружевами.

Как собирать элементы в целое полотно

Когда все запланированные мотивы будут связаны, их следует разложить на выкройке будущего изделия, выполненной в натуральную величину. Размещенные элементы необходимо надежно закрепить.

Для этого выкройку накладывают на доску с набитым поролоном или на пенопласт. К такой основе очень удобно прикалывать размещенные элементы. Затем места соприкосновений мотивов сшивают иглой, а промежутки заполняют нерегулярной сеткой.

Существует масса тонкостей, присущих изготовлению ирландского кружева. В рамках данной статьи будут указаны только самые главные:

  • Ячейки сетки должны быть минимальных размеров, иначе полотно выйдет бесформенным.
  • Хорошо смотрятся полотна, в которых сетка связана из пряжи намного тоньше, чем материал мотивов.
  • Нижний край изделия, горловина, манжеты и открытые проймы обязательно должны быть обвязаны. В противном случае края быстро растянутся и не будут держать форму.
  • Следует позаботиться о том, чтобы надежно спрятать хвостики обрезанных нитей. Это можно сделать при помощи иглы.
  • Отпаривать готовое полотно нужно с изнанки.

Венецианское кружево: применение в декупаже

Элементы, характерные для техники венецианского кружева, часто используют для декорирования различных предметов. Узкие ленты наматывают или приклеивают к стеклянным вазам, цветы и листья вырезают и применяют в декупаже. В мире такой прием называют Pizzi Goffre, а на просторах рунета - венецианское кружево.

Мастер класс по его правильному использованию предложен далее. Эта техника позволяет создать объемный и очень красивый декор на самых разных поверхностях: на бутылках, шкатулках, рамках для фотографий.

Материалы и последовательность работы

Чтобы декорировать бутылку, потребуется:

  • Сама бутылка (стеклянная банка, ваза или другой предмет).
  • Отрезок кружева (новое полотно или фрагмент ненужной одежды).
  • Другой декор для декупажа (карты, салфетки с рисунком).
  • Прочный клей для соединения ткани со стеклом.
  • Клей ПВА для остальных работ.
  • Акриловый грунт и краски.
  • Лак на водной основе.
  • Акриловая шпатлевка и инструмент для ее нанесения (маленький шпатель, мастихин).
  • Кисти, салфетка для вытирания рук.

В первую очередь бутылку следует протереть обезжиривающим раствором (спиртом или ацетоном). Затем на ее поверхность наносят грунт, обычно это акриловая краска светлых оттенков.

На следующем этапе нужно вырезать участок кружева и приклеить его к боковой стороне бутылки. Когда ткань будет прикреплена к поверхности, следует тщательно проклеить ее кистью с лицевой стороны.

В таком положении работу следует оставить на сутки, чтобы она просохла.

Затем можно приступать к нанесению шпатлевки. Зачастую этот материал применяют, чтобы нейтрализовать дефекты деревянных поверхностей и облегчить декупаж. Венецианское кружево довольно объемное и плотное, поэтому нельзя надеяться только на клей. Следует подстраховаться и обработать выступающие края шпатлевкой.

Для получения небрежных неровностей этот материал можно в произвольном порядке распределить по остальной поверхности. Этот слой также должен хорошенько просохнуть (не менее суток).

Далее нужно всю бутылку полностью покрыть лаком. После его высыхания кружево следует подкрасить масляной краской, а остатки стереть влажной салфеткой. В результате краска остается только в углублениях, что придает изделию эффект старины.

На следующем этапе следует продолжить декорирование: нанести фоновый цвет, разместить розы, вырезанные из салфетки. Бумажные фрагменты нужно тщательно и аккуратно промазать кистью с клеем ПВА.

Завершение работы

После того как бутылка хорошо высохнет, ее необходимо покрыть несколькими слоями лака. Теперь изделие можно считать завершенным.

При желании перед этим этапом можно нанести двухфазный для образования декоративных трещин. Следует учесть, что его применение требует просушки работы на протяжении еще одного дня. Получившиеся трещины нужно будет подкрасить масляной краской, а затем покрыть лаком.

Хорошо смотрятся изделия в такой технике, украшенные краской с металлическим эффектом, бусинами, лентами и шпагатом.


Фриволите - особенная техника кружевоплетения . Его еще называют узелковым , челночным или французским кружевом . Почему узелковым ? Потому что выполняются изделия в технике фриволите с помощью узелков , завязанных различными способами . Почему челночное ? Потому что основный инструмент фриволите - специальный челнок . Почему французское ? Потому что название этой техники пришло к нам из Франции .

Считается что фриволите - это самый простой способ изготовления кружева ручной работы , так как требует минимального количества инструментов и материальных затрат . Что представляет собой эта техника изящного рукоделия ? Где ее можно использовать и трудно ли этому научиться ? Давайте подробнее узнаем обо всем этом .

История французского кружева

Эта техника кружевоплетения очень и очень древняя . Настолько древняя , что исследователи до сих пор не могут точно назвать родину этого рукоделия . Лишь в одном у них нет разногласий - фриволите появилось на Востоке , а уже затем попало в Европу . На Востоке такое кружево называли «макук » (челнок ), в Италии - «окко » (глазок ), в Англии - «тетинг » (плетеное кружево ), дословный перевод с немецкого «шиффхен шпитцен » тоже означал «плетение челноком », а во Франции этот вид кружевоплетения получил название «фриволите » (легкомысленный ).

В нашем языке искусство плетения челночного кружева закрепилось именно под этим названием . Непринужденная и раскованная техника не стала видом народного промысла , как, например , коклюшечное кружевоплетение , но была популярным и распространенным женским рукоделием . Пик его популярности пришелся на восемнадцатый век, когда из простых грубых нитей сначала изготавливали ажурную отделку для штор и верхней одежды , а затем сумочки , шляпки , зонтики , перчатки и прочие предметы модного гардероба светских дам.

Весьма распространенным был этот вид рукоделия и в дореволюционной Росси . Но после октября семнадцатого года челночное кружевоплетение (как и многое другое ) было объявлено пережитком буржуазного прошлого и стало считаться занятием , недостойным «освобожденной » женщины . И лишь спустя полвека началось возрождение фриволите сначала в странах советской Прибалтики (все-таки они ближе к Европе !), а потом и в остальных частях СССР .

Техника челночного кружева

В основе этой техники кружевоплетения лежит узел , завязанный с помощью специального челнока . Готовые изделия , выполненные в технике фриволите - это целая система туго завязанных узелков . Сама техника достаточно проста в освоении и доступна как опытным мастерицам , так и начинающим рукодельницам .

Для начала обучения понадобится всего два челночка , а уже затем можно использовать различные челноки для нитей различной толщины и фактуры . Сами челноки для фриволите могут иметь разные размеры и разнообразные конструкции . Изготавливают их из дерева , пластика , кости , металла и оргстекла . Челноки можно приобрести в магазинах для рукоделия или даже изготовить самостоятельно , например , из обрезков пластиковой бутылки и шпульки от швейной машинки .

Помимо челноков для изготовления французского кружева понадобятся следующие инструменты :

· вязальные крючки , которым отдельные элементы соединяются между собой ;

· игла для того , чтобы распускать «бракованные » узелки ;

· ножницы для обрезания нити ;

· фурнитура в виде бусин , бисера , стразов , пайеток и застежек для украшений ;

· сами нити , из которых плетется кружево .

Для французского кружева подойдут разнообразные нити : хлопчатобумажные , льняные , шелковые , синтетические . Главные качества нити для такого кружева - это ее хорошая скрученность , прочность и высокая степень скольжения . Для выполнения кружевных салфеток и элементов одежды используют хлопковые и льняные нити , а для украшений - синтетические . Так, например , когда плетут фриволите с бисером или бусинками , то берут капроновую нить .

Все многообразие узоров и элементов челночного кружева основано лишь на одном , главном узле , который так и называется «узел фриволите » и состоит из двух симметричных частей . Этот узел может быть прямым и обратным . Именно из прямого и обратного узла выполняются основные элементы челночного кружева : кольцо , дуга , пико . Причем кольцо может быть также полукольцом , комбинированным кольцом , кольцом в кольце . В этой технике используют самые простейшие соединения отдельных элементов : прямую сцепку и обратную сцепку .

Возможности узелкового кружева

Своими умелыми ручками с минимальным набором инструментов мастерицы фриволите творят чудеса . Выполненные в этой технике изделия настолько разнообразны и изящны , что просто диву даешься . Кроме ажурных салфеток , воротничков , шляпок и перчаток в технике узелкового кружевоплетения изготавливают бижутерию , а отдельные мотивы используют в декоративных панно и картинах . Этим кружевом украшают скатерти и покрывала , эксклюзивное постельное белье , свадебные платья и дизайнерскую одежду . Французское кружево комбинируют с такими неожиданными материалами как металл , кожа и камень . На технике челночного кружевоплетения основана и новая рукодельная техника «анкарс », где помимо узелкового кружева используются техники бисероплетения и макраме .

Кружевоплетение… зародились это искусство в глубокой-глубокой древности. Ещё в священном писании говорилось о невесомых, прозрачных, пышных покровах, коими украшали алтари и одежды священнослужители.

Древние египтяне носили одежду с кружевной каймой и вышитым по ней орнаментом. Неизвестно, носилась ли такая одежда во время исполнения обрядов или она считалась просто красивой. Но факт остаётся фактом. Первые кружева в один чудесный день были кем-то изобретены и существовали уже во времена фараонов. Это доказано благодаря не только рисункам, но и сохранившимся в пирамидах элементам одеяний.

Филейная работа (плетение сеток) известна с незапамятных времён. Украшать сетки вышивками начали не намного позднее. Но только к концу 15 в. начали появляться изумительнейшие ажурные полотна, незамедлительно ставшие мечтой, вожделенным предметом обладания для тех, кто имел возможность позволить себе подобную роскошь.

Понятие "кружево" включается 3 отдельных техники: шитьё иглой, плетение на коклюшках, и вязание крючком или на прутках. Кружевом считаются шитое и плетеное. Третий вид представляет другой технический вид - вязку, лишь в некоторых моментах грубо имитирующую плетение. Игольное шитое кружево в России не исполнялось, а плетеное кружево, наоборот, достигло широкого развития, превратившись в новый вид декоративно-прикладного искусства.


Единого мнения о стране-родоначальнице кружева, к сожалению, не существует.
Но попробуем на несколько мгновений окунуться в историю...

Некоторые историки отрицают факт зарождения кружевоплетения на Востоке, ибо (по их мнению) столь изысканное, изящное искусство могло развиваться только в романтичный, жизнерадостный, яркий период Возрождения. Где же тогда появилось первое кружевное полотно?

Французские кружева - мечты всех аристократов мира

Супруга французского короля Генриха II Екатерина Медичи выписала некоего итальянца Фидерика Винчиоло, который в 1587 году издал самый полный перечень кружевных узоров.
Кружева использовали не только для украшения женских и мужских платьев. Кружевами украшались также мебель, особенно кровати. Кружевами обшивали сапожки модниц, и даже салоны экипажей.


Кружевные манжеты, воротнички, расшитые кружевами камзолы и платья стали неотъемлемой частью гардероба знатных особ.


Французская знать чрезвычайно охотно тратили огромные суммы денег на кружевные ткани. Но так как во Франции кружева в те времена ещё не плелись, покупать их приходилось во Фландрии. Разумеется, происходил большой отток денег из страны, что абсолютно не входило в планы правительства. Но венецианские кружева были единственными тогда в мире профессионально, искуссно выполненными кружевами!


В конце XVII в были основаны французские королевские мануфактуры в городах Седан, Алансон, Кенуа, Аржантон, Реймс. Нанято для работы было 30 кружевниц из Фландрии. Они же обучали строго отобранных учениц.
Уехавших флорентийских мастериц преследовали и пытались вернуть во Флоренцию как преступниц, выдававших секреты производства кружев. Говорят, что те из них, кто отказался вернуться, внезапно и беспричинно погибли.


Обученные французские кружевницы с присущим им аристократизмом и шармом у привнесли в технику плетения кружев уникальный французский шик.

Алансонское шитьё приобрело славу во всём мире, да и по сей день оно остаётся непревзойденным по красоте и исполнению.


В Валансьене кружевницами была изобретена тончайшая узорчатая сетка. Узор не имел рельефности, поэтому одежда из такой сетки была удобна и практична.

Черное шелковое Шантильи – еще один вид кружев, изобретённый Екатериной де-Роган в 18 в.

Схемы и узоры для кружев выполняли художники - орнаменталисты. Это настоящее искусство!!! Их имена известны и по сей день, это: Франсуа Бонеме де Фалезом, Жан Берен, Луи Булонь, Франсуа Буше.

Король Англии Эдуардом III в 1363 г, защищая интересы внутреннего рынка страны, запретил ввоз в страну иноземных кружевных вуалей.


С конца 15 в. в моду входят огромные воротники фрез, словно волной окружавшие шеи модниц и модников. Края их украшались зубчиками.

"Для создания зубчиков возникло известное "punto in aere"(стежки в воздухе), а затейливые кружевницы стали делать эти зубчики шире и шире, придумывая виртуозные узоры, соединяя их тончайшими нитками, вплетая в них конский или даже.человеческий волос для придания рельефности цветочным и растительным орнаментам."

Венецианские орнаменты и узоры кружев соединялись в тончайшие нитки-связки. Такой тип кружев получил название гипюр.
Для коронации Ричарда III в 1493 году роскошные полотна кружев и гипюра были доставлены по заказу в Англию.


"Итальянские кружева отличались неповторимым изяществом и высоким художественным мастерством. За них платились баснословные деньги и вскоре во многих странах стали появляться законы, ограничивающие потребление столь дорогостоящих украшений. Художники в угоду богатым заказчикам изощрялись в изобретении новых рисунков. Кружевам давались названия и имена, самым известным был гипюр "point de rose”."


Первая половина 18в. ознаменовалась переходом к тюлевому кружеву, в коем орнамент переплетается тончайшей сетью c тюлем, образуя мелкие ячейки одинаковой формы.


"Обусловлено это изменениями, произошедшими в художественном стиле XVIII века. Невесомые и изящные орнаменты стиля рококо сменили пышный, но тяжеловесный орнамент стиля барокко.Главным кружевным центром Фландрии становится Брюссель. А вот самое популярное плетеное фламандское кружево становится известно в Европе как англеттер (английское). Объяснялось это продолжающимся запретом на ввоз импортных кружев в Англию. Но так как фламандские кружева были лучше английских,спрос на них был очень велик, и купцы прибегали к контрабанде и продавали фламандское кружево как английское."


Брюссельские коклюшечные кружева славилось тем, что фон и орнамент плелись одновременно. Пока техника не была полностью освоена - плелись такие кружева очень долго.
Но в серединв 18 в. технологию значительно упростили.


Славилось и флорентийское кружево малин. Характеризующий его орнамент типа рокайль, образовывался благодаря плотному переплетению нитей, и густым узорным сеткам общего фона. Главной отличительной чертой такой ткани являлся блестящий рельефный контур. Когда город, в котором изготавливали это кружево отошёл Франции, малин видоизменился на французский лад, но не потерял от этого своей уникальности.

Русское кружево

В России самые ранние кружева были металлическими. Их изготавливали из золотых и серебряных ниток. Для этой работы тщательно отбирались девушки из крепостных и ценились мастерицы на вес золота. Многие девушки мечтали стать кружевницами, да не многие знали как тяжело это ремесло.

Сбывшаяся мечта иной раз становилась трагедией: многие мастерицы в раннем возрасте теряли зрение из-за постоянного напряжения глаз во время работы. У всех без исключения девушек болели спины и руки. Но то, что они создавали своими руками - было восхитительно!

Помимо национального плетения, владели русские кружевницы мастерством венецианок и француженок.

Название ремесла произошло, предположительно, от слова "окружать": в России испокон веков отделывали кайму на подоле, края рукавов шитыми орнаментами.
Отличить кружева, выполненные русскими девушками от настоящих флорентийских или французских было практически невозможно.
В начале 19 века начали появляться кружевные промыслы в разных городах России.-Славились своим мастерством кружевницы из Рязани, Вятки, Вологды, Тулы.


Интересен тот факт, что в каждой области были свои техники, приемы, секреты, по коим и можно было узнать их происхождение.
Отмена крепостничества на Руси привела к резкому сокращению плетения кружев. Когда мастерство начало вновь возрождаться - отличительные черты кружева разных областей настолько переплелись, что стали практически неразличимы.

В 1883 году В Петербурге открыта была Мариинская практическая школа кружевниц. Там обучались самые способные девушки из различных губерний. Русское кружево пользовалось колоссальным успехом не только на территории России, но и во всём мире.

В тридцатых годах 19-го века произошло важное событие в мире моды. Был впервые соткан машинный тюль.

Это значительно упростило и удешевило изготовление кружев.


Машинное кружево изготавливали из хлопчатобумажных ниток, и по этой причине оно было лишено той эластичности, элегантности, пышности, упругости, невесомости и мягкости, за которые ценили кружева ручной работы.

Поэтому машина - машиной, а ручное кружево вё равно оставалось востребованным. Мода - явление уникальное, заставляющее многих скупых - становиться щедрыми, делающее из незаметных "серых мышек" - ярких элегантных красавиц… мода рождает и убивает, дарит и обделяет… поэтому сколько бы ни стоили кружева, изготовленными руками мастериц, они никогда не залёживались на прилавках модных салонов и магазинов.


При плетении бобинного кружева берётся множество нитей, каждую из них нужно наматать на отдельную коклюшку или бобину. Узор будущего орнамента предварительно рисуется на листе бумаги, после чего протыкается в тех местах, где следует вкалывать булавки, на которых будут задерживаться и скрепляться нити. Такие рисунки называют сколками.

"Кроме этого для мастерицы еще требуется подушка, на которую накалываются сколки; подушки бывают плоские, круглые, маленькие и большие, смотря по роду выплетаемого кружева. Например, в Бельгии иногда употребляют очень маленькие и плоские, скорее пяльца, чем подушки для отдельных цветов, вшиваемых потом на тюль, в Барселоне подушки очень длинные, а в Байе (Bayeux) они очень широки и применяются для производства тонкого кружева, требующего иногда до 600 коклюшек. Нити фиксируются в начале узора, хотя в процессе плетения нити можно добавлять или убирать. Для создания любой петли требуется как минимум две пары коклюшек, т.е. четыре нити.

После того, как петли сделаны, они удерживаются на месте булавками, прокалывающими сколок и прикрепляющими его к подушке.

Мотивы узора, которые можно подчеркнуть с помощью толстой нитки, обычно выполняются полотняным или ползаплетным плетением, но иногда используются и более сложные техники. После завершения плетения, кружево снимают с подушки и вынимают шпильки (булавки)."


Кружева… Веяния моды капризны и быстротечны. Но есть вещи, существующие вне времени и моды. Изящество, элегантность и красота кружева неоспоримы и вечны. Искусство рчного плетения кружев живо и по сей день, это одно из самых красивых и кропотливых занятий, какие только существуют в мире увлечений.

В сегодняшнем материале я расскажу вам как плести кружева иголкой. Инструменты, которые женщины на Руси традиционно использовали для плетения кружев, были и есть крючок, спицы и коклюшки. Но это не все. Наверное, немногие женщины знают (а уж в том, что владеют этой техникой лишь единицы, мы просто уверены!), что самые нежные и изящные кружева получаются при плетении иглой. Если вы не знакомы с подобной технологией, то самое время познакомиться!

Для работы вам потребуются

обычные катушечные нитки, мулине или шелк, тонкая швейная игла (ее толщина зависит от того, какими нитками вы будете работать), а также, если вы решите, к примеру, украшать игольным кружевом носовой платочек, тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань, например, батист.

Ход работ

Начнем с самого простого - вывязывания основы кружева на каком-либо изделии. Например, на носовом платке.

Возьмите квадратный кусок ткани и подогните его края по периметру на 2-3 мм. Затем обвяжите петлями, которые являются основой любых кружев. Технология их выполнения представлена на рис. 1-6. Ими мы обрабатываем последовательно все 4 стороны квадрата до тех пор, пока не сомкнутся начало и конец одного и того же ряда (рис. 7).

Работу следует начать, отступив 1-2 см от угла ткани. Чтобы обвязать уголок, надо тщательно обработать края подгибки, трижды пропустив иголку в одну и ту же точку. В результате у вас получатся 3 луча, которые будут расходиться так, как показано на рис. 8.

Если вы будете обвязывать игольным кружевом воротник, то основу кружева выполняйте в одном направлении, затем изделие переверните на другую сторону и провяжите узор в обратном направлении (рис. 9) - Чередуйте направления вывязывания последующих рядов.

На фото примере вы видите кружевную сетку

Это самый простой узор, который нетрудно сделать, научившись выполнять основу. Схема вывязывания этого узора - на рис. 10.

Как закреплять нити

Понятно, что в процессе работы нить имеет обыкновение заканчиваться и, чтобы использовать новую, надо освоить закрепление нового отрезка на уже готовом узоре.

Внимательно рассмотрите рис. 11-13 - и вы поймете принцип. Для более прочного закрепления новой нити следует затянуть дополнительный узелок следующим образом.

Концы нитей сложите друг с другом и, пропустив иглу через ткань так, как показано на рис. 14, завяжите дополнительный (он по счет)" - третий) узел.

Теперь острыми ножницами обрежьте концы обеих нитей в непосредственной близости от только что выполненного узла (рис. 15). Следующее наше занятие мы посвятим вывязыванию более сложного элемента - столбиков.

Бабушкино игольчатое кружево

Примеры узоров

Кстати, простые узоры можно составлять самостоятельно, для этого не нужны какие-то особенные знания. Простые комбинации размера и расположения воздушных петель позволят вам создавать свои авторские узоры.

Немного из истории. Ирландское кружево получило своё название, благодаря легенде. Считают, что ирландские моряки, скучая в плаваниях по дому, плели из верёвок различные цветы и узоры. Позже кому-то пришло в голову объединить эти узоры в одно плетение, которое и представляет собой кружево. А так как моряки, придумавшие эту технику вязания были ирландцами, то и кружево называют ирландским. Но это легенда.

Производиться ирландские кружева стали в XIX веке в Ирландии. Их орнамент был взят из гипюр XVII века. Кружева пользовались огромной популярностью в начале XX века. Их ещё называли «ренессанс». Хотя такие кружева встречались во Франции XVII века. Оттуда они пришли в Ирландию и Англию. Это очень кропотливый труд, создать вещь из мотивов ирландского кружева. Но очень красивы и эффектны с эстетической точки зрения.

Именно по эффекту, который создают вещи, связанные способом ирландского кружева, они дают фору фриволите и венскому гипюру. Кстати, иногда ирландское кружево называют венским гипюром, но это абсолютно разные вещи. Сходство с гипюром только в вывязывании отдельных элементов и последующей раскладке по выкройке. Гипюр соединяют бридами или группами брид.

Похоже, что у моряков было достаточно свободного времени, так как кружева по своей сложности и красоте предполагает наличие виртуозности. Это уже настоящее искусство. Но, если ты только решаешь начать, пусть эти слова не пугают. Ведь главное - набить руку. Это относится к рукодельницам самого широкого круга и стиля вязания. Мы просто рассмотрим технику вязания в стиле ирландских кружев, вернее одну из техник - наборное кружево.

Смысл техники в том, чтобы связать отдельные композиции, в основном это цветочные мотивы, и соединить их в одно полотно, будь это салфетка, или кофточка.

Некоторые авторы, описывающие данную технику, утверждают, что ирландское кружево может осилить только опытная вязальщица, с чем мы не согласимся. Ведь отдельные компоненты - звезды, цветы и листочки, связать под силу всем. Затем остается соединить их в одно полотно, а это уже дело времени и терпения. Если есть терпение и появляется время, для занятия вязанием, попробуй связать ирландское кружевное полотно. В любом случае оно станет предметом гордости.

Соединять отдельные элементы в общую композицию можно разными способами. И не обязательно одно полотно соединять только одним способом. Их можно комбинировать, ведь один элемент может быть удобно соединен одним способом, а для другого элемента может оказаться удобнее другой способ. Для начала рассмотрим, как можно объединить в композицию отдельные мотивы.

1. Простейшим способом соединения элементов считают привязывание их друг ко другу в процессе работы. К примеру, ты связала первый элемент, или мотив, когда заканчиваешь вязать второй, то последний ряд ввязывается с краем первого элементы. Или такой вариант. Если большие мотивы будут располагаться вокруг одного мелкого, тогда лучше связать эти большие элементы отдельно, а когда будешь вязать маленький - привязывай крупные к его краям. Конечно, этот способ хорош, когда ты связываешь полотно небольшого размера, и элементы примерно одинаковы. Но когда композиция состоит из очень разных по размеру и форме элементам, собрать всё полотно этим способом становится весьма затруднительным. Мелкие мотивы вязать и соединять очень долго и сложно. Поэтому вязальщицы, неуверенные в своей терпеливости и запасе свободного времени, лучше пусть попробуют связать крупные мотивы.

2. Более известный и используемый способ - это соединение отдельных мотивов сеткой. Принцип создания композиции - это раскладка мотивов на ровной поверхности и заполнение пустот вязаной сеткой. Когда сетка вяжется, происходит объединение мотивов в одну общую композицию. Пустоты не имеют определенной формы, поэтому вязание сотами или филейной сеткой здесь не подойдет. Скорее наоборот, сетка должна быть с произвольной формы ячейками, которые имеют произвольную форму и направление, как тебе покажется красивей. Лучше всего, когда она словно обтекает отдельные части полотна.

3. Если и этот способ слишком для тебя трудоемок, сделай ещё проще. Сначала свяжи сетку, или ажурное полотно. Поверх него привязывай отдельные мотивы. Главное, создать красивую основу.

5. Полотно, которое состоит из мотивов, которые плотно прилегают, многие рукодельницы просто сшивают нитками. При этом, конечно, просветов желательно, чтобы было поменьше. Желательно оставить от мотива кончик нити достаточно большой длины, чтобы можно было его заправить и прошить участок соединения.

6. Бриды - стежки из нитей, которыми можно соединять кружева. После этого они обшиваются швом «ришелье», или же саму сетку выполняют, как игольное кружево.

Не обязательно сразу же браться за изготовление цельного элемента гардероба по технике ирландского кружева. Ведь отдельные мотивы можно применить как декоративные элементы при отделке одежды, накладные украшения или аппликации на ткани или трикотажном изделии. Отделка юбки, платья или кофточки элементами ирландского кружева любую вещь может сделать изысканной и оригинальной.

Взгляни на рисунок. Так выглядит настоящее ирландское кружево. Это не может не впечатлять.

К выкройке такого кружева следует подойти по всем правилам швейного дела со всеми вытачками. Это важный элемент хорошего начала.

Если ты не относишься к разряду профессионалов в портном деле, и сделала выкройку самостоятельно, или же пользуешься журнальными выкройками, тогда поступить лучше следующим образом. На недорогой ткани сделать выкройку, подогнать её под себя, и по подогнанным элементам сделать окончательную выкройку, заново построив детали с учетом корректировок. Эти манипуляции могут показаться излишними, однако они на самом деле позволяют экономить массу времени и нервов, потому что корректировать изделие, когда оно представляет собой вязаное полотно - уже очень трудно. Создав, таким образом, подогнанную до идеального качества выкройку (ошибок успеешь наделать в процессе), собираем детали. Выкройка желательно должна быть сделана из плотного картона. Для сборки деталей, нужно «придумать» какую-нибудь площадку, в которую можно втыкать булавки, чтобы закреплять основу и отдельные элементы. Это может быть ровная доска, обтянутая поролоном и тканью. Выкладываем мотивы на выкройку. Некоторые мотивы могут быть уже собраны в композиции. Сразу все мотивы вязать не следует, кроме случая, когда делаешь по готовому примеру. Обычно вяжут несколько мотивов, собирают в композиции, стараясь создать удачное сочетание. Этот момент, пожалуй, и есть самым важным в ирландском вязании, потому что он не технический, или механически отработанный. Здесь присутствует искусство, творчество. И это так интересно. Если удалось создать красивую комбинацию, остальные мотивы вяжутся уже в рамках задуманной темы.

Иногда прикалывать мотивы на выкройку из бумаги не совсем удобно. В этом случае следует пришивать мотивы на ткань, предварительно нанеся на неё контуры выкройки. Существует и практика приклеивания кружев скотчем. Вязальщицы иногда крепят элементы лицевой стороной вниз, чтобы было удобнее связывать элементы сеткой. Ещё один способ - собрать небольшие завершенные композиции, которые затем легко соединить в общее полотно. К примеру, спинка и полочка.

Главное правило сшивания элементов - места соединений должны быть сшиты незаметно. Заполнив всю пространство выкройки, ты заметишь, что остались незаполненные участки которые и заплетаются сеткой. Сделав одну деталь, переходи к другой. Шов должен быть невидим, особенно в боковых и плечевых местах соединений, поэтому важно продумать эти участки заранее. Если листик или цветок заходит за край соединения, это великолепно! Ведь он как раз и закроет соединение, или же спинку можно делать с учетом, что половинка детали начинается, к примеру, на спинке, а другая заходит на полочку.

Сетка обычно вызывает больше всего вопросов у новичков. Мы уже говорили о том, что сетка может быть правильной и неправильной формы ячеек. Правильной сеткой обычно обвязываются одинаковые, или графически «правильные» детали. Неправильная, или нерегулярная сетка применяется в том случае, если мотивы очень замысловаты, имеют разный размер и форму, то есть сложные элементы. У нерегулярной сетки отсутствуют лицевая и изнаночная стороны, так как она вяжется в произвольном направлении.

Каких-нибудь определённых приемов при вязании сетки нет. Некоторые вязальщицы вяжут её сразу при соединении элементов, другие вяжут её под мотивы отдельно, затем пришивая. Вполне вероятно, что вы выработаете свой стиль крепления мотивов, свою сетку. Здесь мы изучаем только основы.

Для вязания сетки используется обычно более тонкая нить, чем та, из которой связаны мотивы. Вяжите сетку как можно туже, иначе она станет рыхлой. Элементы не должны теряться на сетке, для этого они обязываются «рачьим шагом». Разрывать нить каждый раз, когда закончила обвязывать очередной мотив совсем не обязательно. Можно перейти к следующему по изнанке.

Главное в ирландском кружеве - гармоничное сочетание. При этом можно применить на одном и том-же изделии разные варианты плетения сетки и мотивов. Запомни, что в этом виде вязание нет границ. Вместо сетки можно использовать тесьму и вязаные шнуры, связать их на нужную длину, дальше включай фантазию.

Рукодельницы, которые занимаются ирландскими кружевами постоянно, советуют слегка увлажнить и отпарить мотивы, перед тем, как собирать изделие. Отпаривать, но не отглаживать! Мотивы не должны сесть, иначе придется довязывать, а это может нарушить всю задумку, нарушив отдельные рисунки.

Элементам желательно придавать рельеф, если специально не задумана легкая тонкая вязь. Для придания объема применяют «вязание на бурдоне». Бурдон - это несколько нитей, собранных в одну, или одна более толстая нить. Он становится основой, которая обвязывается столбиком без накида, проходя сквозь вязание. Если нужно участок сделать более толстым, бурдон закладывается внутрь, если нужен более тонкий рельеф, вытягивается наружу.

Надеюсь, что такое детальное описание не слишком утомило. Однако материал вряд-ли можно считать завершенным, если не показать примеры, как можно связать отдельные мотивы.

Как вязать мотивы ирландского кружева

Итак, вяжем лист. Первый листик будет иметь плоскую фактуру. Остальные, приведенные здесь, ребристые.

По этой схеме получается листок, широкий у основания черенка и сужающийся к концу. Если сделать прибавку на арочке делают форму листа острее у черенка. Если набирать больше ВП (10-12) и обычный отступ 2СБН лист будет шире. Зубцы будут сконцентрированы спереди и ориентированы в сторону острия. Из листков такой формы легко создать один сложный лист (фото 7). Если у первоначальной цепочки уменьшить количество ВП (4-6), тогда наш листик получится значительно уже и длиннее при условии многорядного вязания. Зубцы будут располагаться на протяжении всего листа.

Ну, и здесь встает резонный вопрос - а что делать, если нужен такой мотив, как широкий лист с зубчиками по всей длине. Для этого нужно всего лишь увеличить СБН отступа. Чтобы получилась четкая и затейливая композиция, используется несколько видов листьев в одной композиции. Кто любит свободные сюжетные линии, кто строгие и даже геометрически правильные, главное, чтобы в целом это смотрелось гармонично и красиво. Для свободного сюжета рисуют эскиз с листьями разной формы и размеров. Чтобы лист получился изогнутым, вяжут разное количество СБН с одной и другой стороны. Если разница небольшой, к примеру, 1-2 или 2-3, поворот будет плавным а 1-3, это крутой поворот. На фото 9 мы видим лист, который повернут, связан согласно схемы 4. На фото 10 связан лист с поворотом в разные стороны по схеме 5. Для свободной композиции просто необходимы такие разнообразные вариации. Только так она может смотреться достаточно выразительно и эстетически завершенной. Ты сама можешь экспериментировать с различными способами вязания листов, чтобы они были изогнутыми. Можно ещё делать округлые листья и произвольные, которые сегодня ещё более популярны. Нередко в композициях можно встретить маленькие листья, которые связаны одним рядом столбиков различного размера. Чтобы композиция была выразительней и жестче, её обвязывают «рачьим шагом», или рядом СБН (схемы 6 и 7).

Так же, как вяжутся листья небольшого размера, казалось бы вязание листьев среднего размера должно стать аналогичным. Однако такой лист получится несколько рыхлым даже мосле того, как его обвяжешь. Такие листья следует вязать, СБН, ПС, С1Н с обеих сторон от цепочки ВП (фото 12, схема 8). Такой лист нужно обвязать два раза в те же самые головки столбиков. На округлых местах не забывай добавлять СБН с нужной стороны. Черенок провязывается на 6-7 ВП, в обратном направлении вяжется СБН.

В другой разновидности листа разновеликие столбики вяжутся на СБН, которые обвязываются цепочкой ВП с обеих сторон (фото 13, схема 9). Вплетите в такой лист бурдон, то есть более толстую нить, или скрученную в несколько нить, которой вяжется листок.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «flemi.ru» — Ультразвуковое обследование. Брюшная полость, голова, грудная клетка