Гендерная специфика отношений. Гендерные различия мужчины и женщины

Гендер – социальный пол, который обуславливает особенности личностного и группового поведения.

Гендерный стереотип – это эмоционально окрашенный и упрощенный образ женщины и мужчины.

Выделяют три группы стереотипов. Первая связана с закреплением профессиональных и семейных ролей. Вторая – с фемининостью и маскулинностью. А третья стереотипная группа связана с различиями (половыми) в трудовом содержании.

Мужчинам и женщинам всегда приписывают конкретный стиль поведения. «Женское» считается греховным, телесным, негативным, детородным, чувственным, вторичным. «Мужское» сопоставляется с чем-то позитивным, культурным, доминирующим, главенствующим.

Что касается трудовой деятельности, то и в ней стереотипы навели свои порядки. Мужчине ближе руководящий и творческий труд. Женщине – обслуживающий труд (деятельность, носящая экспрессивный характер).

Коснемся мужских и женских семейных ролей. Есть мнение, что мужчина не должен (как бы там ни было) полностью включаться в дела семейные, так как это является женской обязанностью.


Гендерные различия мужчин и женщин

Мозг

Уже давно не секрет, что благодаря мозговым различиям мозга мужчины и женщины заметно разные.

Женщины частенько «играют» с намеками и нередко не понимают, почему мужчины просят обо всем говорить подробно и ясно. Дело в том, что у мужской половины человечества лучше развито правое полушарие. Данное доминирование говорит о том, что они привыкли воспринимать все слова буквально и не искать в них скрытый смысл.

Зато мужской мозг на триста двадцать граммов тяжелее женского. Мужчины гордятся данным фактом.

Степень умственной женской одаренности на три с половиной процента выше мужской (несмотря на то, что средний бал интеллекта (120) одинаков и мужчин, и у женщин).

Общение

Различия в общении видны уже с малых лет. Девочки всегда разговорчивее своих сверстников – мальчиков. В общем, женщины в два раза общительнее мужчин.

Проведите эксперимент, и вы поймете, что это действительно так.

Женщины проговаривают даже собственные мысли. Им всегда хочется высказаться. Мужчины размышляют молча.

Лица мужского пола, в основном, беседуют с приятелями исключительно по делу или ради того, чтобы составить «пивную» компанию.

Женщины никогда не устают от общения. Они всегда находят повод для него. А если дамы долго молчат, то у них что – то стряслось.

Поведение

Мужчины плачут, но только тогда, когда напьются в те моменты, когда уверены в том, что их состояния никто не видит.

Женщины часто высказываются по поводу своих переживаний, планов и идей. Мужчин приходится «тянуть за язык», чтобы узнать у них хотя бы некоторые подробности того или иного дела (случая, плана и так далее).

Разрешение конфликтов

Установлено, что женщины с эмоциональными проблемами справляются легче, чем с семейными конфликтами.

Во время разгара конфликта мужчины сосредоточены на самом предмете, по вине которого разгорелась ссора. Женщины вспоминают все свои прошлые ошибки, грехи. Они больше ориентируются на чужое мнение. Чем объясняется данное поведение? Высокой степенью конформности.

Здоровье

Пересмотрите старый мультфильм про Карлсона. У него есть такая фраза: «Я – самый больной в мире человек!». Сказана она не напрасно, так как очень здорово (точно) характеризует основную массу мужчин.

У женщин – своя история. Они стараются не ныть, не говорить о болезнях и о плохом самочувствии. Они делают все, чтобы казаться сильнее, чем они есть, в мужских глазах.

Женщины частенько доверяются самолечению, народным средствам и методикам. Мужчины выбирают поликлинику и больничные коридоры, так как уверены в том, что выбрали наиболее безопасный путь.

Мужчины болеют чаще, чем женщины. Потому они и привыкли, что их опекают. Если им не уделяют должного внимания, то они начинают возмущаться, скандалить, кричать и нервничать. Подобные элементы поведения обостряют болезни, имеющиеся у мужчин.

Привычка

Женщины могут отказаться от всех привычек, если потребуется. Мужчинам гораздо сложнее расставаться с тем, к чему они привыкли. Иногда они ссылаются на отговорки типа: «Я так привык, извини!». Женщины ждут перемен от мужчин, но чаще не дожидаются их.

Привычка покушать – мужская привычка. Мужчины редко понимают тех женщин, которые «включают» силу воли и придерживаются всяческих диетических предписаний.

Хобби, увлечения

Спорт, азартные игры, автомобили, мотоциклы считаются сугубо мужскими увлечениями. Вышивание, танцы, кулинария относят к женским хобби. Современный мир сделал так, что грани увлечений «стерлись». Ведь есть такие мужчины, которые очень любят готовить. Между прочим, доказано, что мужчины – самые лучшие повара!

Любовь

Мужчина реже признается в любви, вкладывая в слова глубочайшую искренность. Он устроен не так, как женщина. У представителей мужского пола бывают романтические порывы, однако постоянно в романтической атмосфере пребывать мужчины не способны.

Женщины отказываются это понимать, поскольку обожают цветы, сладости, красивую музыку, сюрпризы, неожиданные подарки.

Секс

Многие мужчины не торопятся связывать себя брачными узами, так как бояться, что их «половинки» быстро утратят всю свою сексуальность.

Женщины торопятся выйти замуж, потому что их охватывает страх одиночества и «ненужности». Ради того, чтобы стать женой любимого человека, они исполняют все мужские сексуальные прихоти и капризы, часто имитируют оргазм.

Возможно, вы сейчас удивитесь, но факт остается фактом: сексуальные акты (отношения) мужчина воспринимает, как возможность самоутверждения и самоактуализации.

Для женщин секс является подтверждением глубоких чувств. Для мужчин – удовлетворение потребностей и получение «естественного» удовольствия.

Наряду с явными женскими признаками организма, принимается во внимание хромосомный набор, так как иногда вместе с женскими половыми органами соседствуют . Это дает спортсменкам преимущества в соревнованиях.

В настоящее время при помощи современной медицины пол можно изменить.

Гендерный признак, в отличие от полового, является социальным, общественным, приобретенным в результате воспитания. На людей оказывает большое влияние культурное бессознательное окружения. Так как гендер – явление социальное, оно претерпевает изменения одновременно с развитием социума и культуры. К примеру, еще в 19 веке считалось, что мужчина обязательно носит короткую прическу и брюки, а женщина - длинные волосы и платье. В настоящее время эти вещи не считаются признаком гендера.

Смысл понятия «гендерный стереотип»

Гендерный признак, приписываемый женщинам и мужчинам, живуч в массовом сознании. В неразвитом обществе он давит на индивидов, навязывая определенные формы социального поведения. Например, считается, что мужчина – это «добытчик», он обязательно должен зарабатывать больше жены. Считается также, что мужчина должен быть агрессивным, напористым, заниматься «мужскими» профессиями, карьеру на работе, увлекаться рыбалкой, спортом. Женщина же должна быть эмоциональной и мягкой, уступчивой и покладистой. Ей «предписывается» выйти замуж, иметь , заниматься «женскими» профессиями, основное время она должна посвящать семье.

В разных обществах гендерные стереотипы могут отличаться. К примеру, в Испании умение готовить является признаком настоящего мачо, тогда как у славян - это чисто женское занятие.

Подобные стереотипы порождают для некоторых гендерные проблемы. То есть, муж, находящийся в декретном отпуске по уходу за , жена, кормящая семью, мужчина, который увлекается вышиванием, женщина, делающая карьеру вместо замужества - все они подвергаются социальному осуждению за несоответствующее полу поведение. Таким образом, гендерный признак является социальным стереотипом, который приводит также к дискриминации по половому признаку, так как руководящие роли в обществе часто отводятся мужчинам. Многими развитыми странами проводится специальная гендерная политика: государство старается услышать проблемы своих граждан и устранить неравенство по половому признаку. В этих целях создается кодекс законов, ведущих к формированию общества, равного для всех людей.

Слово «гендер» в буквальном переводе означает «пол». Тем не менее, смысловое наполнение этих двух терминов различно. Это особенно ярко проявляется в таком понятии, как «гендерная политика».

Оба понятия – и пол, и гендер – характеризуют разделение людей на мужчин и . Но термин «пол» относится к биологическому разделению, а «гендер» – к социальному.

Различие между полом и гендером

Источники:

  • Основные механизмы гендерной политики

Бессознательное и сознательное – два эти понятия входят в концепцию в психологии, характеризующую две тесно связанные стороны представлений человека о собственной личности. Поэтому, если речь заходит о бессознательном, нельзя не затронуть и сознательное. Несмотря на то, что обычно эти аспекты личности противопоставляются, они все же формируют единое целое, хотя и работают на разных уровнях.

Инструкция

Сознание, иначе называемое сознательное, это форма, в которой предстает объективная реальность, отраженная психикой человека. Нельзя сказать, что сознательное и реальность совпадают, но можно утверждать, что между ними есть нечто общее. Именно сознательное и является связью между реальностью и бессознательным, на его основе человек формирует свою картину мира.

Бессознательное иначе называют подсознанием. Это различные процессы в человеческой психике, которые не управляются им самим, чаще всего, они вообще не осознаются и не находят отражения в разумной деятельности. Даже если поместить подсознательное в определенных его аспектах в фокус своего внимания, уловить его чрезвычайно трудно.

Бессознательное может проявляться в нескольких аспектах. В первую очередь, это неосознаваемая человеком мотивация к действию. Может быть так, что истинные причины поведения неприемлемы с точки зрения этики или социальности личности, поэтому они не осознаются. Бывает, что несколько истинных причин поведения вступают в явное противоречие, и хотя они побуждают к одному действию, часть из них располагается в области бессознательного, поэтому противоречия в голове человека не возникает.

Во вторую очередь, к бессознательным относятся различные алгоритмы поведения, которые настолько отработаны человеком, что воспринимать их даже не нужно, чтобы не занимать ресурс мозга. Третье проявление бессознательного – это восприятие. Обычно, чтобы обработать информацию об имеющейся ситуации, мозгу приходится анализировать огромный объем информации, и если бы каждое действие происходило сознательно, человек бы не смог среагировать на раздражитель. Также к бессознательным относят процессы интуиции, вдохновения, озарения и подобные явления. Они тоже базируются на накопленном в бессознательном пласте информации, который используется непонятным для сознания образом.

Первым теорию бессознательного начал разрабатывать Зигмунд Фрейд – австрийский психолог. Его заинтересовал тот факт, что неосознанные мотивации людей проявляются в снах, невротических патологиях и творчестве, то есть, в состояниях, когда человек не особенно себя сдерживает. Фрейд заметил, что противоречие между сознанием и желаниями, диктуемыми подсознанием, нередко приводит к внутренним конфликтам у человека. Метод психоанализа призван разрешить это противоречие и помочь человеку найти приемлемый выход для реализации подсознательного напряжения.

Фрейдовскую теорию подсознательно развивали австрийский ученый Карл Густав Юнг, который выявил бессознательные процессы не только одной личности, но и коллективные, а также Жак Мари Эмиль Лакан, который провел параллель между психоаналитикой и лингвистикой и предлагал лечение пациентов лингвистическими методами. С ним оказались согласны далеко не все психотерапевты, хотя в ряде случаем метод Лакана действительно приводил к успеху.

Видео по теме

Все концепции, объясняющие различия между полами, можно разделить на две большие категории: биологические и социальные.

Биологический подход исходит из того, что различия между мужчинами и женщинами объясняются генетическими и гормональными факторами, строением мозга, врожденными особенностями конституции, темперамента и т.п. Были проведены исследования:

  • 1) близнецов - по изучению наследственных черт;
  • 2) связанные с гормонально-химическими и физиологическими переменными (X. Айзенк, М. Цукерман и др.). В частности, Цукерман предположил, что гендерные различия по доминантности и агрессивности могут быть связаны с половыми гормонами. Так же пытались объяснить и различия по зрительно-пространственным способностям;
  • 3) С. Нолей-Хоекзема связывала половые различия в хромосомах со склонностью женщин к депрессии, тревожности и нейротизму.

Эволюционную концепцию дифференциации полов В.А. Геодакяна можно отнести к этому же подходу. Мужской пол играет главную роль в изменении, а женский - в сохранении популяции: мужской пол - это глина, из которой природа лепит образцы, а то, что проверено, становится мрамором - женским полом. В онтогенезе также имеются различия. Здесь уже более изменчивым, пластичным является женский пол, мужской же более ригиден. Половые различия связаны с различной степенью генетической обусловленности признаков у мужчин и женщин. Эта концепция была подтверждена экспериментами на животных, проведенными В.К. Федоровой, Ю.Г. Трошихиной и В.П. Багруновым (1981). Она может объяснить и многие половые различия в сенсомоторных и интеллектуальных функциях. Но реакция специалистов по гендерной психологии на эту концепцию неоднозначна. И.С. Клецина, к примеру, считает, что неправомерно прямо переносить эволюционно-генетические закономерности полового диморфизма на человеческую психологию и поведение, поскольку психика человека не развивается по законам биологической эволюции, а человек сам создает себе среду развития . Однако, несмотря на критику, концепция В.А. Геодакяна по-прежнему одна из самых популярных в отечественной психологии.

Социокультурный подход предполагает, что различия между полами формируются обществом.

Одна из наиболее известных в этом подходе - теория социальных ролей Элис Игли. Чтобы быть принятыми обществом, мужчины и женщины должны вести себя конгруэнтно своей гендерной роли, т.е. совокупности стереотипных ожиданий, которые общество предъявляет данному индивиду как представителю определенного пола. Одни личностные черты и характеристики поведения являются приемлемыми для мужчин, другие - для женщин. Эта теория очень популярна.

Согласно модели артефакта, разрабатываемой А. Фейнгольдом, гендерные стереотипы заставляют индивида рассматривать свои личностные характеристики как более или менее социально желательные и стремиться в самоотчетах (на которых построено большинство личностных шкал) отразить свою личность благоприятным образом. Поэтому результаты лишь подтверждают стереотипы. Модель считает артефактом лишь данные, полученные по личностным шкалам, а не поведенческие показатели, хотя и последние не свободны от влияния гендерных стереотипов.

Американские психологи Сюзанна Кросс и Лаура Мэдсон использовали идею Ш. Маркуса и С. Китаямы о "взаимозависимой" и "независимой" я-концепциях у индивидов восточной и западной культуры. На основе этой идеи они создали модель, объясняющую гендерные различия в социальном поведении. По мнению авторов, для американских женщин в целом характерна связь с другими людьми, т.е. "взаимозависимая", а для мужчин - "независимая" я-концепции. Формирование первой происходит в тесной взаимосвязи с представлением о близких людях, и их цели и потребности так же важны, как и собственные.

В независимой я-концепции главным принципом является автономия, отделение от других, а взаимоотношения с другими людьми служат лишь средством к достижению индивидуалистических целей. Чтобы достичь этой автономии и независимости, мужчины стремятся получить власть над другими.

Р. Баумейстер и К. Соммер, в целом принимая эту модель, уточняют ее; мужчины и женщины являются одинаково социальными существами, но эта социальность у них разная. У женщин она диадическая (они вовлечены в небольшое число тесных, близких взаимоотношений), а у мужчин - родоплеменная (они ориентированы и вовлечены в более многочисленные социальные связи). Данные авторы приводят следующие проявления указанной ориентации у мужчин: 1) недостаток интимности, которую успешно реализуют в своих отношениях женщины, мужчины компенсируют стремлением подчеркивать свой статус и власть; 2) получение власти для мужчин означает одновременно и расширение сексуальных контактов, а для женщин - нет: власть не увеличивает их сексуальную привлекательность; 3) мужские сексуальные желания являются более разнообразными, чем женские, т.е. также ориентированы на более широкую, чем у женщин, социальную общность.

Концепция андрогинии Сандры Бэм и Джудит Спенс, речь о которой шла выше, объясняет как наличие, так и отсутствие различий между полами.Д. Спенс и коллеги рассматривали андрогинность по показателям высокой маскулинности и высокой фемининности, а С. Бэм представила ее как баланс между этими двумя категориями. Существование индивидов с гендернотипичными чертами (маскулинных мужчин и фемининных женщин) не исключает возможности совмещения этих черт в одном типе - андрогинном, который рассматривается как выход для обоих полов; можно выбирать лучшее, что есть в качествах другого пола, и интегрировать мужские и женские характеристики. Мы уже останавливались на том, что идея андрогинии перестала быть популярной, и Бэм отказалась от нее, предложив теорию гендерной схемы.

Концепция токенизма, предложенная Розабет Кентер, постулирует, что на групповую динамику оказывает влияние пропорция представителей различных культурных категорий в группе (в частности, по гендерной и расовой принадлежности). В асимметричной группе ее члены, составляющие большинство по какому-то из указанных признаков, были названы доминантами, а те, кто количественно лишь символически был представлен в группе, - токенами (символами). В качестве последних, например, выступают 2-3 негра в школе для белых. Токены из-за своей малочисленности более заметны, более стереотипно воспринимаются, их характеристики преувеличиваются по сравнению с доминантами. Женщины в мужском деловом мире выступают в роли токенов. Отсюда разное восприятие мужчин и женщин в организациях .

Розабет Кентер обнаружила 4 неформальных роли женщин-токенов:

  • 1)"мать" - от нее ждут эмоциональной поддержки, а не деловой активности;
  • 2)"соблазнительница" - здесь токен выступает лишь сексуальным объектом мужчины с высоким должностным статусом в организации, вызывая негодование у коллег-мужчин;
  • 3)"игрушка, талисман" - милая, но не деловая женщина, приносящая удачу;
  • 4)"железная леди" - этим токенам приписывается неженская жесткость, и они особенно изолированы от группы.

Все эти роли мешают женщинам занять положение равных доминантой в группе, снижают возможности их служебного роста, и изменить эту ситуацию может увеличение их числа в организациях.

Во многих случаях различия между полами объясняются сочетанием биологических и социальных факторов, о чем не раз будет говориться в дальнейшем.

Существует несколько теорий, описывающих и объясняющих процесс усвоения гендерной роли и наличие гендерных различий.

Традиционная психоаналитическая концепция, начиная с 3. Фрейда, опирается на ведущую роль в половой дифференциации биологических факторов. Основным психологическим механизмом усвоения половой роли является процесс идентификации ребенка с родителями. В развитии личности основное внимание уделялось формированию обусловленных полом моделей поведения, связанных с сексуальной сферой. Для объяснения процесса идентификации использовались понятия "Эдипов комплекс" (у мальчиков) и "комплекс Электры" (у девочек) .

Идентификационная теория половой социализации является, по существу, теорией саморазвития, так как, в психоаналитической теории, опыт личности в семье, определяется различиями во врожденных биологических потребностях. Под влиянием этого опыта у детей формируются полоспецифические черты. Эти черты закрепляются по мере взросления. Поэтому социализация как процесс не является главным фактором формирования психологического пола. Согласно представлениям психоанализа -- формирование гендерных составляющих смысловой сферы личности детерминировано, по большей части, биологически и ранними этапами семейного воспитания .

Традиционный психоанализ исходит из того, что мужские и женские модели поведения диаметрально противоположны. Для типично мужского поведения характерными являются активность, решительность, агрессивность, соревновательность и направленность на сферу достижений, способность к творческой деятельности. Для типично женского поведения характерны: пассивность, нерешительность, зависимость, конформность, отсутствие логического мышления, отсутствие устремлений к достижениям, высокая эмоциональность. Фрейд считал, что личность тогда развивается гармонично и полноценно, когда она следует вышеописанным моделям .

С неофрейдизма основные положения традиционной психоаналитической теории подверглись теоретической и экспериментальной проверке. Например, было доказано, что следование традиционным моделям поведения не является гарантией психологического благополучия ни для мужчин, ни для женщин. По данным Б. Маккоби и К. Джеклин, высокая фемининность у женщин часто коррелирует с повышенной тревожностью и пониженным самоуважением. Высокофеминные женщины и высокомаскулинные мужчины хуже справляются с деятельностью, не совпадающей с традиционными нормами половой дифференциации. Дети, чье поведение больше соответствует требованиям их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями. Критикуя фрейдистов за идеализацию традиционных половых ролей, в частности, за положение о трагичности развивающейся личности при отклонениях в ее формировании от стандартов маскулинности и феминности, Дж. Стоккард и М. Джонсон утверждали, что воспитание девочки, основанное на традиционном понимании женственности, может сделать ее плохой матерью -беспомощной, пассивной и зависимой .

Теория социального научения, источником которой является бихевиоризм, утверждает, что поведение человека в значительной мере формируется позитивными или негативными подкреплениями из внешней среды. Представители теории считают, что в развитии гендерного поведения все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители .

"Теория половой типизации" основана в рамках бихевиоризма. Основной принцип научения полоролевому поведению, рассматривается как дифференциация половых ролей посредством наблюдения, вознаграждения, наказания, путем прямого и косвенного обусловливания. При помощи выбора имени, различий в одежде и игрушках родители стараются четко указывать на пол ребенка как ему самому, так и окружающим. Ряд экспериментальных исследований показывает, что с момента рождения ребенка родители ведут себя с детьми по-разному в зависимости от их пола. Различия в поведении матери с мальчиком и девочкой установлены уже на первых неделях жизни ребенка. В течение первых месяцев матери чаще находятся в физическом контакте с мальчиками, но с девочками они чаще разговаривают. Примерно после шестого месяца ситуация в плане физического контакта меняется: с девочками он становится более тесным, чем с мальчиками. Предполагается, что ослабление физического контакта с мальчиками будет способствовать приобретению ими большей самостоятельности .

Теория социального научения подчеркивает влияние микросреды и социальных норм на внешнее полоролевое поведение ребенка. В данной ситуации ребенок рассматривается скорее как объект, чем как субъект социализации .

Согласно теории когнитивного развития представление ребенка о половых ролях возникает в результате активного структурирования ребенком собственного опыта и не является пассивным продуктом социального упражнения. Положительные и отрицательные подкрепления взрослого и идентификация с ним играют основную формирующую роль в половой социализации ребенка, но наиболее значимой в нем является познавательная информация, получаемая ребенком от взрослого, и понимание им своей половой принадлежности .

На начальных этапах гендерного становления сторонниками такой концепции выделяются три процесса: 1 - ребенок узнает, что существуют два пола; 2 - ребенок включает себя в одну из двух категорий; 3 - на основе самоопределения ребенок руководит своим поведением, выбирая и предпочитая те или иные формы .

По мнению Л. Колберга подкрепления и идентификация начинают оказывать существенное влияние на формирование психического пола только после того, когда половая типизация уже произошла. Представители теории когнитивного развития считают, что полоролевые стереотипы оказывают большое влияние на процесс усвоения гендерной роли. Полоролевые стереотипы функционируют как схемы, посредством которых организуется и структурируется соответствующая информация. Благодаря способности детей группировать и перерабатьгоать информацию, и осуществляется половая типизация. В данном контексте полоролевая стереотипизация рассматривается как позитивньш процесс, способствующий обретению гендерной идентичности .

Основными организующими факторами приобретения половой роли в рамках теории когнитивного развития являются когнитивные структуры сознания ребенка. В качестве мотивационного компонента процесса полового самоопределения ребенка выделяется потребность сохранить устойчивый и позитивный Я-образ и адаптироваться к окружающей действительности. Эта теория внесла существенный вклад в разработку проблемы гендерной идентичности и гендерного сознания .

Схема Э. Эриксона, описывает развитие мужской идентичности как формирование отношения к миру и женскую идентичность как пробуждение в близости с другим человеком. На пятой ступени данной схемы - в юношеском возрасте -- стоит задача формирования чувства самости, в подтверждении идентичности, которая сохраняет последовательность процесса достижения половой зрелости. Этой стадии предшествуют 4 кризиса, последовательное прохождение которых даёт возможность в юности проявить себя автономным, инициативным субъектом, проявив, таким образом, результат формирования идентичности. Все это относится к мальчику. Для девочки последовательность несколько иная. Её идентичность, по мнению Э. Эриксона, является неопределённой, так как ее задача в привлечении внимания мужчины, под именем которого она будет известна, положением которого она будет определяться. А для мужчины идентичность предшествует близости и репродуктивности .

Таким образом, психоаналитическая теория акцентирует значение биологических факторов и опыта раннего детства для последующего полоролевого поведения индивида, обращает особое внимание на идентификацию ребенка с родителем своего пола. Теория социального научения подчеркивает влияние микросреды и социальных норм на внешнее полоролевое поведение, делает акцент на типичном для пола поведении. Теория когнитивного развития описывает процесс усвоения половой идентичности с точки зрения ребенка, в ней подчеркивается активный и творческий характер мышления ребенка.

Вместе с тем отдельные положения переходят из одной теории в другую. Так, многие представители необихевиоризма признают, что когнитивные процессы вклиниваются между стимулом и реакцией, что индивиды способны обобщать специфические случаи. Теория когнитивного развития, определяя решающую роль когнитивных процессов в половой социализации, признает, что при формировании психологического пола имеют место, как подкрепление, так и моделирование, хотя они вторичны по отношению к когнитивным процессам. Одни социальные бихевиористы считают, что подкрепления, поддерживающие гендерное поведение детей, социальны, другие разделяют взгляд психоаналитиков о значении опыта раннего детства и идентификации ребенка с родителем того же пола в формировании полоролевого поведения .

В 70-е годы сформировалась новая психология пола. Представители этой теории считают, что основное значение в формировании гендерной идентичности имеют социальные ожидания общества.

Представители зарубежной гендерной психологии Джин Миллер (1976), Кэрролл Гилиган (1982), Нэнси Ходороу (1989) и другие, сосредоточили свое внимание на изучении жизненного опыта женщин. В дополнение к опыту, обусловленному биологическими причинами, существует и культурная уникальность женского опыта как последствия исполнения гендерных ролей .

Ненси Ходороу (Chodorow N.) в своих исследованиях рассматривала воспроизводство общих универсальных различий внутри каждого поколения, характеризующих особенности мужской и женской индивидуальности, но связывала эти различия не с анатомическими детерминантами, а с особой ответственностью женщин за заботу о ребенке. Поскольку социальная среда для мальчиков и девочек отлична и воспринимается ими по-разному, то гендерные различия возникают и в личностном развитии. Как следствие, в любом обществе женщина самоопределяется в контексте её отношений и связей с другими людьми больше, чем мужчина .

Н. Ходороу рассматривает гендерную идентичность как ядро формирования личности, которая практически полностью формируется к трём годам, независимо от пола ребёнка (Chodorow N., 1974). Человеком, который заботится о ребёнке первые три года жизни, обычно является женщина, но для мальчиков и девочек внутриличностная динамика формирования гендерной идентичности имеет свои отличия. Для мальчиков отделение от матери является существенным в усвоении маскулинности, и детерминирует обособление и индивидуализацию как элементы связанные с формированием половой идентичности. Для девочек усвоение феминной идентичности не включает процессов обособления. Отсюда, Н. Ходороу делает вывод о зависимости обособления и индивидуализации личности от наличия или отсутствия необходимост разрыва диады «мать -дитя». Таким образом, маскулинность определяется через обособление, а фе-минность - через единение, в следствии этого у мужчин обычно возникают трудности во взаимоотношениях, а у женщин в индивидуализации .

Дж. Мид и Ж. Пиаже рассматривали игры детей, как первичную основу социального развития. Изучая организацию и структуру игровой активности детей 10 и 11 лет, авторы установили, что мальчики чаще, чем девочки, играют самостоятельно и в больших смешанных по возрасту группах, они чаще выбирают соревновательные игры. Мальчиков увлекает разработка правил и создание справедливых процедур разрешения конфликтов, в отличии от девочек. Мальчишеские игры больше стимулируют проявления независимости, организационных навыков. В контролируемых соревновательных играх, они учатся соперничать, состязаться соблюдая правила. Игры девочек обычно происходят в небольших, более близких группах. Их игры копируют социальные модели человеческих отношений, и более корпоративны. Следовательно, способствует развитию эмпатии, чуткости, необходимых для принятия роли «конкретного другого», но в меньшей мере ориентированы на усвоение роли «обобщённого другого», на абстракцию человеческих отношений. Таким образом, к половой зрелости формируются различия внутриличностных ориентации и различия социального опыта .

Дж. Стоккард и М. Джонсон, опираясь на основные положения теории новой психологии пола, выдвинули утверждение о том, что биологический пол (то есть хромосомный и гормональный), может лишь помочь определить будущее поведение человека. Определяющую роль несет психологический пол, усвоенный социально, прижизненно, на формирование которого оказывают влияние классовые, этические, расовые, религиозные и другие вариации гендерных ролей и социальных ожиданий. Детерминантами гендерных параметров служат социальные ожидания, роли и конвенциональные требования половой адекватности поведения. Социальные требования, которым должно удовлетворять поведение индивида, функционируют как "самоосуществляющиеся пророчества", они столь жестко задают схему гендерных реакций, что остаются значимыми даже в тех случаях, когда индивид находится наедине с самим собой или оказывается в ситуации, где половая принадлежность личности не существенна. Иными словами, «ключ к социальному процессу конструирования пола - это текущие социальныеинтеракции, что же касается психологических черт личности, приобретенных ею в ходе длительной половой социализации, то их роль, второстепенна» .

Возникновению "Новой психологии пола" способствовали три фундаментальных исследования, выводы которых опровергают основные положения традиционных теорий, это работы Е. Маккоби и К. Джеклин, посвященные анализу психологии половых различий, исследования Дж. Мани и А. Эрхарда, показавших значение эффекта социализации, концепция андрогинии С. Бем, показавшей несостоятельность противопоставления традиционной психологией маскулинности и феминности .

Б. Маккоби и К. Джеклин пришли к выводу, что, по существу, нет фундаментальных врожденных различий в психологических особенностях мужчин и женщин во многих областях, где раньше эти различия признавались. Немногочисленные различия, которые имеются у маленьких детей, явно недостаточны, чтобы обосновать традиционное неравенство половых социальных ролей, существующее в обществе .

С. Бем предложила концепцию психологической андрогинии, внесшей существенные коррективы в представления о маскулинности и феминности. Андрогиния - понятие, обозначающее людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества. Это позволяет людям менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским. Маскулинность/феминность - нормативные представления о соматических, психологических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя маскулинность с активно-творческим, а феминность - с пассивно-репродуктивным началом .

Долгое время маскулинные и феминные черты считались строго дихотомическими, взаимоисключающими, а всякое отступление от норматива воспринималось как патология или шаг в направлении к ней. Такие представления о маскулинности и фемининности полярно противопоставляют мужчин и женщин: мужчины доминантны, независимы, компетентны, самоуверенны, агрессивны и склонны рассуждать логически; женщины покорны, зависимы, эмоциональны, конформны, и нежны. Существенной чертой этой модели является ее иерархичность, альтернативные функции дополняют друг друга "по вертикали", так что женщине отводится подчиненная роль .

По мере того, как распределение труда по признаку пола в качестве главного принципа организации общества утрачивало свою жесткость, строгий нормативизм уступил место идее континуума маскулинно-фемининных свойств. Предполагалось, что мужчина может быть сильным и энергичным, не будучи при этом непременно грубым и агрессивным, а женская нежность не обязательно пассивна . На этой основе в 30-60-х годах психологи сконструировали несколько специальных шкал для измерения маскулинности-фемининности (М-Ф) умственных способностей, эмоций, интересов (например, шкала М-Ф опросника MMPI, шкала маскулинности Гилфорда и др.). Все эти шкалы предполагали, что в пределах некоторой нормы индивиды могут различаться по степени М и Ф, но сами свойства М-Ф представлялись альтернативными, взаимоисключающими: высокая маскулинность должна коррелировать с низкой фемининностью, и обратно, причем для мужчины нормативна, высокая маскулинность, а для женщины - феминность .

В 1974 г. Сандра Бем в рамках концепции андрогинии предложила тест маскулинности-фемининности, который отличался от всех предшествующих тестов тем, что был построен на представлении о маскулинности и феминности как независимых, ортогональных измерениях личности Ее тест разделял мужчин и женщин на четыре группы. .

К первой группе относятся маскулинные индивиды с выраженными традиционно мужскими качествами, такими, как честолюбие, решительность и др. Ко второй группе относятся фемининные индивиды с выраженными традиционно женскими качествами, такими, как мягкость, эмоциональность и др. Третью группу составляют андрогины - люди, сочетающие в себе как традиционно женские, так и мужские черты. Четвертая группа представлена людьми, не обладающими выраженными ни маскулинными, ни фемининными чертами .

Андрогиния является значимой психологической характеристикой личности, определяющей гибкость и адаптивность поведения, способность менять свое поведение в зависимости от ситуации, она помогает формированию устойчивости к стрессам, способствует достижению успехов в различных сферах жизнедеятельности. Андрогиния может пониматься как эмансипация обоих полов, а не как борьба женщин за равенство в маскулинно ориентированном обществе .

Гейл Рубин представительница американской феминисткой теории, антрополог, в своей статье "Торговля женщинами" ("Traffic in Women", 1974) вводит термин «гендерная система» или система гендерных отношений. По ее определению, гендерная система - это «набор механизмов, с помощью которых общество преобразует биологическую сексуальность в продукты человеческой деятельности». Изучение гендерных систем отражает социальную организацию отношений между полами в обществе. Ивонн Хирдман (Y. Hirdman), шведская исследовательница, рассматривает гендерную систему как систему отношений мужчин и женщин, включающую их представления, неформальные и формальные правила и нормы, определенные в соответствии с местом, целями и положением полов в обществе. Хирдман описывает гендерную систему как совокупность гендерных контрактов .

Гендерная система усваивается личностью и является относительно устойчивой, она воспроизводится механизмами социализации и нормативными системами общества. Для капиталистического общества начала XX века социальная сфера была по большей части сферой мужской активности, женской -- являлась частная сфера. Рьшочные ценности определяли доминанту - мужской сферы, тогда как приватная -- женская, воспринималась как вторичная, обслуживающая. Таким образом, складывалась иерархия ролей гендерной системы, названная в феминистской теории - патриархальной .

В постиндустриальном обществе гендерная система значительно изменилась, под воздействием гуманизации общества, повышения значимости самореализации личности. Постепенно приходит выравнивание прав и возможностей мужчин и женщин как в публичной сфере (политика, образование, профессиональная деятельность, культурная жизнь), так и в сфере приватной (ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, сексуальность и пр.). Гендерная система отражает социальные процессы формирования и поддержания представлений о надлежащей и отклоняющейся мужественности и женственности, нормы построения межполовых отношений .

В теории социальных ролей А. Игли рассмотрена тенденция относить человека к различным группам по гендерному аспекту, которая наблюдается в каждой культуре, основанием для этого является гендерное разделение труда и культурные нормы, составляющие гендерную систему общества. Согласно исследованиям А. Игли (Eagly A., 1987) гендерные стереотипы обусловлены различиями социальных ролей, которые формируют нормативы полоролевого поведения .

Исследователи Дж. Вильяме (John Williams) и Д. Бест (Deborah Best) обосновали предположение, о возникновении гендерных стереотипов из древних времен от разделения труда (1990). Такое разделение труда, по мнению авторов, продолжает существовать в виде мужских стереотипов действия, и женских стереотипов взаимодействия. Они провели кросс-культурное исследование восприятия мужчинами и женщинами гендерных характеристик. Результаты показали, что мужчины характеризуются как активные, смелые, властные, независимые, агрессивные, доминирующие, грубые и прогрессивные. Женщины -зависимые, кроткие, чувствительные, нежные, слабые, эмоциональные и суеверные. В то же время были и исключения, так в Малайзии прилагательные «напористый» и «шутливый» ассоциируется с женщинами. Кроме того, установлено, что страны значительно различаются по предпочтительности, ассоциируемой с мужскими и женскими стереотипами. В Австралии, Бразилии, Перу и Италии мужские стереотипы были довольно неблагоприятными, в то время как в Японии, Нигерии, Южной Африке и Малайзии они были скорее благоприятными .

С целью объяснить полученные различия исследователи проанализировали различные показатели социального развития. Единственным значимым фактором оказалось вероисповедание и зависимость от включенности в традиции поклонения божествам женского пола или наличия женского участия в религиозных церемониях. В целом, результаты указывали на панкультурное сходство гендерных систем, детерминированное издревле сложившейся системой разделения труда, где женщинам отводится домашний труд, а мужчинам работа за пределами дома. Изменение этой системы ведет к гендерному сглаживанию. В странах с более развитой экономикой женщины больше вовлечены во внешнюю социальную сферу .

В исследовании С. Оскамп (Oskamp , 1991) прослежены тенденции в ген-дерно-ролевых установках, на протяжении пятидесяти лет с 1937 по 1987 гг. За эти годы автор проследил динамику гендерных стереотипов в отношении участия женщин в управленческой деятельности и в государственной власти, в пользу более позитивного отношения. Таким образом, тенденция гендерного сглаживания прослеживается в самых разных сферах жизни социума, эти изменения наблюдаются и на уровне стереотипов, и в осознании, на уровне смысловой сферы личности .

Рассмотренные выше направления являются наиболее распространенными теориями усвоения половой роли и гендерной идентичности: психоаналитическая концепция, теория социального научения, теория когнитивного развития и новая психология пола. Новую психологию пола можно охарактеризовать в целом как прогрессивную концепцию, которая обоснованно критикует позицию биодетерминизма в усвоении половой роли и объяснении социальных различий между мужчинами и женщинами. Таким образом, обозначилось направление исследований психологических механизмов становления гендерной идентичности, его основой являются: процесс идентификации (психоаналитическая теория), социальные подкрепления (теория социального научения), осознание половой социальной роли (теория когнитивного развития) и социальные ожидания (новая психология пола).

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «flemi.ru» — Ультразвуковое обследование. Брюшная полость, голова, грудная клетка