Как привить ребенку любовь к учебе и школе? Как привить ребенку любовь к учебе: почему одни учатся с удовольствием, а другие нет? Как привить ребенку любовь знаниям

Как найти такие слова, методы и приемы, чтобы школьник добровольно и самостоятельно выполнял свою основную обязанность?

С этим вопросом, особенно актуальным на старте самой длинной учебной четверти, корреспондент "РГ" обратилась к специалисту - кандидату педагогических наук Маргарите Крайниковой, начальнику научно-исследовательского отдела Нижегородского института развития образования.

Российская газета: Итак, как же заставить ребенка учиться?

Маргарита Крайникова: Давайте сразу оговоримся: смысл слова "заставить" предполагает некое давление, насилие. С этой точки зрения "заставить" ребенка учиться совершенно невозможно. Конечно, послушный сын, опасаясь вашего гнева, будет выполнять школьные задания, но, как известно, рабство еще никому не приносило счастья. Представьте только, какое омерзение вызывает у вашего ребенка такое учение, как говорят в народе, из-под палки. Кроме того, нужно помнить, что воздействие родителей будет результативно только до определенного возраста. Настанет время, когда чадо перестанет их бояться.

РГ: То есть школьника можно заставить сесть за уроки и даже сделать их, но заставить проявлять интерес к предмету, любить учебу как ежедневную радостную деятельность - не получится?

Крайникова: Существует некий "двигатель", без которого учеба воспринимается нашими детьми как скучная и бессмысленная обязанность. Этот двигатель - мотивация, в педагогическом научном определении - совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности. Иными словами, это процесс стимулирования кого-либо к деятельности, направленной на достижение цели. Он-то, этот двигатель, нам и поможет.

РГ: Родители искренне желают, чтобы их ребенок хорошо учился. Они осознают всю серьезность проблемы, когда школьник отлынивает от учебы. С чего нужно начинать ее решение?

Крайникова: Чтобы заставить (или вызвать мотивацию, как мы договорились) ребенка учиться, прежде всего родители должны ответить себе на простой вопрос: а зачем это надо? На первый взгляд, вопрос кажется бессмысленным. "Ну, как же, - думают многие мамы и папы, - все учатся. Мой ребенок что же - хуже других?" Это первая причина, побуждающая родителей воздействовать на детей. Второе рассуждение: "Не будет учиться - начнет по улицам шляться, попадет в дурную компанию... Вино, наркотики..." Но, конечно, не это главное. Вот третья причина, на взгляд родителей, гораздо более веская: "Не будет учиться - не попадет в колледж или вуз, не получит профессию, заберут в армию, чего бы очень не хотелось. Для девочек тоже немаловажно, в каком коллективе находиться: нам, родителям, спокойнее, если потенциальные женихи - будущие профессионалы, люди образованные и воспитанные".

Рассуждаем дальше. Подумайте, уважаемые родители, являетесь ли вы более интеллектуально и нравственно развитыми, чем современные школьники и студенты? Был ли у вас интерес к учебе, казались ли вам знания ценностью? Если нет - то вам придется очень постараться, чтобы ребенок не пошел по вашим стопам.

РГ: Что же делать нам, отцам и матерям, чтобы чадо прилежно училось?

Крайникова: Самой большой проблемой представляется то, что ребенку "ничего не интересно". Значит, задача родителей - найти такое занятие, от которого у вашего сына (или дочери) загораются глаза, и принять участие в его любимой игре. Я имею в виду игру в широком смысле этого слова - как способ познания жизни. В вашем лице ребенок должен видеть человека, увлеченного его делом. И чем раньше это случится, тем проще вам будет в будущем. Для развития порой достаточно небольшого толчка, затем оно продолжится с вашей минимальной поддержкой.

Общее дело не только пробуждает у ребенка интерес к активному постижению мира, но и цементирует семью, создает атмосферу дружбы и взаимопонимания, необходимую для гармоничного развития человека. Часто семейные конфликты возникают именно из-за того, что родителям, по словам детей, нет до них никакого дела. Родители постоянно заняты, устают, на детей не хватает ни сил, ни времени. Хочется обратиться к таким матерям и отцам: пока не поздно, задумайтесь, будете ли вы счастливы, заработав много денег, но потеряв при этом ребенка?! Это мы, взрослые, можем быть самодостаточными. А ребенку нужна любовь и много внимания. Но самый главный принцип воспитания - это уважение. Если ваша семейная атмосфера лишена этого, ребенку дома неуютно, он будет искать место, где его понимают, где он что-то значит для других.

РГ: Итак, папа с сыном играют в теннис, мама с дочкой шьют наряды или выращивают цветы, но на оценки в школе это не влияет.

Крайникова: Ну, по крайней мере с физкультурой, трудом, биологией у этих ребят проблем, вероятно, не будет. Но дело даже не в этом. Каждый человек от рождения наделен разными способностями, которые позднее становятся фундаментом познавательного интереса к определенной деятельности. Все эти способности можно развить. Но один самый важный талант дается каждому. Этот талант - жажда познания. Ваш малыш с первых месяцев жизни открыт для обучения: он ловит звуки, следит за яркими цветными предметами, трогает руками игрушки. Он не только слушает и смотрит, но уже и запоминает ваш голос, музыку, стихи, картины окружающего мира.

Наконец он научился говорить, и наступило время многочисленных вопросов. "Почему снег тает?", "Почему бабушка с палочкой?"... Мама разговаривает по телефону, встретила подругу, просто занята своими мыслями. "Отстань! Надоели твои глупые вопросы", - раздраженно реагирует родительница и тем самым перекрывает самый главный источник знаний для любимого ребенка. Малыш понимает одно: когда он спрашивает о том, что его сейчас интересует, мама сердится. Он будет спрашивать все реже и реже, лучик света познания (просвещение - от слова "свет") может померкнуть... Пройдет совсем немного времени, и эта же мамаша будет жаловаться, что сыну "ничего не интересно", не признаваясь себе, что сама убила в ребенке жажду познания.

РГ: Первые проводники в мир знаний для своих детей - именно родители?

Крайникова: Конечно. Воспитание ребенка - не простой, но радостный труд. Вы растете вместе с ним, развиваетесь, стараетесь быть примером во всем. Вам необходимо его уважение. Значит, ваша жизнь - постоянное стремление вперед.

РГ: Существует много рецептов того, как подготовить ребенка к учебе, есть даже специальные курсы для малышей. Казалось бы, в школу первоклассник пришел во всеоружии: читает, пишет, рисует, даже с компьютером управляется. Почему же рано или поздно большинство школьников теряет интерес к урокам?

Крайникова: Причин много. Вот некоторые из них. Как правило, интерес пропадает в подростковом возрасте, когда самым важным в жизни человека становится не учеба, а социализация. Другими словами, человека больше всего волнует вопрос: нравится или не нравится он сверстникам? Ребята приходят в школу главным образом для того, чтобы общаться. В этот период наступает кризис сознания ребенка, который связан с революционными изменениями в его организме. Спокойно переживают этот неспокойный возраст ребята, подготовленные к труду всей своей предыдущей жизнью. Те, кто с самого раннего возраста знает, что мир полон удивительных и увлекательных вещей. Те, кто умеет творить.

Правильно ли считать учителя виновником плохой учебы ребенка? Учитель действительно способен заглушить ростки интереса к своему предмету, если он злой, глупый, равнодушный, ненавидит детей, не уважает родителей. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок получил хорошее образование, ищите Учителя. Не все так безнадежно, уверяю вас. Достойных учителей, профессионалов, много.

О страхе школьников

Часто ребенок не испытывает радости от познания потому, что не видит результата своей работы. Хорошая работа должна вознаграждаться. Порой школьник после напряженного труда получает заслуженную желанную "тройку", а родители недовольны: они рассчитывали на "пять". У каждого есть свой уровень развития, надо только объективно оценить его. Понять, действительно ли ваш ребенок не способен к математике или ему просто лень решать задачки.

Но если школьник взял планку: справился с ленью или напряг силенки и решил-таки трудную задачу, он достоин похвалы. Сейчас во многих семьях применяют, так сказать, материальное поощрение за оценки. С одной стороны, вы как будто платите за проделанную работу, но с другой - воспитываете корыстного человека, который когда-нибудь ответит вам, заболевшему, одряхлевшему, на просьбу о помощи: "А что мне за это будет?"

Талантливый педагог Шалва Амонашвили, когда ему задали вопрос о правомерности материального поощрения в семье, не cмог скрыть возмущения: "Образование, возможность развития, становление Человека - это большая ценность. Надо ли опошлять ее деньгами!"

Что для вашего ребенка важнее - деньги или ваше хорошее отношение? Ответ зависит от того, насколько благополучна ваша семья. Ведь похвала - это тоже искусство. За что хвалить, какими словами или просто благодарной улыбкой, с какой интонацией? Если малыш будет счастлив, когда вы в восторженных выражениях оцените его хороший поступок, то у подростка ваш восторг вызовет досаду. Здесь нужен более тонкий подход. Косвенная похвала может быть выражена как радость от того, что вот вы устали, думали, что вам еще и мусор выносить, готовить, приводить в порядок квартиру (в зависимости от того, какой подвиг совершил ваш ребенок), а теперь сможете просто отдохнуть. Не бойтесь, что он не почувствует вашу радость, вашу благодарность. Дети очень внимательны.

Помните, что создание ситуации успеха для каждого ребенка - необходимое условие развития волевых качеств. Успешный человек уверен в своих силах, он способен на большие дела, ему свойственно радостное отношение к жизни. Развитые способности к творчеству, к познанию, уверенность в успехе своей деятельности - вот качества, которые должны воспитать родители, чтобы никогда не услышать от своего школьника страшных слов: "Не хочу учиться!"

Приходя домой после 1 сентября каждый первоклассник с восхищением рассказывает о прошедшем дне, как ему понравилось в школе.

Ребенок с удовольствием ходит туда и с интересом делает домашнее задание.

Но проходит не так много времени, как школьнику это надоедает и родители слышат уже давно всем известную фразу «Опять эта дурацкая школа… Не хочу!»

Но ведь все родители мечтают о том, что бы их ребенок хорошо учился, потому что успех в школьных делах - залог того, что в будущем он станет хорошим специалистом, найдет высокооплачиваемую работу и будет иметь успех у окружающих. И не смотря на это, не все мамы и папы помогают своему чаду преодолеть трудности в обучении, тем самым противореча своим мечтам.

Если вы хотите, чтобы ребенок окончил школу на «отлично», помогите ему в этом! Но помощь эта не должна сводиться к оплате за репетиторов, покупке уже решенных домашних заданий и поиску в Интернете готового доклада.

Проведено масса опросов, которые доказали, что число школьников, которые не любят школу, довольно значительно. Почему же дети не хотят учиться? Давайте разберем эти причины.

  1. Нужно рано вставать

    Психологи утверждают - нежелание рано вставать одно из самых распространенных такой сильной ненависти. Однако и рецепт здесь довольно прост: не давайте ребенку до ночи сидеть перед компьютером и телевизором, тогда и процесс пробуждения будет не таким болезненным! Да и личный пример не помешает. Если родители сами до двух часов ночи сидят в соцсетях, утром спят как убитые, не слыша звона будильника, да еще и постоянно опаздывают на работу, чего же они хотят от своих детей?

    Не забывайте - дети смотрят на родителей и копируют их поведение! Поэтому, если хотите добиться выполнения каких-то правил ребенком, сначала начните выполнять их сами.

  2. Неуспеваемость

    В отличие от предыдущего пункта, в данном случае определенного совета быть не может. Но существуют общие черты неуспевающих учеников.

    В большинстве случаев причина неуспеваемости ребенка, несмотря на его достаточно хороший интеллектуальный уровень, - отсутствие мотивации.

    Само собой, если ребенок заинтересован в познании нового, его характеризуют как старательного и настойчивого. Однако если этой заинтересованности нет, дети учатся вяло, нестабильно, могут пропускать занятия. В выпускном классе, старательно подгоняемые родителями, многие из них записываются на подготовительные курсы, начинают заниматься с репетиторами и старательно "тянут" оценки. В итоге и в школе, и в семье может сложиться настолько невыносимая обстановка, что предыдущие 10 школьных лет покажутся цветочками!

    И снова вина лежит на плечах родителей, ведь если родители сами не интересуются новыми знаниями и за последние 5 лет не удосужились прочитать ни одной книжки, а только смотрели телесериалы и ток-шоу, то как они могут объяснить ребенку, что чтение - это очень увлекательно и смотивируют его на учебу?

  3. Завышенные требования

    Психологи утверждают, что родители очень часто ставят слишком высокую планку в ожиданиях и вместо того, что бы порадоваться малейшим успехам ребенка и поддержать в него веру. А это зачастую приводит к снижению мотивации.

    И уж совсем недопустима ситуация, когда родители переносят на ребенка собственные несостоявшиеся мечты: "Раз у меня не вышло, ты должен достичь этого обязательно!" Но ведь ребенок пришел в эту жизнь вовсе не для того, чтобы делать то, что не удалось родителям. У него свой характер, свои способности и своя жизнь.
    А так же часто бывает такое, что родители наоборот оправдывают конкретный пофигизм ребенка или выдают его небольшие успехи за достижения, достойные чуть ли не Нобелевской премии.

    Очень многие родители оправдывают незнание ребенком математики или физики тем, что у него «гуманитарный склад ума», в то время, как ребенок помимо математики не знает так же ни английский, ни историю, ни географию, ну и другие гуманитарные науки. И подобных примеров полно!

    Словом, будьте справедливы к своим детям и постарайтесь адекватно оценивать их успехи. Помните, что и желание опустить ребенка "ниже плинтуса", и стремление без всяких причин вознести его до небес в равной степени негативно скажутся на его характере, отношении к учебе, да и вообще отношении к жизни.

  4. Программирование ребенка на неизбежные сложности

    Определенный переломный момент наблюдается в 5-м классе, когда дети переходят из младшей школы в среднюю. В немалой степени негативное влияние оказывают взрослые (причем как учителя, так и родители), которые буквально программируют детей на неизбежные сложности: много новых предметов и учителей, кабинетная система, тяжелая программа.

Между тем ребенку нужно прямо противоположное - спокойная поддержка и мудрость родителей. Хвалите ребенка больше и чаще. Неодобрение должно быть мягким. Исключите из лексикона обидные слова "недотепа", "тупица", оценивайте работу, а не ребенка, и уж тем более не наказывайте его физически! Сравнивайте опыт ребенка с его прошлым опытом, а не с опытом других детей. Не требуйте невозможного - ребенок всему должен научиться. Не пугайте младших школьников учителями, а старшеклассников - перспективой непрестижной работы. Лучше расскажите ребенку интересные истории из своей школьной жизни и научите его ко всему подходить с юмором и оптимизмом. А если вы заметили, что его отношение к школе внезапно изменилось в худшую сторону и вам не удается справиться с этим самостоятельно, обратитесь к школьному психологу.


Познание окружающего мира приятно ребенку. Именно поэтому дети, как правило, с интересом идут в первый класс. Кроме того, учеба в школе для ребенка - еще одна ступень к долгожданной взрослости. Именно со школы начинается другая жизнь малыша.

Первый класс в британской международной школе - ответственный момент. Именно за школьной партой малыш становится старше, приумножает знания и развивается. Чтобы добиться успехов в учебе, любовь к обучению важно прививать с детства.

Психологи рекомендуют учебный процесс полностью возложить на плечи ребенка. Он должен понимать всю ответственность происходящего. Для подготовки уроков должна быть дисциплина и определенный план. Ребенок может быть послушным и все выполнять, но задача родителей привить именно живой интерес к обучению.

Как помочь ребенку полюбить учиться? Предлагаем несколько действенных советов.

Как привить ребенку любовь к учебе

1. Интерес с помощью игры. Гениальным методом являются компьютерные мини игры, как на сайте http://igrofresh.ru/ . Всем известно, что детишки любители посидеть за компьютером. Мудрые родители могут совместить приятное с полезным. Достаточно выбрать соответствующий жанр, чтобы заинтересовать малыша.

2. Собственный пример. Отличным вариантом послужит проявленный интерес к учебе со стороны, хотя бы одного родителя. Стоит предложить малышу сходить в библиотеку, музей или на научную выставку. Показать на собственном примере, как это увлекательно и познавательно добывать знания и каждый раз узнавать что-то новое.

3. Поддержка и забота. Дети в силу своего возраста очень любознательны. А это один из аспектов учебы. Малыши учатся познавать окружающий мир в игровой форме. И не желательно им мешать. Не стоит ругать чадо за грязную одежду, если крохе вздумалось колупаться в земле, чтобы узнать, как живут дождевые черви.

4. Всему свое время. Проблема современных мам в том, что они уже с раннего детства пытаются обучить ребенка всем премудростям. Они хвалятся, как отлично ребенок читает, складывает числа, и умеет считать до десяти по-английски. Несмотря на то, что малышу всего два годика. Ребенок в таком возрасте должен еще играть.

5. Личное хобби. Хорошо когда у ребенка есть хобби. Например, малыш коллекционирует машинки, можно устроить ему экскурсию в автосалон или музей транспорта. Или просто пообщаться с автомехаником, который расскажет об устройстве авто.

4. Поощрение. Нельзя давать детям деньги за выполнение уроков. Они должны уяснить, что учатся исключительно для себя. Что учеба существенно влияет на их успех в будущем. А мотивируя обучение деньгами, родители лишают, детей учится в удовольствие.

Учителя и психологи подтверждают: современные дети теряют интерес к учебе все раньше. Если ребенку правильно донести пользу и важность обучения, он будет постоянно расти, постигать новые знания и совершенствоваться.

Подготовила Марьяна Чорновил

1. Ребенку в школе должно быть интересно

Да, не родители ведут уроки, но и в их силах сделать так, чтобы детям стало интересно. Родители интересуются школьной жизнью, но часто это бывают вопросы такого рода: «Ты сегодня с кем-то подрался?», «Хорошо ли ты нарисовал крючки в прописях?».

Акцент нужно делать на то, что новое узнал ваш школьник. Спрашивать, и вместе с ребёнком удивляться его маленьким открытиям, день ото дня. Если это нам интересно, то и ребёнку это становится интересно.

Иногда ребенок пытается что-то рассказать, а родители отмахиваются «отстань, я устал» или «я это знаю, я ж сам в школе учился». Вот таким поведением любовь к школе точно не привьешь.

2. Ребенку в школе должно быть легко

Для этого он должен быть психологически готов туда пойти. Родители, думая о том, чтобы подготовить своего малыша, чаще всего делают акцент на том, чтобы он умел читать, писать, считать – это тоже важно, но наряду с этим важно, чтобы ребенок был готов анализировать, спокойно сидеть за партой, строить отношения с учителем и сверстникам. Принимать школьные правила, дисциплину.

3. Ребенок должен хотеть идти в школу. Развиваем школьную мотивацию

Очень часто мы «заманиваем» ребенка внешней атрибутикой: «купим тебе к школе новый портфель, тетрадки, новый пенал» или «вот ты пойдешь – будешь получать одни пятерки».

Новизна быстро проходит, а обещание пятерок может и не сбываться. Правильная мотивация – познавательная. Ребенку интересно узнавать новое, учиться. Эта мотивация ненасыщаема, нельзя сказать: «мне надоело узнавать что-то новое». Если ребенку привили любопытство, в школе ему не будет скучно.

4. Ребенок в школе должен быть успешен

От учителя зависит, насколько он может создавать ситуацию успеха для ребят с разными способностями. Но должны сделать свой вклад и родители: сравнивая ребенка не с отличником, а с ним самим, но в прошлом.

«Раньше у тебя палочки были кривые, а теперь прямые, ты молодец!» Мы должны показать ребенку этот прогресс! Очень мало кто способен продолжать деятельность в том, где он постоянно неудачник. Только успех дает силы и желание продолжать деятельность.

5. У ребенка должны быть в школе друзья

Нужно, чтобы в школе его встретили сверстники, с которыми ему будет интересно. Да, класс мы не выбираем. Но среди 25 человек у вашего ребенка есть очень большая вероятность найти себе друга.

В школе не очень-то удобно подружиться: на уроках говорить нельзя, на переменках – все бегают. И тут, если у ребенка возникают сложности, то должны подключиться родители. Создайте поле, где можно было бы общаться. Может, в классе есть дети, которые, как вам кажется, могут подружиться с вашим школьником? Предложите вашему ребёнку пригласить одноклассника в гости. Можно прогуляться со своим ребенком и одноклассником до детской площадки и там пообщаться.

ВАЖНО: для тех, кому школа ещё предстоит

Часто родители готовят ребенка в школу, водя на разные секции и в кружки. Получается, что ребенок как бы не живет до школы, и вся его жизнь - как подготовка к настоящей жизни. Это неправильно.

Что касается социализации, то тут детский сад, несомненно, большое подспорье. Если режим могут обеспечить родители, знания – гувернантки и кружки, то неформальное общение со сверстниками может дать только детский сад.

Рассказывает психолог Людмила Петрановская:

Любознательность - это черта, которая присуща любому здоровому человеку просто с рождения, от природы. Особенно ярко она проявляется у детей в возрасте от 7 до 12 лет. В это время ребёнок не просто интересуется тем, что его окружает, но и активно проецирует всё на себя, пытается разобраться, как устроен наш мир.

Поэтому у родителей младших школьников есть основные задачи:

№1. Создать дома позитивную, спокойную, расслабленную и располагающую к познанию нового атмосферу. В стрессовой ситуации, в ситуации паники, страха процесс познания чего-то нового идти не может, эта природная функция блокируется, посколько организм переходит в режим защиты, выживания. Соответственно, для любой плодотворной учёбы важно, чтобы детский организм был расслаблен.

№2. Обеспечить ребёнка материалом для познания. Представьте сами: если у вас будет, условно говоря, одна книга в распоряжении, вы её и «познаете». У ребёнка должно быть множество материалов - игрушек, карт, книг и пр., которыми он будет насыщать свой интерес.

№3. Не заставлять учиться. Навязывать любовь к учёбе, заставлять что-то познать из-под палки - неправильно, потому что это будет знание для галочки, которое не даст ребёнку никакого развития. Любознательность в ребёнке важно сохранить, это одна из самых важных функций родителя - её убивают навязанные развивающие занятия, а также отчасти школа, отчасти гаджеты.

№4. Показывать личный пример. Родители должны подавать ребёнку пример, на который тот будет опираться. Если мама с папой ничем не интересуются, то жажда знаний со временем угаснет и в ребёнке. Кроме того, за любые проекты всегда проще браться вместе. Ребёнок прочитал, что космонавтам нужно всегда держать себя в форме? Организуйте семейные занятия спортом - это будет полезно и ему, и вам. Или, например, помогая составить ребёнку рацион питания (это тоже важно космонавтам), измените и свои привычки тоже.

Кстати

Насчёт гаджетов. Не стоит считать их безусловным злом. Родители часто жалуются, что ребёнку неинтересно ничего, кроме игр в смартфоне, но это очень удобная позиция - электронное устройство просто обвиняется во всех грехах. А что сделали сами родители, чтобы привлечь детское внимание? Предложили ли они ребёнку совместное интересное занятие, увлекли ли разговором? Добиться результата здесь - это большая работа и огромная ответственность, особенно если ребёнок действительно хочет стать космонавтом.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «flemi.ru» — Ультразвуковое обследование. Брюшная полость, голова, грудная клетка