Конспект логопедического занятия по развитию связной речи. Конспект занятия по развитию связной речи (подготовительная группа) Конспект занятий по связной речи

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Русская народная сказка в обработке А.Н. Афанасьева «Лиса, заяц и петух»


Тема: Пересказ и инсценировка русской народной сказки в обработке А.Н. Афанасьева «Лиса, заяц и петух».
Цель: Учить детей пересказывать.
Обучающие задачи:
Учить составлять распространенные предложения.
Учить образовывать из слов предметов слова признаки при помощи суффикса.
Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже.
Развивающие задачи:
Развивать активный предметный и признаковый словарный запас.
Развивать память.
Развивать общую моторику.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к праздникам.
Воспитывать умение выслушивать друг друга.
Коррекционные задачи:
Устранять аграмматизмы в распространенном предложении.
Предварительная работа: Беседа о профессии актера в театре.
Словарная работа: лубяная, избенка, кринка, заулочки.

Ход занятия.

I. Организационный момент . (Дети с логопедом заходят в группу)
- Ребята, что необычное вы заметили в группе? (на стульях разложены атрибуты и костюмы героев сказки).
- Ребята, сегодня мы с вами будем участвовать в спектакле по русской народной сказки «Лиса, заяц и петух» и здесь для вас приготовлены костюмы для выступления. Но сначала, как все актеры театра мы должны познакомиться со сценарием и порепетировать.

II. Основная часть.

Чтение сказки.

Ребята, послушайте русскую народную сказку «Лиса, заяц и петух» в обработке А.Н. Афанасьева.

Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная; пришла весна красна - у лисицы растаяла, а у зайчика стоит по-старому. Лиса попросилась у зайчика погреться, да зайчика-то и выгнала. Идет дорогой зайчик да плачет, а ему навстречу собаки: «Тяф, тяф, тяф! Про что, зайчик, плачешь?» А зайчик говорит: «Отстаньте, собаки! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне, да меня и выгнала». - «Не плачь, зайчик! - говорят собаки. - Мы ее выгоним». - «Нет, не выгоните!» - «Нет, выгоним!» Подошли к избенке: «Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!» А она им с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!» Собаки испугались и ушли.
Зайчик опять идет да плачет. Ему навстречу медведь: «О чем, зайчик, плачешь?» А зайчик говорит: «Отстань, медведь! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала». - «Не плачь, зайчик! - говорит медведь. - Я выгоню ее». - «Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, и ты не выгонишь». - «Нет, выгоню!» Пошли гнать: «Поди, лиса, вон!» А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!» Медведь испугался и ушел.
Идет опять зайчик да плачет, а ему навстречу бык: «Про что, зайчик, плачешь?» - «Отстань, бык! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала». - «Пойдем, я ее выгоню». - «Нет, бык, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, медведь гнал - не выгнал, и ты не выгонишь». - «Нет, выгоню». Подошли к избенке: «Поди, лиса, вон!» А она с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по заулочкам!» Бык испугался и ушел.
Идет опять зайчик да плачет, а ему навстречу петух с косой: «Кукуреку! О чем, зайчик, плачешь?» - «Отстань, петух! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала». - «Пойдем, я выгоню». - «Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, медведь гнал - не выгнал, бык гнал - не выгнал, и ты не выгонишь». - «Нет, выгоню!» Подошли к избенке. «Кукуреку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!» А она услыхала, испугалась, говорит: «Одеваюсь...» Петух опять: «Кукуреку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!» А она говорит: «Шубу надеваю». Петух в третий раз: «Кукуреку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Поди, лиса, вон!» Лисица выбежала; а петух стал с зайчиком жить да поживать да добра наживать.
Вот тебе сказка, а мне кринка масла.
Вопросы.
1. Почему лиса выгнала зайчика?
2. Почему зайчик плакал?
3. Куда зайчик пошел, когда его выгнали?
4. Кто ему сначала пытался помочь?
5. А после собак, кто хотел помочь зайчику?
6. А после медведя, кто хотел помочь зайчику?
7. Затем после быка, кто хотел помочь зайчику?
8. Что отвечала всем лиса?
9. Кого испугалась лиса?
10. Добро или зло победило в сказке?
Динамическая пауза.
Утром дети в лес пошли (ходьба на месте)
И в лесу грибы нашли, (размеренное приседание)
Наклонялись, собирали, (наклоны вперед)
По дороге растеряли. (разведение рук в стороны)
Мама дальше всех пошла, (ходьба на месте)
Больше всех грибов нашла.
Раз – грибок, два – грибок, три – грибок, (наклоны вперед)
Вот и полон кузовок. (вытягивание рук вперед).
Игра-театрализация.
Дети, я предлагаю вам почувствовать себя настоящими актерами.
Сейчас мы распределим роли, и когда я буду рассказывать сказку, которую вы сейчас послушали, вы будете изображать героев. (распределение ролей).
Обыгрывание истории. (Автор взрослый). (Обыгрывание можно повторить, поменяв роли и предложить ребенку быть автором).
Пересказ истории по опорным картинкам.
Детям предлагается серия картинок сказки, но в хаотичном порядке.
Ребята, посмотрите, картинки перепутались, разбейтесь на пары, кто из вас сможет разложить их по порядку, (предложить каждой паре набор картинок).






Дети раскладывают по порядку и рассказывают пересказ по опорным картинкам русскую народную сказку.
III. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
Что вы сегодня нового узнали? Спасибо вам, ребята, за ваши пересказы.

Разделы: Работа с дошкольниками , Логопедия , Коррекционная педагогика

Задачи:

  1. Актуализировать словарь по теме «Посуда».
  2. Учить составлять предложения из 4-5 слов по теме «Посуда».
  3. Учить составлять небольшой рассказ-описание по графическому плану.
  4. Развивать пространственные представления, память, внимание, логическое мышление.
  5. Развивать физиологическое дыхание.

Оборудование:

  • игра «Чего нет?»;
  • предметные картинки с изображением посуды;
  • телевизор, DVD-проигрыватель («видеосообщение от Федоры»);
  • мнемодорожки для составления предложений;
  • мнемотаблица на слово «чашка»;
  • игра «Собери разбитую посуду»;
  • опорные картинки к стихотворению «В руки мы картинки взяли» (посуда).

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети входят в кабинет и останавливаются возле телевизора.

II. Введение в тему занятия.

1. «Видеосообщение от Федоры»: От нее убежала вся посуда, Федора искала ее, но не смогла найти, добрый волшебник сказал, что если она выполнит все его задания, то он поможет Федоре вернуть посуду. Федора просит детей помочь ей выполнить задания волшебника.

2. Игра «Чего нет?» – образование Р.п.ед.ч.

Дети рассматривают картинки на столах и фланелеграфе и составляют предложения:

  • У меня нет чашки.
  • У меня нет чайника. И т.д.

Картинки помещаются на фланелеграф.

Рисунок 1

3. Сообщение темы и задач занятия.

О чем мы будем сегодня говорить?

Да, мы будем составлять предложения, рассказы, отгадывать загадки о посуде.

III. Упражнение на пространственное ориентирование.

Назовите предмет, который находится справа от чашки.

Назовите предмет, который находится под самоваром. И.т.д.

Названные предметы убираются. Остается чашка.

IV. Работа с мнемотаблицей на слово «Чашка».

1. Рассматривание таблицы.

Рисунок 2

5 – Чашка.
7 – Ч – первый звук в слове «чашка».
3 – Из чашки пьют чай.
2 – Чай в чашку наливают из чайника.
8 – Под чашкой блюдце.
1 – Чашку ставят на стол.
6 – Чашка бывает разного цвета.
4 – На чашке рисуют цветочки, чай может иметь запах цветов.
9 – На чашке рисуют листочки, для заваривания собирают лист чая, сушат.

2. Дети называют, что где находится на таблице, логопед зарисовывает на доске.

V. Упражнение «Подуем на чай».

Дети встают около своих стульчиков, им раздаются плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.

Я предлагаю вам выпить чаю, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на «пар», не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Вот так.

Упражнение повторяется 2-3 раза.

VI. Составление предложений по мнемодорожкам.

Рисунок 3

От Федоры убежала вся посуда. Расскажите, какая посуда убежала от Федоры.

От Федоры убежала голубая чашка.

От Федоры убежал красный чайник. И т.д.

VII. Игра «Склей разбитую посуду».

Дети получают конверты с разрезанными на 4 части картинками с изображением посуды.

Некоторая посуда разбилась. Соберите разбитую посуду и расскажите, что вы склеили. Не забывайте говорить, какого цвета ваша посуда.

Я склеила голубую чашку.

Я склеил зеленую кастрюлю.

VIII. Рассказывание рифмовки «В руки мы картинки взяли».

Рисунок 4

  1. Рассматривание картинок.
  2. Рассказывание стихотворения ребенком.
  3. Рассказывание стихотворения детьми и выполнение пальчиковой гимнастики.

В руки мы картинки взяли,
И посуду мы назвали:
Чайник, чашка, блюдце, вилка,
Миска, ложка, нож, бутылка.

IX. Отгадывание мнемозагадок.

Дети отгадывают мнемозагадки и объясняют, как они догадались.

Картинки-отгадки помещаются на фланелеграф.

Это кастрюля. Она бывает разного цвета. На похожа на прямоугольник, бывает большой и маленькой. Она железная. У нее есть крышка, дно, стенки, ручки. В ней можно варить суп.

Рисунок 5

Это ложка. Она стального цвета. Состоит из двух частей: одна часть прямоугольная, другая – овальная. Она маленькая. Она железная. С ее помощью можно есть.

Рисунок 6

Это сковорода. Она стального цвета, бывает черная. Состоит из двух частей: одна часть прямоугольная, другая – круглая. Она бывает большая и маленькая. Она железная. В ней можно пожарить картофель.

Рисунок 7

X. Физкультурная минутка.

Посуда.

Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный,
Как начальник.
Надули животики: одна рука на поясе, другая изогнута – «носик».
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие бедняжки.
Присели, одна рука на поясе.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
Кружатся, рисуя руками круг.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Руки сомкнуть над головой.
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.
Ложатся на ковер, вытянулись.

XI. Составление рассказа-описания чайника.

1. Отгадывание загадки.

Хоть и задрал он кверху нос,
Но это вовсе не всерьёз.
Ни перед кем он не гордится,
Кто пить захочет – убедится.

2. - Мы будем учиться составлять рассказ-описание чайника.

3. На фланелеграф выставляется карточка с вопросом.

О чем мы скажем сначала?

Это чайник. Чайник – это посуда.

Логопед заполняет мнемотаблицу на доске.

Рисунок 8

4. На фланелеграф выставляется карточка с цветовыми пятнами.

О чем мы скажем потом?

О цвете.

Какого цвета наш чайник?

Чайник красный.

5. На фланелеграф выставляется карточка с изображением геометрических фигур

О чем нужно сказать теперь?

О форме.

Какой формы чайник?

Чайник круглый.

Аналогично разбираются следующие пункты плана:

6. Величина.

7. Материал.

8. Из чего состоит.

9. Для чего служит.

10. Составление рассказа-описания стула логопедом.
Это чайник. Он красный с белыми точками. Чайник круглый, пузатый. Он большой. Сделан этот чайник из глины, он глиняный. У чайника есть носит, крышка, ручка, стенки, дно. В чайнике можно кипятить воду, заваривать чай.

11. Составление рассказов-описаний детьми

XII. Подведение итогов занятия.

Что научились делать на занятии?

Что понравилось больше всего?

Федора приносит угощение для детей.

Разделы: Работа с дошкольниками

Предварительная работа.

С детьми проводилась экскурсия на радио, телевидение, в издательство газеты. Цель – познакомить детей со средствами массовой информации. Расширить представление детей о профессиях, техническом прогрессе, о развитии средств коммуникации (радио, телевидение).

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе.

Тема. Составление объявлений по типу “Найдена собака”.

Цель. Обучение детей устному составлению деловых бумаг-объявлений, состоящих из рассказов разных типов. Продолжать учить составлять рассказы описания и из личного опыта. Воспитывать чувства сострадания, желание помочь потерявшемуся животному.

Ход занятия

1. Оргмомент. Психогимнастика

Изобразите ласкового котенка, который просит молочка. Изобразите сердитого сторожевого пса, охраняющего свой дом. Изобразите потерявшегося щенка. Изобразите веселого щенка, который нашел хозяина.

2. Игра “Отвечалка”.

Ребята, у кого из вас есть домашние животные, поднимите руку.

Предлагает 3-4 детям ответить на вопросы:

Кто это? Как зовут? Какой он (она)? (сразу на 3 вопроса полным ответом, например, у меня живет кошка Муся, она ласковая.)

3. Игра “Угадай по описанию”.

Я предлагаю вам, дети, поиграть в игру “Угадайку”

Кто ещё не успел рассказать, какое домашнее животное у него, выходите по одному, описываете нам своего домашнего друга, а остальные должны угадать, кто это?

Кто первый догадался, поднимает руку.

3 – 4 человека описывают. Ребята угадывают.

4. Сообщение темы занятия.

Дети, сегодня утром около своего дома я нашла щенка. Кажется, он потерялся. Давайте поможем щенку найти хозяина. Составим правильное объявление на телевидение и радио. И хозяин найдется.

Основная часть.

1. Просмотр видеоролика.

Ребята, нам нужно так описать щенка, чтобы хозяин сразу узнал его: как он выглядит, чем отличается от других собак, какой он по характеру. А чтобы вам было легче это сделать, посмотрите видеоролик о нем (3 мин).

2. Коллективное описание щенка.

  1. Какого размера щенок?
  2. Какая шерсть по цвету?
  3. Какая шерсть по длине?
  4. Как его можно назвать, лохматый или короткошерстый?
  5. Какие глаза? (большие, маленькие) Какой нос? (острый, тупой) Какие уши? (торчащие, висячие, маленькие, большие)
  6. Какой хвост?
  7. Особенности поведения.

3. Ситуация “Убеди маму”

Представьте, что вы нашли на улице щенка, принесли домой, объявляете маме, что вы нашли щенка и просите оставить его у нас дома. Попробуйте убедить маму, так описать щенка, чтобы он ей тоже понравился. Роль мамы берет на себя воспитатель. 2 – 3 ребенка описывают щенка, просят маму оставить его.

Хорошо, вы меня убедили. Мы оставим щенка себе, если не найдется настоящий хозяин, к которому щенок уже привык и очень по нему скучает.

4. Игра “Построй конуру”

Пока щенок остается у нас, мы построим ему конуру по точкам на листе бумаги… Надо не просто соединить точки, на каждое соединение необходимо назвать слово – действие, которое умеют делать собаки.

5. Знакомство с планом объявления (модели)

1) Заинтересовать слушателя специальными сигнальными словами (внимание, объявление)

2) Объявить о том, что случилось (найден потерявшийся щенок)

3) Приметы. Описать его характерные особенности (веселый, игривый…)

4) Оставить свой адрес или телефон. Попросить детей объяснить, как они думают, почему необходимо оставить адрес или телефон.

6. Коллективное составление объявление по смоделированному плану.

Воспитатель просит нескольких детей ответить на вопросы по плану объявления, из лучших ответов озвучивает объявление образец: “Послушайте, какое объявление мы с вами составили”.

1 Внимание, внимание!

2 Найден потерявшийся щенок

3 Приметы щенка: размер, цвет, лохматость, глаза, уши, нос, хвост, поведение (игривость), составить описание по видеоролику.

4 Тех, кто узнал щенка, просим обратиться по адресу 12мкр., Д/С №96, гр№10

7. Рассказы детей.

Вызываются 1-3 ребенка.

Ребята, кто хочет сделать это сообщение по телевизору?

По радио, пересказать объявление из газеты?

Оценка детей после каждого рассказа взрослым или детьми.

Итог

Дети, сегодня утром около своего дома я нашла щенка. Он потерялся. Я даже не знала, что мне с ним делать. Но вы очень помогли и щенку. Составили правильное объявление на телевидение, газету и радио. И я уверена, что хозяин щенка обязательно найдется.

Пересказ рассказа Н. И. Сладкова «Чья проталина?»

Конспект занятия по развитию связной речи

Цель: развитие связной речи

Задачи:

Коррекционно – образовательные : расширять, уточнять, активизировать словарь по теме «Весна»;

Коррекционно – развивающие: развивать связную речь, память, внимание;

Воспитательные: формировать инициативность, самостоятельность.

Оборудование: прищепки, круг жёлтого цвета, адаптированный текст рассказа Н. И. Сладкова «Чья проталина?», картинки к рассказу (прилагаются), фонограмма «Звуки весеннего леса», карточки (с изображением сороки, грача, жаворонка) для игры «Обведи по точкам», простые карандаши, карточка с условным обозначением слова – признака.

I. Организационный момент

Логопед вместе с детьми : — Здравствуйте, гости! Мы к себе вас приглашаем и улыбкой всех встречаем!

Логопед: — Ребята, у меня для вас загадка

Снег чернеет на полянке,

С каждым днем теплей погода.

Время класть в кладовку санки.

Это что за время года?

Дети: — Весна.

Логопед : — Какое время года было до весны?

Дети: — Зима.

Логопед: — А какое время года будет после весны?

Дети: — Лето.

Логопед: — Вспомним признаки весны. Отвечаем так: «Весной солнце теплое».

Дети: — Весной солнце яркое (лучистое).

Весной небо высокое (чистое, голубое).

Весной прилетают перелетные птицы.

Весной на крышах появляются сосульки.

Весной земля мягкая (рыхлая).

Весной облака пушистые.

Весной на деревьях появляются душистые (липкие) почки.

Логопед: — Покажем, как мы радуемся весне. (Поднять руки вверх, улыбнуться)

Покажите, как вы радуетесь солнцу. (Голову наклонять вправо – влево, улыбнуться)

А теперь покажите, как вы испугались дождя. (Руки над головой)

Проходите на свои места.

II. Основная часть

Логопед : Сегодня мы будем учиться пересказывать рассказ Николая Ивановича Сладкова «Чья проталина?»

Чтение адаптированного рассказа , выставление картинок.

Увидела Сорока проталину и застрекотала: «Та-та-та-та… Моя проталина!» (карточка 1). А на проталине: семена, бабочка греется, жучки ползают (к. 2). Разинула Сорока клюв, хотела съесть жучка (к. 3). А тут откуда ни возьмись Грач. Он гаркнул: «Моя проталина. Я к ней из теплых стран торопился» (к. 4). На шум прилетел Жаворонок. Он защебетал: «Моя проталина. Я на ней родился» (к. 5). Пока они спорили, солнышко пригревало (к. 6). Оглянулись спорщики вокруг, и увидели, что на поле появилось много проталин (к. 7). Разлетелись птицы по ним весну встречать (к. 8). Песни петь, в земле рыться, червячка заморить (к. 9).

Логопед: — Ребята, давайте уточним, что такое проталина? (Место, где стаял снег, и открылась земля).

— Что значит Сорока застрекотала ? (Подала голос, издала звуки, напоминающие треск).

— Что значит выражение «Откуда ни возьмись»? (Появиться неожиданно, внезапно).

— Что значит гаркнуть ? (Подать громко голос).

— Что значит щебетать ? (Издавать пение).

— Что значит выражение «Заморить червячка»? (Утолить голод, немного поесть).

Вопросы по тексту

Логопед: — Что увидела Сорока?

— Что застрекотала Сорока?

— Кто оказался на проталине?

— Что хотела сделать Сорока?

— Кто появился неожиданно?

— Что гаркнул Грач?

— Кто прилетел на шум?

— Что защебетал Жаворонок?

— Пока птицы спорили, что происходило?

— Оглядевшись вокруг, что увидели спорщики?

— Куда разлетелись птицы?

— Как птицы встречали весну?

Логопед: — Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали.

Физминутка

Солнце засветило, (руки через стороны поднять вверх)

Сугробы растопило. (присесть)

Теплую погоду (встать)

Принесла весна. (руки развести в стороны)

Грачи к нам прилетают, (махи руками)

И еж (голову опустить, руки скрестить на груди)

С медведем знают, (ноги на ширине плеч, руки поднять вверх)

Пора им просыпаться, (потянуться)

Весною любоваться. (похлопать в ладоши)

Логопед: — Прослушайте рассказ еще раз.

Повторное чтение рассказа.

Логопед: — Чтобы красиво рассказ рассказать, нужно язычок размять.

Артикуляционная гимнастика

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель(цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). «Д-д-д»,- стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков (звукоподражание). «Тви-тви-тви»,- быстро проносились ласточки над шумной речкой (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (упр. «Лопатка»). Сел язычок на пенёк (упр. «Грибок») и огляделся (упр. «Часики»). На поляне расцвело много подснежников. Весенний ветерок наклонял их то в одну сторону, то в другую («Часики»). Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.

Пересказы детей

Логопед: — Нам в группу передали коробку. Как вы думаете, что это за коробка?

Дети: — Посылка (бандероль).

Логопед: — Посылка адресована вам. Желаете узнать, что там? (Достать карточки для игры «Обведи по точкам»). Здесь волшебные картинки, чтобы их оживить, нужно обвести по точкам. (Раздать картинки) Ну а чтобы было все в порядке, пальцы делают зарядку.

Пальчиковая гимнастика

Мы лепили куличи, (движение «делаем пирожки»)

Прилетели к нам грачи. (изобразить птицу)

Этот грач испек пирог, (загибать пальцы на правой руке, начиная с большого)

А второй ему помог.

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол,

Ну а пятый не зевал, (потрогать мизинец)

И пирог у них склевал. (указательным пальцем правой руки постучать по левой ладошке)

Раз, 2, 3, 4, 5, (соединить пальцы правой и левой руки)

Фонограмма «Звуки весеннего леса»

Дети обводят картинки по точкам, затем проговаривают, кто у них получился.

Логопед: — Ребята, я хочу поиграть с вами в игру «Назови слово – признак»

Показать образец: К карточке-символу, обозначающей признак, поставить картинку с изображением птицы, которая получилась у каждого из детей. Например, смышленая (длиннохвостая, всеядная, внимательная, осторожная, хитрая) сорока; умный (красивый, сообразительный, наблюдательный) грач; маленький (певчий, пестрый, звонкий, пугливый, хохлатый) жаворонок.

Логопед: — Очень много красивых слов знаете, молодцы.

III. Итог

Логопед: — Ребята, сегодня мне с вами было очень интересно. Вы были очень внимательны, хорошо отвечали на мои вопросы, порадовали меня рассказами. Поэтому я всем вам говорю: «Спасибо!»

Картинный материал

Организация: МБДОУ детский сад комбинированного вида №70

Населенный пункт: Волгоградская область, г. Волжский

Образовательные цели:

закрепление знания признаков осени, представлений о перелётных птицах, обобщающего понятия «перелётные птицы»;

расширение, уточнение и активизация словаря по теме.

Развивающие цели:

развитие речевой активности, связной речи при составлении описательного рассказа, используя схему Ткаченко, слухового и зрительного внимания, мышления, мелкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.

Воспитательные цели:

формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности;

воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

Предметные картинки перелётных птиц, картинки с изображением перелётных птиц «ошибка художника», мольберт, схема Ткаченко, цветные карандаши, мяч.

1 Организационный момент (мотивация)

(дети стоят возле стульчиков)

Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,

Руку правую подали, руку левую пожали,

И друг друга мы обняли.

Отошли и поклонились.

Вы готовы заниматься?

Дети: Все готовы заниматься,

Будем очень мы стараться.

(садятся на стульчики).

2 Введение в тему (развитие связной речи по схеме Ткаченко)

- Какое сейчас время года? (Осень)

- Осень какая? (Поздняя)

- Назовите признаки поздней осени.

- Как одним словом можно назвать птиц, которые улетают в тёплые края?

- Назовите перелётных птиц.

Дидактическая игра «Продолжи предложение»

    Первыми улетают на юг птицы, которые питаются… (насекомые прячутся)

    Кукушка не высиживает своих птенцов… (не вьёт себе гнезда)

    Все люди любят слушать соловья… (красиво поёт, заливается)

    Последними улетают птицы… (замерзают водоёмы)

    Весной птицы возвращаются назад… (выводить птенцов)

    Птиц называют друзьями человека… (радуют своим щебетаньем, сохраняют урожай)

- Встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать мяч каждому из вас, а вы мне будете возвращать его с ответом.

Дидактическая игра «Подбери действие»

Птицы что делают? (летают, вьют гнёзда, поют, клюют, ловят насекомых, кормят птенцов, откладывают яйца).

Дидактическая игра «Назови ласково»

Птица - перо - хвост - птенец - клюв - журавль –

Дидактическая игра «Скажи одним словом»

У цапли длинные ноги. Она какая?

У аиста длинный клюв. Он какой?

Ласточка любит тепло. Она какая?

У стрижа острые крылья. Он какой?

У гуся красные лапы. Он какой?

- Молодцы. Вы уже много знаете о перелётных птицах. Подойдите к столу и возьмите каждый по предметной картинке перелётных птиц (садятся на стульчики). Сегодня мы будем составлять описательный рассказ о перелётной птице по схеме (Ткаченко) (Первый описательный рассказ – образец воспитателя).

3 Составление описательного рассказа о перелётной птице по схеме Ткаченко.

Динамическая пауза «Игра – подражание»

Вокруг себя повернись и в … (цаплю, ласточку, утку, детей) превратись.

4 «Художественное творчество» Поможем птицам улететь в тёплые края.

На столе предметные картинки перелётных птиц с недостающими частями тела (клюв, крыло, лапки и т.д.)

- Ребята, давайте их дорисуем и поможем птицам улететь в тёплые края.

5 Пальчиковая игра «Выпустим птицу»

Накрыть ладонью с широко расставленными пальцами рисунок с птицей (клетка), поочерёдно приподнимать пальцы, выпустить птицу, произнося слова «Я из клетки выпущу… (название птиц).

Пока дети рисуют, воспитатель беседует с детьми о перелётных птицах.

- Ребята, а как же птицы находят дорогу на юг и обратно?

- Птицы улетели и вернутся они к нам когда? (весной)

- Ребята, а что произойдёт, если птицы не вернутся к нам весной? (ответы детей). Произойдёт экологическая беда. Некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи. Некому будет разносить семена ягод и растений. Мы никогда не услышим их чудесных песен. Спасибо вам, наши верные друзья – птицы, за то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину.

Запомни

Оказывается, одни птицы улетают ночью, другие днём, Перед полётом они едят больше обычного, нагуливают жирок – в полёте им подкрепиться негде. Ориентируются они на звёзды, если облачно и звёзд не видно, то ориентируются на магнитные колебания земли. Птицы улетают по одной или группой. Как называется группа птиц? (стая)

Гуси, утки, лебеди – улетают вереницей.

Ласточки, грачи, скворцы – стаей.

Журавли – клином.

Кукушки – поодиночке.

Итог занятия

- О чём мы сегодня беседовали на занятии?

- Что интересного и нового вы узнали?

- Как птицы находят дорогу в тёплые края и обратно?

Список использованной литературы:

1.В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду»

Подготовительная группа.

2.С.И.Карпова В.В.Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7лет»

3.Л.А.Парамонова «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет»

4.Т.Г.Кислова «По дороге к азбуке»(Методические рекомендации)

5.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»под редакцией Н.Е.Вераксы Т.С Комаровой М.А Васильевой.


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «flemi.ru» — Ультразвуковое обследование. Брюшная полость, голова, грудная клетка