Наглядные формы работы логопеда с родителями. Образовательный портал. Тематический план работы на год

Взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. Беседы и консультации, проводимые в детском саду, мало чем отличаются друг от друга, часто бывают неинтересны и малоэффективны. Мы уверены, что в современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей по формированию звукопроизношения мы пришли к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности логопеда. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников.

В наше время сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях: внутри детского сада и за его пределами.

Беседы и консультации, проводимые в детском саду, мало чем отличаются друг от друга, направлены в основном на семьи, не справляющиеся с воспитательной и образовательной функцией. Ведущая роль в них принадлежит педагогу. Темы, рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходят от педагогов и ведутся в направлении, которое им кажется необходимым. Общие и групповые родительские собрания также часто оставляют родителей в роли пассивных слушателей. Наглядная пропаганда оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д. также по своему усмотрению. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают или приводят детей в группу. Эти формы при добросовестном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы.

Мы уверены, что в современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Начинается работа с диагностики детей и анкетирования родителей.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Просим вас принять участие в опросе по теме: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

Пожалуйста, отметьте вариант ответа, совпадающий с вашей точкой зрения. Вопрос №1. Интересует ли Вас тема опроса?

Считаю важной;

Считаю второстепенной

Не интересует совсем.

Вопрос №2. Какую проблему развития звуковой культуры речи Вы считаете наиболее актуальной для своего ребёнка?

Правильное речевое дыхание;

Выразительное и правильное интонирование речи;

Правильное произношение звуков родного языка;

Владение культурой речи;

Звуковая культура речи не является проблемой для моего ребёнка.

Вопрос №3. Есть ли у вашего ребёнка нарушение в речевом развитии?

Да;

Нет;

Не обращал(а) внимания.

Вопрос №4. Если у ребёнка есть нарушения в развитии звуковой стороны речи, что, по Вашему мнению, целесообразно делать?

Обратиться за советом к воспитателю;

Заниматься с ребёнком самостоятельно;

Проконсультироваться с логопедом;

Регулярно заниматься с логопедом;

Не обращать внимания;

Другое _______________________________________

Вопрос №5. Как Вы думаете, повлияет ли неправильное звукопроизношение на жизнь ребёнка в настоящем и будущем?

Нет;

Затруднит в общении со сверстниками в детском саду;

Помешает полноценному общению с людьми в будущем;

Послужит причиной будущих грамматических ошибок при обучении в школе.

Вопрос №6. Какова, по Вашему мнению, степень участия семьи, родителей в работе над звуковой культурой речи?

Достаточно занятий с воспитателем и логопедом;

Родители иногда должны заниматься с детьми;

Родители должны принимать деятельное участие в этой работе, выполняя

Вопрос №7. Согласны ли Вы выполнять со своим ребёнком домашние задания логопеда для наиболее успешного преодоления нарушений речи?

Да, согласен(сна);

Нет.

Вопрос №8. Какую дополнительную помощь в работе с Вашим ребёнком Вы хотели бы получить от специалистов детского сада?________________________________

_________________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

В ходе дискуссии за «круглым столом» мы определили наиболее оптимальные формы работы с родителями по формированию звукопроизношения. Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

Формы работы логопеда с родителями в ДОУ

По преодолению речевых недостатков.

  • Родительские собрания. ("Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе", "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму", "Итоги коррекционной работы за год".)
  • Домашние задания. (Логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания; а также домашние задания вывешиваются на стенде для родителей).
  • Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей).
  • Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".)
  • Дни открытых дверей. (Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. При этом они не обязаны ставить в известность логопеда о своем посещении.)
  • Родительские пятиминутки. (Рекомендуются при работе на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации).
  • Консультации - практикумы. (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях).
  • Праздники и развлечения. (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие - праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год.)
  • Выпуск газет для родителей (Освещаются события группы, даются практические советы родителям).
  • Организация выставок "Как умелые ручки язычку помогали". (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).
  • Сочинения родителей на тему "Мой ребенок". (Родители самостоятельно выбирают содержание и тематику, стиль написания, проявляют творчество и фантазию).
  • Выпуск журнала для родителей (посвящен проблемам речевого развития ребенка - грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т. д.)

В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:

Специальные "логопедические уголки";

Информационные стенды;

Тематические выставки книг;

Пособия, памятки, образцы выполненных заданий

Они содержат полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Минимум раз в неделю материал на стендах обновляется. При оформлении стендов используются не только рисунки, надписи "от руки", но плакаты и фотографии.

Преимущество таких форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны. Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.


Организация: ДО МАДОУ Детский сад №45

Населенный пункт: Томская область, г. Томск

В условиях современной действительности роль учителя-логопеда становится все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.
Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его успешной социальной адаптации.
Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. Это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.
К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка. Поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви, понимания и сопереживания.
Дом, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями.
В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.
Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.
Довольно часто многие родители не имеют представления о речевом развитии детей, о речевых нарушениях и их преодолении. Иногда они даже не слышат нарушений звукопроизношения и считают, что ребенку не нужны занятия с логопедом. Лишь немногие родители серьезно занимаются с детьми дома, а у большинства этот процесс происходит стихийно. Причин этому много: недостаток времени, несогласованность требований самих взрослых, отсутствие у них достаточных психолого-педагогических знаний.
Одной из основных целей работы учителя-логопеда является активизация родителей, привлечение их внимания к тем психолого - педагогическим задачам, которые осуществляются в деятельности с детьми, чтобы организованный коррекционный процесс был последовательным и максимально эффективным.
Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом зависит от того, как организованно взаимодействие учителя-логопеда с родителями, так как включение последних в процесс коррекции является необходимым условием полноценного речевого развития ребенка.
Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Перед учителем-логопедом и родителями стоят единые задачи, но отличаются лишь пути их реализации.
Принципы работы с родителями можно сформулировать следующим образом:

  • сотрудничество - учитель-логопед видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу;
  • индивидуализация - ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребенка;
  • непрерывность и эффективность обратной связи - осуществление учителем-логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье;
  • комплексность – координация учителем-логопедом взаимосвязи родителей с другими специалистами (врачами, психологами), так как преодоление речевого расстройства часто является комплексной психолого-медико-педагогической проблемой.

В условиях деятельности логопункта важно, как организовано педагогическое просвещение родителей, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми. В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы. Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы:

  • - родительские собрания (изменилась модель его проведения с учётом современных требований);
  • консультации: по организации работы логопункта, по итогам диагностики, по запросам родителей, по итогам коррекционного обучения, методы и приёмы постановки звуков у детей;
  • дни открытых дверей: 2-3раза в год для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним;
  • библиотека игр и упражнений, с которыми родители могут ознакомиться на сайте учреждения, взяв Памятку у учителя-логопеда;
  • совместные проекты, которые обеспечивают современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вместе с родителями дети были участниками проектов: «Логопедические тропинки», «Язычок и все, все, все», «Рука в руке», «Диалог» позволившие родителям ознакомиться с артикуляционной гимнастикой, осознать значение развития мелкой моторики руки ребенка для речевого развития и активно включиться в формирование связной речи;
  • индивидуальные занятия-практикумы «родитель + ребенок» по обеспечению родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей;
  • индивидуальные встречи с родителями включают в себя: констатацию динамики речевого развития (с чем он справился, что ещё вызывает трудности), обмен впечатлениями и наблюдениями за речью ребёнка, индивидуальные практикумы, корректировку плана совместной деятельности по развитию речи, рекомендации и задания родителям ребёнка;
  • конкур «Мой любимый трудный звук», домашняя библиотечка авторских пособий. Их можно с успехом использовать в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком по заданию логопеда;
  • анкетирование. Ежегодно изменяется, дополняется содержание анкет. Постоянная осведомлённость степенью удовлетворённости родителей позволяет выстраивать работу с каждой семьёй в своём направлении;
  • информационный стенд «Логопед ДОУ», который кроме своей основной задачи (информирование родителей об организации работы логопункта).

Сама проблема содружества учебного заведения и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.
Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный результат - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Родители должны понимать, педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так возможно добиться положительных результатов.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт логопеда и родителей - важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.

Литература

  1. Бабина Е.С. Помогаем детям вместе: [коррекционная работа логопеда зависит от условий речевого развития ребенка в семье] // Дошкольное воспитание, 2005, № 12. С. 57-59

  2. Баринова Г. В. Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка // Логопед в детском саду, 2004, № 1. С. 70-74.

  3. Давидович Л. Р. Родители и логопед - партнеры / Л. Р. Давидович, Т. С. Резниченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, № 6. С. 47-50.

  4. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать? – М.: Гном и Д, 2005. 85 с.

  5. Заваденко Н.Н. Родителям о развитии речи детей. Как вовремя заметить нарушения? – М.: Маджерик, 2006. 42 с.

  6. Захарова Е.Н. О работе логопеда с родителями. // Логопед, 2006, № 6. С.54 – 58.

  7. Клименкова О. Делимся опытом организации работы с родителями // Дошкольное воспитание, 2005, № 3. С. 45-46.

  8. ВЗАИМОСВЯЗЬ С РОДИТЕЛЯМИ В РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

    Работа с родителями для логопеда всегда сложна. В настоящее время родители уделяют мало внимания речевым недостаткам ребенка, считая, что в детском саду работают специалисты, которые помогут ему, однако сами при этом занимают отстраненную позицию. Родители должны принимать активное участие в речевом развитии детей. Любая речевая игра, упражнение, беседа с ребенком – важная часть сложного процесса формирования речи. Если родители отстраняются от этой работы, нарушается целостность всего учебно – воспитательного процесса. Перечислим этапы работы с родителями по коррекции звуковой стороны речи.
    Знакомство: чтобы родителям и логопедом было легче общаться друг с другом, предлагаем сделать визитную карточку, которую можно украсить по своему вкусу. Важно, чтобы на карточке было указано имя, которым вы хотите, чтобы вас называли. Родители оформляют бейджики в свободной форме.
    Автоматизация звуков.
    Ребенок, научившись произносить поставленный звук изолировано, не сразу использует его в своей речи. Без помощи родителей этот процесс может затянуться на длительное время, поскольку у дошкольников навык формируется в результате систематического повторения и закрепления.
    Автоматизация звуков – результат сотрудничества логопеда, ребенка и его родителей. В процессе этого сотрудничества формируются правильная речь, развиваются внимание, память, мышление, а также устанавливаются дружественные отношения между родителями и детьми. Одно из обязательных условий успешной автоматизации звуков – закрепление речевого материала в домашних условиях по заданию логопеда.
    Закрепление изолированного звука.
    Для закрепления изолированного звука используют звукоподражания:
    - (с) – мы поставим самовар, самовар пускает пар: с-с-с-с…;
    - (з) – помоги комарику долететь до своего домика: з-ззз…;
    - (ц) - улыбнись, язык - за зубки, произносим быстро звуки (тс): ц-цццц;
    - (ш) – лопнул шарик и шипит: ш-шшш…; - ветерок летит, подгоняет: ш-шшшш…; ползет змейка и шипит: ш-шшшш;
    - (ж) – летит божья коровка на лесную полянку, и жужжит: ж-ж…;
    - (щ) - язычок вверх поднимай, пошипи, а звук смягчай: щ-щщщщ;
    - (л) – вьюга злится, воет во дворе: л-л-л-л-л; - зимний ветер гудит в трубах: л-л-л-л…;
    - (р) – обезьянка дернула щенка за хвост, и от неожиданности он зырычал;
    - (ц) - очень был горяч утюг, издавал сердитый звук: ч-чччч;
    - едет по дороге трактор и громко – громко тарахтит.
    Изолированный звук закрепляется с помощью звуковых дорожек.
    Мы предлагаем ребенку вести пальчиком по дорожке и тянуть звук (ш), (ж), (с), (з) и т.д., либо показываем со звуком пчелке дорогу к цветку или самолету путь до его дома. Можно использовать звуковую улитку.



    Автоматизация звука в слогах.
    Последовательная смена серий развивает переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов. Но механическое многократное повторение слогов и слоговых сочетаний – мало интересный для ребенка вид деятельности. Если использовать игровые приемы, подключить к этому процессу зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, дело пойдет быстрее, поскольку будут развиваться слуховое и зрительное внимание, мелкая моторика рук и формироваться умение свободно и правильно использовать поставленный звук в слогах.
    Упражнения на автоматизацию звука в слогах:
    1.Каждый палец «здоровается» с большим пальцем. При соприкосновении нужно произносить слог с автоматизируем звуком. Все движения следует выполнять обеими руками одновременно и попеременно.


    2.Произносить слог столько раз, сколько:
    - тебе лет;
    - фигур на листе;
    - хлопков, фишек и т.д.
    3.Шнуровка «Сырок», «Башмачок». Дети шнуруют и на каждую дырочку произносят слоги.
    4.Упражнение «Договори слово». Добавить слог «ша», назвать слово; упражнение «Запомни, повтори»(ребенок проговаривает слоги вслед за логопедом).
    5.Прикреплять прищепки, нанизывать колечки на пирамидку, выкладывать счетные палочки с одновременным произнесением слогов.
    После проведения нескольких занятий, посвященных автоматизации звука в слогах, начинается новый этап работы. Главная задача логопеда – научить ребенка правильно произносить слова с поставленным звуком. Однако поставленный звук еще очень «хрупкий», непрочный, ребенок с логопедом. На этом этапе все игры направлены на развитие умения различать звуки, анализировать и выделять их из состава слова, т.е. на формирование фонематического слуха.
    В домашних условиях автоматизировать звук в слогах можно в следующих играх:
    - нужно «поймать» звук (ш) – выделить его из звуко-, слого-, словоряда;
    - как только ребенок услышит звук (ш), он должен хлопнуть в ладоши, поймать его: А, Ж, Ш; СА, ША, ТА, ЖО, УШ, ЖИ, ШУ; ЖАБА, ШАПКА, СОМ, ШЕЙКА и т.д.
    -дидактические игры на автоматизацию звука «Хлопни в ладоши», «Третий - лишний», убрать картинки, в названии которых нет звука (ш); «Один - много», «Назови ласково», «Чего не стало?» и др.
    Автоматизация звука в предложениях.
    Цели данного этапа работы над звукопроизношением:
    - стимулирование речевой активности детей;
    - развитие их речевой коммуникативности.
    Для этого можно использовать следующие игры:
    - нужно составить предложение назвав два слова с заданным звуком, предложите ребенку объяснить, как они связаны между собой. Например, «лопата» и «молоток», «река» и «рак», «весна» и «солнце» и т.д. для этого нужно «включить фантазию, ведь предложения могут быть самыми неожиданными;
    - проработать в словосочетаниях: например – вареная рыба, оранжевый мандарин, красный шарик, грязные руки и т.д., а также в загадках, стихах и рассказах.
    Предложите ребенку выучить небольшое стихотворение, скороговорку. Это поможет закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес к речевым упражнениям.
    Родителям предлагается проговорить чистоговорки. Помните, звук автоматизирован, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребенку достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Следует помнить и как произносить звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребенку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и вы поймете, какая трудная задача перед ним стоит. Поэтому старайтесь внимательно выслушать его. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но не упрекайте и не отвлекайте от мысли.
    Рекомендации логопеда по выполнению домашнего задания
    Правильно выбирайте время для занятий - шумные, эмоциональные игры нежелательны перед сном, ребенок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия; желательно выполнять домашнее задание в выходные дни.
    Старайтесь закончить игру до того, как ребенок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20-25 минут.
    Ваш ребенок нуждается в похвале и поддержке, особенно если какие-то трудности.Главные помощники в общении с ребенком - терпение, выдержка, доброжелательность; резкий тон, раздражение недопустимы, он должен чувствовать себя комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны.
    Обязательно начинайте с простых, посильных для ребенка заданий, усложняйте постепенно, не торопите его, дайте время подумать.
    Список используемой и рекомендуемой литературы.
    Белякова Л.И., Гончарова Н. И., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи/Под ред. Л. И. Беляковой. М., 2005.
    Козырева Л. М. развитие речи и мышления. Развивающие задания для логопедических занятий. М., 2003.
    Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб., 2002.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад «Росинка»

    Представление опыта работы по теме: «Система взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями и родителями в детском саду»

    Учитель-логопед: Шутрова О.П.

    пгп. Пионерский, 2014 г.

    В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменять друг друга.

    В законе РФ "Об образовании" указано, что одна из основных задач , стоящих перед детским садом - это взаимодействие с семьёй для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи. Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями.

    Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог добиться большего, нежели он сам, научился лучше разбираться в людях и взаимодействовать с ними. Но мало кто задумывался о том, насколько важную роль во всём этом играет умение ребёнка говорить правильно и красиво. Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития в целом. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка.

    Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения, его материальное обеспечение и взаимодействие с семьей, заставляющая искать новые формы этой работы.

    Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем - устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома и не знают, как заниматься.

    Кроме того, определенная часть педагогов недооценивает важность жизнедеятельности дошкольников в семье, и затрудняется в исполнении этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.

    Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

    Я строю своё общение с родителями, на основе принципа " Родитель - не гость, а полноправный член команды ДОУ ", так как считаю, что у нас с ними одна общая задача - воспитание высоконравственной личности. Взаимодействие учителя-логопеда и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие "взаимодействия с семьёй" нельзя путать с понятием "работа с родителями", хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

    Опыт работы показал, что семья - компетентные родители, которые берут на себя закрепляющие и поддерживающие функции в работе над речью, тем самым создают благоприятные условия для развития своего ребенка.

    Всё наше взаимодействие с коллегами, родными, близкими, друзьями основано на общении. Иногда очень важным становится, что и как мы говорим. Убедить в своей правоте, произвести впечатление на понравившегося человека, защитить свои права, завоевать себе должное положение в жизни - всё это можно сделать с помощью красноречия.

    К сожалению, в последнее время такое явление как нарушение речи и замедление речевого развития ребенка встречается довольно часто. Это, безусловно, осложняет его коммуникации в социуме и, впоследствии, может сказаться на социальной адаптации и успешности уже взрослого человека. Поэтому очень важно как можно раньше обратить внимание на возможные нарушения у малыша в этой области и предотвратить их развитие.

    Целью логопедической работы с детьми в детском саду является развитие речи, коррекция ее фонетических и фонематических недостатков, формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации.

    Правильная речь - это заслуга не только воспитателя и логопеда, а, еще и родителей, тех, кому подражают крохи, для кого родители - пример, пример не только в данный момент, а на всю жизнь.

    Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.

    Значимость и разнообразие форм работы учителя - логопеда с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя, коррекционно-воспитательное воздействие со стороны дошкольного учреждения и родителей.

    Для обучения и развития этих детей я определяю современный концептуальный подход, стремлюсь к поискам вариативных разработок, используя новые подходы к обучению, тщательно отбираю формы и методы направленные на коррекцию речевых нарушений.

    В своей коррекционной работе использую следующие теоретические подход ы:

    личностно ориентированный и компетентностный подходы, предполагающие анализ и обобщение, разработку методических условий для изучения запросов современной семьи, формирование родительской компетентности;

    сферный подход, предполагающий изучение состояния взаимодействия педагога с семьями воспитанников, и внедрение таких форм сотрудничества, которые позволяют согласовать педагогические установки на развитие, воспитание и обучение детей;

    дифференцированный подход, направленный на разработку индивидуального коррекционно-образовательного маршрута ребёнка совместно с родителями.

    Основныенаправления деятельност и (схема 1)

    Аналитическое.

    Изучение семьи ребёнка со сложной структурой дефекта, мониторинг.

    Планово-организационное.

    Планирование и организация работы с родителями по преодолению структуры дефекта детей.

    Методическое.

    Разработка методической поддержки системы работы с родителями по коррекции ОНР у детей дошкольного возраста в рамках очной и заочной форм работы.

    Коррекция дошкольного возраста осуществляется по разработанной системе, которая включает в себя:

    определение цели и задач;

    планирование работы с родителями;

    индивидуальный маршрут развития ребёнка совместно с родителями;

    организация коррекционно-образовательной деятельности совместно с родителями;

    методическое обеспечение;

    мониторинг

    Мой ДЕВИЗ в работе с родителями: МЫ ГОТОВЫ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ С ВАМИ, НО НЕ ВМЕСТО ВАС!

    Успех в воспитании и обучении детей во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько разнообразны и интересны формы взаимодействия. Назову основные формы взаимодействия с семьями:

    Семейный клуб «Школа успешного родителя» (приложение № 1 –положение о работе семейного клуба, конспекты детско-родительских мероприятий, видеозапись «Осенний огород»)

    Такая форма позволяет заинтересовать родителей, активизировать их, сделать их участниками мероприятия. Праздники полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала. Ведь, не зря гласит пословица "Ребенок растет не от хлеба, а от радости".

    Участие родителей в проектной деятельности

    Родительские собрания (приложение № 2–модель родительского собрания, презентация слайд № 1)

    Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу. На первом групповом родительском собрании я разъясняю родителям, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (консультация невропатолога, психоневролога, ортодонта). Подчёркиваю важность систематической работы с ребёнком. Также родители получают информацию, как заниматься дома, как вести индивидуальные тетради.

    Информационные буклеты (приложение №3- памятки, буклеты) содержат краткий информационный материал по коррекции речевых нарушений

    Семинары-практикумы (Приложение№ 4, конспекты семинаров-практикумов)

    "Родитель + ребенок" по обеспечению родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей. Обязательным условием является присутствие на них родителей, особенно матери: "Учимся у тех, кого любим". КПД значительно повышается ещё и потому что родитель постепенно овладевает сугубо логопедическими навыками и умениями, хороший родитель неизбежно становится "немного семейным логопедом". Наблюдая за работой логопеда, родители охотней и лучше выполняют с ребёнком домашние задания, процесс ускоряется раза в два.

    Совместное разучивание мамой и ребенком приемов артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр и т.д.

    Дни открытых дверей (Приложение № 5 - конспекты НОД, видеозапись НОД).

    Дни открытых дверей проводятся 1-2 раза в год для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми в детском саду, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним.

    Такая форма знакомит родителей с организацией воспитательно-коррекционной работы в группе

    Тематические выставки

    Развивают умение действовать совместно, развивая знания об окружающем, приобретая опыт общения

    Праздники и развлечения

    В течение учебного года для детей и родителей проводятся различные увеселительные мероприятия. Я принимаю в них активное участие, дети и родители слышат правильную речь и уместную интонацию не только на занятиях, но и в часы досуга.

    Анкетирование (Приложение № 6 – анкеты, анализ анкетирования)

    Ежегодно изменяется, дополняется содержание анкет. Постоянная осведомлённость степенью удовлетворённости родителей позволяет выстраивать работу с каждой семьёй в своём направлении.

    Тетради по автоматизации звуков (Приложение №7 – тетрадь для индивидуальной работы)

    Позволяет в домашних условиях автоматизировать звуки и вводить их в речь

    Родительские пятиминутки - кратковременная личная консультация

    Знакомство родителей с интересными играми для развития логического мышления и речи

    Консультирование по запросам

    Включает в себя: констатацию динамики речевого развития (с чем он справился, что ещё вызывает трудности), обмен впечатлениями и наблюдениями за речью ребёнка, индивидуальные практикумы, корректировку плана совместной деятельности по развитию речи, рекомендации и задания родителям ребёнка, назначение примерной даты следующей встречи.

    Домашняя библиотечка авторских пособий

    Их можно с успехом использовать в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребёнком по заданию логопеда. Подробное описание всех понятий, терминов, заданий и упражнений позволяет не имеющему специальной подготовки взрослому успешно заниматься коррекционной и развивающей деятельностью. Используется в качестве методического и наглядного материала для индивидуальных занятий родителей с ребенком по заданию логопеда

    Средства массовой информации (веду личную страничку на сайте )

    Предлагается материал не только для родителей ДОУ, но и доводится информационный материал для широкой публики по работе с детьми-логопатами.

    Уголок для родителей (Приложение № 8 – папка «Лексические темы для родителей»)

    Кроме своей основной задачи (информирование родителя об организации учебного процесса, документы, объявления, анонсы семинаров, тренингов и других мероприятий и т.п.) решает и другие задачи. Здесь родитель может прочитать статью из серии "В кабинете логопеда" (которые периодически обновляются), как позаниматься дома по лексической теме и т.д.

    Папки-передвижки (Приложение № 9 – папки-передвижки) содержат материал с разработанными комплексами игр, упражнений, а также закрепляющий материал знания детей по лексическим темам для практического использования с детьми дома.

    Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность совместной работы. Возникает понимание того, что создание единого речевого пространства для развития ребёнка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями. Повышение педагогической культуры родителей - основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

    Взаимодействие с воспитателями

    Успех коррекционной логопедической работы в условиях ДОУ во многом зависит от слаженности в работе логопеда и воспитателей группы. Только тесный контакт учителя-логопеда и воспитателей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.

    Совместно с воспитателями оформляем родительский уголок , готовим и проводим и родительские собрания (см. протоколы родительских собраний).

    Во взаимодействии с педагогами применяю такую форму работы как семинары-практикумы («Эффективные приёмы обучения дошкольников с ОНР по составлению описательных рассказов» и др.).

    Принимаю участие в работе «Школа молодого педагога» («Организация взаимодействия с семьёй по предупреждению ОНР у детей дошкольного возраста»).

    Совместно с педагогами, организую проектную деятельность (презентации творческих проектов: «Сказка о весёлом язычке», «Детско-родительский клуб как форма взаимодействия учителя-логопеда и семьи»).

    С воспитателями компенсирующей группы ведётся « Тетрадь взаимодействия с учителем-логопедом», где воспитатели по рекомендациям учителя-логопеда в вечернее время отрабатывают, закрепляют речевой материал с детьми в индивидуальной форме.

    На МО педагогов ДОУ делимся с воспитателями своим педагогическим опытом (выступление «Профессиональные стандарты педагога в условиях ФГОС»).

    Вместе с воспитателями принимаю участие в работе творческой группы «Коррекционная работа в ДОУ».

    Выводы:

    На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями и воспитателями, создана система взаимоуважения. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из "зрителей" и "наблюдателей" стали активными участниками встреч и помощниками учителя-логопеда. Выросла заинтересованность и степень участия родителей в коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

    Перспективный план работы учителя-логопеда с

    Родителями на 2016 – 2017 учебный год

    Цель :

    выстроить свою работу в последовательности «Логопед – ребёнок – родитель», помогающей установить партнёрские отношения с семьёй ребенка, а также объединить усилия для коррекционного воздействия и осуществлять взаимопомощь при решении возникших проблем.

    Задачи:

    • изучить особенности педагогической наблюдательности родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями;
    • установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
    • повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми;
    • привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопедического пункта МБДОУ;
    • формировать навыки наблюдения за ребёнком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;
    • воспитывать привычку обращаться к учителю-логопеду за помощью в вопросах коррекции и воспитания детей с проблемами речевого развития;
    • систематизировать и пополнять практический материал, которым могли бы воспользоваться родители в осуществлении работы во взаимодействии учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.

    Формы и методы работы

    Направление, тематика, содержание деятельности

    Сроки

    Анкеты

    Знакомство с индивидуальными особенностями ребёнка для повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы (ознакомительная).

    сентябрь

    Беседы:

    Ознокамительные

    Установление доверительных отношений между семьёй и учителем-логопедом, создание полноценных условий для эмоционально-психического здоровья детей.

    ноябрь

    Индивидуальные

    Тематические

    Сбор анамнестических данных детей, направленных на логопункт ДОУ.

    Беседы по результатам комплексного психолого-логопедического обследования детей.

    Ознакомление с индивидуальным планом работы на учебный год.

    Совместное нахождение методов и способов логопедической помощи ребёнку.

    Влияние среды общения на развитие ребёнка. Выявление потребностей детей в условиях семейного воспитания.

    сентябрь

    ноябрь-декабрь

    Родительские собрания

    1. Знакомство с графиком работы логопункта. Требования, особенности и специфика занятий на логопункте. Знакомство с результатами диагностики. Основные направления корркционно-логопедической работы.
    2. Подведение итогов за первое полугодие. Кратко осветить динамику речевого продвижения каждого ребёнка. Оценить роль каждой семьи в системе комплексного воздействия.
    3. Подвести итоги всей коррекционной работы с детьми, дать рекомендации к их дальнейшему обучению (в детском саду, школе). Предложить ряд игр и упражнений, которые можно проводить с детьми в летний период.

    сентябрь

    январь

    май

    Индивидуальные практикумы

    По правильному проведению комплексов артикуляционной гимнастики;

    По проведению пальчиковой гимнастики;

    По выполнению домашних заданий логопеда;

    По выполнению с детьми звукового анализа слов;

    По выполнению детьми анализа предложений;

    По составлению рассказа с использованием условных обозначений.

    в течение года

    Наглядная агитация

    Оформление стенда логопеда по темам:

    - «Для чего нужны занятия с логопедом?»

    - «Каким бывает недоразвитие речи?»

    - «О леворуких детях»

    - «Как помочь ребёнку развить связную речь?»

    - «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?»

    в течение года

    Консультации

    «Тревожат ли Вас речевые проблемы ребёнка?»

    «Формирование графических навыков»

    «О шнурках и их пользе»

    «Воспитание культуры речи дошкольников»

    «Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте»

    «Что необходимо для правильного звукопроизношения?»

    «Как заниматься с ребёнком?»

    «Фонематический слух-основа правильной речи»

    «Исправление произношения шипящих звуков»

    «Пальцы помогают думать и говорить»

    «Развитие речи детей и ознакомление с художественной литературой»

    в течение года

    Домашние тетради

    Совместная работа с родителями по коррекции речевых нарушений у детей. Нацеливание родителей на необходимость помогать дома детям правильно произносить те или иные звуки и выполнять коррекционные задания.

    в течение года

    Педагогическая библиотека

    Ознакомление родителей с популярной педагогической, логопедической и психологической литературой по различным проблемам

    по запросу родителей

    в течение года


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «flemi.ru» — Ультразвуковое обследование. Брюшная полость, голова, грудная клетка