Поделки своими руками из пластилина хантов манси. Мастер-класс по изготовлению обрядовой поделки у народов ханты. презентация к уроку на тему. Тема: «Орнаменты народов Ханты и Манси»

Изготовление поделки из остатков пряжи. "Нарядная малица".


Мастер-класс с подробным описанием.
Бердник Галина Станиславовна, учитель начальных классов Ларьякской коррекционной (специальной) общеобразовательной национальной школы-интерната для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Описание: в данном мастер-классе предоставлено подробное описание изготовления поделки "Нарядная малица".
Материал может быть использован учителями начальных классов, воспитателями дошкольного образования, педагогами дополнительного образования.
Назначение: работа может быть использована в качестве подарка, оформления интерьера.
Цель: выполнить поделку с использованием картона и ниток.
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство объема и форму, логическое мышление, творческие способности.
2. Расширять и обогащать представления детей о родном крае, жизни и творчестве народов Севера.
3. Воспитывать трудолюбие и усидчивость, желание доводить начатое дело до конца. Развивать и воспитывать аккуратность, эстетический вкус.


Малица – сплошная шуба из оленьего меха с капюшоном. По крою напоминает просторную рубаху, доходящую до колен, имеет пришитый капюшон, к рукавам наглухо пришивают рукавицы мехом наружу. Для предохранения малицы от сырости и солнца с давних пор народы Севера носят поверх нее маличную рубаху из сукна разных цветов. Мастерицы украшают ее неповторимым орнаментом из разного меха, цветного сукна, бисера.

Материалы и инструменты: цветной картон, нитки для вязания, нитки для вышивания, игла, ножницы, карандаш, линейка, клей.


Этапы выполнения поделки:
1. Начинаем работу с приготовления основы поделки. Используя шаблон, приготовим детали из цветного картона.


2. Вырезаем из голубого картона основную деталь и при помощи толстой иглы или шила прокалываем параллельные дырочки, как показано на фото.



3. По намеченным проколам вышиваем крестообразный узор "Козлик".


Увеличенный вид шва "Козлик".


4. Приступим к изготовлению капюшона малицы. Для этого приготовим кольцо из плотного картона диаметром 4 см. Нарежем нитки для вязания длиной 10-12 см.


5. Сложив нить вдвое, образовав петлю, соединяем с кольцом.




6. Получился вот такой "лохматый" капюшон.


7. Придадим эстетический вид, подрезав концы нитей ножницами.

Ольга Владимировна Лелятова
Мастер-класс «Мансийская кукла»

Мастер-класс

Тема : Мансийская кукла .

Цели : ввести в активный словарь слова (aкань, хyл лувыт, кfпка, сун, вaс нёл aкань ёнгынутыт; познакомить с игрушками народов манси и ханты ;

формировать устойчивый интерес и осознанное уважительное отношение

культуре своего народа;

показать последовательность изготовления куклы ;

изготовить мансийскую куклу ;

Оборудование : слайдовая презентация; разные виды кукол; лоскутки ткани; нитки красные;

1 часть Рассказ педагога об игрушках народов манси и ханты .

Словарная работа.

Песня «Aкань» на мансийском языке .

Игры человека в детстве оказывают огромное влияние на формирование его личности. В играх не только развлечение и интересное времяпрепровождение, в них веселье и радость для детей. Характер многих детских игр таков, что они имеют важное значение для физического, художественного и нравственного воспитания.

Детские игры отражают быт и производственную деятельность. Традиционная игра и игрушка является средствами расширения возможностей ребёнка в преобразовании и познании мира внутри границ определённой этнокультуры. У.

народов ханты и манси много игр , переходящих в труд. Для того, чтобы окружающий мир был доступен, взрослый стремится показать и преподнести ему действительность через игру и игрушки. Игры детей ханты и манси , как у всякого народа, направлены на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов, а также на овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Слайд 4

В воспитании детей невозможно обойтись без игрушек. Игрушка-это материальный центр игры, который объединяет набор предметов будущих занятий в миниатюре. Слайд 5 В изготовлении их используется природный материал. Слайд 6

Это глина, береста, дерево,слайд 7 кожа, мех, сукно, ткань.

Игрушками детей могли быть косточки рыб слайд 8 птиц, животных, зверюшек, их головы, лапы, перья, шкуры, хвосты, уши, клювы.

Среди игрушек всегда есть куски сетей, старые капканы, части ловушек для охоты и рыболовства.

Игры девочек связаны большей частью с куклами . Слайд 9 Впервые куклы обских угров описаны О. Фишером в 70-годы 19 столетия. «Вначале куклу девочке делает бабушка, мама или старшая сестра, потом она изготовляет их сама. У каждой девочки есть куклы женского и мужского пола, куклы-дети . Они отличаются

лишь одеждой. В играх изображается жизнь, трудовая деятельность и досуг всех членов семьи. Слайд 10

Чаще всего, кукла-это дочка , а сама девочка-мама. Она её кормит, укладывает спать, качает в игрушечной колыбельке, гуляет с ней, воспитывает, шьёт ей одежду. Ухаживая за куклой-дочкой , девочка познаёт азы ухода за ребёнком.

Куклы -акани обских девочек имеют богатый гардероб : кукольное хозяйство-берестяная посуда, люльки, спальные мешки и др. -достаточно богато для того, чтобы передать девочкам основы женского труда, готовить будущих матерей и

Кукла-акань имеет возраст , пол, характер. Как и в прошлые века, акань шьётся из хлопчатобумажной ткани, сукна или меха. Она представляет собой символическую фигуру человека, состоящую из головы и туловища.

Хантыйские и мансийские куклы не имеют рук и ног , а также лица. Это связано с тем, что покрой женского платья выглядит трапецией и за этим широким покроем скрываются руки, а за длиной платья, часто ноги. Лица у кукол не было из-за религиозного запрета, так как считалась, что куклы с лицом священные , культовые, в них вселяется дух.

В традиционной жизни акань служила не только для игры, она выполняла и сакральную функцию, её называли «иттерма» . Это изображение умершего, куда

временно вселялось одна из его душ во время 40-50-ти дневного траура. Её делали из волос умершего человека, затем заворачивали и держали 40-50 дней в

специальной коробке. Слайд 11

Сегодня игры и игрушки хантов и манси постепенно уходят в историю.

Куклы , покупаемые в магазинах, теперь преобладают в семьях. Им шьётся национальная одежда.

Традиционные народные игрушки-это целый пласт культуры у любого этноса

и их изучения требует исследования многих сторон жизни.

2часть : Изготовление мансийской куклы-акани . Слайд 12

Инструкционная карта по пошиву мансийской куклы-акань .

1. Взять лоскут ткани размером 10-15см.

2. Пришить к нижней кромке полоску шириной 1см потайным швом.

3. Отступив 0,3см, пришить вторую полоску шириной 0,3-0,4см.

4. Отступив 2см, пришить ещё 3 узкие полоски (расстояние между полосками равно ширине полос) .

5. Совместив боковые стороны, сделать вертикальный шов.

6Подогнуть верхний край изделия, поставить головку и закрепить швом, закладывая складки.

Итог. Выставка кукол.

МБОУ «СШ №8»

«СИБИРСКИЕ ПОСИДЕЛКИ:

ЗНАКОМСТВО

С

КУКЛАМИ - ОБЕРЕГАМИ НАРОДОВ ХАНТЫ И МАНСИ»

МАСТЕР - КЛАСС

Нижневартовск

Цель : рассказать об истории, быте и мировоззрениях коренных народов ХМАО-Югры – ханты и манси, познакомить с образцами традиционного фольклора: сказками, пословицами и поговорками, загадками, сделать куклу – оберег.

Задачи: способствовать формированию уважительного, бережного отношения к обычаям и традициям других народов,научить сделать куклу – оберег.

Оборудование: тематическая подборка литературы, презентация, мультипликационный фильм «Бабушка и внук», снятый по хантыйской сказке (с русскими титрами),методические указания по поделке.

Я: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами не обычная встреча: сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Не покидая нашего уютного зала, мы побываем в гостях у коренных народов, населяющих наш округ. Кстати, а кто назовет их?

Ответы (ханты и манси).

Ведущий : Совершенно верно.

Манси

Угры, к которым относятся манси (устаревшее название – вогулы, вогуличи) и ханты (остяки), являются старейшими народами Урала и Западной Сибири. Они появились здесь еще в древние времена. «Манси» (на мансийском - «человек») - самоназвание, к которому обычно прибавляют название местности, откуда происходит данная группа (сакв маньсит - сагвинские манси). Соотносясь с другими народами, манси называют себя «манси махум» - манси народ.

Манси делятся на рода: Пор и Мось, различающиеся происхождением, а также обычаями.

Это интересно: Русское слово мамонт предположительно происходит от мансийского «манг онт» - «земляной рог». Через посредство русского это мансийское слово попало в большинство европейских языков (в англ. Mammoth).

Ханты

Самоназвание - ханти , хандэ , кантэк , Остяки́ - коренной малочисленный угорский народ, проживающий на севере . Самоназвание ханты означает люди .

Орнаменты и рисунки народов ханты и манси

Сказки-сказания, легенды и мифы народов ханты

Из поколения в поколение долгими зимними вечерами слушали ханты и манси у костра и очага былинные песни о героических деяниях далеких предков. Песни у ханты довольно разнообразны по жанру: бытовые и ритуальные, лирические, эпические, любовные, песни – жалобы, песни – биографии, песни – посвящения (ребенку, животному).

Устраивали вечера сказок только зимой, приблизительно с середины ноября и до середины марта. В это время стоят сильные морозы, женщины, дети и старики находятся дома. Haдo же было как-то скоротать время в долгие зимние вечера! Издавна на исходе дня манси собирались вместе в определённом доме. В каждом селении были такие дома. Женщины шили, плели из бисера, сучили нитки из сухожилий оленя.

Золотой Топор.

Г лупый мужик пошёл на берег строить дом. Когда он строил дом, топор в воду уронил.

Глупый мужик сидит и не знает, как топор достать. Вдруг из воды водяной показался и спросил:

О чём, мужик, плачешь?

Глупый мужик сказал:

- Я топор в воду уронил.

Водяной скрылся и принёс золотой топор.

- Твой топор?- сказал он. Мужик ответил:

- Нет, это не мой топор. Водяной серебряный топор принёси сказал:

- Это твой топор? Мужик ответил:

- Нет, это не мой топор. Водяной принёс простой топор. Мужик сказал:

- Это мой топор.

Водяной подарил мужику три топора - золотой, серебряный и простой. Пришёл мужик домой и рассказал деревенским друзьям:

- Мне водяной подарил три топора.

Один его друг говорит:

- Я тоже пойду, может, и мне водяной три топора подарит.

Вот пошёл он на берег и стал рубить дерево. Рубил-рубил и нарочно топор бросил в воду.

Потом сидит, плачет. Не может достать топор. Наконец водяной к нему вышел и спросил:

- Что ты плачешь? Мужик сказал:

- Я топор в воду уронил. Водяной принёс золотой топор и спросил:

- Это твой топор? Мужик отвечает:

- Это мой топор. Давай сюда.

- Это не твой топор,- сказал водяной и ушёл под воду.

Мужик возле берега до вечера сидел, только водяной больше не появился. Тогда мужик, плача, домой пошёл.

Оригинальные загадки ханты и манси

Небесное дерево с тысячей ветвей. Солнце

В темном доме на полу белый кусок движется. Месяц

Белая ткань разворачивается, черная ткань сворачивается. День и ночь.

Под окном серебряная монета висит. Сосулька.

Положишь в воду - не тонет, в огонь положишь - не горит. Лёд.

Посреди дремучего леса женщина в белом платке сидит. Заснеженный пенёк.

В железном доме женщина сидит. Орех.

В середине дерева лабаз с мукой. Дупло.

На вершине дерева длинная вязаная рукавица. (шишка)

Пословицы и поговорки ханты и манси

Не водою рыбак кормится - а сетями.

Сильному оленю и большая дорога не страшна, а слабому - маленькая тяжела.

Легким трудом не проживешь и человеком не станешь.

Дал слово – держи его.

Выпущенную рыбу, как и выпущенную стрелу, назад не воротить.

Если будешь сидеть сложа руки, рыба и зверь домой не зайдут.

Если нет ума, то и острые нож и топор не помогут.

Голыми руками рыбу и зверя не добыть.

От крика - дело не делается.

Если нет дельного слова, то не говори.

В каждом деле, если сердца не приложить, то и дело не получится.

Если будешь шагать, всё время назад оглядываясь, то далеко не уйдешь.

Сон держи в легкости.

Нож и топор держи острыми, нарту и лодку держи наготове – жизнь не одинакова.

Хорошее слово век не забудется.

Как крикнешь, так и эхо отзовется.

Не злорадствуй, а то и к тебе горе может прийти.

Дети быстро растут - вот уже лесные звери им ножки подарили, а птицы, что с юга вернулись, на крыльях им язык принесли.

Дороги, где бы они ни лежали, на земле-ли, на воде-ли, многому учат человека.

Добро делаешь – не кайся, а худом – не похваляйся.

И мала игла, и хрупка, а сила в ней велика.

Небо и земля одним умом живут. Они знают, кому что дают.

Кого боятся - того не любят.

Хитрость – не от большого ума.

Дитя надо учить, пока оно поперек лавки лежит, а ляжет вдоль – поздно будет.

Без желания легко дается только лежание.

За ленивое дитя сердце матери больше болит.

Ленив и сонлив, как соболь перед ненастьем.

Самое большое несчастье – когда жена ленива.

Много всего на свете, только отец – один.

Поранить лебедя, что душу свою поранить.

Самый добрый, самый лучший человек – наставник в труде.

День красен солнцем, а человек – трудом и добром.

Волка ноги кормят, человека – руки.

Умные руки дело найдут, а в деле – добро обретут.


Куклы и обереги имеют чистый лик, вывязанный каким-либо традиционным узором, нитями, природными материалами, но лики не имеют глаз, носа, рта. Исследователи этого явления в народной культуре говорят о том, что безликие куклы не позволяют злым силам вселиться в куклу и творить зло там, где они находятся. А также безликая кукла не может быть двойником какого-либо человека и никто не может причинить зло живому человеку. Создание кукол и кукольного хозяйства контролируется старшими родственницами. Нельзя повторять образ чужих кукол, нельзя создавать персонажи, копирующие конкретных живых людей. Кукла не должна содержать личностных характеристик какого-либо человека во избежание принятия его души.
По окончании игры куклу необходимо разобрать, чтобы она не ожила. Лоскутки ткани, образовавшие голову и туловище, расправляются и хранятся самостоятельно. Главная особенность куклы-игрушки – ее временный характер. Постоянными являются только ее одежда.

Время общения с куклами возможно только в светлое время суток. В самом периоде детства имеются ограничения на игру: к 10 -11 годам она уже практически прекращается.
Куклы изготавливаются из различных материалов, в зависимости от задуманного мастером персонажа, они изображают людей и растения. При этом растения наделены какими-либо элементами человеческой одежды, как правило, платком. Глядя на куклу, можно сказать, какой женщиной вырастет сделавшая ее девочка.

Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом. Изготавливается она из ненужных, оставшихся от старых платьев, рубашек, наволочек, тряпочек. Считалось, если взять тряпочки от старой одежды человека, то кукла будет оберегать этого человека еще сильнее. Или если вы делаете куклу в подарок, тогда используйте лучше кусочки новых тканей. Еще нам понадобятся прочные красные нитки. Красный цвет считали предки обережным, поэтому куклы завязывались нитками такого цвета.

Чтобы смастерить куклу, нам понадобится:
3 лоскуток яркой ткани размером 5х5 см.;
1 лоскуток светлой ткани размером 10х10см.,
сосновая красная нитка и две другого цвета одинакового размера

Лоскут ткани размером 10х10 см. дважды складывают от краев длинной стороны к средине и скручивают в скатку. Скрученный лоскут перегибают пополам.
Треть длины куклы определяют как голову, другие две трети – низ куклы. Берут небольшой кусок ткани размером 5х5 см. складывают по диагонали. Платок накидывают концами крест-накрест ниже расположения намеченной головы, концы заводят за спину, не завязывая узел.
Затем куклу плотно заворачивают в другой лоскут ткани размером 5х5 см. . На голову повязывают платок.
Платок повязывают на голову кукле так, чтобы был виден край нижнего. Концы платка не фиксируют узлом, а стягивают поясом. Узел пояса и его свободные концы остаются за спиной куклы.

Кукла в роли игрушки очень подвижна, её можно неоднократно переодевать, изображая различные действия. В каждый игровой период она оригинальна, имеет собственные и нарицательные имена. Куклы представляют все категории населения: младенцев, мальчиков, девочек, мужчин и женщин, стариков и старух. Возрастные категории указываются нарицательно : ко – юноша, пырс ко – старый, но опрятный человек, пырс ики – неряшливый старик, аувэли – хорошенькая девчоночка, аувэль инки - озорная, быстрая девчонка, паэрл инки – мальчуган, пар пэрри – неряшливый, ленивый мальчишка. Игрушки, изображающие мальчиков, могут иметь имена по названию зверей: Плэнки – Мышь, Кучер ики – Бурундук, Ок ики – Лиса. Кукол называют и описательно по среде обитания персонажей: Нёрм нэ – Бора молодая женщина и Нёрм ики – Бора старик, Воч нэ – Городская женщина и Воч ики – Городской старик.


Ведущий: Наше путешествие подходит к концу, много нового интересного узнали мы сегодня о народах ханты и манси. Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей). А под занавес нашей встречи я предлагаю посмотреть мультипликационный фильм «Бабушка и внучек», снятый по мотивам хантыйской сказки.

Подготовила: Кондыба Н.Ф.

Источники:

    http://hmao.kaisa.ru

Немного о П. Бажове. Поделки по сказам Бажова.

О Павле Бажове

Урал славится своими полезными ископаемыми, а также умельцами, мастерами, старинными преданиями и легендами.

Мы знакомимся с ними с помощью известных многим с детства сказов Павла Бажова. В его сборник «Малахитовая шкатулка» вошли: одноименный сказ, "Серебряное копытце", "Каменный цветок" и другие произведения, созданные Бажовым на основе народного фольклора, который он слышал с детства, так называемых «тайных сказов» - старинных устных преданий уральских горнорабочих.

В этих преданиях сохранен богатейший язык народа, его быт, знания и представления об окружающей природе. А мифы народов, издавна населявших Урал (хантов, манси, марийцев и др.) переплетаются со знаниями и мечтами крепостных рабочих шахт и рудников.

Малахит - это минерал, окись меди. Он образуется там, где медь окисляется, потому что медная руда находится на небольшой глубине или на поверхности земли.

И если где-то на поверхности земли можно найти малахит, то там же под землей на большой глубине есть медная руда. Именно поэтому мифологическую Малахитницу Бажов в своей сказке назвал Хозяйкой Медной горы, хотя там велась добыча малахита, а не меди.

Главные герои сказов Бажова честны, справедливы, бескорыстны, добры, трудолюбивы, любознательны, обладают чистотой помыслов. Поэтому эти произведения способствуют нравственному воспитанию детей.

Сборник «Малахитовая шкатулка» переведен на многие языки мира, по мотивам сказов созданы фильмы и мультфильмы, музыкальные произведения, скульптуры, картины, изделия декоративно-прикладного искусства.

Тема задания конкурса "Волшебный мир сказок" в июне - "Сказы Бажова" .

Поделки по сказам Бажова

Как оказалось, "Сказы Бажова" - не самая простая тема для детского творчества. Наверное, поэтому в этот раз и работ по этой теме совсем немного.

Для вдохновения участников мы с дочкой в этом месяце тоже делали новые поделки по мотивам сказов Бажова и рассказывали о старых. Это:

  • - олень из бусинок и бисера

Поделки по сказам Бажова
(работы участников конкурса)

© Юлия Валерьевна Шерстюк, https://сайт

Всего доброго! Если статья была вам полезна, пожалуйста, помогите развитию сайта, поделитесь ссылкой на нее в соцсетях.

Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону .

В презентации описано пошаговое изготовление поделку- сувенира " Ворона" и может быть использовано для проведения творческой практической части на проведении национальногг праздника народов ханты-манси " Ворний день".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мастер класс по изготовлению обрядовой поделки к празднику « Вурнга-Хатл » (Вороний день)

Для работы вам потребуется: -5 лоскутков пестрой ткани разной длинны (от 25см 20см); -квадрат черного фетра 4 x 4; -тканевая салфетка треугольной формы со стороной в 15 см; -тесьма 50см; -шерстяная нить любого цвета -40см.; -бусины; -деревянная палочка (шпажка).

Согните ткань пополам, подогнув края по 1 см.

Согните полоски пополам

Привяжите ленточку к деревянной шпажке и сделайте узелки на концах ленты

Обрежьте под углом края полосок с обеих сторон по убыванию Расположите клюв (треугольник из фетра) между 2 и 3 полоской ткани

Согните все полоски ткани пополам. Вставьте деревянную палочку во внутрь.

Оберните голову вороны нитью, предварительно украсив концы нити бусинами.

Наденьте платок (треугольник из тканевой салфетки) подогнув края, создавая тем самым крылья и хвост.

Сделайте насколько витков нитью вокруг платка и завяжите на узел.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «flemi.ru» — Ультразвуковое обследование. Брюшная полость, голова, грудная клетка