08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство .

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, - сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Гриша четвертый ребенок у Сахаи Ивановой. Когда малышу исполнилось четыре месяца, выяснилось, что он тяжело болен. По месту жительства в Якутске диагноз поставить не удалось. Но удалось направить в Москву во всемирно известный Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Димы Рогачева.

Сколько в России сирот, детей-инвалидов, какие есть формы усыновления, какие должны быть реформы профилактики сиротства, каковы стереотипы восприятия сироты, что делать, чтобы усыновить ребенка? Цифры и факты.

Вальтер Лэнгли, «Сирота» (1889).

В России насчитывается около 650 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом в российских детских домах на сентябрь 2013 года находились около 100 тысяч детей (большинство детей-сирот – более 500 тысяч — находится на воспитании в семьях).

В России наблюдается тенденция уменьшения числа детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных за один год. В течение 2012 года было выявлено 74 тысячи 724 таких детей (в 2011 году – более 82 тысяч).

В то же время наблюдается устойчивая тенденция сокращения количества детей, передаваемых на воспитание в семьи. В 2012 году на семейные формы устройства были переданы 58,8 тысяч детей (в 2011 году – 67,5 тысяч, в 2009 году – 86,6 тысяч). С одной стороны, это обусловлено сокращением числа детей, выявляемых ежегодно как оставшихся без попечения родителей, а также сокращением численности воспитанников, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С другой стороны, это может объясняться тем, что в детских домах осталось много детей-инвалидов, подростков или детей с сильной привязанностью к кровной семье. Эти категории детей сложно устраивать в семьи (для сравнения: на Украине ежегодно растет количество детей, передаваемых на семейные формы воспитания).

Сегодня в России около 85% детей-сирот – это социальные сироты, то есть дети при живых родителях (5 лет назад эта цифра составляла менее 75%). В России пока не выстроена система работы с кровной семьей ребенка, профилактики социального сиротства. В последнее время в Москве и крупных городах делаются первые шаги в данном направлении (например, Департамент соцзащиты Москвы в 2013 году разработал и принял Концепцию модели профилактики социального сиротства, которая, однако, пока еще не начала работать). До сих пор органы опеки и попечительства функционируют в рамках бинарной парадигмы: оставить или забрать ребенка из кровной семьи. Не разработана система социальных услуг, поддержки семьи в трудной жизненной ситуации. По-прежнему не хватает НКО, которые способны взять на себя функции помощи конкретной семье.

Среди сирот в детских домах — 17,5 тысяч инвалидов. Всего в России 576 тысяч детей-инвалидов. В большинстве случаев эти дети – инвалиды с психическими нарушениями. Хотя в 2013 году было увеличено пособие на ребенка-инвалида, а также увеличена сумма единовременной выплаты для тех родителей, которые принимают на усыновление детей-инвалидов, государственная поддержка не покрывает и одной десятой потребности таких семей.

В России система среднего образования не соответствует потребностям детей-инвалидов, отсутствует квалифицированная реабилитационная и медицинская помощь, такие дети лишены дальнейших социальных и образовательных перспектив. Инвалиды с нетяжелыми психическими или ментальными нарушениями не могут устроиться на работу (тогда как в развитых странах, например, людей с синдромом Дауна обязаны принять на простую работу). Многих потенциальных усыновителей останавливает тот факт, что после смерти усыновителей (в большинстве случаев усыновители – люди среднего и старше среднего возраста) инвалид обречен на социальную смерть – помещение в психоневрологический интернат, где он будет изолирован от общества до конца своей жизни и наверняка потеряет все приобретенные социальные навыки. Выходом из ситуации может стать организация тренировочных квартир, частных домов совместного проживания инвалидов под присмотром здоровых людей и т.д.

В связи с так называемым законом Димы Яковлева (запретом на усыновление российских детей в США) тема сирот и их усыновления в России получила широкую огласку и внимание.

К 2018 году правительством РФ поставлена задача вдвое снизить число детских домов. За последние четыре года число государственных детских домов сократилось с 1770 до 1344 (данные на май 2013 года). В Москве в 2013 году государственные детские дома были ориентированы на передачу детей в семьи: каждый детский дом получил соответствующую разнарядку, от выполнения которой зависят объем жалованья и дальнейшее трудоустройство директоров учреждений. В течение нескольких лет в Москве планируется оставить два типа детских домов: малокомплектные (меньше 30 человек) и детские дома семейного типа. В соответствии с указом президента от 28.12.12, в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов страны был внесен пункт о доле детей, оставшихся без попечения родителей.

В 2012 году в России принята программа «Школа приемных родителей», в рамках которой началась целенаправленная работа с теми семьями, которые намерены взять ребенка в семью. В настоящее время в Москве действуют около 50 таких школ, они открыты и в других регионах.

В 2013 году в Москве началась реформа системы домов ребенка, где младенец, оставшийся без попечения родителей, вынужден находиться до 5 лет. За это время ребенок значительно теряет в развитии из-за недостатка внимания, общения и фактически, усилиями государственной системы, насильственно ограждается от всех потребностей, кроме витальных. В Москве закрыли 7 домов ребенка, с 2014 года планируется оставшиеся 10 учреждений передать в ведение департамента соцзащиты (ранее они находились в ведении департамента здравоохранения) и наладить там процесс оперативной передачи детей в семьи. В отличие от Москвы, проблема домов ребенка по-прежнему актуальна для других российских регионов.

Для того чтобы избежать ситуации с продолжительным нахождением ребенка в лечебном учреждении без внимания и присмотра, необходимо продумать механизм оперативной передачи новорожденных детей в профессиональные приемные семьи. Пока решается вопрос с правами кровных родителей, ребенок должен жить в профессиональной приемной семье, которая, в случае необходимости (возвращения кровным родителям их прав), обязана будет вернуть ребенка в кровную семью.

Фото с сайта http://fishki.net/anti

Процедура устройства ребенка на воспитание в семью

В России предусмотрены 5 форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
— усыновление;
— опека (попечительство);
— создание приемной семьи;
— временная передача детей в семьи;
— создание патронатной семьи.

Усыновление предполагает, что все права и обязанности усыновленного ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей. В большинстве случаев такая форма используется, когда речь идет о младенцах.

Опека — форма устройства малолетних граждан, не достигших 14 лет, (от 14 до 18 лет – попечительство), при которой соответствующие обязанности исполняются, как правило, безвозмездно. Чаще всего опеку над подопечным устанавливают его родственники.

Приемная семья — опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. Органы опеки обязуются проверять и помогать приемной семье. Приемные родители получают ежемесячное вознаграждение и средства на содержание ребенка.

Временная передача детей в семьи – передача детей в семьи на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях на срок не более 1 месяца. Как правило, используется в экстренных случаях, пока родственники собирают документы на опеку или приемную семью.

Патронатная форма устройства — на данный момент почти не используется. Отличие патронатного воспитания от опеки и усыновления, прежде всего, в том, что эта форма позволяет осуществлять отбор семей, профессиональную подготовку и сопровождение семьи после принятия ребенка.

Основные требования, предъявляемые к усыновителям:

— совершеннолетие;
— отсутствие случаев ограничения родительских прав, отстранения от обязанностей опекуна, приемного родителя, усыновителя;
— дееспособность;
— отсутствие судимости;
— отсутствие медицинских противопоказаний;
— постоянное место жительства, отвечающие санитарным нормам;
— доход, обеспечивающий ребенку уровень жизни не ниже прожиточного минимума;
— прохождение подготовки к усыновлению.

Шаги к усыновлению:

— Получение статуса кандидата в усыновители
— консультация в органах опеки и попечительства;
— обучение в школе приемных родителей;
— сбор необходимых документов;
— получение заключения о возможности быть усыновителем;
— постановка на учет в органах опеки.

— Подбор и знакомство с ребенком
— знакомство с общей базой детей, оставшихся без попечения родителей;
— получение направления для знакомства и знакомство с ребенком;
— принятие решения об усыновлении.

— Судебное решение
— получение заключения органов опеки о целесообразности усыновления;
— решение суда;
— оформление документов.

Проблемы устройства детей на воспитание в семью

Несмотря на ряд позитивных изменений, в стране до сих пор нет системы оценки и квалифицированного контроля над приемными семьями. Школы приемных родителей ограничены в своих полномочиях и фактически не могут выдавать отрицательные заключения о возможности устройства ребенка в семью, а органы опеки и попечительства очень часто не являются достаточно компетентными для адекватного решения данного вопроса. Кроме того, не разработана система подготовки специалистов школы приемных родителей.

По-прежнему многие детские дома, особенно дома для детей-инвалидов, являются полузакрытыми учреждениями, куда затруднен доступ волонтеров и общественных организаций (исключение составляет Москва, где государственные учреждения обязали допускать волонтеров). Многие государственные детские дома по-прежнему насчитывают более 100-200 воспитанников, что подрывает идею индивидуальной заботы и внимания по отношению к каждому ребенку.

В процессе усыновления во главу угла ставятся интересы не ребенка, а потенциального усыновителя . Официальный сайт , где опубликована федеральная база данных на детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает в буквальном смысле подбор ребенка по цвету глаз, цвету волос и т.д. Система построена по принципу магазина и исходит из попытки уговорить потенциальных родителей взять ребенка, тогда как в мировой практике не родителю подбирается ребенок, а наоборот – ребенку подбирается родитель . Для того чтобы изменить этот подход, нужно перестроить систему, создать базу данных приемных родителей. Конкретному ребенку необходимо подбирать родителя в зависимости от индивидуальных качеств ребенка и его особенностей.

Не многие в России решаются брать сирот на воспитание в семью. Часто это связано со стереотипами: негативным отношением к факту усыновления ребенка, стремлением родителей к обязательным успехам своего (приемного) ребенка. По разным причинам иметь приемного ребенка в России считается стыдным . Приемные родители в большинстве случаев желают усыновить голубоглазых красивых младенцев, которых надеются вырастить как своих собственных детей. К реальной ситуации (большинство детей – подростки старше 10 лет со своей печальной историей детства либо инвалиды) многие не готовы.

В России с каждым годом растет число детей трудовых мигрантов, в основном неславянского происхождения. Из-за проблем с документами родители таких детей не обращаются в государственные учреждения, при этом очевидна нехватка негосударственных учреждений помощи детям мигрантов.

Cтатистические сведения взяты из открытых источников (сайт usinovite.ru , РИА Новости, заявлений П.А.Астахова, О.Ю.Голодец и др.)

Приемные дети статистика. Дети сироты. PS. Обращение к сторонникам Путина

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство .

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, - сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Гриша четвертый ребенок у Сахаи Ивановой. Когда малышу исполнилось четыре месяца, выяснилось, что он тяжело болен. По месту жительства в Якутске диагноз поставить не удалось. Но удалось направить в Москву во всемирно известный Центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Димы Рогачева.

Сиротство в России

Над темой номера работали

Светлана БИРЮКОВА

Мария ВАРЛАМОВА

Оксана СИНЯВСКАЯ

Динамика сиротства с 2000 года

В настоящее время различные министерства, ведомства и органы государственной статистики собирают значительный объем статистической и аналитической информации, касающейся сиротства и семейного неблагополучия. Однако многие из этих данных не являются открытыми, что осложняет их анализ и публичное обсуждение. Тем не менее, даже на основе доступных статистических данных можно дать оценку сложившейся к настоящему моменту ситуации в сфере сиротства, а также проследить направление динамики происходящих процессов.

В России, начиная с 1990-х годов и вплоть до середины прошлого десятилетия, число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также как и число ежегодно выявляемых детей-сирот, возрастало (рис. 2). Это объясняется, с одной стороны, произошедшим в результате экономических кризисов 1990-х годов значительным ухудшением уровня жизни, приведшим к маргинализации отдельных слоев населения. А с другой - развитием системы выявления семей и детей, находящихся в неблагополучных условиях, в тот же период. Тем не менее, как видно из рис. 2, начиная с середины 2000-х годов, указанные показатели в абсолютном измерении постепенно сокращаются. Так, если в 2004 году число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляло 726,9 тысячи, то в 2005-2006 годах оно сократилось до 726,6 тысячи, к 2010 году - до 682,9, к 2011 году - до 664,5, а к 2012 году - до 649,6 тысячи.

Рисунок 2. Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Источник : данные сборников «Российский статистический ежегодник», формы 103-РИК

Наблюдаемое с 2005-2007 годов сокращение абсолютных показателей числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тем не менее, связано не с позитивными эффектами реализуемой в области сиротства политики, а с происходившим сокращением общей численности детского населения России в целом. Об этом свидетельствует динамика доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения России в возрасте от 0 до 17 лет. Как видно из рис. 2, этот показатель возрастал вплоть до 2009 года, когда он достиг 2,8%, и только после этого начал постепенно снижаться.

При расчете общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Росстат включает в рассмотрение детей, отданных на усыновление, а также переданных на все виды семейных форм устройства. Такой подход является не совсем верным. При передаче на усыновление дети утрачивают статус сироты, юридически полностью приравниваются к родным детям и теряют всякую связь с системой институционального устройства и государственной поддержки детей-сирот. Положение детей, устроенных на различные формы опеки и попечительства, в приемные семьи или детские дома семейного типа, также отличается от статуса проживающих в институциональных учреждениях - в первую очередь, с точки зрения условий проживания, психологического и эмоционального комфорта, возможностей социализации и адаптации к самостоятельной жизни.

Динамика числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за вычетом отданных на усыновление и переданных на семейные формы устройства, в сопоставлении с общим числом детей-сирот, приведена на рис. 3. Видно, что абсолютное число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пребывающих в институциональных учреждениях, постепенно сокращается, начиная с 2004 года, в то время как два других показателя демонстрируют понижающий тренд только с 2007 года. Вероятно, такое соотношение показателей можно рассматривать как свидетельство происходящих на протяжении последних лет постепенных институциональных изменений в системе устройства детей-сирот, направленных, в первую очередь, на распространение семейных форм устройства.

Рисунок 3. Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом различных форм устройства

Источник : Российский статистический ежегодник за разные годы.

Отличительной чертой российского сиротства является его «социальное лицо». Доля биологических сирот в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени сохраняется на уровне ниже 20% (рис. 4). С середины 2000-х и до 2009 года доля биологических сирот в общем числе выявленных детей-сирот сокращалась, и одновременно с этим снижалось их абсолютное число. Начиная с 2009 года, на фоне сохраняющейся тенденции динамики абсолютного числа биологических сирот, отмечается рост их доли в общем числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такая ситуация объясняется отмеченным выше падением общего числа детей-сирот. Наблюдаемое в последние годы сочетание динамики абсолютных и относительных показателей в целом может свидетельствовать о наличии позитивных сдвигов в системе выявления кризисных семей, о постепенном появлении первичной профилактической работы с семьями и предотвращении отобрания детей.

Рисунок 4. Доля биологических сирот и детей младших возрастов в общем числе ежегодно выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Источник : данные формы 103-РИК.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «flemi.ru» — Ультразвуковое обследование. Брюшная полость, голова, грудная клетка