«Проблемные ситуации и подходы к их решению. Пять проблемных ситуаций: дети, родители, воспитатель

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Задание 1
  • Задание 2 - «Поиск решения» (производственная ситуация)
  • Задание 3 - «Конкурент» (проблемная ситуация)
  • Задание 4 - «Принятие решения в условиях неопределенности»
  • Задание 5 - «Управление очередностью»

Задание 1

На примере Вашего предприятия (организации):

Опишите какую-либо ситуацию, по которой было принято решение или существующую в настоящее время и требующую решения, или которую предстоит решить в ближайшее время;

Дайте свою оценку возникшей ситуации;

Сформулируйте главную проблему, которая вызвала данную ситуацию;

Объясните причины возникновения проблемы;

Опишите, какое решение было принято или намечается принять для решения проблемы;

Предложите свои варианты решения проблемы;

Дайте свои предложения по предупреждению возникновения подобных ситуаций.

Ситуация:

Коммерческая организация, ООО «Макдоналдс». В России данный рестораны существует более 20 лет. Весь фундамент управления был построен на примере зарубежных ресторанов. Но со временем руководство начало понимать, что менталитет русских людей кординально отличается, например, Америки. Проведя большое исследование, было принято решение о внедрении новой системы обучения персонала, которая тратила бы больше времени, но по итогу давала лучший результат.

Система обучения очень длительная, для усовершенствования ее потребуется не один год, многие рестораны видят в этом только помеху в выполнении поставленных целей. Сотрудники, которые работают длительный период, не хотят принимать эти процедуры и продолжают делать по своему.

Цех по расшифровке скоростемерных лент стал переходить с бумажных носителей информации на электронные. В данный момент установлено одно рабочее место по расшифровке электронных носителей информации. Давно работающие техники расшифровщики не хотят работать на этом рабочем месте мотивируя это тем, что они быстрее и качественнее расшифруют бумажный носитель информации, чем электронный и нежеланием осваивать цифровые технологии, частыми сбоями программного обеспечения и электронного оборудования. В планах руководства постепенный переход с бумажных носителей информации на электронные. Через 3 месяца одно место высвобождается в связи с уходом на пенсию работника. Руководство для укомплектования штата приняло учеником молодого специалиста со сроком обучения 3 месяца. Планируя сразу обучать его расшифровке электронных носителей информации.

Оценка ситуации

Старые работники не желают осваивать новые методы расшифровки, объясняя это тем, что бумажные носители информации еще долго будут эксплуатироваться.

Главная проблема:

Технология электронной расшифровки скоростемерных лент и электронных носителей информации до конца не отработана, много сбоев программного обеспечения.

Причины возникновения проблемы:

Ввод эксплуатацию новых локомотивов изначально оборудованных электронными скоростемерами КЛУБ-У и как следствие уход от бумажных скоростемерных лент к электронным картам регистрации параметров поездки.

Решение проблемы администрацией:

Принято решение обучить вновь принятого техника расшифровщика методам расшифровки электронных носителей, оборудовать его рабочее место аппаратурой для считывания электронных карт регистрации параметров движения и программным обеспечением для расшифровки.

Мое предложение:

Попутно с выделением одного рабочего места для электронной расшифровки установить на все рабочие места программное обеспечение для расшифровки электронных файлов с созданием общей базы хранения файлов электронной регистрации параметров движения. Проведение обучения в дорожных технических школах техников расшифровщиков методам расшифровки электронных носителей информации. Для освоения всеми техниками расшифровщиками новых методов расшифровки. Увеличение коэффициента премиальной оплаты при расшифровке электронных носителей информации.

Задание 2 - «Поиск решения» (производственная ситуация)

Описание ситуации

Квалифицированный токарь А.П. Петров имеет 5-й разряд и работает в ремонтном цехе локомотивного депо на станке устаревшей конструкции, который часто выходит из строя, иногда подолгу простаивая в ремонте. Опытный рабочий несколько раз обращался к мастеру участка М.И. Иванову с просьбой о переводе его на более совершенное оборудование. Свою просьбу он аргументировал тем, что при индивидуальной организации труда, принятой на участке, работающие на новых станках молодые токари намного перевыполняют месячные задания, а ему, высококвалифицированному рабочему, с трудом удается выполнить норму выработки, и зарабатывает он значительно меньше, чем мог бы.

На токарном участке, которым руководит мастер М.И. Иванов, возрастной состав станков различен, причем более трети из них начали эксплуатироваться в последние десять лет. Однако на долю морально и физически устаревшего оборудования приходится еще около 40% станков. Это обстоятельство порождает постоянный недостаток кадров станочников: вновь принятые на участок токари неохотно работают на станках устаревшей конструкции.

В настоящее время на участке высвободилась одна смена для относительно нового станка (участок работает в две смены). На это место мастер участка планирует принять токаря 5-го разряда, который предложил свои услуги при условии предоставления ему нового оборудования. Перемена места работы вновь нанимаемого станочника И.С. Семенова связана с большими затратами времени на его проезд городским транспортом от места жительства до предприятия (более часа в один конец). Такой же цех, но по ремонту горного и металлургического оборудования на промышленном предприятии, находится лишь в трех кварталах от места жительства И.С. Семенова.

Поскольку большая часть станочников участка занята работой на устаревшем оборудовании, то, предвидя жалобы других токарей на плохое оборудование, мастер М.И. Иванов с помощью технолога и нормировщика убедил отдел труда и заработной платы в необходимости введения коэффициента к нормам выработки для токарей, работающих на устаревшем оборудовании.

На совещании у главного инженера локомотивного депо начальнику цеха и мастерам было разъяснено, что в настоящее время не представляется возможным заменить все морально и физически устаревшее оборудование. Кроме того, все станки по техническому состоянию еще не подлежат списанию; экономически выгодно некоторое время использовать их в производстве.

Мастер М.И. Иванов узнал, что из пяти токарных станков, выделенных участку на год, два предназначены для пополнения парка в связи с увеличением объема работ. В порядке замены изношенного оборудования будет получено три станка более совершенной конструкции.

Поступление новых станков будет осуществляться следующим образом: 2-й квартал - 1; 3-й квартал - 2; 4-й квартал - 2 станка.

Ситуация рассматривается по состоянию на январь текущего года. О графике получения новых станков мастер пока не информировал коллектив участка.

В настоящее время дефицит станочников на участке составляет 6 человек, а в конце года (по мере увеличения объема работ и увеличения станочного парка на 2) потребуется принять на работу еще 4 человека.

В целях привлечения кадров мастер решил ставить на новые станки в основном вновь принимаемых рабочих. Тем самым он надеялся избежать и возможных конфликтов в коллективе, связанных с тем, что на новый станок будет переведен Петров, а не Сидоров. К тому же мастер был уверен, что введение коэффициента к нормам выработки на старых станках удовлетворит рабочих и поможет полностью укомплектовать участок кадрами. Однако Петров заявил, что если его не переведут на новый станок, имея в виду освободившуюся смену, он намерен подать заявление об уходе.

Ваша задача:

1. Дать оценку возникшей в ремонтном цехе ситуации.

2. Сформулировать главную проблему, которая возникла в ремонтном цехе.

3. Предложить свои варианты решения проблемы.

4. Обосновать выбор оптимального варианта разрешения проблемы.

5. Объяснить причины возникновения проблемы.

6. Дать свои предложения по предупреждению возникновения подобных ситуаций.

7. Насколько типична данная ситуация для вашего предприятия?

1. В ремонтном цехе назревает конфликтная ситуация, Петров может спровоцировать остальных рабочих на саботаж, массовое увольнение высококвалифицированных рабочих.

2. Главной проблемой в цехе является устаревшее оборудование, которое еще не пригодно для списания, но уже и для работы мало эффективно из-за частых поломок и простоя.

3. Петрова перевести на новый станок, остальным рабочим оплачивать коэффициент выработки на старом оборудовании, возможно, снизить план выработки на старом оборудовании, предложить желающим перейти на более новые станки, не все высококвалифицированные рабочие захотят перейти, кто-то не захочет переучиваться или подстраиваться под новый станок. Семенова принять на испытательный срок с работой на устаревшем станке.

4. Перевод Петрова на новый станок не даст потерять высококвалифицированного специалиста, поднимется норма выработки. Семенов не устраивается на работу в цех рядом с домом, что дает причину полагать о его конфликтном характере. Так же прием Семенова на новый станок спровоцирует конфликт в среде старослужащих рабочих.

5. Причиной проблемы является устаревшее оборудование, нехватка рабочих, т.к. молодые специалисты не хотят идти работать на старом оборудовании, не информирование рабочих мастером об увеличении станочного парка, что дает думать рабочим, что изменений в лучшую сторону не ожидается.

6. Стараться сохранить высококвалифицированные кадры на рабочих местах путем коэффициента доплат, своевременно информировать людей о поступлении нового оборудования, о переводе желающих на новое оборудование, прием новых рабочих производить на освободившиеся станки, что не спровоцирует старослужащих на конфликт.

коммерческий менталитет конфликт

Задание 3 - «Конкурент» (проблемная ситуация)

Описание ситуации

Общество с ограниченной ответственностью фирма «РИАЛ» работает на рынке производства декоративных строительных конструкций в одном из регионов и до недавнего времени практически не испытывала сильной конкуренции: невысокие цены, хорошее качество продукции и практически полное отсутствие аналогичных предприятий обеспечивали экономическую стабильность. Однако полученная недавно из достоверных источников информация свидетельствует о выходе в самое ближайшее время на этот же рынок двух иностранных фирм, выпускающих такие же конструкции, но по новейшим технологиям. Предполагается, что иностранные фирмы выйдут со своей продукцией на рынок уже через два месяца и, что вполне вероятно, начнут жесткую конкурентную борьбу с фирмой «РИАЛ».

Несмотря на то, что фирма «РИАЛ» имеет долгосрочные договорные обязательства с потребителями, руководство фирмы понимает сложность ситуации и необходимость принятия срочных мер. Постепенно накопившиеся проблемы в организации непосредственно производственного процесса, периодически возникающие трудности в обеспечении работоспособности оборудования, появляющиеся недочеты в организации труда рабочих и ряд других проблем могут в скором времени ощутимо сказаться на экономической стабильности фирмы и ее вытеснении конкурентами с рынка сбыта данной продукции.

Ваша задача:

1. Составить причинно-следственную цепь для данной ситуации.

2. Определить главную проблему в данной ситуации.

3. Показать существуют ли в данном случае вторичная и срочная проблемы.

4. Предложить свои варианты решения проблемы.

Ответ: чувствуя свою экономическую стабильность, из-за отсутствия конкурентов, руководство фирмы упустило из виду необходимость постоянного совершенствования выпускаемой продукции, а так же своевременно модификации и замены оборудования. Что привело к ситуации, когда фирма не защищена в ситуации неожиданного появления конкурентов.

Главная проблема не готовность фирмы к появлению конкурентов на рынке строительных конструкций, что может привести к потере определенной доли рыка, а так же к потере постоянных клиентов, которые, скорее всего, предпочтут старым технологиям новые.

В данном случае первостепенной проблемой является замена и модификация устаревшего оборудования, а также улучшение технологии производства продукции, при этом необходимо учесть потенциальную возможность снижения стоимости продукции, за счет снижения издержек на ее производство.

Второстепенной проблемой является сохранение клиентской базы. Во-первых, по тому, что фирма со многими имеет долгосрочные договора на поставку, что дает ей выиграть немного времени. А во-вторых, скорее всего первое время потребители будут с опасением относится к новым фирмам. И предпочтут уже известную, тем более, что компания их не подводила, и всегда отвечала за качество производимой продукции.

Возможно так же разработать новую систему дополнительных услуг предлагаемых компанией, например доставку товара, хранение товара, упаковку, отсрочки по платежам, возможность покупки товара в рассрочку и т.д.

Так же фирма может поискать новых деловых партнеров, готовых предлагать сырье по более низким ценам, или предлагать какой-то новый вид сырья.

Задание 4 - «Принятие решения в условиях неопределенности»

Описание ситуации.

Двигатель вашего автомобиля перестал заводиться, Вы предполагаете проявление одного их двух дефектов: дефекта «А» с вероятностью 0,1 и дефекта «Б» с вероятностью 0,9. Если Вы начнете ремонт и окажется, что имеет место дефект «А», то успех Вам гарантирован с вероятностью 0,3. При наличии дефекта «Б» Вы достигните успеха с вероятностью 0,7. Если пригласить знакомого, то в случае дефекта «А» вероятность успеха будет 0,9, а в случае дефекта «Б» - 0,1.

Ваша задача:

Определить вероятность успеха при использовании каждого варианта ремонта и принять решение.

Вероятность дефекта

Вероятность условий при решении

Вероятность устранения дефектов

знакомый

знакомый

Pсам=0,03+0,63+0,03*0,63=0,6789

Pзнак=0,09+0,09+0,09*0,09=0,1881

Ответ: Pсам>Pзнак

Задание 5 - «Управление очередностью»

Описание ситуации.

Вас как квалифицированного менеджера пригласил начальник товарной станции, у которого периодически возникает очередь из ожидающих разгрузки вагонов. Сегодня, например, прибыл состав из которого три вагона разного тоннажа должны быть разгружены на вашей станции. Их разгрузить на терминале можно за 0,5; 1 и 3 часа соответственно. Вы тут же предложили оптимальный вариант очередности разгрузки.

Только Вас проводил радостный начальник, как догоняет его помощник и просит возвратиться, сопровождающие вагонов узнали о Вашем приходе и, зная Вашу квалификацию, просят учесть, что простой вагонов имеет разную стоимость. В данном случае это 1000, 1500 и 1900 рублей в час.

Ваша задача:

1. Найти оптимальную очередность разгрузки вагонов без учета стоимости их простоя.

2. Уточнить оптимальную очередность разгрузки вагонов с учетом стоимости их простоя.

Номер, вагона

Варианты порядка разгрузки вагонов

Время простоя вагонов, ч (без учета стоимости)

Стоимость простоя вагонов (с учетом времени простоя), р

Оптимальная очередность разгрузки вагонов без учета стоимости их простоя - 1,2,3, общее время простоя 6,5 ч.

Оптимальная очередность разгрузки вагонов с учетом стоимости их простоя - 1,2,3, стоимость 11300 р.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исследование генезиса конфликтных ситуаций в организации. Типология причин возникновения конфликтов и способов их разрешения. Предложения по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций на примере служащих Комитета культуры и молодежной политики.

    дипломная работа , добавлен 09.06.2011

    Понятие, причины возникновения и основные стадии стресса. Анализ психологических проблем на предприятии ЗАО "Мирный" как предпосылок возникновения стрессовых ситуаций персонала. Рекомендации по снижению и нейтрализации стрессовых ситуаций на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2014

    Теоретические основы стресса и стрессовых ситуаций. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме эмоционального состояния младших школьников. Особенности проявления стрессовых ситуаций у детей. Причины тревожности и примеры ее профилактики.

    дипломная работа , добавлен 13.07.2014

    Возникновение конфликтов в ходе обучения подростков. Проблемные ситуации, провоцируемые учителем и способы их эффективного разрешения. Система классных часов, направленных на повышение уровня культуры и возможные пути преодоления конфликтных ситуаций.

    творческая работа , добавлен 30.04.2009

    Сущность конфликтов и стрессов. Функции и последствия конфликтных ситуаций. Анализ способов реагирования на "острые" ситуации в ОАО "ФПК". Рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций и пути повышения стрессоустойчивости персонала организации.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2015

    Анализ понятий "внимание" и "проблемная ситуация", выявление влияния проблемных ситуаций на развитие внимания младших школьников. Рекомендации студентам, педагогам по использованию проблемных ситуаций на уроках природоведения с целью развития внимания.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Сущность и составляющие социально-психологической атмосферы в коллективе. Формирование и развитие конфликтных ситуаций. Предупреждение "климатических возмущений" в коллективах отделов Сбербанка России ОАО. Улучшение социально-экономических факторов.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2012

    Причины, виды, уровни и функции конфликта, методы разрешения. Анализ конфликтных ситуаций в условиях изменений на предприятии ООО "СМУ 11", исследование социально-психологического климата в коллективе, направления разрешения конфликтных ситуаций.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2009

    Возрастные особенности юношества. Диагностика состояния агрессии. Изучение проблемы деструктивного общения подростков. Особенности формирования позитивного выхода из конфликтных ситуаций у учащихся старших классов. Стили поведения в конфликтных ситуациях.

    дипломная работа , добавлен 23.04.2014

    Возникновение конфликтов: причины, факторы. Содержание понятия конфликта в общеобразовательных организациях. Педагогический опыт учителей Карпенко С.В. и Рождественской Т.М. по проблеме разрешения конфликтных ситуаций в общеобразовательной среде.

Что такое мышления с конкретно-психологической стороны, то есть в плане его выявления, диагностики, развития и тренинга? На этот вопрос можно ответить однозначно: мышление - это процесс решения задач. Такая трактовка опирается на основные достижения прикладных исследований мышления.

Как в теоретическом, так и в фактическом мышлении задача вызревает из проблемной ситуации. Выявление проблемной ситуации, переход п в сформулированную проблему и дальше - в задачу - процесс неоднозначный и непрямолинейный. В реальном мышлении увидеть и сформулировать проблему иногда гораздо труднее и важнее, чем ее решить. По этому поводу можно вспомнить афористическое высказывание Н. Бора: "Проблемы важнее решения. Решения могут устареть, а проблемы остаются". В широком смысле проблемной является всякая ситуация, практическая или теоретическая, в которой нет готового соответствующего обстоятельствам решения и которая поэтому требует обдумывания.

С практической целью обучения по решению проблем важно их классифицировать в зависимости от наличия или отсутствия названных выше признаков: сформулирована ли проблема с самого начала, известен ли метод решения проблемы, известное решение проблемы (или, по крайней мере, существует критерий того, что именно можно считать решением). По этим признакам все проблемные ситуации подразделяются на восемь разных типов (табл. 7).

Таблица 7. Типы проблемных ситуаций

Формулировка проблемы*

Метод решения проблемы

Решение проблемы

* "4-" означает "известно", а " - " - "неизвестно"

Первые четыре типа - это явные проблемные ситуации, когда задача сформулирована с самого начала. Различия между ними сводятся к тому, известно, каким методом должна решаться проблема, и определенные критерии того, что именно является решением, "ответом", если применить школьную терминологию. Последние четыре типа (пятый - восьмой) - это неявные проблемные ситуации, когда проблему еще предстоит обнаружить и сформулировать.

Рассмотрим основные типы этих ситуаций. Так, проблемные ситуации первого типа иногда называют показательными задачами. Есть вопрос, ответ на который нужно найти, известен метод решения и известно, что считать решением. Такие задачи очень часто применяются в обучении.

Интересным является и второй тип: есть вопрос, хорошо понятный процесс решения, неизвестный только критерий того, что является решением (обратите внимание - речь идет именно о критерий того, что считать решением, а не непосредственно о решении). Вот пример такой задачи, который приводит В. А. Ивин: "О человеке известно, что она живет на шестнадцатом этаже и всегда едет вниз на лифте; вверх она поднимается только до десятого этажа и дальше идет пешком. Почему?"

Проблема определена, поскольку есть вопросы и информация, необходимая для получения ответа. Как решать задачу? Понятно, что надо найти особенность мотива поведения этого человека по сравнению со стандартными мотивами. Что же считать решением?

Эта задача известна, и хорошо известно ее "стандартное" решение: человек невысокого роста, и она не может нажать на кнопку выше десятого этажа. Но почему именно такой ответ является правильным? Это трудно доказать. Может, человек заходит в гости к своим друзьям, которые живут на десятом этаже, или хочет потренироваться, а на все 16 этажей у нее сил не хватает. Видимо, возможны и другие варианты решения. Такие задачи не имеют единственного ответа и потому в психологии называются "открытыми". Поиск решения таких задач предполагает принципиальное переопределение их с учетом критерия его правильности. Этот процесс творческий и нетривиальный.

Третий тип проблемных ситуаций иногда называют риторическими проблемами. их характерными особенностями является то, что они, как правило, четко сформулированные кем-то (не тем, кто решает), обязательно имеют решение (уверенность в этом помогает его нахождению), круг поиска весьма ограничено. Пример проблем этого типа - кроссворды и другие аналогичные задачи. К четвертому типу относятся так называемые классические проблемы, скажем научные, которые уже поставлены, однако через какие-то обстоятельства еще не развязаны.

Последние четыре типа проблемных ситуаций - ситуации самостоятельной постановки проблемы. Процессу решения человеком любой задачи предшествует ее постановка. Этот этап важен во всех задачах, однако особенно в тех, которые возникают в практической трудовой деятельности. Умение находить будущую задачу, проблемную ситуацию - одна из ведущих свойств мышления практика-профессионала. Проблемная ситуация чаще всего не осознается полностью и существует постольку, поскольку в ней, так сказать, "присутствует" человек, который ее обнаружила. Задача отличается от проблемной ситуации тем, что она осознана субъектом, объективирован и чаще всего описана словесно или в иной знаковой (цифровой, графической) форме. Постановка задачи содержит ее анализ и понимание на определенном уровне, предварительное определение замысла решения, стратегии, плана действий. Она обязательно предполагает учет возможных реально доступных и имеющихся средств решения задачи. Под средствами решения понимаются материальные, материализованные и идеальные объекты, которые непосредственно не входят в условия задачи, но привлекаются для ее решения. В этом смысле материальным средством решения есть и карандаш, которым пишет человек, и станок, на котором изготавливается деталь, и компьютер, на котором вычисляются данные для проектирования.

С понятием "средства решения" связано понятие "стратегия решения". В психологической литературе существует несколько определений стратегий решения задач. Известное определение. А. Моляко, по которым стратегия - это доминирующая тенденция в интеллектуальной поведении субъекта, который решает задачу. Стратегия предполагает умение поставить и проанализировать новую задачу, осуществить поиск самого вменяемого гипотезы решения и само решение. Этот срок необходимо соотнести с такими, как "метод", "способ", "прием" решения и др., которые определяют совокупность (последовательность, систему) действий (операций, шагов), обеспечивающих решение задачи. Иначе говоря, "метод", "способ" и другие термины такого типа относятся к процессу решения задачи в его исполнительной, реализационной части. Стратегия же касается механизмов, которые управляют процессом решения и порождают последовательность выполняемых действий. Определить стратегию можно как систему средств и рекомендаций по их преобразование в процессе решения.

Стратегия в наиболее развитом виде формируется у профессионалов, в основном определяя индивидуальный стиль их деятельности, общие подходы к постановке и решению новых задач. Практического работника обучают так называемых исходных (рабочих) стратегий, а дальше профессионал, накапливая практический опыт, превращает их в более прочные и эффективные процедуры, связанные с индивидуальной подсистемой средств профессиональной деятельности и индивидуальными приемами работы с ними.

Указанные выше подходы к понятию задачи и процесса ее решения, творческого мышления широко используются в проблемном обучении для организации такой деятельности школьника, студента и др., которая способствует не только усвоению ими знаний, умений, навыков, но и развивает творческие способности, формирует творческий потенциал. В основе концепции проблемного обучения лежит понятие учебно-творческой задачи, то есть такой формы организации содержания учебного материала, с помощью которого педагог вводит школьников в проблемную (творческую) ситуацию, прямо или косвенно задает цель, условия и требования учебной деятельности с элементами субъективного творчества.

Возможности такой организации учебного материала достаточно широки и разнообразны, поскольку можно подобрать и разработать много типов и видов творческих задач, в зависимости от цели развития определенных компонентов творческого потенциала. Так, согласно классификации. И. Андреева задачи с явно выраженным противоречием (задачи - парадоксы, антиномии) способствуют выработке умения видеть противоречия, способность формулировать проблему, задачи с конкретно заданной информации (неполной, излишней, противоречивой и др) способствуют развитию способности находить нужную информацию и использовать ее, задачи по прогнозированию (прогрессивного или регрессивного) развивают способность генерировать гипотезы и др. Всего классификация В. И. Андреева определяет 15 типов творческих задач (каждый из которых насчитывает до 8-10 видов) и является, как отмечает автор, открытой, то есть может дополняться другими типами. Попробуйте сами назвать еще несколько типов таких задач, исходя из изложенного выше про мышление и творческую деятельность.

Глава 4. АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

Значение АРИЗ (алгоритма решения изобретательских задач) при поиске решения проблем Г.С. Альтшуллер определил очень четко: «Решение задачи по АРИЗ - это творчество в любом понимании. Организованное творчество - это самое главное. Возможность организации творчества дает надежду на то, что так же можно организовать творчество в других видах человеческой деятельности, что неизмеримо более заманчиво, чем просто возможность решать технические задачи.

Наша высшая задача - перестроить мышление»4.

Под перестройкой мышления Г.С. Альтшуллер понимал замену хаотичного поиска идеи решения (когда «мысли суетятся») такой четко организованной последовательностью выполнения мыслительных операций, при которой каждый шаг мысли обоснован и логически вытекает из предыдущих шагов. Как же можно выработать навыки технологии «как думать»?

Чтобы приобрести навыки любой профессии, нужны длительные тренировки с комплексом специальных упражнений, только тогда появляется автоматизм при выполнении необходимых операций. Следовательно, нам нужен такой комплекс упражнений, в каждом из которых есть проблемная ситуация - только при ее решении работает мышление, и алгоритм, который позволит преобразовать проблему в задачу и найти идею ее решения. При этом алгоритм не заменяет мышления - он только показывает направление - «куда думать».

Сформулируем требования к такому алгоритму:

осознанность мыслительных операций и управляемость ими;

получение результата на уровне идеального (для данной проблемной ситуации);

лаконичность;

повторяемость результата при соблюдении алгоритма;

универсальность (применимость для анализа и поиска решения любых проблем).

В качестве комплекса упражнений лучше всего использовать так называемые «изобретательские задачи» - реальные технические проблемы, которые возникали при создании или совершенствовании различных машин и механизмов. И пусть никого не смущают термины «изобретательские» и «технические»: первый говорит только об оригинальности проблемы и необходимости особого подхода к ее решению. А «технические» знания, которые требуются для поиска решения, находятся на уровне 8–9-го классов средней школы (а чаще и того меньше). Главное, что понадобится при поиске решения, - это четкая логическая последовательность выполнения всех мыслительных действий по «перемалыванию» задачи. А чтобы алгоритм воспринимался вами не как спущенная сверху инструкция, которую почему-то надо выполнять, а осознанно, чтобы стал он своим, родным и близким, выведите его сами в ходе анализа и поиска решения четырех проблем.

Проблема 1

ЛАМПА Г. Н. БАБАКИНА

Процесс мягкой посадки ракеты после полета осуществляется следующим образом: чтобы ракета стала на «ноги», расположенные обычно в хвостовой части, ее перед посадкой разворачивают хвостовой частью к посадочной поверхности (рис. 4.1). Затем включаются тормозные двигатели, которые обеспечивают торможение и плавный спуск ракеты.

При проектировании первого в мире посадочного комплекса «Луна-16» для мягкой посадки на Луну в его хвостовой части установили мощную лампу, чтобы осветить лунную поверхность под «ногами» станции. Лампы накаливания состоят из трех основных частей: нити накаливания, стеклянной колбы для сохранения вакуума, в котором находится нить5, и цоколя - металлической части, соединяющей лампу с источником электроэнергии и местом ее установки. Посадочный комплекс спроектировали, рассчитали, изготовили, стали испытывать на стенде. В режиме «Посадка» включили лампу. Лампа зажглась, но через некоторое время задымилась, стала матовой и перегорела.

При исследовании выяснилось, что в месте соединения стеклянной колбы с цоколем в стекле образуются микротрещины. Выяснили и причину образования микротрещин - от вибрации, которую создают во время работы тормозные двигатели. Через трещины проникает воздух, раскаленная нить накаливания окисляется и перегорает. Как быть?

Сотрудники отдела, ответственного за изготовление лампы, перепробовали множество вариантов, но... При решении этой задачи методом мозгового штурма обычно намечаются такие направления поиска решения:

1. Устранить воздействие вибрации на лампу. С этой целью предлагаются различные виды подвесок, пружин, амортизаторов, пластичных составов, гасящих вибрацию, вплоть до вынесения лампы из комплекса и освещения места посадки каким-нибудь другим способом (например, вторым спутником).

2. Изменить конструкцию лампы. Характер этих предложений сводится к замене лампы накаливания дуговой лампой типа прожектора, изменению способа крепления лампы (без цоколя) к корпусу станции, усилению той части колбы, которая трескается, и т.д.

Рассмотрим лампу как систему, основная функция (ОФ) которой - освещать место посадки. Лампа состоит из трех основных элементов - подсистем: нити накаливания, цоколя и колбы (рис. 4.2). Основную функцию системы выполняет подсистема «нить накаливания», создавая световой поток в раскаленном состоянии. Цоколь и колба выполняют вспомогательные функции (ВФ): цоколь держит всю лампу в корпусе станции и соединяет ее с источником тока; колба обеспечивает вакуум, предохраняя раскаленную нить от взаимодействия с кислородом воздуха.

Если вспомнить, что лампа, хотя и проектировалась на Земле, работать должна на Луне, где практически нет кислорода и вполне достаточно своего вакуума, то сразу же возникает вопрос: «А зачем на Луне колба? Давайте ее уберем!» Именно такое решение предложил главный конструктор комплекса «Луна-16» Г.Н. Бабакин, как только ознакомился с проблемой.

Рассмотрим инструментарий, который позволил выйти на такое решение.

Прежде всего был проведен структурный анализ системы, предназначенной для выполнения конкретной основной функции, определен ее состав (подсистемы) и функции каждого элемента. Затем эти функции были перенесены в ту среду, в которой должна работать вся система. Одного этого анализа оказалось достаточно, чтобы найти практически идеальное решение: вся система остается без изменений, а вредное качество исчезает. Назовем задачу, в которой можно реализовать такое решение, минимальной, или мини-задачей.

Сделаем первые выводы:

при анализе ситуации необходимо четко определить ОФ системы, состав системы и элементы, обеспечивающие выполнение ОФ;

для получения идеального решения нужно стремиться устранять элементы, выполняющие ВФ.

Прикинем первую инструментальную цепочку действий при поиске решения проблемной ситуации: формулирование основной функции - определение состава системы и функций отдельных элементов - формулирование идеального конечного результата.

Кратко эту схему можно записать так:

ОФ → Состав системы → ИКР.

Проверим, можно ли использовать эту цепочку мыслительных действий для поиска решения других проблем.

Проблема 2

ИГЛА ДЛЯ ХИРУРГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

После хирургической операции разрезанные ткани сшивают ниткой - накладывают шов. Но в ушке иголки нитка складывается вдвое, и это утолщение разрывает ткани, особенно тонкие6(рис. 4.3). До недавнего времени на эти разрывы не обращали внимания, так как процесс заживления основного шва шел достаточно долго. Но в последнее время в связи с успехами медицины и фармакологии эти разрывы ткани стали затягивать процесс выздоровления. Как быть?

Лучшая из идей, которую предлагают при решении задачи мозговым штурмом, - соединять нитку с иголкой «в торец». Решение хорошее, но технологически сложное.

Проанализируем ситуацию. Основная функция системы «иголка с ниткой», для выполнения которой эта система была создана, - сшивать разрезанные ткани. Но в процессе выполнения основной функции возникает нежелательный эффект - сложенная вдвое нитка в ушке иголки образует утолщение, которое создает в соединяемых тканях разрывы. Причина образования утолщения - необходимость соединять иголку с ниткой.

Здесь важно обратить внимание на еще один момент: это утолщение существовало всегда, но на него не обращали внимания, так как процесс выздоровления больного зависел от других факторов. Но с некоторого времени к этому соединению стали предъявлять новые, повышенные требования - и возник нежелательный эффект. Конечно, утолщение можно устранить, если не соединять нитку с иголкой: тогда ткани не будут разрываться, но и иголка с ниткой не будут объединены в систему и не смогут выполнять свою основную функцию.

Таким образом, между основной функцией данной системы (сшивать ткани) и нежелательным эффектом (образованием разрывов) существует четкая причинно-следственная связь: ЕСЛИ мы хотим сшивать ткани, ТО должны соединить нитку с иголкой, НО тогда образуются разрывы.

И обратно: ЕСЛИ мы хотим предотвратить образование разрывов, ТО не должны соединять нитку с иголкой, НО тогда не сможем сшить разрезанные ткани.

Отсюда хорошо видно, что попытка обеспечить выполнение основной функции с помощью определенного принципа действия системы приводит к появлению соответствующего нежелательного эффекта. А попытка устранить возникший эффект приводит к появлению нового нежелательного эффекта: в частности, к невозможности выполнять основную функцию.

Возникает противоречие: нитка должна быть соединена с иголкой в ушке, чтобы сшивать разрезанные ткани (выполнять ОФ), и не должна быть соединена, чтобы не возникал нежелательный эффект (утолщение в ушке, которое приводит к разрыву тканей). Иными словами, соединение должно быть - и не должно быть.

Противоречие, при котором к одному состоянию, свойству или параметру системы предъявляются противоположные ФИЗИЧЕСКИЕ требования, называется физическим противоречием (ФП).

Определим условия, при которых можно устранить физическое противоречие. Очевидно, что в идеале иголка, нить и место их соединения должны иметь одинаковый диаметр. Одинаковый диаметр получится, если иголку с ниткой «состыковать» - обеспечить соединение «в торец», но осуществлять такое соединение в операционных условиях слишком сложно.

Уточним функции каждого элемента этой системы.

Основную функцию - «сшивать ткани» - выполняет нить, которая, кстати, стоит значительно дешевле иголки. Иголка же выполняет две вспомогательные функции - прокалывает отверстие и протягивает в него нить. Нельзя ли убрать элемент, выполняющий вспомогательные функции? Можно, если эти функции «по совместительству» будет выполнять элемент, выполняющий основную функцию.

Что же для этого необходимо? Чтобы нитка могла выполнять функции иголки, она, без сомнения, должна обладать и свойствами иголки, т.е. быть острой и твердой. А чтобы сохранить возможность выполнять свою основную функцию - сшивать - нитка должна быть гибкой и эластичной. Причем в данном случае в одно и то же время. Новое физическое противоречие.

Его можно разрешить, если принять во внимание, что свойствами иголки должна обладать не вся нить, а только ее часть - кончик. Как это сделать? Обратились к специалистам-химикам. Они подобрали специальный раствор, нить, пропитанная таким раствором, становилась твердой. Оставалось заточить кончик нити.

Сделаем очередные выводы. Определять ОФ системы, ее состав и функции элементов нужно, но этого недостаточно: при попытке устранить один нежелательный эффект возникает другой, между ними существует причинно-следственная связь, и, если продолжать стремиться к ИКР, возникает физическое противоречие.

Инструментальная цепочка мыслительных действий при анализе и поиске решения проблемной ситуации дополняется: формулирование основной функции (ОФ) - определение состава системы и функций отдельных элементов - выявление причинно-следственной связи (Если - То - Но) в двух вариантах - выявление физического противоречия (ФП) - формулирование идеального конечного результата (ИКР).

Запишем ее кратко:

ОФ → состав системы →

→ Если - То - Но → ФП → ИКР.

Проблема 3

РАДИОСТАНЦИЯ ДЛЯ АЛЬПИНИСТОВ

При восхождении на высокие вершины альпинисты для связи с базовым лагерем используют радиостанции, которые работают на фиксированных частотах (рис. 4.4). Но высоко в горах при температурах ниже –50 °С транзисторы сильно охлаждаются, и их физические свойства меняются. В результате меняется частота, на которой они должны работать, и связь с лагерем нарушается. Чтобы радиостанция не замерзала, ее главную часть (генератор частоты) предложили поместить в термостат - сосуд типа термоса с подогревом, а наружу вывести антенну, микрофон и динамик. Но оказалось, что термостат будет весить в три-четыре раза больше, чем сама радиостанция, да еще нужен мощный аккумулятор в качестве источника питания - а это опять лишний вес, который носить в горах очень трудно. Как быть?

Проанализируем ситуацию - почему возникла проблема? Основная функция, которую должна выполнять система в составе: радиостанция, базовый лагерь внизу и альпинист наверху, - обеспечить устойчивую радиосвязь между базовым лагерем и альпинистом. Радиостанция была спроектирована для работы в нормальных климатических условиях - при средних температурах - и прекрасно выполняла свою основную функцию. Используя радиостанцию на восхождениях в горах при низких температурах, альпинисты предъявили к ней значительно более жесткие требования, и радиостанция работать отказалась. Так возник нежелательный эффект № 1 (НЭ1). Чтобы его устранить, предложили использовать средство устранения (СУ) - термостат. Термостат действительно обеспечивает устойчивую радиосвязь, но много весит, что создает новый нежелательный эффект (НЭ2).

Сформулируем причинно-следственные связи в их противоположных состояниях:

1. Если использовать термостат (СУ), то нарушений связи не будет (НЭ1 устраняется), но появляется лишний вес (НЭ2).

(Черточка над обозначением указывает на его отрицание, т.е. на противоположное значение.)

2. Если же термостат не использовать (СУ не вводить), то лишний вес не появляется (НЭ2 не возникает), но сохраняется нарушение радиосвязи (НЭ1).

Схематически это можно записать так:

Свойство связи между двумя взаимодействующими объектами, при котором изменение одного объекта, или его части, или его параметра в нужную для нас, потребителей, сторону вызывает недопустимое для нас, потребителей, изменение другого объекта, или его части, или его параметра, называется техническим противоречием (ТП).

Таким образом, между возможностью иметь устойчивую радиосвязь и необходимостью таскать лишний вес существует прямая зависимость, причем без всяких возможных компромиссов: или связь и лишний вес, или ни веса, ни связи.

Чтобы поставить изобретательскую задачу, применим прием, который уже был использован в задаче о лодке Робинзона: введем в систему отсутствующий, идеальный термостат. Такой термостат ничего не весит, не потребляет никакой энергии (так как он отсутствующий!), но прекрасно выполняет свою функцию: согревает радиостанцию.

Тогда постановка изобретательской задачи может схематически выглядеть так:

т.е. не вводя средство устранения

И тем самым не создавая новый нежелательный эффект, устранить имеющийся нежелательный эффект. Наша конкретная задача может быть записана так: не вводя термостат и тем самым сохраняя способность отсутствующего термостата не создавать лишний вес, обеспечить незамерзание радиостанции.

Из постановки изобретательской задачи и противоречия технического естественно вытекает противоречие физическое: термостат должен быть, чтобы радиостанция не замерзала и обеспечивалась устойчивая радиосвязь (основная функция системы), и термостата быть не должно, чтобы не приходилось носить лишний вес (чтобы не возникал НЭ2).

Функцию идеального крана в задаче о лодке Робинзона выполняла сама система. Очевидно, что функцию идеального термостата, как и любого идеального элемента, тоже должна выполнять сама система. Тем более что термостат выполняет вспомогательную функцию. А опыт решения предыдущих задач подсказывает, что от таких элементов нужно избавляться. Поэтому идеальное решение должно выглядеть так: система сама обеспечивает обогрев радиостанции.

Уточним состав системы, т.е. когда и при каких условиях ведется радиосвязь. Очевидно, только тогда, когда радиостанция находится в горах вместе с альпинистом, который сам является прекрасным источником тепла. Следовательно, функцию термостата - подогревать - можно передать альпинисту. Было предложено ту часть радиостанции, которая боится мороза, помещать в нагрудный карман комбинезона, а наружу вывести только микрофон, динамик и антенну.

Сделаем очередные выводы. Инструментальная цепочка действий при поиске решения проблемной ситуации дополняется новыми шагами: формулирование основной функции (ОФ) - определение состава системы и функции отдельных элементов - формулирование технического противоречия (ТП) в двух вариантах (выявление нежелательного эффекта НЭ1 - введение средства устранения СУ - появление нового нежелательного эффекта НЭ2) - постановка изобретательской задачи (ИЗ) - формулирование физического противоречия (ФП) - формулирование идеального конечного результата (ИКР).

Запишем кратко новую схему:

ОФ → состав системы → ТП (НЭ1 → СУ → НЭ2) →

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Колледж автомобильного транспорта №9»

(ГБПОУ КАТ №9)

Психологическое занятие

«Тренинг решения проблемных ситуаций»

Герасимович А. А. , педагог-психолог I категории ГБПОУ Колледжа автомобильного транспорта №9 (1-й Амбулаторный пр-д д. 8)

Москва 2014г

Концептуальный замысел

Анализ проблемы.

Возрастной период обучающихся нашего колледжа характеризуется значительными изменениями на личностном уровне. Ситуация усугубляется новыми требованиями, предъявляемыми социумом. В этот период в их фокус внимания попадают оценка личностных особенностей, наличие сходств и различий с другими молодыми людьми, профессиональные склонности и их дальнейшая успешная реализация, социальный статус в коллективе и многое другое. В связи с этим, на данном этапе у юноши возникают проблемы, с которыми он прежде не сталкивался. И, разумеется, попав в данную ситуацию, в связи с ограниченностью личностных ресурсов, скудностью опыта и некоторых социальных умений и навыков, он очень уязвим и нуждается в помощи и поддержке.

Умение решать проблемные ситуации, самостоятельно находить выход из трудных жизненных положений, или грамотно просить о помощи и поддержке, находить конструктивные пути решений в сложных кризисных условиях – все это важнейшие жизненные навыки, обуславливающие возможность социальной адаптации, эффективное приспособление к окружающей среде и, как следствие, социальную и личностную успешность каждого из нас. И как всякий навык, навык решения проблемных ситуаций, может быть приобретен и развит путем его отработки и тренировки.

Целью тренинга является формирование навыков эффективного решения проблемных ситуаций..

Задачи:

    Актуализация активной позиции участников в решении проблем;

    Формирование представлений обучающихся об адекватном отношении к проблемным ситуациям;

    Знакомство студентов с алгоритмом решения проблемных ситуаций;

    Обучение участников занятия построению стратегий разрешения проблемной ситуации;

    Демонстрация участниками нового опыта решения своих проблемных ситуаций.

    Оценка участниками эффективности предложенного алгоритма решения проблемных ситуаций.

    Формирование групповой сплоченности.

    Эмоциональная поддержка участников группы.

Целевая группа: Учащиеся, приглашенные на мероприятие по итогам психологических исследований агрессивности (опросник Басса-Дарки, тест Розенцвейга), тревожности (опросник Филлипса), уровня притязаний (моторная проба Шварцландера), а также все желающие.

Материалы: презентация «Шаги решения проблемных ситуаций», «гармошка «Решение проблемных ситуаций», бумага, ручки.

Время занятия : 1 час 30 минут.

Тренинг решения проблемных ситуаций:

    Введение

Ведущий обозначает тему встречи, ее актуальность, цели и задачи занятия.

Упражнение «Проблема для меня – это…»

Участники по очереди формулируют понятие проблемной ситуации, далее, ведущий резюмирует сказанное, дает определение, демонстрируемое в презентации.

Ведущий предлагает участникам точку зрения на проблемы в жизни каждого из нас как некоего естественного и неизбежное явления. Формирует представление о том, что проблемная ситуация это не что-то угрожающее, это нормальное положение вещей, и что решение любой проблемной ситуации ведет к личностному росту, развитию, получению нового бесценного опыта решения подобных проблем в перспективе.

Ведущий задает вопрос группе: «Как Вы думаете, вероятнее всего проблема решиться, по отношению к которой мы будем предпринимать какие-либо действия или ждать, что проблема решится сама?»

Важно сделать акцент на активной позиции по отношению к проблеме и принятии ответственности за решение на себя. Сформировать уверенность в том, что существуют эффективные способы решения. ак Вы думаете, вероятнее всего проблема решиться. групповой сплоченности, ятий. внимания подростка попадает его

Прочтение притчи «Урок бабочки»

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.

II Основная часть

Ведущий задает группе вопрос: «Ребят, скажите, пожалуйста, есть ли в Вашей жизни проблема, с которой Вы не можете справиться, которые на данном этапе Вам не удалось еще разрешить?» Это может быть проблема связанная с учебой, с взаимоотношениями с родителями.

«Пожалуйста, найдите эту проблему и просто держите ее в голове, пока я буду рассказывать Вам следующий материал».

    ШАГ: Определение проблемы. При возникновении проблемы следует остановиться и спросить себя «Что происходит?», «Что не так?»

    ШАГ: Прояснение проблемы. На этом шаге важно точно выяснить в чем именно заключается проблема. Ответить себе на вопрос «Кто, что, когда, зачем и почему», Определить, чем именно угрожает данная ситуация, каковы могут быть ее негативные последствия. Поставить реалистичные цели решения проблем. Важно понимать, что цели должны быть реалистичными , чтобы мы не ждали чудес. Например, нельзя заставить одного человека чего-то захотеть.

    ШАГ: Выявление альтернатив. Определение различных путей подхода к проблеме. Важно помнить, что проблема имеет более чем одно решение. Барон Мюнхаузен говорил: «безвыходных положений не бывает» . Он, конечно был прав! Мало того, что безвыходных положений не бывает, у каждой проблемы есть минимум два способа решения, а то и больше. Некоторые люди попадают в ловушку, предполагая, что проблема имеет одно решение. Они не могут увидеть другие пути решения, потому что циклятся на одном способе. У них возникает так называемое «тонельное видение». Альтернатив должно быть как можно больше. Важно, также, помнить о том, что существует два типа проблем – проблемы, по поводу которых мы можем что-либо предпринять, и те, решение которых нам неподвластно, решить которые мы не в силах. Важно понимать разницу. С теми проблемами, которые мы реально не можем справиться – можно обойтись только одним образом – принять. Мы мало что можем сделать в отношении погоды, чувств и интересов другого человека. Важно также, чтобы выбранные альтернативы были реалистичными, чтобы мы не ждали чудес.

    ШАГ: Исследование альтернатив. Необходимо проанализировать последствия выбранных альтернатив. Ответить на три вопроса: «Что случится в лучшем случае?», «Что случится в хутьшем случае?», «Что случится скорее всего?»

    ШАГ: Решение. Выбор альтернативы и принятие решения на ее основании. Важно помнить, что за каждое нами принятое решение мы несем ответственность, и последствие нашего решения могут причинить кому-то боль.

    ШАГ: Действие. Важно помнить, что если ничего не менять, то ничего не изменится. Поэтому необходимо действовать. В действии проявляются наши способности, наши возможности. Мы можем принять какое-то решение, но дойдя до этапа действия можем просто его не выполнить по ряду причин (пойти на попятную). Например, двое поругались. Один на другого очень злится. Всю ночь первый думал: «Вот завтра подойду и все выскажу». И вот наступило завтра, а первый, что готовился к разговору всю ночь, не может решиться на запланированное действие. Он подходит к своему другу, но начинает говорить нечто совершенно иное – совсем не то, что запланировал. Почему это происходит? По ряду причин. В голове у него превосходно сложилась картинка. а реальности все оказалось совершенно по-другому.

    ШАГ: Оценка. После того, как произошло какое-то действие – необходимо оценить, что произошло. Каков результат. Ухутьшилось, улучшилось положение или осталось на том же уровне. Важно попробовать учиться на последствиях, получит новый опыт и сделать вывод насколько эффективен тот или иной способ решения проблемы. Если что-то не получилось, в следующий раз можно попробовать сделать по-другому. Многие люди просто повторяют решение проблем по нескольку раз одним и тем же способом и, разумеется, не достигают получившегося результата.

Далее, ведущий предлагает участникам поработать с решением проблем, выбранных в начале занятия, разбив группу на несколько подгрупп: подгруппа выбирает проблему, описывает каждый этап работы с проблемой по предложенному алгоритму. Затем каждая команда демонстрирует свое решение проблемы.

III . Заключение:

Шеринг. Подведение итогов. Выяснение степени важности, актуальности и интересности для обучающихся предложенного материала.

Ведущий благодарит участников за работу и делает вывод, что множество проблем можно решить, если решать их поэтапно.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «flemi.ru» — Ультразвуковое обследование. Брюшная полость, голова, грудная клетка