Рассказы на тему дружба веры осеевой. Конспект занятия-беседы о дружбе и друзьях по рассказам В. Осеевой. Осеева. новая игрушка

Алена Постаногова
Конспект занятия-беседы о дружбе и друзьях по рассказам В. Осеевой

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №60"

Беседа о . Осеевой

сценарий НОД по беседе

с дошкольниками подготовительной группы

Составлено

воспитателем

Постаноговой А. Д.

г. Березники, 2015

Образовательная область : Речевое развитие

Тема : Беседа о дружбе и друзьях по рассказам В . Осеевой

Цель : воспитание у детей понятий «друг» , «дружба » , формирование умения мотивировать, объяснять свои поступки.

Триединая задача :

Образовательная : совершенствовать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; упражнять в умении владеть речью, как средством общения и культуры; понимать на слух текстов различных жанров детской литературы, прививать интерес к книгам («Речевое развитие» ); формировать элементарные представления о видах искусства : восприятие музыки, художественной литературы; стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений.

Воспитательная : способствовать развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; формировать понятия «друг» , «дружба » , умение видеть, понимать и оценивать чувства и поступки детей и взрослых, мотивировать, объяснять их.

Развивающая : развивать коммуникативные навыки и хорошие взаимоотношения между детьми; любознательность, познавательную мотивацию; развивать воображение и творческую активность; способствовать развитию двигательной активности детей : координации движений, согласованности действий, ловкости.

Методы : практические : игра-пантомима «Живые картинки» , динамическая пауза «Сказала кошка мышке.» , подвижная игра «Гусеница» , дидактическая игра «Собери слово» ; наглядные : просмотр презентации «Рассказы В . Осеевой » ; словесные : стихотворения, пословицы и поговорки о дружбе , вопросы, ответы, рассуждения , песня.

Оборудование : презентация «Рассказы В . Осеевой » , ноутбук, интерактивная доска; мячи по количеству детей, картинки с фабульным развитием по рассказу В . Осеевой «Добрая хозяюшка» , шапочки курочки, петушка, уточки, щенка; разрезные картинки со словами : Ребята, давайте жить дружно !», аудиозапись песни «Если с другом вышел в путь.» , два рисунка лица человека.

Прогнозируемые результаты : наличие у детей сформированных понятий в сфере взаимоотношений со сверстниками, наличие у детей сформированных навыков коммуникационного взаимодействия : умения объяснять свои поступки, строить хорошие взаимоотношения между детьми.

Ход НОД:

Воспитатель предлагает детям начать занятие с коммуникативной игры : «Ласковое слово» . Дети встают в круг и передают друг другу бумажный круг с изображение «мятого лица» человека. Каждый должен назвать ласковое слово и разгладить «помятое лицо» . В заключении игры воспитатель незаметно подкладывает бумажный круг, на котором нарисовано улыбающееся лицо.

Задаёт вопрос : Легко ли говорить приятные слова другим?

Ответы детей : нет.

Воспитатель предлагает детям взяться за руки и почувствовать тепло и силу рук сверстников. Читает стихотворение :

Друг задушевный на веки с тобой,

С тобою он связан одною судьбой.

В ладони твоей неизменно крепка надёжного, верного друга рука.

Спрашивает детей, о чём это стихотворение?

Ответы детей : о друге.

Воспитатель задаёт вопросы детям :

Что такое дружба ?

Как вы выбираете детей?

Что нужно делать, чтобы было больше друзей ?

С каким человеком вы не хотели бы дружить ?

Зачем нужны друзья ?

Может ли быть другом мама, папа?

Ответы детей.

Воспитатель сообщает детям, что во все времена люди ценили друзей и дружбу . Предлагает вспомнить пословицы и поговорки о дружбе , которые дети учили раньше.

Дети называют :

«Один за всех и все за одного» .

«Один в поле не воин» .

«Крепкую дружбу топором не разрубишь» .

«Дерево крепко корнями, а человек - друзьями » .

«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей » .

«Друг познаётся в беде» .

Воспитатель привлекает внимание детей к экрану с презентацией иллюстраций из прочитанных ранее произведений о дружбе .

Первый слайд с иллюстрацией из рассказа В . Осеевой «Три товарища» .

Вопросы к детям :

К какому произведению о дружбе подходит эта иллюстрация?

Почему вы так думаете?

Кто из мальчиков поступил верно, по-дружески ?

Какая пословица подходит к этому рассказу ?

Дети отвечают на вопросы, рассуждают .

Дети рассматривают следующий слайд с иллюстрацией к рассказу В . Осеевой «Синие листья» .

Вопросы к детям :

Из какого рассказа эта иллюстрация ? Расскажите , о чём этот рассказ ? Как вы оцениваете поступок Кати? Как поступают настоящие друзья ? Кто-нибудь хочет рассказать о своём друге ?

Ответы и рассказы детей .

Воспитатель организует динамическую паузу, дети встают в круг.

Сказала кошка мышке :

Давай с тобой дружить

И будем нашей дружбой

До смерти дорожить (изображают походку кошки) .

Боюсь, - сказала мышка (испуганно дрожат,-

Что цель твоя близка,

И будет наша дружба

Предельно коротка (показывают, руками «короткий отрезочек» ).

Ну что ж, - сказала кошка, -

Могу тебя понять,

Я вижу, что смекалки

У мышки не отнять (изображают походку мышки) .

Воспитатель спрашивает, что вы больше всего с друзьями любите делать ? Воспитатель предлагает детям поиграть в игру-пантомиму «Живые картинки» . Детям предлагается объединиться на 4 подгруппы, они получают картинки по рассказу В . Осеевой «Добрая хозяюшка» :

1. петушок клюёт зёрнышки из рук девочки;

2. девочка гладит курочку, курочка сидит на гнезде;

3. девочка с уточкой на речке, уточка плавает;

4. обиженный щенок убегает от девочки.

Каждая подгруппа показывает, что изображено на картинке средствами пантомимы, остальные дети объясняют, что это за сюжет, зная рассказ В . Осеевой «Добрая хозяюшка» (дети используют шапочки курочки, петушка, уточки, щенка) .

Воспитатель хвалит детей за то, что они были дружными , умеют договариваться и справились с заданием.

Дети : садятся за столы, на которых лежат разрезанные картинки со словами : ребята давайте жить дружно .

Воспитатель сообщает детям задачу - найти половинки, сложить из них слова, прочитать, а из слов составить знаменитое выражение Кота Леопольда.

Дети : составляют слова, читают из, а из слов собирают предложение :

«Ребята, давайте жить дружно .

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Гусеница» .

Дети : дети берут все по мячу, встают друг за другом, мяч зажимают между животом и спиной впереди стоящего сверстника, руки положить на плечи. Превратившись, в одну «большую гусеницу» , необходимо так пройти по группе, чтобы мячи не упали.

Под песню «Если с другом вышел в путь» «гусеница» продвигается по группе.

Воспитатель предлагает встать в круг, взяться за руки и спеть песню «Дружба крепкая

В заключении воспитатель говорит : Берегите своих друзей и вам будет радостнее жить на свете! Делайте добро и оно обязательно вернётся к вам!

Урок внеклассного чтения для учащихся 1-2 классов.

Основная цель - развивать умение различать понятия: дружба, эгоизм, зависть; отличать настоящую дружбу, преодолевать отрицательные проявления в дружбе - корысть, себялюбие, зависть, черствость; проявлять бескорыстную заботу о товарищах и стремиться предотвращать - бездушие, бессердечность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось». Книги В. Осеевой о детях.

Цели урока:

знать понятия «дружба», «эгоизм», «зависть», о творчестве В.Осеевой;

обучать умению отличать настоящую дружбу, преодолевать отрицательные проявления в дружбе - корысть, себялюбие, зависть, чёрствость;

воспитывать бережное отношение к окружающим людям, бескорыстную заботу о товарищах и стремиться предотвращать - бездушие, бессердечность.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Как вы понимаете смысл пословицы, которая стала темой нашего урока: Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось»?

II . Постановка темы и целей урока.

Хорошо, когда есть друзья и товарищи, С ними чувствуешь себя увереннее. Ведь общими силами можно совершить любое, самое трудное дело.

Таким друзьям на свете

Не страшно ничего:

Один за всех в ответе

И все за одного!

Так поется в песне на слова С. В. Михалкова.

Ш. Работа по теме урока,

1). Вступительная беседа о дружбе.

Что такое настоящая дружба?

Как проверяется она?

Кого человек в праве назвать своим другом?

Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над ними должен, я уверена, каждый.

Если мы заглянем в толковый словарь С.И.Ожегова, то найдём, что:

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Как вы понимаете:

взаимном доверии - нет никаких тайн друг от друга;

привязанности - преданность, симпатия;

общность интер есов - одни и те же интересы.

Но сегодня на уроке мы будем говорить не только о настоящей дружбе, но и ее противоположности - эгоизме.

Эгоизм - себялюбие, предпочтение своих интересов интересам других.

Как вы понимаете «себялюбие»?

себялюбие - любящий только себя.

2). Инсценировка стихотворения А. Барто «Требуется друг».

Все живут, не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной»

Красные колготки

И характер кроткий. Я шепчу.

Дружи со мной...

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти.

Мы как две голубки

Из одной скорлупки. Я шепчу:

Но ты учти -

Ты во всём должна идти

Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной:

Ты дружи со мной одной:

Есть разряд у Ильиной,

И спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной,

Стану знаменита

Все пятёрки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу:

А ты со мной

Подружись хоть на день*

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят:

Молчала бы!

Не вставать же на колени.

Уговаривать подруг…

Напишу я объявленье;

Срочно требуется друг!

Почему с этой девочкой никто не хотел дружить?

Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что тебе близки его интересы, взгляды, внутренний мир.

Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга «за красивые глазки», как героиня этого стихотворения.

3). Знакомство с жизнью и творчеством В, Осеевой.

Многих детских писателей интересовали взаимоотношения между детьми. Одна из них Валентина Осеева.

Валентина Александровна Осеева-Хмелёва - одна из самых известных детских писателей, которая пыталась разгадать волшебную силу не только слов, но и поступков маленьких героев.

Она родилась 15 апреля 1902 году в г. Киеве. В юные годы мечтала стать актрисой. Работала в трудовой коммуне для беспризорных детей и малолетних преступников (1923 - 1939), В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы, ставила их вместе с детьми, любили придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят.

Так В. Осеева говорила о том, почему стала писать.

«Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

Понравился тебе рассказ? ^

Я ответила:

Не знаю. Я о нём не думала.

Мама очень огорчилась:

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда о своих собственных»

В. Осеева

Это очень помогло ей в жизни. Она написала для вac много коротких рассказов, чтобы вам было легче научиться читать и думать.

Сборники: «Рыжий кот», «Волшебное слово», «Мой товарищ», «Простое дело», «Синие листья». Трилогия: «Васёк Трубачёв и его товарищи». Повести: «Динка», «Динка пропрется с детством»

4). Анализ рассказов В.Осеевой,

В её книгах дети сопереживают товарищам в их бедах и разделяют с ними радость, готовы в любой момент помочь друг другу.

Какие рассказы о настоящей дружбе В, Осеевой вы почитали.

Чему учит он нас?

Но, увы, не все могут радоваться чужим победам. В этом человеке появляется зависть. Желание, чтобы «друг» потерпел неудачу, случилась неприятность.

Зависть - чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.

Есть ли у В. Осеевой рассказы, в которых друг поступает не по-дружески

А как бы вы поступили на его (её) месте?

5). Составление законно дружбы.

Сегодня мы с вами много говорили о дружбе, преданности.

Так давайте составим «Законы дружбы»

1). Не оставляй друга в беде.

2) Радуйся победам другого.

3). Бескорыстно заботься о друге.

4). Не предавай друзей.

IV. Подведение итогов урока.

Каждый из нас с вами может оказаться в подобных ситуациях. Так давайте проверим, как вы поступите в следующих случаях.

Тест.

1. Ваш друг заболел и не пришёл в школу.

а). позвонит сам

б). навещу или позвоню, узнаю о самочувствии.

2. Ваш друг упал с велосипеда:

а). помогу подняться с земли

б). стану смеяться

3. Ваш друг подговаривает подшутить над одноклассником:

а). приму активное участие в розыгрыше

б). попытаюсь отговорить

4. Ваш друг во время контрольной работы пытается пользоваться памятками:

а). сообщу учителю

б). после урока выскажу другу своё мнение о его неправильном поступке.

Ябеда - человек, который занимается мелким доносом, клеветой.

Я надеюсь, что наш урок прошел не напрасно. Вы усвоили основные законы дружбы, знаете теперь, как надо дружить по-настоящему.

Эта пословица станет для вас указанием:

Друга ищи, а найдёшь - береги.

Исполнение песни о дружбе.


Интересные короткие поучительные рассказы Валентины Осеевой для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

ОСЕЕВА. СИНИЕ ЛИСТЬЯ

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:

Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

Мама-то позволила, а брата я не спросила.

Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена. Приходит Катя на другой день.

Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.

Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

Я осторожненько, - говорит Лена.

Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.

Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

Ну, что ж ты? Бери!

Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:

Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

Карандаша зелёного нет.

А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:

Надо так давать, чтобы можно было взять.

ОСЕЕВА. ПЛОХО

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

Как вам не стыдно!

А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.

Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.

ОСЕЕВА. ЧЕГО НЕЛЬЗЯ, ТОГО НЕЛЬЗЯ

Один раз мама сказала папе:

И папа сразу заговорил шепотом.

Нет уж! Чего нельзя, того нельзя!

ОСЕЕВА. БАБУШКА И ВНУЧКА

Мама принесла Тане новую книгу.

Мама сказала:

Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.

Садись, бабушка! - сказала Таня. - Я прочитаю тебе один рассказик.

Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:

Вот какие умницы вы у меня!

ОСЕЕВА. ТРИ СЫНА

Было у матери три сына - три пионера. Прошли годы. Грянула война. Провожала мать на войну трех сыновей - трех бойцов. Один сын бил врага в небе. Другой сын бил врага на земле. Третий сын бил врага в море. Вернулись к матери три героя: летчик, танкист и моряк!

ОСЕЕВА. ТАНИНЫ ДОСТИЖЕНИЯ

Каждый вечер папа брал тетрадку, карандаш и подсаживался к Тане и бабушке.

Ну, какие ваши достижения? - спрашивал он.

Папа объяснил Тане, что достижениями называется все то хорошее и полезное, что сделал за день человек. Танины достижения папа аккуратно записывал в тетрадку.

Однажды он спросил, как обычно держа наготове карандаш:

Ну, какие ваши достижения?

Таня мыла посуду и разбила чашку, - сказала бабушка.

Гм... - сказал отец.

Папа! - взмолилась Таня. - Чашка была плохая, она сама упала! Не стоит писать о ней в наши достижения! Напиши просто: Таня мыла посуду!

Хорошо! - засмеялся папа. - Накажем эту чашку, чтобы в следующий раз, при мытье посуды, другая была осторожней!

ОСЕЕВА. СТОРОЖ

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

Мое! Мое! - кричал он, закрывая игрушки руками.

Дети не спорили - игрушек хватало на всех.

Как мы хорошо играем! Как нам весело! - похвалились ребята воспитательнице.

А мне скучно! - закричал из своего угла мальчик.

Почему? - удивилась воспитательница. - У тебя так много игрушек!

Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

Да потому, что он не игральщик, а сторож, - объяснили за него дети.

ОСЕЕВА. ПЕЧЕНЬЕ

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

Ровно... Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку черного хлеба...

ОСЕЕВА. ОБИДЧИКИ

Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.

Не жалуйся, - сказала однажды мать, - надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!

Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.

Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял ее, - хмуро пояснил он. - Не ходи сюда, а то затопчешь!

Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:

Давай поищем вместе!

Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.

Вот она! - обрадовался Саша. - Испугалась нас и нашлась! Спасибо тебе. Выходи во двор. Ребята не тронут! Я сейчас, только за хлебом сбегаю!

Он съехал по перилам вниз. Из темного пролета лестницы весело донеслось:

Вы-хо-ди!..

ОСЕЕВА. НОВАЯ ИГРУШКА

Дядя сел на чемодан и открыл записную книжку.

Ну, что кому привезти? - спросил он.

Ребята заулыбались, придвинулись ближе.

Мне куклу!

А мне автомобильчик!

А мне подъемный кран!

А мне... А мне... - Ребята наперебой заказывали, дядя записывал.

Один Витя молча сидел в сторонке и не знал, что попросить... Дома у него весь угол завален игрушками... Там есть и вагоны с паровозом, и автомобили, и подъемные краны... Все-все, о чем просили ребята, уже давно есть у Вити... Ему даже нечего пожелать... А ведь дядя привезет каждому мальчику и каждой девочке новую игрушку, и только ему, Вите, он ничего не привезет...

Что же ты молчишь, Витюк? - спросил дядя.

Витя горько всхлипнул.

У меня... все есть... - пояснил он сквозь слезы.

ОСЕЕВА. ЛЕКАРСТВО

У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и видит - одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своем стульчике и командует:

Принеси мне кубики!

Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.

А куклу? Где моя кукла? - кричит опять девочка.

Посмотрел на это доктор и сказал:

Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!

ОСЕЕВА. КТО НАКАЗАЛ ЕГО?

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

Кто наказал его? - спросила соседка.

Он сам наказал себя, - ответила мама.

ОСЕЕВА. КТО ХОЗЯИН?

Большую черную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.

Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.

Собака моя, - говорил Коля, - я первый увидел Жука и подобрал его!

Нет, моя, - сердился Ваня, - я перевязывал ей лапу и таскал для нее вкусные кусочки!

Цели урока:

  • знать о жизни и творчестве В.Осеевой;
  • уметь отличать настоящую дружбу, преодолевать отрицательные проявления в дружбе – корысть, себялюбие, зависть, черствость;
  • воспитывать бережное отношение к окружающим людям, бескорыстную заботу о товарищах и стремиться предотвращать – бездушие, бессердечность.

Ход урока

I. Организационный момент.

Валентина Александровна Осеева-Хмелева – одна из самых известных детских писателей, которая пыталась разгадать волшебную силу не только слов, но и поступков маленьких героев.

Она родилась 15 апреля 1902 году в г. Киеве. В юные годы мечтала стать актрисой. Работала в трудовой коммуне для беспризорных детей и малолетних преступников (1923–1939). В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы, ставила их вместе с детьми, любили придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят.

Так В.Осеева говорила о том, почему стала писать.

Приложение 1 (слайд 6 со звуковым сопровождением). Приложение 2

Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

– Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась:

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда о своих собственных”.

Это очень помогло ей в жизни. Она написала для вac много коротких рассказов, чтобы вам было легче научиться читать и думать.

Приложение 1 (слайд 7)

Сборники: “Рыжий кот”, “Волшебное слово”, “Мой товарищ”, “Простое дело”, “Синие листья”.

Трилогия: “Васек Трубачев и его товарищи”.

Повести: “Динка”, “Динка пропрется с детством”

4) Анализ рассказов В.Осеевой.

В ее книгах дети сопереживают товарищам в их бедах и разделяют с ними радость, готовы в любой момент помочь друг другу.

– Какие рассказы о настоящей дружбе В.Осеевой вы почитали. (“Случай”, “Время”, “Три товарища” и т.д.)

– Чему учит он нас? (Ответы детей.)

Но, увы, не все могут радоваться чужим победам. В этом человеке появляется зависть. Желание, чтобы “друг” потерпел неудачу, случилась неприятность.

Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.

– Есть ли у В. Осеевой рассказы, в которых друг поступает не по-дружески. (“Синие листья”, “На катке”, “Навестила” и т.д.)

– А как бы вы поступили на его (ее) месте? (Ответы детей.)

5) Составление законов дружбы.

Сегодня мы с вами много говорили о дружбе, преданности.

Так давайте составим “Законы дружбы”

Приложение 1 (слайды 8–11)

  1. Не оставляй друга в беде.
  2. Радуйся победам другого.
  3. Бескорыстно заботься о друге.
  4. Не предавай друзей.

IV. Подведение итогов урока.

Я надеюсь, что наш урок прошел не напрасно. Вы усвоили основные законы дружбы, знаете теперь, как надо дружить по-настоящему – взаимопомощь в общем деле, общие занятия и увлечения, взаимопонимание, уважение друг к другу.

Приложение 1 (слайд 12)

Надеюсь, что эта пословица станет девизом для настоящих друзей:

“Друга ищи, а найдешь – береги”.

V. Исполнение песни о дружбе.

Тема урока: «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось». Книги В. Осеевой о детях.

Цели урока:

знать понятия «дружба», «эгоизм», «зависть», о творчестве В.Осеевой;

обучать умению отличать настоящую дружбу, преодолевать отрицательные проявления в дружбе - корысть, себялюбие, зависть, чёрствость;

воспитывать бережное отношение к окружающим людям, бескорыстную заботу о товарищах и стремиться предотвращать - бездушие, бессердечность.

Ход урока:

I . Организационный момент.

Как вы понимаете смысл пословицы, которая стала темой нашего урока: Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось»?

II . Постановка темы и целей урока.

Хорошо, когда есть друзья и товарищи, С ними чувствуешь себя увереннее. Ведь общими силами можно совершить любое, самое трудное дело.

Таким друзьям на свете

Не страшно ничего:

Один за всех в ответе

И все за одного!

Так поется в песне на слова С. В. Михалкова.

Ш. Работа по теме урока,

1). Вступительная беседа о дружбе.

Что такое настоящая дружба?

Как проверяется она?

Кого человек в праве назвать своим другом?

Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над ними должен, я уверена, каждый.

Если мы заглянем в толковый словарь С.И.Ожегова, то найдём, что:

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Как вы понимаете:

взаимном доверии - нет никаких тайн друг от друга;

привязанности - преданность, симпатия;

общность интер есов - одни и те же интересы.

Но сегодня на уроке мы будем говорить не только о настоящей дружбе, но и ее противоположности - эгоизме.

Эгоизм - себялюбие, предпочтение своих интересов интересам других.

Как вы понимаете «себялюбие»?

себялюбие - любящий только себя.

2). Инсценировка стихотворения А. Барто «Требуется друг».

Все живут, не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной»

Красные колготки

И характер кроткий. Я шепчу.

Дружи со мной...

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти.

Мы как две голубки

Из одной скорлупки. Я шепчу:

Но ты учти -

Ты во всём должна идти

Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной:

Ты дружи со мной одной:

Есть разряд у Ильиной,

И спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной,

Стану знаменита

Все пятёрки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу:

А ты со мной

Подружись хоть на день*

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят:

Молчала бы!

Не вставать же на колени.

Уговаривать подруг…

Напишу я объявленье;

Срочно требуется друг!

Почему с этой девочкой никто не хотел дружить?

Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что тебе близки его интересы, взгляды, внутренний мир.

Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга «за красивые глазки», как героиня этого стихотворения.

3). Знакомство с жизнью и творчеством В, Осеевой.

Многих детских писателей интересовали взаимоотношения между детьми. Одна из них Валентина Осеева.

Валентина Александровна Осеева-Хмелёва - одна из самых известных детских писателей, которая пыталась разгадать волшебную силу не только слов, но и поступков маленьких героев.

Она родилась 15 апреля 1902 году в г. Киеве. В юные годы мечтала стать актрисой. Работала в трудовой коммуне для беспризорных детей и малолетних преступников (1923 - 1939), В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы, ставила их вместе с детьми, любили придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят.

Так В. Осеева говорила о том, почему стала писать.

«Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

Понравился тебе рассказ? ^

Я ответила:

Не знаю. Я о нём не думала.

Мама очень огорчилась:

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда о своих собственных»

В. Осеева

Это очень помогло ей в жизни. Она написала для вac много коротких рассказов, чтобы вам было легче научиться читать и думать.

Сборники: «Рыжий кот», «Волшебное слово», «Мой товарищ», «Простое дело», «Синие листья». Трилогия: «Васёк Трубачёв и его товарищи». Повести: «Динка», «Динка пропрется с детством»

4). Анализ рассказов В.Осеевой,

В её книгах дети сопереживают товарищам в их бедах и разделяют с ними радость, готовы в любой момент помочь друг другу.

Какие рассказы о настоящей дружбе В, Осеевой вы почитали.

Чему учит он нас?

Но, увы, не все могут радоваться чужим победам. В этом человеке появляется зависть. Желание, чтобы «друг» потерпел неудачу, случилась неприятность.

Зависть - чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.

Есть ли у В. Осеевой рассказы, в которых друг поступает не по-дружески

А как бы вы поступили на его (её) месте?

5). Составление законно дружбы.

Сегодня мы с вами много говорили о дружбе, преданности.

Так давайте составим «Законы дружбы»

1). Не оставляй друга в беде.

2) Радуйся победам другого.

3). Бескорыстно заботься о друге.

4). Не предавай друзей.

IV . Подведение итогов урока.

Каждый из нас с вами может оказаться в подобных ситуациях. Так давайте проверим, как вы поступите в следующих случаях.

Тест.

1. Ваш друг заболел и не пришёл в школу.

а). позвонит сам

б). навещу или позвоню, узнаю о самочувствии.

2. Ваш друг упал с велосипеда:

а). помогу подняться с земли

б). стану смеяться

3. Ваш друг подговаривает подшутить над одноклассником:

а). приму активное участие в розыгрыше

б). попытаюсь отговорить

4. Ваш друг во время контрольной работы пытается пользоваться памятками:

а). сообщу учителю

б). после урока выскажу другу своё мнение о его неправильном поступке.

Ябеда - человек, который занимается мелким доносом, клеветой.

Я надеюсь, что наш урок прошел не напрасно. Вы усвоили основные законы дружбы, знаете теперь, как надо дружить по-настоящему.

Эта пословица станет для вас указанием:

Друга ищи, а найдёшь - береги.

Исполнение песни о дружбе.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «flemi.ru» — Ультразвуковое обследование. Брюшная полость, голова, грудная клетка