С какого возраста дети разговаривают. Малыш от года до двух. Когда нужно беспокоиться

Ребенок начинается общаться с самого рождения с помощью крика — вкладывая в него эмоции. Так он привлекает к себе внимание, высказывает свои требования. Начинать учить его разговаривать нужно уже с этого возраста, потом будет поздно.

Рефлекторные голосовые реакции – первые слова

В первые месяцы жизни предречевые реакции являются рефлекторными. Они появляются у нормально развивающихся детей в одинаковые сроки, и не зависят от обучения.

  • гуление;
  • свирель;
  • лепет.

Гуление появляется к 1,5 месяцам. Оно бывает даже у глухих от рождения детей. Сначала ребенок произносит у-уу, а-аа, к 2 – 3 месяцам агу, бу, зы, агу. В этом возрасте нужно помочь ему произносить звуки. Разговаривая с ним, откликаясь на его зов.

После свирели ребенок начинает лепетать. Произносит часто повторяющиеся слоги ба-ба, мама, да-да-да, сопровождая речь ритмичными движениями. В этот период очень важна для ребенка свобода действий.

Проведя множество экспериментов ученые доказали что те дети, которые могут свободно передвигаться начинают разговаривать раньше, лучше.

В возрасте 8,5 – 9 месяцев проявляется модулированный лепет. Начинает звать родителей мама, папа. Ребенок повторяет слоги с различной интонацией и если его спросить, кто это он уверенно называет мама, папа,

К врожденным реакциям относятся проявления звукоподражания у детей от 2 до 7 месяцев. Гуление, лепет и свирель являются игрой. Если начинать с малышом разговаривать, произносить звуки он пытается повторить за взрослыми. Такая игра приносит ему удовольствие.

Важно знать! Малыш гулит и лепечет, когда находится в комфортных условиях. Ему тепло, сухо и он сыт. Особенно ему интересно повторять звуки за взрослыми. Но чтобы у него началась развиваться правильная артикуляция, нужно чтоб ребенок видел мимику лица говорящего взрослого. Надо чтобы мама, разговаривая с ним, смотрела на него. К тому же в помещении должно быть тихо.

У крохи, находящегося в шумной обстановке все голосовые реакции развиваются с большим опозданием.

Развитие осознанной речи

Многие родители интересуются, сколько малыш должен знать слов в определённом возрасте. Когда он должен говорить так, чтобы его поняли другие. В основном это всё индивидуально и зависит от различных факторов — физиологических и психологических особенностей, воспитания. Но в основном разница у нормально развивающихся детей сравнительно не большая.

В 1 год

Малыш произносит первые слова, которые повторяет за взрослыми. Девочки начинают разговаривать на пару месяцев раньше, чем мальчики . Словарный запас составляет около 10 слов (сюда входят собственные варианты названий различных предметов, например машина – бип-бип, часы – тик-так, ходить – топ-топ). Сначала дети произносят слова в именительном падеже (мама, папа) и звукоподражательные (гав би-би, ко-ко).

В полтора года, уже пытаются говорить предложениями из двух слов. Усваивают повелительное наклонение глаголов (дай, иди).

К 2-ум годам

Начинают употреблять формы множественного числа. Словарный запас состоит из 300 слов. В 1,5 – 2 года начинается первый период вопросов «Что это?». Таким образом, малыш познает мир вокруг себя, формирует свой словарный запас.

В 3 года

Ребенок начинает разговаривать предложениями, использует слова в различных падежах. Знает сколько предметов (много или один). Зачастую произносит слова неправильно, или сам придумывает новую форму. Очень часто мальчики употребляют по отношению к себе глаголы прошедшего времени в женском роде. С возрастом это проходит.

В 4 года

Ребенок уже должен разговаривать полноценными предложениями. Не использует звукоподражаний или неполноценных слов. Может пересказать сказку или бытовую историю. Разговаривает так, чтоб его понимала не только мама. Обычно в этом возрасте дети правильно не выговаривают -л-, -р-. На вопрос «Сколько?» отвечают называя цифру показывая при этом на пальцах. Чаще отвечают неправильно.

Важно знать! Чтобы малыш начал разговаривать правильно, вовремя и знал столько слов, сколько это необходимо по возрасту, с ним нужно заниматься.

Начинайте с рождения ребенка. С ним необходимо разговаривать, при чем он должен видеть лицо говорящего. Когда малыш начинает говорить, для него огромное значение имеет аудитория, он может сам с собой разговаривать, но очень быстро замолкает. Если же с ним будет говорить взрослый, малыш начнет вторить ему. Не забывайте для ребенка это игра.

Почему дети начинают поздно говорить

У детей причиной задержки речевого развития (ЗРР) могут быть:

  • несформированность сенсомотрной сферы;
  • неправильное воспитание.

Если у ребенка наблюдается ЗРР, связанная с несовершенством работы сенсомоторной сферы (заболевания, родовые травмы), то коррекция очень затруднена . В этом случае помочь могут только специалисты (невролог, психолог, психиатр, логопед).

Воспитывая своего малыша, родители очень часто допускают ошибки, которые приводят к ЗРР.

Самые распространенные:

  • отсутствие мотивации;
  • настойчивое обучение;
  • переизбыток эмоций;
  • недостаток свободы движения.

ЗРР может наблюдаться не только у детей, с которыми родители не занимались. Очень часто причиной является гиперопека. Когда родители, предугадывая желания своего малыша, тут же подают ему требуемую вещь, стоит ему только указать пальцем. В этом случае у ребенка нет мотивации к развитию речи. Зачем говорить, если достаточно просто показать и заплакать.

Очень часто родители, обучая свое чадо, требуют повторить слово. Но если малыш не хочет он начинает молчать, капризничать, взрослые на него сердятся, кричат, или требуют произнести слово правильно.

Таким образом ребёнку не помочь, у него разовьется неприязнь к разговорной речи. К тому же заставлять повторять ребенка какое-либо слово бесполезно. Дети запоминают лучше во время игры.

Ошибка в избыточной эмоциональности возникает тогда, когда ребенок сказал слово, родители обрадовались, рассмеялись. Когда он опять его произнес, он не понял значение слова, не связал название и предмет. Для него это просто набор букв, который вызвал позитивные эмоции у него и родителей. Дети запоминают только те слова, значение которых понимают.

Как ни странно, но недостаток свободы передвижения играет существенную роль для ЗРР. Моторная и речевая деятельность тесно связаны, а обусловлено это физиологией головного мозга. Замечено что дети, которые более подвижны, быстрее начинают разговаривать. Развитие мелкой моторики способствуют не только формированию речевых навыков, но и обучению чтения, письму.

Эксперимент был проведен с детьми 1 – 1,3 года. Создали две группы. В первой группе постоянно показывали одну и ту же книгу, повторяя слово «Книга», 500 раз. В другой группе с этой книгой производили действия. Говорили «Дай книгу», «Возьми книгу». Во втором случае слово «Книга» употреблялась 300 раз.

Затем в первой группе разложили различные книги и игрушки, положив между ними ту книжку, которую показывали. После чего экспериментаторы попросили детей дать им книгу. Сразу дети выполнили правильно, дав именно ту книгу, которую им показывали. Но когда их просили дать еще книгу, ребята терялись, давали различные игрушки. Во второй группе дети, после того как их попросили дать еще книги, начали подавать другие книжки.

Вывод : Производя манипуляции с различными предметами, дети не только запоминают название лучше, но начинают обобщать понятия.

Как помочь малышу заговорить

Если кроха разговаривает плохо или неправильно, для начала следует выяснить причину, почему это произошло. Желательно проконсультироваться у логопеда. Если есть подозрение на заболевание, следует обратиться за помощью к неврологу.

Чтобы ребенок начал говорить, с ним нужно постоянно заниматься. Только занятия должны быть в форме игры. Ни в коем случае его нельзя заставлять «Скажи то, скажи это». Все должно происходить в форме свободного диалога.

Также, если ребенок указывает на предмет, не нужно тут же ему подавать. Сразу надо назвать предмет, дождаться отклика ребенка — пусть даже он не назовет его правильно, или придумает свое название.

Для развития речи очень полезны игры, развивающие мелкую моторику (мозайка). С детьми до 3 лет в нее нужно играть под наблюдение взрослых , чтобы избежать проглатывания или засовывания в уши или нос мелких деталей.

Чтобы ребенок заговорил нужно отвечать на все его вопросы «Что это?», «Почему». Часто с ним разговаривать, при чем так, чтобы малыш не был пассивным слушателем. К примеру, забирая ребенка из садика нужно спросить, что он делал, что кушал. Поначалу, нужно будет ему подсказывать, но со временем он сам начнет рассказывать, что ел, во что играл, кого поставили в угол.

Какая мама не пристает к ребенку со словами: «Ну, скажи МА-МА!» Без сомнения, нам хочется, чтобы наши дети поскорее заговорили, поскорее пошли, научились самостоятельно кушать… мы торопим время, желая увидеть успехи и достижения своего чада, хотя каждый день и так полон свершений. А еще мы склонны сравнивать своих детей с их ровесниками на площадке. Однако стоит ли зацикливаться, что ваш малыш в чем-то «отстает» от сверстников?

В этой статье мы обсудим ситуацию, когда ребенок в год не говорит. Вообще понятие «не говорит» достаточно размытое. Речь идет о полном молчании или о недостаточном наборе слов, а может об отсутствии целых предложений? Давайте узнаем, как развивается речь годовалого малыша, что этому способствует, и выясним, стоит ли бить тревогу.

Этапы развития речи

Хотя речевое развитие индивидуально, существуют определенные нормы, служащие ориентиром для педиатров, что формирование речи проходит успешно. И если первые 2 месяца младенец умеет лишь кричать с различными интонациями так, что мама понимает, чего он хочет, а к третьему месяцу появляется гуление, агуканье (именно его мы называем детским лепетом), то к полугодию ребенок делает большой прорыв: он учится издавать звуки. Обычно это простые сочетания, типа «ба», «бу», «ма», «ка», со временем переходящие в своеобразную песенку «ба-ба-ба-ба, та-та-та-та» и т. п.

В 8 месяцев ребенок очень хорошо откликается на свое имя и готов «общаться» с родителями на своем языке. И хотя пока его слова состоят из однообразных простейших звуков, пассивный словарный запас пополняется с каждым днем. Малыш улавливает связь между названием предмета и его предназначением.

Первые осознанные слова появляются, как правило, к 11 месяцу. Они просты и означают самое дорогое, самое необходимое для малыша. Он учится говорить «мама, папа, дай, на, баба». К году словарный запас составляет около 10 слов «первой необходимости», включая звукоподражания типа «би-би», «мяу», «гав-гав».

Родители с нетерпением ждут от крохи первых слов

Факторы, играющие роль в формировании речи

На развитие речевых навыков влияет множество факторов. Все они в той или иной степени могут оказывать влияние на то, когда карапуз начнет говорить.

  • Правильное физиологическое развитие. Это один из самых важных критериев для формирования навыков речи. Так, если у ребенка проблемы со слухом, он не может адекватно оценивать услышанную речь, а значит, не сможет ее воспроизвести. Зрительные нарушения также негативно сказываются на развитии, ведь малыш внимательно наблюдает за артикуляцией взрослых, как двигаются их губы при произношении слов. Наконец, группа неврологических нарушений, способствующая отставанию в психическом развитии, нередко приводит к задержкам речи.
  • Генетика. Наследственный фактор немаловажен. Если один из родителей долгое время был молчуном, вполне возможно, что его дети тоже поздно заговорят.
  • Половая принадлежность. Считается, что девочки учатся разговаривать быстрее мальчиков, у них более богатый словарный запас, однако они долгое время используют лишь слова, обозначающие предметы. Мальчики же, отмолчавшись, начинают говорить предложениями, используя глаголы, местоимения и т. д.
  • Личные интеллектуальные способности. Надо признать, что умственные способности малыша зависят не только от заложенных в него склонностей, но в большей степени от того, насколько в нем развивают желание познавать что-то новое. Если в семье спокойная атмосфера, с ребенком помногу общаются, то у него будет тяга к новым открытиям. Итак, внимание родителей влияет в какой-то степени на интеллект их чада.
  • Правильная мотивация. Зачем напрягаться и учиться говорить, если родители по первому писку дают все, что нужно, безошибочно угадывая желания? Правильно, не зачем. Поэтому малыш может просто лениться говорить. Так что, если в 9 месяцев нормально подавать ребенку желаемый предмет или кормить тем, на что он показывает, то к полутора годам нужно настойчиво предлагать ему обликать желаемое в словесную форму.
  • Общительное окружение. Современные технологии предлагают родителям многочисленные гаджеты типа радионянь, телефонов с записанными сказками, мобилей, качелей с различными голосовыми функциями, не говоря уже о компьютерах, планшетах и т. п. Однако ничто не заменит живого общения с родителями, через которое передаются эмоции, духовная связь, где малыш может наблюдать за мимикой и жестами и получать ответы на вопросы, волнующие его сейчас. Просто слушая запрограммированную речь, нельзя удовлетворить потребностей малыша.
  • Медвежьи услуги пустышки. Было замечено, что пустышка никак не стимулирует быстрейшее речевое развитие, а даже тормозит его. Ребенок с пустышкой во рту испытывает эмоциональное удовлетворение и часто «уходит в себя». Более того, соска после 2-х лет способствует формированию неправильного прикуса, что также негативно сказывается на произношении шипящих и свистящих звуков.
  • Слишком много информации. Стремление воспитать гения может сыграть злую шутку. Если ребенок не овладел еще элементарными навыками общения, а его водят на всевозможные секции, занимаются с ним изучением иностранных языков, учат азбуке и счету, у крохи возникает перегруз. Вначале ему нужно представить мир на понятном ему языке, где даже сложные вещи будут звучать просто и где кроха будет исследовать не абстрактные, ничего не значащие в данный момент цифры, а предметы, которые его окружают каждый день: вещи в доме, детская площадка, его собственное тело, растения и деревья, еда и т. п.
  • Малыш из двойни. Двойняшки - особые детки. Им не скучно вдвоем, и они могут часами разговаривать друг с другом на своем языке, поэтому потребность переходить к нормальной речи у них появляется позже.
  • Стрессовый фактор. Крики, ссоры, насилие в семье, переезд, долгое отлучение от родителей - все это может негативно отразиться на психике малыша. В итоге ребенок становится замкнутым, плохо спит, капризничает. Поэтому важно, чтобы подрастающее поколение росло в спокойной обстановке.

Почему малыш молчит?

Итак, развитие речи никогда не рассматривается профессионалами отдельно от иных показателей формирования. Если ребенок в год реагирует на разговор близких (поворачивает голову в сторону говорящего, кивает утвердительно или отрицательно на вопрос, отзывается на свое имя), лепечет на своем языке (пусть не совсем похожем на нашу речь), берет пальчиками мелкие предметы и в игре повторяет простые действия (кормит куклу, гладит мишку, катает машинку) - скорее всего, речь немного запаздывает, но это не страшно.

Когда нужно беспокоиться? Если были замечены какие-либо отклонения или родители просто переживают, что их чадо мало говорит (а может, и совсем молчит), было бы правильно показать кроху педиатру и неврологу, а также исключить зрительные и слуховые нарушения. К дефектологу и логопеду обычно обращаются не раньше чем в 2 года.

Как понять, что у ребенка проблемы со слухом

Понаблюдайте, как ребенок реагирует на звуки бытовых приборов, человеческие голоса, шум на улице. Поворачивается ли он к вам, когда вы зовете его, стоя у него за спиной. Если были замечены хоть малейшие отклонения, запишитесь на прием к сурдологу. Сегодня слух можно обследовать даже у новорожденных, ведь существуют специально разработанные аудиограммы для разных возрастов. Помните, что даже незначительное снижение слуха может плохо сказаться на речевых способностях ребенка.


Существуют разные способы проверить слух. Один из них - сделать аудиограмму

Как «разговорить» кроху

Все же многое для развития речи могут сделать сами родители. Что им в этом поможет?

Все время говорите

Общение - социальный навык. Поэтому чем больше вы будете говорить со своим чадом, тем большая вероятность, что он быстрее освоит язык. Не спеша проговаривайте все действия, особенно бытовые, повторяющиеся изо дня в день. Например, идя утром умываться, можно сказать следующее: «Пойдем сейчас умываться, умоем личико, чтобы оно было чистеньким. Давай откроем водичку, поворачивай краник, вот так...водичка прохладная, умоем Ванечке глазки, носик, ротик, вытрем лицо полотенцем...Молодец. Теперь пойдем кушать».

Важно устанавливать связь между словами и говорить о качествах предметов. Например, чай горячий, пахнет; травка мягкая, зеленая; молочко белое, вкусное и т. д. Очень хорошо, если карапуз, изучая предметы, может их потрогать. Так, когда ему показывают дерево, и при этом он дотрагивается до его коры, то получает больше информации о его структуре. Простым языком рассказывайте крохе, как прошел ваш день, вспоминая события, которыми он был наполнен.


Отвечайте на вопросы крохи, пусть даже они пока звучат не в форме слов

Не сюсюкайтесь

Специалисты по развитию речи утверждают, что сюсюканье мешает ребенку правильно повторять сказанное. Поэтому родители, являющиеся эталоном для подражания в речи, должны произносить слова правильно, не шипилявя и не искажая их.

Однако не стоит путать сюсюканье с так называемым языком нянь. Речь идет о звукоподражательных словах, когда пока еще «сложные» слова заменяются на простые слоги, к примеру, упал - бух, пойдем кушать - ам-ам, кошка - кися, машинка - биби.

Любимая буква «Ы»

Иногда можно услашыть от мамы: «Мой научился ыкать, ходит и на все предметы тыкает пальцем». Хотя некоторых бесконечное «ы» может раздражать, на самом деле это скачок в развитии. «Ы» ‒ это интерес к окружающему миру, жадный вопрос «Что это?». Ни в коем случае не ругайте кроху за ыканье. Напротив, насколько возможно, подробно объясняйте названия и предназначение предметов, поймав взгляд малыша на них.

Чтение книжек

Красочные, хорошо иллюстрированные книги непременно должны быть в доме. С помощью их чтения создается атмосфера уюта и тепла. Усадив малыша на колени, рассматривайте с ним картинки в книжке, просите ребенка показать, где зайчик, где мишка, что котик кушает, начиная с 8 месяцев он с удовольствием будет участвовать в процессе, указывая пальчиком на главных героев. Зрительное восприятие услышанного помогает задействовать воображение. Деткам нравятся стихи К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто.


Дети очень любят, когда им читают

Роль игры и потешек

В форме игры можно не только развивать речь, но и добиться от ребенка желаемого результата. Например, если кроху трудно накормить, читайте во время обеда потешки в стихотворной форме, хотя бы ту же сороку-ворону. Дети с жадностью впитывают рассказываемые взрослыми стишки. Потешки пригодятся и вместо лекарства, когда нужно успокоить плачущего малыша, и в качестве ритуала перед отходом ко сну. Так что родителям было бы неплохо выучить несколько таких стишков.

О развитии мелкой моторики

О том, что развитие речи связано с тренировкой пальчиков, давно уже знают во всем мире. Поэтому пальчиковые игры, направленные на развитие мелкой моторики, необходимы для годовалого малыша. Необязательно покупать дорогие развивающие игрушки, ведь вполне может хватить и подручных средств. Например, дети любят откручивать и закручивать крышки на бутылках и банках (конечно же, в целях безопасности такие «игрушки» должны быть из небьющегося материала), рвать все, что рвется и рассыпать все, что рассыпается.


Креативное развитие мелкой моторики

Играть с крупами - одно удовольствие. Можно смешать в миске фасоль и горох, а затем предложить ребенку рассортировать их. Также детям нравится цеплять разноцветные прищепки на миску или какой-либо другой предмет. Главное, чтобы во время таких игр кто-то из взрослых всегда был рядом и следил за безопасностью. Ведь маленькие непоседы так и норовят засунуть себе что-нибудь в рот или, еще хуже, в нос, или опрокинуть на себя поднос с крупой.

Итак, в большинстве случаев ситуация, когда ребенок в год не говорит или использует совсем мало слов, вполне нормальна. Родителям нужно запастись терпением, а также делать со своей стороны все необходимое для полноценного развития малыша: читать ему книжки, разговаривать, петь песенки, помогать познавать окружающий мир. И совсем скоро ваш молчун превратится в маленького почемучку, так что приготовьтесь отвечать на множество вопросов, поверьте: их у него накопилось достаточно.

Быстрый ответ: в 6-12 месяцев.

Рождение ребенка, безусловно, великое счастье для любой мамы. Первое время малыши вообще ничего не понимают, однако быстро адаптируются к новым для себя условиям. Специалисты сходятся во мнении, что для развития малютки с ним необходимо начинать общаться практически сразу после рождения. А если есть возможность, то читайте книги вместе со своим ребенком. Однако внимание и заботу нужно проявлять не только разговорами — мама должна как можно чаще обнимать свою кроху, ведь таким образом она как бы показывает ей, что она находится в полной безопасности. При этом малыш начинает осознавать, что рядом с ним находится близкий ему человек, которому можно доверять. И если вы считаете, что ребятишки в этом возрасте не осознают, что происходит вокруг них, то придется вас расстроить — это не так.

Первые звуки, который начинает издавать , вы сможете услышать примерно на второй-третий месяц. Для того, что бы он учился их произносить, мало разговоров — можно ставить ритмичную музыку со словами, которая наверняка понравится малютке. И всегда показывайте ребенку, что вам нравится то, как он пытается говорить, всячески поощряйте его.

Если малыш не заговорил даже в годик, то сильно беспокоиться не стоит, хотя и стоит обсудить этот вопрос с педиатром. А до этого момента не забывайте разговаривать с ним и обсуждать насущные вещи. Как правило, к 12 месяцам ребенок, если он еще не научился разговаривать, прекрасно понимает свою маму, а иногда и папу, и знает, что ему нужно делать после тех или иных произнесенных слов. Правда, не во всех случаях детишки моментально реагируют на речь родителей — часто им нужно осознать, что вы хотите получить от них.

К 18 месяцам кроха знает в среднем несколько десятков слов и начинает строить из них фразы, не всегда удачные. Как бы там ни было, всегда хвалите его упорство, при этом не забывая поправлять его. Еще через полгодика словарный запас малыша увеличивается до нескольких сотен слов и вы можете спокойно понимать друг друга. Это именно тот возраст, когда ребенок проявляет интерес к окружающим вещам и начинает задавать вопросы, на которые вам придется отвечать. Хотя пик вопросов придется на 4-6 лет.

Полноценные предложения можно услышать примерно в три годика. При этом кроха может говорить названия предметов, но и способен описывать их свойства. Правда, произношение некоторых букв по-прежнему затруднено (Р, Л, Щ, Ш, Ж), но это — вопрос времени.

Ну а в 4-5 лет ребенок говорит практически также хорошо, как и взрослый человек. Он прекрасно строит предложения, не путается в падежах, правильно произносит сложные слова и пытается выучить новые. Это именно тот возраст, когда маме и папе постоянно отвечать на вопросы своего малыша. А вопросов у него скопилось предостаточно, уж поверьте.

Подведем итоги? Кроха может начать говорить в 6 месяцев, а может и в годик, причем это вовсе не отклонение. К слову, по статистике девочки начинают раньше говорить и связано это с особым строением нервной системы.

Специалисты по раннему развитию сходятся во мнении: невозможно определить единую возрастную норму, когда ребенок начинает говорить. Если малыш вполне здоров и не оставлен без внимания семьи, в среднем он начинает произносить первые полноценные слова в год-полтора. И если этого пока не происходит, отчаиваться не стоит. При верном подходе к ситуации и корректном отношении к особенностям малыша все трудности будут преодолены.

Детский лепет - отдельные звуки - не нужно принимать за «разговоры», это пока только имитация услышанного от вас. В возрасте 6 месяцев младенцы, как правило, уже могут совмещать звуки и интенсивную жестикуляцию, что позволяет им довольно успешно транслировать в мир свои желания и чувства. В это же время отдельные согласные соединяются с гласными, образуя слоги.

Есть дети, которые используют до 15 слов в 10-11 месяцев, а есть и двухлетние «молчуны» - при этом доктора не отмечают у них никаких отклонений в психике или состоянии здоровья. Самое удивительное, что ребята, которые долго не говорят, могут неожиданно начать выдавать длинные правильные фразы, намного опережая тех, у кого речь появилась раньше. В любом случае, если внимательно слушать малыша, интересоваться его высказываниями, разбирать то, что он пытается до вас донести, и отвечать ему, вы обязательно услышите и первые слова.

Детский психолог Ш. Бюллер подсчитала минимальный и максимальный словарный запас детей разного возраста и выяснила, что в 1,3 года словарь может составлять от 0 до 232 слов. Так что речь ребятишек развивается по-разному, и есть лишь приблизительные «нормативные показатели».

Этапы формирования речи у детей

Существуют понятия активного и пассивного словарного запаса.

  • Пассивное накопление словаря - когда малыш может вас понимать, но сам не воспроизводит слова.
  • Активное накопление словаря - это интенсивное освоение звуков и складывание из них слов и фраз.

Пассивная речь значительно опережает активную, и если ребенок не говорит или говорит немного, но при этом хорошо понимает ваши высказывания и с интересом слушает, беспокоиться не нужно.

Теперь рассмотрим, во сколько лет дети начинают говорить. В таблице ниже - примерные сроки формирования речевых навыков, которые выделяют специалисты.

Возраст Речевые навыки
1-3 мес. Гуление - негромкие, протяжные звуки, затем слоги («а-а», «гу-у», «ва-а»)
4-5 мес. Смех, повизгивание, «пение» - протяжные звуки с изменением интонации
6 мес. Реакция на знакомые голоса и их тон. Лепет (проговаривание слогов типа «ма», «та»)
7-8 мес. Понимание многих слов и простых просьб («возьми машинку», «дай руку»). Расширение запаса согласных и гласных звуков. Появление звукоподражаний («гав-гав», «ко-ко»). Узнавание наименований предметов, попытки найти их взглядом
9-11 мес. Простые односложные и двусложные слова: «дай», «баба», «ляля». Увеличение «звукоподражательного» лексикона до 10 слов
1–1,5 года Использование в речи минимум 5 простых слов. Способность показать на картинке по просьбе взрослых предметы, животных, людей. Построение двухсловных предложений
2-3 года Понимание простых вопросов. Появление вопросительных слов. Разграничение понятий («вверх» - «вниз»). Выполнение сложных просьб («возьми кружку и дай мне»), составление фразы из 2-3 слов. Называние всех известных предметов, цветов, частей тела. Рассказывание простых стихов, историй
3-4 года Ответы на простые вопросы: что? кто? где? Ребенка хорошо понимают не только родственники, он активно общается и с незнакомыми людьми. Его фразы состоят из 4 и более слов, звуки произносятся правильно

Конечно, это приблизительные параметры, но общепринятые. И если вы обнаружили многие несоответствия тому, во сколько начинают говорить дети у вас - лучше проконсультироваться с неврологом, психологом, логопедом-дефектологом, чтобы исключить задержку как речевого, так и психического развития.

На подобную задержку у малыша могут указывать, например:

  • невнятность говорения;
  • гиперактивность, неадекватность поведения;
  • неумение хорошо пережевывать пищу;
  • открытый рот (при этом может быть сильное выделение слюны);
  • отсутствие зрительного контакта с окружающими людьми;
  • активный отказ от общения.

Чем раньше показать ребенка специалистам и начать заниматься с ним, тем быстрее вы достигнете хороших результатов, а к школе он вообще не будет отличаться от других детей.

Возраст первого слова

Когда бы малыш ни произнес свое первое слово, оно не обязательно должно напоминать нечто привычное вам. Логопеды утверждают: вполне достаточно и того, чтобы это был узнаваемый набор звуков, который обозначает человека, предмет, явление («ка» вместо «каша», «тё» вместо «тётя», «бах» вместо «упал»). В науке о раннем развитии все это - полноценные слова!

Если вы слышали, что в 1 год дети должны знать 10-20 слов - скорее всего, имеются в виду не полные, а именно «логопедические» слова-слоги, звукоподражания.

Обычно ребенок говорит первое слово к 7-8 месяцам, иногда чуть позже. Это звукоподражания или слова из одинаковых слогов. К году словарный запас может увеличиться до восьми слов. Как определить, что это не случайные высказывания? Вы можете их не понимать, но если они повторяются при одних и тех же обстоятельствах, это закономерность. Поэтому считайте, что малыш уже говорит как может, просто пока невнятно. Не подыгрывайте, лепеча как он. Лучше сразу учить правильному произношению, только тогда ребенок освоит правильные нормы. Он кричит: «Би-би!» - вы отвечаете: «Да, это машина». Поинтересуйтесь, где машина - малыш укажет на нее. А если спросить его прямо: «Что это?» - вы побуждаете его произносить выученное понятие.

Самый ранний возраст, когда ребенок начинает говорить «мама» - 4-5 месяцев. Это слово также рождается из лепетных повторений «ма». Конечно, оно не обязательно должно быть первым: дети в первую очередь выговаривают то, что для них удобнее всего, и, возможно, вначале им проще сказать «ляля». Не тревожьтесь, если вначале чадо называет «мамой» всех взрослых подряд: ему скоро будет понятно, что у каждого человека свое «имя», а мама у него одна.

Возраст фразовой речи

Уже к двум годам у малыша появляется фразовая речь: к этому понятию относятся и предложения из двух слов (даже лепетных). В идеале, к тому времени, когда ребенок должен начать говорить предложениями, словарный запас составляет 250-300 единиц. В активное употребление входят глаголы, наречия, предлоги, которые и позволяют составлять фразы.

На третьем году малыш уже строит сложные предложения, использует прилагательные и предлоги. А в 4 года и 5 лет речь понемногу совершенствуется, маленький «почемучка» задает много вопросов - и здесь вы также поможете ему, познавая мир, увеличивать словарь.

При отсутствии двухсловных фраз в возрасте 2,5 лет нужно обратиться к логопеду. Педагоги, дефектологи уверены: без специальной поддержки будет сложно догонять сверстников, так как не сформирована «база» для речи - а причин этому может быть достаточно: от родовой травмы до заболеваний или просто неблагоприятной окружающей обстановки.

Чтобы помочь ребенку осваивать фразовые высказывания, стоит делать следующее:

  • стимулировать детское стремление спрашивать и удовлетворять любопытство подробными ответами;
  • не сюсюкать, говорить плавно, четко и не быстро;
  • каждый день читать книги - непременно подходящие по возрасту;
  • обогащать жизнь малыша новыми впечатлениями (не перегружая при этом его память и психику) и обсуждать их;
  • поощрять игры и общение с другими детьми, особенно если они уже хорошо разговаривают;
  • слушать с ребенком музыку, петь, танцевать (ритмичные движения развивают не только физически, но и умственно).

Важно с особенным вниманием отнестись к моменту, когда дети начинают говорить даже простые слова, и проконсультироваться со специалистами. Если малыш не общается так, как предполагается в его возрасте, нужно помнить, что на развитие детской речи влияет множество факторов, особенно - неврологические нарушения. Обнаруженные проблемы можно устранить, но для успешной реабилитации необходимо поддерживать постоянную связь с врачами.

Неоценимую помощь окажет вам и педагог-логопед. Он будет проводить обучающие мероприятия по собственной программе, посоветует упражнения и игры для формирования артикуляции, развития мелкой моторики (координированные мелкие и точные движения пальцев рук), которыми можно регулярно заниматься дома. Все это благотворно влияет не только на говорение, но и на мышление, память, формирует личность малыша в целом.

Распечатать

Ответ на вопрос о том, когда ребенок начинает говорить, индивидуален, так же как и предположения о том, когда он поползет, сядет или сделает первый шаг. Развитие речи - сугубо индивидуальный процесс, и зависит он от многих факторов. Если родители предугадывают малейшее желание малыша, не отпускают его с рук ни на мгновение, то, скорее всего, такое чудо заговорит достаточно поздно.

Когда появляются первые звуки?

Некоторые родители переживают из-за того, что их ребенок поздно начал говорить. В действительности любой малыш уже с рождения желает общаться. Сначала посредством крика, которым малыш сообщает о том, что проснулся или хочет кушать. Любая внимательная мама быстро поймет, что именно говорит ее сын или дочка. Первые звуки, похожие на речь, появляются уже к двум месяцам. Именно в этот момент важно разговаривать с ребенком, и уже к трем месяцам он будет отвечать вам на своем «тарабарском» языке. В такой «беседе» у малыша развиваются мышцы лица и тренируются органы дыхания. Больше разговаривайте с младенцем. Делайте это во время кормления, перед сном, в период бодрствования. Старайтесь следить за тем, чтобы ребенок видел ваше лицо, ведь он подсознательно запоминает вашу мимику, эмоции при произнесении тех или иных слов. Чем больше вы будете общаться с малышом на первом году жизни, тем быстрее он начнет разговаривать. Общение с папой также имеет большое значение. Постепенно у ребенка формируется доверие к окружающему миру, а значит, и желание его познать как можно быстрее.

Когда появляются первые слова?

Вопрос о том, со скольки дети начинают говорить, как правило, сводится к ответу, когда малыш впервые сказал понятное слово. Примерно к четырем месяцам многие дети начинают лепетать, и взрослые слышат произнесение первых слогов. На радость бабушке или папе начинают звучать отчетливые «ба-ба» или «па-па». Эти звуки самые простые в произношении, поэтому ребенок начинает свои эксперименты с русским языком именно с них. Слоги «ма-ма» малыш скажет вслед за этими звуками, поэтому не стоит расстраиваться. Впрочем, возникшие в речи в пять-шесть месяцев, они еще не являются словами буквально. Малыш может смотреть на маму и говорить «баба». И это вовсе не потому, что он скучает по бабушке. Настоящие слова, со смыслом, появляются не раньше восьми месяцев, у большинства детишек лишь в десять-двенадцать месяцев. К концу года в детском лексиконе можно насчитать от пяти до десяти слов. Многие родители просто не замечают, когда ребенок начинает говорить, потому что эти первые слова, как правило, исковерканы до неузнаваемости. Продолжайте постоянно разговаривать с ребенком, глядя в глаза. В этот период возникают забавные ситуации, когда малыш пытается залезть руками к вам в рот. Таким образом он хочет быстрее разобраться, почему у вас получается говорить лучше, чем у него.

Когда появляются первые предложения?

К полутора годам в активном лексиконе малыша появляется несколько сотен слов, и дети начинают складывать их в предложения. Когда ребенок начинает говорить, многие слова еще произносятся неверно, а некоторые и вовсе урезаются до одного слога. Тем не менее специалисты называют это словами. Поэтому не пугайтесь, когда вы считаете, что малыш должен уже произносить сотню слов, а вы едва насчитываете пару десятков. В этот период, когда ребенок начинает говорить, важно не исправлять ошибки малыша, а показывать ему правильную речь, общаться и играть с ним. И тогда очень скоро наступят дни, когда вы будете мечтать о том, чтобы он хоть минуточку помолчал.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «flemi.ru» — Ультразвуковое обследование. Брюшная полость, голова, грудная клетка