Сочинение на тему: "Путь Васи к правде и добру". Сочинение на тему: путь Васи к добру и правде В дурном обществе путь васи к добру

«Путь Васи к правде и добру».

Цель: работа по развитию речи учащихся; совершенствование коммуникативных навыков; воспитание толерантного отношения к окружающим.

Оборудование: выставка рисунков к повести «В дурном обществе».

Ход урока.

1.Организация рабочего места.

Проверка д/з «Выставка рисунков».

2. Подготовка к написанию сочинения.

Тема «Путь Васи к добру и правде»

Беседа:

Как вы понимаете слова « к добру и правде»?

К правде и добру - изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека”.

Эта цитата хорошо показывает важность работы с формулировкой темы сочинения, но даже ради более чёткого обозначения темы нельзя говорить, что Вася из бродяги превратился в доброго человека, тем самым утверждая, что, будучи бродягой, он не был ни добрым, ни сострадательным. Будет правильно, если мы скажем, что во время дружбы с обездоленными детьми Вася смог осознать то неясное “что-то”, к которому он стремился, и проявить лучшие человеческие качества. Уже в самом начале повести мы видим в Васе желание понять отца, любовь к младшей сестрёнке, сострадание к людям, которых выгоняют из замка, внимание и любовь к природе (“мне нравилось встречать пробуждение природы”), смелость (первый полез в часовню), благородство (не стал драться с Валеком, когда увидел Марусю), верность своему слову.

Авторы цитируемого пособия так выделяют идею сочинения: “...дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям, доброте, вернула добрые отношения с отцом”. Говорить “вернула добрые отношения с отцом” - значит утверждать, что раньше эти отношения были, потом по вине Васи они изменились, и только дружба с детьми подземелья вернула ему добрые отношения с отцом. Читаем текст повести: “Он слишком любил её, когда она была жива, не замечая меня из-за своего счастья. Теперь меня закрывало от него тяжёлое горе”. Правильно будет сказать, что рассказ Тыбурция изменил отношение отца к собственному сыну.

3.Идея сочинения.

Обозначим идею сочинения так: дружба Васи с Валеком и Марусей помогла проявиться лучшим Васиным качествам, сыграла главную роль в выборе жизненной позиции.

План сочинения

В зависимости от уровня класса ученики самостоятельно или коллективно составят и обсудят план сочинения. Учитель может предложить вопросы, направляющие составление плана:

- Что мы узнаём о Васе в начале повести? Кто он, как выглядит, где живёт?

- Какие поступки он совершает, какие качества проявляет в момент знакомства с Валеком и Марусей; во время дружбы с детьми; во время критического разговора с отцом?

- Какую роль сыграла дружба Васи с обездоленными детьми в его судьбе?

Составим список человеческих качеств, которые проявляет Вася: любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие.

План.

1.Вася-герой повести в «В дурном обществе».

2.Путь Васи к добру и правде.

3.Дружба с обездоленными детьми в жизни Васи.

Итог урока. Рефлексия.

Д/З написать сочинение.

Главный герой повести мальчик Вася живёт со своим отцом в большом доме. Его отец известный судья . Они живут богато, ни в чем, не зная нужды. Вася окружён няньками, обут и одет, у него всегда есть еда.

В один из дней он знакомится с бездомными братом и сестрой – Валеком и Марусей . Они живут в подземелье полуразрушенной часовни. Так он знакомится с другой стороной жизни, не сытой и безоблачной, а бедной и голодной.­ Сначала он не может понять, как так нет своего дома или нет еды, и её приходится воровать. Он познания такой правды он даже не может заснуть и плачет по ночам.

К тому же Маруся оказывается тяжелобольной девочкой, и тут Вася проявляет свои добрые качества, начиная заботиться о ней по мере своих сил. Он играет с ней, пытается вызвать у неё улыбку и ему всегда приятно, когда это ему удаётся. Когда ей становится совсем плохо, он решается на отчаянный шаг. Он выпрашивает у своей младшей сестры Сони её любимую куклу. Это не простая кукла – дорогой подарок их умершей матери, очень красивая и большая кукла. Зная, что отец и няньки будут против, он тайно уносит её из дому. Кукле очень обрадовалась Маруся, она сразу в неё влюбилась. Впервые, за долгое время, она стала вставать с кровати, смеяться. Ни на миг не расставалась она с этой куклой, даже спала с ней.

Вася был очень рад, что совершил этот поступок, несмотря на большие проблемы с отцом, он не расстраивался, что совершил такое добро. После смерти Маруси, правда вышла наружу и отец всё простил Васе и даже зауважал его.

Мальчик Вася – главный герой рассказа В.Г. Короленко «В дурном обществе». В шестилетнем возрасте он испытывает трудности жизни: смерть матери, безразличие и суровость отца. Отец настолько поглощён горем, что не замечает сына, а всю любовь и внимание дарит дочери, которая похожа на покойную мать. На фоне этого безразличия Вася начинает вести бродяжную жизнь: подолгу гуляет и не приходит домой, связывается с плохой компанией, состоящей из нищих, воров и разбойников. Васе пророчат судьбу бродяги, негодного мальчишки. И отец, и сын начинают верить в это. Отец не знал, как справиться с поведением сына, ругал его, на что Вася ещё больше реагировал и продолжал пропадать из дома.

В один из дней Вася встречает детей: Валека и Марусю. Они оказываются «детьми» Тыбурция Драба. Тыбурций считался руководителем «дурного общества», которого побаивались жители города, считали его колдуном. Именно в «дурном обществе» Вася по-настоящему узнаёт жизнь, видит людей, которые, несмотря на свою нищету, убогое положение, смогли открыть ему глаза на жизнь. В этом обществе он знакомиться с проблемами и трудностями жизни, с жестокостью этого мира.

Между Васей, Валеком и Марусей со временем завязывается дружба. Маруся, сестра Валека, напоминает Васе его родную сестрёнку Соню, с которой отец и няня не разрешали ему играть. Они считали, что брат-бродяга может дурно повлиять на неё, а он очень скучал по сестре. Среди своих новых друзей Вася ощущает давно забытое чувство, что он кому-то нужен.

Маруся была больна, с каждым днём ей становилось хуже. Вася хотел сделать что-то доброе для неё, как-то развеселить и помочь. Он решил принести ей куклу своей сестры, которая была подарена покойной матерью. Кукле Маруся обрадовалась, казалось, что ей стало даже лучше. Но это её не спасло… В этой дружбе Вася научился состраданию другим людям, взаимовыручке и поддержке. Он понял, что его жизнь – это счастливая и беспечная пора, в то время как существуют люди, чья жизнь беспросветна и несправедлива.

Васю за его добрый поступок обвинили в краже. Отец хотел серьёзно наказать мальчика, но вмешался Тыбурций. Благодаря ему отец посмотрел на сына другими глазами. Он увидел, что перед ним не бандит и не бродяга, а добрый и справедливый человек. Вася также поменял своё отношение к отцу, он сумел понять его отношение к себе и простить.

«Дурное общество» открыло Васе глаза на жизнь, на происходящую в ней несправедливость. Оно повлияло на формирование его характера, научило быть справедливым человеком, умеющим сопереживать другим, оказывать поддержку. А главное, что оно направило его на путь доброты и правды.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Путь Васи к правде и добру», 5 класс» читают:

Урок литературы в 5 классе ориентирован на работу над предстоящим домашним сочинением. Основной техникой,с которой знакомит педагог является техника "толстый" и "тонкий" вопрос, что позволяет вспомнить содержание произведения, неодходимое для написания сочинения. Также эта техника интересна тем, что дети учатся не только отвечать на вопросы, но и сами задавать их, дифференцируя на "Толстые" и "тонкие".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением.

Цели урока как планируемые результаты обучения:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные

Понимают и определяют понятия «художественный текст», «композиция произведения», «повесть», «тонкие и толстые вопросы»

Составляют план сочинения

Самостоятельно пишут сочинение на предложенные темы

Регулятивные

совместно с учителем ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном;

Осуществляют контроль своих действий

вспоминают и демонстрируют свои знания, контролируют свои действия и вносят соответствующие коррективы

Познавательные

Выдвигают предположения (гипотезы)

Анализируют информацию и формулируют самостоятельные выводы

Структурируют информацию в виде ответов на вопросы

Осознанно строят высказывание в письменной форме

Коммуникативные

Эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации

Учатся строить и задавать вопросы, работая в паре

Личностные

Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы

Работают в паре, слушают и слышат друг друга, уважительно и доброжелательно относятся к напарнику;

Оценивают свои действия и действия напарника

Толерантно относятся к окружающим

Оборудование : выставка рисунков к повести «В дурном обществе».

Ход урока:

I. Оргмомент. «Цепочка пожеланий».

Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по поводу предстоящей работы. (Передается символ «цепочка»).

II. Целеполагание.

Вступительное слово учителя.

Ребята, посмотрите на доску, как она оформлена? Что интересного, может быть, непонятного вы на ней видите? Предположите, исходя из оформления доски, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.

Что узнаем, чему научимся?

А прежде чем начать писать сочинение, нужно к нему подготовиться, что нужно хорошо знать, чтобы хорошо написать сочинение? (текст произведения)

III. Актуализация (прием «толстые и тонкие вопросы»)

Хорошо. Сегодня мы с вами познакомимся с вопросами, узнаем, какие вопросы называются «тонкими», а какие – «толстыми».

I этап. Дети учатся формулировать «тонкие» вопросы, потом «толстые».

II этап. На этой стадии школьники записывают формулировки.

III этап. В процессе работы с текстом дети вносят вопросы в таблицу, а затем задают их друг другу. От учителя требуется делать смысловые паузы, если материал представляется в устной форме

Задача преподавателя - показать разницу между «тонкими» (однозначными) вопросами и «толстыми», имеющими несколько аспектов рассмотрения. Для этого при введении техники в работу педагог сначала формулирует вопросы сам, затем с помощью учеников.

- "Умный вопрос - это уже добрая половина дела”, - писал Ф.Бекон. Таблица "толстых” и "тонких” вопросов поможет вам составить правильно вопросы, подскажет как, какими словами их можно начать…

"Тонкие” вопросы

"Толстые” вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Что?

Когда?

Как звать...?

Было ли...?

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чём различие...?

Предположите, что будет, если...?

Что, если...?

Может...?

Будет...?

Мог ли...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?

Давайте я буду задавать вопросы, а вы определять, к какому типу их можно отнести к «толстым» или «тонким».

Кто написал повесть «В дурном обществе»? (тонкий)

Первая глава повести называется «Развалины»? (тонкий)

Объясните, почему Вася начинает бродяжничать? (толстый)

Мать Васи умерла, когда мальчику было 6 лет? (тонкий)

Согласны ли вы с тем, что Валек и Маруся стали для Васи лучшими друзьями? Почему? (толстый)

Работу с "тонкими” вопросами ученик может продолжать на творческом уровне, составляя кроссворды или сценарии игр.

"Толстые” вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы.

Теперь попробуйте сами составить тонкие и толстые вопросы и записать их в таблицу. Работаем в паре.

Обсуждаем содержание таблицы (на тонкие вопросы возможен только один ответ, а на толстые возможно несколько ответов)

Составляем таблицу ответов на вопросы. Ею вы будете пользоваться при написании сочинения.

IV. Подготовка к сочинению

Итак, тема сочинения звучит как «Путь Васи к правде и добру» или «Васина дорога к правде и добру»

Как вы понимаете слова « к добру и правде»?

К правде и добру - изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека”.

«При обдумывании темы обсуждаем каждое слово.
Васина - значит, нас будет интересовать судьба именно этого героя. Чем интересен этот герой? Именно он показан в движении - внутреннем движении.
Дорога - необходимо проследить этапы этого движения, его направление.
К правде и добру - изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека».
Эта цитата хорошо показывает важность работы с формулировкой темы сочинения, но даже ради более четкого обозначения темы нельзя говорить, что Вася из бродяги превратился в доброго человека, тем самым утверждая, что, будучи бродягой, он не был ни добрым, ни сострадательным. Будет правильно, если мы скажем, что во время дружбы с обездоленными детьми Вася смог осознать то неясное «что-то», к которому он стремился, и проявить лучшие человеческие качества. Уже в самом начале повести мы видим в Васе желание понять отца, любовь к младшей сестренке, сострадание к людям, которых выгоняют из замка, внимание и любовь к природе («мне нравилось встречать пробуждение природы»), смелость (первый полез в часовню), благородство (не стал драться с Валеком, когда увидел Марусю), верность своему слову.
Авторы цитируемого пособия так выделяют идею сочинения: «...дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям, доброте, вернула добрые отношения с отцом». Говорить «вернула добрые отношения с отцом» - значит утверждать, что раньше эти отношения были, потом по вине Васи они изменились и только дружба с детьми подземелья вернула ему добрые отношения с отцом. Читаем текст повести: «Он слишком любил ее, когда она была жива, не замечая меня из-за своего счастья. Теперь меня закрывало от него тяжелое горе». Правильно будет сказать, что рассказ Тыбурция изменил отношение отца к собственному сыну.
Обозначим
идею сочинения так: дружба Васи с Валеком и Марусей помогла проявиться лучшим Васиным качествам, сыграла главную роль в выборе жизненной позиции.

План сочинения

  1. Вступление (об авторе немного)
  2. Основная часть

Что мы узнаем о Васе в начале повести? Кто он, как выглядит, где живет?
- Какие поступки он совершает, какие качества проявляет:
1) в момент знакомства с Валеком и Марусей;
2) во время дружбы с детьми;
3) во время критического разговора с отцом?
- Какую роль сыграла дружба Васи с обездоленными детьми в судьбе мальчика?

  1. Заключение (мое отношение к произведению).

Составим список человеческих качеств, которые проявляет Вася: любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие .
Итог урока:

«Три М».

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.


Домашнее задание
написать сочинение по плану дома.


Дорога Васи к правде и добру по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» Дорога Васи к правде и добру по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» Школа 255 Адмиралтейского района Адмиралтейского района Павлова Светлана Ивановна Информационно – методический центр Адмиралтейского района Выпускная работа


Тип урока: обобщающий. Цель урока: осмыслить нравственные уроки, полученные главным героем повести В.Г. Короленко в «Дурном обществе». Технология: элементы технологии развития критического мышления и использованием компьютерной презентации. Задачи: 1. обучить частичному анализу художественного произведения через исследование текста; 2. способствовать совершенствованию умения устно и письменно выражать свои мысли; 3. развить умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; 4. воспитывать способности сопереживать и совершенствовать коммуникативную культуру.






Добро- это прекрасное в действии. Отнимите у нашего сердца любовь к добру – вы отнимите всю прелесть жизни. Добро- это прекрасное в действии. Отнимите у нашего сердца любовь к добру – вы отнимите всю прелесть жизни. Жан-Жак Руссо Доброе сердце подобно солнцу: никогда не изменяется и всегда следует верным путем. Доброе сердце подобно солнцу: никогда не изменяется и всегда следует верным путем. Уильям Шекспир















КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «flemi.ru» — Ультразвуковое обследование. Брюшная полость, голова, грудная клетка