Советы по воспитанию ребёнка в любви. Значение любви в воспитании ребенка

Для чего нам даются дети? Для того чтобы мы, вложив в них все самое лучшее, необходимое, духовное, воспитав их, пустили подготовленными во взрослую жизнь. Само слово «воспитание» славянское, в нескольких разных формах оно имеется во многих славянских языках. Состоит оно из двух частей: приставки вос– , обозначающей превосходную степень, и слова питание , то есть кормление. Так что же мы «питаем», и почему употреблена превосходная степень?

Итак, воспитание – это самое главное. И сейчас этот фундамент закладывается не в школе, не в каком другом месте, а только в семье. На семью вся надежда. Потому что задача современной школы – дать не воспитание, а знания, образование.

Семья для ребенка - это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям.

Благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая дает чувство защищенности, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие.

Любовь родителей – величайший незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребенка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.

Казалось бы, в чем проблема? Ясное дело, что мы все любим наших детей. За редким исключением, родители генетически любят детей, привязаны к ним, заботятся о них. Мы продолжаем любить их, даже если дети сильно нас расстраивают.

Но нужно при этом помнить: родительская любовь должна быть в высшей степени разумной. Недостаточно просто любить детей, нужно еще делать это правильно, чтобы не нанести им вред своей любовью. Уже неоднократно было сказано, что настоящая любовь благоразумна, а не слепа. Случается, что родительская любовь приобретает искаженные, гипертрофированные формы. Любовь может превратиться в эгоизм или гиперопеку. Порой некоторые неразумные родители так «перекармливают» детей своей любовью и попечением, что дети эти оказываются потом совершенно не подготовленными к жизни. Они становятся полностью зависимы от родительской помощи. А папа с мамой продолжают опекать их чуть ли не до пенсии. Людям нужно создавать семью, нести ответственность за других, а они не могут этого сделать, так как «застряли» в детстве. Или другой вариант. Родители с самого рождения ребенка имеют очень четкий план обо всей его дальнейшей жизни. И совершенно не сообразуясь с личностью, способностями и волей ребенка, целенаправленно лепят из него задуманную ими скульптуру. А бывает, что любовь понимается как вседозволенность. Родители «практикуют» полное отсутствие наказаний детей и их ответственности за свои поступки. И во всех этих перечисленных случаях родители твердо уверены, что именно так надо любить своих детей и что их любовь обязательно принесет детям счастье и благо.

Так что же лежит в основе правильной родительской любви?

Первое. Любовь – это неравнодушие. Равнодушие как раз свидетельствует об отсутствии любви: родители никогда не должны быть равнодушны к проблемам своих детей, они должны переживать, болеть душой за ребенка.

Второе правило настоящей любви к детям – это ответственность. Родительской любви особенно должна быть присуща ответственность. Мы в полном ответе за детей, пока они живут в родительском доме, но и потом, когда они становятся взрослыми, мы также ответственны за них. Если они ведут себя недостойно, в этом очень большая доля вины родителей, не воспитавших их должным образом.

Третье слагаемое родительской любви – благоразумие. Главная заповедь воспитателя, как и врача, – «не навреди». Обо всем нужно думать: «как слово наше отзовется», не будут ли служить наши слова и дела соблазном для ребенка, как не принести ему вред нашей неправильной любовью, как не избаловать его. Во всем нужна последовательность, все необходимо доводить до конца. Ведь как бывает? Родители наказывают ребенка, что-то запрещают, а потом сами поддавшись на уговоры и слезы, не доводят начатого до завершения. Ребенок при этом чувствует полную безнаказанность, а родительский авторитет резко падает.

Особенно сейчас во всем необходимо разумное, рассудительное начало, обо всем нужно думать. В компании с кем и где гуляет ваш ребенок, во что они играют, кто родители их друзей, какую музыку слушают – всем этим нужно интересоваться, обо всем этом нужно задумываться.

И, наконец, последнее свойство настоящей родительской любви – уважение. Нужно и воспитывать ребенка, и учить, и наказывать его, но при этом всегда уважать в нем личность и его свободную волю.

Кроме правильной родительской любви, которая, конечно, является главным фактором в воспитании ребенка, все нужно делать только с любовью и во имя любви к детям, в основе воспитательного процесса лежат еще несколько очень важных моментов.

Необходимо научиться понимать ребенка. Понять, что стоит за его поведением и чего он от нас ждет. Без этого будет очень сложно что-либо донести до него и установить с ним контакт. Также умение понимать позволит избежать очень многих конфликтов, ведь в основе конфликта лежит как раз непонимание.

Без личного примера процесс воспитания также будет малоэффективен. Все, чему мы хотим научить детей, нужно подкреплять живым примером. Если мы хотим, чтобы ребенок соблюдал правила дорожного движения и не попал под машину, мы сами должны переходить с ним дорогу только в положенном месте на зеленый сигнал светофора. В мире животных воспитание, обучение идет только личным примером, и способ этот самый действенный. И добывать себе пищу, и уходить от опасностей, общаться с себе подобными, животные учатся только на примере родителей и старших товарищей. Не зря существует такой девиз - «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас».

Еще один очень важный момент в воспитании – последовательность и принципиальность. Оба родителя должны четко договориться между собой о том, как они будут воспитывать ребенка, и придерживаться этой единой системы. Важно, чтобы в воспитании между мужем и женой не было разногласия и разномыслия. Иначе в голове у ребенка будет полный хаос, и процесс воспитания будет просто стоять на месте. В четкости, последовательности системы – залог успеха. Ведь очень часто родители, что-то задумав, не могут довести дело до конца.

Все родители на генетическом уровне любят своих детей. Да и как можно не любить то, что является твоей частью. Ни для кого не секрет, что дети должны расти в доброжелательной, безопасной атмосфере. Ребенка нужно воспитывать с самого рождения, доказывая, что он защищен и любим.

Настоящая любовь должна быть правильной в высшей степени, чтобы не навредить. Ведь любить ребенка можно по-разному. Некоторые родители путают любовь и вседозволенность, ребенок не несет ответственности за свои поступки. Другие с самого рождения стремятся дать самое лучшее, не обращая внимания на его желания, не считаясь с личностью. Третьи воспитывают совершенно неподготовленного к взрослой жизни человека, душа в нем самостоятельность своей гиперопекой.

Так какая она, правильная любовь?

1. Прежде всего, любовь - это неравнодушие.

Чтобы показать свою любовь, не нужно специального повода. О любви можно сказать словами, взглядом, жестом, прикосновением, поцелуем. Не следует опасаться избаловать похвалой. Она сближает, придает уверенности маленькому человеку, помогает самоутвердиться в жизни. Хорошая оценка любой победы - повод для ребенка стать лучше, быть хорошим и радовать родителей.

2. Любовь - это ответственность.

Родители ответственны за свои действия и поведение, ответственны за своих детей, даже когда они становятся взрослыми, ведь воспитали такими их именно они.

3. Любовь - это благоразумие.

Принцип «не навреди» работает и в воспитании. Родители должны работать, прежде всего, над собой. Ведь родителем и воспитателем никто не рождается и ошибки можно исправить. Контролировать каждое свое действие, слово и то, как оно сказано. И, конечно, всю ответственность брать на себя. Воспитание без личного примера неэффективно, ведь яблочко от яблоньки падает недалеко.

В воспитании нужна последовательность, все нужно доводить до конца. А принципы воспитания у обоих родителей должны быт одинаковыми, чтобы не создавать хаоса в голове у ребенка разными требованиями и указаниями. Психологи говорят, что мама должна быть доброй, а папа в меру строгий.

4. Любовь - это уважение.

И учить, и наказывать ребенка нужно, уважая его личность, не оскорбляя, ни с кем не сравнивая, позволяя проявлять любые человеческие эмоции. Воспитание - это близкие отношения, а не дрессировка. Действуя убеждением, а не строгостью, можно быть уверенным, что ребенок, даже когда родителей нет рядом, будет вести себя достойно.

Родители всегда должны аргументировать свои требования, а дети понимать, зачем и почему нужно делать именно так, а не иначе, понимать причину и следствие поступка.

Требуя что-то от ребенка, следует выражать конкретные указания, а не запреты.

Вместо «не трогай», например, сказать «будь аккуратен, чашка горячая».

Слишком бурная похвала и резкое порицание мешают правильной самооценке ребенка.

Не следует разговаривать с детьми приказным тоном, запугивать, кричать, акцентировать внимание на отрицательных качествах.

Если кто-то посторонний поучает или критикует ребенка, нужно быть всегда на стороне малыша. А обсудить конфликтную ситуацию - наедине.

Нужно выражать чувства по поводу поступков, а не оценивать личность. Отношение к ребенку и к его поступкам - это разные вещи.

Малыш стремится быть хорошими для своих родителей, но не всегда способен оценить, что хорошо, а что плохо. Задача родителей - научиться понимать ребенка. Ведь непонимание - основа любого конфликта.

Детство - маленькая жизнь, а каждый ребенок неповторим. Нужно иметь родительскую мудрость, чтобы дать ему воспитание, которое разовьет положительные качества, позволит добиться успеха в жизни.

Сколько нежных слов можно сказать своим детям, сколько подарить ласки, придумать увлекательных совместных занятий игр… И при этом воспитывать их продвинутым и модным методом! Для этого при воспитании нужно активно использовать заложенный в нас самой природой механизм – любовь.

Откуда приходит любовь?

Еще находясь в утробе матери, малыш окружен любовью. Он слышит нежный мамин голос, тихий стук ее сердца. Ему спокойно и безопасно, он чувствует себя полностью защищенным. Ученые утверждают, что уже сейчас можно начинать общаться со своим малышом. Поглаживать животик в ответ на толчки, разговаривать с ребенком. Причем делать это должны и мама и папа. Детишки, которых начали подобным образом «воспитывать» еще до рождения, растут спокойными, более развитыми, устойчивыми к стрессам и болезням. Психологическая связь между такими детьми и родителями сильна, они по-настоящему родные люди.

Сразу же после рождения малыша кладут на живот к матери, потом она берет его на руки. В первые месяцы жизни основными впечатлениями от мира становится – крепчайшая связь между ребенком и матерью. И тактильные ощущения, получаемые от обоих родителей: ласки, поглаживания, качание на руках. Став немного старше, малыш доверчиво бежит к маме и папе при малейшей опасности, чтобы спрятаться у них на руках, в их объятиях.

До трех лет ребенку необходимо постоянное присутствие рядом хотя бы одного из родителей.

Как проявить любовь?

Один из базовых вещей – визуальный контакт. Любящие друг друга люди понимают друг друга не просто с полуслова – с полувзгляда. Малыш должен всегда ощущать на себе любящий взгляд родителей, говорящий о том, что мама и папа в любую минуту готовы прийти на помощь.

Тактильный контакт – различные объятия, поцелуи, поглаживания. Это могут быть какие-то индивидуальные, присутствующие только в вашей семье традиции.

Помните, уверенными в себе вырастают те дети, к которым относятся справедливо, хвалят и поощряют каждый раз, когда они того заслужили. Дают объективную, не агрессивную оценку неправильным поступкам, не осуждая при этом самого ребенка.

Что значит любить ребенка?

  1. Принимать его таким, какой он есть.
  2. Воздерживаться от резких порицаний и от слишком бурных похвал в адрес ребенка – и то и другое мешает правильной самооценке.
  3. Устраните их своего поведения все признаки постоянного неодобрения ребенка.
  4. Не предъявляйте малышу обвинений, а лишь высказывайте чувства по поводу его поступка.
  5. Предъявляя ребенку требования, формулируйте, что вы хотели бы от него, а не то, чего бы вы не хотели.
  6. В конфликтных ситуациях сначала дайте возможность высказаться ребенку, а лишь потом – говорите сами.
  7. Откажитесь от приказного тона, всегда аргументируйте свои требования к малышу.
  8. Никогда не кричите на ребенка, даже если вас раздражают его действия и поведения.

Краткое содержание: Статьи по детской психологии. Воспитание ребенка без любви. Как на самом деле надо любить детей. Какая любовь ребенка портит.

Не любить своего ребенка противоестественно. Любое общество вне зависимости от моральных принципов, вероисповедания, культуры с осуждением относится к матерям -"кукушкам", отцам, не признающим своих детей. Но брошенные и нелюбимые дети все же есть, а варианты родительского неприятия - именно о нем идет речь - могут встречаться в другом, менее выраженном виде.

Ребенок, который является для своих родителей источником разочарования и раздражения, даже внешне отличается от других детей. Не найдя проявлений любви у близких, он будет усиленно пытаться получить их от других взрослых: заискивающий взгляд, стремление угодить, понравиться, взять взрослого за руку, залезть на колени. Впрочем, бывает и по-другому. Малыш, с рождения не знающий ласки и нежности, напрочь отвергает что-либо подобное со стороны взрослых. Его отношение к миру враждебно, он агрессивен, замкнут, безразличен. Но все описанное относится к крайним вариантам проявления неприятия. Его можно наблюдать в социально неблагополучных семьях со стороны родителей, которые не читают статей, подобных этой, и вообще не задумываются о воспитании.

Между тем неприятие встречается и в обычных, внешне благополучных семьях. Этот тип воспитания присущ тем родителям, для которых рождение ребенка изначально было нежелательным. Причины самые разные: один из супругов был против появления ребенка или семья находилась на грани развода, возможно, молодые супруги испытывали материальные сложности, беременность не планировалась. Малыш появился на свет, и он уже нелюбим. Разочарование в ребенке может наступить и позже. Например, рождение девочки, когда все ждали мальчика, физический дефект, смущающая "некрасивость" ребенка, когда он "неизвестно в кого", капризный, невротичный ребенок, который своими бесконечными криками выводит родителей из себя.

Иногда временное неприятие сменяется приятием и даже обожанием. Родители тоже меняются, "дозревают", мудреют. Случайная, ранняя беременность, тяжелые роды с осложнениями для матери могут затормозить родительские чувства, когда мать переживает психологический и физиологический стресс. Для отца появление на свет ребенка и разочарование в нем тоже может стать большим потрясением. И вполне вероятно, что через некоторое время он будет обнимать и целовать свою дочурку, которую еще недавно не хотел брать на руки.

Одна женщина на протяжении долгих лет мучилась чувством вины из-за того, что после сложных родов отказалась кормить своего сына. Целую неделю она плакала и не желала даже видеть ребенка, но после того как физическое состояние улучшилось, она приняла малыша и позже стала заботливой и любящей матерью. Вина не давала ей спокойно жить, и начался другой перекос в воспитании - она стремилась ее загладить перед сыном всеми силами. Ее мучения прекратились после того, как она узнала, что со многими женщинами происходит то же самое. Природа, по-видимому, заботится о том, чтобы женщина выжила, восстановила свои силы, тогда сможет выжить и ребенок. А чувство материнства просыпается позже, когда вопрос выживания уже решен.

Но бывает и по-другому. Внешне заботливые, "приличные" родители уделяют ребенку и время и силы, но вот только методы воспитания вызывают недоумение. Постоянный контроль, всевозможные наказания - от физических до более тяжелых - моральных, вслед за которыми может наступить прощение, но никогда нет раскаяния со стороны родителей. Им кажется, что с этим ребенком по-другому нельзя. Раздражение и досаду вызывает его поведение, внешний вид, поступки, привычки, черты характера. Ребенка называют "непутевым", "рохлей", "глупым", "безруким". Родители пытаются переделать ребенка, подогнать его под тот стандарт, который считают правильным.

Павлик флегматичный, заторможенный мальчик с целым букетом заболеваний. Особенно ребенка мучает нейродермит. В период обострений он становится раздражительным, капризным, плохо спит, отказывается выполнять любые указания взрослых. Воспитатели относятся к Павлику с пониманием, стараются отвлечь и хоть как-то облегчить страдания мальчика. Особенно хорошо он ладит с Людмилой Ивановной - пожилой, терпеливой воспитательницей, вырастившей троих сыновей. Павлик меняется в общении с ней буквально на глазах. Когда мальчика мучает сильный зуд, она заворачивает его в одеяло и начинает укачивать, нашептывает на ухо нежные слова или рассказывает сказку. Павлик успокаивается, затихает, его поведение становится более уравновешенным, и даже физическое самочувствие значительно улучшается. Но стоит Павлику провести два выходных дня дома, как все повторяется.

Елена, мама Павлика, недавно разошлась с его отцом. Развод был длительным, со скандалами, разделом имущества и жилья. Вот только Павлика родители не делили - отец не стал предъявлять никаких претензий и возражать, чтобы сын остался с матерью. Когда буря улеглась и Лена осталась наедине с мальчиком, она вдруг с ужасом поняла, что, избавившись от ненавистного мужа, она получила его точную копию в лице сына. Лену раздражало в сыне все - и его неторопливость, и манера говорить, привычка, как и у отца, шаркать ногами при ходьбе, черты лица и мимика. Мать срывалась на сына по пустякам и оправдывала свое поведение тем, что хочет из него "человека сделать". Пашина болезненность подливала масла в огонь. Ссылаясь на занятость, мама отдала ребенка в круглосуточный детский сад, а позже надолго отправила жить к бабушке - своей бывшей свекрови. Разлука с матерью подействовала на ребенка очень благоприятно. Бабушка напоминала мальчику любимую воспитательницу, а старушка в своем единственном внуке души не чаяла. Как в дальнейшем сложится судьба мальчика и его родных - жизнь покажет, но неприятие матери, возможно, оставит на ней неизгладимый след.

К возможным причинам неприятия родителей можно отнести трагедии их собственного детства. Не все выросшие в детских домах или дети из неблагополучных семей становятся такими родителями, но зачастую неприятие встречается именно у этих людей. Не получив в детстве так необходимой каждому ребенку родительской любви или получив ее в извращенной форме, вырастая, они просто не в состоянии проявлять и испытывать это чувство по отношению к собственным детям. Причины неприятия индивидуальны, но они всегда есть.

У воспитателей детского сада вызывало недоумение отношение одной матери к своей трехлетней дочери - иногда безразлично-холодное, иногда требовательное, нетерпимое. Очень редко мама улыбалась ребенку, еще реже - целовала и брала на руки. В кабинете психолога женщина разрыдалась и призналась, что любить свою маленькую дочку мешает чувство вины. Дело в том, что не так давно в этой семье погибла маленькая девочка, ее первая дочка. Когда мать находилась в состоянии горя и шока, оказалось, что она беременна. Предпринимать что-либо не было ни сил, ни желания, и женщина родила незапланированного, "случайного" ребенка. На тот момент она, похоже, и не осознавала, что происходит. Но появление девочки стало для нее символом предательства памяти дочери. Близкие надеялись, что это со временем пройдет, но шли года, а мать так и не смогла оправиться от своего горя и воспринимала девочку не как подарок судьбы, а как свой великий грех.

Неприятие в семье может быть направлено на одного из детей, того, кто, по мнению родителей, проигрывает в сравнении с братом или сестрой. Пример Иванушки-дурачка, младшего в семье сына, к сожалению, встречается не только в сказках. Сравнение всегда губительно для любого ребенка. Взрослым кажется, что если глупого, рассеянного, нерасторопного сравнивать с умным и успешным, то это для первого будет только на пользу. Но ребенок очень тонко чувствует разницу в отношении и делает свой неутешительный вывод: "Меня любят меньше..."

К счастью, неприятие в семье редко бывает глобальным. Не любит ребенка отец, но обожает и жалеет мать, или найдется любящая бабушка, или свою поддержку и тепло малышу подарит абсолютно посторонний человек - воспитательница, соседка, дальняя родственница.

Последствия такого воспитания всегда сказываются на характере, отношении к жизни, поведении ребенка, а в последующем - взрослого. Различного рода невротические проявления и неврозы - показатель того, что ребенка пытаются переделать, "ломают" его природу и лишают любви. Неосознаваемые, но очень сильные установки на жизнь, которые формируются в детстве, не позволяют позже создать полноценную семью: "Любовь - это боль", "Я не достоин любви", "Мир враждебен мне". В общем, нет смысла говорить обо всех последствиях, они всегда есть, и степень тяжести зависит от степени неприятия и индивидуальных особенностей самого ребенка.

1. Если вы себя ловите на неприязненном отношении к собственному ребенку, постарайтесь разобраться в причинах. Те претензии, которые вы предъявляете к нему, лишь следствие, причина всегда находится глубже. Не стоит думать, что, если ребенок начнет по вашему требованию делать все быстрее и правильнее, исчезнет ваше раздражение. Найдется другой повод. Дело не в ребенке, дело в вас и ваших чувствах. Признайте это. Признайте то, что вы злитесь, а может быть, не любите своего ребенка. Найдите "точку отсчета" - когда это началось. Возможно, ваше неприятие спровоцировал возрастной кризис ребенка, а может быть, это было всегда, с самого момента рождения малыша. Признать тот факт, что проблема не в ребенке, а в вас, - это уже шаг к ее решению, а анализ причин окончательно сделает проблему осознаваемой.

2. Научитесь нейтрализовывать свои негативные чувства. Совсем не обязательно проявлять агрессию по отношению к ребенку. Существует очень много приемов, когда возникшая злость находит свой выход, и никто при этом не страдает. Психологи рекомендуют в этом состоянии прокричаться и совершить какое-нибудь энергичное действие. В домашних условиях прежде всего изолировать себя - уйти в другое помещение. Если позволяет звукоизоляция, можно громко выругаться, стукнуть кулаком по чему-нибудь мягкому, разорвать старую газету. Любая интенсивная физическая работа или спортивное занятие тоже принесут облегчение. Но все эти меры лишь "скорая помощь", они помогают в экстренных случаях, но не лечат.

3. Вспоминайте свое детство, свои детские обиды и радости, вспоминайте и хорошее и плохое. Когда представится возможность побыть наедине, рассмотрите свои детские фотографии. Эта маленькая девочка (или мальчик) о чем-то мечтала, думала, чувствовала, что-то хотела. Возможно, то же самое происходит сейчас с вашим ребенком. Если у вас возникнут хоть какие-нибудь чувства по отношению к своему детскому изображению, значит, вы способны их испытать и к ребенку. Возможно, ваши проблемы кроются в том, что вы сами хотите оставаться маленьким ребенком, получать заботу, ласку, внимание, а роль отца или матери наполнена для вас негативным смыслом. Попытайтесь дать себе то, что вы недополучили в детстве: побалуйте себя, позвольте сделать себе подарок, убедите себя в своей уникальности. В каждом из нас есть "обиженный ребенок" и "мудрый родитель". Может быть, вы видите только ребенка?

4. Возможно, вы просто очень устали. Жизнь, наполненная заботами, нехватка денег и времени, проблемы со здоровьем, с жильем, работой, и как результат - тоска, раздражительность, безразличие. На фоне всего этого - ребенок со своими потребностями в заботе и любви. Остановитесь, сделайте переоценку ценностей. Ведь то, что сейчас недополучает ваш малыш, в будущем отразится не только на его жизни, но и на вашей.

5. Обращайтесь за помощью. Позиция профессионального психолога, в отличие от окружающих вас людей, всегда безоценочна. Все то, в чем вам тяжело признаться, в том числе и в негативных чувствах к ребенку, будет воспринято без осуждения и нотаций. Этот человек поможет разобраться с отношениями и самим собой и - главное - окажет помощь в работе с чувствами.

6. Если вы решили, что "сердцу не прикажешь", то отнеситесь к своему ребенку с позиций разума. Оценивайте свои действия и поступки и в случае, если были не правы, говорите об этом ребенку. Даже того, к кому не испытываешь любви и привязанности, можно хвалить, поддерживать, находить общие занятия и темы для общения. Внимание - это не любовь, но это лучше, чем безразличие. Дайте ребенку возможность общаться с тем, кто его любит. Возможно, будет лучше, если вы поживете врозь, но при этом ребенок не должен думать, что вы от него избавились. Старайтесь навещать ребенка, дарить ему подарки, звонить, проводить вместе выходные.

Возможно, пройдет время, и в ваших отношениях что-то переменится. Ведь растут и меняются не только дети, но и взрослые.

Другие публикации по теме данной статьи:

Ключевое значение в деле успешного развития здоровых детей имеет грамотное и своевременное их воспитание. Одним из самых лучших подходов, которые могут быть осуществлены заботливыми родителями, – воспитание детей любовью. Как бы банально это не звучало, лишь немногие родители могут похвастать правильным отношением к воспитанию и .

Воспитание детей любовью, вниманием и заботой

Как утверждает большинство психологов, даже взрослый самодостаточный человек нуждается в суточной «дозе» любви и внимания. Это могут быть поглаживания, нежные прикосновения, одобрение тех или иных действий, поцелуи, разговоры по душам и пр. Когда человеку этого не хватает, он начинает чувствовать себя не нужным никому, угнетенным и даже отверженным. Живя в такой атмосфере длительное время, он впадает в состояние депрессии, выйти из которой очень сложно.

Что уж можно говорить о маленьком ребенке, который оказался в подобной ситуации? Каждый родитель должен понимать, что внимательное отношение и проявление любви крайне важно для гармоничного формирования эмоционального фона ребенка и его грамотного сенсорного развития.

Стоит вспомнить воспитанников детских домов и школ-интернатов. Зачастую дети, живущие и обучающиеся там, очень часто в плане умственного развития и эмоциональной стабильности отличаются от своих «семейных сверстников» и далеко не в лучшую сторону. Среди этих ребят часто встречаются плохие собеседники, затворники, хулиганы и социопаты.

Происходит это потому, что в детстве они недополучили от взрослых должной порции внимания, любви и заботы. Именно поэтому в настоящее время воспитание детей с любовью к семье, матери, природе, родному городу и т.д. – это первое, чем стоит заняться родителям.

Казалось бы, что может быть проще и естественнее чем любовь к своему собственному ребенку! К сожалению, не всегда эта любовь бывает правильной! Любовь и внимание родителей необходимы ему как воздух, и чтобы эти важные составляющие жизни маленького человечка были адекватными, любя свое чадо нужно помнить, чего делать категорически нельзя:

  • разрешать делать все, что только заблагорассудится;
  • поощрять любые шалости малыша;
  • освобождать от домашних дел;
  • постоянно контролировать и навязывать свои правила;
  • безмерно целовать и обнимать.

Любовь родителей – это искреннее и инстинктивное чувство, а не ответ на какие-либо достижения или действия своего чада. Именно поэтому родительская любовь не может носить эпизодический характер.

Воспитание у детей любви к матери: обязательные компоненты

Воспитанию у детей любви к матери, родине, своему городу и окружающему миру складывается из нескольких важных частей, каждая из которых нужна и важна. Итак, «ласковое» воспитание состоит из следующих обязательных «компонентов»:

  • зрительный контакт – любящий взгляд мамы и папы, их круглосуточная готовность отреагировать на смех, плач и любое движение своего ребенка очень важны для него. Такой взгляд может развеселить, успокоить и поддержать, а при необходимости и наказать. Каждый родитель должен помнить о том, что их чадо нуждается в этом контакте с самого первого дня с момента рождения;
  • физический контакт – под ним следует понимать как «телячьи нежности», так и «медвежьи шалости». Каким именно он будет, зависит от того каков его возраст и его темперамент. Ребенок всегда в любом возрасте нуждается в физическом контакте, изменяется лишь его вид и форма. Так, новорожденный нуждается в нежных объятиях и ощущении тепла мамы рядом, дошкольник одинаково сильно любит поцелуи-объятия и шумные игры, пощипывания и встряхивания, встряхивания, пощипывания. Младший школьник все еще нуждается в объятиях, но уже отдаляется от родителей и со временем физический контакт ограничивается поцелуями при встрече, дружескими похлопываниями и объятиями;
  • пристальное внимание – его наличие позволяет ребенку ощущать себя самым важным человечком в мире. Хотя бы 10-15 минут в день родитель обязан уделять своему ребенку, только ему одному, забыв на это время про все свои взрослые проблемы. При этом совершенно неважно, чем именно в это время он будет заниматься с ним, главное не отвлекаться в этот период ни на что. Это может быть чтение книги, игра, беседа о том, как он провел день, просмотр фильма или совместное выполнение домашних дел.

Психология воспитания любви у детей к маме, папе, родине, природе и пр. не такая сложная задача, каковой она кажется на первый взгляд. Просто родители должны понимать и принимать тот факт, что только удовлетворив потребность своего ребенка в эмоциональном контакте, они смогут добиться от него дисциплины и самостоятельности, и обеспечить ему гармоничное развитие. «Хорошим» воспитание получается только тогда, когда ребенок чувствует искреннюю любовь и принятие его таким, какой он есть, без унижений и попыток «сломать» его.

Попробуйте вспомнить, когда в последний раз вы ласкали своего ребенка? Сколько раз в день или может в неделю? Если получилось меньше 3 раз в день или отсутствует одна из составляющих ласкового воспитания, тогда пора бить тревогу. Нужно постараться сделать отношения более нежными, доверительными и доброжелательными. Психологи утверждают, что существует даже рекомендованная минимальная норма объятий, способствующая поддержанию хорошего самочувствия и нормального настроения. Следуя их советам, обнимать своего ребенка нужно как минимум 8 раз в день, превышать эту норму не запрещается.

Воспитание у детей любви к труду и примерный список работ

Воспитание любви детей к труду – одна из важнейших составляющих процесса гармоничного развития личности. Эта задача в большей степени стоит перед дошкольным учреждением и школой, однако родители также должны принимать в этом активное участие.

Воспитание трудолюбия - это развитие одного из основных качеств человеческой личности, создание той базы, на которой строится вся жизнь общества и отдельного индивида. Наиболее полно проявить трудолюбие ребенок может только тогда, когда сам участвует в какой-либо общественно полезной деятельности.

Трудовое участие ребенка в жизни семьи должно начинаться с самого раннего детства в форме игры. Сначала ему нужно вменить в обязанности сохранение своих игрушек в целостности, а места проведения игр в чистоте и порядке. По мере взросления задания нужно усложнять и отделять от игры. Примерный список работ в порядке возрастания сложности, которые можно поручить маленьким помощникам, выглядит следующим образом:

  • полив комнатных растений;
  • вытирание пыли;
  • накрывание на стол перед ужином или обедом;
  • поддержание , на письменном столе и книжной полке;
  • покупка хлеба, молока, мыла;
  • проведение полной уборки в доме;
  • уход за огородом;
  • помощь родителям в приготовлении пищи.

Важно чтобы в семье всегда чувствовался дух коллективизма, и как можно чаще проявлялась взаимопомощь и поддержка.

Воспитание у детей любви к родине и родному краю

Природа и все что с ней связано очень рано входит в жизнь ребенка. Как же много открытий он делает и при общении с ней. Когда ребенок погружается в мир живой природы, он начинает впитывать его краски, звуки, наслаждаться его гармонией. Именно в эти моменты ребенок совершенствует свою личность. Поэтому всегда и у всех народов поощрялось общение детей с природой, а также их стремление понять и познать законы природы, рождающее желание сделать свой родной край еще прекраснее.

Актуальность воспитания у детей любви к родному краю в настоящее время очень высока, так как проблема становления правильного и ценностного отношения школьников к родной стране стоит очень остро.

Основой воспитания у детей любви к родине являются накопленный ими социальный опыт проживания в своем Отечестве, качественное усвоение принятых и норм поведения, активное развитие интереса к культуре и истории своей страны, а также формирование позитивного отношения к настоящему и прошлому родного края.

Дошкольный возраст – идеальное время для воспитания у детей любви к родному городу и краю. Этот важный период становления личности должен быть заполнен важными и познавательными делами. Это может быть посещение краеведческого музея с целью более близкого знакомства с географическими, историко-культурными, климатическими, и национальными особенностями своего родного края. Также можно проводить экскурсии по городу и району с подробным описанием мест, которые вы посещаете с ребенком.

Воспитание у детей любви к родной природе и животным

Охрана природы является одной из самых важных задач, от успешного решения которой зависит будущее человечества. Поэтому очень важно чтобы деятельность человека в природе была разумной и взвешенной, созидающей и охраняющей. Такое отношение нужно формировать с самого детства, помогать маленькому человечку познать красоту и разнообразие природы. Воспитание у детей любви к природе нужно начинать уже с 1,0-1,5 лет.

Каждый родитель должен понимать, что воспитание у детей любви к родной природе должно происходить на основе собственного бережного отношения к ней, так как основы характера и крепкая жизненная позиция малыша закладываются именно в семье. Личный пример очень важен в этом деле.

Созерцая красоту природы ребенок должен раскрыть для себя красоту человеческого труда и родить желание все сделать для того чтоб родной край стал еще лучше. Взрослые должны показать и рассказать детям, как нужно оберегать и умножать природные богатства.

Тоже касается воспитания любви к животным у детей в самом раннем детстве. Они должны понимать, что животные, домашние или дикие, тоже живые существа, которых нужно оберегать, а не обижать. Важно объяснить им, что просто так сорванный одуванчик, пойманная и посаженная в банку бабочка или растоптанный из боязни быть укушенным жук – это все может привести к нежелательным последствиям и нарушению биологического баланса.

Большое значение имеют регулярные поездки в лес, на речку или озеро. Под благотворным влиянием любящих и ценящих природу родителей ребенок постепенно начнет правильно воспринимать красоту и прелесть природы и вникнет в таинства жизни природы. Кроме этого непосредственный контакт с природой развивает у детей наблюдательность и любознательность.

Статья прочитана 4 864 раз(a).

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «flemi.ru» — Ультразвуковое обследование. Брюшная полость, голова, грудная клетка