Святки — традиции, приметы и обычаи. Святки на Руси: история и традиции

Святками на Руси называют двенадцать праздничных дней, которые начинаются на Рождество (7 января) и заканчиваются на Крещение (19 января). В католической религии святки продолжаются двенадцать дней, с 25 декабря по 6 января.

В церковном календаре начальная и конечная даты этих периодов посвящаются памятным событиям рождения Иисуса Христа и его крещения в Иордане, получившее название Богоявление Христово. Эти дни именуются в народе как «святые вечера». Такое название появилось благодаря древнему обычаю, когда православные христиане прекращают свои дневные дела, прославляя память событий Рождества и Крещения Христа, которые свершились в вечернее и ночное время.

С древних времен, эти дни особо почитались и отмечались церковью. Уже в шестом веке в уставе Саввы Освященного написано, что в святочные дни не полагается совершать венчание и класть поклоны. В 567 году вторым Туронским Собором праздничными были названы все дни, начиная с Рождества Христова и до Богоявления Христова.

По старой традиции , в самые первые дни праздника, принято навещать родственников, близких и друзей, дарить небольшие подарки - в честь и в воспоминание о тех дарах, которые приносили волхвы. Также было принято вспоминать про бедных, больных и обездоленных и посещать приюты, тюрьмы, больницы, детские дома и так далее. В свое время даже царствующие особы в святки переодевались в простолюдинов и раздавали милостыню.

Главным моментом торжеств на святки всегда была семейная трапеза. Приготавливались блюда по определенным рецептам. Основным являлась кутья, также приготавливали такие угощения, как: ореховое печенье, шарики из сладких крошек, маковник, сбитень, овсяный кисель и блины . На стол дополнительно выставлялись приборы соответственно числу усопших в прошедшем году членов семьи.

Последние святочные дни посвящались подготовке к другому празднику - Крещению Господнему . Лучшие деревенские плотники вырубали прорубь крестообразной формы в замерзших водоемах, украшалась она деревянными узорами, лентами и кристаллами, сделанными изо льда.

Невзирая на то, что святки являются христианским праздником, с течением времени к нему примешалось большое количество языческих элементов. До того, как Русь приняла христианство, святки считались праздником Святовита (Святовит - одно из имен верховного бога Белбога). Из других источников известно, что слово святки происходит от старославянского значения слова - души предков. В древности святочные обряды имели вид заклинаний на весь год, а также гадания про будущее. Также иногда практиковались обряды с магическим подтекстом.

По ночам и в вечернее время ходили и колядовали ряженые. С древних славянских пор, во время святок, существовала традиция одевать на себя чужие личины. Все эти языческие обряды не потеряли своей силы и влияния с распространением христианства на Руси. Все это, не смотря на то, что церковь воспрещает перед Рождеством Христовым и во время святок ходить по дворам обряженными и петь песни для получения угощения.

Славление или колядование, является особой традицией святочных праздников на Руси. Дети и молодежь с удовольствием ходили по всем дворам и исполняли церковные песнопения, а также колядные песни, которые посвящались Рождеству Христову. Те, кто колядовал, получали от хозяев так называемую обрядовую пищу и желали всего доброго в наступающем году. Было принято считать, что достаток семьи на будущий год зависит напрямую от подарков и угощения колядовавших. Зачастую песнопение сопровождалось некими действиями, как правило, изображающими работы по земледелию.

На святки имелся обычай гадания . Практически каждая деревня или местечко могло похвастаться своими способами гадания и ритуалами. Важное место занимали приметы , при помощи которых христиане пытались угадать каким будет достаток в следующем году и какая будет погода.

Святки заканчиваются 19 января на Крещение Господне. В этот день во всех церквах освящается вода, называют ее крещенской и хранят в течение всего года.

Святочный календарь

Святки - продолжаются две недели, начинаются в сочельник , заканчиваются на Крещение. Святой - считается первая неделя, страшной - вторая. Для привлечения удачи и благополучия на святочной неделе следует ходить не просто во всем чистом, а во всем новом.

6 января - Сочельник (он же кутейник), вечером в канун Рождества, совершали магические обряды и гадали.

8 января - Бабьи каши. Это праздник рожениц и повивальных бабок. Во многих губерниях России, в этот день приходили к повивальным бабкам и преподносили им разные яства. После этого с ними кутили с самого вечера до самого утра. В этот день также просили защиты и помощи у укротителя гнева и музыканта - пророка Давида.

9 января - в этот день было принято нанимать батраков. В народе он получил название - Стефанов день.

10 января - имеет название Рождественский мясоед или домочадцев день. Мясоед не является праздничным днем, а служит началом длительного периода определенной жизни православного христианства. Однако, дни мясоеда, как правило, наполнялись духовным осветлением и праздничной возвышенностью.

11 января - считается днем в память избиенных царем Иродом в Вифлееме младенцев. Начиная с этого дня и вплоть до 19 января, женщинам запрещалась игра в карты, как считалось, иначе «куры поклюют огурцы».

12 января - день носит название - Анисья желудочница. Название обусловлено тем, что в этот день проходило гадание по свиным желудкам, селезенке и печени гусей. Гадали о погоде зимой, если случалось так, что селезенка и печень слишком раздуты, значит, зима будет пасмурной и теплой, с довольно частыми дождиками. Если же требуха имела тонкую, вытянутую форму, то следовало ждать морозной зимы.

13 января - Васильева коляда или день святой Маланьи. До смены стиля этот день приходился на 31 декабря и являлся кануном Нового года. Все члены семьи в этот день занимались приготовлением к встрече Нового года. Под Васильев день ведьмы месяц крадут. Если ночью дует ветер с юга - год будет теплый и благостный, если с запада - то будет изобиловать молоком и рыбой, с востока - стоит ожидать хороший урожай фруктов.

14 января - день носит название Василий Великий - покровитель свиней. День этот приходился на 1 января, то есть на Новый год по старому календарю.

15 января - Сильвестров день. Представляет из себя кулинарный праздник, в этот день не употребляли в пищу яйца и курятину. В курятниках вешали «куриного божка». В районах южной России «куриным божком» называют черный камешек с естественно образованным отверстием посередине. В Московской губернии в роли божка выступал обычный лапоть, его подвешивали в курятнике на стену для того, чтобы урегулировать отношения домового и кур, которые у него не в большом почете. В тот же день делали заговор дочерей Ирода - сестер лихоманок. Считалось, что они насылали на людей всевозможные несчастья.

16 января - день пророка Малахии. Считалось, что в этот день, голодные ведьмы занимаются тем, что задаивают до смерти коров. Нечистая сила в этот день особенно озлоблена и может напасть на человека. Самой старой метлой, обстукивали все углы в снаружи и внутри дома, делалось это для защиты от всевозможной нечисти. Также обращались за помощью к «домовому».

17января - в день этот, равно как и следующий, женщинам воспрещалось шить, считалось, что у нарушительниц ребенок может родиться слепым.

18 января - вечер Крещенский, канун Богоявления Господнего. Второй сочельник является основным днем гаданий на святки. Накануне мелом чертили кресты на стенах, потолках и дверях. Собирался снег для умывания и беления холстов. В полночь ходили на реку по воду, считали, что эта вода долгое время не портиться.

19 января - Богоявление и Крещение. Крещение называли прощанием со святками. Также считалось, что в Богоявленскую ночь открывалось небо.

"Пришли святки, и кроме парадной обедни, кроме торжественных и скучных поздравлений соседей и дворовых, кроме на всех надетых новых платьев, не было ничего особенного, ознаменовывающего святки, а в безветренном 20-градусном морозе, в ярком ослепляющем солнце днем и в звездном зимнем свете ночью, чувствовалась потребность какого-нибудь ознаменования этого времени."(Л. Толстой. "Война и мир")

Приход ряженых взорвал этот тихий будничный вечер песнями, играми, скоморошьими переодеваниями, бешеной ночной санной скачкой.

"Наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснялись в залу; и сначала застенчиво, а потом всё веселее и дружнее начались песни, пляски, хоровые и святочные игры..."

"Наташа первая дала тон святочного веселья, и это веселье, отражаясь от одного к другому, все более и более усиливалось и дошло до высшей степени в то время, когда все вышли на мороз и, переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани..."

"...И только по усилившемуся как будто навстречу ветру и по подергиванью натягивающих и все прибавляющих скоку пристяжных заметно было, как шибко полетела тройка. Николай оглянулся назад. С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки. Коренной стойко поколыхивался под дугой, не думая сбивать и обещая еще и еще наддать, когда понадобится..."

Все смешалось у соседей, куда примчались в веселом святочном воодушевлении Ростовы: свои и чужие дворовые, господа...

"После русских плясок и хороводов Пелагея Даниловна соединила всех дворовых и господ вместе, в один большой круг; принесли кольцо, веревочку и рублик, и устроились общие игры."

А потом были гадания, веселые и страшные в бане. Под действием необычных святочных обстоятельств, Николай Ростов принял окончательное решение жениться на Соне (этому не суждено было сбыться).

Так Лев Толстой описывает святки в доме Ростовых, вплетая в ткань своего романа все традиционные святочные мотивы.

Святки - святые дни или святые вечера, 12 дней от праздника Рождества Христова до праздника Богоявления (Крещения) - с Рождественского сочельника до Крещенского сочельника - отмечаются в честь рождения и крещения Христа, совершавшихся, по церковному преданию, вечером или ночью.

Христианская традиция празднования святок также известна с древности. Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа). Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках как об особом послерождественском торжестве можно встретить у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.

Святки на Руси явление совершенно особое. " Никогда русская жизнь не является в таком раздолье, как на Святках: в эти дни все русские веселятся." (И.Снегирев. Песни русского народа)

Русские святки - это, во многом, наследие древней славянской культуры, относящееся к дохристианскому периоду. Эта языческая традиция осмысливается как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом. Едва ли не зрительно ощутимый временной зазор между прошлым и будущим дает надежду на возможность попросить у судьбы лучшей доли вырвать тайну грядущего. Отсюда особая насыщенность магическими обрядами, гаданиями, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, выделяющая святки из всего календарного года. Время тревожное, веселое и опасное поскольку существовало представлениями о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы.

В древности (а на Руси начало празднования святок уходит корнями в глубокую древность) с просьбами обращались к языческому Богу Святовиту. Святовит - одно из имен верховного бога Перуна. Славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь.

А вот незримое присутствие духов среди живых людей обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.

Правда, встреча с духами и нечистью была делом очень опасным, поэтому предполагалась некоторая маскировка. Духи должны были принять молодежь за "своих". Так появился обычай "рядиться", по зимним дорогам зашагали ряженые. Считалось, что под масками скрываются не молодые соседские парни и девушки, а духи умерших предков, спустившихся на землю, пришедших из зимы в лето.

Мы люд не простой - из далеких краёв.

Люди все бывалые, из-под самого рая.

Идём мы от пана Года,

Что носит бороду,

Ширóку, как лопату,

Сиву и мохнату.

Мы к лету идём,

Козу ведём и радость несём.

Широки ли стены, чтобы нам потанцевать?

Хороша ли хозяйка, чтобы нас угощать?

Парни "рядились" - солдатами, купцами, цыганами, стариками горбатыми, бабами, а «натуральные бабы и девицы» - птицами (журавлём, курицей), цыганками с ребёнком. Популярны были также костюмы животных - медведя, волка, козы, быка, кобылы. Ряженые «слонялись по всему селу».

Особенным успехом пользовались пары и группы ряженых, исполнявшие сценки: лошадь с верховым седоком, медведь с вожаком «и при нём деревянная коза». Остов лошади изображали два парня. Передний держал на двузубых вилах голову, сделанную из соломы. Голова, как и вся лошадь, обтягивались попоной, так что зрители видели только ноги парней. На плечи первого взбирался мальчик, и «лошадь» отправлялась бродить по селу с прыжками и гарцеваньем. Под звуки гармошки забавно переваливался «медведь» на цепи - парень в вывороченной шубе, вожатый сыпал прибаутками, а «коза» хлопала деревяшкой, прискакивая около медведя.

Большим любителем святочных "маскарадов" был Петр Первый. Среди его ряженых были самые разнообразные персонажи: от животных до пап и кардиналов.

К попытке молодежи "прикинуться" представителями нечистой силы можно отнести и обычай "баловства".

Дети и подростки собирались по ночам большими толпами и баловались как могли. Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров. Еще одно развлечение - ритуальное похищение чего-либо. Похищать можно было все что угодно, но обязательно с шумом и песнями, а не тайком. Этот обычай дожил даже до советских времен, когда несмотря на все запреты, нередко «похищали» колхозные трактора. Сразу же после праздников их возвращали на место.

  • Святки на Руси всегда были "праздником молодежи по преимуществу.. "(С. Максимов). Центральной фигурой на святках была - девушка. "Всматриваясь в святочные обычаи, мы всюду видим, что наши Святки созданы для русских дев. В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели - к сближению суженых <...> Только в Святочные дни юноши и девы сидят запросто рука об руку; суженые явно гадают при своих суженых, старики весело рассказывают про старину и с молодыми сами молодеют; старушки грустно вспоминают о житье девичьем и с радостью подсказывают девушкам песни и загадки. Наша старая Русь только на Святках." (И.Снегирев. Песни русского народа). Хотя девушки тоже иногда принимали участие в процессиях ряженых, их главной праздничной "темой" были гадания.

    Раз в крещенский вечерок

    Девушки гадали: За ворота башмачок,

    Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном

    Слушали; кормили Счетным курицу зерном;

    Ярый воск топили; В чашу с чистою водой Клали перстень золотой,

    Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад

    Песенки подблюдны.

    В. Жуковский.

    Гадали все... От мала до велика.

    Настали святки. То-то радость!
    Гадает ветреная младость,
    Которой ничего не жаль,
    Перед которой жизни даль
    Лежит светла, необозрима;
    Гадает старость сквозь очки
    У гробовой своей доски,

    Всё потеряв невозвратимо;
    И всё равно: надежда им
    Лжет детским лепетом своим.

    А. Пушкин.

    Если веселые посиделки проходили в святые вечера - в последюю неделю святок, то гадать полагалось в страшные - сразу после Рождества. Гадали юные крестьянки, гадали дворовые девушки, барышни чаще всего гадали в присутствии опытных нянюшек. Самая известная "гадающая барышня" в русской литературе, конечно, Татьяна Ларина.

    Татьяна любопытным взором
    На воск потопленный глядит:
    Он чудно вылитым узором
    Ей что-то чудное гласит;
    Из блюда, полного водою,
    Выходят кольца чередою;
    И вынулось колечко ей
    Под песенку старинных дней:
    «Там мужички-то всё богаты,
    Гребут лопатой серебро;
    Кому поем, тому добро
    И слава!»
    Но сулит утраты
    Сей песни жалостный напев;
    Милей кошурка сердцу дев.

    Морозна ночь, всё небо ясно;
    Светил небесных дивный хор
    Течет так тихо, так согласно...
    Татьяна на широкий двор
    В открытом платьице выходит,
    На месяц зеркало наводит;
    Но в темном зеркале одна
    Дрожит печальная луна...
    Чу... снег хрустит... прохожий; дева
    К нему на цыпочках летит
    И голосок ее звучит
    Нежней свирельного напева:
    Как ваше имя? Смотрит он
    И отвечает: Агафон.

    А. Пушкин.

    В "арсенале" Татьяны самые разные гадания, в том числе и страшное - с зеркалом на луну. Оно считалось самым верным, но самым опасным, так как зеркало представляло, по древними поверьям, границу между реальным миром и миром духов. Гадать с зеркалом следовало в бане или другом "нечистом" месте.

    Не менее тревожным было гадание на растопленном воске, который мог принять, застывая, любую форму - от свадебной кареты до гроба и очертаний могилы. Вместо воска можно было использовать жженую бумагу - будущее должна была предсказать тень, которую она отбрасывала на стену.

    Для гадания по волосам нужно было заблаговременно похитить у любимого волос и вместе со своим бросить в тарелку с водой: сплетутся волосы - быть скорой свадьбе, плавают на расстоянии - впереди разлука, утонувший волос предрекает "хозяину" болезнь или даже смерть. Таз с водой требовался и для гадания по скорлупе грецкого ореха. По "берегам" прикреплялись бумажки "свадьба", "помолвка", "болезнь", "разлука", а скорлупка-кораблик с именинной свечкой должен был выбрать судьбу своему капитану. Повеселее было гадание по полену: из поленницы в темноте, наугад вытаскивалось полено. Его вид становился точным портретом будущего мужа: полено гладкое с ровной гладкой кожей - муж красивый и молодой, кора толстая корявая - муж некрасивый, кора на полене ободрана - муж бедный, растрескавшееся полено - муж рябой и с физическими недостатками, большое полено - муж красивый и сильный, сучковатое полено - следует ожидать многочисленного потомства. А гадание с петухом проводилось целым девическим "коллективом": если петух склевывал все рассыпанные перед ним зерна, замуж выйдет их насыпавшая, если часть - замужество "грозит" той, "порядковый" номер которой совпадает с числом склеванных зерен, а если петух совсем отказался от угощения - ни одной свадьбы в этом году, увы, не будет. Это гадание тоже было скорее веселым, чем страшным.

    Но все гадания - веселые и страшные, глупые и романтичные - не одобрялись Православной церковью. Порицанию подвергались и пляски и песни "ряженых". Во второй половине 18 века даже вышел императорский указ: «Запрещается в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни».

    Народ неохотно расставался со святочными традициями. Но и ряженые, и гадающие, безусловно, сознавали, что занимаются делами греховными. Хотя бы потому, что при гадании, например, нужно было убрать от себя все предметы, обладающие крестной силой: "Сняли с себя кресты, немытика (черта) помянули" (С. Максимов). Пушкин в сцене гадания Татьяны упоминает о поясе-обереге - "поясок шелковый сняла".

    Единственным способом "очиститься", смыть с себя грех после святочных "безобразий" в деревнях считалось купание в крещенской проруби-купели.

    Постепенно на корнях языческих традиций вырастали новые побеги. Святочное веселие наполнялось новым смыслом.

    Колядующие славили не только хозяев дома, но, в первую очередь, пели славу младенцу Христу. По улицам ходили детские процессии с самодельными вертепами, где разыгрывались библейские истории рождения Христа.

    Последним святочным вечером был Крещенский сочельник.

    По материалам сайта Liveinternet

    Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

    • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
    • Как предложить событие в «Афишу» портала?
    • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

    Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

    Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

    Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

    Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

    Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

    Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

    Святочная неделя – это дни между рождением Христа и его крещения. Не все знают, с какого числа начинаются Святки и сколько дней длятся. А начинаются святки в сочельник на Рождество 6 января вечером после восхода первой звезды на небе, крайней завершающей датой является Крещение 19 января. В итоге святочный период длится 2 недели, вплоть до самого Крещения Господня.


    В 2018 году Рождественские Святки начинаются также с Рождества Христова и продолжаются до Крещенского сочельника. В церковном календаре это важный зимний праздник на Руси. Есть немало поверий, связанных с рождественскими днями. Святочная неделя в 2018, как и в другие года начнется в сочельник Рождества 6 января.

    С 6 января с начала Святок в наш мир живых возвращаются души умерших. С этого дня активируется нечистая сила. В святочные дни ведьм устраивают шабаш, беснуются и веселятся с нечистыми. Но, кроме этого, в эти важные рождественские дни, в которые возможно чудо.

    Магические ритуалы можно начинать, когда начинается святочная неделя. Гадания и обряды на святки на суженого самые популярные в эти дни. Святки Руси длятся 2 недели: святая неделя с вечера 6 января по 13 января (Старый Новый год), а также 14 по 19 января — страшная неделя, вплоть до самого Крещения. Эти дни наилучшим образом подходят для гаданий, обрядов, ворожбы, ритуалов. Святочные гадания помогут узнать будущее, а ритуалы – сформировать и привлечь нужное развитие событий в ближайший год.

    Что делают в Рождественские Святки: традиции

    6 января заканчивается Пост рождественский. В этот день уже можно употребить немного алкоголя. В первый день навещают близких и родных людей. В гости приходят с поздравлениями и гостинцами. А еще принято благодарить близких за заботу и любовь. Делайте это искренно, от всей души.

    Святки начинают праздновать 7 января. К трапезе приступать можно уже накануне, 6 января, когда взойдет первая звезда. На стол ставится не менее 12 блюд.

    Другой традицией является «святочные сказки», вечерами вся семья собиралась в тесном кругу, приглашали гостей и рассказывали сказки. Есть целые сборники народных рассказов. Среди них можно найти авторские произведения. Сказы отличались таинственностью, присутствием волшебства, в них всегда имели место быть чудесные события.


    Днем в святочные дни в народе было принято кататься с горок на санях. А еще после Святок сватали невест и женихов, наступал период сватовства.

    В последние дни святочной недели готовились к Крещению. Делали прорубь в ближайших водоемах. Форма проруби была особая – крестом.

    В течение всего святочного периода следует анализировать доходы, составлять бюджет, заниматься планированием. А еще принято проводить разное гадание на рождество и святки.

    Что нельзя делать в святочную неделю

    Народная мудрость выдвигала ряд требований, которые запрещали совершать определенные действия в святочные дни.

    • Нельзя пересчитывать деньги. Особенно запрещено считать мелкие монеты. Привлечешь слезы.
    • Нельзя шить, вышивать, вязать вечером перед праздниками, а также в святочные дни, иначе забот будет много в течение года, с которыми будет трудно справиться.
    • Нельзя в святочные недели покупать недвижимость, начинать новые дела, открывать бизнес. В это время активна нечисть, она может испортить все начинания и навлечь беду.
    • Нельзя выполнять тяжелую работу.
    • Запрещается крестить детей и венчаться.
    • 7, также в Крещенье 19 января запрещено гадать, чтобы счастье не прогадать.

    Святки гадание, суеверие

    Самое подходящее время для гаданий, различных предсказаний и ритуалов — святки. В эти дни в январе открыта информация о будущем. Ежегодно молодые девушки и парни использовали его для святочных гаданий, хоть это и не одобрялось церковью. Информация о предстоящих событиях была доступна, потому, что в неделю с сочельника до самого Крещения на землю сходят духи, вот через них и можно было получить ответы на интересующие людей вопросы.

    Гадание в христианстве считается грехом, но в святки можно было гадать на женихов, узнавать о будущем урожае, предсказывать погоду. А грехи после смывали в Крещение в ледяной проруби.

    Святочные гадания особенно нравились молодым девушкам на выданье, они очень сильно хотели узнать выйдут ли замуж, каким будет у них муж. Взрослые тоже гадали, они узнавали о своем будущем. В святки было разрешено гадать в определенных местах. Для этого священного действа использовали бани, огород, веранды, перекрестки. В доме выходить на контакт с нечистью можно было только ночью, а для защиты обязательно зажигать свечи.

    Гадание в святки в домашних условиях

    Если вас привлекает тема гадания и предсказания, то вам стоит попробовать народные популярные техники. Гадание в святочный период проводят в домашних условиях, для этого следует приготовить атрибуты заранее, изучить методику, выбрать место и позаботиться о том, чтобы вам никто не мешал.

    Гадание на святки, предсказание на воске


    Хотите узнать свое будущее? Приготовьте для рождественского гадания белые свечи парафиновые и остатки свечек восковых, металлическую посуду, глубокую чашку, огонь, воду.

    Сложите свечки в посуду, поставьте емкость на огонь и дождитесь, пока воск и парафин не расплавятся. Расплавленный воск вылейте в другую емкость белая, куда налита вода. Дождитесь, пока фигура застынет. По ней смотрят будущее того, на кого гадают. Есть следующие толкования вылитых фигур из воска.

    Толкование восковых фигур

    • Дом – пополнение, благополучие, для девы – скорое замужество.
    • Руины – несчастье в жизни в ближайший год.
    • Пещера, яма – предсказывает серьезную болезнь, смерть.
    • Скала – преграды на пути, в начатом деле.
    • Сердце – любовь, взаимопонимание.
    • Дерево – если у него ветви подняты вверх, то ожидаются радостные события в скором будущем, опущенные ветви сулят тоску, печальные вести.
    • Цветок – радость, успех, блестящие перспективы.
    • Кольцо – свадьба в ближайшее время.
    • Свеча или купол церкви – венчание.
    • Блин, который к тому же упал на дно – затянувшееся девичество, препятствия для замужества.
    • Собака, животное с открытой пастью – приближающиеся неприятности.
    • Ангел – получение помощи свыше.
    • Собака, голова лошади – верный друг, поддержка близких.
    • Капля – денежное пополнение, выплаты.
    • Звезда – скорая помощь Высших сил, все проблемы в жизни будут решаться сами собой;
    • Корабль – перемены, путешествия, изменения в финансовой, духовной, личной сферах;
    • Подкова – предвестница успешных сделок.
    • Черепаха – замедления в делах.
    • Петух – настало время действовать.
    • Змея – двойственность: свернутая в клубок – есть человек, который следит за вами, если змея активная – агрессия в сторону того, кто гадает.
    • Медведь – сильный помощник, защитник; медвежонок – заботливый период.
    • Мышь – пустая суматоха, суетливость, страх.
    • Гусеница – полный развал, неудачи.
    • Паук – хитрость коварство.
    • Заяц – опасность для мужчины, а для женщины – подарок.
    • Свинья – правильные действия, отложенная прибыль (верная).
    • Ежик – накал отношений с людьми, определенным человеком.
    • Волны – быстрые решения, неожиданные перемены.

    Гадание на святки по тени


    Простое и знакомое многим гадание. Берут газетный лист, подойдет и обычный А4 белый. Мнут в руках, придавая форму шара. Плотно мять не надо. Лист мнет тот, кому предсказывают. Затем положите бумажный ком на тарелку, она должна быть очень плоской, можно просто перевернуть обычную. Тарелку ставят рядом со стеной. Бумагу поджигают, и ждут, когда она прогорит. За тарелкой поставьте свечу. Смотрите на тень, по ней и предсказывают будущее. Тень формируется сгоревшей бумагой. Значение фигур совпадает с толкованием фигур при гадании на воске.

    Святочное гадание на замужество по яйцу

    Чтобы предсказать будущее, надо в святочные дни вечером взять стакан, налить в него воды (3/4) и вбить туда белок куриного яйца. Его предварительно держите в руках, мысленно формулируйте вопрос. Стакан с белком надо поместить в духовку. Духовой шкаф предварительно нагрейте. Дождитесь, когда белок побелеет. Выньте его из стакана. А теперь, рассматривайте полученную фигуру.

    Если фигурка из белка похожа на:

    • кольцо — жди свадьбы;
      купол церковный – готовься к венчанию;
    • квадрат, фигуру с прямыми углами – жди болезнь смертельную;
    • корабль – готовься к переезду после свадьбы в другой город.
    • Блин, плоский круг — будешь еще в девках ходить долго.

    Гадание на суженого по зеркалу

    Все девушки на выданье мечтают об одном – узнать, что будет их жених. Предсказать каким будет муж, помогут святочные гадания. Проводят их в любой день святок. Но наши бабушки считали, что самое верное гадание в ночь на 14, то есть 13 в полночь. Эта ночь как нельзя лучше подходит для ворожбы на жениха.

    Святочное гадание на жениха – точный, действенный ритуал предсказания, который проводят у зеркал. Выбирают для предсказания большую комнату с балконом, берут два зеркала – одно большое, второе меньшего размера. Раньше ритуал проводили тайком в бане девушки, которые желали увидеть своего суженого.

    Подготовка к гаданию: снимите нательный крест, тугую одежду, облачитесь в свободную рубаху, платье без пояса, распустите волосы, снимите обувь.

    Зеркала поставьте следующим образом: маленькое зеркало напротив большого так, чтобы в большом создавался визуальный зеркальный «коридор». Он будет бесконечный. Для лучшей видимости ставьте по обе стороны от зеркала зажжённые свечи.

    Как только вы подойдете к зеркалу, скажите: «Суженый мой, ряженный, покажись в зеркале».

    Сидите спокойно и вглядывайтесь в зеркальный «коридор». Старайтесь взгляд рассредоточить. Минут через десять вы увидите изображение своего будущего мужа. Некоторым для этого требуется больше времени, например, минут 15-20. В момент как появится изображение, резко положите маленькое зеркало на стол вниз зеркальной поверхностью и крикнуть: «Чур, меня!». Затем перекреститесь.

    Гадание святочное на 4 королей на суженого


    Ритуальное гадание на королей — отличный способ узнать каким будет твой муж. Проводят все девушки, не нашедшие свою вторую половинку. Чтобы провести этот ритуал понадобится колода карт (обычные, игральные, новые).
    Техника выполнения гадания святочного на 4 королей и 4 валетов следующая: Возьмите колоду карт, из нее отберите 4 короля и 4 валета, остальные уберите. Перед сном перемешайте королей и валетов, засуньте их под подушку. При этом скажите:

    Ложитесь спать, старайтесь запомнить сны, которые приснятся этой ночью. Утром, как только проснетесь, рукой наугад вытяните одну карту. Если вам попадется:

    • валет – будущий муж ваш будет молодым;
    • король – значит, что жених будет старше вас по возрасту.

    Что касается мастей, то пики означает обеспеченного, успешного мужчину. Крести – незнакомого мужчину, новое знакомство. Черви – избранник будет из круга ближайших друзей и знакомых. Бубны – суженый знакомый друзей, которые вас и познакомят.

    Гадание на исполнение желания

    Совершают гадание на святочной неделе, наилучшим образом для этого подойдет ночь с 13 на 14. Есть несколько техник на исполнение желаний.

    На крупу. Возьмите рис, насыпьте его на тарелку. Загадайте над крупой желание. Формулируйте четко без интерпретаций. Затем возьмите горсть риса и легонько киньте их на стол. Сосчитайте зерна. Если их четное количество, то УРА! Желание исполнится!

    На воду: налейте в миску чистой воды. Прошепчите свое желание. Вынесете чашку с водой на крылечко или на балкон, на улицу, лучше под открытое небо. Утром посмотрите: в воде обнаружите ямку – не сбудется загаданное, если поверхность ровненькая – ждите исполнения задуманного.

    На куриные косточки. Приготовьте курицу. На ужин съешьте лапку. Косточки сохраните. Их аккуратно сложите в тряпицу, бумажную салфетку красного цвета. А затем вынести за ворота на улицу. Загадайте желание. При этом говорят следующие слова:


    Положите сверток за воротами, идите домой.

    Рано утром придите на это место, проверьте: если костей на месте не будет, то желание не исполнится; если снегом кости припорошило – то стоит отказаться от задуманного, а если кости нетронуты – то, все, что задумали – сбудется.

    Способы гадания на святки, простые и популярные

    Есть несколько способов гадания в святочные дни. На Руси использовали для предсказаний следующие предметы: крупа, соль, карты, зеркало, вода, воск, свечи. Часто брали монеты и занимались предсказаниями при помощи животных. Наиболее популярными в деревне были простые способы гадания на святки, считалось, что они самые верные. А для того, чтобы это так и было, нужно просто верить! Вы все наверно знаете самое популярное гадание на святки – бросание сапога или валенка через ворота или в окно. Куда носком покажет, от туда и жениха ждать.

    Обряды в рождественские дни на святочной неделе

    В дни от Рождества до Крещения наши предки всегда искали знаки и подсказки, позволяющие предсказывать будущее. Обряды в рождественские дни до Крещения проводились с одной целью — узнать о своем будущем. В этот период гадали на будущего жениха, на здоровье, судьбу. Чтобы увидеть свое будущее напрямую старались выполнить обряд и увидеть вещий сон.

    Ритуал «заказа» вещего сна пользовался популярностью в основном у женщин. Хотите тоже увидеть предсказывающий будущее сон, в котором будут подсказки и знаки судьбы? Помните, в святочные дни открыты все двери в тонкий мир, поэтому к снам отнеситесь с особым вниманием. Очень часто в период с 7 по 19 снятся вещие сны.

    Если вы умышленно желаете увидеть вещий сон, то сделайте следующий обряд. Возьмите круглое зеркальце. Перед сном положите его под подушку. Расслабьтесь перед сном и скажите 3 раза специальные слова:

    Вещий сон вы увидите обязательно, только не забывайте, что спать нужно лечь до полуночи.

    Оригинальный способ гадания на Святки

    Среди оригинальных способов гадания на Святки можно назвать следующие: вытаскивание полена из поленницы, к которой подходят спиной и наугад рукой вытягивают полешко. Если полешко ровное – то и жених ладный, а кривое – будущий муж неуклюжим, будет с изъяном.

    Гадание у шкафа, где хранят одежду. Этот способ тоже относят к разряду нетривиальных. Это не только точный, но и веселый способ предсказаний. В компанию девушек позовите мальчика, девочку лет 10. В шкафу должны лежать мужские и женские вещи. Ребенок должен подойти спиной к шкафу, а затем вытащить наугад одну вещь. При этом ребенок задает вопрос: «Это чье»? Наперебой все, кто гадает должны отвечать: «Мое». Кто первый – тому и предсказание.

    Если из шкафа вытащили:

    • Подтяжки – будущий муж будет с большим животом, любитель поесть;
    • галстук – богатый, обеспеченный;
    • трусы – бабник;
    • шарф – со слабой потенцией;
    • штаны – балагур веселый;
    • носки – человек скромного достатка;
    • юбка – модный человек, следящий за модой;
    • перчатки – «вороватый», нечестный;
    • пиджак или свитер – хороший надежный супруг;
    • шапка – человек умный с высоким интеллектом;
    • сорочка, рубашка – больной, слабый по здоровью.

    Ритуал на Святки любовь

    Святочная неделя — подходящее время для проведения ритуалов на привлечение благополучия в жизнь. Эти дни созданы как раз для тех, кто не успел воспользоваться магией солнцестояния и не провел важные обряды. Выполните на святки ритуалы на любовь и впустите в свою жизнь радость и счастье.

    Рождественский обряд выполняли те, кто был одинок и уже отчаялся найти свою любовь. Все, кто желал встретить свою вторую половинку и связать себя с ней узами брака выполняли следующий ритуал в полночь на святочной неделе. Нужно пойти к церкви, обойти ее 12 раз вокруг нее по часовой стрелке. При этом следует сделать обращение к Богу на помощь в поиске новой любви. Считается, что подобный ритуал разрушает одиночество и снимает обеты.

    Что такое рождественские святки? Какого они числа в 2019 году? Как праздновали святки на Руси? Какие были традиции? Читайте об этом в нашей статье!

    Святки в 2019 году

    Святки начинаются сразу после празднования Рождества Христова.

    • Даты в 2019 году: с 7 по 17 января.
    • Даты в 2020 году: с 7 по 17 января.
    • Даты в 2021 году: с 7 по 17 января.
    • Даты в 2022 году: с 7 по 17 января.

    Что такое святки?

    С чем у нас ассоциируются святки ? Со смеющимися румяными лицами, катанием на санях, подарками и другими незамысловатыми, радостными и веселыми вещами. Только с одной оговоркой: все эти картины рисует нам, как правило, не личный опыт, а литературная классика прошлых веков. В святочных играх принимают участие герои Пушкина, Гоголя, Толстого, причем происходящие из совершенно разных слоев общества. Наши предки умели радоваться. Может быть, стоит у них поучиться?

    Сколько лет святкам?

    Традиция празднования святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет пятьсот. И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды.

    Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Что это за бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, ученые спорят до сих пор. Предполагают, что «Святовит» — просто одно из имен верховного бога Перуна. Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь. Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и вообще все, что угодно.

    Христианская традиция празднования святок также известна с древности. Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа). Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках как об особом послерождественском торжестве мы встречаем у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.

    С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.

    Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

    Святки на Руси. О традиции празднования святок

    Хулиганство, освященное традицией

    Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто исчезали сословные границы, всех объединяла общая радость. По количеству обычаев и народных примет с этим периодом года может сравниться, пожалуй, только Масленица.

    В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения.

    Любимое народное развлечение на святки — рядиться и колядовать. На Руси, а затем и в Российской империи молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу. Кстати, это одна из немногих святочных традиций, которые выжили в послепетровскую эпоху, несмотря на то что большая часть населения переместилась в города. Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь. Им старались одеть самого толстого парня деревни или околотка. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь , духовные песни, колядки… Колядки — это что-то вроде кричалок Винни-Пуха, в которых восхваляется хозяин дома и посредством которых у этого самого хозяина выпрашиваются угощение. Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как « светел месяц » , хозяюшку — « красным солнцем » , детей их — « чистыми звездами » . Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: « Хозяин в дому — как Адам на раю; хозяйка в дому — что оладьи на меду; малы детушки — что виноградье красно-зеленое… » Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях звучали даже угрозы: « Кто не даст пирога — с ведем корову за рога, к то не даст ветчины — т ем расколем чугуны… » Все это, конечно, в шутку. Иногда пели абсолютно, даже нарочито бессмысленные приговорки. Хозяева принимали гостей, давали кто что мог.

    Откуда пошло само слово «коляда», установить крайне сложно. В разных частях России это слово имеет разный смысл. На севере это просто «сочельник», в деревнях Новгородской области «коляда» — подарки, получаемые на Рождество. В Белоруссии «колядовать» значит «славить Христа». А вот ученые-этнографы считают, что этим словом древние славяне называли праздник зимнего солнцеворота.

    Еще один святочный обычай — собираться всей семьей по вечерам, звать гостей (как можно больше), рассказывать сказки и загадывать загадки (как можно более сложные). Эта традиция, как и колядование, жила не только в деревнях, но и среди городского дворянства. Литературовед Ю. М. Лотман в своих комментариях к «Евгению Онегину» пишет, что было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» — гадали. Молодежь собиралась поплясать, днем — покататься на санях, поиграть в снежки. Кстати, после святок всегда было много свадеб. «В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели — к сближению суженых. Только в святочные дни юноши и девушки запросто сидят рука об руку», — писал фольклорист И. Снегирев книге «Песни русского народа».

    Самая «антиобщественная» святочная традиция — «баловство». Дети и подростки собирались по ночам большими ватагами и озорничали как могли. Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров. Еще одно развлечение — ритуальное похищение чего-либо. Похищать можно было все что угодно, но обязательно с шумом и песнями, а не тайком. В советские времена, несмотря на все запреты, нередко «похищали» колхозные трактора. Сразу же после праздников их, разумеется, возвращали на место.

    Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «flemi.ru» — Ультразвуковое обследование. Брюшная полость, голова, грудная клетка