Введение прикорма когда и что. Первый прикорм ребенка: когда и с чего начать

Мамы младенцев 3-4 месяцев часто задаются вопросом - не пора ли задуматься о введении прикорма? Время готовности малыша к знакомству с новой пищей определяется индивидуально. Оно зависит от развития, вида вскармливания, состояния здоровья, склонности к аллергии, скорости набора веса.

После четырехмесячного возраста ребенка мамы начинают задумываться о вводе прикорма

Не стоит опережать срок введения прикорма и предлагать не соответствующие возрасту продукты. После этого возможны проблемы с пищеварением, аллергические реакции, что в итоге отодвинет срок введения прикорма. Некоторые врачи настаивают на добавлении в рацион яблочного сока и каш с 3-4 месяцев. Другие наоборот рекомендуют дождаться появления первых зубов. Маме грудничка важно прислушаться к их мнению, но доверять лишь своей интуиции и выводам из наблюдений за ребенком.

Критерии готовности грудничка к прикорму

Пятимесячные дети активно познают мир и проявляют интерес ко всему, что находится на кухонном столе. Если кто-то из родителей держит ребенка на ручках на кухне, он интересуется всем – салфетками, ложками, едой. Это здоровый интерес к окружающему миру, но его не стоит воспринимать как сигнал к введению прикорма. О готовности ребенка на ГВ к новой пище свидетельствуют:

  • увеличение веса в 2 раза от того, что был при рождении (в 3 раза у недоношенных малюток);
  • малыш не наедается грудным молоком (подробнее в статье: );
  • появление первых зубов;
  • ребенок берет еду со стола, тянет в рот, пробует на вкус;
  • угасание рефлекса выталкивания языка – ребенок может жевать деснами, не испытывая рвотного рефлекса и не выталкивая еду назад;
  • детка может показать жестом, какой кусочек хочется попробовать;
  • после того как кроха попробовал взрослую пищу, у него не возникает запоров, расстройства пищеварения.

Прорезывание первых зубов - указание на готовность к прикорму

Когда стоит отложить введение прикорма?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Часть младенцев на грудном вскармливании не готова к введению прикорма в 6-месячном возрасте (рекомендуем прочитать: ). Это связано с особенностями набора веса, развития, готовности желудочно-кишечного тракта к усвоению новых продуктов. С прикормом не следует торопиться в таких ситуациях:

  • ребенок родился с помощью кесарева;
  • малютка часто болеет;
  • период вакцинации;
  • аллергические проявления;
  • патологии в развитии ЦНС;
  • низкий набор веса;
  • жаркая летняя погода, период цветения аллергенных трав.

С прикормом также не стоит спешить в период акклиматизации на новом месте жительства. В отставании от календарного плана и от сверстников нет ничего страшного. Ребенок наверстает все в свой срок. Мамочке важно продолжать кормить его грудным молоком, отслеживая прибавку в росте и весе.


В период вакцинации лучше воздержаться от дополнительных стрессов в виде новой пищи

В каком возрасте прикармливать грудничка?

К настоящему моменту действуют единые правила, разработанные ВОЗ. В них указано, что ребенок на ГВ не нуждается в допаивании и прикорме в первые 6 месяцев. До полугода не рекомендовано предлагать крохе ничего, кроме грудного молока. В некоторых случаях прикармливать малышей начинают в 7-8 месяцев и позже. Малюток на смешанном и искусственном вскармливании можно знакомить с новыми вкусами в 4-5 месяцев.

Современные схемы прикорма

Специалистами разработаны две схемы прикорма грудных детей: педиатрическая (традиционная) и педагогическая. Первая подразумевает постепенное введение определенных продуктов. Первоначально их предлагают в небольшом объеме, приводя в течение недели к возрастной норме. Этот способ помогает постепенно вытеснить грудное молоко из рациона и подготовить к переходу на общий стол.

Педагогический прикорм подразумевает получение прикорма небольшими порциями из родительской тарелки. При этом ребенок знакомится с продуктами питания, которые любят в семье. Однако основной едой к году остается смесь или грудное молоко. Большинство мам, которые стремятся поскорее перевести детей на взрослую пищу и интересуются, с какого возраста это можно сделать, выбирают педиатрический прикорм.


Педагогический прикорм позволяет ребенку пробовать блюда с родительского стола

График прикорма

Какой продукт лучше других подходит для прикорма грудного ребенка? Раньше педиатры рекомендовали мамам фруктовые соки. Однако современные исследования показали, что эти напитки тяжелы для желудочно-кишечного тракта младенцев. Врачи рекомендуют такие безопасные и питательные варианты прикорма:

  • Безглютеновые каши из гречневой и рисовой крупы. Зерно измельчают в муку и варят жидкую кашку или используют готовое детское питание, которое нужно развести водой (порцией детского молока). С каш начинают прикармливать детей, плохо набирающих вес.
  • Овощные пюре. Идеальными овощами для первого прикорма являются гипоаллергенный кабачок, картофель, цветная капуста. Пюре следует готовить без соли и иных вкусовых добавок. Это лучший вариант начального прикорма малышам, которые нормально набирают вес.
  • Кисломолочные продукты. По мнению доктора Комаровского детский кефир и творожок – самый правильный вариант первого прикорма, поскольку их состав очень похож на мамино молоко. Пищеварительная система младенцев хорошо воспринимает кисломолочные продукты. С них следует начать прикорм недоношенных малышей, аллергиков и деток, страдающих дисбактериозом.

Кисломолочные продукты могут стать отличным вариантом прикорма

Таблица ввода прикорма при ГВ

Знакомить малютку с новыми продуктами стоит в утренние часы, чтобы в течение дня проследить за его реакцией на блюдо. Первые порции не должны быть больше чайной ложки. Возможно, грудничку понравится блюдо и он будет выражать желание попробовать еще, однако не стоит предлагать больше положенного. Если введение прикорма прошло успешно, объем блюда постепенно увеличивают, заменяя им одно из кормлений. В таблице-схеме представлены виды продуктов и срок их ввода в рацион малютки на естественном вскармливании:

Возраст малыша Консистенция блюда Разрешенные продукты для прикорма Особенности подачи
6 месяцев Жидкая или консистенция сметаны. Кабачок, капуста цветная, картофель, выращенные в регионе проживания. Предлагают в виде монопюре без соли, а позже смешивают два вида овощей. Предлагают с 2-3 грамм в день, доводя до двух столовых ложек в течение недели. Внимательно следят за работой пищеварительной системы.
7 месяцев Безглютеновые несоленые каши из гречневой, рисовой, кукурузной муки. Их готовят на воде, овощном отваре, грудном молоке или адаптированной смеси. Если малыш плохо набирает в весе, каши вводят в рацион раньше овощей. Предлагают 1-2 раза в день по чайной ложке, доводя порцию в течение недели до 3 столовых ложек, а к году – 150 мл.
8 месяцев (подробнее в статье: ) Пюреобразная консистенция (размятые или обработанные в блендере продукты). Нежирное мясо: телятина, свинина, курица, кролик. Мясо отваривают, измельчают через блендер или мясорубку. Также постепенно вводят кисломолочные продукты, предназначенные для детского питания. Куриный желток (четвертинку) подмешивают в готовые блюда 1-2 раза в неделю, к году увеличивают вдвое (кормят половинкой). Мясо готовят в виде пюре, предлагают с гарниром ½ чайной ложки, доводя за неделю до 30-50 грамм. Йогурты и творожок вводят аккуратно, к годику малыш должен получать 100 г творожка или 150 грамм кефира в день.
9-11 месяцев Пюреобразная консистенция (размятые или обработанные в блендере продукты). Рыба: хек, камбала, форель, хек, треска. Куриный желток. Овсяная каша, хлеб, сухари. Рыбку вводят с 5 грамм, постепенно увеличивая до 100 грамм. Из нее готовят тефтельки, которые служат хорошим дополнением к овощному или зерновому гарниру.
12 месяцев Рубленая пища без соли и сахара. Фруктовые и овощные соки, сделанные из зеленых яблок, персиков, слив, абрикос. Первоначально однокомпонентные, затем смешанные (яблочно-морковный, яблочно-абрикосовый и другие). Первоначально предлагают ½ ч.л. сока. Порция постепенно увеличивается и к году составляет около 100 грамм.

По каким правилам предлагать прикорм?

Важно предлагать ребенку только свежеприготовленные блюда, подавая их в красивой креманке или блюдце. Не следует кормить ребенка из своей тарелки и ложки – на приборах могут быть опасные для пищеварительного тракта и полости рта бактерии. Избежать проблем с усвоением продуктов помогут такие правила:

  • для прикорма отбирают свежие экологически чистые продукты и молодые овощи;
  • новое блюдо предлагают во время завтрака или обеда перед прикладыванием к груди;
  • продукты вводят по одному, с маленьких доз, отслеживая реакцию крохи в течение 12 часов;
  • при негативной реакции блюдо отменяют;
  • постепенно объем приводят к положенному по возрасту;
  • если малышу понравится «взрослая» еда, не стоит прекращать грудное вскармливание.

После того, как малыш распробует каши, в них следует добавлять сливочное масло (около 3 грамм). Нельзя предлагать до годика грибы, экзотические фрукты, мед, чай, орехи.

Отследить время, объем и количество прикорма позволит пищевой дневник, который рекомендуется вести в течение первых трех лет жизни. В него стоит записывать сколько, когда и какие продукты кушал малыш, а также фиксировать, после чего была отмечена негативная реакция.


Экзотические и аллергенные фрукты лучше вводить после 1 года

План введения каш в 6-7 месяцев

В 6 месяцев малышу предлагают овощи или каши перед кормлением грудью, постепенно заменяя блюдом одно вскармливание. Предлагать любое блюдо следует с ложки, использование бутылочек и сосок недопустимо, как бы это ни было удобно для мамы. Если кроха плохо набирает вес, каши дают с 5-6 месяца, придерживаясь следующей схемы:

  • Предлагают каши ежедневно на завтрак, без соли и сахара. Сначала консистенция блюда должна напоминать грудное молоко, постепенно его делают более густым.
  • Первая неделя – гречневую кашу консистенции сливок предлагают на пробу в утренние часы в объеме 1 чайной ложки. Если негативная реакция не отмечается, на второй день предлагают 2-3 чайных ложки. На 4 день консистенцию делают более густой (как сметана), малыш может скушать уже 5 чайных ложек. К концу порция сметанообразной кашки должна составить 100 г в день.
  • Вторая неделя – дают рисовую кашу по той же системе, что и гречневую, или чередуют гречку и рис, доводя количество риса до 100 грамм в сутки.
  • Третья неделя – вводят кашу из кукурузной муки. График прикорма – тот же, что для риса и гречки.
  • Четвертая неделя – вводят овсяную кашку, следя за реакцией крохи. Блюдо содержит глютен (растительный белок, который переваривают не все детки).
  • Последующие недели. Блюдо из каши постепенно заменяет одно кормление молоком.

Со временем прикорм кашей заменяет полноценное кормление

План введения овощей в 6-7 месяцев

Аналогично кашам прописывают план введения овощей, тщательно отваривая их и готовя монопюре. Начинать лучше с молодого кабачка или картошки. Овощи, содержащие каротин (тыква, морковь), предлагают после 8 месяцев. При введении овощного прикорма стоит придерживаться такой схемы:

  • Первая неделя – введение в рацион кабачкового пюре. Овощ отваривают и измельчают с помощью блендера (вилки, сита). Первый день дают ½ ч.л. пюре. На второй день разрешено добавить каплю растительного масла и предложить 2-3 ч.л. перед кормлением грудью. За неделю объем прикорма нужно привести к 60 грамм.
  • Вторая неделя – присоединяют отварную цветную капусту. Сперва дают только 1 ч.л. пюре из цветной капусты и 6 ч.л. кабачкового пюре, следят за реакцией крохи. Эта порция может заменить обед, однако малютку следует допоить молоком. На второй день объем цветной капусты увеличивают до 2-3 ч.л. и докармливают 5 ч.л. кабачкового пюре. К концу недели пюре из цветной капусты вытесняет кабачок.
  • Третья неделя – введение картофеля. Вначале предлагают малышу на обед 1 ч.л. пюре из картофеля и 6 ч.л. кабачка. На второй день – 2 ч.л. картофеля и 4 ч.л. цветной капусты. К концу недели порция картофеля должна составить 7 ст.л.
  • Четвертая неделя – чередуют овощи, пробуют ввести отварную морковь. Ее предлагают от ½ чайной ложки, доводя до 2-3 ч.л. в день. Не обязательно заменять весь прикорм одним морковным пюре. Порядок введения кабачка, картофеля, цветной капусты менять нежелательно, но можно.

Морковное пюре дают на четвертой неделе прикорма

Можно ли грудничку манную кашу в качестве первого прикорма?

При низком наборе веса младенцем советские педиатры часто рекомендовали мамам грудничков начинать прикорм с жидкой манной каши. Дисциплинированные родители давали манку новорожденным чуть ли не с двух месяцев. Что же говорят по этому поводу современные доктора? Гастроэнтерологи полагают, что манку пробовать до годика нежелательно, поскольку желудочно-кишечный тракт и ферментативная система младенцев не готовы к ее перевариванию. Исключение – детки в недобором веса (им разрешено пробовать манку с 9-го месяца).

Манная каша нужна малышу, однако она препятствует усвоению кальция, необходимого для формирования костей, зубов, мышечной массы. Ее присутствие в детском меню не должно быть чаще, чем раз в 10 дней вплоть до 3-х летнего возраста. Поскольку ребятам до 2,5 лет не рекомендовано коровье и козье молоко, рецепт каши должен быть на адаптированной смеси или воде. В 1,2-1,5 годика можно использовать детское молоко, разведенное водой 1 к 1.

Малыш отказывается пробовать прикорм: как поступить?

Случается, что ребенок категорически отказывается пробовать прикорм с ложечки, выплевывает еду. Иногда он даже рвет, что вызывает серьезное беспокойство мамы. Специалисты советуют не бояться рвотных рефлексов. Они имеют функциональное происхождение и обычно возникают при затягивании периода кормления грудью.

В мире существует множество схем введения прикорма детям первого года жизни . Зависит это от национальных особенностей питания и доступности специализированного детского. Даже в нашей стране есть региональные особенности по рекомендациям от педиатров.

В этой статье будет предложен подход питерской школы педиатров пошагового введения прикорма, предложенный профессором Воронцовым И.М. с учётом современных позиций.

Шаги прикорма:

1 шаг – каша или пюре из надземных овощей

2 шаг – пюре из подземных овощей или каша

3 шаг – мясное пюре

4 шаг – масло растительное

5 шаг – кисломолочный продукт

6 шаг – сливочное масло

7 шаг – творог

8 шаг – желток яйца

9 шаг – рыбное пюре

10 шаг – фруктовое пюре

11 шаг – хлебобулочные изделия

Чтобы совершить первый шаг, ребенку необходимо быть готовым к нему.

Признаки готовности к введению первого прикорма:

  • возраст 4 месяца и старше, но оптимально с 6 месяцев
  • прибавка веса за месяц менее 500 грамм
  • проявление интереса ребёнка к другой пище, кроме грудного молока/молочной смеси
  • отсутствие выталкивания ложки языком
  • резкое увеличение двигательной активности
  • стабильное требование еды в одни и те же часы хотя бы раз в день

Наличие только одного признака готовности не является основанием для ввода прикорма. При наличии всех признаков следует начать вводить прикорм. При наличии нескольких, получить совет у педиатра.

После решения ввести прикорм следует выбрать первый продукт. Сначала определяемся с типом. Это может быть каша или овощ.

Основания для первого прикорма кашей:

  • небольшие прибавки веса
  • частые срыгивания
  • частый стул
  • беспокойный сон

Основания для первого прикорма овощами:

  • большие прибавки веса
  • редкий стул

Нецелесообразно начинать с молочных продуктов и фруктов из-за высокого риска аллергии, пищевой непереносимости и нарушений пищевого поведения.

После выбора типа продукта определяем вид и форму.

Каши для первого прикорма: гречневая, кукурузная, рисовая
Форма: жидкая, безмолочная, без добавок, гипоаллергенная
Приготовление: на грудном молоке или основной смеси

Овощи для первого прикорма: кабачок, капуста цветная, капуста брокколи, тыква
Форма: пюре без добавок, гипоаллергенное

Выберите только один продукт по типу, виду и форме. Например, гречневая гипоаллергенная каша на грудном молоке.

Согласно современным требованиям к безопасности детского питания предпочтение отдаётся специализированным продуктам: "коробкам" и "банкам" с указаниями "гипоаллергенно" и/или "для первого прикорма". Изучайте состав, чтобы ничего другого, кроме овоща или крупы не было. Тем не менее, если родители уверены в качестве и безопасности тех продуктов, что едят сами, то допустимо использовать их для приготовления детского питания в домашних условиях.

Далее выбираем время когда даем первый прикорм . Обычно это после первой прогулки или продолжительного ночного/дневного сна без кормления. Стратегически помним, что каши дают на завтрак, а овощи на обед.

Затем определяемся с посудой, нужны индивидуальные две ложки и тарелка. Помните о безопасности и приобретайте качественную детскую посуду. Не кормите детей прямо из банок и иных упаковок для детского питания. Это формирует неправильное пищевое поведение, ведь сами вы едите с тарелки. Вручите во время кормления ребенку его ложку и позвольте подражать действиям взрослых за столом. Обязательно кушайте одновременно с ребенком, чтобы он закреплял свой пищевой интерес.

Блюдо прикорма готовим непосредственно перед кормлением. Количество не больше 150 грамм. Температура должна быть не выше температуры тела, а густота такая, чтобы не стекало с ложки при наклоне. Ребёнок снимает пищу с ложки губами и само собой почти сразу глотает.

В первый день дайте одну-две ложки для оценки первичного навыка и переносимости. Затем докормите основным питанием – грудным молоком или смесью. Приготовленный прикорм не храните до завтра.

На следующий день примерно в то же время предложите съесть в два раза больше, то есть две-четыре ложки. И каждый день увеличивайте в два раза предыдущий объём порции в тарелке. Ребёнок не обязан съесть всё, мы лишь предлагаем всё большие порции новой еды.

1 - 2 - 4 - 8 - 16 - 32 - 64 ...

При вводе прикорма оцениваете следующие моменты:

1) количество срыгиваний

2) наличие изменений кожи – сыпь и/или покраснения

3) частота стула

4) вид кала

5) поведение

При появлении отклонений от привычного состояния, позвоните педиатру или обратитесь на приём, временно остановив ввод прикорма.

При достижении предлагаемого объёма 150 грамм ввод первого прикорма можно считать состоявшимся.

Очень важный момент – речь идет о предлагаемом объеме питания, а не о съедаемом. Если ребенок из 150 грамм съест несколько ложек, то не нужно пытаться заставить съесть остальное.

Если хочется разнообразить блюдо первого прикорма, то новый продукт добавляем к введенному. Например, перед гречневой кашей предлагаем 2-4 ложки рисовой. На следующий день 4-8 ложек. И так далее до объёма 150 грамм. При этом количество гречневой будет уменьшаться, чтобы не увеличивать порцию.

Если разнообразие не очень важно, а хочется чаще кормить, то переходим ко второму шагу .

Второй шаг совершается по тем же принципам, что и первый. Формируем второй приём пищи. Выбираем другое время для приема пищи и другой продукт. Если первым вводили кашу на завтрак, то вводим овощное пюре на обед. Если первым вводили овощное пюре, то вводим кашу на завтрак или пюре из подземных овощей: картофель, свекла, морковь. Обратите внимание, что подземные овощи не заменяют надземные, но вполне могут заменить кашу.

Если на момент второго шага ребенку исполняется 7 месяцев, то ему предлагаем не более 170 грамм на прием. Съедать он может как все 170, так и 10 грамм. В этом нет ничего особенного. Наша задача – предлагать прикорм, а не заставить его съедать.

Если хочется разнообразия второго приема пищи, то далее предлагаем новые каши или новые овощи из перечисленных 10 продуктов (рис, гречка, кукуруза, кабачок, капуста цветная, капуста брокколи, тыква, картофель, свекла, морковь).

Если хочется быстрее накормить мясом, то переходим к третьему шагу. Добавляем к овощному пюре на обед мясное.

Вид мяса для первого знакомства, одно из трех самых гипоаллергенных: кролик, индейка, конина
Форма подачи: мясное пюре.
Приготовление: детские консервы или самостоятельно сваренное и протертое по старинке через сито (пропущенное в современном мире через самый крутой блендер).

Количество увеличиваем очень медленно - по 1-2 ложки в день.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 ...

Доводим до соотношения к овощному 1:3. Например, если овощного пюре ребенок ест 150 грамм, то мясного можем положить не более 50 грамм.

И снова, если хотим разного мяса, то после ввода одного, пробуем следующее из перечисленной выше тройки.

Если хочется разнообразия овощей и каш, то на четвертом шаге можем вполне этим заняться. Добавка растительного масла как раз производится вместе с вводом новых каш и овощей для формирования третьего приёма пищи. Масло выбираем то, которое любят папа с мамой. Подсолнечное, оливковое или рапсовое – не важно. Количество – не более чайной ложки на порцию каши или овощного пюре.

Напоминаю, что к этому шагу у нас есть завтрак и обед. Теперь можно озадачиться ужином. Принцип выбора всё тот же, что и для первого прикорма. Если ребёнку к этому шагу исполнилось 8 месяцев, то можем предлагать злаковые каши: овсянка, пшеничная, перловая. Если ещё не исполнилось, то пшенка. Из овощей можем предлагать помидоры, огурцы, сладкий перец, капусту белокочанную или брюссельскую.

С 8 месяцев в тарелку можно положить уже до 180 грамм овощей/каши. И это уже не пюре и жидкие каши, а блендированные овощи и густые каши для формирования начала жевания. А на обед варить суп с кусочками разваренных овощей и с добавкой нового мяса: свинина нежирная или мясо поросенка, говядина, курица.

С этого момента ребенок знакомится с аллергенными в нашем регионе продуктами и готов к пятому шагу. Это время кисломолочного прикорма .

Для детей на искусственном вскармливании это может быть кисломолочная смесь. Ребенок должен быть не младше 8 месяцев и учиться пить из чашки/поильника для ввода кефира или йогурта. Обычно эти продукты предлагаются на полдник или второй ужин в зависимости от режима конкретного ребенка.

Молочные продукты можно покупать готовые или готовить сами с помощью заквасок.

Помним, что начинаем с 1-2 чайных ложек и увеличиваем каждый день в два раза как каши/овощи. Количество конечного предлагаемого жидкого кисломолочного продукта не должно быть более 200 мл.

Если молочный прикорм прошёл без аллергии, то можем каши готовить на молоке и добавить сливочное масло, не более чайной ложки на порцию 200 грамм с 9 месяцев. Это шестой шаг, на котором можно пробовать новые каши и их сочетания. Или шагать дальше.

Седьмой шаг знакомит ребёнка с творогом . Покупаем в магазине детский или готовим сами с помощью заквасок. Такие можно давать ежедневно. Осаждённый хлоридом кальция или покупной, без маркировки «детский» из магазина, можем давать через один-два дня.

Время для творога – второй завтрак или полдник. Увеличиваем так же медленно, как мясо – по 1-2 чайных ложки в день. Максимальное количество предлагаемого – не более 50 грамм. А съедаемого, как и всегда, по аппетиту малыша.

На восьмом шаге вводим ещё один аллергенный продукт – желток яйца . Используем те, что ест семья – куриное или перепелиное, а может индюшки или цесарки – не имеет значения. Начинаем с 1/4 куриного (индюшки, цесарки) или 1/2 перепелиного. Добавляем к готовым блюдам из овощей или просто вприкуску на обед. Давать можно ежедневно в течение 10-14 дней, оценивая реакцию. Если она не возникла, то можно либо расширять ассортимент каш, овощей, мяса, либо шагать дальше.

Девятый шаг знакомит с рыбой . Если семья её не ест, то можно и пропустить. Если ест, выбираем сначала белую и даём вместо мясного пюре два раза в неделю. Соотношение к овощам 1:4. То есть, если овощей едим уже 200 грамм с 9 месяцев, то рыбы можно положить не более 50 грамм.

Не требуется медленного увеличения продукта, так как реакции не зависят от количества, а организм после ввода мяса рыбу переварит уже хорошо. Если реакции за две недели знакомства не возникло, то можно предложить красную в следующие две недели. Или шагать дальше.

Десятый шаг – фрукты . Да, время для них пришло только сейчас, поскольку это самый вкусный продукт. А вкусное даётся на десерт или второй завтрак. Для первого знакомства выбираем: яблоко, грушу, банан.Количество с 1-2 чайных ложек, но после уже введенных блюд прикорма, увеличивая ежедневно в два раза.

Форма: пюре, протертые фрукты, ниблер, компот.
Время для того чтобы предложить ребенку фрукты: второй завтрак, как десерт на обед или ужин, полдник с творогом.

1 - 2 - 4 - 8 - 16 - 32 ...

Максимальное количество на прием определяется количеством месяцев, умноженным на десять. То есть, в 9 месяцев это 90 мл компота или 90 грамм пюре. Число приемов в пищу фруктов может доходить и до пяти, но не вместо каши, овощей, мяса и молочного, а именно в качестве десерта.

Не стоит использовать компоты в качестве питья между приемами пищи. Не нужно использовать фрукты в качестве перекуса между приемами пищи. Содержащиеся в них простые сахара меняют пищевое поведение детей, а так же угрожают развитием кариеса.

На текущий момент признано нецелесообразным использование в питании детей первого года жизни фруктовых соков. В качестве питья между основными приемами пищи используйте воду или просто дайте грудь.

На ввод одного фрукта 7-10 дней, затем предлагаем следующий, если хотим разнообразия. Можно уже предлагать фрукты кусочками для формирования навыков откусывания и продолжения жевания. Или шагаем дальше.

Одиннадцатый шаг знакомит с последним аллергеном и самым распространенным продуктом в нашем регионе – пшеницей . Выбор здесь огромный, но сначала предложим хлебобулочное изделие в качестве добавки к нашим пяти приемам пищи: хлеб, сухари, сушки, простое печенье. Количество не более 5-10 грамм на прием. Число приемов тоже может доходить и до пяти.

Реакцию оцениваем две недели, затем можем разнообразить или начать вводить все остальные изделия из пшеницы, которые любят папа с мамой.

На этом шаги прикорма заканчиваются и все новые продукты просто добавляются к имеющимся один раз в 7-10 дней.

Ребенок питается по режиму

завтрак: молочная каша+масло+компот

2 завтрак: фрукты и йогурт/кефир

обед: овощи+мясо+масло+желток+хлеб+/-компот

полдник: фрукты и творог+сушка/печенье

ужин: овощи+/-рыба +хлеб+/-фрукты

Ребенок продолжает получать грудное молоко так, как удобно маме. На искусственном вскармливании происходит полная замена бутылочки и перевод на питье смеси из чашки.

Все возникающие проблемы питания обсудите с Вашим педиатром.

Введение прикорма. Как сделать все правильно, чтобы не навредить здоровью младенца?

Спасибо

Введение прикорма в рацион малыша – это достаточно ответственный момент, который пугает практически всех молодых мамочек. Прикорм – это питание , которое начинают вводить малышам примерно с 5 – 6 месяца их жизни. Данное питание может быть дополнением как к грудному, так и к искусственному вскармливанию. Прикорм в этом возрасте действительно нужен, так как он помогает обогатить растущий организм всеми необходимыми питательными компонентами, особенно углеводами, белками и жирами. Первые двенадцать месяцев жизни грудного ребенка являются самыми главными, так как именно в этот промежуток времени формируются основы общего состояния здоровья, в том числе и иммунной системы. Учитывая данный факт, каждый родитель обязан обеспечить своего малыша правильным питанием.
Как же сделать все правильно, чтобы не навредить здоровью младенца?

Каковы основные причины введения прикорма?

Прежде всего, это необходимость дополнительного введения в растущий организм как минеральных веществ, так и витаминов , микроэлементов, а также энергии. Помимо этого новые продукты питания способствуют развитию жевательного аппарата и всей пищеварительной системы, при этом развивая еще и моторную функцию кишечника. Прикорм способствует развитию и совершенно новых вкусовых качеств.

Прикорм и формирование вкуса:

Вкус относят к категории самых важных ощущений, которым свойственно вызывать исключительно положительные эмоции. Все продукты питания, которые будут вводиться в рацион малыша, должны быть здоровыми, вкусными и разнообразными. Сладостей в меню должно быть как можно меньше, так как именно сладкие блюда являются предрасполагающим фактором к развитию аллергических реакций, кариеса зубов, ожирения и других патологических состояний. Помните о том, что малышу не так уж просто привыкнуть к новым вкусам, именно поэтому он может и не совсем охотно есть те или иные предлагаемые ему продукты. Наберитесь терпения, еще несколько попыток и ребенок обязательно полюбит новое блюдо.

Каковы признаки готовности ребенка к введению новых продуктов?

1. Ребенку исполнилось 6 месяцев;
2. Он уверенно сидит без поддержки;
3. Вес от рождения увеличился в 2 раза;
4. Малыш проявляет интерес к пище, которую Вы употребляете;
5. У него отмечается угасание выталкивающего рефлекса (пропадает срыгивание );
6. Ребенок чаще прикладывается к груди;
7. Он самостоятельно вертит головкой и отворачивается от ложки в случае, если тот или иной продукт не пришелся ему по вкусу;
8. Он совершенно здоров.

Примерная схема введения прикорма:

Наименование продуктов и блюд 4 месяца 5 месяцев 6 месяцев 7 месяцев 8 месяцев 9 месяцев 9 - 12 месяцев
Фруктовые соки (мл) 5 - 30 40 - 50 50 - 60 60 70 80 90 - 100
Фруктовое пюре (мл) не раньше, чем через 14 дней после введения сока 5 - 30 40 - 50 50 - 60 60 70 80 90 - 100
Творог (г) 10 - 30 40 40 40 50
Желток (шт.) 0,25 0,5 0,5 0,5
Овощное пюре (г) 5 - 100 150 150 170 180 200
Каша (г) 5 - 100 150 150 180 200
Мясное пюре (г) 5 - 30 50 60 - 70
Кефир и другие кисломолочные продукты либо цельное молоко (мл) 100 200
Рыбное пюре (г) 5 – 30 - 60
Пшеничный хлеб (г) 3 - 5 5 5 10 - 15
Печенье, сухари (г) 3 - 5 5 5 10 - 15
Растительное масло (г) 1 - 3 3 3 5 5 6
Сливочное масло (г) 1 - 4 4 4 5 6

Метаболические и физиологические особенности детского организма, определяющие сроки введения новых продуктов:

1. Снижение чрезмерной проницаемости слизистой оболочки кишечника - 3 месяца;
2. Созревание процессов местного иммунитета в области кишечника – 3 - 4 месяца;
3. Созревание ферментативных процессов всасывания, а также переваривания пищи:
  • усиление выработки пепсина и некоторых других ферментов – 3 - 4 месяца;
  • снижение рН (концентрации ) желудочного сока, а также усиление выработки соляной кислоты – 3 месяца;
  • усиление активности амилазы (фермента, которому свойственно расщеплять углеводы ) - с 2 - 3 месяцев до 12 месяцев;
4. Созревание всех рефлекторных механизмов, которые отвечают за проглатывание полужидкой и твердой пищи – 4 - 5 месяцев.

Ранний и поздний прикорм:

Ранее введение новых продуктов – это прямой путь к развитию аллергических реакций. Помимо этого в таких случаях у ребенка может возникнуть и непереносимость тех или иных продуктов питания. Чрезмерное количество жира и углеводов в ежедневном меню может привести к развитию ожирения.
Позднее введение новых продуктов – это в свою очередь прямой путь к отставанию как в психическом, так и в физическом развитии. Кроме этого у малыша может развиться белково-калорийная недостаточность. Очень важно обратить внимание и на состав меню. Однообразный рацион повышает риск развития весьма разнообразных дефицитных состояний. В список таких состояний можно занести железодефицитную анемию , гиповитаминоз, рахит , а также гипотрофию.

Железодефицитная анемия – это синдром, сопровождающийся нарушением выработки гемоглобина из-за недостатка железа.

Гиповитаминоз представляет собой состояние, которое возникает при нарушении соответствия между расходованием витаминов и их поступлением в организм.

Под понятием «рахит » скрывается заболевание грудного и раннего возраста, которое характеризуется нарушением формирования костей вследствие дефицита витамина D .

Гипотрофия представляет собой расстройство питания, которое характеризуется той или иной степенью дефицита общей массы тела.
Позднее введение прикорма нередко влияет и на формирование далеко не самых правильных пищевых привычек в будущем.

Пять заповедей первого прикорма от доктора Комаровского:

  • не нужно использовать опыт бабушек;
  • не стоит торопиться;
  • нет разнообразию;
  • не нужно увлекаться количеством;
  • нет насилию.

Правила введения прикорма:

1. Дополнительную пищу можно вводить только тогда, когда ребенок полностью здоров;
2. Прикорм следует давать исключительно перед кормлением грудью ;
3. Все блюда прикорма должны быть гомогенными (однородными ) по своей консистенции, чтобы у ребенка была возможность проглатывать их без затруднений;
4. Все блюда нужно давать в теплом виде с использованием ложечки, во время приема пищи ребенок должен находиться в сидячем положении;
5. Ни в коем случае нельзя 2 раза в день давать один и тот же вид прикорма;
6. Все продукты нужно вводить постепенно согласно имеющейся последовательности, другой вид прикорма можно вводить только тогда, когда произойдет полная адаптация (привыкание ) к предыдущему продукту;
7. Во время введения нового продукта следует внимательно отслеживать любые изменения стула, в случае если никаких его изменений не наблюдается, тогда уже на следующий день увеличьте количество предлагаемого блюда;
8. Категорически запрещено вводить в рацион новые продукты в случае, если Вы готовите ребенка к какой-либо профилактической прививке;
9. Первоначально овощные либо фруктовые пюре должны состоять из одного единственного вида овощей либо фруктов, лучше всего на первых парах остановить свой выбор на картофеле и кабачках, так как именно этим продуктам не свойственно вызывать аллергических реакций и метеоризма ;
10. Если Вы решили покормить ребенка кашей, проследите за тем, чтобы она состояла из безглютеновых злаков, а именно из кукурузной либо гречневой муки или риса ;
11. Творог категорически запрещено вводить в рацион малыша, если ему еще нет полугода;
12. Сырые овощи и фрукты можно давать только в 7 – 8 месяцев;
13. Ни в коем случае не давайте до года бульоны, так как в их состав входит достаточно большое количество пуриновых оснований (органических природных соединений ), которым свойственно оказывать отрицательное воздействие на работу не до конца созревших почек ;
14. Если Вы решили приготовить суп-пюре, тогда в качестве основы используйте овощной отвар;
15. Будьте аккуратны с кефиром, так как данный продукт может спровоцировать нарушение кислотно-щелочного баланса;
16. Детям в возрасте 9 месяцев рыбу и мясо следует давать не чаще 2 раз в неделю, причем лучше всего остановить свой выбор на нежирных сортах;
17. В промежутках между приемами пищи можно давать фруктовые соки, но без сахара.
18. Сыр разрешается вводить в меню только с 1 года.

Когда нельзя вводить прикорм?

1. ребенок болен;
2. у него наблюдается расстройство кишечника ;
3. недавно ему была поставлена профилактическая прививка либо он к ней готовится;
4. отмечается повышенная температура тела.

Фруктовые и овощные соки:

Как овощные, так и фруктовые соки относятся к категории обучающего прикорма, так как им присуща жидкая консистенция, напоминающая грудное молоко. Сок способствует обогащению организма младенца микроэлементами, минеральными компонентами и витамином С . Помимо этого он удовлетворяет потребности детского организма в воде. Все соки подразделяются на монокомпонентные и поликомпонентные. Под монокомпонентными соками подразумеваются соки, в состав которых входит только 1 овощ либо фрукт. Так, к примеру, это может быть яблочный, морковный либо сливовый сок. Поликомпонентные соки содержат в своем составе 2 либо больше видов овощей или фруктов. Поликомпонентные соки могут состоять из яблока и тыквы или из черной смородины , яблока и банана. Вне всякого сомнения, такие соки намного полезнее, однако их введение особенно опасно, так как в случае развития аллергической реакции родители не будут знать, на какой именно компонент она возникла.

Соки могут быть осветленными либо с мякотью. Наибольшее количество соков, которые предназначены непосредственно для младенцев, являются осветленными. Если же говорить о соках с мякотью, то в их составе имеются так называемые пищевые волокна, которым свойственно оказывать стимулирующее воздействие на двигательную функцию кишечника. В итоге, о себе могут дать знать нарушения стула, обусловленные неполным созреванием слизистой оболочки кишечника. Учитывая данный факт, специалисты рекомендуют вводить такие соки в более поздний период жизни. В большинстве случаев соки состоят только из натуральных углеводов. Сахар в их составе встречается редко. Введение сока рекомендуется начинать с 0,5 чайной ложечки. В течение 5 – 7 дней его общее количество можно увеличить до 30 – 40 миллилитров.

Яблочный сок – самый первый обучающий прикорм. Очень важно, чтобы сок был изготовлен из зеленых сортов яблок. Более того, в его составе не должно быть сахара. Так как в составе яблочного сока имеется большое количество органических кислот и натуральных углеводов, его употребление повышает аппетит, а также усиливает выработку пищеварительных соков.

Грушевый сок – «кладовая» фолиевой кислоты, которая принимает неотъемлемое участие в процессе кроветворения. Помимо этого в данном соке отмечается скопление фосфора, клетчатки, кальция, магния и кобальта. Его употребление позволяет улучшить перистальтику (сокращение стенок ) кишечника, а также избавляет от тех или иных нарушений процесса пищеварения.

Морковно-абрикосовый сок – содержит в своем составе огромное количество пектина, пищевых волокон и клетчатки. Особенно полезен данный сок для всех тех малышей, которые страдают от запоров , так как ему свойственно усиливать рост полезной микрофлоры кишечника. Кроме этого он ведет борьбу с различными патологиями кожного покрова, усиливает выделение желчи, уменьшает количество холестерина . Морковно-абрикосовый сок следует давать на голодный желудок .

Черносливовый сок – наделен целым рядом полезных свойств за счет наличия в нем пищевых волокон и пектина. Такой сок рекомендуется давать при ослабленной иммунной системе, а также при склонности к запорам.

Плодоовощное пюре:

Фруктовые пюре принято считать вторым видом прикорма, который рекомендуется вводить в меню малыша только через 2 недели после сока. Современные специалисты выделяют 3 вида такого пюре, а именно гомогенизированное, пюреобразное и крупноизмельченное. Гомогенизированное пюре предназначено для детей, возраст которых варьирует в пределах от 3,5 до 5 месяцев. Пюреобразное пюре можно давать с 6 до 8 месяцев, а вот крупноизмельченное пюре предназначено для детей от 9 до 12 месяцев. Суточное количество такого пюре равняется возрасту ребенка в месяцах умноженному на 10. Всем фруктовым и плодоовощным пюре присуща более плотная консистенция, так как в их составе имеются еще и растительные волокна, принимающие участие в регулировании двигательной функции кишечника.

Пюре из черники – подойдет для всех малышей без исключения. Данной ягоде присуще достаточно мощное противовоспалительное и дезинфицирующее действие. В ее составе имеется как марганец, так и дубильное вещество под названием танин, провитамин А , ароматические кислоты, углеводы и многие другие компоненты. Чернике свойственно улучшать зрение, повышать аппетит, улучшать работу головного мозга, регулировать кроветворение, а также обеспечивать организм необходимым количеством энергии.

Пюре из брокколи – обогащено бета - каротином и различными витаминами, преимущественно витамином С . Введение данного продукта в рацион поможет улучшить работу сердечно-сосудистой системы, а также предупредить развитие железодефицитной анемии. Регулярное употребление такого пюре способствует очищению организма от холестерина и улучшению обменных процессов в печени . Брокколи является великолепным средством профилактики и атеросклероза .

Морковное пюре – оказывает весьма благоприятное воздействие в самую первую очередь на желчевыделительную деятельность. Кроме этого моркови присуще бактерицидное и антиоксидантное свойство. Данный овощ нормализует эпителизацию (образование эпителия в пораженных участках ) слизистой оболочки кишечника и способствует его опорожнению. Особенно полезно давать морковное пюре всем тем малышам, у которых отмечается достаточно низкий темп роста. Морковное пюре принято считать прекрасным средством профилактики респираторных патологий, а также рецидивирующих (часто повторяющихся ) бронхитов .

Пюре из цветной капусты – обладает высокой пищевой ценностью. В составе данного пюре отмечается скопление большого количества минеральных солей, витаминов, растительной клетчатки, а также микроэлементов.

Злаковый прикорм:

Злаковый прикорм, то есть каши принято считать традиционным видом прикорма, который необходимо вводить в рацион ближе к 6 месяцам. Крупы обогащены большим количеством углеводов, которые снабжают растущий организм необходимой ему энергией. Кроме этого в состав круп входят микроэлементы, белки растительного происхождения и витамины группы В , которым свойственно оказывать стимулирующее воздействие на работу желудочно-кишечного тракта. Отметим, что кашам в виде порошка, в отличие от сухих молочных каш, присущ целый ряд преимуществ, а именно:
  • безопасность потребления;
  • гарантированный химический состав;
  • наличие большого количества микроэлементов и витаминов.
Впервые ребенку можно дать не более 1 чайной ложечки каши. Очень важно, чтобы это была безглютеновая каша, то есть в ее составе не должно быть белка клейковины, который может спровоцировать развитие глютеновой энтеропатии, состояния, сопровождающегося такими признаками как увеличение объема живота, плохая прибавка в весе и жидкий стул. К числу безглютеновых каш можно отнести кукурузную, гречневую, а также рисовую крупу.

Готовим каши сами:

Чтобы приготовить кашу самостоятельно, следует для начала тщательно перебрать и промыть крупу, после чего измельчить ее в кофемолке. Заливаем полученную муку холодной водой и оставляем вариться, периодически перемешивая. Чтобы улучшить вкус каши, а также повысить ее питательные свойства, прямо перед кормлением добавляем в нее около 20 – 30 миллилитров адаптированной молочной смеси либо сцеженного грудного молока. После этого кашу выливаем в тарелку и даем ей остыть. Что касается соли и сахара, то их в кашу лучше всего не добавлять, особенно если ребенку еще нет года. Со временем в кашу можно будет добавить и сливочное масло.

Кисломолочные продукты:

В составе кисломолочных продуктов содержится большое количество фосфора, кальция, рибофлавина и белка. Всем этим продуктам свойственно подавлять рост патогенных (болезнетворных ) микроорганизмов. Они являются и прекрасным средством профилактики аллергических реакций, злокачественных новообразований, атеросклероза и желудочно-кишечных патологий. Особенно полезными для детского организма являются кефир, йогурт и твердые сорта сыра.
Использование кисломолочных продуктов помогает:
  • улучшить перистальтику кишечника;
  • снизить количество холестерина;
  • улучшить усвоение белков, жиров и молочного сахара;
  • усилить секреторную активность пищеварительных желез.

Мясной прикорм:

Мясо – это универсальный продукт, однако его можно вводить в рацион малыша только после того, как его желудочно-кишечный тракт полностью сформируется. Именно мясо является главным поставщиком полноценных белков животного происхождения, которые так необходимы для образования эритроцитов. Под эритроцитами скрываются красные кровяные тельца, которым свойственно повышать уровень гемоглобина. Имеются в мясе и экстрактивные (органические ) компоненты, необходимые для стимуляции пищеварительной функции.

Коровье молоко в питании малышей:

Молоко в виде дополнительного продукта питания в раннем возрасте вводить запрещено, так как оно может вызвать развитие кишечных кровотечений с последующим образованием железодефицитной анемии, то есть микроцитарной анемии, возникающей в результате сильного уменьшения запасов железа в организме. У малышей, употребляющих цельное молоко, может развиться и непереносимость его белков.

Яйцо в качестве прикорма:

Яйцам присуща достаточно высокая биологическая ценность, обусловленная наличием в них большого количества аминокислот, липидов, железа, а также насыщенных и полиненасыщенных жирных кислот. Все эти компоненты играют важную роль как в физическом, так и в психическом развитии младенца. Помимо этого они улучшают потребление белков животного происхождения. Перед употреблением очень важно подвергнуть яйца тщательной термообработке, дабы защитить малыша от отравления сальмонеллой .

Рыба и морепродукты:

Рыба и морепродукты – это одни из основных источников полноценных белков и аминокислот. Помимо этого в данных продуктах имеются полиненасыщенные жирные кислоты, оказывающие благоприятное воздействие на развитие центральной нервной системы. Содержатся в них и такие микроэлементы как цинк и железо. В морской рыбе очень много йода .

Что нужно знать маме при приготовлении сока в домашних условиях:

  • соблюдаем все правила личной гигиены (хорошо вымытые руки, короткие ногти, на голове косынка );
  • посуда, предназначенная для приготовления сока, для других целей использоваться не должна;
  • перед приготовлением сока кастрюлю, а также другую необходимую посуду следует вымыть в горячей содовой воде с использованием щетки, затем посуду нужно прокипятить в течение 10 минут;
  • содовую воду используем и для мытья бутылочки для сока, после чего кипятим бутылочку в течение 10 минут;
  • сразу же после кипячения бутылочку рекомендуется закрыть плотной пробкой, изготовленной из стерильной ваты;
  • хранить посуду, предназначенную для приготовления сока, следует в отдельной чистой и закрытой емкости;
  • щетки, применяемые для мытья посуды, следует мыть в содовой воде, после чего кипятим и тщательно сушим их;
  • приготовленный сок следует давать младенцу сразу же после приготовления. Летом его можно хранить не более 120 минут, а вот зимой - не более 240 минут.

Можно ли кормить ребенка киселем?

Специалисты не рекомендуют давать младенцам кисели, дабы не спровоцировать перекорм. Как фрукты, так и ягоды лучше всего давать в свежем либо консервированном виде, так как во время варки они утрачивают наибольшее количество витаминов и минеральных веществ.

Каким образом можно научить ребенка кусать?

В таких случаях на помощь приходит яблоко. Возьмите небольшое яблоко, очистите его от кожуры и вложите в руку малыша. Очень важно, чтобы яблоко было целым, так как в таком виде от него не отламываются кусочки. Ребенок поначалу будет скоблить его зубами, а затем начнет откусывать по кусочку.

Нужно ли перед едой мыть ребенку руки?

Да, нужно. Все дело не только в гигиене, но и в том, что вода является очень сильным раздражителем нервных окончаний кожного покрова. Раздражение таких окончаний повышает аппетит и усиливает выработку активных пищеварительных соков.

Прикорм и дисбактериоз:

Дисбактериоз представляет собой нарушение нормального соотношения микрофлоры в организме, вследствие чего возникает нарушение как всасывания, так и усвоения питательных компонентов. У детей, страдающих от дисбактериоза, чаще всего наблюдаются различные нарушения нормальной работы желудочно-кишечного тракта, именно поэтому вводить им прикорм следует крайне осторожно, что поможет избежать фатального (опасного для жизни ) недостатка витаминов и питательных компонентов. Осторожное введение новых продуктов поможет избежать развития и диатезов , а также атопического дерматита (хронического заболевания, которое возникает у детей с генетической предрасположенностью к аллергическим патологиям ).

Введение прикорма при атопическом дерматите:

Если диагноз «атопический дерматит» уже поставлен, тогда новые продукты разрешается вводить только тогда, когда на коже нет свежих элементов сыпи. Таким детям новую пищу можно вводить не раньше 6 месяцев. Самый первый прикорм должен состоять из овощного пюре, лучше всего остановить свой выбор на пюре из кабачков либо цветной капусты. Первоначально можно дать не более четверти чайной ложки прикорма. Общее правило таково: 1 продукт в 7 - 10 дней. Очень важно завести и специальный пищевой дневник, в который нужно будет вписывать все продукты питания, вызывающие обострение данного недуга. В случае возникновения очень сильных реакций со стороны кожного покрова, следует получить консультацию специалиста , который пропишет необходимое местное и системное лечение.

Введение прикорма при лактазной недостаточности:

Лактазная недостаточность представляет собой врожденное либо приобретенное патологическое состояние, сопровождающееся недостатком или полным отсутствием фермента лактазы, который отвечает за расщепление молочного сахара. Организмы таких детей не в состоянии усваивать молоко.
Основными симптомами лактазной недостаточности являются:
  • метеоризм (чрезмерное образование газов в кишечнике);
  • понос после употребления молока;
  • недостаточная прибавка в весе;
  • признаки обезвоживания организма.
Употребление цельного молока в таких случаях необходимо снизить до минимума, заменив его кисломолочными продуктами, сырами и маслом. Каши и овощные пюре следует готовить на безлактозных основах. Соки в рацион вводятся только после 6 месяцев. Если же ребенок находится на грудном вскармливании , тогда ему прописывают специальные медикаменты, которым свойственно расщеплять лактозу.

Введение прикорма недоношенным детям:

Недоношенные дети особенно сильно нуждаются в витаминах и питательных компонентах, именно поэтому им прикорм следует вводить намного раньше, нежели всем остальным малышам. Так, к примеру, овощные и фруктовые соки вводят им в возрасте от 1 до 3 месяцев. Первоначально сока должно быть не более 5 капель. Давать сок недоношенному ребенку следует после еды. Что касается свекольного, клубничного и земляничного соков, то их категорически запрещено давать на протяжении всех первых 12 месяцев жизни. Все дело в том, что эти соки наделены достаточно мощным аллергенным действием. Фруктовые пюре вводятся таким малышам в возрасте 2 месяцев. Уже в 3 месяца им можно начать давать яичный желток. В этот же период нужно начать вводить и творог. Каши вводят в рацион с 4 месяцев. Чтобы предупредить развитие анемии, мясо следует начать вводить уже с 5 месяца. В 8 месяцев малыша можно порадовать несладким печеньем, хлебом, овощным супом либо мясным бульоном.

Что делать, если прикорм стал причиной запора?

Неправильное введение прикорма опасно не только возникновением высыпаний на коже. Довольно часто новые продукты питания становятся причиной развития и запора, который очень вреден для растущего организма. У малышей запор возникает в виде обратной реакции на тот или иной новый продукт. Таким образом, организм показывает, что он не в состоянии справиться с новым для него продуктом. Если Вы заметили, что Вашего малыша начали мучить запоры, тогда для начала измените режим введения новых продуктов. Новую пищу таким детям можно начать давать не раньше 6 месяцев, причем это должны быть специальные продукты промышленного приготовления в виде пюре. Такие пюре намного безопаснее для детского кишечника. Что касается домашних блюд, то их можно использовать не раньше 8 месяцев. Справиться с запором поможет и массаж живота, который нужно проводить 3 - 4 раза в день продолжительностью в 10 минут. Чтобы укрепить мышцы брюшной стенки и улучшить работу кишечника, как можно чаще кладите малыша на живот.
Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Новорожденному ребенку для роста и развития вполне хватает материнского молока, но приходит время, когда этого становится недостаточно и в его рацион нужно добавлять новые продукты. Существуют специальные правила введения прикорма, которые помогают сделать это наиболее безопасно и легко для малыша.

Основные правила прикорма грудных детей

К основным правилам прикорма грудных детей можно отнести:

  1. Вводить новый продукт можно только здоровому малышу, если у него не наблюдается никаких нарушений. Поэтому новые прикормы не вводят при простуде, в период прорезывания зубов, при нарушении стула, в дни проведения плановых прививок и прочих подобных ситуациях.
  2. Впервые новый продукт стоить дать ребенку во второе за день кормление.
  3. Нужно обязательно следить за температурой и консистенцией прикорма. Он должен быть приятно теплым и полужидким.
  4. Кормление обычно начинают с нового продукта и только после него дают смесь или грудь.
  5. Одновременно нельзя вводить более одного продукта. Каждый следующий можно добавлять только после того, как ребенок уже привык к предыдущему. Изначально для первых прикормов этот срок составляет не менее 10-15 дней.
  6. Новый продукт желательно давать с ложки, так малышу легче ощутить и привыкнуть к его вкусу.
  7. Первая порция нового прикорма должна быть очень маленькой – не более 1 ложечки. Затем постепенно разовую порцию увеличивают, доводя ее до подходящей по возрасту.
  8. В день нежелательно давать ребенку дважды прикорм одного вида.
  9. Обязательно при введении нового продукта нужно следить за возможной реакцией малыша на него – появлением сыпи, нарушением стула, настроением ребенка и прочим.
  10. Нельзя оставлять прикорм на следующее кормление. Каждый раз ребенок должен есть свежее, только что приготовленное блюдо. Если используются покупные продукты в баночке, то ее нужно открывать непосредственно перед кормлением.

Правила введения прикорма

Правила первого прикорма

По правилам первого прикорма наиболее подходящим для этого возрастом считается 4-6 месяцев. При этом детям на естественном вскармливании обычно вводят прикорм несколько позднее к полугодовалому возрасту, а искусственникам – к 4-5 месяцам. К этому возрасту у малыша значительно возрастает потребность в полезных вещества и калориях, и молоко матери уже не способно ее перекрыть. Кроме того, пищеварительная система ребенка должна подготовиться к перевариванию более плотной пищи, а это занимает довольно много времени. В любом случае сроки введения первого прикорма лучше обговорить с участковым педиатром.

Лучше всего для первого прикорма ребенка подходят каши и овощное пюре. При этом при принятии выбора большую роль играет вес ребенка и соответствие его возрастным нормам. Так, детей с недостатком веса рекомендуется начинать прикармливать кашами, а малышей с избыточным или нормальным весом – овощными пюре.

Прикорм должен вводиться постепенно, начиная с 0,5-1 маленькой ложки, постепенно увеличивая разовую порцию. Следующий продукт вводят только после того, как малыш привык к первому, а на это может уйти до нескольких недель.

  1. Возраст 6 месяцев. В рацион вводят один вид прикорма. Чаще всего, это овощное пюре, в некоторых случаях может быть каша. Из овощей для приготовления пюре лучше всего подходят кабачок и цветная капуста. Допускается добавить в блюдо пару капель растительного масла. Разовая порция постепенно увеличивается до 150-200 г и заменяет одно кормление грудью или смесью.
  2. Возраст 7 месяцев. Если в полгода малышу ввели в рацион овощное пюре, то в 7 месяцев вводят кашу и наоборот. Первые каши должны быть достаточно жидкими и безглютеновыми. Для прикорма подходят гречневая, рисовая и кукурузная каши. Можно купить специальные готовые каши или сварить их дома самостоятельно, в этом случае крупу измельчают с помощью кофемолки. В этом же возрасте можно предложить ребенку желток перепелиного или куриного яйца. При этом первая порция должна быть микроскопической, так как яйцо может вызвать аллергию.
  3. Возраст 8 месяцев. Вводятся в рацион фрукты в виде пюре и кисломолочные продукты, такие как натуральные йогурты без добавок, творог и кефир. Первая порция творога составляет – 1 ч.л., а йогурта и кефира – около 20 мл. К году это количество доводиться до 50 г и 100-150 мл соответственно. Вводить фруктовое пюре начинают с чайной ложки и доводят постепенно до 100-150 г.
  4. Возраст 9 месяцев. Вводят мясное пюре. При этом если малыш категорически отказывается от него, то настаивать не стоит, лучше ввести его несколько позже. Лучшими видами мяса для введения прикорма считаются – крольчатина, индейка и телятина.
  5. Возраст 10 месяцев. В 10 месяцев в рационе появляется рыба. С ней также стоит быть осторожным, так как она может стать причиной аллергической реакции. Начинают знакомство с рыбой с белых нежирных сортов, например, с трески или хека.
  6. Возраст 11 месяцев. В рацион ребенка постепенно добавляют разные продукты. В это время у малыша уже появляется несколько зубов, поэтому можно не перетирать пищу, а нарезать ее мелкими кусками. Вместо мясного пюре допускается давать ребенку паровую котлету или фрикадельки. Такой рацион научит малыша жевать.
  7. Возраст 12 месяцев. Переводить ребенка к году на общий стол не стоит, но его ежедневное меню должно быть разнообразным и сбалансированным, включающим все виды разрешенных в этом возрасте продуктов.

Правила прикорма при грудном вскармливании

Правила прикорма при грудном вскармливании предполагают начало введения новых продуктов не раньше, чем в 6 месяцев. При этом важно вводить прикорм таким образом, чтобы ребенок не отказался от груди. Для этого не стоит давать ему жидкие каши и другие продукты из бутылочки, лучше сделать это с помощью ложки. Начинают кормление с нового продукта, при этом желательно, чтобы ребенок сидел. После того как малыш съел прикорм, ему дают грудь. Если малыш отказывается от новой еды, не нужно настаивать, лучше предложить прикорм позже, когда он будет голоден.

Правила прикорма при искусственном вскармливании

Как правило, прикорм при искусственном вскармливании вводят раньше, чем при естественном. Нередко ребенка начинают прикармливать уже с 4-5 месяцев. Можно выделить следующие правила прикорма при искусственном вскармливании:

  • прикорм не начинают раньше, чем малышу исполнится 4 месяца;
  • введение нового продукта и сроки проведения прививок не должны совпадать;
  • новые продукты должны быть перетертыми до полной однородности;
  • прикорм вводят в первой половине дня;
  • искусственникам можно давать новые продукты как из ложки, так и из бутылочки;
  • при отказе ребенка от прикорма, нельзя кормить его силой.

Многие мамочки (как, впрочем, и педиатры) находятся в плену старых рекомендаций — начинать прикорм с соков.
На сегодняшний день мнения ведущих специалистов по введению прикорма противоположно — с соками нужно быть очень аккуратными и стараться не вводить их в рацион ребенка, пока он не начал употреблять взрослую пищу в достаточных объемах, включая мясо, каши, рыбу и т.д. (в этом случае сок является стимулятором ферментативной деятельности малыша).

Каковы же минусы раннего введения сока:

1. Соки — продукт аллергенный. В свете участившихся аллергических реакций это нужно учитывать.
2. Соки — продукт тяжелый и плохо усваивается. Он раздражает незрелый ЖКТ ребенка. Даже взрослым сок рекомендуют разбавлять в пропорции 1:1, а если у человека наблюдаются проблемы с ЖКТ — вовсе исключить из рациона.
3. Вероятность возникновения проблем с поджелудочной железой, почками.
4. Содержание в соке сахара — уж он вообще не нужен такому маленькому ребенку
5. Сок дает сильную нагрузку на ЖКТ, в результате чего через определенный период у ребенка появляются последствия — гастрит, панкреатит и др. заболевания.

Грудное молоко содержит все необходимые витамины для ребенка. Если говорить о железодефицитной анемии (что чаще всего является основанием к введению соков) — биологическая доступность железа в молоке матери очень высока (50-75% в сравнении со смесью, где она достигает всего лишь 20%).

Начинать введение прикорма лучше всего с овощей.

Если ребенок плохо набирает в весе — можно сделать отступление и начать с каш. Что именно выбирать? Овощи.
Не советую начинать прикорм с фруктов.

Они сами по себе имеют сладковатый привкус и уже формируют у ребенка пристрастия к сладенькому.
Овощи намного больше подходят для введения нового продукта.

Первые овощи в рационе — кабачок, цветная капуста, морковь.

Позже вводится картошка (вначале старайтесь вымачивать около часа в воде).

Если у ребенка жидкий стул — кабачок лучше ввести позже.

Введение прикорма начинаем с 1 чайной ложки, постепенно увеличивая объем (2,4 и так далее).

Не нужно доводить объем до определенного количества.
Это ошибка многих мам, которая ведет к перекорму ребенка и последующему отказу от еды. Как только ребенок отвернулся от ложки — убирайте еду и предложите грудь.

Прикорм лучше всего давать в первой половине дня и всегда предлагать запить молочком.

Вначале в рационе малыша будут монокомпонентные пюре.
1 раз в неделю Вы можете добавлять в пюре новый продукт. Не нужно солить приготовленное блюдо. Желательно вести пищевой дневник и записывать туда, что и когда Вы вводили, в каком количестве ребенку давали, какова была реакция. Если малыш отреагировал высыпанием, жидким стулом или запором — исключите продукт из рациона как минимум на месяц. Но помните, что стул может измениться, чаще всего появляются маленькие кусочки съеденной пищи, это нормально.

Я советую готовить пищу самостоятельно.
Перед тем, как купить баночку с детским питанием — посмотрите на срок годности.
Меня всегда смущало, что не содержащее консервантов и прочих добавок пюре может храниться 2 года.
В последнее время я наблюдаю, что баночное питание часто дает аллергическую реакцию.

Если Вы покупаете овощи сами — будьте осторожны в выборе. Овощи, получающие усиленную подкормку, чаще всего выглядят очень красивыми, глянцевыми. Отдайте предпочтение овощам «с огорода бабушки».
Также Вы можете сделать запасы на зиму.

Отлично сохраняются в морозильной камере — разновидности капусты, сладкий перец, из фруктов — малина, вишня, смородина. Картофель и морковь отлично сохраняются зимой на балконе. Экспериментируйте!

Лучше всего для приготовления овощей использовать пароварку.
Овощи готовятся быстро и витамины сохраняются в большем количестве. Давайте ребенку всегда свежеприготовленное блюдо.

Разминать удобнее всего ручным блендером. Ближе к году (10-11 месяцев) начинайте разминать пюре вилкой, чтобы ребенок учился самостоятельно жевать.

Через месяц после введения овощей Вы можете порадовать малыша кашкой.

Лучше всего для первого блюда подходит рисовая, кукурузная или гречневая каша. Для ребенка на грудном вскармливании больше подходит безмолочная каша. Если Вы покупаете каши, не требующие варки — убедитесь, что они не содержат глютен. Глютеносодержащие каши (пшеница, овсянка, многозерновые) не вводите в рацион малыша ранее 8-9 месяцев.
Принцип введения каши такой же — начинать с 1 чайной ложки, постепенно увеличивая объем.

Каши можно также готовить самостоятельно. Для этого крупа моется, высушивается и перемалывается на кофемолке.

Соблюдайте интервал между введением последующих прикормов — минимум 1 месяц.

После каши Вы можете начинать вводить фрукты (в начале не яркоокрашенные), печенье (детское не сдобное), мясо (лучше начинать с индейки, затем вводить телятину, курицу, говядину, от свинины лучше воздержаться) рыбу (морскую) и т.д., соблюдая временной интервал.

Прикорм желательно сдобрить маслом (не с первых дней введения прикорма!) — предпочтительно сливочным (кашу) и оливковым (овощи). Оливковое масло лучше всего подходит для первого прикорма. Начинайте вводить его с 2 капель. Если у малыша запоры — можно добавлять оливковое масло и в овощи, и в кашу (соблюдая объем, чтобы не добиться обратного эффекта). В среднем, в блюдо добавляется 1 чайная ложка оливкового масла.

Правила введения прикорма

Такой прикорм называется педагогическим , потому что основная цель прикорма не накормить ребенка, а познакомить его с новой пищей, научить жевать, научить добывать еду не только из маминой груди.
Примерно в полугодовалом возрасте малыши начинают проявлять интерес к содержимому маминой тарелки, и пытаются его попробовать, именно такое поведение и называется активным пищевым интересом и свидетельствует о готовности малыша к знакомству с новой пищей.

Пищевой интерес малыша связан не с возникающим у него чувством голода, а с желанием подражать маме. Он хочет делать тоже, что и она, брать с тарелки какие-то кусочки и класть себе в рот.

Каковы же принципы введения прикорма при естественном вскармливании, если мама хочет следовать биологической линии поведения ребенка?

Начинают знакомство малыша с введения микродоз (микропроб) продуктов, именно знакомство, без цели накормить ребенка какой-то порцией.
Микродоза для мягкой пищи это примерно столько, сколько помещается у мамы между подушечками большого и указательного пальцев, если она их сожмет, или на кончике чайной ложки. Для жидких продуктов — один глоток, наливается в маленькую чашку на донышко.

1. Ребенок может «за один присест» попробовать то, что ест мама и к чему он проявляет интерес в количестве до трех микродоз.

2. В руку малышу даются только твердые куски, от которых он сам много не отъест (твердые яблоки, морковки, кочерыжка, сушки и т.п.)

3. Микропробы даются в течение 3-4 недель. За это время малыш уже может перезнакомиться со многими продуктами, употребляемыми в его семье, и научиться пить из чашки.

4. Прикорм никогда не замещает прикладывания к груди! Ребенок может знакомиться с новой пищей до, после и во время грудных кормлений. Часто дети запивают микропробы маминым молоком.

5. Постепенно количество пищи увеличивают, позволяя ребенку съесть больше.

6. Маме необходимо сохранить у ребенка интерес к еде, сохранить желание пробовать. От полугода до полутора лет ребенок должен познакомится со всеми продуктами, которые едят в его семье. Чтобы сохранить желание пробовать, мама должна до 8-11 месяцев ограничивать пищевой интерес ребенка: если ребенок съел 3-4 чайных ложки одного продукта, и просит еще, ему надо давать что-то другое.

7. Со стороны введение прикорма должно выглядеть примерно так: малыш выпрашивает кусочки, и мама его оделяет, иногда. В такой ситуации ребенок всегда с удовольствием знакомится с новой пищей и не переедает.

8. Ребенок должен учиться работать столовыми приборами. До 8-11 месяцев это ложки (их должно быть много, т.к. они все время падают), своя тарелка появляется у ребенка тогда, когда он начинает есть отдельно, обычно после 8-11 месяцев. До этого возраста малыш может есть сидя у мамы на руках и из ее тарелки.

9. Если ребенок устал есть, потерял интерес, необходимо унести его из-за стола.

Как же быть с кусочками пищи, если пища малыша не пюре, он же может подавиться?

Еду для малыша не надо измельчать, но начинать надо с маленьких кусочков-микродоз. Если ребенку дается что-то от чего он потенциально может откусить большой кусок, ребенок сидит у мамы на коленях и мама следит за ним и как только большой кусок откусывается, мама делает палец крючком и его отбирает изо рта. Ребенок активно учится и постепенно обучается жевать своими, пока еще, беззубыми челюстями, а потом и зубастыми.

Как быть, если малыш выплевывает даже совсем маленькие кусочки, или пытается их отрыгнуть, вместо того, чтобы глотать?

Многие дети именно так себя и ведут: неделю-две выплевывают все кусочки и периодически “давятся”, потом начинают выплевывать кусочки “через один”, половину – глотают, потом, наконец, начинают глотать все кусочки. Маме надо проявлять терпение и не настаивать. В тоже время ребенок обязательно должен наблюдать, как едят другие люди, не выплевывая кусочки.

Нужна ли ребенку дополнительная жидкость в связи с началом введения прикорма?

Основную жидкость малыш продолжает получать из грудного молока. Интересоваться собственно водой и питьем ребенок начинает обычно после года.
Обычно малыш интересуется содержимым маминой чашки и пробует его, если налить ему в чашечку немножко питья, на донышко.

Если малышу почти 5 месяцев, он очень интересуется любой едой, смотрит всем в рот и требует пробовать, можно ли сейчас вводить ему педагогический прикорм?

Малыш — развитой и любознательный ребенок. Ему очень хочется делать с едой то же, что и его мама.
Но надо помнить, что желудочно-кишечный тракт ребенка, в не полные 5 месяцев, еще не очень-то готов к знакомству с другой пищей.

Ферментные системы только-только начинают созревать. Ситуация в кишечнике сейчас стабильна, вмешиваться в нее раньше времени довольно опасно.
Задача мамы — защитить эту стабильность от преждевременных вмешательств.

Пищевой интерес у малыша такого возраста следует ограничивать, проще говоря, уносить его из кухни и не есть в его присутствии.
Если такой совет не очень нравиться, можно что-то делать, но только на свой страх и риск. Мы уже встречались с ситуацией, когда мама, даже знающая, как правильно вводить прикорм, проявляет нетерпение и в результате которого ребенок получал срыв в пищеварительной системе, с которым приходилось долго потом бороться.
Вводить прикорм раньше, чем малышу исполнится полгода, не рекомендуется.

Почему малыши, питающиеся детским питанием, в 7-8 месяцев могут съедать по 100-200 г пюре или каш, а дети, начинавшие с педагогического прикорма, так не делают?

Ребенок второго полугодия жизни ест мало потому, что он пока не хочет наедаться.
Он только подражает маме в ее действиях. Наедается он молоком. Возможно, в человеческом детеныше есть генетически заложенный механизм, не позволяющий ему есть много в этом возрасте.

Еще пару тысяч лет назад ребенок, наверное, получил бы большие проблемы в пищеварительной системе, если бы ему скормили 100г мяса дичи, принесенной папой с охоты.
Другое дело, что тогда никому бы в голову не пришло так поступить с ребенком. Даже нашим прабабушкам, 100 лет назад, готовившим еду на семью из 5-10 человек на печке или дровяной плите не приходило в голову (и не было возможности), с одной стороны, кормить ребенка чем-то специально приготовленным отдельно от всех, а с другой стороны, и в мыслях не было дать малышу побольше общей каши или супа, что бы наелся…

Детское питание сделано так, что ребенок может съесть его много. И любого малыша можно им накормить, вот только нужно ли?
Есть дети, которые до поры до времени едят эту «детскую пищу» много и с удовольствием, правда, большинство из них приходится в процесс кормежки развлекать, чтобы рты открывали.

Многих развлекать в процессе еды приходится довольно долго, некоторых — до подросткового возраста. Часто встречается ситуация, когда ребенок, евший с удовольствием и много, до года — года с небольшим, став старше, начинает отказываться от еды и превращается в малоежку, кормить которого для родителей просто пытка. Еда таких детей совершенно не интересует. Есть, конечно, дети, которые относительно «благополучно» минуют этап детского питания.

«Благополучно» поставлено в кавычки, т.к. сейчас только начинают изучаться долговременные последствия введения ребенку больших количеств детского питания тогда, когда он биологически к такой нагрузке не совсем готов, результаты будут не скоро…

Консультант по грудному вскармливанию Екатерина Денисова

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «flemi.ru» — Ультразвуковое обследование. Брюшная полость, голова, грудная клетка