Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе ДОУ «Полезное мыло. Конспект по экспериментированию с водой в средней группе




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

  • дать представление о том, что он обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
  • способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; способствовать формированию у детей познавательного интереса; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

  • развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
  • воспитывать любознательность, взаимопомощь,
  • воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.

Оборудование:

  • музыкальное сопровождение;
  • магнитная доска;
  • макет телефонной трубки;
  • «профессорские» шапочки;
  • полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
  • стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);
  • экран и проектор для презентации (Приложение 1);
  • кораблики из пенопласта с бумажными парусами;
  • сосуд – «море» для корабликов;
  • веера (по количеству детей);
  • воздушные шары (по количеству детей).

Ход занятия

Появляется фиксик Нолик.

Нолик: Здравствуйте ребята, вы меня узнали? Мне Симка задала загадку, а я не могу ее отгадать, вы мне поможете?

Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Что это?

Дети: Воздух!

Нолик: Воздух? А что это такое? Вы видели, этот воздух?

Дети: Нет.

Нолик: Если мы его не видим, значит он какой? Как иначе можно сказать.

Дети: Невидимый, бесцветный, прозрачный.

Нолик: Я вот тоже воздух не видел, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, а пойдемте в мою лабораторию и как настоящие ученые мы с вами проведем опыты и узнаем все о воздухе. Вы хотите? Тогда за мной. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Нолик : Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Нолик: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Нолик: Вывод: воздух невидимый , чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Нолик: Ребята, а вы знаете, что воздух живет внутри людей. И мы сейчас с вами это докажем. Посмотрите ребята, что это?

Дети: Соломинки.

Нолик: Да, это соломинки и стакан с водой. А теперь попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики. Дети дуют.

Нолик: Ой, что это?

Нолик: Пузырьки, поднимающиеся наверх, и есть воздух.

Нолик: Вот мы и доказали: оказывается воздух живет вокруг нас и внутри нас. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

Нолик: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы на столько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка, давайте
сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. (ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ОБДУВАЕМ ПЛЕЧИКИ»)

Вывод : Человек не может жить без воздуха.

Физминутка:

Зашагали ножки прямо по дорожке
Весело гуляли, друга повстречали.
– Здравствуй, здравствуй милый друг,
Ты посмотри вокруг,
Ты мне просто улыбнись, крепко обнимись.

Нолик: В моей лаборатории есть кораблики, а как с ними можно поиграть?

Дети: Пускать их по воде.

Нолик: А как же они будут плыть?

Дети: Можно на них подуть.

Нолик: Да, ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Значит, воздух может передвигать предметы.

Нолик: А если не дуть, как ещё можно сделать ветер? Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Нолик: Смотрите: воздух не движется, и кораблики не плывут. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и он помогает парусникам плыть.

Нолик: Вот спасибо, ребята, вы мне сегодня помогли узнать, что такое воздух. Я теперь могу и Симке все рассказать.

(Рассматриваем слайды и закрепляем знания о воздухе)

Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим.

Чтоб увидеть воздух, его надо поймать;

Воздух находится даже внутри людей;

Без воздуха ничто живое не может жить.

А ещё я наконец-то узнал, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха.

АУТОТРЕНИНГ

Закройте глаза, мы с вами отдохнем.

Нолик: Мы с вами на лугу. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки и стрекозы. Мы вдыхаем чистый, свежий воздух. Нам хорошо и приятно.

Нолик: Ой, ребята, посмотрите, а как у нас шарик оказался?

Его придуло ветром, но посмотрите, какой он не веселый, давайте его украсим.

(Дети украшают шарик салфетками, намоченными в воде)

Нолик: А можно я этот шарик Симке подарю, а вам на память о себе я подарю воздушные шары.

Нолик: До свидания!

Название: Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе детского сада «Полезное мыло»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, Средняя группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОУ детский сад комбинированного вида № 46
Месторасположение: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре

Познавательно- исследовательская деятельность с детьми средней группа по теме «Полезное мыло»

Цель: Дети в процессе экспериментальной деятельности научатся различать и называть свойства мыла; смогут объяснить значение мыла.

1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности с мылом.

2. В процессе практической деятельности с мылом и водой развивать умение наблюдать, сравнивать и делать умозаключения(мыло пенится, мылится, отмывает грязь, растворяется в воде).

3. Формировать обобщения о значении мыла.

4.Учить детей отражать в речи результаты экспериментирования с мылом.

Дети заходят в музыкальный зал. Их встречает Маша-чумазуля.

Маша чумазуля: Здравствуйте ребята! Со мной приключилась беда. Я шла на День рождения к своей подружке и упала в лужу, вся перепачкалась. Пошла домой и попыталась отмыть грязь водой, но ничего не получилось, только грязь размазала. Не могу же я прийти на День рождения такая грязная. Что же мне делать?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему Маша не смогла отмыть грязь водой? Как нам ей помочь.

Дети: Маша не смогла отмыть грязь водой, потому что надо умываться с мылом.

Маша чумазуля: С мылом? А что такое мыло?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Тогда нам надо отправиться на поиски мыла. В путь.

Маша чумазуля: Ой, ребята, посмотрите, какие коробки красивые? Наверное в них конфеты лежат. Я их так люблю. Сейчас посмотрю.

Воспитатель: Нет, Маша, это волшебные коробки. Чтобы узнать, что в них к нам на помощь придут наши помощники- органы чувств. А ĸаĸие органы чувств вы знаете?

Дети: Руки, уши, глаза, нос, язык.

Воспитатель: А сейчас просуньте руку в волшебную ĸоробĸу ощупайте предмет и опишите его. Какой он?

Дети: Круглый, квадратный, прямоугольный, овальный, гладкий, твёрдый.

Воспитатель: Какой помощник нам в этом помог? Поднимите карточку.

Также интересное занятие по опытно-экспериментальная деятельности в ДОУ:

Дети: Рука (показывают карточку с рукой).

На экране появляется? и рука.

Воспитатель: А теперь понюхайте. Чем пахнет?

Дети: Яблоком, арбузом, цветами, мёдом, шоколадом.

Воспитатель: Какой помощник нам помог определить запах предмета?

Дети: Нос.

На экране появляется нос.

Воспитатель: А теперь послушайте. Издаёт предмет звук?

Дети: Нет, звуки он не издаёт.

Воспитатель: Какой помощник нам это помог узнать?

Дети: Уши.

Воспитатель: Ребята, если предмет не издаёт звук, то какую мы должны взять карточку?

Дети: Ухо перечеркнутое красными линиями.

На экране появляется ухо перечеркнутое красными линиями.

Воспитатель: А теперь откройте коробку и скажите, что это.

Дети: Мыло.

Воспитатель: Какой помощник нам помог определить, что это мыло?

Дети: Глаза.

На экране появляются глаза.

Воспитатель: А язык нам помог?

Дети: Нет. Мыло нельзя брать в рот и лизать языком. Оно несъедобное.

Воспитатель: А если язык нам не помог, то какую карточку вы возьмёте?

Дети: Карточку, где язык перечёркнут красными линиям

На экране появляется язык перечеркнутый красными линиями и мыло посередине.

Маша чумазуля: Так вот какое оно-мыло… Ребята, а почему у вас все кусочки мыла разной формы, разного цвета и разного запаха?

Дети: Людям нравятся разные цвета и запахи.

Воспитатель: А вы знаете, что мыло может быть фокусником?

Дети: Нет.

Маша чумазуля: Я обожаю фокусы!!!

Воспитатель: Тогда проходите все к столу.

Маша чумазуля: Как всего много.

Воспитатель: Но прежде чем мы начнём, давайте расскажем Маше, что необходимо помнить при работе с мылом.

Дети занимают рабочие места, воспитатель обращает внимание на воду.

Воспитатель: Что вы можете сказать о ней? Каĸая вода? (она грязная, мутная или чистая?

Дети: Прозрачная, теплая, чистая.(она грязная, мутная или чистая?)

Воспитатель: Давайте опустим мыло в воду. Потрогайте его. Каким оно стало?

Дети: Оно стало мокрое, скользкое.

Маша чумазуля: А до этого какое было?

Дети: Сухое, гладкое.

Воспитатель: А теперь давайте размылим мыло.

Маша чумазуля: Ух ты, какие у вас белые перчатки на руках. А для чего они нужны?

Дети: Белые перчатки на руках нужны чтобы отмыть грязь. Чем белее перчатки тем лучше отмывается грязь.

Маша чумазуля: А с водой то что стало? Она же была прозрачная, чистая.

Дети: Она стала мутная, непрозрачная.

Маша чумазуля: Ой, она ещё и пахнет. А почему вода пахнет у всех по-разному?

Дети: Потому что мыло растворилось в воде и вода приобрела запах мыла.

Маша чумазуля: И что, теперь можно этой мутной водой умываться?

Воспитатель: Нет, Маша, ты такая грязная, что нам понадобиться губка.

Воспитатель: А сейчас давайте намочим губĸу, намылим её мылом и отожмём.

Маша чумазуля: А что это у вас образовалось?

Дети: Образовалась пена.

Воспитатель: А сейчас попробуем опустить один ĸонецтрубочĸи в воду, а в другой подуть, и посмотрим, что получится.

Маша чумазуля: А сейчас у вас что образовалось?

Дети: Образовались мыльные пузыри.

Воспитатель: Каĸие пузыри у вас получились?

Дети: Ответы детей.

Маша чумазуля: А с пузырем что-нибудь произойдёт, если к нему приĸоснуться?

Дети: Да, Маша, он лопнет.

Маша чумазуля: А если подуть?

Дети: Они летят, оно легĸие.

Маша чумазуля: Интересно, а внутри пузырей что-то есть?

Дети: Воздух, мы их надували.

Маша чумазуля: Я поняла, что грязь отмывается при помощи мыла. Так значит и посуду надо мыть с мылом?

Дети: Да.

Маша чумазуля: А я хотела грязную посуду выкинуть, потому что не смогла её отмыть водой. Так может быть вы мне поможете её отмыть с мылом, а то её много.

Дети моют посуду с мылом.

Воспитатель: Ну вот мы всё и отмыли.Посмотрите на экран.

На экране появляются картинки, которые обозначают значение мыла.

Маша чумазуля: А где ещё может пригодиться мыло?

Дети: В стирке.

На экране появляется последняя картинка.(стирка)

Воспитатель: Ну что, Маша, отправляйся умываться и возвращайся к нам чистая.

Анна Скрипаль
Открытое занятие по экспериментированию в средней группе «Воздух вокруг нас»

Цель :

1. Познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, передаёт запахи и т. д.)

2. Формировать представление детей о значении воздуха для человека . 3. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования .

4. Активизировать речь и обогащать словарь : воздух бесцветный , невидим, не имеет запаха.

5. Учить детей работать в коллективе и индивидуально во время опытов, формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Предварительная работа : беседа о воздухе и его свойствах , наблюдение за воздухом на прогулке , рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о воде.

Материал : Вода.

Оборудование : Полиэтиленовые пакеты, емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с жидкостью, трубочки для коктейля, мыльные пузыри, кораблики.

Ход занятия:

Ой, ребята, посмотрите, к нам шарик прилетел. Что ты шарик говоришь? Ребята, мне шарик загадал загадку, помогите отгадать, пожалуйста.

Загадка :

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! Что это? (Воздух )

Правильно, это воздух ! Я вот тоже воздух не видела , но знаю, что он всегда вокруг нас ! Ребята, вы любите волшебство? А давайте с вами превратимся в ученых, проведем опыты и все узнаем о воздухе . Вы хотите? Ну, тогда закройте глазки и повернитесь вокруг себя (воспитатель надевает на себя и детей белые халаты и защитные очки) .

Все, теперь мы с вами ученые. Для этого у нас есть лаборатория. А что такое лаборатория? (это специально оборудованное место, где проводят различные исследования, наблюдения, опыты и эксперименты ). Давайте посмотрим, что у нас есть в лаборатории. Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием . Только для начала запомним правила безопасности :

БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ :

Толкаться, спорить;

Трогать оборудование, приборы;

Засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.

Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты ? (Дети отвечают)

Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы.

Итак, приступаем к работе.

Опыт №1. «Как поймать воздух

Первая наша задача поймать его, а вы умеете ловить воздух ? Чтобы воздух увидеть , его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух ? Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети : Он пуст.

Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его .

Пакет полон воздуха , он похож на воздушный шарик . Воздух занял всё место в мешке . Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух . Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети : В нём нет воздуха .

Какой мы можем сделать вывод? Воздух невидим , бесцветный, прозрачный.

Воспитатель : А теперь пройдем к столу и начнем 2 эксперимент .

Опыт №2. «Пузыри»

На столе емкость с водой и пустая банка.

Воспитатель : Как вы думаете, есть ли воздух в банке ?

Ответ детей : Есть.

Воспитатель : Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не пускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось?

Ответ детей : (Пузыри) .

Воспитатель : как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки , заняла его место , а воздух вышел в виде пузырей. Пузырьки бегут вверх, т. к. воздух легче воды .

Физминутка.

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Ответ детей : Мыльные.

Воспитатель : Давайте и мы мыльные пузыри попускаем. Что находится внутри мыльных пузырей? Мыло?

Ответ детей : Воздух .

Воспитатель : Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри , парят в воздухе .

Воспитатель : Ребята, скажите мне, воздух имеет форму .

Дети : нет.

Воспитатель : Правильно, воздух не имеет своей формы, он приобретает форму той ёмкости, в которой находится.

Опыт № 3. «Воздух внутри нас »

Посмотрите, я беру трубочку, опускаю в стакан с водой и дую в неё. Что происходит (появляются пузырьки) . А теперь вы ребята попробуйте подуть в трубочки. Откуда же появились пузырьки? (Мы выдыхаем воздух и он выходит пузырьками. Ребята, что внутри нас? (Воздух ) .

Воспитатель : Правильно. Давайте вспомним, что мы уже знаем про воздух и поиграем в игру «Бывает – не бывает» . Правила следующие :

1. отвечать на вопрос может тот, кому я брошу шарик;

2.«да» , «нет» говорить нельзя.

Проводится игра "Бывает - не бывает".

Воздух бывает теплый ? (Бывает) .

Воздух бывает чистый ? (Бывает) .

Воздух бывает пушистый ? (Не бывает) .

Воздух бывает легкий ? (Бывает) .

Воздух бывает грязный ? (Бывает) .

Воздух бывает сердитый ? (Не бывает) .

Воздух бывает холодный ? (Бывает) .

Воздух бывает полосатый ? (Не бывает) .

Опыт № 4. «Кораблики»

(Дети совместно с воспитателем пускают кораблики.)

Воспитатель : Что делают кораблики?

Ответ детей : Стоят на месте.

Воспитатель : А теперь давайте подуем, что делают кораблики?

Ответ детей : плавают.

Воспитатель : Мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется , получается ветер. Ветерок, созданный потоком воздуха из груди , раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами . Мы с вами убедились, что воздух может передвигать предметы.

Воспитатель : А теперь давайте присядем на стульчики и продолжим нашу беседу.

Дети садятся на стульчики.

Скажите, а у воздуха есть запах ? Вдохните (запаха нет) . Правильно. Воздух действительно не имеет запаха. Как же мы чувствуем запахи? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет .

Они передаются воздухом , и мы их чувствуем. А вы знаете, что запах может спрятаться, как вы думаете, какой запах спрятался в этой коробочке (открываю , а там ватка смоченная детским кремом) . Воздух донёс до наших носиков запах крема.

Вывод : воздух не имеет своего запаха, но может передавать другие запахи.

Воспитатель. Воздух мы вдыхаем и выдыхаем. Вокруг нас воздух . Для чего он нужен человеку? (чтоб дышать) . Ребята, а зачем нужен воздух , мы можем обойтись и без него. Проверим? Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух . Мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «ОБДУВАЕМ ПЛЕЧИКИ»

Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо.

Выполнение. Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке : голова находится прямо – «вдох» , голова повернута направо – «выдох» , голова прямо – «вдох» , голову опускаем к подбородку – «выдох» , голова прямо – «вдох» , голову поднимаем наверх – «выдох» , голова прямо – «вдох» . Выполняем упражнение 5-10 раз.

Наберите побольше воздуха и попробуйте не дышать, хотя бы недолго. (дети пробуют не дышать)

Воспитатель : видимо, без воздуха и , правда, жить не возможно! Ребята, кому нужен воздух , кто не может жить без него? (люди, животные, растения.) .

Воспитатель : Ребята, давайте вспомним, кому же нужен воздух ? (проводится д\и «Кому нужен воздух » : Ребёнок берёт карточку с картинкой, называет предмет и говорит, нужен ли этому предмету воздух ). Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха , он нужен всему живому.

Молодцы! Ребята, давайте вспомним, что же интересного мы узнали о воздухе .

(глядя на схемы (если дети затрудняются, помочь им) Воздух бесцветный и прозрачный. Не имеет форму. Находится внутри пустых предметов и нас. Воздух передвигает предметы. Он не имеет запаха, только передаёт чужие запахи. Он нужен для жизни людям, животным и растениям.

Рефлексия :

Воспитатель : Я надула воздухом шарики и хочу подарить их вам. Вот они какие, давайте мы сядем на ковер и приклеим к ним улыбки. И посмотрим, какие они получатся.

Ответ детей : Давайте.

Воспитатель : Вот они, какие довольные получились. Спасибо, ребята.

Задачи: расширять и углублять представления детей о свойствах воды; ; развивать любознательность, ; воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: баночки с водой, мелкие игрушки, песок, пластмассовые бутылки, на крышки которых нанесена изнутри краска, дольки апельсина и лимона, ягоды клубники, сахар, соль, кристаллики лимонной кислоты.

Ход занятия

Воспитатель (В.): Ребята, послушайте внимательно мою загадку и попробуйте ее отгадать.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить. (Вода).

Молодцы, сразу догадались, что это вода.

Сегодня я хочу рассказать вам немного о свойствах воды. Проходите, пожалуйста, в нашу «мини-лабораторию». Здесь мы будем проводить опыты с водой. В этом нам помогут наши 5 помощников. Как вы думаете, о каких помощниках идет речь? (Ответы детей.)

Предлагаю детям подойти к столу. На столе стоят баночки с водой, пластмассовые бутылки, на крышки которых изнутри нанесена краска, на подносе лежат мелкие игрушки, в небольшой емкости – песок.

В: Первыми помогут нам наши глаза. Посмотрите на воду и ответьте на вопрос: «Какая вода?» (Ответы детей.) Правильно, ваши глазки очень внимательные. Вода чистая, прозрачная. А сейчас опустим в банку с водой игрушки. Что мы видим? (Ответы детей.) В банке лежат игрушки, но вода осталась чистой и прозрачной. А сейчас смотрите: в банку я насыпаю немного песка. Что происходит? (Ответы детей.) Игрушки уже плохо видны. Но почему? (Дети высказывают предположения.) Значит, мы доказали, что вода не всегда бывает чистой и прозрачной.

Вывод: Если в воду добавить песок, землю, то она станет мутной, грязной, темной.

В: А сейчас я покажу вам фокус. Смотрите внимательно: я беру бутылку с чистой водой, закрываю крышкой и, встряхивая воду, произношу волшебные слова. Что случилось с водой? (Ответы детей.) Почему вода стала зеленой? (Дети высказывают предположения.)

Показываю этот фокус еще два раза. Вода во второй бутылке становится красной, в третьей – синей.

В: Интересно, ребята, но почему вода в бутылках окрасилась в разные цвета: зеленый, красный, синий? (Ответы детей.) А теперь я открою вам тайну.

Показываю детям крышку, на дне которой находится краска. Объясняю, что при встряхивании воды в бутылке краска попадает в воду и окрашивает ее.

Вывод: вода не имеет цвета, но она может окраситься в определенный цвет, если в нее добавить красители.

В: А что же нам может рассказать о воде наш помощник нос?

Предлагаю детям подойти к другому столу. На столе стоит вода в четырех банках, на тарелочке лежат дольки апельсина, лимона и ягоды клубники.

Давайте понюхаем воду. Пахнет ли она? (Ответы детей.) Молодцы, правильно определили: вода запаха не имеет. А что будет, если я добавлю в воду капельки сока апельсина, лимона или клубники? Чем она будет пахнуть? (Ответы детей.)

Предлагаю детям определить, чем пахнет вода с добавлением сока лимона, апельсина, клубники.

Что помог нам доказать наш помощник нос? (Ответы детей.)

Вывод: вода не имеет запаха, но она может приобретать запах другого вещества, которое в нее добавляют.

В: Ребята, а что же нам может рассказать о воде наш помощник язык? (Ответы детей.)

Подходим к третьему столу. На столе стоят четыре стакана с водой и три тарелки: в одной – сахар, в другой – соль, в третьей – кристаллики лимонной кислоты. Дети пробуют обычную воду: она без вкуса. Добавляю в один стакан сахар, в другой – соль, в третий – немножко лимонной кислоты. Дети пробуют воду и определяют, что она стала сладкой, соленой, кислой.

Вывод: обычная вода вкуса не имеет, но может его приобретать.

В: Ребята, а знаете ли вы, зачем нужна вода? (Ответы детей.) А как вы думаете, мы должны беречь воду? (Ответы детей.) А почему мы должны беречь воду? (Ответы детей.) Мы пьем пресную воду, но ее запасы исчерпаемы. Люди должны научиться беречь воду, чтобы ее хватило надолго. Давайте выучим правила пользования водой.

1. Хорошо закрывай кран, чтобы вода не капала.

2. Не пускай воду сильной струей.

3. Набирай столько воды, сколько необходимо.

В: Ребята, что вы узнали о воде? Почему нужно беречь воду? ? (Ответы детей.)

Подготовила воспитатель:

Левина Т.В.

Программное содержание:

Развивать представления детей о свойствах воздуха;

Помогать детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

Подвести к пониманию, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый, лёгкий;

Воспитывать дружеские отношения между детьми.

Формировать умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов; развивать мышление, речевое дыхание, мелкую моторику;

Обогащать и активизировать словарь детей: невидимый, легкий, воздушный, движется, грустный, весёлый, большой, маленький.

Оборудование:

игрушка – Незнайка; 2 шара воздушных разрисованных (1 большой весёлый, 1 маленький грустный) ; ватные шарики, прозрачные бутылочки, стаканы, трубочки, салфетки; мыльные пузыри; колпак; альбомные листы, гуашь, полиэтиленовые пакеты по количеству детей.

Предварительная работа:

подвижная игра «Пузырь», игры - эксперименты с мыльными пузырьками, рисование цветных шариков, дидактическая игра «Ловим воздух».

Индивидуальная работа по развитию целенаправленной воздушной струи.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости Незнайке. А вот и он. Почему ты такой грустный?

Незнайка показывает два шарика. Он не понимает почему вчера шарики были большие, весёлые, а сегодня у него один шарик большой, весёлый, а второй - маленький и грустный. (на шариках нарисованы рожицы: веселый и грустный)

Как вы как думаете, ребята, почему шарик стал маленьким?

(Дети предлагают разные версии). Вывод: шарик сдулся.

Воспитатель: Давайте, ребята, развеселим Незнайку. Покажем ему, какой у него большой шарик? (надуть щёчки, бровки приподнять) А теперь покажем какой у него маленький шарик (щёчки втянуть) .

Ребята, почему же Незнайка опять грустный? (Ему нужно помочь)

Воспитатель: А что надо сделать, чтобы маленький шар стал большим и весёлым?

Дети: Шарик надо надуть (Добиваться полного ответа детей) .

Ребята, что будет внутри шарика, если мы его надуем? (Воздух)

Воспитатель: Тогда, какой будет у нас шарик? (Воздушный шарик). Как воздух попадает в шарик? (Ответы детей)

Воспитатель: Его выдыхают (показ выдоха воспитателем)

А чтобы выдохнуть воздух, надо его вдохнуть. А где мы берём воздух, когда вдыхаем?

(Дети предлагают свои варианты) .

Раз воздух находится вокруг нас, давайте мы его поймаем с помощью пакетов.

Ребята захватывают воздух пакетами и зажимают отверстия. Воспитатель обращает внимание детей на объем пакетов, они плотные. Откройте пакет и посмотрите. Что вы видите? (ответы детей)

Правильно ничего не видно, потому что воздух не видимый.

Что находится внутри пакетов? (воздух)

Воспитатель: Вокруг нас есть воздух. Давайте мы вместе с вами вдохнём глубоко воздух через нос и выдохнем через рот. А сейчас положите на ладонь белый комочек и выдохните быстро на неё воздух. (Индивидуальная работа). Что произошло? (ответы детей)

Дети: Комочек упал (другие варианты) .

Воспитатель: А что помогло комочку упасть? Какой у нас воздух волшебный, он движется. Хотите, поиграем с нашим волшебным воздухом.

Сейчас, я вас превращу в воздух. Мой волшебный колпак поможет мне в этом. Кручу, верчу, моих деток в воздух превращу!

Физминутка «Превращение»

Дую быстро, быстро «у-у-у», воздух двигается быстро.

Дую медленно, воздух двигается медленно. (Повтор 2 раза)

А сейчас, кручу, верчу, воздух в деток превращу!

Воспитатель: Ребята, а вы видите воздух? (Нет)

Если вы его не видите, значит, он какой?

Дети: Невидимый (полный ответ: воздух невидимый) .

Воспитатель: Вот Незнайка говорит, и правда воздух-волшебник: невидимый, движется. Уж очень хочет Незнайка, увидеть волшебника.

А вы, ребята, хотите увидеть воздух. Где же может быть воздух?

Воспитатель: Давайте пройдёмся, может увидим воздух. (по группе идём, пытаясь увидеть воздух). Почему, мы не видим воздух? Вот Незнайка говорит, что воздух есть в стакане. Как вы думаете, в стакане воздух есть? (Дать детям возможность убедиться, есть ли в стакане воздух) .

Опыт: пустой стакан перевернуть и опустить в таз с водой так, чтобы он не смог заполняться водой.

Воспитатель: Почему вода не проходит в стакан? Правильно его не пускает воздух.

Вывод: в стакане был воздух.

Давайте, посмотрим, есть ли воздух в бутылке? Возьмите все по бутылочке и опускайте бутылочку в таз с водой, а теперь наклоните бутылочку. Видите, ребята, пузырьки воздуха поднимаются вверх, потому что воздух лёгкий.

Вывод: и в бутылке есть воздух.

Воспитатель: Ребята, положите бутылочки на поднос и подумайте, что будет, если опустить трубочку в стакан с водой и выдохнуть воздух в трубочку? Давайте увидим! Сейчас вдохнем воздух через носик и выдохнем в трубочку. Что увидели в воде? (Пузырьки – воздух)

Воспитатель: Какие вы у меня молодцы ребята. А подумайте и скажите, зачем нам нужен воздух? (ответы детей)

Да ребята, воздух нам нужен чтобы дышать. А вот, Незнайка говорит, что обойдётся без воздуха. Дети, покажем Незнайке, что мы не можем жить без воздуха? Давайте вместе закроем ротик и зажмём носик пальчиками. (Проводится опыт)

Ребята, что скажите? Прав ли был Незнайка? (нет)

Вывод: без воздуха мы не можем дышать.

Воспитатель: Сегодня вы отлично занимались, узнали много о воздухе. Что вы, можете сказать про воздух?

Итог: Невидимый, движется, легкий, он везде окружает нас, он волшебный.

Воспитатель: Молодцы ребята! Только, нам осталось развеселить Незнайке. Давайте мы ему покажем как можно рисовать с помощью воздуха и красок.

Воспитатель показывает как с помощью трубочки можно раздуть каплю воды, чтобы получилась веточка.

Дети пробуют раздувать с помощью трубочки каплю воды и показывают незнайке что у них получилось

Ребята, Незнайка говорит вам спасибо за помощь и за то, что узнал много интересного о воздухе волшебнике и дарит всем мыльные пузыри. А ещё он отдаёт вам этот большой, весёлый, воздушный шар. (Ребята благодарят, прощаются. После занятия дети надувают мыльные пузыри.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 88 комбинированного вида»

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «flemi.ru» — Ультразвуковое обследование. Брюшная полость, голова, грудная клетка