Лфк введение. Особенности проведения лечебной гимнастики. ЛФК в России

Так же, как и мануальная терапия, ЛФК может являться частью комплексного лечения или выступать в качестве самостоятельного терапевтического метода. Основной сферой применения лечебной физкультуры являются заболевания опорно-двигательного аппарата, но стоит отметить, что ЛФК используют и в таких областях медицины как гинекология, акушерство, педиатрия, психиатрия, неврология, фтизиатрия и некоторых других.

МирСоветoв выделил следующие заболевания, в лечении которых может применяться данный метод:

  1. Болезни сердца и других органов сердечно-сосудистой системы:
  • пониженное артериальное давление;
  • травмы ЦНС;
  • дистрофия миокарда;
  • сосудистые заболевания головного мозга, приводящие к расстройствам двигательного и вестибулярного аппарата;
  • порок сердца и др.
  • Нарушения в работе легких:
    • различные хронические заболевания.
  • Проблемы желудочно-кишечного тракта:
    • и двенадцатиперстной кишки;
  • Обменные нарушения, проявляющиеся в виде избыточного веса.
  • Заболевания почек и мочевыводящих путей:
    • мочекаменная болезнь и др.

    Лечебную физкультуру прописывают в качестве средства для быстрого восстановления организма после хирургических вмешательств. Данный метод помогает избежать различных осложнений, которые могут возникнуть в результате полостных операций, а также операций на легких, сердце или сосудах.

    Что касается опорно-двигательного аппарата, то такой метод как лечебная физкультура помогает укрепить мышцы, разработать суставы, ускорить восстановительные процессы костной ткани. Кроме прочего, данные физические упражнения применяют в качестве комплексной терапии для пациентов, перенесших пластические операции или ожоговую болезнь.

    ЛФК может быть полезна даже беременным. Ее используют как средство лечения гормональных нарушений, воспалительных процессов в органах малого таза, опущения матки.

    Формы лечебной физкультуры

    Упражнения ЛФК принято разделять на несколько видов. Рассмотрим их подробнее:

    1. Самостоятельные занятия. Комплекс физических нагрузок для самостоятельного выполнения разрабатывается доктором или же инструктором по лечебной физкультуре. Первые несколько раз упражнения прорабатываются вместе со специалистом, после чего пациент должен повторять все выученные действия от 3 до 5 раз в день.
    2. Лечебная ходьба – еще одна из форм ЛФК, которая играет важную роль в работе сердечно-сосудистой системы и легких, а также способствует общему укреплению организма, снимает нервное напряжение и . В зависимости от индивидуальных особенностей каждого отдельно взятого пациента, врач прописывает определенный темп ходьбы, количество и продолжительность остановок, а также расстояние, которое следует пройти человеку за один раз.
    3. Терренкур или дозированное восхождение. По сути, данный комплекс упражнений – это та же самая лечебная ходьба, которая осуществляется по горной или пересеченной местности. Как правило, терренкур практикуют больные, находящиеся на санаторно-курортном лечении. В данном случае физическая нагрузка на организм определяется рельефом местности, интенсивностью подъема, расстоянием, а также количеством и продолжительностью остановок.
    4. Спортивные игры и упражнения – это не только полезный, но и развлекательный вид лечебной физкультуры, который часто назначается пациентам в центрах реабилитации и санаториях. На подобном занятии всегда присутствует инструктор по ЛФК, который следит за интенсивностью нагрузок и правильностью исполнения техники игры. К данному виду лечебной физкультуры можно отнести упражнения по гребле, ходьбе на лыжах, а также такие игры как бадминтон, пионербол, бейсбол, кегельбан и др.
    5. Механотерапия – это упражнения лечебной направленности, осуществляемые при помощи специальных аппаратов и приборов. Данный вид терапии помогает ускорить процесс восстановления двигательных функций человеческого тела. Поскольку приборы способны воздействовать лишь на отдельные зоны организма, механотерапия используется в качестве дополнения к основной лечебной гимнастике.
    6. Производственная гимнастика – это комплекс упражнений, которые выполняются работниками того или иного предприятия на рабочем месте несколько раз в день. Целью таких нагрузок является профилактика развития болезней опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и нервной системы.
    7. Утренняя гимнастика – это небольшие физические нагрузки, которые направлены на поддержание общего здоровья, укрепление дыхательной системы, нормализацию , улучшение работы сердца и мозга.
    8. Лечебная гимнастика – одна из наиболее популярных форм ЛФК. Данные упражнения не только тонизируют и укрепляют организм, но и помогают в лечении тех или иных заболеваний. О лечебной гимнастике мы расскажем более подробно.

    Особенности проведения лечебной гимнастики

    Подобные физические нагрузки могут осуществляться тремя способами:

    1. В виде индивидуальных занятий. Как правило, данный метод используется в лечении больных, перенесших серьезную операцию и имеющих ограниченную двигательную способность.
    2. Групповые занятия – популярный и действенный метод проведения лечебной гимнастики. Из пациентов со схожими диагнозами формируют группу, которая занимается под руководством инструктора.
    3. Самостоятельная работа подразумевает, что перед выпиской человека из больницы его обучают различным упражнениям, которые он впоследствии будет практиковать дома.

    Как правило, каждое занятие по лечебной гимнастике включает в себя три основные части:

    1. Вводный этап занимает примерно 1/5 часть времени всего занятия. В это время больные выполняют разминку, которая подготовит тело к дальнейшим физическим нагрузкам. В качестве разминки может выступать ходьба, малоподвижные игры, несложные упражнения для туловища и конечностей.
    2. Основная часть занятия занимает примерно 70-80% от общего времени. На этом этапе больные осуществляют интенсивные физические нагрузки, целью которых является лечение того или иного заболевания. Упражнения основной части подбираются с учетом того, какую проблему они призваны решить.
    3. Заключительный этап длится не более 10 минут. В это время интенсивность нагрузок снижается, дыхание и пульс пациентов восстанавливаются. Упражнениями заключительной части является легкая ходьба и расслабление.

    Дозировки нагрузок в лечебной физкультуре

    МирСоветов выделил следующие дозировки нагрузок, используемых в ЛФК:

    1. Лечебные – они подразумевают такое количество упражнений, которого будет достаточно для достижения терапевтического эффекта при лечении того или иного заболевания. Лечебные нагрузки направлены на предупреждение осложнений после перенесенной болезни.
    2. Тонизирующие дозировки предполагают выполнение упражнений умеренной интенсивности. Данный вид ЛФК отвечает за закрепление лечебного эффекта, а также за стимулирование работы основных систем организма.
    3. Тренирующие занятия проводят с целью восстановления нормальной работы всех органов и систем человеческого тела. Тренирующие дозировки призваны улучшить общее состояние организма и повысить работоспособность.

    Противопоказания к выполнению упражнений ЛФК

    В завершение хотелось бы отметить, что лечебная физкультура, не смотря на всю ее пользу, имеет и некоторые противопоказания. К ним относятся:

    • инфекционные заболевания, сопровождающиеся повышением тела;
    • различные интоксикации;
    • болезни кровеносной системы в острой стадии: нарушения кровоснабжения мозга, тромбозы, ухудшение проходимости коронарных сосудов и пр.;
    • различного генеза;
    • наличие онкологических заболеваний;
    • сердечно-сосудистая недостаточность;
    • нарушения дыхания;
    • сложные психические заболевания;
    • плохое самочувствие, слабость, усталость;
    • выраженные боли различного происхождения;
    • наличие в теле инородных предметов, которые расположены близко к главным сосудам организма.

    Лечебная физкультура - доступный и эффективный способ восстановить и укрепить здоровье. Подходящие методы ЛФК найдутся для каждого пациента.

    ЛФК (лечебная физическая культура) - это метод лечения, профилактики и реабилитации заболеваний, который заключается в применении специально подобранных физических упражнений и постановке .

    В основе ЛФК лежит использование одной из главных биологических функций организма - движения, как основного стимулятора роста, развития и формирования организма.

    «Движение - это жизнь», - гласит известное изречение Вольтера. Но многие люди по состоянию здоровья ограничены в выполнении физических упражнений на спортивном уровне. Методы ЛФК позволяют решить эту проблему, учитывая индивидуальные особенности человека.

    Для чего применяется ЛФК?

    Лечебная физкультура является необходимой составляющей всех разделов современной практической медицины. ЛФК широко используют в следующих направлениях:

    • травматологии (при открытых и закрытых переломах, повреждениях мягких тканей для ускорения заживления);
    • ортопедии (заболевания суставов, плоскостопие);
    • неврологии ( , грыжа дисков, плечелопаточный периартроз, депрессивные состояния);
    • кардиологии ( , гипертония и т.д.) для улучшения питания мышцы сердца и усиления ее сократительной функции;
    • пульмонологии (воспаление легких, бронхиты, бронхиальная астма, );
    • при подготовке к операциям на брюшной и грудной полостях, и реабилитации после них (как средство предупреждения послеоперационных осложнений);
    • в комплексном лечении различной патологии у детей (заболевания сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, ревматизм).
    • при заболеваниях органов пищеварения ( , язвенная болезнь, болезнь печени и желчевыводящих путей),
    • нарушениях обмена веществ и эндокринных заболеваниях ( , подагра),
    • в акушерстве и гинекологии (хронические воспалительные процессы, неправильные положения матки, опущение стенок влагалища, климактерический период).

    Упражнения ЛФК влияют на центральную нервную систему, изменяя подвижность нервных процессов в коре головного мозга; корректируют функции основных систем организма (дыхание, кровообращения и др.); улучшают процессы обмена; влияют на эмоциональное состояние человека, отвлекая от мысли о болезни и придавая чувство бодрости.

    Лечебная физкультура назначается исключительно врачом и проводится строго по его назначению, чаще всего, в учреждениях, здравоохранения. При выборе средств и методик ЛФК учитываются особенности заболевания и состояние пациента в данный момент.

    Вопросы читателей

    Скажите пожалуйста принимаю Ярину 8 месяцев, с целью улучшения угревой сыпи. Результат просто отличный, но появились проблеми с лишним весом и целлюлитом, может ли это быть связвно с Яриной, и что делать 18 October 2013, 17:25 Скажите пожалуйста принимаю Ярину 8 месяцев, с целью улучшения угревой сыпи. Результат просто отличный, но появились проблеми с лишним весом и целлюлитом, может ли это быть связвно с Яриной, и что делать.

    Средства и методы ЛФК

    Лечебная физкультура - это не только физические упражнения. Ее средством является любая двигательная активность: плавание, ходьба, банные процедуры, игры в лечебных целях. ЛФК применяется в сочетании с комплексом оздоровительных и лечебных мероприятий (лечебный массаж, физиотерапия, прием лекарств, диета).

    Комплексы физических упражнений делятся на гимнастические, спортивно-прикладные (например, плавание, гребля, лыжи), подвижные и спортивные игры. Наиболее часто назначают гимнастические упражнения в форме лечебной гимнастики. Упражнения различаются по:

    • анатомическому принципу: для мышц рук, ног, органов дыхания и т.п.;
    • активности: активные упражнения полностью выполняет сам пациент. Они бывают свободными, облегченными, с усилием, на расслабление. Пассивные упражнения выполняются с посторонней помощью.

    Виды лечебной физкультуры:

    • общая тренировка, направленная на укрепление и оздоровление организма в целом;
    • специальная тренировка, цель которой - устранить нарушения в работе определенных органов и систем организма.

    В рамках специальной тренировки подбираются определенные группы упражнений. В частности, для укрепления мышц живота упражнения делают в положении стоя, сидя и лежа. Для улучшения кровообращения в области малого таза используют упражнения в положении лежа на животе.

    Занятия ЛФК могут проходить как с инструктором (в группе или индивидуально), так и самостоятельно. Они проходят в форме утренней или производственной гимнастики, дозированной ходьбы, лечебного , ближнего туризма и терренкура, трудотерапии, механотерапии (упражнения с помощью специальных аппаратов и приборов).

    Чтобы ЛФК была эффективной, занятия необходимо проводить длительный период, систематически и регулярно с постепенно возрастающими нагрузками, с учетом индивидуальных особенностей человека (возраста, состояния здоровья, двигательной активности, профессии). По мере прохождения курса ЛФК организм адаптируется к нагрузкам, и происходит коррекция нарушений, спровоцированных заболеванием.

    Полнотекстовый поиск:

    Где искать:

    везде
    только в названии
    только в тексте

    Выводить:

    описание
    слова в тексте
    только заголовок

    Главная > Реферат >Культура и искусство

    Введение 2 Лечебная физкультура (ЛФК) 3

    Особенности занятий физическими упражнениями со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья 5

    Заболевания сердечно-сосудистой системы 7

    Функциональные нарушения осанки и сколиозы 8

    Заболевания органов пищеварения 9

    Болезни почек и мочевых путей 10

    Болезни суставов 10

    Заключение 12

    Список использованной литературы 13

    ВВЕДЕНЕ.

    Физическая активность - одно из важных условий жизни и развития человека. Ее следует рассматривать как биологический раздражитель, стимулирующий процессы роста, развития и формирования организма.

    Физическая активность зависит от функциональных возможностей пациента, его возраста, пола и здоровья.

    Физические упражнения (тренировка) приводят к развитию функциональной адаптации.

    Физическая активность с учетом социально-бытовых условий, экологии и других факторов изменяет реактивность, приспособляемость организма.

    Профилактический и лечебный эффект при дозированной тренировке возможен при соблюдении ряда принципов: систематичности, регулярности, длительности, дозировании нагрузок, индивидуализации.

    В зависимости от состояния здоровья пациент использует "различные средства физической культуры и спорта, а при отклонениях в состоянии здоровья - лечебную физкультуру (ЛФК). ЛФК в данном случае является методом функциональной терапии.

    Лечебная физкультура (ЛФК)

    Особенностью метода ЛФК является также его естественно-биологическое содержание, так как в лечебных целях используется одна из основных функций, присущая всякому живому организму, - функция движения. Последняя представляет собой биологический раздражитель, стимулирующий процессы роста, развития и формирования организма. Любой комплекс лечебной физкультуры включает больного в активное участие в лечебном процессе - в противоположность другим лечебным методам, когда больной обычно пассивен и лечебные процедуры выполняет медицинский персонал (например, физиотерапевт).

    ЛФК является также методом функциональной терапии. Физические упражнения, стимулируя функциональную деятельность всех основных систем организма, в итоге приводят к развитию функциональной адаптации больного. Но одновременно необходимо помнить о единстве функционального и морфологического и не ограничивать терапевтическую роль ЛФК рамками функциональных влияний. ЛФК надо считать методом патогенетической терапии. Физические упражнения, влияя на реактивность больного, изменяют как общую реакцию, так и местное ее проявление. Тренировку больного следует рассматривать как процесс систематического и дозированного применения физических упражнений с целью общего оздоровления организма, улучшения функции того или другого органа, нарушенной болезненным процессом, развития, образования и закрепления моторных (двигательных) навыков и волевых качеств.

    Стимуляционное воздействие на организм физических упражнений осуществляется через нейрогуморальные механизмы.

    При выполнении физических упражнений в тканях усиливается метаболизм.

    Для большинства больных характерно снижение жизненного тонуса. Оно неизбежно в условиях постельного режима из-за уменьшения двигательной активности. При этом резко сокращается поток проприоцептивных раздражителей, что ведет к снижению лабильности нервной системы на всех ее уровнях, интенсивности протекания вегетативных процессов и тонуса мускулатуры. При длительном постельном режиме, особенно в сочетании с иммобилизацией, происходит извращение нервно-соматических и вегетативных реакций.

    Физические упражнения действуют тонизирующе, стимулируя моторно-висцеральные рефлексы, они способствуют ускорению процессов метаболизма в тканях, активизации гуморальных процессов. При соответствующем подборе упражнений можно избирательно воздействовать на моторно-сосудистые, моторно-кардиальные, моторно-пульмональные, моторно-желудочно-кишечные и другие рефлексы, что позволяет повышать преимущественно тонус тех систем и органов, у которых он снижен.

    Физические упражнения способствуют нормализации кислотно-щелочного равновесия, сосудистого тонуса, гомеостаза, метаболизма травмированных тканей, а также сна. Они содействуют мобилизации защитных сил организма больного и сепаративной регенерации поврежденных тканей.

    Применение физических упражнений больными - основное средство активного вмешательства в процесс формирования компенсаций.

    Самопроизвольная компенсация формируется в виде исправления дыхательной функции оперированных больных с помощью дыхательных упражнений, удлинения выдоха, диафрагмального дыхания и др.

    Формирование компенсаций нарушенных вегетативных функций. Применение физических упражнений в данном случае основано на том, что нет ни одной вегетативной функции, которая по механизму моторно-висцеральных рефлексов не подчинялась бы в той или иной мере влиянию со стороны мышечно-суставного аппарата.

    Особенности занятий физическими упражнениями со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья

    Студенты колледжей, вузов, университетов в зависимости от физического развития, состояния здоровья и функциональной подготовки разделены на 3 группы: основную, подготовительную и специальную. Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, как правило - хронические заболевания или повреждения опорно-двигательного аппарата, занимаются в специальных медицинских группах.

    Комплектование групп осуществляет врач. Основным критерием для включения в специальную медицинскую группу является то или иное заболевание, уровень физической подготовленности, очаги хронической инфекции. Группы формируются по нозологии (заболеваемости). Так, студенты с заболеваниями кардиореспираторной, пищеварительной, эндокринной систем составляют одну группу; студенты с травмами (заболеваниями) ОДА, периферической нервной системы - другую; имеющие отклонения со стороны слуха или зрения - третью; имеющие отклонения со стороны ЦНС (неврозы и пр.) - четвертую.

    Перед руководителями специальных медицинских групп студентов стоят следующие задачи: улучшение функционального состояния и предупреждение прогрессирования болезни; повышение физической и умственной работоспособности, адаптация к внешним факторам; снятие утомления и повышение адаптационных возможностей; воспитание потребности в закаливании, занятиях оздоровительной физкультурой.

    Медицинские противопоказания к физическим нагрузкам (занятиям физкультурой) бывают абсолютные и относительные.

    Уроки физкультуры в специальных медицинских группах проводятся при следующих заболеваниях: болезни органов кровообращения; болезни суставов; болезни органов дыхания; болезни органов пищеварения; болезни почек и мочевых путей; эндокринные и обменные заболевания; женские болезни; нервные и психические болезни; хирургические болезни; травматология и ортопедия; глазные болезни и лор-органов; кожные болезни.

    Система реабилитации включает уроки физкультуры, желательно на свежем воздухе, занятия ЛФК, терренкур, прогулки на лыжах, езду на велосипеде и т.д. Предпочтительнее циклические виды спорта, особенно при заболеваниях сердца, легких, ожирении и т.п.

    При проведении занятий со студентами, имеющими изменения (заболевания) опорно-двигательного аппарата, важны профилактические мероприятия, направленные в первую очередь на придание студенту правильной осанки и на нормализацию функций ОДА, профилактика контрактур. Не следует допускать чрезмерных нагрузок (особенно в положении стоя, подъеме тяжестей, выполнении упражнений на тренажерах и др.). Упражнения с гантелями, мячами и на тренажерах должны выполняться только в щадящем для позвоночника режиме, лежа и с включением в конце занятий упражнений на растягивание и на релаксацию.

    Неотъемлемой частью физического воспитания является врачебный контроль, который проводится в соответствии с «Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием населения» (утверждено приказом Минздрава СССР № 986 от 1977 г.). Прежде всего, это ежегодные углубленные медицинские обследования (УМО) студентов. В медицинскую комиссию включаются врачи разных специальностей: терапевт, травматолог-хирург, окулист, невропатолог, гинеколог, отоларинголог и другие специалисты. Проводятся антропометрические и морфологические исследования (обследования всех студентов), флюорография (или рентгенография легких и сердца), электрокардиография (ЭКГ), клинический анализ крови, мочи и тестирование. Кроме того, ежегодно (поквартально или по семестрам) проводятся профилактические осмотры студентов всех курсов.

    Существует много форм физической культуры, которые используются для нормализации функционального состояния и осанки студентов, а также для профилактики заболеваний.

    Заболевания сердечно-сосудистой системы

    Для студентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы показан групповой метод занятий, желательно на улице, в парке или в сквере, то есть физкультура в сочетании с закаливанием. Занятие строится так, чтобы преобладали циклические движения (различные виды ходьбы и бега, их сочетание, лыжные прогулки, катание на коньках, дыхательные упражнения). В зимнее время нужно следить, чтобы студенты дышали через нос. Показаны упражнения на расслабление. Исключаются упражнения с задержкой дыхания, натуживанием и т.п.

    В процессе занятий необходим контроль за пульсом, дыханием, цветом кожи и общим состоянием студента. Очень важны утренняя гимнастика и закаливание. В осенне-весенний период - витаминизация (особенно показан прием витаминов С и Е). Если есть возможность, то рекомендуется проводить УФО.

    Функциональные нарушения осанки и сколиозы

    Функциональные нарушения осанки - это мышечный дисбаланс. Они связаны с функциональными изменениями ОДА (слабостью мышц, связок и пр.) при гиподинамии (ограничении движений), неправильной рабочей позе и др. Нарушение осанки проявляется в уменьшении или увеличении физиологической кривизны позвоночного столба.

    Для предупреждения дефектов осанки и ее нормализации необходимы ежедневные занятия физкультурой (УГГ, упражнения с резиновыми бинтами, гимнастической палкой, набивными мячами, с гантелями в положении лежа, занятия на тренажерах с малыми напряжениями в положении лежа, полулежа, плавание, специальные упражнения у гимнастической стенки и др.). Исключаются упражнения с гантелями в исходном положении стоя, прыжки и подскоки с гантелями. В занятие включают подвижные игры (или элементы спортивных игр), дыхательные и общеразвивающие упражнения, ходьбу, ходьбу в приседе, прогулки на лыжах, езду на велосипеде и др. Большое место должны занимать плавание и гидрокинезотерапия. При регулярных занятиях (3-5 раз в неделю по 35-45 мин) удается ликвидировать функциональные нарушения осанки. Сколиоз - прогрессирующее заболевание позвоночника, характеризуется его искривлением. Деформация позвоночника ведет к многочисленным нарушениям деятельности внутренних органов. Одна из важных задач физкультуры - приостановление прогрессирования болезни.

    В зависимости от степени сколиоза применяют тот или иной комплекс физических упражнений: ходьба, ходьба в приседе, общеразвивающие и дыхательные упражнения. Упражнения с гантелями, набивными мячами выполняются в положении лежа. Гидрокинезотерапия, плавание (способом брасс), упражнения с гимнастической палкой, упражнения на растяжение, на гимнастической стенке и другие успешно тренируют мышцы. В занятие включают также упражнения на координацию, равновесие и ряд общеразвивающих упражнений для мышц спины, живота, ягодиц и др. Регулярные занятия физкультурой дают возможность остановить прогрессирование болезни, ликвидировать мышечную асимметрию и т.п.

    Заболевания органов пищеварения

    Наиболее часто встречаются гиперацидный гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, холециститы и дискинезии желчных путей, колиты (чаще у женщин). Кроме того, нередки опущения желудка. Характер влияния тренировок на пищеварение различен: слабые (небольшие, умеренные) нагрузки стимулируют, сильные (интенсивные, длительные) угнетают функцию желудочно-кишечного тракта (двигательную, секреторную и всасывательную). Кроме того, физические упражнения оказывают положительное воздействие на регенеративные процессы в слизистой желудка и двенадцатиперстной кишки. При этом улучшается микроциркуляция в тканях слизистой, в мышцах, увеличивается объем циркулирующей крови (ОЦК).

    Восстановление условно-рефлекторной деятельности желудочно-кишечного тракта начинается через час после приема пищи и достигает максимума лишь через 3-3,5 часа после еды. Чувство сытости сопровождается снижением возбудимости скелетной мускулатуры. Таким образом, выполнение физических упражнений вскоре после еды нарушает естественные процессы пищеварения. Несоблюдение этих правил ведет к ухудшению функциональных и регенеративных процессов в желудочно-кишечном тракте.

    Занятия проводятся в период ремиссии. В занятие включают ходьбу, бег (их сочетание), дыхательные и общеразвивающие упражнения, подвижные игры (или элементы спортивных игр), плавание, езду на велосипеде, ходьбу на лыжах и др. В первое время следует щадить брюшной пресс, избегать упражнений на тренажерах. Лучше включать общеразвивающие упражнения в положении лежа, сидя, с выполнением дыхательных упражнений («дыхание животом»).

    При повышенной раздражительности и нарушении сна занятия целесообразно проводить в сопровождении музыки (или цветомузыки). В домашних условиях после выполнения УГГ показан душ или обтирание прохладной водой.

    Болезни почек и мочевых путей

    Наиболее часто встречаются следующие заболевания: гидронефроз, гломерулонефрит, пиелит, пиелонефрит, почечнокаменная болезнь, цистит, опущение почки и др.

    Занятия физкультурой проводятся в период ремиссии. В занятие включают дозированную ходьбу, бег, подвижные игры (или элементы спортивных игр), лыжные прогулки, общеразвивающие и дыхательные упражнения, занятия на тренажерах. В летнее время - езда на велосипеде (при мочекаменной болезни - предварительно выпить 0,5-1,5 л жидкости), ходьба по пересеченной местности. При опущении почки исключают прыжки, подскоки и подобные упражнения, выполняется специальный комплекс общеразвивающих упражнений и плавание.

    Следует избегать переохлаждения (плавание в осенне-зимний период в бассейне, прием холодного душа или обливание холодной водой), которое может спровоцировать обострение болезней.

    Болезни суставов

    По данным ВОЗ, каждый пятый житель планеты имеет нарушение функций суставов или предъявляет жалобы на боли в них. Из многочисленных заболеваний суставов наиболее распространены воспалительные заболевания (артриты) и дегенеративные (артрозы).

    К первой группе заболеваний относятся артриты инфекционные, артрит ревматоидный и др. Ко второй - деформирующий остеоартроз, периартриты и др.

    Артриты - системное заболевание соединительной ткани, проявляющееся главным образом хроническим прогрессирующим воспалением суставов, ограничением движений в суставе (суставах), атрофией мышц и др. При прогрессировании заболевания ограничение движений нарастает, боли в суставе возникают не только при нагрузке, но и в покое.

    Роль тренировок в период ремиссии особенно велика. Под влиянием физических упражнений активизируется деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, нормализуется обмен веществ, улучшается подвижность в суставе, увеличивается сила мышц, исчезает боль.

    Активные движения следует выполнять в облеченных условиях (в положении лежа, на четвереньках, сидя, в воде, в висах и др.). Выполнение упражнений не должно сопровождаться болевыми ощущениями.

    При инфекционных артритах в занятие включают ходьбу пешком, езду на велосипеде, ходьбу на лыжах, общеразвивающие и дыхательные упражнения, упражнения со снарядами (мячами, палками, гантелями и пр.) в положении лежа и сидя, подвижные игры (или элементы спортивных игр). Исключаются прыжки, подскоки (многоскоки), упражнения с гантелями, гирями в положении стоя, а также плавание в осенне-зимний период из-за опасности обострения заболевания.

    При артрозах показаны занятия на тренажерах, гидрокинезотерапия, плавание. Кроме того, в занятие включают подвижные игры (или элементы спортивных игр), ходьбу, лыжные прогулки, езду на велосипеде, греблю и др.

    При проведении самостоятельных занятий включают УГГ, езду на велосипеде (велотренажере), ходьбу на лыжах и закаливающие процедуры.

    Заключение

    Лечебная физкультура (ЛФК) - метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания. ЛФК обычно используется в сочетании с другими терапевтическими средствами на фоне регламентированного режима и в соответствии с терапевтическими задачами.

    На отдельных этапах курса лечения ЛФК способствует предупреждению осложнений, вызываемых длительным покоем; ускорению ликвидации анатомических и функциональных нарушений; сохранению, восстановлению или созданию новых условий для функциональной адаптации организма больного к физическим нагрузкам.

    Действующим фактором ЛФК являются физические упражнения, то есть движения, специально организованные (гимнастические, спортивно-прикладные, игровые) и применяемые в качестве неспецифического раздражителя с целью лечения и реабилитации больного. Физические упражнения способствуют восстановлению не только физических, но и психических сил.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Дубровский В.И. и Готовцев П.И. «Самоконтроль при занятиях физической культуры», - М.: Физкультура и спорт, 1984г.

    2. Дубровский В.И. и Дубровский Н.М. «Практическое пособие по массажу», - М.: Шаг, 1993г.

    3. Дубровский В.И. «Лечебный массаж», - М.: Медицина, 1995г.

    4. Мошков В.Н. «Общие основы физической культуры», - М.: Медицина, 1993г.

    5. Дубровский В.И. «Лечебная физическая культура», - М.: Владос, 2004г.

    Лечебная физическая культура (ЛФК) - метод лечения , состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В главе этого метода лежит использование основной биологической функции организма - движения. Метод строго дозированных упражнений на фоне постановки правильного дыхания.

    Термином лечебная физическая культура (или ЛФК) обозначают самые различные понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы , и разработка движений в суставе после снятия гипсовой повязки. Это и название кабинета в поликлинике, и кафедры в институте физкультуры, и кафедры в медицинском институте. Термин «лечебная физкультура» применяется в самых различных аспектах, обозначая и метод лечения, и медицинскую или педагогическую специальность, и раздел медицины или физкультуры , и структуру здравоохранения .

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 4

      Лечебная физкультура (гимнастика)

      Комплекс упражнений при остеохондрозе позвоночника

      ЛФК (лечебная физкультура) после инсульта. Упражнений после инсульта для в домашних условиях

      Лечебная физкультура в Москве. ⛹ Занятия лечебной физкультурой в Москве.

      Субтитры

    ЛФК - раздел клинической медицины

    Термин «лечебная физкультура» прежде всего, обозначает раздел медицины, изучающий лечение и профилактику заболеваний методами физкультуры (обычно в сочетании с физиотерапевтическими процедурами и массажем).

    С другой стороны, лечебная физическая культура является разделом физической культуры , в котором рассматривают физические упражнения для восстановления здоровья больного человека и его трудоспособности.

    Вместе с тем лечебная физкультура - это самостоятельная научная дисциплина, объединенная по существующему государственному стандарту в единую научную специальность: «лечебная физическая культура и спортивная медицина с курсами курортологии и физиотерапии», имеющая шифр научной специальности 14.00.51. Это - медицинские науки. То есть специалистом в области лечебной физкультуры может быть врач с дипломом лечебного или педиатрического факультета медицинского института. Составной частью ЛФК являются механотерапия, трудотерапия и лечебный массаж. Средством ЛФК может являться любая двигательная активность: и плавание, и ходьба, и банные процедуры, и даже игры, в том случае если они применяются в лечебных целях.

    ЛФК в России

    Уклад жизни и мировоззрение русского народа создали своеобразную систему физической культуры, оптимальную для данного антропогенного типа и климатических условий. Русская физическая культура (спортивные игры и состязания, такие, городки , чиж, лапта), русская борьба, кулачные и палочные бои, стрельба из лука, бег взапуски, метание бревна или копья) была, как и у других народов, средством поддержания и совершенствования физической подготовки к предстоящим походам и сражениям. В древней русской культуре физическое здоровье считалось основой внешней красоты.

    Известный путешественник, арабский купец Ибн-Фадлан писал о своих наблюдениях во время путешествия ( -):

    Я видел русов, - когда они пришли со своими товарами и расположились на Волге. Я не видел людей более совершенных по телосложению, - как будто это были пальмовые деревья.

    Была у древних славян и своеобразная форма гигиены и лечебной физической культуры, существующая с начала нашей эры, - банный ритуал. В бане лечили и восстанавливали силы после тяжелых походов и болезней. Англичанин Вильям Тук, член императорской Академии наук в Петербурге , в г. писал о том, что русская баня предупреждает развитие многих заболеваний, и считал, что низкая заболеваемость, хорошее телесное и психическое здоровье, а также большая продолжительность жизни русских людей объясняются именно положительным влиянием русской бани.

    Наука о лечебном применении физических упражнений стала развиваться в России со второй половины XVIII века после создания в 1755 году Михаилом Васильевичем Ломоносовым Московского университета , в составе которого был и медицинский факультет. Теперь - это Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова. Первые профессоры медицины Московского университета были активными сторонниками физических упражнений и природных факторов для лечения и профилактики болезней.

    Старайтесь, чтобы ни один день не был без телодвижения… Тело без движения подобно стоячей воде, которая плесневеет, портится, гниет.

    Он наставлял:

    После ночного сна не залеживаться, а скорее прибегнуть к умыванию, телодвижениям, ибо утреннее время ко всяким трудам, подвигам и наукам есть наиспособнейшее.

    Вообще довольно забавно видеть, до какой степени иногда человек может увлечься какой-нибудь idée fixe. Так, например, почтенный доктор говорит, что нужно с четырёхлетнего возраста заниматься гимнастикой и мальчикам и девочкам, и что отец, мать, учитель и гувернер должны сами делать движения для примера…

    учёный автор до того увлекается своей наукой, что даже не щадит и седовласой старости. Автор нападает на бедных старух свыше шестидесятилетнего возраста (кажется, их можно было бы пощадить) и советует им переминаться на одном месте …, вертеть ногами …, наклонять туловище вперед и назад… и приседать впервые поставил вопрос о лечебной физкультуре, для того, чтобы бороться с профзаболеваниями, повышать работоспособность трудящихся.

    Быстро развивается курортное дело и физическая культура как важная составная часть санаторно-курортного лечения. В 1925 году была создана комиссия по проведению физической культуры на курортах, которую возглавила профессор В. В. Гориневская , в то время первый руководитель кафедры врачебного контроля в Московском институте физкультуры. Комиссией было разработано положение, в котором впервые были указаны показания и противопоказания к применению физических упражнений у больных; средства, необходимые для использования в курортно-санаторной обстановке и в лечебных учреждениях (гимнастические упражнения, отдельные виды спорта, игры, терренкур , экскурсии и прогулки, естественные факторы природы, отдельные лечебные гимнастические системы и пр.).

    В годы Великой Отечественной войны лечебная физкультура быстро развивалась. Перед медиками встала проблема быстрого восстановления бойцов после травм и ранений, и ЛФК приобрела особое значение как один из мощных факторов восстановления труда и боеспособности раненых и больных. Знания и практический опыт, приобретённый в те годы, не потеряли своего значения до настоящего времени. Особенно широко лечебная физическая культура применялась при ранениях опорно-двигательного аппарата, грудной клетки, черепа , брюшной полости. Перед лечебной физической культурой ставилась задача не только восстановления нарушенных функций органов и систем, но и приобретения ими общей тренированности и выносливости.

    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «flemi.ru» — Ультразвуковое обследование. Брюшная полость, голова, грудная клетка