Конспект занятия.

Притяжательные прилагательные «Угадай, чьи это хвосты»

    Закрепление представлений о диких и домашних животных.

    Образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксами -й- (ий, ья, ье, ьи).

    Обогащение лексики синонимами и антонимами.

    Согласование в родительном падеже.

Оборудование:

Текст русской народной сказки «Хвосты». Предметные картинки животных с детёнышами: барсук с барсучатами…

Хвосты: лисий, беличий, волчий, заячий, коровий, кошачий, собачий, кроличий, барсучий, козий.

Магнитная доска, мнемотаблицы, контурные картинки для обведения и раскрашивания.

Ход занятия.

I Припомнить и назвать диких и домашних животных.

II Инсценировка русской народной сказки «Хвосты».

Действие I Игра «Кто, где и с кем живёт?» - закрепление сведений о

жилищах животных и упражнение в словообразовании (на столах у

логопеда и детей картинки с изображением животных с детёнышами).

Логопед первым открывает картинку и начинает игру: Я барсук и живу в барсучьей норе вместе с барсучихой и барсучатами.

Дети по очереди продолжают игру по данному логопедом образцу.

Действие II Игра «Чей хвост?» - упражнение в словообразовании.

Логопед: Жили звери, поживали… Но ни у кого в те времена не было хвостов. А без хвоста зверю ни красоты, ни радости!

Однажды по лесу прошёл слух: хвосты раздавать будут! Привезли много разных хвостов: больших и маленьких, толстых и тонких, длинных и коротких, пушистых и гладких…

И побежали звери со всех сторон, понеслись, помчались во весь дух за хвостами (на фланелеграфе выставлены хвосты разных животных).

Дети бегут со своими картинками, каждый подбирает соответствующий хвост, оречевляя свои действия вслед за логопедом, и садятся на место.

Логопед (барсук): Я выбрал себе толстый пушистый и не очень большой, но очень красивый серый барсучий хвост.

III Игра «Наоборот»

IV Игра «Скажи иначе»

V Игра «Чей хвост лучше?»

VI Физкультминутка.

Изображение животных со стихами:

У лисицы острый нос (ребёнок показывает руками)

У неё пушистый хвост

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты!

Зайка по лесу скакал

Зайка корм себе искал

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись как стрелки, ушки (ребёнок руками изображает ушки)

Медведь по лесу бродит

От дуба к дубу ходит

Находит в дуплах мёд

И в рот себе кладёт.

VII Беседа по содержанию отрывка из стихотворения К. Чуковского «Топтыгин и лиса»

Отчего ты плачешь, глупый ты медведь?

Как же мне медведю не плакать не реветь?

Бедный я несчастный сирота,

Я на свет родился без хвоста.

Даже у кудлатых, у глупых собачат

За спиной мохнатые хвостики торчат.

Даже озорные драные коты

Кверху задирают рванные хвосты.

Только я несчастный сирота

По лесу гуляю без хвоста,

Доктор, добрый доктор меня ты пожалей,

Хвостик поскорее бедному пришей!

Засмеялся добрый доктор Айболит

Глупому медведю доктор говорит:

Ладно, родной я готов.

У меня сколько хочешь хвостов.

Есть козлиные, есть лошадиные.

Я тебе, сирота, услужу:

Хоть четыре хвоста привяжу…

Логопед: Нужен ли медведю другой хвост?

Логопед кратко рассказывает, как печально закончилась история глупого мишки: он привязал себе яркий павлиний хвост, и его сразу поймали охотники.

VIII Разучивание по мнемотаблице стихотворения «Дикие животные»

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листьев кучу.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом

Всем тепло уютно в нём.

IX Обведение по контуру рисунка – изображения животного.

X Итог занятия.

Закрепление вне занятия.

    Рассказывать русскую народную сказку «Хвосты».

    Игра «Звери играют в прятки».

    Игра «Чья лапа, чей хвост, чьё ухо?»

    Игра «Чья шуба красивее, теплее»

    Раскрашивание картинки.


  1. Конспект спортивного праздника в подготовительной группе «Семейные Олимпийские игры»

    Конспект

    ... Тема : «Юные экологи» (подготовительная группа) Токмакова Л.А. Конспект занятия по... Молодцы, вы правильно угадали , что это Зимушка – зима, ... хвост ? Чьи уши? называй». Чей хвост ? Чьи уши у медведя? Дети отвечают, употребляя притяжательные прилагательные ...

  2. «Обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром»

    Документ

    Фигурчатых перьев хвосты . Наблюдение... Октября. КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ТЕМА : КОСМОС... образовании относительных и притяжательных прилагательных , в подборе... , мамина ….. Очки /чьи ?/ - дедушкины, бабушкины... этом же занятии дидактической игры «Петрушка, угадай ...

  3. Тема: «Филологический анализ текста как путь к успешному развитию компетенций учащихся в области русской словесности»

    Документ

    ... Конспекты ... прилагательных , зовём на помощь героя западного детектива КОПа (К – качественное, О – относительное, П – притяжательное ... занятий творческого объединения «Русская словесность» № п/п Тема занятия ... хвост ... Чьи ... это предупреждение. Надо лишь угадать ...

  4. ТЕМА: ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

    Цель: закрепить навык практического употребления в речи притяжательных прилагательных;

    развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях;
    обучение синтаксически правильному оформлению предложения.

    Словарь :

    Предметный (названия домашних животных, диких животных, птиц, частей их тела, названия жилищ этих животных и птиц);

    Глагольный (названия действий, связанных с передвижением птиц, животных, принятием пищи, подачей голоса).

    Ход занятия

    I. Организационный этап

    Игра «Четвёртый лишний»

    На доске выставляются картинки в той последовательности, в которой их называет логопед:

    Ласточка, воробей, змея, грач.

    Корова, лошадь, волк, кошка.

    Медведь, лиса, скворец, заяц.

    Дети определяют в каждом ряду лишнюю картинку, объясняя, почему она не подходит.

    Игра «Кто самый внимательный?»

    Помощник логопеда (из числа детей) подходит к каждому ребёнку с веером из картинок, предлагая выбрать любые три. Картинки раскладываются на столах перед детьми. Логопед называет только обобщающее слово (домашние животные, дикие животные). Дети должны поднять соответствующую картинку. Далее определяется самый внимательный ребёнок, это тот, кто вспоминает всех названных птиц, домашних и диких животных. Логопед указывает на то, что художник на каждой их картинке забыл нарисовать отдельные детали. Дети меняются друг с другом картинками и называют, чего не хватает у животных и птиц. Например, у коровы нет рога, у лошади хвоста, у белки морды и т.д.

    II. Обучающий этап

    На доске с правой стороны выставляются картинки с изображением животных и птиц, а с левой – недостающие детали.

    Логопед обращает внимание детей на то, как по-разному называют части тела у разных животных и птиц. Даются соответствующие образцы. Например:

    Это хвост лисы, он чей? – Лисий.

    Это хвост белки, он чей? – Беличий.

    Это хвост медведя, он чей? – Медвежий.

    Это хвост коровы, он чей? – Коровий.

    Это клюв курицы, он чей? – Куриный.

    Это клюв воробья, он чей? – Воробьиный.

    Дети хором и индивидуально повторяют предложения: «это медвежий хвост» и т.д., при этом допускается любое фонетическое оформление высказываний.

    Аналогично проговариваются названия других частей тела, животных и птиц:

    Морда лошади, она чья? – Лошадиная.

    Морда лисы, она чья? – Лисья.

    Морда белки, она чья? – Беличья.

    Морда зайца, она чья? – Заячья.

    Морда кошки, она чья? – Кошачья и т.д.

    Логопед интонационно подчёркивает связь между вопросами Чей? Чьё? и прилагательными мужского и женского рода.

    III. Этап закрепления.

    Раздаётся стук в дверь. Появляются гости, которых узнают по маскам. Это собаки, кошки, мышь, коза. Они раздают детям конверты с разрезанными картинками. На счёт «раз» - картинки достаются из конвертов, на счёт «два», раскладываются на столе, на счёт «три» -определяется, кому и какая нужна недостающая картинка.

    Например:

    Мне нужен кошачий хвост (лошадиная морда, петушиный клюв и т.д.)

    Игра «Кто первый догадается?» (на развитие логического мышления)

    Логопед предлагает послушать загадку.

    «По деревьям скок – скок, а орешки щёлк – щёлк» (белка)

    Ребёнок, давший правильный ответ, надевает маску белки и развешивает на волшебном дереве гирлянды, состоящие из контурных картинок, изображающих животных и птиц. Дети вспоминают, кто из них где живёт и прикрепляют карточки в соответствии с контурными образцами правильного ответа: Медведь живёт в берлоге. Это медвежья берлога; лиса живёт в норе. Это лисья нора и т.д.

    Сначала дети повторяют ответы за логопедом, а затем самостоятельно называют жилище животных и птиц, ориентируясь на вопросы: Чем? Чья? Чье? –беличье дупло, собачья конура, куриный насест и т.д.

    IV . Итог занятия

    Игра с мячом

    Дети становятся в круг, логопед - в центре. Бросая ребёнку мяч, он называет притяжательные прилагательные из числа тех, что отрабатывались на занятии. Ребёнок, отдавая назад мяч, проговаривает с этим словом сочетание. Например:

    Куриный - куриный клюв

    Змеиный – змеиный хвост

    Рефлексия……


    Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе.

    Тема «Притяжательные прилагательные».

    Цели:
    1. Закреплять умение образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные по лексической теме «Животные». 2. Развивать связную речь через театрализацию сказки «Теремок». 3. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. 4. Формировать навыки сотрудничества, инициативности, самостоятельности.
    Ход занятия:
    1. Логопед приглашает детей встать в круг. Читает отрывок из стихотворения К. Чуковского «Путаница», воспитанники должны исправить ошибки, которые есть в стихотворении. Свинки замяукали: Мяу, мяу! Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю! Уточки заквакали: Ква, ква, ква! Курочки закрякали: Кря, кря, кря! Воробышек прискакал И коровой замычал: Му-ууу! Прибежал медведь И давай реветь: Ку-ка-ре-ку! 2. На поляне стоит сундучок. Дети подходят к нему и встают вокруг. Логопед предлагает заглянуть в сундучок. Из сундучка дети достают маски – шапочки героев сказки «Теремок». Логопед раздает маски – шапочки детям и спрашивает - Ребята, героями какой сказки вы стали?
    - Мы стали героями сказки «Теремок» 3. Герои расходятся на свои места. Логопед читает сказку. - Живут в высоком тереме звери: мышка – норушка, лягушка – квакушка, зайка – попрыгайка, лисичка – сестричка, медведь косолапый и петушок – золотой гребешок. Петушок всех утром будит, мышка кашу варит, лягушка воду носит, зайчик ягоды собирает, лисичка в доме прибирает, медведь дрова колит. У каждого свои дела, заботы. Вдруг звери услышали стук в дверь. - Кто там? - Почтальон. Я принес вам письма, только не могу понять – кому какое? Но здесь есть символы, вы сможете мне помочь? - Конечно, сможем! Почтальон отдает письма. Дети разбирают их. Чтение мнемознаков. - На конверте нарисованы заячьи уши, значит письмо для зайца. - На конверте нарисован лисий хвост. Это письмо для лисы. - Это письмо для медведя, потому что на конверте нарисован медвежий хвост. - А это письмо для петушка, потому что на конверте нарисован петушиный гребешок. - Письмо для мышки, т.к. на письме нарисован мышиный хвост. - А это письмо для лягушки, на конверте нарисованы лягушачьи лапки. Все звери получили свои конверты. В них разрезные картинки, которые нужно собрать. - Молодцы, собрали картинки верно. А теперь поднимите ту часть картинки, на которой изображен хвост, (голова, лапы….) Логопед спрашивает у каждого ребенка: - Чей хвост, (голова, …..) изображен у тебя? Мышка: « У меня заячий хвост» (заячья голова, ….) Петушок: « У меня медвежий хвост» (медвежья голова, …) Динамическая пауза. Звучит мелодия. Кто из героев услышал свою музыку, выполняет движение, остальные дети повторяют за ним. - Веселая прогулка получилась. Вы наверное проголодались. А я приготовила, для вас обед. Логопед выставляет корзину. Дети выбирают предмет, называют его, называют чья это еда.
    - Это морковка. Это заячья еда. - Это колосок с зерном. Это мышиная еда. - Это комар. Это лягушачья еда. - Это мед. Это медвежья еда. - Погуляли звери, пообедали, пора и отдохнуть. Дети возвращаются на свои места. Звучит музыка, дети закрывают глаза и мечтают. - Уснули звери с мечтой, а с какой – скоро узнаем. Логопед прикрепляет возле каждого ребенка карточку. Музыка закончилась, дети проснулись. Рассматривают карточки и отвечают на вопрос: - Что вам приснилось во сне? Что произошло? Мышка: «Ах, как давно я хотела лисий хвост! Наконец – то моя мечта сбылась!» Заяц: «А я всегда хотел петушиный хвост! Ура!» Лягушка: «Мне нравились медвежьи лапы». Медведь: «Какие красивые лягушачьи лапы» Петушок: «Посмотрите, у меня вырос маленький заячий хвост». - Рады звери, что их мечты сбылись. Стали они жить поживать с новыми хвостами, да лапами. Много времени прошло, мало ли. Но плохо зверям, с новыми хвостами и лапами. Плачут, жалуются друг другу. Решили звери вернуть все, как было. Подошла лягушка к медведю: - Неудобно мне воду носить, медвежьи лапы очень большие. Возьми их назад. - А мне дрова трудно рубить. Ты забери свои – лягушачьи. Мышка подходит к лисе: - Мешает мне лисий хвост готовить, забери его. -А мне совсем не подходит мышиный хвост. Заяц подходит к петуху. - Увидят охотники яркий петушиный хвост и поймают меня. - А меня никто не узнает с заячьим хвостом. Давай меняться. - Вернули звери все на свои места и стали любоваться друг другом, да собой. Радуются, что стали такие, как были.

Образование притяжательных прилагательных логопедическое занятие. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительной к школе группе «Притяжательные прилагательные. Тема «Притяжательные прилагательные»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительной к школе группе.

Притяжательные прилагательные.

Лексическая тема: Как звери зимуют?

Программное содержание:

1. Создать условия для расширения, уточнения и активизации активного словаря у детей по теме занятия;

2. Создать условия для упражнения в практическом употреблении притяжательных прилагательных;

3. Создать условия для упражнения в подборе родственных слов.

Оборудование: ноутбук, мультимедийная презентация , предметные картинки по теме, мяч.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (Игра «Кто спрятался?»)

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент

Глубокий вдох - выдох. Настраиваемся на занятие. Вспомним наше правило (проговариваем вместе) : «Наши ушки внимательно слушают, наши глазки внимательно смотрят, наши ручки не мешают, а помогают».

(Перед детьми на доске изображения диких животных) Как вы думаете, о ком мы сегодня с вами поговорим? (Мы будем говорить о диких животных)

Как зимуют дикие животные ? (проговариваем и имитируем движения: заяц скачет, волк по лесу бегает, охотится, лиса хвостиком следы заметает, белка с ветки на ветку скачет, медведь в берлоге сладко спит).

Основная часть

1. Игра «Чьи следы?»

Ребята, если мы зимой придем в лес, то сможем ли мы увидеть диких животных? (нет) Почему? (потому что они спрячутся от нас) Правильно, а что мы можем увидеть на снегу? (следы животных) Верно! Я приготовила для вас карточки с разными следами и предлагаю вам определить, чьи же они?

следы волка - волчьи; следы лисы - лисьи;

следы белки - беличьи; следы кабана - кабаньи;

следы лося - лосиные; следы зайца - заячьи;

следы медведя - медвежьи. (Медведь зимой спит, но иногда медведь может проснуться, если его потревожат, или если зима очень-очень теплая).

А теперь вы сами выберите карточку с изображением следа дикого животного, сравните его с картинками, и скажите, чей это след?

Пример: Это волчий след.

2. Игра «Кто спрятался» с использованием ИКТ (см. презентацию) .

Со следами мы с вами разобрались. А теперь предлагаю вам поиграть еще в одну игру. Вы уже говорили о том, что животные умеют хорошо прятаться. И сейчас мы с вами попробуем угадать, кто же спрятался на наших картинках. (Педагог включает мультимедийную презентацию. Детям предлагается рассмотреть картинку на слайде и ответить на вопрос «Чьи ноги/лапы? Чьи уши? Чей хвост?»)

3. Офтальмологическая пауза

Нашим глазкам нужен отдых. Давайте быстро-быстро, легко-легко поморгаем, а теперь закроем глазки.

«Закрываем мы глаза,

Вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют».

4. Физ. минутка «Прогулка в зимнем лесу».

А теперь настало время отдохнуть и отправиться в зимний лес на прогулку.

Мы пришли в зимний лес - ходьба на месте.
Снежинки в небе круж а тся - руки фонариком, кружатся вокруг себя.
На землю красиво ложатся - движение рук (фонарики)
Вот и зайка проскакал, от лисы он убежал - прыжки на двух ногах.
Это серый волк здесь рыщет, он себе добычу ищет - руки на поясе, наклоны.
Вот мы спрячемся сейчас, не найдёт тогда он нас - приседаем.
В лесу тишина и покой, а мы опять пришли домой - ходьба на месте.

5. Игра с мячом «Подберем родственные слова»

А теперь предлагаю вам встать в круг и немного поиграть. Но для этого давайте вспомним, как мы подбираем слова-родственники. (Педагог бросает мяч детям по очереди и предлагает подобрать родственные слова к словам: ЗИМА, БЕЛКА и т.д.)

6. Игры «Чей хвост длиннее?», «Чья лапа больше?»

Словообразование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксами - ий, -ья, -ье, -ьи с опорой на изображения животных.

Чей хвост длиннее:

Заячий или лисий?

Медвежий или волчий?

Волчий или беличий?

Медвежий или беличий?

Заячий или волчий?

Лисий или медвежий?

Чья лапа больше?

Медвежья или лисья?

Беличья или медвежья?

Заячья или волчья?

Лисья или беличья? И т.д.

Подведение итогов.

О ком мы сегодня говорили?

В какие игры мы с вами играли?

Что вам понравилось больше всего?

Оценка деятельности детей педагогом.

Раксеева О.В., учитель-логопед, г.Ухта.

    • Цель: закрепить навык практического употребления в речи притяжательных
      прилагательных, согласовывая их с существительным.
    • Задачи:
  • активизировать и уточнить словарь по темам: “Домашние животные”, “Дикие животные”,
    “Зимующие птицы”, “Перелётные птицы”;
  • Закреплять умение детей строить словосочетания с заданным словом;

    • автоматизировать звуки, в самостоятельной и произвольной речи;
  • воспитывать у детей дружелюбное отношение к своим сверстникам, развивать умение сотрудничать друг с другом;
  • развивать память, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление;
  • Ход занятия

    /. Организационный этап

    Дети стоят в кругу. Логопед подходит к каждому ребёнку с веером картинок и предлагает выбрать одну картинку. Далее логопед даёт установку, на то, что дети должны назвать животного или птицу, изображённую на картинке и запомнить картинку до конца занятия. Логопед называет только обобщающее слово (домашние животные, птицы, дикие животные). Дети должны поднять соответствующую картинку и назвать её. Например: У меня лось. Лось дикое животное и т.д. Затем дети отдают свои картинки логопеду и занимают свои места за столами.

    //. Обучающий этап

    На доске с правой стороны выставляются картинки с изображением животных и птиц, а с левой - недостающие детали.

    Логопед обращает внимание детей на то, как по-разному называют части тела у разных животных и птиц. Даются соответствующие образцы. Например:

    • Это хвост коровы, он чей? - Это коровий хвост.
    • Это хвост лисы, он чей? - Это лисий хвост.
    • Это хвост белки, он чей? - Это беличий хвост.
    • Это хвост медведя, он чей? - Это медвежий хвост. И т.д.

    Дети хором и индивидуально повторяют предложения: “Это медвежий хвост” и т. д. Аналогично проговариваются названия других частей тела, животных и птиц: Логопед интонационно подчеркивает связь между вопросами Чей? Чье? и прилагательными мужского и женского рода.

    ///. Физминутка

    IV. Этап закрепления

    Логопед сообщает, что к нам в гости на занятие должна была прийти кошка, но она приходилараньше времени и оставила для нас конверт с заданиями. Этот конверт лежит в уголке природы под игрой “Живой мир планеты”. Выбирается один ребёнок, который повторяет инструкцию и отправляется за конвертом. В конверте лежат маленькие конверты на каждого ребёнка. Логопед и его помощник раздают конверты с разрезанными картинками детям. На счет “раз” - картинки достаются из конвертов, на счет “два”, раскладываются на столе, на счет “три” - определяется, кому и какая нужна недостающая картинка.

    Например: Мне нужен кошачий хвост (лошадиная морда, вороний клюв и т.д.)

    Игра “Кто первый догадается?” (на развитие логического мышления)

    Логопед предлагает послушать загадку.

    “По деревьям скок - скок, а орешки щелк - щелк”. (Белка)

    Ребенок, давший правильный ответ, надевает маску белки и развешивает на волшебном дереве гирлянды, состоящие из контурных картинок, изображающих животных и птиц. Дети вспоминают, кто из них, где живет, и прикрепляют карточки в соответствии с контурными образцами правильного ответа: Медведь живет в берлоге. Это медвежья берлога; лиса живет в норе. Это лисья нора и т.д.

    Сначала дети повторяют ответы за логопедом, а затем самостоятельно называют жилище животных и птиц, ориентируясь на вопросы: Чей? Чья? Чьё? - беличье дупло, собачья конура, ласточкино гнездо и т.д.

    V. Итог занятия

    Игра с мячом

    Дети становятся в круг, логопед - в центре. Бросая ребенку мяч, он называет притяжательные прилагательные из числа тех, что отрабатывались на занятии. Ребенок, отдавая назад мяч, проговаривает с этим словом сочетание. Например:

    Вороний - вороний клюв;

    Утиный - утиный хвост;

    Оленья - оленья морда;

    Медвежье - медвежье туловище;

    Баранья - баранья морда.

    (В случае затруднения можно на доске развесить картинки-подсказки, ориентируясь на которые, дети смогут дать правильные ответы).

    КАТЕГОРИИ

    ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

    © 2024 «flemi.ru» — Ультразвуковое обследование. Брюшная полость, голова, грудная клетка