Определение лицевой и изнаночной стороны. Способы определения лицевой и изнаночной сторон ткани

Для начала нужно разложить кусок материала таким образом, чтобы была видна и изнаночная и лицевая сторона. Теперь нужно сравнить те показатели, например, яркость рисунка, если он имеется и его четкость. Естественно, на лицевой стороне рисунок будет обладать более четкими контурами и у него будет более яркий цвет. Лицевая сторона более гладкая, чем изнаночная, и естественно, на ней меньше ворсинок.


Если при внимательном осмотре вы обнаружили небольшие дефекты на ткани, например, узелки или торчащие ниточки - по идее они должны быть расположены на изнанке, так как лицевая сторона должна быть без брака. Нужно так же обратить внимание на кромочную часть полотна. У шерстяных, так называемых суконных тканей, на лице полотна есть нити, которых плохо различимы на изнанке. Кромка такого полотна гладкая, на изнаночной стороне могут быть погрешности. Если вы приобрели сложенную в упаковку ткань, то производители делают сложение по-своему. Российские производители складывают лицевой стороной внутрь ткани из шерсти и шелка, а из хлопка - изнанкой внутрь.

Хитрости определения стороны ткани

Если в ткани присутствует ниточка люрекс, то на лицевой стороне он уложен более аккуратно, и на изнанке его гораздо меньше. Так же такая ткань на лицевой стороне блестит гораздо больше, чем на изнанке.


Если ткань из разряда гладкошерстных, и в ней имеется саржевое или же полотняное переплетение, то в таких видах тканей нет лицевой или изнаночной стороны. Они, грубо говоря, универсальны. Такие ткани могут иметь разные рисунка на каждой из сторон, но обе стороны можно считать лицевыми. Если ткань имеет ворс, то на лицевой стороне ворса гораздо больше, и он намного гуще, чем на изнанке. Если ворс начесной, то он расположен на изнаночной стороне ткани.


Если ткань имеет саржевое переплетение, то на лицевой стороне узор будет более рельефный и с более четкими сторонами, а вот на изнаночной стороне - как бы смазанный рисунок.

У любителей шить одежду и другие вещи для дома своими руками иногда возникает сложность в определении изнаночной стороны ткани. Современные ткани часто бывают почти одинаковыми на первый взгляд с обеих сторон. Но все же между сторонами есть незначительная разница и лучше их не путать, особенно в деталях будущего изделия.

Вам понадобится

  • Отрез ткани, стол для раскроя и хорошее освещение.

Инструкция

  1. Положите ткань так, чтобы одновременно видеть обе стороны - лицевую и изнаночную. Сравните четкость и яркость рисунка на набивной ткани. На лицевой стороне рисунок более яркий и контуры его более четкие, она более гладкая и менее ворсистая, чем с изнанки.
  2. Внимательно осмотрите ткань с двух сторон, разные дефекты - узелки, ниточки - обычно выводятся на изнаночную сторону, а лицевая всегда абсолютно гладкая. Есть гладкокрашеные ткани с полотняным и саржевым переплетением, в которых разницы между сторонами нет. Они называются двухлицевыми и могут иметь различный рисунок на лице и на изнанке.
  3. Обратите внимание на кромку ткани. У суконных (грубых шерстяных) тканей на лицевой стороне кромки присутствуют цветные нити, которые плохо видны на изнанке. К тому же кромка любой ткани с лицевой стороны гладкая, а с изнаночной на ней заметны всякое шероховатости и узелки.
  4. Поинтересуйтесь, где была произведена ткань. Льняные, шелковые и шерстяные ткани отечественного производства складываются лицом внутрь, а хлопчатобумажные (без ворса) - лицевой стороной наружу.
  5. Обратите внимание на состав дорогих тканей. У смешанных тканей более ценный материал (люрекс, блестящие нити и другой) на лицевой стороне заметен в значительно большем количестве, чем на изнанке.
  6. Определите лицевую сторону у ворсовых тканей по большей густоте ворса, чем на изнанке, и ровно остриженной поверхности. Ткани с односторонним начесным ворсом имеют его на изнаночной стороне.
  7. Обратите внимание на четкость диагоналей у тканей с саржевым переплетением нитей. На лицевой стороне рубчики будут четкими и рельефными, а на изнанке - как будто смазаны.

Работа с тканью требует аккуратности, от этого зависит конечный результат. Изделие не должно иметь дефектов, поэтому при раскрое важно правильно определить изнаночную сторону.

У большинства тканей она отличается визуально, а вот, например, у шифона или органзы это сделать невозможно, поэтому существуют иные способы распознавания.

На ткацких фабриках изготавливают и двухлицевые полотна, в таком случае швея самостоятельно выбирает, на какой стороне выполнять раскрой.

К ним относятся:

  • флис;
  • некоторые виды ;
  • шёлк-стрейч;
  • костюмная шерсть;
  • гобелен, вельвет с меховой изнанкой.

Такие материалы можно использовать для пошива различных изделий - пальто, накидок, жакетов, блейзеров, пончо.

Изучаем структуру и рисунок ткани

Отличить изнаночную сторону от лицевой очень просто, если вы покупаете полотно с принтом. Раскладывать выкройку на ней нужно там, где рисунок тусклый. Легко определяется «лицо» у набивных тканей. С наружной стороны изображение яркое, чёткое, насыщенное, а с изнанки оно выглядит блёкло.

Без проблем можно определить лицевую сторону жаккардовых и набивных тканей. В процессе переплетения нитей на станке рельеф образуется сверху. Нижняя сторона более гладкая. На ней вы не увидите типичных для ткани шанель и букле узелков.

Как быть, если работать приходится с однотонным полотном? Изнаночные стороны шёлка, сатина, атласа матовые. Глянец и блеск волокон присутствует только снаружи. Узнать, где изнанка гладкой ткани, просто: на ней поверхность более ворсистая, обнаруживаются ткацкие дефекты (узелки, утолщения нити).

Определение по кромке

На любом полотне с обоих краёв выполняется уплотнительное плетение для предотвращения осыпания. Оно называется кромкой, которую создают путём введения дополнительной нити (иногда она может отличаться по цвету). Видно её только с лицевой стороны ткани. Если вы заметите обозначения в виде букв, цифр или надписи, расположите полотно в удобном положении для чтения, это и будет лицевая часть.

Самый верный признак определения — это проколы, выполняемые ткацким станком по кромке. Иглы вводят с изнаночной стороны, образуются дырочки, следовательно, с лицевой формируются выпуклости, которые ощущаются тактильно.

Этот способ помогает разобраться портнихам, как верно раскроить:

  • марлёвку;
  • муслин;
  • органзу;
  • батист;

На кромках некоторых тканей не выполняются проколы. В таком случае внимательно посмотрите: там, где поверхность гладкая, и есть «лицо». С обратной стороны она шероховатая, с узелками и утолщениями.

Чтобы не ошибиться в определении изнаночной стороны, попросите продавца сделать отметку портновским мелком при покупке. Только не затягивайте с раскроем, изображение может через время исчезнуть. Если вы испробовали все методы, но так и не определили, где лицо, а где изнанка ткани, располагайте выкройку на той стороне, которая вам больше нравится, главное, не перепутать их в процессе работы.

Для начинающих портних раскрой ткани бывает достаточно сложной операцией.

Зная, на что надо обратить внимание при раскрое , Вы легко справитесь с этой работой.

При раскрое необходимо обратить внимание на следующие факторы:- определение лицевой стороны ткани

Определение дефектов

Направление ворса (если он есть)

Направление узора,

В т.ч. раскрой из ткани в полоску и клетку

Определение долевой нити

- раскрой по «косой».

Давайте подробнее рассмотрим все вышеперечисленные факторы.

Определение лицевой стороны ткани

Для правильного определения лицевой стороны ткани, нужно определить, к какому виду переплетения относится ткань для раскроя .

У гладкокрашеной ткани полотняного переплетения лицевой стороной является та, которая лучше отделана, выглядит чище и имеет более гладкую поверхность. Для определения лицевой стороны таких тканей положите ее на руку, покрыв ею ладонь. Поднимите руку на уровень глаз и при хорошем освещении рассмотрите поверхность ткани. Переверните ткань на другую сторону и повторите операцию. При внимательном изучении поверхности, вы увидите, как сторона более гладкая, имеет меньше шероховатостей – это и будет лицо. Еще один способ определение лицевой стороны – определение по кромке. На лице она выполнена более аккуратно, чем на изнанке.

Лицевую сторону у набивных тканей определить просто – т.к. печатной рисунок наносится на лицо.

При саржевом переплетении на ткани видно диагональное переплетение (рубчик). Лицевая сторона ткани саржевого переплетения определяется по рубчику – его направление снизу слева и вверх направо.

Обычно, если ткань саржевого переплетения раскроить в противоположном направлении, детали могут иметь разные оттенки.

Для тканей с сатиновым переплетением лицевой стороной является более блестящая и гладкая, сторона.

Определение дефектов ткани

После нужно проверить ткань на наличие дефектов, внимательно просмотреть рисунок и направление ворса.

При обнаружении дефектов, например, узелков, шероховатостей, неровностей, которых быть не должно, их необходимо отметить мелом или нитками по изнаночной стороне. Выкройки основных деталей располагать с учетом найденных дефектов. На этих участках можно расположить подборта, подворотники и другие детали, на которых дефекты не будут заметны.

Важно: производите только после того, как ткань остынет и окончательно просохнет

Рис.1 Определение направления ворса

К тканям с ворсом относятся: вельвет, бархат, махровые ткани, велюр, драп и некоторые виды шерстяных тканей, а также искусственный мех. Определить направление ворcа несложно – для этого проведите рукой по поверхности ворсованной ткани параллельно кромке. Если ворсинки под вашей ладонью приподнимутся, значит, ваше движение идет против направления ворса (рис.1, а если будут лежать ровно, то Вы провели рукой по направлению ворса.

Важно: На ворсованных тканях, а также на тканях, которые дают разные оттенки в противоположных направлениях, детали изделия нужно выкраивать так, чтобы ворс или оттенок располагался в одном направлении. Для этого все детали выкройки изделия располагаются на ткани так, чтобы верхние края деталей были направлены в одну сторону.

Рис.2 Расположение деталей выкройки: а) в разные стороны б) в одну сторону

Для бархата и вельвета направление ворса должно быть снизу вверх, а для панбархата, замши, фланели и байки - сверху вниз.

Если ткань без ворса, не дает оттенка в разных направлениях, или рисунок которых не зависит от направления, то детали изделия раскладывают в любом направлении для получения оптимальной раскладки (рис. 2,а).

Направление узора

На многих тканях узор имеет направление. Например, как на рис. 3, где – все цветки со стеблями имеют одно направление. На подобных тканях (рисунок расположен в одну сторону), обязательно все детали бумажной выкройки нужно располагать в оду сторону (рис. 2, б).

Если рисунок очень крупный, его нужно расположить так, чтобы на правой и левой стороне изделия рисунок смотрелся симметрично. При этом очень желательно сохранить целый рисунок на видных местах. На рис. 4 показано правильное и неправильное расположение крупного рисунка на изделии.

Также при очень крупном или редком рисунке детали выкройки должны располагаться так, чтобы середина детали совпадала с центральной линией рисунка. На (рис. 5,а) стрелки показывают центр рисунка.

Это же относится и к тканям с крупным горохом (рис. 5,б).

Если вы хотите что-либо сшить своими руками, вам необходимо определить лицевую и изнаночную сторону ткани перед раскроем. Это не только положительно скажется на внешнем виде изделия, но и облегчит процесс шитья.

Многие ткани выпускаются фабриками в двустороннем виде. То есть имеют идентичный вид с обеих сторон. В этом случае выбирайте ту сторону, которая вам нравится, и шейте. Но что делать, если у ткани есть и лицевая часть, и изнанка; как их отличить друг от друга?

Ткани без рисунка

Начнем с того, что ткани, поступающие с фабрики, сложены вдоль отреза материи. При этом лицевая часть «спрятана» внутрь. Это делается для того, чтобы сразу можно было накладывать выкройку, кроить и приметывать (только с изнанки).

Ткани с рисунком

Если рисунок – печатный, то на лицевой стороне он будет выглядеть ярче и четче. Если изображение создается штамповкой (прокалываемыми отверстиями), игла проходит с изнанки на лицо, поэтому их можно определить на ощупь: на «нарядной» стороне отверстие будет выпуклым, а на внутренней – вогнутым и гладким.

Изнаночная сторона

На ней стремятся «спрятать» всевозможные узелки, утолщения и другие «зацепки»; также именно эта часть будет скатываться. Определяется это, если провести рукой по поверхности (или слегка ее потереть) и сравнить с противоположной стороной.

Лицевая сторона

Если ткань по определению имеет ворсистую поверхность, то она будет располагаться на внешней стороне. Если же предусмотрен абсолютно гладкий внешний вид, то изнаночная часть может быть покрыта небольшим пухом или ворсинками, но на лицевой их не будет. Если обе стороны имеют ворс, то с лица он будет иметь более ухоженный, гладкий вид и идти в одном направлении.

Золотые и серебряные нити в тканях с люрексом, аппликацией или аккуратной вышивкой располагаются на «нарядной» нитеоснове.

У таких тканей, как атлас, гладкой, блестящей и более яркой частью обозначается лицо.

У материй, имеющих рубчики, они располагаются слева направо и идут снизу вверх.

Инструкция

1. Разложите ткань на столе, свернув ее так, чтобы одновременно были видны обе стороны: лицевая и изнаночная. На материале с набивным рисунком сравните четкость и насыщенность узора. На лицевой стороне орнамент должен быть ярче и отчетливей. Проведите по ткани рукой. Лицевая сторона набивного материала обычно гладкая и слегка блестящая, а изнаночная – немного ворсистая и матовая.

2. Осмотрите полотно с двух сторон. Обратите внимание на различные дефекты: утолщенные или вытянутые нити, узелки и т.д. Обычно их выводят на изнаночную сторону. На лицевой стороне качественной ткани никаких дефектов быть не должно. У дорогих тканей с металлическими нитями лицевая сторона должна быть более нарядной и блестящей.

3. У гладкоокрашенных материй с саржевым или полотняным переплетением нет качественных различий между лицевой и изнаночной стороной. Такие ткани называют двухлицевыми.

4. Внимательно рассмотрите кромку ткани. На лицевой стороне кромки суконных материй есть цветные нити, которые на изнанке почти не видны. Кромка любой ткани гладкая с лицевой стороны, а с изнаночной на ней можно увидеть узелки и шероховатости.
По кромке идут проколы, как правило, с изнанки на лицо. Тогда на изнанке будут дырочки вогнутые, а на лице - выпуклые. При этом будьте внимательны, иногда встречается наоборот.

5. Лицевая сторона шелковых и атласных тканей обладает привлекательным глянцевым блеском. Изнанка таких материй обычно матовая. Лицо ворсистых тканей, как правило, отличается более густым и длинным ворсом, нежели их изнанка. Необходимо помнить, что у некоторых материалов, например у байки, начесной ворс одинаков на лицевой и на изнаночной стороне. Флис считается двухлицевым материалом. Одежду из него можно шить с ворсом наружу или вовнутрь.

6. При покупке ткани обратите внимание на то, как полотно скатано в рулон. Отечественные шелковые, льняные и шерстяные материи, как правило, упаковывают лицевой стороной внутрь, а хлопковые – изнанкой внутрь.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «flemi.ru» — Ультразвуковое обследование. Брюшная полость, голова, грудная клетка