У ребенка 6 мес. Календарь развития шестимесячного ребенка

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

В 6 месяцев ребенок обычно умеет переворачиваться со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину. 6-месячный малыш активно готовится к ползанию: не поднимая живота, подползает вперед, отползает назад, крутится, долго лежит на животе с опорой на ладони выпрямленных рук. Развитие ребенка 6 месяцев позволяет ему немного стоять на выпрямленных ногах при поддержке за обе руки или под мышки и недолго сидеть при поддержке за две или за одну руку. Ребенок 6 месяцев часто делает попытки согнуться вперед из положения лежа на спине. Тянет обе руки к маме - выражает желание, чтобы взяли на руки.

Рост и вес ребенка 6 месяцев данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 6 месяцев данные ВОЗ

Питание ребенка в 6 месяцев

При грудном вскармливании изменяется режим кормлений. Ночью наиболее активное сосание смещается на последние 2-3 часа перед пробуждением. В первую половину дня насосавшийся за ночь малыш 6 месяцев редко прикладывается к груди, вечером прикладывания становятся частыми. В 6 месяцев срыгивания исчезают совсем или становятся единичными.

Во время грудного вскармливания ребенок начинает упираться ручками в маму, как бы отталкиваясь от нее. Это еще один этап отделения от матери, а также проверка своих новых телесных возможностей. Маме стоит принять такое поведение малыша.

В 6 месяцев обычно начинается знакомство с пищей взрослых — педагогический прикорм. Ребенок проявляет активный пищевой интерес — это новый этап в его развитии, а не свидетельство нехватки молока у мамы или недоедания малыша. Он пока лишь пробует новые вкусы, адаптируется к особенностям пищи, отличной от грудного молока. С 6 месяцев можно давать ребенку пробовать как продукты, рекомендованные для прикорма в этом возрасте (овощи, фрукты и пюре из них, каши), так и безопасную (диетическую, неаллергенную) пищу со стола взрослых членов семьи. Объемы новой пищи пока вряд ли будут ощутимыми.

Уход за ребенком в 6 месяцев

Ночной сон удлиняется, появляются 2-3 дневных сна по 30 минут — 2 часа.

Познавательное развитие ребенка 6 месяцев

В возрасте 6 месяцев ребенок может долго следить за перемещением игрушки. Тянет к ней руки, схватывает, удерживает. Подолгу занимается с одним предметом: берет игрушки из разных положении, перекладывает из одной руки в другую, тянет в рот, отодвигает, рассматривает, прислушивается к ее звучанию (мелодии). Ребенок 6 месяцев способен, удерживая игрушку, переворачиваться на бок, на живот, на спину. В игре пытается найти спрятанную внезапно игрушку (заглядывает, сдергивает платочек). Пытается подражать движениям взрослого: похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой.

Эмоционально-социальное развитие ребенка 6 месяцев

Примерно в возрасте 6 месяцев у ребенка возникает эмоциональное предпочтение: появляется любимая игрушка. Малыш улыбается в ответ на ласковый тон голоса взрослого, хмурится при строгом тоне голоса, пугается громких звуков. Ребенок 6 месяцев может быть эмоционально напряжен при трудновыполнимых действиях, движениях. Примерно в возрасте 6 месяцев ребенок становится настороженным или даже испуганным при виде незнакомого человека или в новой обстановке.

Речевое развитие 6-месячного ребенка

Прислушивается к голосу взрослого, вторит ему слогами из своего лепета, оборачивается на свое имя. Ребенок 6 месяцев смотрит в сторону знакомого предмета на вопрос взрослого: "Где то-то?". Развитие речевого аппарата позволяет ребенку 6 месяцев протяжно произносить гласные звуки. Малыш часто произносит слоги (лепечет) в процессе самостоятельного бодрствования, в лепете возникают четкие фонемы родного языка, индивидуальная ритмичность. Ребенок 6 месяцев повторяет за взрослым некоторые звуки и слоги из своего лепета. Подражает голосовым интонациям взрослого (выразительным): "чихает", "покашливает", "смеется".

Бытовые навыки

Придерживает грудь мамы во время сосания. Раскрывает рот перед ложкой, снимает пищу губами, ест с ложки полугустую пищу.

Полгодика воспринимается как определенный рубеж в развитии малыша. Вам интересно, что должен уметь ребенок в шесть месяцев и как помочь маленькому человеку продвинуться в своем развитии.

Сегодня об этом и расскажу, но помните, что детки могут приобретать новые умения в разное время и в разном темпе.

Развитие тела и новые движения вашего малыша

В полугодовалом возрасте совершенствуется многое из того, что уже умеет ребенок, а также в шесть месяцев появляются и новые навыки:

  • К этому возрасту детки могут переворачиваться со спины на животик и обратно;
  • Часто и подолгу лежат на животике;
  • Благодаря развитию мускулатуры малыш уже может опираться на вытянутые ручки и из этого положения поворачиваться в разные стороны;
  • Стоя в этой позе, может поднять одну ручку или держать в ней какой-нибудь предмет;
  • Малыш пытается ползти по-пластунски.
  • Физическое развитие ребенка позволяет ему передвигаться по комнате:в шесть месяцев жизни большинство деток умеют ползать на животе или перекатываться, так что уже могут добраться до любого предмета. Узнайте из статьи, когда ребенок начинает ползать >>>

Если ваш малыш еще не ползает, стимулируйте его к приобретению этого навыка: положите в некотором отдалении новую игрушку. Ребенок заинтересуется и будет делать попытки дотянуться до нее. В конце концов, мышцы крохи окрепнут, и он поползет.

  • Наиболее активные детки в этом возрасте не только ползают, но и встают на ножки у опоры.
  • Физическое развитие ребенка в 6 месяцев характеризуется появлением навыка сидения. Некоторые детки садятся и могут просидеть несколько секунд без опоры. Читайте статью, чтобы узнать, когда ребенок начинает сидеть >>>
  • В шесть месяцев кроха хорошо пользуется обеими ручками, быстро идет развитие глазомера. Это значит, что малыш может захватить по игрушке в каждую руку и стучать ими друг об дружку. Большой палец при захвате пока используется редко и нетвердо, чаще всего детишки берут предметы горсточкой или четырьмя пальчиками.

Перечень того, что должен делать ребенок в полугодовалом возрасте, достаточно широк, но если в шесть месяцев малыш не выполняет то или иное действие – не расстраивайтесь, значит, этот навык карапуз приобретет немного позже.

Игры и игрушки

Психомоторное развитие ребенка в 6 месяцев приводит к изменению характера взаимодействия малыша с окружающим миром. Теперь карапуз хочет изучать все вокруг и активно участвовать во всех происходящих событиях:

  1. Малыш передвигается по комнате, внимательно рассматривает окружающую его мебель и различные предметы;
  2. Исследует свои ручки и ножки;
  3. Развитие ребенка шестого месяца жизни обязательно включает чтение взрослыми стихов, потешек и пальчиковые игры, которые очень любят малыши. И если раньше ребенок только сосредоточенно слушал, как мама читает ему стихи, то теперь он эмоционально реагирует на эти занятия; улыбается, смеется, лепечет.

Играйте с крохой не только в пальчиковые, но и в телесные игры: «Большие ноги шли по дороге», «Ехали мы, ехали», «Едет, едет паровоз» и т. п.

Беря малыша на ручки, используйте разные способы поддержки, танцуйте вместе с крохой. Так вы не только укрепите детские мышцы, но и создадите позитивный контакт с маленьким человечком, доставите малышу удовольствие от новых тактильных ощущений.

В 6 месяцев у карапуза идет развитие осязания; он не только тащит все в рот, но и старательно ощупывает пальчиками.

В подробном курсе «Мой Любимый Малыш» вы найдете пошаговые рекомендации по развитию и воспитанию ребенка этого возраста, >>>

В шесть месяцев у крохи появляются новые игрушки:

  • Мягкие кубики с картинками. Хорошо, если поверхности кубиков будут выполнены из разных текстур. Детки рассматривают изображения, слушают мамины пояснения, ломают башенки, которые строят родители;
  • Музыкальная игрушка с приятной музыкой. Для детишек в 6 месяцев хорошо подойдет детское пианино с несколькими крупными клавишами, которые легко нажимать. Такая игрушка нужна для развития логики: малыши понимают, что при нажатии разных кнопок раздаются разные мелодии;
  • Игрушки для купания. Больше всего малышам нравятся резиновые пищащие животные и куклы;
  • Разная посуда: большая деревянная ложка, пластмассовые тарелки и кружки. В шесть месяцев ребенку интересно все, что связано с едой взрослых; поэтому пользоваться посудой – это то, что должны уметь и девочки, и мальчики;
  • Картонные книжки с картинками. Карапуз любит их разглядывать и слушать, как читает мама. Не расстраивайтесь, что кроха все время тянет их в рот, это совершенно нормально;
  • Мягкая бумага и различные пакеты. Давайте их детишкам только под присмотром взрослого! Детки обожают рвать бумагу и шуршать пакетом;
  • На прогулке малыш в 6 месяцев уже любит наблюдать за мыльными пузырями; интересуется воздушным шариком.

Важно! Самое главное в выборе игрушек – следите, чтобы у них не было легко отламывающихся мелких деталей, которые малыш может проглотить.

Настроение и эмоции крохи

Психическое развитие ребенка в шесть месяцев дает ему способность отделять родителей и родственников от незнакомцев.

  1. Малыш любит общаться с близкими людьми, которых часто видит;
  2. Карапуз улыбается и смеется, когда ему хорошо, и плачет, когда он чем-то недоволен;
  3. В свои 6 месяцев крошка учится выражать отрицательные эмоции: детишки умеют хмуриться, недовольно лепетать;
  4. Когда малыш рассматривает новую игрушку, на его лице появляется сосредоточенное выражение;
  5. Детки воспринимают интонацию и реагируют на нее соответствующим образом: ласковый голос вызывает на лице малыша улыбку, а от строгого он может заплакать;
  6. Маленький человечек тонко чувствует настроение мамы, если она грустит, может ныть и капризничать. Незнакомые люди настораживают кроху. Он не сразу начинает им доверять, может не пойти на ручки и заплакать от страха.

Обращая внимание на особенности развития ребенка, вы можете спрогнозировать характер ребенка, ведь именно в 6 месяцев проявляются первые его основные черты.

Развитие недоношенного ребенка в 6 месяцев почти полностью соответствует развитию ребенка, родившегося в срок. В этом возрасте «поторопившиеся» детки начинают полноценно общаться с близкими людьми, и мамам рекомендуется проводить с ними как можно больше времени.

Шесть месяцев ребенку – время, когда родители контролируют, что он должен уметь; мальчики и девочки имеют разные нормы развития. Психологами установлено, что девочки приобретают новые навыки немного быстрее, чем мальчики.

Узнайте много интересного о развитии ребенка в 6 месяцев из моего видеоурока:

Говорят малыши

В шесть месяцев продолжается речевое развитие крохи. Малыш уже увереннее произносит слоги, расширяется его «репертуар». Чтобы потренировать язычок и губки, делайте с крохой следующее упражнение. Дождитесь, когда ребенок скажет серию слогов, например, «фа-фа-фа». Произнесите «фо-фо-фо» или «фи-фи-фи».

Так вы покажете крохе, как можно составлять слоги. Когда разговариваете с карапузом, смотрите прямо на него и четко артикулируйте слова. Он будет запоминать, как произносить разные звуки.

Когда исполняется шесть месяцев ребенку, его развитие идет очень быстро и ширится список того, что он должен уметь; видео разных моментов жизни крохи поможет вам запомнить его в полугодовалом возрасте. Успевайте наслаждаться этими деньками, проводите с малышом больше времени. Вы и не заметите, как ваш карапуз начнет бегать и разговаривать.

Дети очень быстро растут. Несколько месяцев назад ваш кроха только и делал, что ел да спал. Зато теперь он активно изучает мир, пытается общаться, дергает вас за волосы, играет с погремушками и требует к себе повышенного внимания. Полгода - серьезная веха на пути развития малыша. Что должен уметь ребенок в 6 месяцев и как помочь ему освоить все необходимые навыки?

Физиологическое развитие

Первое, что сделает педиатр во время планового приема - измерит рост и вес младенца. Ребенок на 6 месяце жизни вырастает на 2 см и прибавляет 600-650 г. Рост карапуза в среднем составляет 64-68 см, вес - от 7,5 до 9 кг. Впрочем, допустимы небольшие отклонения от этих цифр.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев? Развитие всех органов чувств протекает активно. У малыша совершенствуется слух, зрение, обоняние. Он различает людей и предметы, учится правильно оценивать расстояние до игрушки, узнает запахи. Время активного бодрствования увеличивается до 3 часов. Некоторые дети с трехразового дневного сна переходят на двухразовый. Работа пищеварительной системы налаживается, поэтому можно вводить прикорм.

У многих малышей в этом возрасте прорезаются зубки, что может привести к раздражительности, постоянным капризам, повышению температуры.

Развитие самостоятельности и опрятности

Говоря о том, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, нельзя забывать об освоении основных навыков самообслуживания. К этому возрасту малыш хорошо ест с ложки кашу, пюре. Если дать ему печенье или кусочек банана, он возьмет их в руку, сможет самостоятельно откусить, разжевать деснами. А вот поднести ко рту ложку с едой для него пока слишком сложная задача. Многие груднички пытаются сами удержать бутылочку с молоком. В этом возрасте научите ребенка пить из чашки, поднося ее к губам крохи.

Во время одевания малыш по просьбе мамы начинает протягивать ручку, ножку. Это отличный способ выучить части тела. Он уже умеет стягивать с себя носки, головной убор. Некоторые родители в этом возрасте покупают горшок и высаживают на него кроху после еды, перед сном и прогулкой, после них. Результаты от такого приучения бывают самыми разными. За первыми успехами часто следует откат на исходную позицию. Полугодовалый ребенок еще не способен контролировать свои естественные отправления.

Мелкая моторика

Способность хватать предметы - главное достижение ребенка в 6 месяцев. Что умеют маленькие ручки? Они могут брать и удерживать игрушки разных размеров, бросать их, трясти, сжимать, катать мяч, хлопать в ладоши. Младенец отлично координирует движения своих конечностей, умеет перекладывать предмет из одной руки в другую. Однако захват пока осуществляется всей кистью, пальчики слушаются плохо.

Родители могут помочь своему ребенку, играя с ним в пальчиковые игры ("Ладушки", "Сорока" и др.), делая массаж ручек. Очень важно правильно выбрать игрушки с разнородной текстурой, с кнопочками, подвижными деталями, пищалками. Манипулируя ими, младенец учится контролировать и координировать движения рук, пальцев. Полезно в этом возрасте и рисование на листе обоев. Купите пальчиковые краски и окунайте в них всю ладошку. Первые шедевры обязательно сохраните на память.

Ползание

От этого навыка зависит не только физическое, но и интеллектуальное развитие ребенка 6 месяцев. Что умеет делать ползающий малыш? Он способен активно исследовать окружающее пространство, добираться до интересующих предметов, изучать их свойства, пробовать на зуб. При этом активно развивается мышление, самостоятельность.

В полгода ребенок уже хорошо умеет переворачиваться с бока на бок, со спины на живот и обратно. Он пробует ползти на животе или другим способом, учится вставать на четвереньки. Чтобы помочь ему, мама может подставлять свои ладони под крошечные стопы. Младенец будет инстинктивно отталкиваться от них и двигаться вперед. Для создания мотивации положите на небольшом расстоянии интересную игрушку.

Когда малыш делает первые неуверенные попытки ползти, подайте ему пример, передвигаясь по-пластунски или на четвереньках. После освоения навыка предложите ребенку преодолеть лабиринт из диванных подушек, переползти через валики из одеял, найти игрушку под накрытым покрывалом стулом.

Учимся сидеть

Любопытство - главная черта здорового малыша. Нередко в возрасте полугода у детей возникает желание приподняться, чтобы увидеть что-то интересное. Кто-то уже уверенно садится. Другие груднички делают неумелые попытки, но при этом быстро заваливаются, так как мышцы спины еще не готовы к нагрузке.

Самостоятельное сидение не входит в основной перечень того, что умеет ребенок в 6 месяцев. И девочек, и мальчиков педиатры не рекомендуют присаживать раньше времени, так как это может спровоцировать нарушение осанки. Считается нормой, если овладение этим навыком произойдет позже, в 8-9 месяцев.

Однако уже сейчас во время гимнастики предлагайте малышу, лежащему на спине, ухватить вас за пальцы. Осторожно подтягивайте его до сидячего положения, задержитесь на 15 секунд и опускайте обратно. Упражнение нельзя выполнять, если у младенца сильно запрокидывается голова.

Учимся стоять

Что умеет ребенок в 6 месяцев, если его развитие протекает без отклонений? Здоровый малыш этого возраста уверенно опирается на ножки, когда его берут подмышки и ставят на твердую поверхность. Многие дети пытаются переступать на месте, "танцуют", подпрыгивают во время таких экспериментов. Младенцам очень нравится вертикальное положение. Некоторые сами пытаются встать, хватаясь за бортики кроватки. Поэтому во избежание травм их лучше не оставлять без присмотра.

Родителям не рекомендуется в этом возрасте стимулировать кроху к прямохождению, покупая ходунки или прыгунки. В них ребенок не научится держать равновесие, может возникнуть деформация позвоночника. Лучшее упражнение для грудничка, подготавливающее его к самостоятельной ходьбе, - активное ползание. Однако не следует и мешать малышу, если он встает в кроватке по собственной инициативе.

Мышление

Осознавать простейшие причинно-следственные связи - это то, что умеет ребенок на 6 месяце жизни. Он уже понимает, что если дернуть за веревочку, колокольчик зазвенит. При тряске погремушка начнет бренчать. Бросая мяч на пол, малыш заранее смотрит вниз.

Подарите ему игрушки, которые умеют что-то делать: пищать, если их сжимают, мигать при нажатии на кнопку. Так ребенок поймет, что способен влиять на предметы. Игры с мячиком, кубиками, волчком учат следить за перемещением вещей в пространстве, видеть результат действий: если башню толкнуть - она рассыпется.

В этом возрасте младенец готов к игре в прятки. Накройте предмет платком, оставив на виду только небольшую часть. Ребенок с радостью найдет спрятанное. Он понимает, что вещь продолжает существовать, даже если ее не видно полностью. Однако если спрятать игрушку целиком, не всякий малыш начнет поиски. Младенцу пока трудно осознать, что предмет присутствует, несмотря на то что его не видно.

Речь

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев? Девочки и мальчики активно стремятся к общению с близкими, смеются, визжат, привлекая внимание к себе. Они уже отличают ласковый тон от сердитого, ориентируются по мимике взрослого. Обогащается пассивный словарный запас. Дети знают названия игрушек, предметов быта. Вслед за вопросом: "Где у нас часики?" - часто следует указательный жест в правильном направлении.

На смену гулению приходит лепет. Малыши нараспев тянут слоги: "ма", "гу", "ба", "де", пытаются имитировать речь взрослых. Со временем звуки становятся все разнообразнее. Родители могут стать инициаторами веселой переклички, повторяя за грудничком все произносимые слоги и побуждая его отвечать.

В то же время важно вести с ребенком обычные беседы, четко артикулируя все звуки, слегка растягивая ударные гласные. Во время игры много раз повторяйте название игрушек и предметов, воспроизводите звукосочетания, издаваемые ими: кошечка - "мяу-мяу", часы - "тик-так", машинка - "би-би". Выучите потешки, в которых упоминаются части тела. Декламируя стишок, поглаживайте в соответствии с текстом ручки, ножки, носик или щечки малыша.

Эстетическое развитие

Дети рано начинают реагировать на красивые предметы, музыку, потешки. Что должен уметь делать ребенок в 6 месяцев? Он внимательно исследует яркие, необычные предметы, рассматривает их, пробует на ощупь, облизывает. У него появляются любимые игрушки, вещи. Малыш с радостью наблюдает за кукольными представлениями, разыгранными мамой. Ему нравятся народные игры для крох. Под веселую музыку детки танцуют, под колыбельную - затихают. Знакомые композиции они узнают, реагируют радостным гулением, пытаются сами имитировать пение.

В этом возрасте очень полезны игры с музыкальными инструментами (колокольчики, барабан, ксилофон). Слушая музыку, посадите малыша на коленки, дайте погремушку и трясите ею в такт мелодии. Танцуйте с крохой на руках, попадая в ритм. Читайте нараспев детские стихи, пойти песенки, с помощью игрушек инсценируйте сказки. Полугодовалого малыша пора знакомить с первыми книжками. Лучше, если они будут с тактильными вставками, музыкальными кнопками, на которые так интересно нажимать.

Эмоциональное развитие

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев? В этом возрасте он способен к активному выражению своих чувств. О хорошем настроении свидетельствует смех, радостное гуление, активные движения. Когда малыш расстроен, он плачет, "сучит" ногами, откидывает игрушки. Просясь на руки, ребенок тянется к взрослому.

Детки очень хорошо знают близких людей, оживляются при их появлении. Особую нежность проявляют к маме, стараясь привлечь ее внимание, прижаться, не отпускать от себя. Незнакомцы их пугают. Оказавшись в новом месте, ребенок становится настороженным, отказывается идти на руки к чужому человеку, может заплакать.

В этот период не следует оставлять малыша одного. Если вы выходите из комнаты, перекликайтесь с ним, чтобы он ощущал ваше присутствие. Давайте время привыкнуть к новым людям, находитесь рядом в непривычных ситуациях. Тогда кроха почувствует себя защищенным, станет увереннее.

Что умеет недоношенный ребенок в 6 месяцев?

Если ваш малыш родился раньше положенного срока, его развитие протекает с отставанием на месяц-полтора. Нормально, если кроха не пытается ползать или садиться, как большинство сверстников. Недоношенный ребенок в полгода должен:

  • узнавать родных, активно общаться с ними, реагировать на мимику, интонацию;
  • настораживаться при появлении чужого человека;
  • учиться переворачиваться со спины на живот;
  • смеяться, лепетать;
  • реагировать на звуки, оглядываться в их сторону;
  • проявлять интерес к игрушкам, держать погремушку в руках;
  • при поддержке взрослого опираться ногами о твердую поверхность, отталкиваться от нее.

Тревожные признаки

Мы выяснили, что должен уметь ребенок в 6 месяцев. Теперь поговорим об отклонениях в развитии.

Вам следует немедленно обратиться к специалистам, если:

  • малыш не реагирует на близких, не умеет улыбаться, не просится на руки;
  • полностью отсутствует лепет;
  • кроха не поворачивает голову к источнику звука, не слышит шуршание бумаги за спиной;
  • нет интереса к игрушкам, малыш не может взять в руку кубик, удержать его;
  • когда грудничка ставят вертикально, он просто повисает, не упираясь ногами в поверхность и не пытаясь отталкиваться;
  • если ребенка приподнять за руки из положения лежа на спине, у него заваливается голова;
  • лежа в кроватке, малыш не пытается перевернуться со спины на животик и обратно.

Чем раньше выявлено отклонение у грудничка, тем больше шансов на успешное лечение.

Список того, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, довольно внушительный. В этот период происходят кардинальные изменения, поэтому родители должны быть особенно внимательными к своим малышам. Тесный контакт с близкими людьми, положительные эмоции - основное условие для успешного развития. Будьте рядом с младенцем, поощряйте его активность, радуйтесь незначительным успехам, и они не заставят себя ждать.

Полгода – первый маленький юбилей и важный рубеж для малютки. В этом возрасте ползать, сидеть, благодаря чему у него есть возможность видеть окружающее пространство по-новому – из вертикального положения. Меняются и развлечения ребенка: он пристально разглядывает свои , будто изучая их вновь, начинает видеть и открывать в них другие качества.

Основная задача родителей – помочь своему чаду развиваться и совершенствовать свои навыки дальше, ведь еще столько нужно узнать и освоить. Отличным помощником в этом станут игры с малюткой.

Основная задача родителей полугодовалого ребенка - помочь природному развитию малыша, захватить его внимание и привлечь к изучению новых навыков

Значение игр для развития крохи

В полугодовалом возрасте малыш активно развивается, тщательно изучает все вокруг, и родители обязаны помочь ему в этом. Все обучение должно проходить в игровой форме.

Если мама и папа заботятся о благополучии своего малыша, им просто необходимо регулярно уделять ему время, играя дома. Чем же занять кроху в таком возрасте?

Современные психологи указывают на большое значение развивающих игр в жизни 6-тимесячного крохи, они помогают малышу совершенствовать уже имеющиеся навыки, а также приобретать новые.

Без подобных забав ребенок отстает от своих сверстников как в плане физического развития, так и интеллектуального – он начинает позже говорить, вставать на ножки и ходить (подробнее в статье: ). Такая статистика наблюдается сегодня во многих странах.

Формируем мелкую моторику

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Сегодня в детских магазинах имеется огромный ассортимент обучающих игр, но для крохи в возрасте 6 месяцев подойдут самые простые развлечения. Родителям для этого стоит запастись как незамысловатыми игрушками, проверенными не одним поколением детишек, так и различными предметами обихода (коробочками, баночками, клубочками, пластмассовыми стаканчиками).

Пирамидка с кольцами

Обычная пирамидка с крупными кольцами – незаменимая игрушка для развития полугодовалого крохи. Конечно, ребенок не начнет сразу же самостоятельно собирать и разбирать ее, для начала нужно продемонстрировать ему, как это делается. В первую очередь, будем учить кроху разбирать пирамидку: показываем нижнее кольцо и просим ребенка снять его, делаем это сами, затем ручкой малыша, и только после серии упражнений кроха освоит этот навык. Когда ребенок научится управляться с одним кольцом, следует усложнить ему задачу и добавить еще пару колец на пирамидку. По мере развития и совершенствования навыка количество колечек нужно продолжать увеличивать.

Как только кроха научится разбирать пирамидку, можно переходить к следующему этапу – нанизыванию на стержень колец. Это задача требует от малыша большей сосредоточенности и умения координировать свои движения - такие манипуляции он освоит ближе к 7-8 месяцам, а может и позже.

Пирамидка – игрушка многофункциональная, она способствует развитию внимания, логики и мелкой моторики. Играя с ней, кроха познакомится с разными цветами и размерами предметов.


Несмотря на простоту конструкции, пирамидка является незаменимой вещью: она учит малыша различать формы, цвета и размеры предметов

Коробочка с игрушками

Небольшие контейнеры, ящички и коробочки с крышками станут отличными игрушками для полугодовалого малыша. Любознательные детки попытаются самостоятельно открыть их, желая узнать, что спрятано внутри. Если кроха не заинтересовался игрушкой, можно привлечь его внимание: потрясти коробочку, спросить, что в ней лежит, предложить открыть ее.

Когда ребенок научится снимать крышку , надо показать ему, как доставать игрушки из контейнера, а затем складывать их обратно. Вынимая из коробки предметы, можно рассказывать малышу о них, производить с ними разные манипуляции. Можно собрать целую коллекцию баночек и контейнеров, ребенок с интересом будет возиться с ними еще несколько последующих месяцев.

Стаканчик и мячики

По мере совершенствования навыков крохи продолжаем усложнять упражнения. Теперь нужно найти небольшую коробочку, мячики (это могут быть шарики, клубки или другие круглые предметы) и пластиковый стаканчик. Задача малютки – ручкой достать шарик из контейнера и бросить его в стакан . Для малыша 6 месяцев это достаточно сложное задание, но оно отлично развивает координацию движений, глазомер (ведь нужно попасть в стаканчик) и моторику пальчиков.

Тренируем крупную моторику

С целью совершенствования крупной моторики малыша можно развлечь его таким образом: лечь на пол, надев на ноги плотные носки, кроху разместить на своих ступнях лицом к себе. Удерживая малютку за ручки, приподнять ноги и двигать ими в воздухе в различных направлениях (в стороны, вверх-вниз, по кругу).

Такое развлечение научит ребенка доверять взрослому – между ними наладится устойчивая психологическая взаимосвязь. Также кроха будет совершенствовать крупную моторику, координацию, вестибулярный аппарат. Молодая мамочка же во время такой забавы сможет привести в тонус свой пресс и убрать животик после родов.

Это развлечение придется по вкусу и малышу, и его маме. Оно поможет крохе научиться ориентации в пространстве, разовьет его способность сохранять равновесие.

Учим ползать

В 6-7 месяцев большинство деток активно учатся передвигаться ползком. Многие специалисты, в том числе и доктор Комаровский, указывают на необходимость помочь малышу освоить этот навык.

Традиционный способ научить кроху ползать – (рекомендуем прочитать: ) положить любимую детскую игрушку недалеко от малыша , но так, чтобы он не смог дотянуться до нее ручкой. Что будет делать в такой ситуации ребенок? Конечно, попытается приложить все усилия, чтобы добраться до игрушки.

Сразу это у него не получится, но достаточно несколько раз позаниматься с малышом по 10-15 минут, и в итоге он поползет. Для начала нужно помогать крохе – подкладывать ему под грудь свернутое валиком полотенце или одеяло, так малютке будет легче приподнять туловище и освоить навык ползания.

Такая нехитрая забава принесет свои плоды очень скоро – кроха, стараясь дотянуться до любимой игрушки, обязательно подползет к ней. Но проводить уроки с малышом нужно каждый день.

Развиваем тактильные навыки

Новорожденный начинает познавать окружающее пространство именно путем тактильных ощущений, в полугодовалом возрасте их нужно продолжать совершенствовать. Помогут в этом простые развлечения с малюткой, а перышки, ленточки, кусочки шелковой или махровой ткани станут главными игрушками.

Открыть новые ощущения поможет такая забава: следует раздеть кроху до подгузника и уложить его на спинку, предметами с разной текстурой (что-то гладкое, пушистое, шероховатое) нужно водить по туловищу младенца. Из-за новых ощущений ребенок будет испытывать различные эмоции – то настороженно замирать, то радостно «агукать» и улыбаться (подробнее в статье: ). Начинать прикосновения нужно с животика, затем перемещаться к ручкам и ножкам, когда малыш успокоится, его следует перевернуть и погладить ему спинку.

В течение одного занятия не стоит использовать больше 2-3 предметов, этого малютке будет достаточно. Такая забава приносит удовольствие всем деткам, она дарит им новые ощущения и эмоции. Узнать об опыте других мам и других интересных развивающих решениях можно на видео.

Разговариваем с крохой

С полугодовалым крохой необходимо разговаривать как можно чаще. Разнообразные детские песенки, стишки и потешки способствуют формированию речевых навыков у ребенка в будущем.

В возрасте 6-8 месяцев можно выполнять с малюткой упражнение «Телефон». Для этого нужна телефонная трубка, в которую взрослый должен говорить простые слоги, но с различной интонацией. Итак, сев рядом с малышом, прикладываем телефон к своему уху и произносим, например, «ма-ма», потом «ма-ма?», затем подносим трубку к малышу, пусть он попытается что-то повторить.

Для деток постарше (от полугода до года) можно порекомендовать забаву под названием «Первые слова». Ее цель – обучить малютку подражанию звукам и лепетанию. Можно уложить ребенка на спинку и немного склониться над ним, чтобы он видел лицо взрослого. Взяв кроху за ручки, начинаем проговаривать слоги и короткие слова. Во время игры на каждом слове ручки разводим в стороны и сводим снова, такой прием поможет малютке концентрироваться на самом процессе «общения» с родителями. Малыш будет внимательно слушать речь взрослого, следить за его губами, пытаясь повторить движения.


Хотя малыш еще очень мал, родителям требуется активно общаться с ним и использовать разговорные элементы в играх - это понадобится малышу уже очень скоро

Что еще нужно знать о развивающих играх?

Все заботливые родители непременно окружают своего малыша вниманием и заботой, уделяя время играм и обучению. Важно еще, чтобы эти занятия приносили настоящую пользу и удовольствие, а не были в тягость ребенку или взрослым. Необходимо создать все условия для того, чтобы кроха полноценно развивался и обучался новому.

  • выбирайте подходящее время для развлечений и упражнений: желательно проводить их после сна или кормления, если ребенок устал или болеет, лучше их отложить;
  • для активного времяпровождения больше подходят утренние часы, на вечер нужно оставить более спокойные забавы;
  • не переутомляйте малыша развлечениями, для полугодовалого крохи достаточно и 15 минут в день, с 7-8 месячным ребенком можно заниматься дольше;
  • для хорошего самочувствия малютки комнату перед проведением обучения необходимо хорошо проветривать, иначе ребенок начнет капризничать, хныкать и быстро устанет;
  • в процессе игры старайтесь постоянно находиться с крохой на одном уровне - например, усадив малютку на пол, также устраивайтесь на полу;
  • регулярно хвалите и подбадривайте приятными словами малыша, если ему удалось справиться с заданием, так он будет ощущать поддержку взрослого и браться за новое дело с еще большим усердием;
  • наконец, вспомните сами, что такое быть ребенком, вернитесь в детство на некоторое время.

Веселые обучающие игры не только принесут удовольствие малышу, но и помогут ему сформировать новые навыки, лучше узнать окружающее пространство. Еще больше о методах развития малыша в 6 месяцев можно узнать из полезного видео.

Что умеет ребенок в 6 месяцев?

Полгода. Первый «крупный» юбилей в жизни малыша. Как быстро летит время! Гуляя на улице, младенец 6 месяцев от роду с удовольствием рассматривает все вокруг – развившееся зрение уже позволяет видеть предметы четко и ясно. Чем больше вы будите гулять «без сна», а еще лучше в кенгурушке или слинге , и показывать малышу детей, качели, горку, площадку, небо, дома, тем полноценнее будет его развитие.

Не забывайте называть все, что ребенок видит – это очень важно для развития правильной грамотной речи. Внешне в речи малыша особых изменений не заметно. Но обратите внимание на пассивный словарный запас крохи. К полугоду младенец прекрасно знает свое имя, названия предметов, которые его окружают, привычных игрушек, повторяемых изо дня в день действий. Он узнает голоса мамы и папы, даже когда они доносятся из другой комнаты.

Страсть к повторам

Постепенно ребенок начинает постигать связь между причиной и следствием (хотя в полной мере он овладеет этим навыком лишь к 7 (!) годам). Пока же ему доступны лишь самые примитивные, прямолинейные связи: нажал на кнопочку – играет музыка; толкнул игрушку – она качается… С этого момента спокойно разъясняйте малышу. Какие последствия могут иметь те или иные его действия, пока на примере игрушек.

Когда ребенок доволен результатом, он может повторять действие десятки и сотни раз. Особенно его внимание привлекает то, что появляется и исчезает. Теперь, бросив игрушку из кроватки, карапуз будет внимательно следить за траекторией ее полета, и заглядывать – куда же она закатилась? Малыш готов закрывать-открывать коробочки, хлопать крышкой, прятать внутри ложку и т.д.

Ребенок в 6 месяцев легко хватает все, что попадается ему под руку, может захватить вещь то одной рукой, то другой, то двумя сразу, переложив из одной руки в другую, опустить и взять снова, поудобнее. Бросать и выпускать для него еще гораздо сложнее, чем брать и держать, и малыш во что бы то ни стало стремится овладеть этим навыком.

Если у вас нет сил на «возвращение» выброшенных из кроватки или манежа игрушек, привяжите к ним веревочки. И научите кроху тянуть за веревочку, возвращая себе игрушку. Этим вы не только облегчите себе жизнь, но и научите любимое чадо новому действию с предметами.

Кстати, кровать и манеж малышу уже малы. Подготовьте свой дом к тому, что очень скоро ребенок поползет: уберите снизу все бьющееся, колющее, режущее, мелкое. Выкладывайте малыша на пол, на толстое одеяло или теплый ковер, раскладывая вокруг игрушки так, чтобы карапуз мог дотянуться до них, приложив небольшое усилие. Стараясь подползти, перекатываясь к вожделенному предмету, младенец будет тренировать мышцы для ползания и хождения.

К 6 месяцам большинство детей встают, держась за опору. Опорой может быть бортик кровати или манежа, жесткое сиденье стула (однако проверьте – не опрокинется ли стул на малыша), натянутая вдоль стены на уровне глаз ребенка крепкая веревка, лесенка детского спортивного комплекса , турничок или кольца.

Вводим прикорм

В 6 месяцев ребенок готов еще к одному волнительному знакомству: пришло время для начала общения с «взрослой» пищей. Не так давно в ваш обиход вошло понятие «педагогический прикорм ». Обычно его придерживаются мамы, старающиеся, чтобы развитие малыша было как можно более «естественным», и во всем «идущие вслед», а не подгоняющие и стимулирующие.

В еде это значит следующее: когда ребенку становится интересно, что лежит у мамы на тарелке, он берет кусочек и засовывает в рот. Пососет, помусолит – вот вам первая «четверть чайной ложечки» у крохи в желудке. Разумеется, наличие сосисок с горчицей или острой корейкой морковки на этой самой педагогической тарелке исключается. А лежат там дольки овощей или фруктов, которые удобно взять ручкой, и которые привлекают взгляд разноцветными бочками.

Не забывайте, что вводить прикорм надо, посоветовавшись с врачом: он определит, какие продукты и в какой последовательности подходят именно вашему ребенку. Непродуманное или слишком раннее введение прикорма может нанести вред здоровью малыша, ведь пищеварительная система на первом году жизни сформирована не полностью, оболочка слизистой кишечника обладает повышенной проницаемостью для пищевых веществ, отсутствует ряд важных ферментов, несовершенна иммунная система. Все это может стать причиной отрицательной реакции и проблем со здоровьем.

Кстати, вовсе не обязательно, что они проявятся сразу же. Вероятность нарушений в любом из отделов пищеварительной системы, которые дадут о себе знать, возможно, через несколько лет, достаточно высока.

Мир на ощупь

Одна из самых простых, но при этом открывающих огромные возможности игр, - знакомство с миром на ощупь. В эту игру можно играть буквально с рождения. Времени у взрослых она практически не отнимает, как и ни требует специальных приспособлений или приготовлений, особенно поначалу. Начинаем играть, конечно, дома.

Когда вы несете малыша в ванную или просто ходите с ним на руках, проводите его ручкой по всем попадающимся на пути поверхностям (стенка, шкаф, кожаная куртка или меховое пальто, деревянная вешалка или металлический ключик). Это дает крохе возможность больше узнать о том, что находится вокруг. А из каких интересных материалов сделаны мамины наряды: тут и шелк, и шерсть, и бархат, и кожа, и хлопок, и лен, и разнообразная синтетика… Малышу все ново и любопытно.

Не забывайте произносить название того, что ребенок трогает в данный момент. Кстати, трогать предметы и материалы можно не только руками – малыш будет лучше развиваться, если включить в игру все тело: ножки, грудку, спинку, животик. По каким-то поверхностям можно скользить сверху вниз, в каких-то барахтаться, как в сугробе, по каким-то прыгать или отталкиваться от них.

После того как пространство дома будет освоено, перенесите эту игру на улицу. Жаль, конечно, если на дворе зима, но даже тогда не стоит лишать ребенка возможности познакомиться со снегом, ледышками, сосульками, замерзшими палочками.

А уж если на дворе теплое время года, исследовательский пыл не стоит ограничивать никак. Стволы деревьев и кустарников, разные виды почвы, листья, трава, цветы, песок, фрукты, ягоды, овощи – в общем, все, что попадается на глаза и под руку, с полным правом может быть включено в ваши занятия.

Когда кроха начал учиться ползать или просто с интересом хватает и ощупывает все вокруг себя, не забывайте как можно чаще менять фактуру его «подстилок». Не стоит ограничиваться пеленкой или одеяльцем – дайте малышу возможность полежать и поползать на любых тканях и материалах, которые найдутся в вашем доме. Очень хороши лоскутные одеяла – они дают малышу множество тактильных впечатлений одновременно.

Тренируем ручки

Игры, способствующие расслаблению пальцев и кистей рук:

  • «Красим забор» - движение кисти вверх-вниз, вправо-влево.
  • «Погладим котенка» - плавные поглаживающие движения выполняются сначала одной, потом другой рукой.
  • «Курочка пьет водичку» - пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.

Выполняйте эти и подобные движения, ласково взяв ручки малыша в свои ладони. Через несколько дней ребенок будет производить эти действия сам.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «flemi.ru» — Ультразвуковое обследование. Брюшная полость, голова, грудная клетка