Экологический проект в средней группе детского сада "цветочный калейдоскоп". Проект по окружающему миру (средняя группа) на тему: Экологический проект в средней группе "Вместе сделаем мир лучше!"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Экологический проект

«Цветочная

фантазия»

Составитель: воспитатель

Кузьмина Людмила Петровна

Экологический проект для средней группы детского сада

«Цветочная фантазия».

Пояснительная записка.

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

Тип проекта: исследовательский, познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: апрель – май

Участники проекта: дети, педагог, родители.

Предмет изучения и творчества: цветы, посев семян и наблюдение за ростом, их разнообразие.

Цель проекта:

Знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания;

Формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира;

Развитие творческих способностей детей.

  • сбор материалов о цветущих растениях и оформление книг.
  • Цветник на участке детского сада.
  • Мини проекты о цветах.

Задачи:

1. Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.

2. Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения.

3. Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы.

4. Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.

5. Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами.

6. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.

7. Вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность по подготовке рассады и высадке её на участке детского сада.

Предполагаемый результат:

Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цветах.

Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями.

Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами).

Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

Получить продукт совместной деятельности детей и родителей в цветущей на участке клумбы и собранного в книжки материала.

Продукты проекта:

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный (определение целей и задач проекта, составление плана).

2. Основной (реализация плана проекта).

3. Заключительный (подведение итогов).

Этапы реализации

Мероприятия

Сроки реализации

Подготовительный

Разработка плана реализации проекта.

Составление конспектов

мероприятий.

Проектирование и систематизация

мероприятий по

реализации проекта.

1 неделя апреля

Подбор иллюстративного

материала.

Оснащение предметно-

пространственной среды.

1 неделя апреля

Знакомство родителей с планом проекта.

Вовлечение родителей в проектную деятельность, определение их роли в данном проекте.

2 неделя апреля

Основной

Интегрированное занятие «Путешествие в сказочную страну цветов».

Знакомство детей с многообразием цветочного мира. Упражнять в классификации цветов (комнатные и садовые), уточнить последовательность роста.

Воспитывать бережное отношение к цветам, умение проявлять заботу о растениях на участке.

3 неделя апреля

Высевание семян календулы и бархатцев в приготовленные ящики.

Оформление мини проектов на тему

« Цветы».

Рассмотреть семена, отметить их различия.

Проследить фазы прорастания семян.

Сбор информации со стихами и иллюстрациями о цветах.

3 – 4 неделя апреля и 1 – 2 неделя мая

3 – 4 неделя апреля

Рассматривание иллюстраций.

Художественное творчество.

Рисование цветов.

Расширять представления детей о разнообразии садовых цветов.

2 неделя мая

Дидактические игры.

Закрепление знаний детей о цветах

3 неделя мая

Заключительный

Акция «Цветочная фантазия на участке детского сада».

Воспитывать бережное отношение к цветам, приучать выражать свою заботу о них в полезной деятельности.

4 неделя мая

Приложения проекта.

1. Конспект интегрированного занятия « Путешествие в страну цветов».

Творческие работы.

2. Мини проекты на тему «Цветы».

3. Картотека загадок и игр (дидактические, пальчиковые, подвижные).

4.Фоторепортаж с акции «Цветочная фантазия на участке детского сада»

(высадка рассады).

Дидактические игры.

Дидактическая игра «Дорисуй цветок»

Закреплять умение быстро ориентироваться на листе бумаги в клеточку, дорисовывать по образцу симметричные предметы, подбирать нужный оттенок фломастера.

Материал:

Карточки в крупную клетку с изображением нарисованных половинок цветов (ромашка, колокольчик, василек, лютик, Иван-чай и др.)

Правила игры:

Детям предлагается дорисовать по клеткам симметричные половинки предметов, раскрасить и назвать их.

Дидактическая игра «Цветочные полянки»

расширять познания в области количественных представлений; формировать навыки словообразования прилагательных (ромашка - ромашковая поляна и т.д.); закреплять умение согласовывать числительные с существительным во множественном числе.

Материал:

обручи по количеству детей, в каждом из них разложены те или иные луговые растения (в одном - 5 ромашек, во втором - 10 колокольчиков и т.д.)

Правила игры:

Дети под музыку танцуют на общей полянке. С окончанием музыки, дети должны забежать на определенную полянку. Воспитатель спрашивает «На какую полянку ты попал? Что на ней растет и сколько. (Я попал на васильковую полянку, на ней растет 6 васильков и т.д.)

Дидактическая игра «Слепой ботаник»

Учить распознавать растения по запаху.

Материалы:

луговые растения (клевер, валериана, одуванчик, ромашка и др.)

Правила игры:

Детям предлагается понюхать цветы. Затем завязываются глаза, к носу подносятся по очереди растения. Ребенок должен распознать растения по запаху и назвать его.

Ди составить букеты из цветов. Дети отбирают нужные картинки и перечисляют, сколько и каких цветов у них в букете.

Дидактические игры для детей

1. Дидактическая игра : «Отгадай!». Воспитатель перечисляет характерные признаки цветов, дети пытаются отгадать название цветов. После названия каждого цветка, воспитатель показывает изображение этого цветка.

2. Дидактическая игра : «Рисуем картину». Дети сначала приклеивали, на обведенные по шаблонам изображения, семена гречихи, риса, подсолнечника, гороха, а затем раскрашивают картину.

3. Дидактическая игра : «Собери цветок». Педагог раздаёт детям карточки с изображением стеблей с листьями. Детям показывает карточку с изображением головок цветков разных растений.

Воспитатель. Листья зелёные оживут и свой цветочек найдут.

Ребёнок, у которого есть изображение листьев и стебля к этому цветку отвечает: «Я узнала тебя, ромашка, ты мой стебелёк». Ребёнок получает карточку и составляет цветок.

4. Дидактическая игра: «Собери букет». Дети рассматривают цветы. Затем воспитатель просит детей составить букеты из цветов. Дети отбирают нужные картинки и перечисляют, сколько и каких цветов у них в букете.

Например:

У меня в букете 2 астры 1 георгин, 2 розы.

5. Дидактическая игра: «Назови ласково». Педагог, бросая мяч ребенку, называет слово. Ребенок, возвращая мяч, произносит его «ласково».

Например:

Цветы – цветочки.

Слова: цветок, стебель, стебли, лист, листья, букет, букеты.

6.Дидактическая игра «Собери букет»

Расширять и обогащать словарный запас. Упражнять в согласовании числительных с именами существительным.

Загадки для детей

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

Ответ: Цветы.

Стоит в саду кудряшка - белая рубашка,

Сердечко золотое. Что это такое?

Ответ: Ромашка.

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

Ответ: Подснежник.

Солнце жжёт мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

Ответ: Мак.

Вырос он под солнцем жгучим

Толстым, сочным и колючим.

Ответ: Кактус.

Золотое решето,

черных домиков полно.

Сколько черненьких домов,

Столько беленьких жильцов.

Ответ: Подсолнух.

Над лугом парашютики,

Качаются на прутике.

Ответ: Одуванчик

Подвижные игры .

Мы – цветы (Зарядка)

1.Распрямили стебли, вытянули ветки (руки).

2.Расправили листочки, пошелестели листочками (пальцы).

3.Гимнастика для стебля: наклоны туловища вправо-влево; вперёд-назад.

4.Гимнастика для корней: вытянули правую ногу – повращали ступнёй; вытянули левую ногу – повращали.

5.Моем листья, стебли под дождём: подняли руки вверх, растопырили пальцы, подставили ладошки дождю, кружимся.

Живая клумба

Все играющие разбиваются на три команды:

1.Золотые шары;

2.Ноготки;

3.Бархатцы.

Дети – цветы на клумбе. В центре растут золотые шары – самые высокие. Дети поднимают руки вверх и вращаются вокруг себя. Второй круг – ноготки, они идут хороводом вокруг золотых шаров. Третий круг – дети-бархатцы приседают на корточки, эти цветы самые низкие.

Подул ветер, цветы ожили и зашевелились: золотые шары – кружатся, ноготки идут по кругу в одну сторону, бархатцы – в другую.

Волшебная палочка.

«Волшебной палочкой» дотронуться до цветка (игрушка или иллюстрация), назвать его, описать его (цвет, величина, форма, где растёт, когда цветёт, где применяется).

Любимый цветок

Нарисовать любимый цветок или взять иллюстрацию и потанцевать с ним под музыку «Вальс цветов».

Найди своё место

Два ведущих. Один берёт в руки полевые цветы, другой – садовые. Дети-цветы под музыку танцуют. По окончании музыки дети бегут и образуют круг у своего ведущего.

Игра на внимание

Ведущий показывает открытки с цветами. Если это полевой цветок, дети поднимают одну руку. Если садовый, две руки.

Пальчиковые игры .

Цель и задачи :

Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.

Формировать овладение образно – игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью. Вызывать положительные эмоции.

Наши алые цветки распускают лепестки, (Медленно разгибать пальцы из кулаков)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Покачивать кистями рук вправо-влево)

Наши алые цветки закрывают лепестки, (Медленно сжимать пальцы в кулаки)

Головой качают, тихо засыпают. (Покачивать кулаки вперед – назад)

На пригорке вырос мак (Пальцами левой руки сделать

Он склонил головку так. (Бутон наклонить)

Бабочка над ним порхает, (Кисти рук перекрестить, помахать,

Быстро крыльями мелькает. (как бабочка крылышками)

ХРИЗАНТЕМЫ

Ах! Какие хризантемы! (Пальцами показать, как цветок

распускается).

Мы сорвем их без проблемы. (Обеими руками срываем цветы.)

Ух! Охапку мы набрали! (Обеими руками показать охапку)

Эх! Прихватим и для Вали! (Махнуть рукой и рвать цветы дальше)

Эхе-хе… цветов не стало. (Удивленно пожать плечами.)

Их и раньше было мало… (Развести руки в стороны.)

Ох! Зачем мы их сгубили? (Прижать к щекам обе руки)

Ведь не мы же их растили! (горестно покачать головой)

Вырос красивый цветок на поляне, (Прижать кисти рук, показывая цветок)

Ветер колышет его лепестки. (Покачивать разведенными в стороны

Всем лепесткам красоту и дыханье (Прижать ладони тыльными сторонами)

Дружно дают под землей корешки. (Развести пальцы в стороны и

покачать).

Загадывание загадок по теме «Цветы» (см. фото-- альбом «Маленький мир растений».

Цель. Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами.

Конспект занятия «Путешествие в страну цветов».

Задачи:
- закрепить знание детей о комнатных растениях;
- познакомить с названиями 2-3 комнатных растений;
- учить сравнивать растения, находить сходство и различия во внешних признаках;
- познакомить с условиями роста комнатных растений;
- развивать желания ухаживать за растениями.

Ход занятия:

В гости пришёл доктор Айболит
- Ребята, а вы любите загадки? Я сейчас вам загадаю загадки, но они не простые, они про комнатные растения. Постарайтесь отгадать их.

На моём окошке Хороши веера
Поселился ёжик Из зелёного пера
Всё глядит в окошко, В горшке стоят
А ходить не может, На меня глядят (Пальма)
Где же его лапки?
Где у него рожица?
Может он без шапки
От мороза ёжится? (кактус)

Хрустит за окошком
Морозный денёк,
Стоит на окошке
Цветок – огонёк,
Малиновым цветом
Цветут лепестки
Как будто и в правду
Зажглись огоньки (бальзамин)

Воспитатель: «А у нас в группе очень много разных красивых цветов».
Айболит: «А вы видели такие цветы на улице? Правильно, ребята.
Такие растения живут только в помещениях, в детском саду, или дома. Поэтому их называют комнатные растения. Скажите, а есть ли у вас похожие растения? Как они называются?» (Ответы детей).

Айболит: «Сегодня я познакомлю вас с растениями, которые вы не знаете. Это Бальзамин, Декабрист и Бегония».
Воспитатель: «Ребята, эти растения похожи чем-то друг на друга? (Да, у них есть листья, они зелёные, у них есть корни, они держатся корнями в земле и т.д.)».
Айболит: «А чем же растения отличаются? Как нам запомнить, какое растение как называется и не путать их?»
Дети сравнивают растения и называют отличие (У бальзамина яркий цветок – огонёк, у декабриста на листьях бугорки, у бегонии листья круглые и т.д.).

Айболит: «Выставляет на стол каждое растение и рассказывает, из каких частей оно состоит».
Беседа о строении растении.
- что есть у каждого растения? (стебель, корень, листья, цвет)
- для чего растению нужны стебель, листья?
- для чего растению нужны корни?
- если не поливать землю, что будет?
- что нужно делать, чтобы растения чувствовало себя хорошо и красиво выглядело?

Айболит: «А сейчас давайте поиграем в игру « Найди такое же растение» я буду показывать фотографии отдельных растений, а вы по характерным признакам должны найти такое же и рассказать, как вы догадались».
Воспитатель: «Ребята, а вы хотите узнать, как живётся в нашем растении в группе? Тогда подойдите к любому растению, какое вам нравиться и спросите его об этом шепотом. Что ответило вам ваше растение?» (Ответы детей).

Воспитатели: «Ребята давайте мы доктора Айболита научим играть в пальчиковую игру «Цветок»

Наши красные цветки
Расправляют лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет
Наши красные цветки
Закрывают лепестки
Головой качают
Тихо засыпают.

Сомкнутые и чуть округлые ладони - бутон цветка. Утром, когда восходит солнце, лепестки цветка медленно начинают раскрываться. Пальцы начинают расходиться в стороны. Цветок распустился, смотрит на солнце. Лишь его лепестки слегка трепещут от лёгкого ветерка. Пальцы расходятся полностью, далее не много прогибаются, а чуть шевелятся кончиков пальцев. Вечером, когда на землю опускаться сумерки, цветок медленно закрывает лепестки и засыпает. Пальцы вновь медленно смыкаются.

Айболит: «Молодцы, ребята, это вы так хорошо ухаживаете за растениями: поливаете их рыхлите почту, протираете пыль и поэтому растениям нравится жить в вашей группе».

Айболит выкладывает схему без чего растения не может жить.
Игра «Что растениям необходимо для роста» (Дети выбирают карточки).

Айболит: «Правильно ребята лейкой мы поливаем растения. Без солнечного цвета и тепла растения не растут. Растениям нужен воздух. И обязательно им нужна наша забота, нежность и любовь. Ребята, а вы хотите стать красивыми комнатными растениями».

Психогимнастика. « Я растение». (Дети закрывают глаза).
- Представь что ты маленькое растение. Тебя посадили в теплую, тёмную землю. Ты ещё маленький росток, совсем слабый, хрупкий, беззащитный. Но вот чьи- то добрые руки поливают тебя, вытирают пыль, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. Твои листики подросли, стебель становиться крепким, ты тянешься к свету. Тебе так хорошо жить на подоконнике рядом с другими красивыми цветами.

Откройте глаза. Вам понравилось быть растениями? А почему? (за ними ухаживали, рыхлили, поливали и т.д.). Тоже самое чувствуют наши растения на подоконнике. Мы каждый день будем ухаживать за цветами, и им будет приятно жить в нашей группе. Мы будем спрашивать: хорошо ли вы себя чувствуете?

Айболит: «А теперь давайте внимательно посмотрим, всё ли на подоконнике в порядке, может какое – то растение надо полить или подрыхлить землю?» (Дети трудятся в уголке природы)

Паспорт проекта

Тип проекта:
По содержанию
— познавательный, исследовательский, творческий, игровой.
По числу участников – групповой
По характеру контактов – в рамках ГБДОУ
По характеру участия ребенка в проекте – от зарождения идеи до получения результатов

Сроки реализации:
краткосрочный (2 недели: с 28 апреля по 15 мая 2014 г.)

Участники проекта:
Воспитатели группы:
Завьялова Н.А., воспитатель I категории
Бесчастнова О.О., воспитатель
Музыкальный руководитель Стратиенко Н.В.
Дети средней группы №6
Родители

Актуальность проекта:
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» (1996), созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1992) с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, экологическое образование постепенно становиться важнейшим направлением в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения — это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях.

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Отсюда вытекает задача формирования у детей ответственного отношения к природе. Ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию детей, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. Здесь учитываются интересы детей и их желания; ионные и инновационные формы и методы работы.

Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнезда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому это обязанность взрослых.

* В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

* Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой деревне, городе, можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Во время прогулки дети увидели жука. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие — испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить его. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность

Цель проекта:
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Насекомые».

Задачи проекта:
Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.
Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения.
Воспитывать бережное отношение к живому.
Развивать эмоциональную отзывчивость
Формировать навыки исследовательской деятельности.

Предполагаемый результат проекта:
Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы — насекомым.
Умение различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.
Знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям.
Бережное отношение к природе, стремление детей к правильному поведению по отношению к насекомым.
Формирование у детей стремления к исследованию объектов природы, умения делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.
Формирование представления о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:
Музыкально — экологический досуг «Человек с природою подружись и ты»

Сотрудничество с семьёй:
Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
Придумывание рисунков-загадок о насекомых

Продукты проекта:
Презентация для детей « Наши соседи насекомые» (воспитатель Завьялова Н.А.)
Презентация для детей « Насекомые в загадках» (в-ль Завьялова Н.А.)
Презентация для детей «Природа в музыке (Насекомые)» (муз. руководитель Стратиенко Н.В.)
Бабочка (аппликация; дети)
Божья коровка (лепка; дети)
Пчелка (конструирование из бумаги; дети)
Бабочка (рисование; дети)
портфолио проекта (воспитатель Завьялова Н.А)

Ожидаемый результат по проекту:
Для детей:
— Бережное отношение детей к природе, в частности к насекомым.
— Развитие познавательной активности, любознательности.
Для педагогов:
— Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде.
— Создание условий для проявления у детей креативности, воображения.
— Расширение кругозора детей через чтение художественной литературы, знакомство с пословицами, разучивание стихов
— Развитие музыкально-творческих способностей.
Для родителей:
— Посещение с детьми Зоологического музея.
— Совместное чтение художественной литературы о насекомых
— Привлечение к сотрудничеству по созданию в детском саду предметно-развивающей среды.

Проект состоит из трех этапов:

I этап – подготовительный:

Разработка проекта
Подбор литературных произведений о насекомых
Изготовление презентации «Наши соседи насекомые»
Подбор методической литературы и иллюстрированного материала по теме.
Подбор материалов, игрушек и атрибутов для игровой деятельности
Подбор музыкальных произведений по теме
Составление плана основного этапа.
Определение целей и задач проектной деятельности.

II этап – основной (реализация проекта):

Познавательные беседы по теме с использованием презентации.
Исследовательская деятельность (наблюдение за насекомыми на прогулке), рассматривание частей тела насекомых в лупу.
Чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; В.Сутеев «Под грибом», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», басня Крылова «Стрекоза и муравей»
Разучивание считалки, потешек и стихотворения Т.Кулаковой; Отгадывание загадок по теме.
Пальчиковая гимнастика «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки»,
Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», П. Чайковского «Вальс цветов»; Майкапар «Мотылёк», «Вальс»; Д.Жученко «Две гусеницы разговаривают»
Разучивание песен: Ю.Жетенеевой «Божие коровки»; И.Кушниковой «Как прекрасен мир»; Е.Гомоновой «Доброта»; игра с пением В.Золотарёвой «Жучок»;
Танцевальная импровизация «На лугу» под музыку Майкапара «Росинки»; И.Баха «Шутка»
Инсценировка песни В.Иванникова «Пчёл детей учила мать»;
Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Пчёлка Майя», «Путешествие муравьишки», «Под грибом».
Дидактические игры: «Угости насекомое», «На лугу», «Как сказать правильно?» «Собери цветок».
Развивающие игры: речь с движением « Жук»
С/Р игры, свободная деятельность детей(обыгрывание басни Крылова «Стрекоза и муравей»)
Подвижные игры: «Медведь и пчелы», «День и ночь»
Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка)

Создание условий для самостоятельной деятельности детей, создание предметно – развивающей среды

Взаимодействие с семьей
Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых»

III этап – Заключительный

Оформление выставки детских работ.
Проведение Музыкально — экологического досуга «Человек с природою подружись и ты» с приглашением детей из другой группы.
Оформление портфолио проекта
Создание презентации проекта.

Приложение
Фотомонтаж
Считалка, потешки, загадки о насекомых
Дидактические игры
Диагностика экологических знаний о насекомых детей средней группы
Конспекты совместной образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с природой
Сценарий музыкального досуга

Познавательные беседы:

Цель:
— Знакомить детей с названиями и частями тела насекомых, местами их обитания; обобщающим понятием насекомые.
— знакомить детей со способами питания, образом жизни насекомых, с тем, как насекомые защищаются от врагов, какую пользу или вред приносят, о значении насекомых для жизни других обитателей природы.

СЛОВАРЬ (лексический минимум)

Существительные: Насекомое, жук, бабочка, пчела, муравей, божья коровка, муха, голова, усы, крылья, лапки, мед, луг, сад, цветы, листья, трава, пруд.

Прилагательные: Красивый, большой, маленький, легкий, полосатый, полезный, вредный, черный, красный, желтый, разноцветный.

Глаголы: летать, ползать, садиться, кружиться, есть, пить, ловить, кусать.

Наречия: Высоко, низко, далеко, близко.

Загадки о насекомых

Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он - гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту.
(Кузнечик)

На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята -
Вся жизнь их связана с трудом.
(Муравьи)

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
(Жук)

Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(Бабочка)

С утра жужжу,
Цветы бужу.
Кружу, гужу,
И мед вожу
(Пчела)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел-
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)

Потешки:

— Жук, жук, где твой дом?
— Под березовым листом
Ехал Филя-коновал,
Мой домик растоптал

— Пчелка-пчелка,
Золотая холка,
Полети на лужок
Принеси нам медок.

Считалка:

Жил за печкою сверчок,
Каблучками чек да чек,
Но сломался каблучок –
И за печкою молчок

Диагностика экологических знаний о насекомых детей
средней группы

Критерии оценки ответов:

1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается.
2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов.
3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы.

Для диагностики используется игра-лото «Насекомые».

Диагностика экологических знаний о насекомых детей
средней группы

Дидактические игры

«Угости насекомое»
Цель: расширять словарь детей за счет слов, обозначающих названия насекомых. Формировать категории имен существительных дательного падежа.
Материал: Медальоны(картинки) с изображением насекомых, игрушечные тарелочки с угощениями: цветами, капустой, медом, вареньем; фонограмма.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением насекомых и назвать их. Затем просит показать какое насекомое что любит кушать (например: бабочка любит кушать нектар, гусеница любит кушать капусту)

Далее воспитатель предлагает детям превратиться в насекомых, и пока звучит музыка, выполнять движения, характерные для выбранного насекомого. Когда музыка закончится, взрослый спрашивает: «Кому я дам цветы? (Бабочке).Кому я дам мед? (Пчеле)»

«На лугу»
Цель:
Учить детей самостоятельно изменять глаголы по числам и лицам.

Ход игры

Педагог сообщает детям: «Я буду рассказывать стихотворение, а вы мне помогайте – добавляйте нужное слово».

Например:
Бабочки в небе …. (летают),
Крыльями… (машут),
Нас забавляют.
Я по небу не … (летаю),
На скакалке я … (скачу)
В классики… (играю)
Если только захочу,
Как кузнечик… (поскачу)
В траве сидит… (кузнечик)
Зеленый огуречик
Только ветер зашумел
Наш кузнечик … (улетел)
Прыгает и … (скачет)
Никогда не … (плачет)

«Как сказать правильно»
Цель:
Учить детей образовывать множественное число глаголов.
Материал: Мяч.

Ход игры

Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает ребенку мяч и просит закончить начатую фразу.

Например:
— Бабочка летит, а бабочки… (летят)
— Жук ползет, а жуки… (ползут)
— Пчела собирает нектар, а пчелы… (собирают) нектар.
— Кузнечик прыгает, а кузнечики…(прыгают)

«Собери цветок»

Цель: развивать логическое мышление; закрепить знание понятия «насекомые»

Ход игры

Воспитатель говорит, что у нее есть очень необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках — рисунки. Предлагает детям собрать цветок. Предупреждает, что собрать его могут только умные, внимательные дети.

Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию (цветы, насекомые, одежда, дикие животные и т.д.)

Речь с движением
«ЖУК»

Я нашла себе жука (Дети вытягивают руки вперед, какбы показывая жука)
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках, (Изображают, как кладут в карман)
Пусть сидит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук (нагибаются)
Нос испачкал пылью. (показывают нос)
Улетел мой майский жук (машут руками)
Зажужжали крылья.

Используемая литература:
1. Л.В.Лебедева, И.В.Козина

Авторы: Завьялова Наталья Александровна,
воспитатель I категории,
Стратиенко Наталия Викторовна,
музыкальный руководитель I категории,

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №69 Выборгского района города Санкт-Петербург,
Россия

Экологический проект в детском саду для детей 4-5 лет «Расти цветок».


Описание : Данный материал могут использовать в своей работе воспитатели средней группы. Продолжение проекта мы видим в создании «огорода на подоконнике».
Тип проекта : исследовательский.
Участники проекта: дети средней группы.
Срок проведение проекта: с 03.08.2015 – 28.08.2015.
Актуальность данного проекта заключается в необходимости тесной связи дошкольников с природой, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры. Данный проект содействует формированию у детей представления о семенах, цветах; формирует познавательный интерес к исследовательской деятельности; способствует развитию навыков рисования цветов.
Цель проекта : формирование экологического мышления дошкольников.
Задачи проекта:
Личностные
- формирование бережного, эмоционально – положительного отношения к миру природы;
- воспитывать любовь к природе, желание ее оберегать;
- формирование любознательности, творческой активности.
Регулятивные
- формирование навыков элементарных общепринятых норм и правил поведения;
- развитие таких качеств, как целеустремленность и настойчивость в достижении цели, готовность к преодолению трудностей;
- стимулировать желание организовать самостоятельную исследовательскую деятельность для ответа на интересующий вопрос.
Коммуникативные
- развитие умений работать в группе: сотрудничать, разрешать споры, договариваться друг с другом, уступать;
- способствовать развитию связной, диалогической речи. Развитие навыков общения.
Познавательные
- формирование представления детей о разнообразии семян, о роли семян в природе и жизни человека;
- расширить представление детей о мире цветов;
- расширять познавательный опыт детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств; развивать умение сопоставлять, делать выводы; ориентироваться в информационном пространстве; применять полученные знания; овладение трудовыми навыками.
Формы и методы работы:
Наблюдения;
Опыты и исследования;
Развивающие игры;
Просмотр познавательного видео;
Чтение художественной литературы;
Рассматривание иллюстраций;
Экскурсии на другие участки детского сада;
Рисование;
Аппликации.
Ожидаемый результат:
- формирование основ экологической грамотности у детей;
- воспитание ответственности за свои действия по отношению к окружающей среде;
- вовлечение в исследовательскую деятельность каждого ребенка;
- развитие у детей коммуникативных навыков;
- развитие творческих способностей.

План мероприятий по реализации экологического проекта

Подготовительный этап
Деятельность воспитателя:
1.Собраны иллюстрации по теме проекта;
2.Подготовлены наборы семян для изучения;

3.Отобрана художественная литература по интересующей теме;
4.Собрана картотека дидактических игр (Приложение 1);
5.Для посадки было приготовлено 3 контейнера с грунтом;
6. Беседа на тему: «Как помочь Земле быть красивой»
7. Беседа на тему: «Значение цветов»
Деятельность детей:
1.Рассматривание иллюстративного материала. Составление рассказа.
2. Задавать интересующие вопросы по теме.

Основной этап
Деятельность воспитателя:
1. Экскурсия по территории детского сада с целью ознакомления с посаженными цветами;
2. Посадка в трех контейнерах с грунтом семян бархатцев.
3.Опытно-экспериментальная работа (3 контейнера: первый - в темноте и поливают; второй - на солнце и не поливают; третий - на солнце и поливают).
4. Беседа на тему «Семена, которые мы едим»
5. Чтение художественной литературы. Загадки. (Приложение 2)
6. Рисование цветов (ромашка, тюльпан, одуванчик, колокольчик). Выставка работ.
7. Дидактические игры
8. Беседы на темы: Есть ли у цветов рот и нос? Болеют ли цветы?
9. Использование креативного метода «Если бы...»
10. Аппликация.
Деятельность детей:
1.Запомнить названия садовых цветов, их отличительные признаки.
2.Помощь в посадке семян бархатцев.
3.Наблюдение за ходом эксперимента. Ведение дневника роста цветка.
4. Ознакомление с рассказами. Решение загадок. В процессе решения загадок развивается абстрактное, логическое, ассоциативное, образное, творческое и нестандартное мышление, а так же терпение, внимание и целеустремленность.
5.Рисование цветов цветными карандашами и акварелью.
6. Активность в процессе игры.
7. Совместное творчество – аппликация.


Заключительный этап
Деятельность воспитателя:
Подведение итогов, помощь воспитанникам.
Деятельность детей:
1. Оформление дневника наблюдения.
2. Сбор семян цветов с участков детского сада, для посадки в следующем году.



Приложение 1

Дидактические игры для детей
1. Дидактическая игра: «Отгадай!». Воспитатель перечисляет характерные признаки цветов, дети пытаются отгадать название цветов. После названия каждого цветка, воспитатель показывает изображение этого цветка.
2. Дидактическая игра: «Рисуем картину». Дети сначала приклеивали, на обведенные по шаблонам изображения, семена гречихи, риса, подсолнечника, гороха, а затем раскрашивают картину.
3. Дидактическая игра: «Собери цветок». Педагог раздаёт детям карточки с изображением стеблей с листьями. Детям показывает карточку с изображением головок цветков разных растений.
Воспитатель. Листья зелёные оживут и свой цветочек найдут.
Ребёнок, у которого есть изображение листьев и стебля к этому цветку отвечает: «Я узнала тебя, ромашка, ты мой стебелёк». Ребёнок получает карточку и составляет цветок.
4. Дидактическая игра: «Собери букет». Дети рассматривают цветы. Затем воспитатель просит детей составить букеты из цветов. Дети отбирают нужные картинки и перечисляют, сколько и каких цветов у них в букете.
Например:
У меня в букете 2 астры 1 георгин, 2 розы.
5. Дидактическая игра: «Назови ласково». Педагог, бросая мяч ребенку, называет слово. Ребенок, возвращая мяч, произносит его «ласково».
Например:
Цветы – цветочки.
Слова: цветок, стебель, стебли, лист, листья, букет, букеты.

Приложение 2

Загадки для детей
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Ответ: Цветы.
***
Стоит в саду кудряшка - белая рубашка,
Сердечко золотое. Что это такое?
Ответ: Ромашка.
***
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
Ответ: Подснежник.
***
Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
Ответ: Мак.
***
Вырос он под солнцем жгучим
Толстым, сочным и колючим.
Ответ: Кактус.
***
Золотое решето,
черных домиков полно.
Сколько черненьких домов,
Столько беленьких жильцов.
Ответ: Подсолнух.
***
Над лугом парашютики,
Качаются на прутике.
Ответ: Одуванчики. Проект по экологии в средней группе
« Здравствуй, дерево!»

Тип проекта – познавательно – исследовательский.

Участники проекта – педагоги, дети, родители.

Сроки реализации – краткосрочный.

Проблема: Получить представление о берёзе, о её роли в жизни человека (эстетической, оздоровительной и т. д.) Воспитание любви к природе, бережному отношению к ней.

Тема: «Берёза».

Цель проекта: Вызвать у детей интерес к конкретному объекту - дереву; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.

Задачи:

1. Познакомить детей с березой, её особенностями и отличиями от других деревьев.

2. Развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней.

3.Способствовать накоплению детьми эмоционально – позитивного опыта общения с природой.

4Воспитывать интерес детей к объектам природы.

Ожидаемый результат:

Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, бережного отношения к березе, как живому объекту мира природы, умение видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

Образовательные области:

Речевое развитие.

Свободное общение

Познавательное развитие

Рассказ воспитателя

Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций

Познавательно-исследовательская деятельность:

Обследование и рассматривание листьев;

Определять форму: круглые, овальные, резные;

Окраску: оттенки зелёного;

Величину – использовать в определении более точные градации: мелкие, крупные, средние листья;

Поверхность листа: гладкий, ворсистый, блестящий – не блестящий; плотность и толщину листьев;

Дидактические игры

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме

Загадывание загадок

Рассматривание картин, открыток, иллюстраций

Социально-коммуникативное развитие

Социализация

Экскурсии: по участку детского сада

Наблюдения

Элементарный бытовой труд

Безопасность

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная деятельность

Совместная работа с родителями

Физическое развитие

Подвижные игры

Физкультминутки
Этапы проекта

1 Начальный этап.

Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса.

2 Деятельный этап.

1 Беседа с детьми.


  • «В гости к Зайке».
Прогулка

1 Наблюдение за березами.


  • Знакомство с березой.

  • Исследовательская деятельность.

  • Игра «Узнай дерево».

  • Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Составь узор».
2 Экскурсия по территории детского сада.

  • Отгадывание загадок про березу. «Отгадай мою загадку».

  • Дыхательное упражнение «Ветерок».

  • Дидактическая игра «Найди листок какой покажу».

  • Физкультминутка «Березонька».

  • Народные приметы про березу.
Работа с родителями.

  • Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье».

  • Анкетирование родителей «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания».
Занятие

  • Чтение книг о березе. (Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при восприятии и иллюстраций).

  • Рассматривание слайдов про березу.

  • Беседа про прочитанному произведению.

  • Дидактическая игра «Сложи картинку».

  • Физкультминутка «Березка».

  • Коллективная работа рисунок-аппликация «Осенняя береза».
3 этап – Коллективная реализация проекта.

1 Развлечение «Во поле береза стояла»


  • Хоровод возле березы. (под музыку «Во поле береза стояла»).

  • Исполнение песни.

  • Инсценировка «Лесные музыканты».

  • Чтение стихов про березу.

  • Игра «Жмурки с Петрушкой».

  • Угадывание загадок про березу.

  • Игра- сюрприз «Прятки с платком».
2 Выставка рисунков и поделок, сделанных детьми совместно с родителями.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Беседа «В гости к Зайке»

Цель: Развивать у детей познавательный интерес, вызвать у детей интерес к конкретному объекту – дереву.
Ход беседы:
(Группа разделена на 2 части на одной половине стоят стулья для детей, на другой стороне стоит домик, деревья, стульчик,а на нем сидит зайка. Возле домика зайки береза.). Дети сидят на стульях.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, сегодня на почту детского сада пришло какое-то необычное странное письмо (показывает большой конверт с большой печатью).
Воспитатель: Ребята, прочитаем его?

Дети: Да, прочитаем.
Воспитатель: (читает). «Здравствуйте, ребята! Я живу в лесу. Меня зовут Зайка. Сегодня когда я проснулся и вышел на улицу, увидел возле своего дома необычное дерево, такое дерево я еще никогда раньше не видал. Помогите мне пожалуйста разузнать, что за дерево выросло возле моего дома. Ваш Зайка.»
Воспитатель: Ну что же, ребята, поможем Зайке?
Дети: Да.

(Воспитатель с детьми подходят к домику зайки, здороваются.)
Воспитатель: Показывай, зайка, что за чудо дерево у тебя выросло, мы с ребятами пришли тебе помочь. (зайка показывает березу)
Воспитатель: Так ведь это же береза, разве ты не знаешь? А вы ребята догадались?
Дети: Да, это береза.
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: Потому что он белый и с белыми точками.
Воспитатель: Правильно береза единственное дерево в мире с белой корой. А чтоб побольше узнать про это дерево тебе,Зайка, и вам, ребята, нужно будет отправиться обратно в наш детский сад, где мы с вами узнаем побольше про это чудо дерево. (Все вмести отправляемся и садимся на стульчики).

Конспект проектной деятельности в средней группе. Прогулка: «Наблюдение за березами»

Цель: Напомнить о деревьях, растущих на участке. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев. Уточнить приметы осени, её признаки. Развивать логическое мышление.

Ход беседы:
Посмотрите на деревья, которые растут на территории детского сада, вокруг него. Кто знает, какие это деревья? Что есть у деревьев? (У деревьев есть ствол, ветки.) Где береза? По каким приметам определили, что это березка? (Ствол белый.). Показать детям, что у берёзы есть ствол, ветки (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие) и листья, что берёза очень стройное дерево. Предложить детям подойти к берёзе, потрогать её ствол, показать ветви, изобразить их величину, обойти её кругом, полюбоваться её стройностью и красотой. Рассмотреть листья, какой формы, отметить, что листья у берёзы жёлтые и зелёные.

Деревья всегда нуждаются в нашей с вами заботе, но еще больше надо беречь их зимой: не обламывать веток, не играть около дерева, ветки у деревьев зимой очень хрупкие.

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…
Исследовательская деятельность: Рассматривание и обследование листьев берёзы.(Определение формы, окраски, величины и поверхности листьев)
Игра на прогулке «Узнай дерево». Дети становятся около воспитателя. На его слова: «Раз, два, три, к березе беги!» - они бегут и останавливаются у березы. Воспитатель спрашивает, как они узнали березу. Один ответит, что у березы белый ствол; другой – что у нее зелёные листья; третий – что листочки маленькие, похожие на треугольник, шершавые.

Народные приметы: Листья у березы начинают желтеть с верхушки – ждите ранней зимы, а если снизу – поздней.

Отгадать загадку: Висят на ветке

Золотые монетки.

(Осенние листья.)
Трудовая деятельность: Сбор опавших листьев на участке, уход за поломанными ветками.

Цель: воспитывать желание ухаживать за растениями, учить бережному отношению к природе.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Составь узор» - составление узора из бумажных листьев на дорожке.

Конспект проектной деятельности в средней группе.

Экскурсия по территории детского сада.
Цель: Развитие речи во время проведения экскурсии, систематизация имеющихся знаний о жизни деревьев.

Воспитатель: Сегодня мы проведём экскурсию, по одному из самых красивых деревьев! А что бы узнать, что это за дерево, я предлагаем вам ответить на следующие загадки:

Не заботясь о погоде, Клейкие почки,
В сарафане белом ходит, Зеленые листочки.
А в один из теплых дней, С белой корой
Май сережки дарит ей. Стоит под горой.
Воспитатель: Вот молодцы, теперь, вы сами узнали, по какой красавице-берёзе мы будем проводить экскурсию.

Очень много березе посвятил русский народ стихотворений. Посмотрите, как отразил в стихотворении образ зимней березы русский поэт С.Есенин.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

И стоит береза

В сонной тишине

И горят снежинки

В золотом огне.

Воспитатель: Как вы думаете, чем отличается береза от всех остальных деревьев, например, от ели, осины? (У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у клена и ели- коричневый).

Воспитатель: Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы? (БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза)

Воспитатель: Береза - единственное в мире дерево с белой корой.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ).

Воспитатель: А давайте мы тоже, как березы подышим.
дыхательное упражнение «ВЕТЕРОК»

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Воспитатель: Молодцы.

Воспитатель: Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните. У осины ветви прочные, крепкие, а у березы? (ветви тонкие, гибкие, нежные).

Воспитатель: Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят? (Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются).

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на листья. Они одинаковые? (Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками).

Воспитатель: Теперь посмотрим, можете ли вы отличить листья березы от других деревьев.

Игра с листьями. Д/игра «Найди листок, какой покажу».

Воспитатель: Весной, когда деревья «просыпаются» и начинается сокодвижение, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья.

Воспитатель: Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека.
Воспитатель: Проведем Физкультминутку «Березонька».

(Все движения выполняются плавно)

Береза моя, березонька (движение правой рукой в сторону – вверх),

Береза моя кудрявая! (То же левой рукой.)

Стоишь ты, березонька (поднять руки вверх),

Посреди долинушки (опустить руки).

На тебе, березонька (руки вытянуть вперед, ладошки вверх),

Листья зеленые (опустить руки).

Трава шелковая (движение руками вправо – влево).

Вокруг тебя, березонька (поднять туловище),

Девицы красные (движение головой вправо – влево)

Венки вьют-плетут (вращение руками перед собой).
Воспитатель: Символ берёзы отражался в народных приметах! Вот, например:

Из берёзы весной течёт много сока - к дождливому лету.

Если на берёзах много серёг - к урожаю гороха .

Когда лопаются серёжки у берёз - время сеять хлеб.

Сей овёс, когда берёзовый лист станет распускаться.
Воспитатель: А также символ берёзы отражался и в пословицах:

Берёза не угроза: где стоит, там и шумит

Берёза, да разуму учит
Воспитатель: И закончить нашу экскурсию хотелось бы тёплыми строчками:

Белая берёза, я тебя люблю,

Протяни мне ветку нежную свою.
Без любви, без ласки пропадаю я,
Белая берёза, милая моя.

Воспитатель: На этом наша экскурсия подошла к концу.

Консультация для родителей

«Экологическое воспитание детей в семье»
Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим чем мы живём. Их дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.
С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.
Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.

Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.
Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.
Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить, видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.
Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям.
Пожелание вам - воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира, и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относиться ко всему, и беречь этот «дом» - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

Анкета «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»

1 . Что такое экология?

______________________________________________________________________________________________________

2. Есть ли у Вас комнатные растения и какие? Если нет, то почему?

__________________________________________________________________________

3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

4. Посадили ли Вы дерево?

5. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?

6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

7. Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?

8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?

9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?

10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.?

11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?

13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

14. Как вы думаете, получает Ваш ребенок знания о природе в детском саду?

Конспект проектной деятельности в средней группе.

Образовательная область «Восприятие художественной литературы и фольклора»

Тема: «Как листочек берёзу спас».

Цель: воспитывать чувство любви к родной природе.

Задачи:

1 Обучающая: Познакомить детей с рассказом, развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведения, расширять представления о дереве, формировать знания об особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев, формировать представления о жизни деревьев, учить наклеивать листочки аккуратно, распределять по разным местам.

2 Развивающая: Приобщить к процессу познания, развивать речь, фантазию, наблюдательность. Пробуждать интерес к природе.

3 Воспитывающая: Воспитывать желание защищать и оберегать природу.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, познание, художественное творчество, безопасность.

Словарная работа: позолотило, заглушили, затрепетал, юркнула, хранитель леса, озорники.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций, экскурсия по территории детского сада, чтение сказок, рассказов, знакомство с народным творчеством, угадывание загадок, разучивание песен, хоровода «Во поле береза стояла», заучивание загадок, пословиц, поговорок, беседы, наблюдения про березу.

Оборудование: ноутбук с приготовленным заранее материалом (слайды про березу), вырезанные листочки березы желтого и зеленого цвета, клей, салфетки, ватман с изображением березы без листьев. На стуле сидит плюшевый зайка.
Ход НОД:
1 Организационный момент .

Воспитатель: Какое сейчас время года? Вы любите гулять на улице осенью?

Что вы делаете на прогулке осенью? А вы бывали в осеннем лесу?

Дети: отвечают

2 Чтение рассказа А.Лопатина, М.Скребцова «Как листочек березу спас» (Серия «Беседы о воспитании».

Воспитатель: послушайте, ребята, я сейчас прочитаю вам один рассказ называется он «Как листочек березу спас».

Наступила осень, и береза оделась в золотое платье. Солнечный зайчик прилетел в гости к листочку и весело воскликнул:

Солнышко позолотило тебя, и ты сам стал как солнечный зайчик!

Да, мне нравится мой наряд, но скоро мы расстанемся,- вздохнул листочек.

Не горюй, лето было очень хорошим, и я тебя не забуду,- просиял солнечный зайчик.

Да, лето было очень хорошим. Я много работал и многому научился.

Последние слова листочка заглушили громкие голоса детей. Они пришли в лес на прогулку вместе с воспитателем.

Посмотрите, дети, на эту красавицу березу, какая она красивая. Она такая же живая, как мы, люди. Она дышит, спит и работает. Береза может чувствовать и даже по- своему говорит,- стала рассказывать воспитательница.

Правильно, правильно,- одобрительно зашумела береза.

Воспитательница и ребята ушли вглубь леса, но два мальчика остались на полянке.

Не верю, что деревья чувствуют, -сказал один и отломил ветку у березы.

Пусть дерево мне что- ни будь скажет, -засмеялся другой и начал вырезать, ножиком на коре березы свое имя.

Эти мальчишки погубят березу. Надо прогнать губителей,- решил березовый листочек. Он затрепетал и оторвался от своей ветки.

Плавно кружась, листочек опустился возле пня на краю поляны и заплакал:

Что делать?! Я обещал защитить березу, но не смог!

Из-под пня выглянула полевая мышка и сердито посмотрела на листочек.

Там мальчишки губят березу. Прогони их,- стал просить листочек.

Я не могу прогнать мальчишек. Но здесь неподалеку в старой берлоге живет лесовик. Хотя днем он из берлоги не вылезает, но надо уговорить его помочь. Если люди деревья погубят, нам жить негде будет, -пробормотала мышка.

Она подхватила листочек и юркнула в кусты.

Мальчишки тем временем стали скакать вокруг березы и весело кричать.

Вдруг кто- то схватил ребят ветвями- лапами и поднял их над землей.

Ой, кто это?- испугались мальчики.

Я лесовик, хранитель леса, -пробормотало существо,-

Деревья, кто из вас этих озорников уму- разуму научит? Или мне их в камни превратить?

Они меня поранили, но я научу их уму- разуму,- согласилась береза.

Чистое у тебя сердце, береза,- ответил лесовик, и ребята почувствовали, как они летят по воздуху прямо к березе. Один попал в корни березы, а другой- в ствол. Не успели мальчики прийти в себя, как береза приказала:

Быстрее за работу. Вы корни, крепите меня к земле и добывайте из нее пищу. Ты, ствол, проводи пищу от корней к ветвям.

Мы не удержим такую огромную березу. У нас болят раненые места,- захныкали ребята.

Если вы, корни не удержите меня, я упаду и погибну. Нужно не хныкать, а быстрее лечить раны. Иначе я начну гнить и умру,- строго сказала береза.

Ау- ау, мальчики, где вы?!- раздался крик воспитателя.

Ладно, для первого урока достаточно,- сердито проворчал лесовик. Он махнул лапой и перепуганные ребята снова оказались возле березы.

Вот вы где! Пойдемте обратно,- сказала воспитательница, выходя на полянку.

Извини нас,береза,- прошептал один мальчик, уходя из леса.

А второй- молча погладил березку по белоснежной коре.

Спасибо тебе, мышь. Ты спасла мою маму березу,- прошелестел листочек.

Это не я, а лесовик постарался,- ответила мышка и добавила:

Ты храбрый листочек. Хочешь в моей норе жить и ее украшать?

Листочек согласился, и лесная мышка унесла его в свою норку.

Долгими зимними вечерами они вспоминали лето и лес, деревья и солнышко, а на душе у них была тишина и покой.

Воспитатель:(задает вопросы) Чему научила мальчиков эта история?

Как вы думаете, могут ли деревья и растения слышать, чувствовать и понимать человека?

Как вы думаете, кто спас березу?


  1. Рассматривание слайдов.
Дети совместно с воспитателем рассматривают картинки с изображением березы.

(береза во все времена года)


  1. Физкультминутка «Берёзка»

Мы березку посадили, (Выпрямиться за столом.)

Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)

И березка подросла, (Встать за столом.)

К солнцу ветки подняла, (Руки вверх.)

А потом их наклонила (Руки вниз, спина прямая.) -

И ребят благодарила. (Поклоны головой, сесть.)


  1. Рисунок- аппликация «Летняя береза» (коллективная работа)
На ватмане нарисован макет березы для каждого ребенка вырезаны готовые листья березы.

Дети с помощью кисточки и клея аккуратно клеят листочки на березу.


  1. Дидактическая игра «Сложи картинку»
Цель: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей. (собрать картинку березы).

  1. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, что сегодня вы узнали?

Как нужно обращаться с деревьями?

В какую игру играли?

Что у нас получилось?

Воспитатель: Зайка, теперь ты много узнал про березу, береги и защищай свое дерево, а теперь нужно нам прощаться. До свидания!

Конспект итоговой проектной деятельности в средней группе

Развлечение «Во поле береза стояла»
Оформление зала: на центральной стене-панно «березовая роща», в центре зала- бутафорская березка. Звучит мелодия русской народной песни «Во поле береза стояла»; дети с ленточками в руках входят в зал и встают вокруг березки.

Ведущая:

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками!

Мы вокруг березки

Встанем в хоровод,

Радостно и звонко

Каждый запоет!

Хоровод вокруг березки с лентами.

Ведущая:

К березке ближе подойдем

И ветки лентами завьем.

Ведущая и дети под музыку украшают березку разноцветными лентами.

Исполняется песня «Во поле берёза стояла»

Ведущая: Ветками березка машет на опушке,

И привет шлют нам милые зверюшки!
Инсценировка «Лесные музыканты»

Ведущая: Собрались музыканты на лужок,

Принесли музыканты- кто гармошку, кто рожок.

Под мелодию народной песни к березке подходят участники инсценировки.

Сколько музыкантов- столько и талантов!

Мышка: Мышка на пригорке пляшет возле норки,

Колокольчиком звенит, всех в округе веселит!

Мышка звонит в колокольчик и приплясывает .

Кошки: Две веселых кошки взяли в лапы ложки,

Деревянные, резные, звонкие да расписные!

Играют на ложках.

Медведь: Если в бубен бьет медведь,

Бубну как не зазвенеть!

Станет бить комар в него-

Не услышишь ничего!

Бьет в бубен.

Заяц: Бом-бом, бам- бам!

Заяц сел за барабан!

Заиграл- и в тот же час

Все вокруг пустились в пляс!

Играет на барабане.

Ведущая : Сели звери все рядком,

Заиграли ладком.

Выходите, малыши,

Попляшите от души!

Свободная пляска под аккомпанемент шумового оркестра.

Поплясали дружно- отдохнуть всем нужно.

(ведущая предлагает прочесть стихи о березе )

Звучит пьеса «Лошадка», в зал на игрушечной лошадке- палочке въезжает Петрушка.

Петрушка : А вот и ребятишки!

Здорово, парнишки!

Здорово, девчушки,

Резвушки- хохотушки!

Я- ваш знакомый, Петрушка! Пришел вас позабавить да потешить. А что, хороша ли у меня лошадь? (показывает).

Ведущая и дети хвалят лошадку.

Ведущая: А хочешь, Петрушка, мы тебе песенку про лошадку споем?

Песня «Игра с лошадкой» (музыка Кишко ). Петрушка хвалит детей.

Петрушка: А показать вам, как я свою лошадку поймал, а потом запряг? (ответы детей). Ну- кА, где мой платочек?! (Достает платок и завязывает себе глаза). Вот так я ее ловил, с завязанными глазами.

Ведущая: Ребята, давайте пошутим с Петрушкой! Будем цокать, скакать и в лошадки играть. Пусть попробует Петрушка свою лошадку отыскать!

Игра «Жмурки с Петрушкой».

В конце игры Ведущая подает Петрушке его лошадь.

Петрушка: Наконец ее поймал!

Ох, запыхался, устал.

Сяду под березкой, отдохну

Да послушаю тишину!

Садится под березкой, дети- на стульчиках.

Прислушаюсь, как шелестят листочки, как падают листочки.

(Из- за дверей слышится пение, Петрушка прислушивается).

Кто- то песенку поет,

Кто-то в гости к нам идет!

Матрешка : (входя в зал):

Это я, Матрешка, песенку пою,

Это я, Матрешка, в гости к вам иду!

По лесу гуляю, загадки собираю!

(загадывает загадки про березу).

Матрешка: У меня, Матрешки,

Резвые ножки,

Не хотят стоять на месте.

Попляшите со мной вместе!

Исполняется «Маленькая полечка» Д.Кабалевского . Матрешка и Петрушка танцуют в центре круга.

А теперь, ребятки, поиграем в прятки!

Игра- сюрприз «Прятки с платком».

В заключение игры под платком оказывается угощение. Петрушка с Матрешкой раздают его детям, затем прощаются и уходят.

Ведущая: Пора и нам с березонькой прощаться

И в детский садик возвращаться.

(под мелодию русской народной песни «Во поле береза стояла» дети еще раз отходят и покидают зал).



1-й этап: Подготовительный Цель: Подбор необходимой литературы и материалов. Создание интереса у участников проекта. 2-й этап: Основной. Цель: Проведение занятий, опытов, экспериментов, бесед, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение и т.д. 3- й этап: Заключительный. Цель: Проведение досуга «В гостях у королевы растений», Подведение итогов.




Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала и др. Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта. Акция «Подари книгу детскому саду» (произведения о природе) Подбор библиотеки, аудио и видеотеки. Анкетирование родителей





Труд, экспериментирование и наблюдения в уголке природы и на участке детского сада: Формирование знаний о растительном и животном мире; развитие экологического мышления в процессе опытно- исследовательской деятельности детей. Развивать у детей желание заботится о растениях, закреплять трудовые навыки Поощрять любознательность детей, развивать исследовательские навыки Учить систематизировать свои знания, развивать внимание и наблюдательность






ИЗО деятельность: рисование, лепка, конструирование, аппликация Лепка «Деревья осенью» коллективная, плоскостная лепка «Хлорофитум», коллективная работа «Хоровод лекарственных трав»,«Веточка брусники». Аппликация «Осень золото роняет», «Фиалка» из салфеток, «Посадим цветок. Сансевьера.» Рисование «Комнатные растения», по замыслу «Моё любимое растение» Конструирование из бумаги: «Книжка-малышка»

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «flemi.ru» — Ультразвуковое обследование. Брюшная полость, голова, грудная клетка