Гендерные различия в подростковом возрасте. Основные гендерные различия

Шон Берн «Гендерная психология» СПб, 2001 год.

Гендерные различия

Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.

Насколько значимы, закономерны и оправданы различия мнений, суждений, действий «мужских» и «женских» групп на социально психологическом уровне? Являются ли эти различия в большинстве своем следствием фундаментальной биологической разницы между мужчиной и женщиной или же они обусловлены в большей степени культурой, господствующей в обществе, определяющей взгляды и диктующей соответственно свои законы и правила?

Социальная психология гендера является огромным полем для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия и самовосприятия, самоуважения, возникновения социальных норм и ролей.

Гендерные различия и социализация

В психологии гендер – это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».

Социальные психологи считают, что две основные причины, из-за которых люди стараются соответствовать гендерным ожиданиям, - это нормативное и информационное давление. Термин «нормативное давление» описывает механизм того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания, что бы общество не отвергло его.

Наказание за отказ следовать гендерным ролям может быть жестоким. Аятолла Хомейни, правитель Ирана с 1979 до середины 1980-х гг. отменил все законы дающие женщинам хоть какие-то права, и приговорил к смертной казнив общей сложности 20 тысяч женщин, которые не соблюдали четкие правила, регламентирующие их одежду и поведение.

Информационное давление вызвано тем что, расширяя наши знания о себе и о мире, стремясь понять, какой позиции следует придерживаться в тех или иных социальных вопросах, мы в большей степени опираемся не на собственный опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими. Что бы определить, что именно является правильным, мы стараемся разузнать, что правильным считают другие, а свое поведение считаем таковым пока наблюдаем его у окружающих. То же относится и гендерным ролям. Когда мы смотрим вокруг и видим, как мужчины и женщины делают разные вещи, и слышим как окружающие нас люди и средства массовой информации подчеркивают насколько велика разница между мужчинами и женщинами, мы приходим к выводу что так и есть на самом деле и соответствуем этим ожиданиям. Однако иногда мы заменяем свое социальное поведение, что бы привести его в соответствие с социальными нормами, даже если на самом деле их не приемлем. Такой тип подчинения называется уступчивост ь; тип поведения когда человек полностью согласен с нормами – одобрение , интернализация . Третьим типом является – идентификация , в этом случае мы повторяем действия ролевых моделей просто, потому что хотим быть похожими на них.

Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что – женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами. Специалисты, занимающиеся психологией развития, обозначают термином дифференциальная социализация процесс, в ходе которого мы учим , что есть вещи, которые свойственны одним и несвойственны другим, в зависимости от пола обучаемого.

Зачатки дифференциальной социализации можно увидеть еще до рождения ребенка. Примером служит желание родителей и окружающих знать, кто же родится мальчик или девочка, ведь от этого уже многое зависит: как они его назовут, какую одежду, игрушки будут покупать, как будут воспитывать. Гендер является очень важной социальной переменной и родителям вряд ли бы понравилось, если окружающие допускали бы ошибки в отношении пола ребенка.

Уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу, о называется гендерной идентификацией). В это время дети начинают замечать что мужчины и женщины стараются по разному выглядеть, заниматься разной деятельностью и интересоваться разными вещами. Как только ребенок начинает замечать различия между мужчинами и женщинами у него обычно появляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом что и он сам, обусловленное желанием быть самым лучшим мальчиком или девочкой. Дифференциальным подражанием объясняется, почему женщинам, как правило, нравится ходить по магазинам и заниматься подготовкой к праздникам, а мужчины часто этого избегают. Пока ребенок растет, он видит, что именно женщина занимается такими делами и если ребенок – девочка, то это будет интересовать ее гораздо больше, чем, если бы на ее месте был мальчик. Нельзя забывать, что гендерно-ролевая социализация – это процесс, продолжающийся в течении всей человеческой жизни, он отражает меняющиеся обстоятельства и новый опыт.

На протяжении жизненного пути материалом для построения гендера служит вся система того, что в данной культуре связывается с мужественностью и женственностью. Учителя, другие дети, родители других детей, родственники игрушки и телевидение – из всех этих источников ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как соответствующее тому или иному гендеру.

Эксперименты показывают, что чтение книг, в содержании которых прослеживается половая стереотипизация, приводит к увеличению доли поло-типичного поведения в детских играх. Хотя недавние исследования показали, что описания гендера в книгах изданных после 1980г. в достаточной степени изменились, но библиотеки все еще полны книгами, изданными до этого периода. А в них обычно преобладают персонажи мужского пола и женщины изображаются исключительно в роли хранительниц домашнего очага, тогда как мужчинам предоставлены все возможности.

Негативным последствием ситуаций, когда мужчине сложно поддерживать стандарт мужской роли или когда обстоятельства требуют от него проявления женских моделей поведения, которых просто нет в его репертуаре или они запрещены мужской ролью, возникает, мужской гендерно-ролевой стресс. Мужчинам с высоким показателем МГРС очень сложно проявлять нежные чувства, то есть у них более низкий уровень вербальной и невербальной экспрессивности, чем у мужчин с низким показателем.

Более общую идею выдвинул О’Нил в 1990 году, который говорил о гендерно-ролевом конфликте. Конфликт может возникнуть, когда мужчина ограничивает своим поведением или поведение других, исходя из традиционных гендерных ролей, когда окружающие оказывают на него давление за нарушение норм мужественности, или когда он подавляет себя или окружающих из-за того, что они не стараются соответствовать роли.

Модель гендерно-ролевого конфликта включает в себя 6 паттернов:

1. Ограничение эмоциональности – трудность в выражении своих собственных эмоций или отрицание права других выражать эмоции.

2. Гомофобия – боязнь гомосексуалов, включая стереотипы о последних.

3. Социализация контроля, власти и соревнования.

4. Ограничение сексуального поведения и демонстрация привязанности.

5. Навязчивое стремление к соревнованию и успеху.

6. Проблема с физическим здоровьем, возникающая из-за не правильного образа жизни.

Этот конфликт отражается как в во внутриличностной, так и в межличностной сфере. Тревожность, депрессия, снижение самооценки, стресс, проблемы в отношениях, конфликты на работе, физическое и сексуальное насилие - все это возможные результаты гендерно-ролевого конфликта.


Гендер в разных культурах


Культура – это набор отношений, ценностей, убеждений и форм поведения, разделяемых группой людей и передаваемых из поколения в поколение с помощью языка или другого средства коммуникаций.

Социальные психологи всё больше осознают потребность кросс культурного подхода. Одна из причин этого состоит в том , что наука стремится быть универсальной и нам необходимы кросс культурные исследования, чтобы выяснить, верны ли наши открытия для других культур. Другая причина – желание избежать предположения, что если что-то распространено в нашей культуре, то оно является «нормальным» и типичным для всего человечества. Третья причина связана со значением культуры: ведь и наше поведение и наши мысли подвержены её влиянию, а кросс культурная психология поможет определить, до какой степени психологические процессы меняются под влиянием разных культур.

Существует четыре аспекта, по которым сходятся различные по другим показателям культуры: 1. Разделение труда по половому признаку 2. убеждения или стереотипы, связанные с различием между мужчинами и женщинами 3. Дифференциальная социализация мальчиков и девочек 4. меньшая власть и более низкий статус женщин.

Исторически сложилось, что практически в любой культуре женщины и мужчины выполняют разную работу, но конкретные виды работ выполняемые разными полами не всегда совпадают. В пример можно привести Центральную Африку и Латинскую Америку, в первой главными специалистами по земледелию являются женщины, а во второй мужчины.

В каждой стране существует свое предпочтение к женским и мужским стереотипам. Как показывают исследования большую роль играет религия. Женские стереотипы более благоприятны в тех странах, чьи традиции включают в себя поклонение божествам женского пола и где женщинам позволено участвовать в религиозных церемониях.

Культурная специфика особенно важна в связи с изменением гендерных ролей. Социальные изменения могут быстрее происходить в тех странах, где не столь велика покорность властям и верность групповым нормам. Западная культура характеризуется психологами, как индивидуалистические общества. В таких обществах люди больше интересуются карьерой, личными правами и независимостью. Коллективистические общества подобные Японскому, предают повышенное значение подчинению индивидуальных целей коллективным, что проявляется в повышенной заботе о потребностях окружающих. Такие культуры, где поощряется покорность старшим, могут отличаться большей резистентностью к социальным изменениям, поскольку люди с возрастом менее охотно принимают изменения.

Путь к достижению гендерного равенства имеет свои особенности, зависящие от конкретной культуры, и факторы, которые привели к переменам в одной стране, могут отличаться от тех, которые ведут к изменениям в других странах.

Культура каждой страны индивидуальна, в ней есть и отличия и сходства с остальными, в каждой стране существуют свои культурные обычаи. Мы не должны рассчитывать на то, что сумеем до конца понять людей из других стран. Мы должны уважать культуру каждой страны. Гендерное равенство и культурное разнообразие могут иногда приходить в противоречие друг с другом, но уважение культурного разнообразия не требует безусловного принятия всех культурных обычаев. Существует несколько универсальных ценностей, таких как, гендерное и расовое равенство, которые должны заставлять нас придирчиво относится к некоторым культурным обычаям и добиваться их изменения.


Заключение


На сколько же велика разница между мужчинами и женщинами. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что гендерные различия не тук уж велики как принято считать. Мы никак не можем со стопроцентной уверенностью сказать, что гендерные различия можно обосновать биологическими. На нашу гендерную роль влияет огромное количество внешних факторов с самого рождения. Мы наблюдаем за поведением наших родителей и других взрослых, стараясь подражать людям своего гендера, играем в определенные игры. Средства массовой информации создают в нашем обществе стереотипы женственности и мужественности, которые мы не можем оставлять без внимания. Мы вырастаем, стараясь в большинстве своем соответствовать своей роли, быть настоящим мужчиной или настоящей женщиной, далеко не всегда соглашаясь с тем что, предписывает нам общество.

Как уже было сказано ранее существует множество ограничений накладываемых женской или мужской ролью. Женские проблемы включают в себя: низкую зарплату, низкий статус и небольшие властные возможности, а так же загруженность домашними обязанностями. К мужским можно отнести: лишение содержательности отношений, недостаточная социальная поддержка, физические проблемы, вызванные переутомлением на работе и рискованным поведением. Эти ограничения указывают на то, что роли должны изменится. Конечно, не стоит стремится к абсолютному гендерному равенству. В определенных ситуациях все-таки стоит оставить привилегию мужчинам быть сильными и мужественными, а женщинам быть нежными, слабыми, женственными. Просто необходимо уменьшить негативные последствия, которые накладывает на нас наша гендерная роль, а это возможно лишь при склонении в какой-то степени к гендерному равенству.

Конечно, со временем все меняется. Все большее число женщин занимаются управленческой деятельностью и выполняют другие виды работ, в которых доминируют мужчины, разрыв в зарплате мужчин и женщин несколько сокращается. Мужчины выполняют чуть больший объем работ по дому, и многие проводят больше времени со своими детьми, чем это делали их отцы. Однако вполне очевидно, что нам предстоит еще очень долгий путь.

Что такое гендерные различия и каков их источник? Существующие объяснения на этот счет можно разделить па биологический детерминизм и социальный конструктивизм.

Биологические объяснения подчеркивают различия в поведении представителей разных полов, коренящиеся в их биологических особенностях: разнице хромосомного набора (XY - у мужчин и XX - у женщин), гормональных различиях (тестостерон - у мужчин, эстроген - у женщин) и др.

В противоположность сторонникам биологического детерминизма социальные конструктивисты полагают, что гендерные различия - это результат не природного, а социального и культурного процессов. Эти процессы создают систему представлений и практик, посредством которых мужчины и женщины развивают свои идентичности, а также распределяются на рынке труда, в семейно-брачных отношениях, системе власти и других сферах. Например, Роберт Коннелл (1987) считает, что каждое общество имеет свой гендерный порядок, включающий в себя целый ряд маскулинностей (как доминирующих, так и подчиненных) и феминностей. Гендерный порядок функционирует как достаточно устойчивая структура, внутри которой возникают, воспроизводятся или изменяются гендерные различия.

Обнаружить источник гендерных различий не так просто, как кажется на первый взгляд. Например, оставаясь на позициях биологического детерминизма, мы должны, во-первых, выделить те универсальные (т.е. справедливые для всех обществ во все времена) характеристики, которые являются чисто мужскими или женскими. Во-вторых, мы должны показать, что эти характеристики порождены биологией, а не, скажем, различиями в воспитании мальчиков и девочек. В действительности, чем более развитым является изучаемое общество, тем сложнее доказать, что именно природа, а не воспитание ответственна за гендерные различия.

Социологические, антропологические и исторические исследования показывают, что феминность и маскулинность очень сильно отличаются в различных культурах. Например, с одной стороны, это подчеркнутая феминность женщин буржуазного класса в Европе XVIII в., подразумевающая физическую слабость, отстраненность от рынка труда и сексуальную холодность и, с другой стороны, физическая сила и сексуальная уверенность женщин сельских районов современной Африки, зачастую являющихся единственными кормильцами своих семей. В свете такого разнообразия очень трудно доказать существование необходимой связи между женским или мужским телом и их специфическими гендерными особенностями мышления и поведения в обществе.

Феминность и маскулинность понимаются по-разному не только в разных обществах, но и в разные времена. Так, в 1940-1950-е гг. в западной культуре доминировал образ мужчины-кормильца, много работающего, однако совершенно некомпетентного в домашних делах. С тех времен этот образ претерпел значительные изменения, и сегодня уже не является приоритетным. Возникает и укрепляется образ «нового» мужчины, характеризующегося такими чертами, как мягкость и эмоциональность, стремление к сотрудничеству, а не конкуренция, большая вовлеченность в домашние дела, уход за детьми и др.

Кроме того, в обществе не существует мужчин и женщин как таковых, все они имеют возрастную, этническую и классовую определенность, что влияет на гендерные различия самым непосредственным образом. Например, утонченная дворянская девушка в России XIX в. сосуществовала с физически крепкой и работящей служанкой. Более того, утонченность и слабость первой были просто немыслимы без физической силы и постоянного труда второй.

Выберите любое общество в любой исторический период (например, Россию XIX в. или США сегодня) и опишите черты феминности, присущие женщинам из разных классов, этносов и культур. То же самое проделайте с мужчинами, т.е. опишите черты маскулинности мужчин, имеющих разные социальные позиции в разных обществах и в разные времена.

Гендер – социальный пол, который обуславливает особенности личностного и группового поведения.

Гендерный стереотип – это эмоционально окрашенный и упрощенный образ женщины и мужчины.

Выделяют три группы стереотипов. Первая связана с закреплением профессиональных и семейных ролей. Вторая – с фемининостью и маскулинностью. А третья стереотипная группа связана с различиями (половыми) в трудовом содержании.

Мужчинам и женщинам всегда приписывают конкретный стиль поведения. «Женское» считается греховным, телесным, негативным, детородным, чувственным, вторичным. «Мужское» сопоставляется с чем-то позитивным, культурным, доминирующим, главенствующим.

Что касается трудовой деятельности, то и в ней стереотипы навели свои порядки. Мужчине ближе руководящий и творческий труд. Женщине – обслуживающий труд (деятельность, носящая экспрессивный характер).

Коснемся мужских и женских семейных ролей. Есть мнение, что мужчина не должен (как бы там ни было) полностью включаться в дела семейные, так как это является женской обязанностью.


Гендерные различия мужчин и женщин

Мозг

Уже давно не секрет, что благодаря мозговым различиям мозга мужчины и женщины заметно разные.

Женщины частенько «играют» с намеками и нередко не понимают, почему мужчины просят обо всем говорить подробно и ясно. Дело в том, что у мужской половины человечества лучше развито правое полушарие. Данное доминирование говорит о том, что они привыкли воспринимать все слова буквально и не искать в них скрытый смысл.

Зато мужской мозг на триста двадцать граммов тяжелее женского. Мужчины гордятся данным фактом.

Степень умственной женской одаренности на три с половиной процента выше мужской (несмотря на то, что средний бал интеллекта (120) одинаков и мужчин, и у женщин).

Общение

Различия в общении видны уже с малых лет. Девочки всегда разговорчивее своих сверстников – мальчиков. В общем, женщины в два раза общительнее мужчин.

Проведите эксперимент, и вы поймете, что это действительно так.

Женщины проговаривают даже собственные мысли. Им всегда хочется высказаться. Мужчины размышляют молча.

Лица мужского пола, в основном, беседуют с приятелями исключительно по делу или ради того, чтобы составить «пивную» компанию.

Женщины никогда не устают от общения. Они всегда находят повод для него. А если дамы долго молчат, то у них что – то стряслось.

Поведение

Мужчины плачут, но только тогда, когда напьются в те моменты, когда уверены в том, что их состояния никто не видит.

Женщины часто высказываются по поводу своих переживаний, планов и идей. Мужчин приходится «тянуть за язык», чтобы узнать у них хотя бы некоторые подробности того или иного дела (случая, плана и так далее).

Разрешение конфликтов

Установлено, что женщины с эмоциональными проблемами справляются легче, чем с семейными конфликтами.

Во время разгара конфликта мужчины сосредоточены на самом предмете, по вине которого разгорелась ссора. Женщины вспоминают все свои прошлые ошибки, грехи. Они больше ориентируются на чужое мнение. Чем объясняется данное поведение? Высокой степенью конформности.

Здоровье

Пересмотрите старый мультфильм про Карлсона. У него есть такая фраза: «Я – самый больной в мире человек!». Сказана она не напрасно, так как очень здорово (точно) характеризует основную массу мужчин.

У женщин – своя история. Они стараются не ныть, не говорить о болезнях и о плохом самочувствии. Они делают все, чтобы казаться сильнее, чем они есть, в мужских глазах.

Женщины частенько доверяются самолечению, народным средствам и методикам. Мужчины выбирают поликлинику и больничные коридоры, так как уверены в том, что выбрали наиболее безопасный путь.

Мужчины болеют чаще, чем женщины. Потому они и привыкли, что их опекают. Если им не уделяют должного внимания, то они начинают возмущаться, скандалить, кричать и нервничать. Подобные элементы поведения обостряют болезни, имеющиеся у мужчин.

Привычка

Женщины могут отказаться от всех привычек, если потребуется. Мужчинам гораздо сложнее расставаться с тем, к чему они привыкли. Иногда они ссылаются на отговорки типа: «Я так привык, извини!». Женщины ждут перемен от мужчин, но чаще не дожидаются их.

Привычка покушать – мужская привычка. Мужчины редко понимают тех женщин, которые «включают» силу воли и придерживаются всяческих диетических предписаний.

Хобби, увлечения

Спорт, азартные игры, автомобили, мотоциклы считаются сугубо мужскими увлечениями. Вышивание, танцы, кулинария относят к женским хобби. Современный мир сделал так, что грани увлечений «стерлись». Ведь есть такие мужчины, которые очень любят готовить. Между прочим, доказано, что мужчины – самые лучшие повара!

Любовь

Мужчина реже признается в любви, вкладывая в слова глубочайшую искренность. Он устроен не так, как женщина. У представителей мужского пола бывают романтические порывы, однако постоянно в романтической атмосфере пребывать мужчины не способны.

Женщины отказываются это понимать, поскольку обожают цветы, сладости, красивую музыку, сюрпризы, неожиданные подарки.

Секс

Многие мужчины не торопятся связывать себя брачными узами, так как бояться, что их «половинки» быстро утратят всю свою сексуальность.

Женщины торопятся выйти замуж, потому что их охватывает страх одиночества и «ненужности». Ради того, чтобы стать женой любимого человека, они исполняют все мужские сексуальные прихоти и капризы, часто имитируют оргазм.

Возможно, вы сейчас удивитесь, но факт остается фактом: сексуальные акты (отношения) мужчина воспринимает, как возможность самоутверждения и самоактуализации.

Для женщин секс является подтверждением глубоких чувств. Для мужчин – удовлетворение потребностей и получение «естественного» удовольствия.

В 1970-е годы учёные обнаружили всего четыре параметра, по которым наблюдались небольшие различия между мужчинами и женщинами . Новейшие исследования уточнили эти данные и установили, что гендерных различий в речевых способностях нет . Обнаруживаемые различия в математических способностях , способностях к пространственному восприятию и агрессивном поведении невелики, и существуют данные, указывающие на их зависимость от воздействия гендерных стереотипов .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Гендерные особенности бессонницы - Михаил Полуэктов

    Гендерные особенности возрастной психологии,1 из 2. Психолог Наталья Кучеренко. Лекция №02.

    Чем мужчины отличаются от женщин? - Научпок

    Основы менеджмента. Типические и гендерные особенности психики.

    Гендерные особенности возрастной психологии, 2 из 2. Психолог Наталья Кучеренко. Лекция "03.

    Субтитры

Общая информация

Дебаты о существовании и происхождении гендерных различий

Гендерные различия давно представляют область интереса учёных из разных научных областей, а результаты их исследований вызывают живой интерес в СМИ и у широкой публики. Основной вопрос научных дебатов в этой области в том, существуют ли неустранимые гендерные различия, которые могли бы обосновать существующие гендерные роли и, в частности, целесообразность таких мер, как раздельное обучение мальчиков и девочек . В целом накопленные на сегодняшний день научные знания свидетельствуют о том, что представители разных гендеров похожи друг на друга почти во всём, за очень немногочисленными и сравнительно незначительными исключениями . Несмотря на это, гендерным различиям продолжают придавать большое значение как в научной среде, так и за её пределами .

Участники научных дебатов о гендерных различиях разделяются на два основных лагеря: сторонников биологического детерминизма, которые убеждены в тесной связи биологического пола и гендера, и сторонников социального конструктивизма , которые считают, что гендерные различия конструируются обществом . Вопрос о гендерных различиях представители разных лагерей ставят принципиально по-разному. Биологически-ориентированные исследователи часто не задаются вопросом о том, существуют ли гендерные различия как таковые, а по умолчанию исходят из того, что они существуют, и ищут им объяснения. Сторонники социального конструктивизма, в свою очередь, исследуют процессы конструирования гендера в различных социальных контекстах и то, каким образом представления о гендерных различиях используются для создания социальных иерархий .

Многие исследователи согласны в том, что на такие характеристики человека, как когнитивные способности , оказывают влияние и биологические, и социальные факторы. При этом они отмечают, что не все биологические факторы следует понимать как врождённые, поскольку, например, строение и деятельность мозга изменяются под воздействием жизненного опыта .

Проблема предвзятости в распространении научных данных

В научной литературе существует тенденция чаще сообщать и воспроизводить информацию о гендерных различиях, чем о сходствах. Отчасти это обусловлено дизайном многих исследований: когда поиск гендерных различий не является непосредственной целью исследования - например, в исследованиях общих когнитивных процессов - учёные часто изначально включают гендер как переменную просто для того, чтобы исключить вероятность неверной интерпретации итоговых результатов. Если результаты не обнаруживают различий по этой переменной, информация об этом считается несущественной для основных результатов исследования и не включается в итоговые публикации. Если же гендерные различия обнаруживаются, то учёные склонны воспринимать их как помеху, о которой они вынуждены сообщить .

С другой стороны, на сообщение и распространение научных данных о гендерных различиях влияют идеологические установки внутри научного сообщества. Некоторые исследователи отмечают, что в научном сообществе существует предвзятость в отношении публикаций: если исследование обнаруживает хотя бы незначительные гендерные различия, оно с большей вероятностью будет опубликовано, чем десятки исследований, которые таких различий не обнаруживают. Предвзятость в отношении публикаций приводит к тому, что единичное исследование и его результаты за счёт многократного цитирования приобретают статус «истины», что может порождать эффект самоисполняющегося пророчества , влияя на дизайн последующих исследований .

Научные данные о гендерных различиях

Первая серьёзная и сравнительно достоверная работа, обобщающая результаты исследований гендерных различий, - это книга Элеанор Маккоби и Кэрол Джеклин «Психология половых различий» (The Psychology of Sex Differences ), изданная в 1974 году . Маккоби и Джеклин собрали и систематизировали более 2000 научных работ, которые были опубликованы к моменту написания их книги. Они обнаружили отсутствие гендерных различий по большинству проанализированных параметров, включая восприятие различными органами чувств , процессы обучения и запоминания , эмоциональные реакции , внушаемость, самооценку и многие другие. Таким образом, основной результат их обобщающего исследования в том, что гендерные сходства гораздо более значимы, чем гендерные различия. Но, хотя книга Маккоби и Джеклин считается классической и широко цитируется, чаще всего упоминается не их главный вывод, а обнаруженные ими исключения - немногие гендерные различия : в речевых и математических способностях, способностях к пространственному восприятию и агрессивности .

Вскоре после появления книги Маккоби и Джеклин был разработан статистический метод мета-анализа , предназначенный для тщательного и надёжного обобщения результатов больших корпусов исследований одной тематики. Этот метод считается идеальным для систематизации исследований по гендерным различиям, поскольку в этой области проводятся десятки и даже сотни исследований по отдельным вопросам . Результаты мета-анализов уточнили выводы Маккоби и Джеклин. В частности, благодаря более точному статистическому анализу и использованию более крупного и обновлённого корпуса исследований, они показали отсутствие гендерных различий в речевых способностях .

Речевые способности

В 1988 году Дженет Хайд и Марсия Линн провели мета-анализ исследований гендерных различий в речевых способностях, включив корпус исследований, которые проанализировали Маккоби и Джеклин, и дополнив его большой выборкой более новых исследований детей и взрослых. Анализируя отдельно исследования в соответствии с использованным методом тестирования речевых способностей, они обнаружили, что для пяти из восьми тестовых методик величина различия равна или близка к нулю. В целом, обобщая результаты исследований с разными методиками тестирования, они пришли к выводу, что даже небольших различий в речевых способностях между мужчинами и женщинами нет .

Математические способности

Согласно распространённому гендерному стереотипу , мальчики и мужчины более способны к математике , чем девочки и женщины. Научные исследования опровергают это представление. Так, мета-анализ 1990 года, обобщивший исследования с общей численностью участников в более чем три миллиона, показал, что в целом существенных различий в успешности выполнения математических заданий между мальчиками и девочками нет. Незначительные различия в пользу девочек были обнаружены в навыках счёта в младшей и средней школе, в пользу мальчиков - в решении задач в старшей школе, но в то же время было установлено, что обнаруженные небольшие гендерные различия сокращаются с возрастом, при этом мальчики и девочки одинаково хорошо овладевают математическими понятиями . Более новое мета-аналитическое исследование 2005 года установило, что младенцы-девочки и мальчики в возрасте шести месяцев одинаково хорошо справляются с задачами, лежащими в основе формирования математических способностей .

Ещё один популярный стереотип говорит о том, что мальчики чаще демонстрируют выдающиеся способности к математике, тогда как способности девочек скорее средние. Этот стереотип поддержали авторы лонгитюдного исследования математически одарённых детей, проведённого в США в начале 1980-х годов . Математические способности мальчиков и девочек в этом исследовании оценивались по результатам стандартизированного теста SAT-M. При этом другие данные, собранные в ходе исследования, опровергают вывод о выдающихся способностях мальчиков по сравнению с девочками. Девочки - участницы исследования лучше, чем мальчики, справлялись с математическими заданиями в школе. Различий между мальчиками и девочками не было выявлено и в дальнейшей жизни: в университетах они выбирали математические курсы одинаковой сложности и получали по ним одинаковые оценки, а по окончании высшего образования одинаковое количество участников программы получали научные степени. Эти результаты показывают, что, несмотря на различия по тесту SAT-M, девочки и мальчики, участвовавшие в исследовании, осваивали высшую математику в равных количествах и с одинаковой успешностью .

Сравнения результатов математических тестов в разных странах показывают, что в большинстве стран мира девочки и мальчики справляются с математическими заданиями одинаково хорошо. Мальчики показывают более высокие результаты всего в половине стран ОЭСР , а в Исландии девочки показывают значительно более высокие результаты, чем мальчики .

Некоторые авторы связывают такие данные с распространённостью гендерных стереотипов и уровнем гендерного неравенства. В частности, исследователи обнаружили, что в странах с высокими показателями гендерного равенства гендерные различия в математических результатах между мальчиками и девочками исчезают . Многие исследования также показывают, что успешность женщин в математике и выбор профессий, связанных с математикой, определяется влиянием родителей и учителей и тем, насколько они поощряют интерес девочек к математике ; многие женщины считают занятия математикой не соответствующими их гендерной роли и отказываются от них даже тогда, когда проявляют прекрасные способности в этой области .

Способности к пространственному восприятию

В исследованиях способностей к пространственному восприятию используются разнообразные методики тестирования. Многие из них представляют собой, например, задания, связанные с мысленным вращением двух- или трёхмерных объектов. Мета-анализы исследований в этой области показывают наличие гендерных различий с преимуществом в пользу мужчин, которые колеблются в диапазоне от крайне незначительных до умеренно выраженных . При этом мета-анализ исследований пространственного восприятия у детей в возрасте от восьми месяцев до полутора лет показывает, что гендерных различий по способностям к пространственному восприятию в этом возрасте нет .

Некоторые исследователи полагают, что в тех случаях, когда гендерные различия в способностях к пространственному восприятию присутствуют, они объясняются культурным контекстом и различиями в гендерных ролях . В пользу этого объяснения говорит, в частности, сравнительное исследование, проведённое с 1300 представителями двух народов на северо-востоке Индии с общим генетическим происхождением и различающейся социальной организацией. Среди представителей народа, в котором женщины занимают выраженно подчинённое положение, гендерные различия в пространственном восприятии были существенно больше, чем среди представителей народа, в котором женщины пользуются большей автономией . Авторы этого исследования отмечают, что одним из факторов, влияющих на более низкие пространственные способности женщин, может быть эффект угрозы стереотипа (stereotype threat ): если в обществе существует стереотип о том, что женщины неспособны к определённому типу задач, то, когда женщине предлагают задачу такого типа, в результате стресса она действительно справляется с ней хуже . Воздействие угрозы стереотипа на различные стигматизированные группы при тестировании различных способностей также подтверждается множеством других исследований .

Агрессия

Вопреки распространённым стереотипам, научные данные не подтверждают связи агрессивного поведения с уровнем тестостерона в крови . Также, хотя стереотипы предполагают, что женщины чаще прибегают к непрямым способам выражения агрессии, исследования показывают, что в действительности мужчины пользуются ими не меньше, чем женщины .

Существуют исследования, которые показывают влияние гендерных ролей и социального контекста на различия в выражении агрессии. Например, в 1994 году был проведён эксперимент, в котором за счёт сохранения анонимности участников были созданы условия для того, чтобы они не чувствовали себя обязанными вести себя в соответствии с гендерными нормами. Участников разделили на две группы: в одной из них участники в подготовительной фазе должны были сидеть близко к экспериментатору и назвать своё имя, экспериментатор задавал им личные вопросы; во второй группе участники оставались анонимными, находились далеко от экспериментатора и не разговаривали с ним, кроме того, им было сказано, что они - контрольная группа, и их поведение в ходе самого эксперимента не будет оцениваться. В этом эксперименте уровень агрессии измерялся при помощи интерактивной видеоигры , в которой испытуемые сначала защищались, а потом атаковали, сбрасывая бомбы. Участники из первой группы продемонстрировали такие же гендерные различия в агрессии (количестве бомб, сброшенных в атаке), какие обнаруживались в других исследованиях. Во второй группе значимых гендерных различий в агрессивном поведении не было обнаружено .

См. также

Примечания

  1. Бёрн Шон . Гендерная психология = The Social Psychology of Gender. - СПб: Прайм-Еврознак, 2002.
  2. Nanda, Serena. Gender Diversity: Crosscultural Variations . - Waveland Pr Inc, 1999. - ISBN 978-1577660743 .
  3. Roscoe, Will. Changing Ones: Third and Fourth Genders in Native North America . - Palgrave Macmillan, 2000. - ISBN 978-0312224790 .
  4. Oyewumi, Oyeronke. Conceptualizing gender: the eurocentric foundations of feminist concepts and the challenge of African epistemologies // Jenda: a Journal of Culture and African Woman Studies. - 2002. - Т. 2 .
  5. Halpern, D. Preface to the fourth edition // Sex Differences in Cognitive Abilities: 4th Edition . - Taylor & Francis, 2011. - ISBN 978-1848729414 .
  6. Hyde, J.S. The Gender Similarities Hypothesis // American Psychologist. - 2005. - Т. 60 , № 6 . - С. 581–592 .

Все концепции, объясняющие различия между полами, можно разделить на две большие категории: биологические и социальные.

Биологический подход исходит из того, что различия между мужчинами и женщинами объясняются генетическими и гормональными факторами, строением мозга, врожденными особенностями конституции, темперамента и т.п. Были проведены исследования:

  • 1) близнецов - по изучению наследственных черт;
  • 2) связанные с гормонально-химическими и физиологическими переменными (X. Айзенк, М. Цукерман и др.). В частности, Цукерман предположил, что гендерные различия по доминантности и агрессивности могут быть связаны с половыми гормонами. Так же пытались объяснить и различия по зрительно-пространственным способностям;
  • 3) С. Нолей-Хоекзема связывала половые различия в хромосомах со склонностью женщин к депрессии, тревожности и нейротизму.

Эволюционную концепцию дифференциации полов В.А. Геодакяна можно отнести к этому же подходу. Мужской пол играет главную роль в изменении, а женский - в сохранении популяции: мужской пол - это глина, из которой природа лепит образцы, а то, что проверено, становится мрамором - женским полом. В онтогенезе также имеются различия. Здесь уже более изменчивым, пластичным является женский пол, мужской же более ригиден. Половые различия связаны с различной степенью генетической обусловленности признаков у мужчин и женщин. Эта концепция была подтверждена экспериментами на животных, проведенными В.К. Федоровой, Ю.Г. Трошихиной и В.П. Багруновым (1981). Она может объяснить и многие половые различия в сенсомоторных и интеллектуальных функциях. Но реакция специалистов по гендерной психологии на эту концепцию неоднозначна. И.С. Клецина, к примеру, считает, что неправомерно прямо переносить эволюционно-генетические закономерности полового диморфизма на человеческую психологию и поведение, поскольку психика человека не развивается по законам биологической эволюции, а человек сам создает себе среду развития . Однако, несмотря на критику, концепция В.А. Геодакяна по-прежнему одна из самых популярных в отечественной психологии.

Социокультурный подход предполагает, что различия между полами формируются обществом.

Одна из наиболее известных в этом подходе - теория социальных ролей Элис Игли. Чтобы быть принятыми обществом, мужчины и женщины должны вести себя конгруэнтно своей гендерной роли, т.е. совокупности стереотипных ожиданий, которые общество предъявляет данному индивиду как представителю определенного пола. Одни личностные черты и характеристики поведения являются приемлемыми для мужчин, другие - для женщин. Эта теория очень популярна.

Согласно модели артефакта, разрабатываемой А. Фейнгольдом, гендерные стереотипы заставляют индивида рассматривать свои личностные характеристики как более или менее социально желательные и стремиться в самоотчетах (на которых построено большинство личностных шкал) отразить свою личность благоприятным образом. Поэтому результаты лишь подтверждают стереотипы. Модель считает артефактом лишь данные, полученные по личностным шкалам, а не поведенческие показатели, хотя и последние не свободны от влияния гендерных стереотипов.

Американские психологи Сюзанна Кросс и Лаура Мэдсон использовали идею Ш. Маркуса и С. Китаямы о "взаимозависимой" и "независимой" я-концепциях у индивидов восточной и западной культуры. На основе этой идеи они создали модель, объясняющую гендерные различия в социальном поведении. По мнению авторов, для американских женщин в целом характерна связь с другими людьми, т.е. "взаимозависимая", а для мужчин - "независимая" я-концепции. Формирование первой происходит в тесной взаимосвязи с представлением о близких людях, и их цели и потребности так же важны, как и собственные.

В независимой я-концепции главным принципом является автономия, отделение от других, а взаимоотношения с другими людьми служат лишь средством к достижению индивидуалистических целей. Чтобы достичь этой автономии и независимости, мужчины стремятся получить власть над другими.

Р. Баумейстер и К. Соммер, в целом принимая эту модель, уточняют ее; мужчины и женщины являются одинаково социальными существами, но эта социальность у них разная. У женщин она диадическая (они вовлечены в небольшое число тесных, близких взаимоотношений), а у мужчин - родоплеменная (они ориентированы и вовлечены в более многочисленные социальные связи). Данные авторы приводят следующие проявления указанной ориентации у мужчин: 1) недостаток интимности, которую успешно реализуют в своих отношениях женщины, мужчины компенсируют стремлением подчеркивать свой статус и власть; 2) получение власти для мужчин означает одновременно и расширение сексуальных контактов, а для женщин - нет: власть не увеличивает их сексуальную привлекательность; 3) мужские сексуальные желания являются более разнообразными, чем женские, т.е. также ориентированы на более широкую, чем у женщин, социальную общность.

Концепция андрогинии Сандры Бэм и Джудит Спенс, речь о которой шла выше, объясняет как наличие, так и отсутствие различий между полами.Д. Спенс и коллеги рассматривали андрогинность по показателям высокой маскулинности и высокой фемининности, а С. Бэм представила ее как баланс между этими двумя категориями. Существование индивидов с гендернотипичными чертами (маскулинных мужчин и фемининных женщин) не исключает возможности совмещения этих черт в одном типе - андрогинном, который рассматривается как выход для обоих полов; можно выбирать лучшее, что есть в качествах другого пола, и интегрировать мужские и женские характеристики. Мы уже останавливались на том, что идея андрогинии перестала быть популярной, и Бэм отказалась от нее, предложив теорию гендерной схемы.

Концепция токенизма, предложенная Розабет Кентер, постулирует, что на групповую динамику оказывает влияние пропорция представителей различных культурных категорий в группе (в частности, по гендерной и расовой принадлежности). В асимметричной группе ее члены, составляющие большинство по какому-то из указанных признаков, были названы доминантами, а те, кто количественно лишь символически был представлен в группе, - токенами (символами). В качестве последних, например, выступают 2-3 негра в школе для белых. Токены из-за своей малочисленности более заметны, более стереотипно воспринимаются, их характеристики преувеличиваются по сравнению с доминантами. Женщины в мужском деловом мире выступают в роли токенов. Отсюда разное восприятие мужчин и женщин в организациях .

Розабет Кентер обнаружила 4 неформальных роли женщин-токенов:

  • 1)"мать" - от нее ждут эмоциональной поддержки, а не деловой активности;
  • 2)"соблазнительница" - здесь токен выступает лишь сексуальным объектом мужчины с высоким должностным статусом в организации, вызывая негодование у коллег-мужчин;
  • 3)"игрушка, талисман" - милая, но не деловая женщина, приносящая удачу;
  • 4)"железная леди" - этим токенам приписывается неженская жесткость, и они особенно изолированы от группы.

Все эти роли мешают женщинам занять положение равных доминантой в группе, снижают возможности их служебного роста, и изменить эту ситуацию может увеличение их числа в организациях.

Во многих случаях различия между полами объясняются сочетанием биологических и социальных факторов, о чем не раз будет говориться в дальнейшем.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «flemi.ru» — Ультразвуковое обследование. Брюшная полость, голова, грудная клетка