Графические упражнения как средство развития графомоторных навыков. Картотека игр и упражнений для развития мелкой, ручной моторики и графомоторных навыков картотека по логопедии на тему. А также необходимо

Лариса Камерер
Мастер-класс. Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников

Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников .

Из опыта работы. Мастер класс .

Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Ее решение меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.

Необходимо отметить, что в отечественной педагогике и психологии старший дошкольный возраст рассматривается как переходный период от одной ведущей деятельности в дошкольном возрасте - игровой , к другой ведущей в младшем школьном возрасте деятельности - учебно-познавательной. Поэтому одной из основных целей образовательной работы дошкольного учреждения является обеспечение плавности этого перехода. Этому способствует воспитание у старших дошкольников познавательной готовности к обучению.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом растёт число детей, имеющих речевую патологию. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики. При тренировке пальцев рук, речь развивается более интенсивно и становится более совершенной. Актуальность проблемы заключается в том, что полноценное моторное и речевое развитие (правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе) залог успешного освоения грамоты и чтения : письменная речь формируется на основе устной , и дети, страдающие речевыми нарушениями и моторной недостаточностью, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения. Поэтому целью моей работы было совершенствовать тонкую моторику пальцев и координацию движений рук через пальчиковые игры, работу с карандашом при выполнении графических заданий .

Этапы проекта :

1. Организационно-подготовительный (июнь - август) .

анализ предстоящей деятельности июнь педагоги

подбор методической литературы,

выбор средств, методов и приёмов,

разработка перспективного плана. Июнь-июль

Ориентировка детей в пространстве,

развитие крупных движений. Июль -август Воспитатели, муз.

Руководитель, родители

2. Основной (сентябрь-апрель) .

Ориентировка детей в пространстве

и на листе бумаги, уточнение предлогов

ЗА, НА, ПОД, ПЕРЕД,ВОЗЛЕ, ОКОЛО.

Развитие крупных движений (ритмопластика,

физ-ра, логодекламация) Сентябрь -май Педагоги, родители

Муз. Руководитель,

воспитатели, логопед

коррекционно-развивающие занятия

(фронтальные занятия у логопеда,

занятия по развитию речи и

обучению грамоте) Воспитатели, учитель -логопед

Развитие мелкой моторики

(художественно-эстетические занятия,

пальчиковая гимнастика, массаж и

само-массаж рук) Воспитатели, родители,

учитель-логопед

Работа с простым карандашом в тетради

«Готовим руку к письму» Гаврина С. Е.

из серии Школа для дошколят Учитель логопед , воспитатели

Работа в тетради в клеточку (печатание букв,

графический диктант на слух ) Учитель-логопед. родители

3. Заключительный (май) .

Анализ достижений поставленной цели и полученных результатов.

Праздник письма. Учитель-логопед, муз руководитель

Работая над данной проблемой, мною решались следующие задачи : Познакомить детей с соблюдением элементарных гигиенических правил при письме : правильной посадкой при работе с тетрадью, положением листа, кисти руки, пишущего инструмента;

Научить безотрывному плавному обведению предмета по контуру и штриховать его, используя различные виды штриховки (горизонтальная, вертикальная, по диагонали и т. д.)

Развивать графические навыки детей в написании прямых, наклонных, округлых линий, овалов, соотнося их со строкой.

Формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми) ;

Научить детей ориентироваться в пространстве и на плоскости;

Развивать умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; умение действовать, повторяя показанный образец и правило. (Графические диктанты )

Презентация методов и приемов

слайд 9 В своей работе старалась применять новые , в том числе информационно -коммуникационные и здоровьесберегающие технологии. В работе использовались такие методы, как дидактические игры и упражнения, графические упражнения и диктанты, пальчиковая гимнастика которая сопровождается стихами. Также предлагались задания на исследование сформированности пространственных ориентировок (например, ориентировка в сторонах собственного тела и тела сидящего напротив, умение ориентироваться на листе бумаги, развития кинестетической основы движений (опустить кисти рук вниз, сжать кисти обеих рук в кулак и т. д., зрительно-моторной координации движений (выполнение движений по словесным инструкциям) . ИГРА ЦЕПОЧКА Пальчики перебираем и цепочку собираем, ЧЕРЕПАШКИ

Слайд 10 Для детей с речевой патологией характерны некоторые нарушения общей моторики, пространственной ориентировки, затруднения в дифференциации пространственных понятий, нарушения зрительно-моторной координации. Особые затруднения связаны с недостаточно сформированной способностью к переключению с одного движения на другое. Моторика детей отличается общей неловкостью, недостаточной координаторностью. Дети отстают от сверстников в ловкости и точности движений. Дошкольники с нарушением мелкой моторики рук испытывают затруднения при овладении навыками письма . Большинство детей выполняют задания в медленном, напряженном темпе, напряженными пальцами, не в полном объеме. Использовала приёмы здоровьесберегающей технологии, такие как Су-Джок терапия. Детям предлагалось поочерёдно надевать массажные кольца на каждый пальчик, проговаривая стихотворения пальчиковой гимнастики, зажимать кольца между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука, работать по инструкции взрослого. Предлагала также проводить массаж и карандашами, самомассаж (валяние пальчиками) . ИГРА ПТИЧКИ СО ВЗРОСЛЫМИ

Слайд 11 Дети очень любят играть с палочками. Из палочек модно сложить не только буквы, но и фигуры. Эти упражнения развивают мелкую моторику пальцев рук, а также способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создают функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц.

СЛОЖИТЬ ИЗ ПАЛОЧЕК ФИГУРУ

Слайд 12 Ниткография - средство развития зрительно-моторной координации – это рисование с помощью верёвочек, который реализует следующее : совершенствует зрительное восприятие, развивает зрительно-моторную координацию, формирует плавность и точность движений, готовит руку к письму, закрепляет навыки рисования , развивает мелкую моторику и воображение, а также развивает связную речь.

ВЫКЛАДЫВАНИЕ ИЗОРА ИЗ НИТОК

Слайд 13 Очень часто мы видим, что ребенок держит карандаш неправильно. Чтобы рука ребенка не уставала при письме, важно научить его держать письменные принадлежности правильно. Вот некоторые способы приучить ребенка держать ручку правильно. (с помощью веревочки и бумажки и корректора рыбка)

Слайд 14, 15 (Демонстрация тетради) Работая над развитием мелкой моторики и графомоторных навыков детям давались разнообразные задания, проводились графические диктанты , давались упражнения в обведении трафаретов, рисование линий, фигур по клеточкам.

Слайд 16 Для профилактики дисграфии предлагала детям буквы из наждачной бумаги, обводить букву на бумаге, проводила игру «Найди правильную букву» , отремонтируй букву.

Слайд 17 Для развития орфографической зоркости , произвольного внимания, пространственного воображения, развития мелкой моторики проводила с детьми графические диктанты .

Положительных результатов в развитии графомоторных навыков помогала достигнуть совместная деятельность с воспитателями группы и музыкальным руководителем. Проводя свою непосредственно образовательную деятельность, они значительное внимание уделяли развитию мелкой моторики. Невозможно добиться каких-либо положительных результатов без поддержки родителей. Родителям давались консультации, проводились беседы.

У большинства детей произошли положительные качественные изменения при формировании кинестетической основы движений и зрительно-моторной координации движений, а именно в развитии кинестетической основы движений руки, оптико-кинестетической организации движений, в формировании пространственного восприятия, зрительно-моторной координации движений. Дошкольники после обучения стали намного сосредоточеннее, усидчивее, перестали чрезмерно напрягать руку во время выполнения заданий, стали словесно описывать свои действия, перестали “вращать” тетради. До начала занятий состояние графомоторных навыков у детей находилось на среднем и низком уровне. После проведенных занятий состояние графомоторных навыков начало улучшаться , перешло на более высокий уровень, возросло количество детей со средним уровнем, сократилось количество детей с низким уровнем. При продолжении работы по формированию графомоторных навыков , дети, несомненно, будут давать положительную динамику.




КГБС(К)ОУ «Озёрская С(К)О школа-интернат II вида»

«Развитие графомоторных навыков у слабослышащих дошкольников на начальном этапе обучения»



Составитель:

Макарова Ирина Викторовна,

воспитатель

С.Озёрки 2015г

Составитель: Макарова Ирина Викторовна, воспитатель

В данном сборнике представлен опыт работы воспитателя дошкольного отделения Макаровой И.В. по использованию методов и приёмов формирования графомоторных навыков слабослышащих детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Введение

«Речь ребенка находится на кончике его пальцев»

В.А. Сухомлинский

Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями.

Графомоторные навыки являются конечным эффекторным звеном в цепочке операций, составляющих письмо. Тем самым они могут оказывать влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом. На протяжении значительной части дошкольного детства регуляция изобразительных движений осуществляется преимущественно на основе двигательного анализатора. Недостаточное развитие мелкой моторики, плохая координация движений, недостаточность самоконтроля, пространственно-временной ориентировки у детей с нарушениями слуха может служить причиной моторной и оптической дисграфии. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта.

Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии, имеем большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.

Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов детей раннего и младшего дошкольного возраста с давних времен придавалось большое значение в народной педагогике, т.к. развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. Для этого малышам в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками. Интересная игровая форма, ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним движений, вовлекали ребенка в выполнение действие по показу взрослого.

Методическая работа педагогов дошкольного отделения нашей школы и моя, в том числе, направлена на реализацию программы развития, включающей внедрение новых технологий коррекционного обучения и воспитания в условиях здоровьесберегающей среды.Этим объясняется актуальность данного сборника, цель которого описать наиболее эффективные упражнения, влияющие на формирование графики письма.

Особенности формирования графомоторных навыков

слабослышащих дошкольников.

У слабослышащего ребенка особенности формирования графомоторных навыков в значительной степени зависят от степени и формы нарушения, вне зависимости от фактического возраста ребенка. В таком случае коррекционная работа и методы воздействия определяются в зависимости от исходных данных индивидуально для каждого ребенка.

Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является формирование изобразительно-графического навыка, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов. Согласно представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих факторов:
- зрительного восприятия;

Произвольной графической активности;

Зрительно-моторной координации.

Развитие графомоторных навыков слабослышащего ребенка осуществляется на протяжении двух периодов: грубая и тонкая координация движений и выработку автоматических навыков письма, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания. Коррекция тонкой координации движений ведется в двух направлениях – развитие графомоторных навыков и овладение графической символизацией. И в этом случае коррекционный процесс также продолжается в других видах деятельности с детьми. Коррекционная работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и подобные упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы) – игра с флажками, теневым театром; обведение трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования, дорисовывания рисунков и многое другое; «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика»).

«Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить руки слабослышащего дошкольника «послушанию» необходимо, так как наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать. Таким образом, развитие графомоторных навыков – это еще и способ тренировки и коррекции у ребенка с нарушением интеллекта высших психических функций, таких как память, мышление, восприятие и речь.

Те, кто работают со слабослышащими дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т. д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

В ходе игр, упражнений и тренировок дети начинают непроизвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движениях. Они различают и сравнивают мышечные ощущения, определяют их характер: «напряжение - расслабление», «тяжесть - легкость»; характер движений: «сила - слабость», темп и ритм.Развитие крупных движений, физические упражнения также формируют восприятие, внимание, мышление, пространственные и временные представления.

На первом этапе обучения школьник пишет крупно, и это связано не только с грубостью его пространственных координаций. Причина в том, что, чем крупнее письмо, тем меньше отличительная разница между движениями кончика пера и движениями самой руки, т.е. тем проще и доступнее перешифровка, и это подтверждено циклографическими наблюдениями. Только, по мере освоения этой перешифровки ребенок выучивается переносить на кончик пера сначала зрительные, а потом проприоцептивные коррекции, приобретая умение автоматически обеспечить кончику пера любую требуемую траекторию. Благодаря этому, постепенно уменьшается величина выписываемых букв. Одновременно с этим процессом совершается и освоение письма по линейке.

Совершенствование умений управлять своими движениями, как мелкими, так и крупными, выполнять их разнообразно, т. е. дифференцированно, точно, плавно, красиво, или быстро, ловко и технически правильно, имеет свое продолжение и в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Упражнения

для

младшего возраста


Пальчиковые игры

Каша.

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей кормила.

(круговые движения указательным пальцем по ладошке малыша)

Этому дала, этому дала. Этому дала, этому дала.

А этому - не дала.

(слегка потрясти за мизинчик)

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

Капуста.

Мы капусту рубим-рубим,

(постукивать ребрами ладоней по столу или по коленям)

Мы капусту солим-солим,

(поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто солим)

Мы капусту трём-трём,

(потирать кулачок о кулачок)

Мы капусту жмём-жмём.

(сжимать и разжимать кулачки)

Посуда.

Раз, два, три, четыре,

(Чередовать хлопки в ладоши и удары кулачками друг о друга.)

Мы посуду перемыли:

(Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(Загибать пальчики, начиная с большого пальчика)

Мы посуду перемыли,

(Одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(Разгибать пальчики по одному, начиная с большого пальчика)

Так мы маме помогали.

(Хлопок в ладоши)

Прогулка.

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибать пальчики, начиная с большого пальчика)

Мы во двор пришли гулять.

(идем средним и указательным пальцами, остальные поджаты)

Бабу снежную лепили,

(круговые движения ладонями, как будто лепим шарик)

Птичек крошками кормили,

(поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто крошим)

С горки мы потом катались,

(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(переворачиваем ладошки вверх-вниз)

Все в снегу домой пришли.

(потрясти опущенными вниз кистями рук)

Съели суп, и спать легли.

(движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Пчёлки.

(Одна рука изображает ёлку: опираясь на локоть, пальцы растопырены.

Вторая рука -улей: пальцы сомкнуты в кольцо. Улей прижат к ёлке.)

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки? (Заглядываем в улей.)

Надо в дом постучать, (Постучать кулачками друг о друга.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, где же эти пчёлки?

(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)

Стали пчелки вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять!

(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)

Братцы.

Засиделись в избушке братцы.

(Рука стоит на локте, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.)

Захотел меньшой прогуляться

(Отвести мизинец вбок в плоскости ладони и задержать на 2-3 секунды.)

Да скучно ему гулять одному.

(Мизинец чуть покачивается, затем возвращается в исходное положение.)

Зовет он братца вдвоем прогуляться.

(Отвести вбок мизинец и безымянный палец, прижатые друг к другу; задержать на 2-3 секунды.)

Да скучно им гулять двоим.

(Мизинец и безымянный палец чуть покачиваются, затем возвращаются в исходное положение.)

Зовут братца втроем прогуляться.

(Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний.Задержать на 2-3 секунды.)

Грустно старшим сидеть в избе.

(Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.)

Зовут они братцев домой к себе.

(Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.)

Повторить движения другой рукой, а впоследствии выполнять одновременно двумя руками.

Зайцы.

Скачет зайка косой (Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные соединить)

Под высокой сосной .(Ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены)

Под другою сосной. (Ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены)

Скачет зайка другой . (Указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные соединить.)

Замок.

На дверях висит замок.

(Пальцы в замок)

Кто его открыть бы смог?

(Наклонить замочек влево-вправо)

Мы замочком повертели,

(круговые движения кистями рук, сложенными в замок)

Мы замочком покрутили,

(Пальцы сомкнуты, ладошки трутся друг о друга.)

Мы замочком постучали,

(Пальцы сомкнуты, ладошки стучат друг о друга.)

Постучали, и открыли!

(Показать ладошки.)

Апельсин.

Мы делили апельсин,

Много нас – а он – один!

(Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает)

Эта долька – для ежа

(Правой рукой поочередно разжимаем пальцы левой руки, начиная с мизинчика)

Эта долька – для чижа

Эта долька – для котят

Эта долька - для утят

Эта долька - для бобра

А для волка – кожура!

(Встряхиваем обе кисти)

Сороконожки.

Две сороконожки, бежали по дорожке.

(Средний и указательный пальчики обеих рук идут навстречу друг другу)

Встретились, (Ладошки смотрят друг на друга)

Обнялись , (пожать одной рукой другую несколько раз)

Насилу расстались (Разжать ладошки)

И – попрощались ! (Обе руки машут друг другу)

Веселая мышка.

Весёлая мышка

Перчатку нашла, (Пальцы в стороны, покрутить ладошкой)

Гнездо в ней устроив, (Сложить ладоши ковшом)

Мышат позвала .(Поманить, сгибая и разгибая пальцы)

Им корочку хлеба

Дала покусать , (Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.)

Погладила всех (Одна ручка гладит другую и наоборот)

и отправила спать. (Сложенные ладони кладем под щечку)

Котята.

У кошечки нашей есть десять котят,

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.)

Сейчас все котята по парам стоят:

(Покачиваем руками из стороны в сторону, не разъединяя их.)

Два толстых, два ловких,

(Постукиваем большими, а потом указательными пальцами друг о друга)

Два длинных, два хитрых,

(Постукиваем средними, а потом безымянными пальцами друг о друга)

Два маленьких самых и самых красивых.

(Постукиваем мизинцами друг о друга)

Зайцы.

Десять серых зайцев, дремали под кустом,

(Руки свободно лежат на столе)

И двое вдруг сказали:“Вон человек с ружьём”

(Поднять вверх большие пальцы обеих рук)

Двое закричали:“Давайте убежим!”,

(Поднять вверх указательные пальцы обеих рук)

Двое прошептали“Давайте помолчим!”,

(Поднять вверх средние пальцы обеих рук)

Двое предложили:“Мы спрячемся в кустах!”

(Поднять вверх безымянные пальцы обеих рук)

А двое вдруг спросили:«Он может сделать “Бах”?»

(Поднять вверх мизинцы обеих рук)

Бах” - выстрелил охотник , (Хлопнуть в ладоши)

Нажав ружья курок,

И десять серых зайцев

Пустились наутёк.

(Бежим всеми пальчиками по столу.)

Дружные пальчики.

Эти пальчики щипают,

(Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки)

Эти пальчики гуляют,

(Указательный и средний «идут» по другой руке.)

Эти - любят поболтать,

(Средний и безымянный трутся друг об друга)

Эти - тихо подремать,

(Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.)

А большой с мизинцем-братцем

Могут чисто умываться.

(Крутим большим пальцем вокруг мизинца.)

Котёнок.

Шёл один я по дорожке,

(показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки,

(показываем два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка,

(показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка!

(качаем головой)

У него четыре лапки,

(показываем четыре пальчика)

На лапках - острые царапки,

(царапаем ноготками по столу или по коленкам)

Один, два, три, четыре, пять,

(на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать!

(убегаем указательным и средним пальчиками)

Задание: Помоги змейке забраться по лестнице, дорисуй лесенки.

Задание: Маляры пришли красить крыши, а лестницы поломаны, нарисуй лесенки для них.

Задание: В городе начался дождь, нарисуй капельки дождя

Задание: Нарисуй ежику иголки

Задание: Нарисуй в домиках окошки.

Задание: Нарисуй волны на море.

Задание: Нарисуй птичек в небе.

Задание: Нарисуй улыбку на смайликах

Задание: Грустные смайлики

Задание: Дорисуй узоры на тарелочке.

Упражнения

для среднего возраста


Задание: Нарисуй яблочки на яблоньке.

Задание: В банке вишневое и сливовое варенье, нарисуй ягодки в варенье.

Задание: Нарисуй собачке-жонглеру шарики.

Задание: Нарисуй паровозу и вагонам колеса

Задание: Нарисуй разноцветные клубочки в корзинке.

Задание: Нарисуй в домике окна и двери.

Задание: Нарисуй ребятам кубики, чтобы они могли построить высокую башню.

Задание: Нарисуй подарки под елочкой.

Задание: Нарисуй на торте свечки.

Задание: Строители строят дом, нарисуй им много кирпичей.

Задание: Нарисуй на гирлянде флажки

Задание: Нарисуй на корабликах паруса.

Задание: Нарисуй домикам крышу.

Задание: Нарисуй елочки

Задание: Нарисуй рыбкам хвостики.

Задание: Нарисуй шарикам веревочки.

Задание: Нарисуй дорожки для машин.

Задание: Помогите Деду Морозу повесить гирлянду на елочке.

Задание: Нарисуй ниточку.

Задание: Нарисуй червячков.

Упражнения

для старшего возраста















Задание: Дорисуй самостоятельно.






Литература:

1. Ермакова, С. О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет / С. О. Ермакова. – М. : РИПОЛ классик, 20с. : ил. - (СУПЕРразвивающие игры для детей).

2. Мальцева, И. В. Пальчиковые игры: от рождения до 3 лет: [массаж., тактил., гимнаст., предмет., твор.] / И. В. Мальцева. – СПб. : Азбука-Классика, 20с. : ил. - (Раннее развитие).

3. Пальчиковые игры: [развиваем мышление, речь, мелкую моторику: для совмест. досуговой деятельности детей и родителей / авт.-сост. Е. Шарикова; худож. Т. Чижкова]. – М. : Стрекоза, 20с. : цв. ил.

4. Теплякова, О. Н. Практическая энциклопедия – М. : РОСМЭН, 20с. : цв. ил.

5. Трясорукова, Т. П. Вместе с мамой играем пальчиками / Т. П. 7. Трясорукова. – Ростов на/Д: Феникс, 20с. : ил. - (Серия "Школа развития").

6. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь / В. В. Цвынтарный. - СПб. : Лань, 19с. : ил.

7. Туркина, В. И. Развитие мелкой моторики рук для подготовки детей к школе / В. И. Туркина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения

8. Воронина, Л. П. В чем заключается влияние пальцев рук на развитие речи? / Л. П. Воронина

9. Сайт «Планета Детства» Ссылка: www . razvitierebenka . net

10 . Сайт http://www.liveinternet.ru

Задание 1. «Муха»

Задание 2. «Обведи рисунок по точкам»


Задание 3. « Сказочный домик»

Задание 4.«Бабочка»

Задание 5. «Мишкa

Задание 6.«Моляры»

Задание 7.

Задание 8. «Послушный карандаш»

Задание 9. « Лабиринт»

Задание 10. Нарисуй отражение дома и елочки

Задание 11. Дорисуй бабочку

Тестовые пробы для определения сформированности графомоторных навыков леворуких дошкольников по критериям предложенным

Н.В.Нижегородцевой и переработанная М.М.Безруких тестовая методика М. Frosig.

Задание 1.

Инструкция: «Возьми большим, указательным и средним пальцами руки карандаш, и покрутить его, но сначала посмотри, как это делаю я».

Оценка результатов:

Получается, карандаш не падает (2 балла);

Получается, но очень медленно с трудом (1 балл);

Не получается - карандаш падает (0 баллов) (см. Приложение 4).

Задание 2.

Ребенку дается лист бумаги с нарисованным заранее кругом диаметром

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и поставь руку на локоть,

приготовься и на счет «три» («раз-два-три»), не отрывая локоть от стола, поставь в центре круга три точки».

Оценка результатов:

Движения выполняются четко, точно (2);

Движения выполняются нечетко, с ошибками (1);

Движения практически не выполняются по инструкции (0).

Задание 3.

Ребенку дается листок нелинованной бумаги с нарисованными точками и крестиками на разных расстояниях друг от друга.

Инструкция:«Постарайсяпровестипрямыелинии(отточкидо крестика), не отрывая руки».

Оценка результатов:

Линии прямые, ровные, не разорванные, без поправок (2);

Линии не очень ровные, с разрывами, но без отклонений от прямой линии, есть тремор (1);

Движения очень медленные, линии неровные, разорванные, сильный тремор (0).

Задание 4.

Ребенку дается лист бумаги, на котором нарисован лабиринт.

Инструкция: «Проведи путь по лабиринту от точки до точки, не касаясь линий и не отрывая руки».

Оценка результатов:

Линия ровная, без разрывов, небольшое количество касаний ограничительных линий (2);

Линия неровная, с разрывами, большое число касаний, тремор (дрожание) (1);

Очень медленное движение, линия неровная, разорванная, сильный тремор (0).

Задание 5.

Ребенку дается лист бумаги, на котором нарисованы фигуры и начало штриховки, а ребенку нужно продолжить штриховать.

Инструкция: «Заштрихуй фигуры». Оценка результатов:

Штрихи ровные, параллельные, не выходят за границы фигуры (2);

Штрихи неровные, нарушена параллельность, небольшие нарушения ограничительных линий (1);

Штрихи неровные, линии разорванные, нет параллельности, линии выходят за границы фигуры больше, чем на 5 мм (0).

Полученные результаты суммируются:

8-10баллов-графомоторные навыки сформированы(высокий уровень);

6 - 7 баллов - сформированы недостаточно (средний уровень); 0 - 4 балла - низкий уровень навыков.

Конспект занятия с леворукими дошкольниками на тему: « Пространственная ориентировка, выработка мелких движений. Соотнесение частей тела с правой и левой рукой».

Цель: выработать умения пространственной ориентировки и мелких движений.

- обучать навыкам пространственной ориентировки;

Закрепить умения определять правую и левую руку, соотносить части тела с правой и левой рукой;

Учить обводить пунктирные линии;

Активизировать и обогащать словарный запас детей;

Совершенствовать умения слушать обращенную речь;

Развивать внимание, тонкую моторику рук;

Согласовывать свои действия и движения с действиями и движениями других детей.

Словарная работа: право, лево, название рыб: щука, лещ, карась, судак, ерш, сом.

Оборудование: ноутбук, предметные картинки : палатка, удочка, сети, карандаши, школьный ранец, ведро, карась, щука, лещ, судак, сом, ерш, Методический приемы:

3 .Приемы организации практической деятельности: рисование по контурам. 4.Приемы оценки и самооценки: похвала.

Ход занятия

Организационный момент.

Здравствуйте дети! Я рада встречи с вами. Скажите, для чего мы сегодня встретились? (Ответы детей). А еще сегодня мы с вами будем выполнять упражнения, которые помогут нам подружиться и улучшить настроение.

Приветствие:

Встаньте все в широкий круг! Слева друг и справа друг

Другу руку протяни и покрепче обними!

А теперь послушайте стихотворение и повторяйте движения за мной.

«Мы с тобой одна семья Ты, я, он, она.

Ты погладь соседа справа, Ты погладь соседа слева, Мы с тобой друзья,

Мы с тобой одна семья. Улыбнись соседу слева, Улыбнись соседу справа, Мы с тобой друзья,

Мы с тобой одна семья, Я, ты, он, она.

Обними соседа слева, Обними соседа справа, Мы с тобой друзья,

Мы с тобой одна семья».

Игра « Право- лево».

Какие части тела есть у человека? Назовите части тела которых у человека по два?

Инструкция. Покажи правой рукой правый глаз (ухо, щеку, ногу). Покажи левой рукой левое ухо (глаз, ногу, щеку).

Подмигни правым глазом. Топни левой ногой.

Покажи правую бровь и левый локоть. Левый глаз и правую ногу. Покажи правое колено и левое ухо. Левую щеку и правое плечо.

Потри левой рукой правый локоть. Почеши правой пяткой левую коленку. Пощекочи правым указательным пальцем левую подошву. Постучи правым локтем по правому боку. Укуси себя за средний палец левой руки.

Физминутка. Танец « Буги-вуги».

«Руку правую веред, а потом ее назад

И опять ее вперед, и немного покачать.

Мы танцуем «Буги - вуги» поворачиваясь в круге, Мы танцуем «Буги - вуги», раз, два, три!

Буги - вуги окей! Буги - вуги окей!

Все танцуйте с нами вместе веселей! (Также с правой ногой, ухом, а потом с левыми частями тела).

Игра « Рыбаки»

Ребята,как вы думаете, куда я собралась? (на рыбалку) Как вы догадались? (у Вас в руках удочка, ведро, Вы надели джинсы. Майку и кепку, на ногах сапоги)

Хотите, я возьму вас с собой? (дети хором :Да)

А вы знаете, что нужно взять? (дети называют предметы необходимые на рыбалке) Сейчас определим, кто может со мной отправиться на рыбалку.

Есть у меня один знакомый рыбак (логопед выставляет на доску изображение рыбака, он тоже говорил, что знает, что нужно брать с собой, отправляясь на рыбалку и вот, что из этого получилось:

«За город начал рыбак собираться. Удочку взял, чтобы рыбу ловить. Взял дождевик, чтобы им укрываться Взял самовар, чтобы чай кипятить.

Взял он кровать, чтобы спать на кровати. Взял он ковер, чтоб на нем загорать.

Взял он дрова, чтоб ему не искать их. Взял чемодан, почему бы не взять?»

Почему же вы смеетесь?

Подойдите к столу и возьмите по одной карточке с изображением предмета необходимого нам для рыбалки.

Хорошо! Я вас всех беру с собой. В путь. (Звучит песенка «С утра сидит на озере …»

Подумайте и назовите, какая рыба может водиться в нашем водоеме? (дети называют, логопед выставляет на доску картинки)

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Возьмите в руки листочки, которые оставил вам рыбак и обведите рисунок по точкам. Вести нужно плавно, руку не отрывать. Что у вас получилось? Рефлексия.

Ребята, понравилось вам сегодня занятие? Что понравилось больше?

Какое задание было легким, а более тяжелым?

Как вы думаете, почему мы справились с вами со всеми заданиями?

Я вас благодарю за активное участие. А теперь каждый из вас похвалит себя сам и скажет: « Я- молодец!» (Погладить себя по голове левой рукой).

А для вас еще маленькие призы-золотые рыбки.

Конспект занятия с леворукими дошкольниками

на тему: « Развитие графомоторных навыков, пространственного и образного мышления».

Цель: формирование графомоторных навыков у леворуких дошкольников, развитие пространственного и образного мышления.

Обучать навыкам пространственного и образного мышления;

Развивать моторику кистей рук;

Развивать графомоторные навыки;

Закрепить умения отгадывать загадки на основе зрительно-воспринимаемой информации.

Развивать творческое воображение;

Активизировать речь детей, познавательный интерес;

Воспитывать внимание, память, логическое мышление.

Оборудование: ноутбук, пазлы, картинки дом, чум, юрта, хата, рисунок дома с елочкой, рисунок бабочки, карандаши цветные.

Словарная работа: слева, справа, хата, чум, юрта. Методические приемы:

1 .Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей.

2 .Приемы активации деятельности детей в процессе НОД: проблемные ситуации.

3 .Приемы организации практической деятельности: составление пазлов. 4.Приемы поддерживающие интерес детей:загадки, обведение контуров предметов.

5. Приемы оценки и самооценки: похвала.

Ход занятия

Организационный момент.

Добрый день! Дети:

Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг! Мы все за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть, Можно встречу начинать!

Ребята, Я желаю вам дружно и весело провести этот день, увидеть много интересного и радоваться солнышку, хорошей погоде и красоте, которая нас окружает.

Я хочу вас попросить, сесть за столы.

Поднимите правую руку, а теперь левую руку.

Дотроньтесь левой рукой до правого колена, правой рукой до правого уха. Левой рукой до левого глаза.

Упражнение составление фигуры из пазлов.

- А теперь возьмите коробочки с пазлами и соберите картинку.

Что у вас получилось? (Дом). В нем живет моя родня,

Мне без нее не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду, К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом, Мой кров, родимый, теплый. (дом).

Из чего может быть построен дом? (Дети отвечают из бетона, кирпича, дерева).

Ребята, а есть такие места, где не растут деревья, там очень холодно, лето короткое и растет там ягель- мох, который любят олени. Поэтому люди, которые там живут разводят оленей. У них тоже есть дом - чум. И построен он из шкур оленей.

Юрта- это тоже дом, который делают из шерсти овец.

Ребята, а что есть обязательно у дома? (Крыша, окно, дверь).

Упражнение рисование отражения елочки и дома.

Возьмите в руки рисунок домика и елочки, посмотрите что у домика есть окошко, крыша. А теперь самостоятельно нарисуйте такой же дом, как будто он отражается в воде.

Дети рисуют по клеткам. Логопед помогает.

Физминутка.

На горе мы видим дом (составленными ладонями имитируем крышу дома) Много зелени кругом (разводим руки в стороны, показывая как много зелени)

Вот деревья, вот кусты (сжатые пальцы - деревья, расставленные - кусты) Вот душистые цветы (складываем ладошки в виде чаши)

Окружает все забор (пальцем в воздухе рисуем зигзагообразную линию) За забором - чистый двор (гладим руками воздух)

Мы ворота открываем (соединяем ладони боками и раздвигаем их) К дому быстро подбегаем (двумя пальцами руки показываем бег) В дверь стучимся: (стучим кулаком по воздуху или по столу)

тук-тук-тук.

Кто-то к нам идет на стук? (прислушиваемся, приложив ладонь к уху) В гости к другу мы пришли (пожимаем руку)

И гостинцы принесли (вытягиваем руки вперед, как будто что то передаем)

Упражнение « Дорисуй бабочку».

Пригрело солнышко. К нашему дому, угадайте, кто прилетел. На большой цветной ковер

Села эскадрилья -

То раскроет, то закроет Расписные крылья.

Она ярка, красива, Изящна, легкокрыла, Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.

Кто это?(Бабочка). Вам нужно дорисовать рисунок. Руку не отрывать, движения плавные, линии стараться делать ровные.

Продолжи, бабочка какая: пестрая, воздушная….. Бабочка: вьется, кружится…

Рефлексия.

Что нового вы узнали на занятиях?

Что понравилось больше всего, что вызвало трудности?

Я вас благодарю за активное участие, а бабочка принесла вам за ваш труд подарки - маленьких разноцветных бабочек.

Надежда Карпова
Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

«Развитие графомоторных навыков

у детей старшего дошкольного возраста»

Работая с дошкольниками, я наблюдаю с какими трудностями

сталкиваются эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие

точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять,

завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т. д.

Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной

техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у

ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед

любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий. Поэтому

работа педагога не предусматривает целенаправленного обучения рисованию и

письму. Основная наша ЗАДАЧА - РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. Она реализуется через развитие:

Двигательной области коры головного мозга:

формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук,

двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами

(твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);

умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер;

учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя,

закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);

формирование зрительно-моторных координации.

Речевой области коры головного мозга:

формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса

новыми понятиями.

Развитие мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и

слухового восприятия.

Развитие координации крупных движений и умение владеть своим телом,

совершенствование двигательных умений и навыков.

Развитие пространственной ориентации на листе бумаги и в окружающем

пространстве.

Формирование навыков учебной деятельност

умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;

умение действовать, повторяя показанный образец и правило, а также

ознакомление с написанием цифр.

Реализация этих задач с учетом возрастных особенностей детей способствует

их интеллектуальному развитию. Старший дошкольный возраст связан с

дальнейшим развитием и перестройкой умственной деятельности ребенка.

Расширяется двигательный опыт. Развиваются крупные мышцы туловища и

конечностей, но по-прежнему слабыми, хрящевыми (окостенение продолжается

в дошкольный, школьный и подростковый периоды) остаются части кистей рук

и ступней ног. Не сформировавшаяся и не развитая полностью костно-мышечная

ткань рук не позволяет ребенку этого возраста легко и свободно выполнять

мелкие и точные движения. Но дело не только в мышечном аппарате.

Скоординированные движения рук требуют дифференцированной работы мозга.

Сложная система управления дробными движениями осуществляется четко

дифференцированными и взаимосвязанными процессами нервного возбуждения

и торможения. Какие-то клетки коры головного мозга, и, в частности,

двигательного анализатора, приходят в состояние возбуждения, другие,

смежные, близкие, тормозятся. Эта динамическая мозаика мозговой

деятельности требует не только аналитической зрелости мозговой коры, но и

выработанных динамических ее функций. Даже к концу дошкольного возраста

мозг ребенка еще не достигает такого уровня развития.

Поэтому ЗАНЯТИЯ, В КОТОРЫХ ЗАДЕЙСТВОВАНЫ МЕЛКИЕ

ГРУППЫ МЫШЦ, УТОМИТЕЛЬНЫ, И ОЧЕНЬ ВАЖНО

ПРЕДУСМАТРИВАТЬ ИХ СМЕНУ, ОГРАНИЧИВАТЬ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

И НАГРУЗКУ.

Различные игры-упражнения учитывают эти особенности, дают детям

возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в

целом. Эти занятия полезны для развития мелких и точных движений рук, т. к. от

задействованных мышц - сгибательных и разгибательных - постоянно

поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную систему и

способствуя ее развитию.

В двигательной области коры головного мозга находится самое большое

скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и

указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры

головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое

соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность

оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через

тренировку тонких движений пальцев рук. Чем большее число связей между

клетками мозга задействовано, тем интенсивнее идет процесс психического

развития. Когда ребенок маленький, образование таких связей проходит быстрее

и легче. А повторение игр-упражнений с некоторыми усложнениями в

движениях и действиях с предметами помогает образованию этих связей. Такие

повторения необходимо проводить для правой и левой руки, равным образом

развивая тонкие движения пальцев обеих рук. Развивая функции обеих рук, мы

повышаем уровень организации функций и распределение их между

полушариями мозга, левым и правым.

Таким образом, повторяя различные игры-упражнения, мы совершенствуем,

доводим до автоматизма умение решать те или иные двигательные задачи, т. е.

вырабатываем двигательный навык, а также индивидуальный стиль движений

как таковых, что очень важно как в игровой, так и в учебной деятельности.

Но приучать детей к таким занятиям нужно с простых и легких упражнений.

Они трудны для тех ребят, у которых слабо развиты моторные навыки. В основу

этих упражнений заложено развитие таких навыков.

Ребенок видит образец во всех деталях, но из-за неразвитых мелких движений

рук он не может его воспроизвести. Ему сложно работать еще и потому, что он

видит уже готовое изображение, но не видел, как его делали. Малышу легче

действовать с предметами, вырезать, наклеивать, рисовать, писать и т. д. по

показу взрослого. Но в этом случае требуются подробные пояснения.

Также необходимо помнить: то, что интересно, эмоционально окрашено

чувствами, легче запоминается, дольше хранится в памяти ребенка и

полнее им воспроизводится.

Упражнения для развития графомоторных навыков.

1. Мелкая моторика:

Работа с пазлами, мозаикой, бусами, конструктором «Лего», игра с волчками,

игра «Золушка» (перебирать фасоль и горох) и др. ;

Рисование узоров на листе бумаги в клеточку не отрывая руки от бумаги и не

вращая лист

Вырезание фигур из бумаги разной сложности

Обведение по контуру геометрических фигур (большую фигуру нужно

обводить по внутреннему контуру, постепенно сжимая радиус обводки;

маленькую фигуру – по внешнему контуру с постепенным расширением радиуса

обводки. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится

новых фигур, тем лучше.).

Выкладывание фигур, предметов из счетных

Выкладывание узоров из веревочки

2. Формирование пространственных представлений, рядоположения:

Конструирование,

Расположи матрешки от большей к меньшей;

Пальчиковые игры;

Массаж лица, языка, рук;

Штриховки;

Строить буквы из пальцев, из других предметов;

Работа с мелкими предметами;

Аппликация;

Рисование;

3. Работа над ритмом:

Выполнение упражнений руками на весу, на опоре, одной рукой, двумя

Чередование ритма;

Акцентуация медленных ритмов в играх.

4.Развитие внимания:

Считывание эмоциональных оттенков;

Путаницы;

Игра «Найди отличия»;

Создание изображения по точкам, по пунктирным линиям;

Выкладывание картинок в правильной последовательности;

Лабиринты;

Отгадывание загадок;

Дорисовывание симметричных фигур;

Чтение детям сказок, рассказов, прослушивание аудиозаписей.

5. Память:

Выкладывание 3-4 картинок в определенной последовательности, в какой они

предъявлялись;

Выкладывание по памяти букв, цифр или фигур в предъявленной

последовательности;

Игра «Чего не стало?», «Что изменилось?»

Запоминание 4-5 картинок, а затем их отбор среди других 8-10 картинок;

Обведение контуров букв, выполненных пунктиром;

Дописывание букв

Упражнения для развития и совершенствования графомоторных навыков.

«Продолжи узор» (И. Ткачева «От линии к линии»): в данном пособии предлагаются различные узоры (имитация тетради в клеточку), которые выполняются отдельно правой или левой рукой, а также двумя руками одновременно при работе двумя руками можно рассчитывать на гармоничное, сбалансированное развитие как тонко координированных движений рук ребенка, так и обоих полушарий головного мозга (образцы узоров см.Приложение 1).

«Рисование по клеточкам» (Л.Морозова «Нарисуй-ка». Клеточка за клеточкой»): интересные графические диктанты учат ребенка ориентироваться по тетради и по клеточкам, способствуют развитию восприятия, мышления, произвольного внимания (см.Приложение 2).

«Лабиринты» (Г.М. Зегебарт «Не просто лабиринты»): в ходе игры «Лабиринты» у детей развиваются внимание и память, мышление и воображение, формируются графомоторные навыки, произвольность, появляет-ся упорство в достижении цели, что важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

(работать с лабиринтом можно непосредственно на бумажном бланке или вставить его в прозрачный пластиковый уголок, файл)

Данные «Лабиринты» — особенные, дополненные новыми заданиями и разделенные на несколько самостоятельных этапов; предназначено для детей 5-12 лет и содержит три комплекта заданий:

Комплект № 1. «Нарисуй дорогу». Задача ребенка — найти путь следования между двумя точками лабиринта. В комплект входят шестнадцать постепенно усложняющихся лабиринтов.

Комплект № 2. «Создай картинку». Задача ребенка — сравнить получившуюся тра-екторию движения с образцом (эталоном), дорисовать присутствующие на образце детали, в результате чего должна получиться картинка — символическое изображение птенца, елочки, кенгуру и пр. Комплект представлен двенадцатью лабиринтами разной степени сложности и двумя типами эталонов.

Комплект № 3. «Построй лабиринт». Задача ребенка — скопировать с образца на сет-ку символическое изображение-картинку, а затем внутри контура этого изображения само-стоятельно построить лабиринт. Комплект состоит из четырех картинок.

Пальчиковая гимнастика - это очень полезная программа для развития моторики у детей разного возраста. Также она способствует развитию речи.

Подобранный комплекс пальчиковых игр апробирован с детьми и дал положительные результаты в совершенствовании графомоторных навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Пальчиковая гимнастика в стихах. "Цветы"

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Распускают лепесточки, (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)

Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)

Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо) Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки) Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются) Они тихо засыпают, и головкою кивают.

Пальчиковая игра от Н. Радченко

Утром пальчики проснулись, (разжать кулачки)

Потянулись (напрячь, развести пальцы)

И встряхнулись (встряхнуть кисти),

Крепко-крепко обнялись, (имитация рукопожатия),

За работу принялись. ("закатываем рукава")

Налепили куличей, (ладошки "лепят" пирожки)

Стали звать к себе гостей, (приглашающие движения кистями рук)

Заиграли на рояле (имитация игры не клавишах)

И весь день протанцевали. (ручки "танцуют")

Одной из нетрадиционных коррекционных технологий является Су -Джок терапия ("Су" - кисть, "Джок" - стопа). В конце XX века мир облетела сенсационная весть. Профессор сеульского национального университета Пак Чже Ву, 30 лет своей жизни, посвятивший изучению восточной медицины, разработал оригинальный метод самоисцеления, получивший название «су джок» (в переводе с корейского «су» — кисть, а «джок» — стопа). С его помощью можно лечить любую часть тела, любой орган, не прибегая к помощи врача. Главное же заключалось в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести организму человека никакого вреда. Особое место в методике Су-Джок отводится большому пальцу, на котором «лицо» находится на ладонной поверхности, а «затылок», соответственно, — на тыльной стороне руки.

Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить проблему. Детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук.

Приемы работы Су - Джок массажером:

1. Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Шариком ребенку воздействуют на пальчики, кисти, ладошки рук, прокатывая его между ними. У ребенка повышается тонус мышц, происходит прилив крови к конечностям. Вследствие этого происходит улучшение мелкой моторики и чувствительности конечностей ребенка.

2. Массаж эластичным кольцом. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла.

Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день. С помощью шаров - «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок шарика - уникальное средство для развития речи ребенка. Дети любят играть шариком с колючками. Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.

  1. Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

При массаже пальцев эластичным кольцом, дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, сначала на правую затем на левую руку, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз - два - три - четыре - пять, /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Игры с пластилином;

Игры с конструктором, мозаикой;

Тренажеры для развития мелкой моторики;

Игры с пуговицами - пуговичный массаж:

  • Заполнить просторную коробку пуговицами.
  • Перетереть пуговицы между ладонями.
  • Пересыпать их из ладошки в ладошки.
  • Найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.

Игры с крупами:

  • Пересыпать крупу
  • «Отгадай, какая крупа в мешочке»
  • Найти игрушку
  • «Сухой бассейн» из гороха и фасоли

Шнуровки;

Массаж кистей рук и пальцев. Массажеры:

  • Самомассаж тыльной стороной кистей рук
  • Самомассаж ладони
  • Самомассаж пальцев рук
  • Упражнения с массажерами

Рисование:

  • Карандашом, кистью
  • Рисование пальцем, ладонью, палочкой.
  • Игры с бумагой:
    • Складывание различных фигур;
    • Вырезание ножницами, склеивание различных объемных игрушек.

Упражнения с мячами:

  • Учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
  • Катать мяч по часовой стрелке;
  • Держать одной рукой-другой рукой выполнять ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «flemi.ru» — Ультразвуковое обследование. Брюшная полость, голова, грудная клетка