Индивидуальный подход педагога к воспитанию ребенка в ходе учебного процесса. Понятие об индивидуальном подходе

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

4. Анализ опыта работы

Введение

индивидуальный подход дошкольник

Проблема индивидуального подхода к детям издавна притягивала внимание педагогов. Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальность. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через внутренние условия, без учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс.

Большой вклад в разработку вопросе индивидуального подхода внесли Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, Е.А. Аркин, В.А. Сухомлинский, В.М. Галузинский, А.В. Зосимовский, В.А. Крутецкий, А.Г.Ковалев, Л.И. Князева, П.И. Ковальчук и др.

Исследователи рассматривают индивидуальный подход как целенаправленное воздействие на личность ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, социального окружения, в котором он находится.

Цель данной контрольной работы: изучить особенности индивидуального подхода в контексте дошкольного воспитания.

Задачи работы:

1. Раскрыть сущность понятия «индивидуальный подход».

2. Изучить условия осуществления и основные этапы индивидуального подхода.

3. Охарактеризовать особенности реализации этапы индивидуального подхода в процессе организации трудовой деятельности дошкольников.

4. Проанализировать опыт работы по осуществлению индивидуального подхода с дошкольниками.

В ходе работы нами были использованы следующие научные методы: анализ, систематизация, наблюдение.

1. Сущность индивидуального подхода к детям

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики. Уже в педагогической системе Я.А. Коменского чётко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путём систематических наблюдений.

К.Д. Ушинский разработал обширную методику приёмов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек.

А.С. Макаренко разработал теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям. Вскрыв общественную сущность индивидуального подхода в воспитании, установив его связь с жизнью, он обосновал положение о том, что методы и приёмы индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения зависит от общих целей и задач воспитания, учёта возрастных и индивидуальных особенностей и характера деятельности и ребёнка. Индивидуальный подход к детям освещался им в плане проектирования лучших качеств личности, а не только как процесс перевоспитания и исправления недостатков.

Индивидуальный подход является важным психолого-педагогическим принципом, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Педагогическое воздействие всегда опосредуется психологическими особенностями ребенка, и потому характер и эффективность воздействия определяются не только его объективными особенностями, но и тем, как оно воспринимается ребенком.

Сущность индивидуального подхода в обучении заключается в том, что общие цели обучения конкретизируются в соответствии не только с возрастными, но и с индивидуальными особенностями. Для осуществления индивидуального подхода как в обучении, так и в воспитании необходимо специальное изучение психологических особенностей детей.

Для этого применяются различные методы исследования: наблюдение, специальные тесты, естественный эксперимент и другие. Для учителей и воспитателей важнее всего изучить детей в естественных условиях педагогического процесса; большим подспорьем для них является психолого-педагогическая характеристика, охватывающая все важнейшие стороны личности ребенка.

Индивидуальный подход - это организация воспитательно-образовательного процесса на основе всестороннего учете индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.

Индивидуальный подход к ребенку - важнейший принцип воспитания и обучения. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление цели и содержания воспитания к индивидуальным особенностям детей, а приспособление методов и форм работы к этим особенностям с тем, чтобы успешно реализовать общую для всех цель разностороннего развития личности, формирования индивидуальности.

Приспособление методов работы к индивидуальным особенностям детей должно затормозить развитие тех черт и качеств, которые не соответствуют или противоречат требованиям общества, его прогрессу и, наоборот, способствовать развитию или формированию тех черт и качеств, которые представляют собой определенную социальную ценность.

Это достигается без болезненной ломки личности и при меньшей затрате сил и средств, в чем и заключается смысл индивидуального подхода.

В педагогике принцип индивидуального подхода пронизывает все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребёнка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

В индивидуальном подходе нуждается каждый ребенок, а не только тот, который по каким-нибудь причинам выделяется из коллектива детей. В каждом ребенке есть что-то свое, особенное, неповторимое - это нужно найти и дать ему применение.

Таким образом, сущность индивидуального подхода заключается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им через педагогические воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

2. Условия и этапы осуществления индивидуального подхода

При всем разнообразии индивидуальных особенностей у детей наблюдаются некоторые общие, типичные черты, на которых базируется дифференцированный подход к их воспитанию и обучению. Дифференцированный подход представляет собой специфическую форму внутригруппового разделения детей на подгруппы по похожим, типичным особенностям. Эти подгруппы носят временный характер, они динамичны; переход из одной группы в другую осуществляется с учетом уровня развития каждого ребенка.

Индивидуально-дифференцированный подход к воспитанникам необходимо осуществлять поэтапно:

1) изучение индивидуальных особенностей детей;

2) постановка задач педагогической работы, то есть проектирование личности;

3) подбор методов и средств воспитательного воздействия;

4) анализ проведенной работы и ее корректировка на последующий период.

Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранение недостатков. При умелом и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания, особенно тех детей, у которых в течение длительного времени закреплялись отрицательные стороны поведения и характера.

Необходимым условием осуществления индивидуального подхода является органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребёнку с воспитанием и формированием коллектива, педагог может правильно направлять деятельность и поведение каждого ребёнка, воспитать умение подчинять свои личные интересы общим. Вне коллектива не могут раскрыться такие личностные качества детей, как коллективизм, уважение к товарищам, организованность, умение дружить, желание помогать друг другу. Влияние коллектива имеет особенно большое значение в преодолении отрицательных проявлений - эгоизма, своеволия, зазнайства.

Очень важным условием эффективности индивидуального подхода является опора на положительное в характере, в свойствах личности ребёнка. Опора на положительное должна сочетаться с чуткостью и разумной требовательностью. Бережное развитие положительных черт органически связано с глубокой верой и уважением к ребёнку. Педагогу необходимо в своём обращении с детьми быть тактичным, естественным и искренним.

Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребёнка. Это может быть состояние здоровья, особенности высшей нервной деятельности, условия окружающей среды.

Различные отклонения в поведении ребёнка на начальной стадии устранить легче; позже, когда они превратятся в привычку, устранять их гораздо труднее. Поэтому глубокий, всесторонний анализ всех поступков детей в старшем дошкольном возрасте особенно необходим.

Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребёнку является единство требований к нему как работников детского сада, так и родителей. Многие вопросы воспитания нельзя разрешить вне связи с семьёй.

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребёнка, если он осуществляется в определённой системе: изучение и установление причин формирования особенностей характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, чётких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребёнку в общей педагогической работе со всеми детьми.

Таким образом, индивидуальный подход - это учёт возрастных, индивидуальных и психических особенностей, особенностей протекания процессов высшей нервной деятельности при обучении и воспитании детей. Только опираясь на теоретический научный фундамент, педагог может овладеть мастерством индивидуального подхода к детям.

3. Индивидуальный подход к дошкольникам в процессе организации поручений, дежурства, коллективного труда

На многочисленных примерах своего практического опыта А.С. Макаренко доказал, что только в коллективе у ребёнка могут быть воспитаны такие качества, как умение подчиниться товарищу, целеустремлённость в практической деятельности, сила воли, честность, деловитость, дружелюбие, гуманные чувства, но при этом он подчеркнул, что по отношению к каждому члену коллектива необходимо осуществлять индивидуальный подход.

Индивидуальный подход к ребенку осуществляется как в процессе организации коллективных занятий, так и индивидуальных форм работы.

При организации работы воспитатель должен опираться на такие показатели: характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу); уровень знаний и умений (осознанность, действенность); работоспособность (возможность действовать длительное время, степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость); уровень самостоятельности и активности; отношение к обучению; характер познавательных интересов; уровень волевого развития.

На занятиях воспитатель стремится избежать влияния отрицательных факторов: ребенка, который плохо слышит или видит, лучше посадить ближе к столу воспитателя; подвижному ребенку, часто отвлекающемуся от основного занятия, систематически задавать вопросы, давать ему промежуточные задания; ребенку, который медленно, неуверенно действует, вовремя помочь, дать наглядный материал, как бы подсказать ему решение и т.д.

Воспитатель должен помнить, что нет единых для всех детей условий успеха в обучении. Очень важно выявить наклонности каждого ребенка, раскрыть его силы и возможности, дать ему почувствовать радость успеха в умственном труде.

Трудовые поручения - наиболее простая форма организации трудовой деятельности дошкольников.

Поручения имеют свои особенности:

Всегда исходят от взрослого;

В них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача;

Предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми;

В процессе выполнения ребенком поручения удобно осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых умений, отношением ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца.

В практике воспитательной работы с детьми дошкольного возраста особенно распространены индивидуальные поручения в ходе которых, для воспитателя создаются возможности формирования трудовых умений. При этом более удобен контроль за действиями каждого ребенка, своевременное оказание помощи, дополнительный показ.

Поручения многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения (индивидуальные или совместные), времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные). Особые возможности для формирования умений предоставляют длительные поручения, когда ребенок определенное время (дежурства) отвечает за какое-то дело.

У детей дошкольного возраста поручения в таком виде труда, как хозяйственно-бытовой, занимают большое место в режиме дня. Сформированные элементарные навыки позволяют все чаще вовлекать детей в труд, опираться на растущую самостоятельность при выполнении ставших знакомыми поручений.

Правила, помогающие ребенку организовать свою деятельность:

1) сначала внимательно выслушай задание, а потом начинай его выполнять;

2) приготовь все, что нужно для работы;

3) если работа закончена, скажи об этом взрослому.

Правила, соблюдение которых повышает качество работы:

1) нельзя отвлекаться (убегать, играть, отвлекаться, когда трудишься);

2) любое задание старайся выполнять хорошо, аккуратно;

3) вытирай пыль влажной тряпочкой, при загрязнении прополоскать её и т.д. (в зависимости от содержания поручения).

Овладев этими правилами, дети могут действовать целенаправленно в первых несложных поручениях: приготавливать все необходимое для работы, рациональными способами достигать качественного результата. Затем следует ставить детей в условия, при которых необходимо самостоятельно обдумывать предстоящий процесс труда.

Выполнение поручения усложняется, когда воспитатель предлагает детям вдвоем-втроем выполнить его. В подобных ситуациях они должны не только выполнять дело, но и договариваться между собой, кто что будет делать. Важно не торопить детей подсказывать очередность действий. Навык верного выполнения действий позволяет формировать самостоятельность, исполнительность, в которой можно усмотреть начало ответственности, первые проявления самоконтроля.

Интерес детей к выполнению трудовых поручений обусловлен, прежде всего, их содержанием. Определение содержания поручения зависит от интересов и склонностей воспитателя, от условий жизни детского сада и группы, от имеющегося опыта детей, от постановки трудового воспитания в данном дошкольном учреждении и, конечно, географических условий.

Самым высоким критерием оценки выполнения трудового поручения является осознание детьми обязанности и постоянства заботы об окружающих.

Такое поведение детей связано с проявлением инициативы и самостоятельности в выполнении трудовых заданий, в добровольном нахождении для себя дела и самостоятельном его выполнении, в готовности сделать что-то приятное для окружающих.

Педагогу очень важно умело поддержать первые ростки детской инициативы, когда ребенок по собственному побуждению включается в трудовую деятельность. Это важно для формирования у детей умения выполнять обязанности.

4. Анализ опыта работы

Занимаясь проблемой индивидуализации обучения старших дошкольников в ДОУ, мы имеем в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному ребёнку, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям.

В этом случае реализуется дидактический уровень индивидуального подхода, то есть субъектом, осуществляющим индивидуализацию, является педагог.

Считаем, что сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при его осуществлении:

Знание и понимание детей;

Основательный теоретический баланс;

Способность педагога размышлять и умение анализировать.

Для обеспечения выше обозначенных моментов, подготовка воспитателей к реализации технологий индивидуального подхода включала:

Формирование представлений о достаточно широком спектре индивидуальных особенностей дошкольников: психофизиологических, психологических, педагогических;

Формирование умений диагностики определённых индивидуальных различий дошкольников.

Конечно, диагностику индивидуально-психологических особенностей учащихся призваны осуществлять специалисты (педагог-психолог, логопед, социальный педагог), а воспитатель уже от них должен получать соответствующую информацию. Однако в силу определённых обстоятельств, на практике воспитателю нередко приходится заниматься такой диагностикой вместе со специалистами или даже самому. Кроме того, непсихологические (педагогические) особенности ребёнка воспитатель диагностирует самостоятельно. Необходимо чёткое обеспечение педагогическим инструментарием для подобных случаев диагностики, развитие вариативности педагогического мышления, которое необходимо, например, при подготовке занятия, для разработки заведомо избыточных наборов разнотипных заданий по изучаемой теме. Задания распределяются на основе учёта индивидуальных особенностей детей.

В рамках работы творческой группы прошедших подготовку педагогов ДОУ, деятельность по реализации индивидуального подхода в обучении старших дошкольников осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе - был определён выбор критериев индивидуализации. Мы учли рекомендуемые специалистами ограничения:

По числу (не более 1-2 особенностей);

По значимости (выбраны особенности, действительно важные в процессе обучения старших дошкольников);

По внедряемости (выбранные особенности могут быть учтены при варьировании форм, методов, приёмов обучения).

Второй этап - проведена диагностика индивидуальных особенностей детей групп, определённых на первом этапе.

Третий этап - (текущий в настоящее время) - педагоги начали выбирать формы, методы и приёмы обучения в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Происходит работа воспитателя с собственным вариативным мышлением и воображением: по каждой теме создаётся множество заданий, которые затем распределяются по группам индивидуализации. При этом индивидуализация может быть как полной (каждому типу особенностей - свой тип заданий), так и частичной (ориентация заданий на ведущий в группе тип, с организацией индивидуального подхода к тем детям, которые отличаются от большинства).

Таким образом, индивидуальный подход требует от воспитателя помимо умения работать разнородно и разнообразно, ещё и большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения - и это только некоторые из причин пока недостаточно широкого применения его на практике при широкой декларативности.

Мы считаем, что в настоящее время эту проблему можно и нужно решать, так как реализация индивидуального подхода помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом, является важнейшим условием успешного формирования готовности дошкольников к обучению в школе.

Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

В ходе данной контрольной работы нами были изучены особенности осуществления индивидуального подхода в дошкольном образовании. В результате нами были сделаны следующие заключения.

Индивидуальный подход должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания.

Принцип индивидуального подхода предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных особенностей ребенка, создания условия для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности.

Знание воспитателем возможностей каждого ребенка поможет ему правильно организовать работу со всей группой. Однако для этого воспитатель должен постоянно изучать детей, выявлять уровень развития каждого, темп его продвижения вперед, искать причины отставания, намечать и решать конкретные задачи, которые обеспечивали бы дальнейшее развитие.

Одним из главных факторов индивидуализации учебно-воспитательного процесса является учет индивидуально-типологических качеств ребенка. Как правило, он определяет темп деятельности, а не его социальную ценность.

Для детей дошкольного возраста ведущей формой организации трудовой деятельности являются поручения. На основе их постоянного и успешного выполнения у детей начинают формироваться умения и желания трудиться, привычка к трудовому усилию, заботливое отношение к окружающим, интерес к трудовым действиям.

Список использованной литературы

1. Выготский, Л.С. Воображение и развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М., 1991. - С. 81-89.

2. Воспитание детей в средней группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада / Анциферова А.А., Владимирова Т.А., Гербова В.В.[ и др.] // Сост. Т.М. Лямина. - М.: Просвещение, 1982. - 256 с.

3. Ефилекина, Р.П. Детская психология: Методические указания / Р.П. Ефилекина. - Н.: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2007. - С. 24-31.

4. Князева, О.Л., Маханёва, М.Д., Стеркина, Р.Б. Перспективная модель организации деятельности дошкольного образовательного учреждения / О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Р.Б. Стеркина. - М.: ЛИНКА-ПРЕССС, 1998.

5. Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя детского сада / Я.И. Ковальчук. - М.: Просвещение, 1981.

6. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. Заведений / С.А. Козлова. - М.: Издательоский центр «Академия», 2007. - 432 с.

7. Кононова, И.М. Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике / И.М. Кононова. - М.: ДиС, 2004. - 256 с.

8. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - 607 с.

9. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности / И.С. Сергеев. - СПб.: Питер, 2004.

10. Макаров, С.П. Технология индивидуального обучения / С.П. Макаров // Педагогический вестник. - 1994. - С. 139.

11. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада / Т.А. Маркова. - М.: Просвещение, 1991. - 112 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Индивидуальный подход в процессе обучения: основные положения, понятия, формы и методы. Учет психологических и возрастных особенностей младших школьников в реализации индивидуального подхода. Опыт индивидуализации в современной образовательной системе.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2014

    Предпосылки формирования трудовых умений у младших дошкольников. Поручения как форма организации детского труда. Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе организации поручений. Исследования уровня сформированности трудовых умений.

    курсовая работа , добавлен 29.08.2011

    Принцип индивидуального подхода в отечественной дидактике. Пути осуществления индивидуального подхода при изучении математики в начальной школе. Логико-дидактический анализ темы "Сложение и вычитание в пределах 100". Анализ фрагментов конспектов уроков.

    курсовая работа , добавлен 10.09.2012

    Научно-теоретические основы организации индивидуального подхода к детям среднего дошкольного возраста. Экспериментальная апробация методики индивидуального подхода для детей среднего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи.

    дипломная работа , добавлен 11.02.2007

    Подбор эффективных стандартизированных практических методик для изучения индивидуальных особенностей личности. Необходимость учета индивидуальных особенностей ребенка для создания благоприятной образовательной среды, развивающей личность ребенка.

    реферат , добавлен 16.07.2008

    Проблема познания индивидуальных особенностей учащихся в истории развития педагогической мысли, а также современные подходы к ней. Технология, формы и опытно-экспериментальная работа по организации индивидуального обучения в общеобразовательной школе.

    дипломная работа , добавлен 01.12.2009

    Сущность индивидуального подхода к учащимся. Основные пути и способы индивидуальной работы с детьми. Особенности применения индивидуального подхода к учащимся на уроках трудового обучения. Роль индивидуального шефства в перевоспитания трудных школьников.

    курсовая работа , добавлен 14.06.2012

    Понятие индивидуализации при обучении иностранному языку. Анализ успешности усвоения иностранного языка при применении индивидуального подхода. Практика устной речи, работы с книжным текстом и аудиотекстом при использовании индивидуального подхода.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2012

    Теоретические основы индивидуального подхода к одаренным детям. Сущностная характеристика феномена одаренности. Диагностика и обучение одаренных детей. Специфика индивидуального подхода в психологии и педагогике. Анализ состояния проблемы в практике.

    дипломная работа , добавлен 28.02.2007

    Теоретические аспекты индивидуального подхода в обучении младших школьников. Индивидуальный подход в процессе воспитания: основные положения и понятия. Психологические особенности в реализации индивидуального воспитания.

Каждая личность по-своему уникальна, невозможно найти двух абсолютно одинаковых людей, даже похожие внешне как две капли воды близнецы обладают совершенно разными характерами и темпераментами. Воспитание и обучение должно строиться именно исходя из этого, поскольку любое воздействие на ребенка проходит сквозь призму его внутренних установок, сталкивается с особенностями его характера, темперамента. Без учета индивидуальных особенностей ребенка невозможно воспитать в нем всесторонне развитую личность, невозможно раскрыть весь его творческий потенциал.

Осуществить в рамках школьной программы индивидуальный подход к каждому ученику, казалось бы, практически невозможно, ведь школьники постоянно находятся в ученическом коллективе, а для индивидуальных занятий у педагогов недостаточно времени. Действительно, в вопросе обучения родителям необходимо позаботиться о дополнительных занятиях ребенка с репетитором, если они считают, что школьной программы недостаточно. Однако именно в коллективе наиболее ярко проявляются индивидуальные особенности личности, и при грамотном индивидуальном подходе именно через коллектив можно выявить эти особенности и построить учебный процесс исходя из этих особенностей.

Научные исследования психологов в отношении проявления индивидуальных особенностей личности в коллективе давно доказали эффективность педагогического воздействия на индивида в составе и посредством коллектива. Педагогические методики до недавнего времени были рассчитаны на среднестатистического ребенка без учета его индивидуальных особенностей. Между тем опытные педагоги применяли индивидуальный подход к каждому ученику и добивались при этом определенных результатов.

Педагогическая система, разработанная чешским педагогом Яном Амос Коменским, включала необходимость учета в процессе обучения и воспитания индивидуальных особенностей детей. Русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский разработал широкую методику приемов индивидуального подхода к детям, положил основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. Однако, в то же время он подчеркивал недопустимость шаблонного подхода к этому вопросу, настаивая на творческом характере сложного воспитательного процесса. Надежда Константиновна Крупская выделила необходимость развития индивидуальности личности как главную задачу советского воспитания и подчеркивала значение коллектива в решении этой задачи. Крупская отмечала возможность выявления индивидуальных особенностей личности путем систематического наблюдения за поведением и анализа продуктов творческой деятельности личности. При этом идеальным началом такого подхода она считала дошкольный возраст ребенка, когда он еще только начинает что-то делать своими руками. Антон Семенович Макаренко, отличившийся своей гениальной методикой перевоспитания трудных подростков, считал, что в комплекс воспитательных мер педагогу необходимо постоянно вносить коррективы в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. При этом педагогу необходимо опираться на положительные стороны в характере и поведении каждого ребенка и укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. Макаренко также подчеркивал творческий характер индивидуального подхода, отвергая какие бы то ни было определенные методы и шаблоны. Тем не менее, Крупская и Макаренко своими теоретическими выкладками положили основу для дальнейшего развития педагогики с учетом индивидуального подхода к воспитанию и обучению. Наиболее ярко индивидуальный подход к детям отражен в педагогическом учении Василия Александровича Сухомлинского. Он подчеркивал необходимость изучения индивидуальных особенностей ребенка для повышения эффективности воспитания. Начинать этот процесс он рекомендовал с семьи, подчеркивая необходимость педагогического просвещения родителей.

В педагогике с учетом индивидуального подхода к детям необходимо опираться на знания психологии. Психологические аспекты такого подхода заключаются в особенностях темперамента, характера и мировоззрения личности. Кроме того, в педагогике необходимо учитывать возрастные особенности личности, так как именно в детском и юношеском возрасте, благодаря быстрому росту мозга, процесс развития мыслительных способностей личности происходит наиболее интенсивно. Если упустить этот момент, не уделяя особого внимания этой особенности, то в будущем развить эти индивидуальные особенности личности будет достаточно сложной задачей. Этим вопросам уделяли большое внимание в своих учениях Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, а впоследствии К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и другие.

Индивидуальный подход Этимология.

Происходит от лат. indiduum - неделимое.

Категория.

Психолого-педагогический принцип.

Специфика.

В нем постулируется важность для обучения и воспитания учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

(англ. individual approach ) - важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

И. п. в воспитании необходим в 2 отношениях: 1) он обеспечивает индивидуальное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального развития всех имеющихся у ребенка способностей ; 2) без учета индивидуальных особенностей ребенка педагогическое воздействие может оказать на него совсем не то влияние, на которое оно было рассчитано. Педагогическое воздействие всегда опосредуется психологическими особенностями ребенка, и потому характер и эффективность воздействия определяются не только его объективными особенностями, но и тем, как оно воспринимается ребенком.

Сущность И. п. в воспитании заключается в том, что общие цели воспитания конкретизируются в соответствии не только с возрастными, но и с индивидуальными особенностями. Особенно большое значение И. п. имеет при перевоспитании, т. е. в тех случаях, когда приходится не только формировать у ребенка новые положительные качества, но и преодолевать уже имеющиеся отрицат. Опыт показывает, что отсутствие И. п. при перевоспитании приводит к тому, что даже многократно применяемые меры воздействия часто остаются безрезультатными.

Когда индивидуальные особенности уч-ся не учитываются в процессе обучения, более способные и развитые задерживаются в своем умственном развитии: у них снижается познавательная активность и темп усвоения материала, кроме того, могут сформироваться такие отрицат. качества, как лень, безответственное отношение к учению и пр. Слабые ученики тем более страдают от отсутствия И. п.

Для осуществления И. п. как в обучении, так и в воспитании необходимо специальное изучение психологических особенностей детей. Для этого применяются различные методы исследования: , специальные , и др. Для учителей и воспитателей важнее всего изучить детей в естественных условиях педагогического процесса; большим подспорьем для них является психолого-педагогическая характеристика, охватывающая все важнейшие стороны личности ребенка (см. ).


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "индивидуальный подход" в других словарях:

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - (англ. individual approach). Принцип педагогики; подход к обучаемому с учетом конкретных индивидуальных его особенностей (См. подход к обучению). Учет личностных особенностей поднимает И. п. до уровня личностно деятельностного подхода как… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Индивидуальный Подход - психолого педагогический принцип, в котором постулируется важность для обучения и воспитания учета индивидуальных особенностей каждого ребенка … Психологический словарь

    Индивидуальный подход - педагогический принцип обучения и воспитания детей. Он реализуется как изучение и учет индивидуальных особенностей (индивидуальности) каждого ребенка, как выбор форм, методов, средств взаимодействия с ребенком в учебной и внеучебной деятельности… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - в воспитании, осуществление педа гогич. процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов, и др.), в значит, степени влияющих на их поведение в разл. жизненных… … Российская педагогическая энциклопедия

    Индивидуальный подход - (в обучении) принцип педагогики, обеспечивающий правильное педагогическое воздействие на ребенка, основанное на знании и учете особенностей его развития и черт его личности … Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - принцип отечественной педагогики, согласно которому в учебно воспитательной работе на занятиях достигается взаимодействие с учащимися, основанное на знании характера, интересов, способностей, влияния семьи и ближайшего окружения на каждого из… … Профессиональное образование. Словарь

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД - [см. индивид] важный психолого педагогический принцип, согласно которому в учебно воспитательной работе с детьми должны учитываться индивидуальные особенности каждого ребенка. Особенно важное значение принцип И. п. имеет для обучения аномальных… … Психомоторика: cловарь-справочник

    Индивидуальный подход - желание и умение педагога не только видеть в воспитанниках, но и стимулировать в каждом из них развитие уникального варианта носителя общечеловеческих ценностей … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    Индивидуальный подход - Психолого педагогический принцип, согласно которому в учебно воспитательном процессе должны учитываться индивидуальные особенности ребенка. Такое требование диктуется неповторимостью биосоциального портрета каждого человека как личности во всем… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

Книги

  • Индивидуальный подход к устойчивому развитию , Мюррей П.. В настоящее время мнение о том, что мы должны жить более устойчивой жизнью, стало широко распространенным. Но когда на практике мы сталкиваемся с укоренившимися привычками и множественными…

Среди вопросов физиологии ВНД человека особое значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса и разработки естественнонаучных теорий воспитания и обучения имеет учение о типах ВНД. Это связано с тем, что именно типологические особенности нервной системы детей и подростков и их ВНД являются той физиологической основой, на которой затем происходит формирование темперамента ребенка. Вполне очевидно, что знание типологических особенностей ВНД каждого ребенка способствовало бы более оптимальной организации учебно-воспитательной работы, а также более точному прогнозированию ее результатов.

Нервная деятельность представлена возбуждением и торможением, обладающими многочисленными свойствами.

В понятие "тип нервной системы" входят 3 свойства нервных процессов:

1. сила нервных процессов;

2. уравновешенность нервных процессов;

3. подвижность нервных процессов.

Сила нервных процессов - способность к возникновению адекватной реакции на сильный и сверхсильный раздражитель. В основе - выраженность в центральной нервной системе процессов возбуждения и торможения. Нервные процессы подразделяются (по силе) на сильные (преобладание в центральной нервной системе процессов возбуждения) и слабые (преобладание в центральной нервной системе процессов торможения).

Уравновешенность нервных процессов - сбалансированность процессов возбуждения и торможения.

Подвижность нервных процессов - возможность быстрой смены процессов возбуждения и торможения.

Типы высшей нервной деятельности (ВНД)

Типы высшей нервной деятельности (ВНД) -- совокупность врожденных (генотип) и приобретенных (фенотип) свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма. Удельное значение врожденного и приобретенного -- продукт взаимодействия генотипа и среды -- может меняться в зависимости от условий. В необычных, экстремальных условиях на первый план выступают преимущественно врожденные механизмы высшей нервной деятельности. Различные комбинации трех основных свойств нервной системы -- силы процессов возбуждения и торможения, их уравновешенности и подвижности -- позволили И.П. Павлову выделить четыре резко очерченных типа, отличающихся по адаптивным способностям и устойчивости к невротизирующим агентам.

Т. ВНД сильный неуравновешенный -- характеризуется сильным раздражительным процессом и отстающим по силе тормозным, поэтому представитель такого типа в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД. Способен тренировать и в значительной степени улучшать недостаточное торможение. В соответствии с учением о темпераментах -- это холерический тип.

Т. ВНД уравновешенный инертный -- с сильными процессами возбуждения и торможения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой. В соответствии с учением о темпераментах -- это флегматический тип.

Т. ВНД сильный уравновешенный подвижный -- имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций. В соответствии с учением о темпераментах -- это сангвинический тип.

Т.ВНД слабый -- характеризуется слабостью обоих нервных процессов -- возбуждения и торможения, плохо приспосабливается к условиям окружающей среды, подвержен невротическим расстройствам. В соответствии с классификацией темпераментов -- это меланхолический тип.

На основе различного соотношения первой и второй сигнальных систем действительности, кроме четырех основных типов, выделены три частных (дополнительных) типа ВНД, характерных только для человека: художественный, мыслительный и средний (промежуточный).

Учение о типах ВНД имеет большое значение для понимания закономерностей формирования у детей и подростков таких важных психологических особенностей личности, как темперамент и характер.

Особенности педагогического подхода к детям с различными типами ВНД

Особенности педагогического подхода к детям с различными типами ВНД. Каждый тип ВНД обладает своими положительными свойствами. Например, дети меланхолического типа (слабый тип) в сравнении с сильным типом имеют более низкий уровень работоспособности, но обладают более высокой чувствительностью, в том числе, к педагогическим воздействиям. У учащихся с сильной нервной системой лучше развита механическая память, а учащиеся со слабой нервной системой лучше усваивают осмысленный материал. Оказалось, что дети меланхолического типа медленнее запоминают учебный материал, но прочность запоминания у них выше, чем у детей холерического типа.

Учителя должны достаточно хорошо знать типологические особенности ВНД и темперамента учащихся. У ученика со слабой нервной системой педагог, постепенно увеличивая нагрузки, должен повышать работоспособность его нервных клеток, у ученика с инертными нервными процессами - воспитывать быстроту реакции, у ученика с «безудержным» типом нервной системы - тренировать процессы торможения и т.д.

Задача учителя помочь детям с учетом их типологических особенностей ВНД и темперамента сформировать наиболее оптимальный индивидуальный стиль работы по приобретению глубоких и прочных знаний при минимальных затратах сил и энергии, без чрезмерного напряжения и утомления.

Учителями могут стать люди с любым типом ВНД, но это будут учителя разного индивидуального стиля и почерка работы. Зная особенности своей нервной системы, учитель может сформировать свой стиль работы, рассчитывать свои возможности и оптимально строить свою практическую деятельность.

раиса шайхутдинова
Выступление на педагогическом совете «Индивидуальный подход в дошкольном образовании»

Выступление на педагогическом совете . Тема "".

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности , которая выражается в индивидуальных особенностях . Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальность .

Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности , через «внутренние условия» , без учета которых невозможен по – настоящему действенный воспитательно– образовательный процесс .

С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку. Индивидуальный подход подчеркивает неповторимость качеств и свойств личности каждого ребенка В индивидуальном подходе нуждается каждый без исключения ребенок

Индивидуальный подход нацелен , в первую очередь, на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать мучительного процесса перевоспитания.

В чем же сущность индивидуального подхода ?

Индивидуальный подход является активным , формирующим, развивающим принципом обучения и является главным принципом педагогики . Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям :

Знание и понимание детей

Любовь к детям,

Основательный теоретический баланс,

Способность педагога размышлять и умение анализировать.

Педагог не должен забывать , что ребенок – это субъект собственного развития, он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога .

Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения , умения разобраться в сложных проявлениях поведения.

Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего уклада жизни. «Индивид » есть общественное существо, поэтому всякое проявление его жизни,- даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, является появлением и утверждением общественной жизни». Научные исследования конкретно подтвердили это положение. «Я» возможно только потому, что есть «мы» .

Индивидуальный подход не разовое мероприятие, он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания.

Принцип индивидуального подхода предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных особенностей ребенка, создания условия для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности.

Знание воспитателем возможностей каждого ребенка поможет ему правильно организовать работу со всей группой. Однако для этого воспитатель должен постоянно изучать детей, выявлять уровень развития каждого, темп его продвижения вперед, искать причины отставания, намечать и решать конкретные задачи, которые обеспечивали бы дальнейшее развитие.

Одним из главных факторов индивидуализации учебно- воспитательного процесса является учет индивидуально -типологических качеств ребенка (типа темперамента) . Тип темперамента обусловлен генетическими особенностями личности. Как правило, он определяет темп деятельности, а не его социальную ценность.

Индивидуальный подход к ребенку осуществляется как в процессе организации коллективных занятий, так и индивидуальных форм работы .

При организации работы воспитатель должен опираться на такие показатели :

Характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу).

Уровень знаний и умений (осознанность, действенность) ;

Работоспособность (возможность действовать длительное время, степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость)

Уровень самостоятельности и активности;

Отношение к обучению;

Характер познавательных интересов;

Уровень волевого развития.

На занятиях воспитатель стремится избежать влияния отрицательных факторов : ребенка, который плохо слышит или видит, лучше посадить ближе к столу воспитателя; подвижному ребенку, часто отвлекающемуся от основного занятия, систематически задавать вопросы, давать ему промежуточные задания; ребенку, который медленно, неуверенно действует, вовремя помочь, дать наглядный материал, как бы подсказать ему решение и т. д.

Воспитатель должен помнить, что нет единых для всех детей условий успеха в обучении. Очень важно выявить наклонности каждого ребенка, раскрыть его силы и возможности, дать ему почувствовать радость успеха в умственном труде.

В педагогике принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов.

Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом , работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников . По мнению Е. В Бондаревской, дифференцированный подход в образовании – это образование , ориентированное на ребенка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки ребенка.

Дифференцированное обучение, как говорит В. В. Сериков, не занимается формированием личности с заранее заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательно – воспитательного процесса. Предполагает помощь дошкольнику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в самоопределении относительно личностно – значимых и общественно – приемлемых целей, самореализации и самоутверждения.

Дифференциация дошкольников по уровню умственного развития позволит исключить неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловку и усреднение детей. У воспитателя появится возможность помогать «слабому» , уделять внимание «сильному» , работать более эффективно с детьми, испытывающими трудности в обучении.

Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не сможет выполнить многое из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала. Дети с повышенной обучаемостью также нуждаются в особом внимании воспитателя для развития своих способностей.

Значит, даже при полной успеваемости всем детям дошкольного возраста требуется индивидуальный подход .

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики , как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я . А. Коменского – великого чешского педагога - четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.

Особое место занимают труды Жан-Жак Руссо. Согласно теории Руссо, воспитывать ребенка необходимо природосообразно , следовать естественному ходу его развития. А для этого надо тщательно изучать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности . Руководство взрослых по воспитанию ребенка, подчеркивал Руссо, должно быть продуманным, тактичным и тонким.

Замечательный русский педагог К . Д. Ушинский разработал обширную методику приемов , основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым подчеркнув творческий характер решения проблемы.

Н. К. Крупская в вопросе об , обращала большое внимание на то, что при условии воспитания ребенка в коллективе может полностью раскрыться его индивидуальность , способности : «Мы считаем, что лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиться. Коллектив не поглощает личность ребенка, но влияет на качество воспитания, на его содержание». Советы Н . К. Крупской ориентируют педагога – воспитателя на гуманное отношение к ребенку, уважение его индивидуальности , стремление понять его сложный духовный мир.

А. С Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем , например, при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. А. С. Макаренко считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка – это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям . Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.

В. А. Сухомлинский находил интересные формы работы для развития индивидуальности каждого ребенка при воспитании его эстетических чувств.

Осуществление индивидуального подхода к детям необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную сисмему.

Работа с семьей – это неотъемлимый фактор индивидуального подхода к детям , индивидуальной помощи .

Таким образом , индивидуальный подход – важнейший принцип воспитания. Он предполагает профессиональное знание и научно обоснованное понимание индивидуально – психологических особенностей каждого ребенка, так же специфических условий которые повлияли на формирование определенной черты личности.

Реферат на тему :

Индивидуальный подход в дошкольном образовании .

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «flemi.ru» — Ультразвуковое обследование. Брюшная полость, голова, грудная клетка