Индивидуальный подход в обучении и воспитании детей. Индивидуальный подход педагога в воспитании личностных качеств обучающихся с особыми образовательными потребностями

Совсем недавно ваш ребенок был маленьким, не умел стоять на ногах, говорить и держать ложку в руках, а теперь он уже проявляет свой характер и часто ставит родителей в неудобное и затруднительное положение. Знакомая ситуация? Тогда пришло время узнать, какие существуют подходы в воспитании детей, и как правильно применять эти знания на практике.

Правильно подобранные подходы к воспитанию современного ребенка в семье, к его обучению, и становлению помогают максимально полно раскрыть его способности и индивидуальные особенности.

Комплексный подход в воспитании детей и формировании личности

Под воспитанием следует понимать целенаправленное и методичное формирование личности, ее подготовка к участию в культурной и общественной жизни, в соответствии с общепринятыми социальными и культурными моделями поведения. В повседневной жизни под воспитанием понимается то влияние, которое родители оказывают на своих детей.

Однако, по мнению специалистов, даже если родители не будут целенаправленно или осознанно каким-то образом влиять на своего ребенка, личность из него все же вырастет и сформируется. Просто он вырастет похожим на своих родителей, так как он научится всему, что будет видеть в своем доме. Это касается привычек (плохих и хороших), манеры поведения на людях, общения со взрослыми людьми и ровесниками и т.д. поэтому если не хотите чтобы он унаследовал от вас какие-либо черты, постарайтесь как можно скорее от них избавиться.

Если речь идет о подходах в воспитании детей, новых или старых, проверенных временем, то подразумевается именно сознательное и целенаправленное влияние. Успехи взрослых в деле воспитания своих детей напрямую зависят от выбранного подхода к воспитанию и методики. В свою очередь выбор самого подхода зависит от целей и задач, поставленных перед собой родителем.

Каковы ваши основные цели и задачи как родителя в деле воспитания детей? Вы хотите вырастить и «выдрессировать» своего ребенка таким образом, чтобы он вел себя «правильно» и был «удобен» для вас и окружающих его людей? Или все же лучше чтобы он имел с вами доверительные близкие отношения, прислушивался к вашим советам и доверял секреты? Результаты как видно совершенно противоположные, как и цели их достижения.

Ошибка многих родителей – желание видеть, конечно же, второй вариант развития своего чада, и в то же время использование методов больше пригодных для первого. Именно поэтому отношения со своим повзрослевшим сыном или дочерью не соответствуют ожиданиям.

Конечно же, специалисты рекомендуют использовать комплексный подход в воспитании современных детей, который аккумулирует в себе все лучшие методики и моменты из разных систем воспитания. Чтобы определить для себя как именно вы будете воспитывать свое чадо, нужно познакомиться со всеми существующими подходами к воспитанию.

Индивидуальный подход в физическом и эмоциональном воспитании детей

С самых первых минут своей жизни ребенок является уникальным, особенным созданием, не похожим ни на кого другого. Это касается не только внешнего облика, но и стиля и особенностей поведения, физического и эмоционального развития. Индивидуальные, то есть присущие только ему, особенности поведения и развития, в большей степени зависят от условий воспитания и жизни ребенка. Так, например, малыш не рождается жадным или жестоким, неумелым или очень самостоятельным. Эти особенности и умения появляются постепенно, под постоянным влиянием родительского воспитания, условий жизни и ребенка.

Индивидуальный подход в воспитании и обучении современных детей подразумевает продуктивное учение «с оглядкой» на его личностные качества, поведение, способность быстро воспринимать окружающую обстановку и т.д.

При осуществлении индивидуального подхода в физическом воспитании детей также учитывается тот факт, что некоторые стороны поведения ребенка формируются с учетом врожденных особенностей его нервной системы, или так называемого типа высшей нервной деятельности. К примеру, одни дети рождаются и развиваются очень шустрыми и энергичными индивидуумами, другие – менее активны, а третьи активными, но чересчур медлительными.

Что предполагает индивидуальный подход к ребенку в воспитании

Важно понимать, что особенности нервной системы никоим образом не предопределяют приобретение личностью тех или иных умений, навыков и привычек, черт характера и пр. Это зависит от качества воспитания и вида средств педагогического воздействия. Так, к примеру, строгий тон взрослого (воспитателя в саду, учителя в школе или родителя) просто необходим при общении с одними детьми и в то же время категорически неуместен в обращении с другими.

Таким образом, индивидуальный подход к ребенку в воспитании предполагает знание взрослым или педагогом особенностей ребенка, степени его восприимчивости к тем или иным методам обучения и стилям общения.

Индивидуальный подход в воспитании детей дошкольного возраста с учетом особенностей его нервной системы, сложившихся привычек, уровня его умственного и физического развития и реакций на приемы педагогического воздействия крайне на необходим для полноценного, гармоничного и многогранного развития малыша, а также для жизнерадостного настроения и хорошего его самочувствия.

Индивидуальный дифференцированный подход для воспитания социально-неадаптированных детей

Особенно важен индивидуальный подход для воспитания социально-неадаптированных детей, так как для них общение с посторонними людьми является настоящим стрессом. При общении с ними нужно также учитывать существующие типы высшей нервной деятельности, которые определяются свойствами таких нервных процессов как возбуждение и торможение. Они происходят в коре головного мозга, их слабость или сила, а также уравновешивание друг друга или преобладание одного из них определяют поведение индивидуума и его обучаемость.

Использование индивидуально дифференцированного подхода в воспитании детей позволяет раскрывать их возможности и скрытые способности, а также обеспечить нормальный процесс становления самоопределения и самосознания. Родители и преподаватели, использующие индивидуальный подход к обучению, высоко ценят его самого, прививают ему моральные, интеллектуальные и социальные ценности. Такой подход акцентирует внимание на каждом ученике, а также на его возможностях и желаниях.

Что является новым деятельностным подходом в воспитании детей

Деятельностный подход в воспитании детей – эффективный метод обучения. В процессе обучения и воспитания ребенок полученную информацию и навыки учебно-познавательной деятельности. При этом знания ребенку не преподносятся в уже готовой форме, чтобы ему осталось только запомнить их. Учебный процесс организовывается таким образом, чтобы обучающимся детям нужно было самим активно развиваться и познавать все новое самостоятельно.

В основе деятельностного подхода в воспитании детей, который является относительно новым направлением педагогической науки лежат следующие дидактические принципы:

  • деятельности – полученные знания ребенок осознает и активно использует в своей жизни;
  • непрерывности – заключается в преемственности на всех уровнях обучения;
  • целостности - позволяет формировать системные и обобщенные знания об окружающем мире;
  • психологической комфортности – формирует благотворные условия для осуществления познавательной деятельности;
  • вариативности – дающий свободу выбора и формирующий способность искать различные варианты решения задач;
  • творчества – использование творческого потенциала в процессе обучения.

Самую главную роль в этом подходе играет деятельность самих детей их участие в процессе и самостоятельное решение всех проблем и задач обучения. Родители и преподаватели в этом случае представляют собой только поддерживающую, стимулирующую и корректирующую сторону.

На чем основан личностно ориентированный подход в воспитании ребенка

В последнее время все более востребованным является далеко не новый подход в воспитании детей, который называется личностно ориентированным, на основе которого основаны развивающие программы обучения в школах.

В том случае, когда родители хотят сохранить теплые и близкие отношения с ребенком, желают быть для него другом, с которым он будет делиться своими проблемами и мыслями, чтобы он прислушивался к их советам, вырос счастливым, то выбор стоит остановить именно на личностном подходе к воспитанию.

Личностно ориентированный подход в воспитании ребенка основан на принципах взаимодействия с ним, полного доверия и взаимопонимания. Отдавая предпочтение именно этому подходу нужно принять тот факт, что воспитываемый таким образом ребенок «удобным» для вас не будет, особенно на первых порах.

Родителям нужно уделять ему очень много внимания и времени, и постоянно бороться с искушением заставить ребенка что-либо делать, надавить на него и манипулировать им в той или иной ситуации. Ведь так гораздо проще, заставить его своим волевым решением, что-либо поменять в его собственной жизни против собственного желания и воли.

Правильное применение личностно ориентированного подхода в воспитании детей

Правильное применение личностно ориентированного подхода в воспитании детей вынуждает родителей и педагогов постоянно придумывать и искать пути решения без манипулирования ребенком. Им придется учиться доверять ему, принимать и уважать его решения. Такой подход позволяет родителям воспитываться и расти вместе со своими детьми, работать над собой, меняться и расти. В то же время им придется полностью отказаться от родительского авторитета и заменить его уважительным отношением к личности ребенка.

Результатом использования личностно ориентированного подхода станет воспитания достойного, счастливого и самодостаточного человека, умеющего уважать других людей и прислушиваться к их мнению.

Что является далеко не новым подходом в воспитании детей

Полной противоположностью личностному воспитанию является авторитарный подход – далеко не новый, и не всегда эффективный. В данном случае процесс обучения больше напоминает «дрессировку», результаты которой всегда временны и сомнительны. Такой подход не допускает наличия у ребенка своего мнения по поводу того или иного вопроса. Его мнения и желания никогда не учитываются, он всегда должен делать только то, что ему говорят родители или педагоги. При этом используются весьма незамысловатые методы воспитания – кнут и пряник.

Ребенок полностью находится во власти родителя, которые его постоянно и методично «дрессирует». Счастливым такого члена семьи сложно назвать, так как он все время находится под прессом и в напряжении. Дети, выросшие в семье, где практикуется авторитарный подход к воспитанию, испытывают постоянную нехватку искренности в отношениях, недостаток любви и доверия, понимания и уважения.

Ребенок при авторитарном подходе воспитывается в строгости и безоговорочно подчиняется родителям. Несмотря на то, что все внутри него бунтует и противится этому, он со временем привыкает к беспрекословному подчинению и родительскому мнению, что уже попросту не умеет быть самостоятельным, утрачивает инициаторские начинания и творческие способности. Запреты, накладываемые на жизнь и существование ребенка его родителями, мешают его полноценному развитию и со временем превращают его в запуганного зверя.

К сожалению, ребенок которого «дрессировали» в детстве родители, вырастая, становится неспособен на искреннее общение и не может построить доверительные отношения с другими людьми. Чаще всего такие люди одиноки и несчастны, несмотря на то, что вполне способны социализироваться и играть различные роли в отношениях и обществе.

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста

Педагоги часто говорят о важности гендерного подхода в воспитании детей детсадовского и младшего школьного возраста, ведь проблемы пола в современном мире очень актуальны. По мнению специалистов именно отсутствие грамотного гендерного обучения приводит к тому, что мужчины все чаще становятся слабыми, трусливыми и беспомощными, а женщины, вынужденные взваливать на свои плечи мужские проблемы становятся агрессивными, могут дать сдачи обидчикам не хуже мужика.

Родители должны понимать, что их чадо уже в возрасте двух-трех лет ощущает себя человеком определенного пола, но окончательное становление и закрепление гендерных ролей у детей происходит только к семи годам. Если за этот период своей жизни ребенок не получит правильного гендерного воспитания, различия между полами могут быть попросту стерты.

По мере взросления проблема будет только усугубляться, и повзрослевший ребенок уже не сможет выполнять своих функций в обществе. Такая ситуация приводит к тому что в обществе все больше появляется агрессивных женщин, не желающих иметь детей, и ленивых мужчин, не берущих на себя никакой ответственности. Именно поэтому психологи всерьез озабочены этой проблемой и настоятельно рекомендуют уделять гендерному воспитанию дошкольников как можно больше времени.

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста это далеко не новинка в педагогике. Издавна воспитание подрастающего поколения производилось в соответствии с их полом: мальчики старше трех лет воспитывались гувернерами или дядьками, в крестьянских семьях они всегда помогали отцу. Девочки воспитывались мамами, бабушками и нянями, которые их обучали рукоделию и основам ведения хозяйства.

Возрастной подход в воспитании и обучении детей: психологические аспекты

Однако в 20 веке больше внимания в педагогике начали уделять психологическим аспектам развития ребенка и его особенностям в зависимости от возраста. Именно когда возрастной подход в воспитании и обучении детей вышел на первый план начался постепенный, медленный, но постоянный процесс стирания границы между полами.

Тогда все воспитательные функции на себя взяли образовательные учреждения, в которых работают практически одни женщины. Воспитание девочек и мальчиков проводилось одними и теми же методами, потому что так удобнее.

Гендерное обучение позволяет педагогам и родителям учесть существующие различия между девочками и мальчиками, которые на самом деле довольно существенные. Они отличаются не только темпераментом и развитием мелкой моторики, их мозг работает по-разному.

Современные дошкольные учреждения и их планы обучения детей, к сожалению, не предусматривают наличия разного подхода в общении с детьми разных полов. В то время как он очень важен и нужен. Так, например, девочки очень легко и быстро воспринимают информацию на слух, в то время как мальчикам лучше дается зрительное и тактильное восприятие. Физические упражнения также даются представителям разных полов по-разному. Мальчики подвижные и быстрые, поэтому могут выполнять сложные упражнения, а девочки более гибкие.

Выбирая тот или иной подход к воспитанию своего ребенка, родители всегда должны помнить о том, что дети это такие же равноправные члены семьи и общества, как и они сами. Он должен иметь право на собственное мнение и с ним родители обязаны считаться. Ни кто не говорит о вседозволенности или равнодушии. Мудрый родитель должен найти способы и методы обучения и общения, своеобразную «золотую середину» между всеми известными подходами к воспитанию. Это позволит вырастить справедливого и честного человека, который .

Статья прочитана 9 428 раз(a).

Занятия занимают небольшую часть времени в режиме дня в детском саду, но их воспитательное и развивающее значение очень большое.

На занятиях уточняются, расширяются и углубляются представления детей о предметах и явлениях окружающей жизни. Даже получают новые знания, приобретают элементарные навыки логического мышления, делая простейшие выводы и упражняясь в умении связно выражать свои мысли.

В процессе занятия у детей развивается восприятие, произвольное внимание, память, воображение, воспитывается воля, организованность, усидчивость, трудолюбие, чувство коллективизма.

Занятия способствуют не только умственному развитию, но и оказывают положительное влияние на формирование личности ребенка. Во время обучения ребенок проделывает определенную умственную или физическую работу индивидуально. Для той или иной работы тратятся индивидуальные усилия, поэтому на занятиях в процессе общей работы с коллективом необходим к детям индивидуальный подход, это дает возможность всем детям овладеть программным материалом.

Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по- разному использует свои знания.

Намечая в плане учебно-воспитательной работы тему занятия, надо запланировать и индивидуальную работу: например, наметить, кого из детей спросить, кому задать более простой вопрос, дать более легкое или более трудное задание. К определению очередности выступления детей также следует подходить строго индивидуально, от этого зависит активность детей на занятии и его результативность.

Как только обучение начинает основываться на индивидуальном подходе, молчаливые, застенчивые, замкнутые, робкие, нерешительные дети становятся активнее, общительнее. Таких детей воспитатель, прежде всего, должен расположить к

себе, ввести в коллектив. Таких ребят не следует вызывать первыми, а, вызвав, сначала надо задавать вопросы о том, что они уже хорошо усвоили, и постепенно переходить к новому, более трудному материалу. Хорошо использовать игровые приемы, они способствуют развитию активности, внимания, преодолению нерешительности и уверенности в своих возможностях.

Очень важен индивидуальный подход и детям, которые медленно соображают, нельзя их считать глупыми и ленивыми, так как у них есть много положительного. Они внимательны, аккуратны, послушны, добродушны. Хотя они медленно усваивают, но зато прочно сохраняют все в памяти. В индивидуальном подходе к медлительным детям следует соблюдать терпение, не торопить с ответом, не прерывать, не вызывать их первыми, воспитывать уверенность, поощрять их ответы.

Индивидуальный подход также необходим к легко возбудимым, невнимательным, несдержанным детям можно им предлагать повторить указания воспитателя, чтобы сосредоточить их внимание, перед пояснением нужно обратиться к ним персонально: «Илья, Амир, слушайте внимательно, потом повторите сказанное». Это очень простой и эффективный прием, так как способствует сосредоточенности внимания на указаниях педагога, способствует их к запоминанию, предупреждает непродуманный ответ.

Если ребенок пассивный его полезно чаще вызывать на занятиях. Про этом воспитатель должен заставлять их задуматься над своим ответом, приучать размышлять. Постоянное, доброжелательное отношение и поощрение за малейший успех, подбадривание - таким должен быть индивидуальный подход к пассивным и робким детям. Но внимание воспитателя должно быть ненавязчивым, так как некоторые дети смущаются.

Индивидуальный подход на занятиях необходим и активным детям, нужно поддерживать и развивать их способности, инициативу и интерес к занятиям. Учитывая уровень их умственного развития, надо давать им дополнительно усложненные задания, составлять специально для них более трудные вопросы. Можно предложить им исправлять ошибки товарищей.

Общие методические установки в осуществлении индивидуального подхода на занятиях остаются неизменными и для занятий продуктивного вида (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд).

Благодаря специфической форме их организации и методике проведения, возможности осуществления индивидуального подхода значительно расширяются: воспитатель в процессе занятия может подойти к каждому ребенку, посмотреть его работу, дать совет, направить развитие его творческого замысла и помочь в овладении техническими навыками.

Индивидуальными особенностями детей следует также руководствоваться и при рассаживании их на занятиях, при определении каждому места за столом. При этом нужно учитывать особенности их физического, психического развития и поведения. Если у ребенка понижен слух или зрение, то его обязательно надо посадить ближе, чтобы он мог хорошо видеть и слышать. Постоянного внимания требуют и очень подвижные дети, непоседы. Их тоже следует посадить поближе. Недалеко от воспитателя должны сидеть молчаливые и пассивные ребята. При рассаживании необходимо учитывать также дружеские взаимосвязи детей, но все-таки в первую очередь нужно руководствоваться педагогическими целями, подбирать соседей по столу, исходя из возможностей их благотворного влияния друг на друга.

Имеет значение и правильная расстановка столов, воспитатель должен держать всех детей в поле зрения, можно расставить их в форме буквы «П», в шахматном порядке и. т. д.

Дифференцированный индивидуальный подход в процессе занятий является одновременно средством обучения и воспитания. При этом важно не опекать детей излишне, помогать лишь в необходимых случаях, чтобы не подавлять их самостоятельность и инициативу.

Творческая задача воспитателя - отобрать из общего арсенала средств то, что наиболее действенно в данной ситуации, исходя из учета индивидуальных особенностей, проявлений поведения ребенка.

Конечно, работа по осуществлению индивидуального подхода к детям - трудная, она требует от воспитателя и терпения, и бесконечных творческих поисков. Но если она является стержнем общего воспитательного процесса, эффективность его значительно повышается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятия занимают небольшую часть времени в режиме дня в детском саду, но их воспитательное и развивающее значение очень большое.

На занятиях уточняются, расширяются и углубляются представления детей о предметах и явлениях окружающей жизни. Даже получают новые знания, приобретают элементарные навыки логического мышления, делая простейшие выводы и упражняясь в умении связно выражать свои мысли.

В процессе занятия у детей развивается восприятие, произвольное внимание, память, воображение, воспитывается воля, организованность, усидчивость, трудолюбие, чувство коллективизма.

Занятия способствуют не только умственному развитию, но и оказывают положительное влияние на формирование личности ребенка. Во время обучения ребенок проделывает определенную умственную или физическую работу индивидуально. Для той или иной работы тратятся индивидуальные усилия, поэтому на занятиях в процессе общей работы с коллективом необходим к детям индивидуальный подход, это дает возможность всем детям овладеть программным материалом.

Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по- разному использует свои знания.

Намечая в плане учебно-воспитательной работы тему занятия, надо запланировать и индивидуальную работу: например, наметить, кого из детей спросить, кому задать более простой вопрос, дать более легкое или более трудное задание. К определению очередности выступления детей также следует подходить строго индивидуально, от этого зависит активность детей на занятии и его результативность.

Как только обучение начинает основываться на индивидуальном подходе, молчаливые, застенчивые, замкнутые, робкие, нерешительные дети становятся активнее, общительнее. Таких детей воспитатель, прежде всего, должен расположить к

себе, ввести в коллектив. Таких ребят не следует вызывать первыми, а, вызвав, сначала надо задавать вопросы о том, что они уже хорошо усвоили, и постепенно переходить к новому, более трудному материалу. Хорошо использовать игровые приемы, они способствуют развитию активности, внимания, преодолению нерешительности и уверенности в своих возможностях.

Очень важен индивидуальный подход и детям, которые медленно соображают, нельзя их считать глупыми и ленивыми, так как у них есть много положительного. Они внимательны, аккуратны, послушны, добродушны. Хотя они медленно усваивают, но зато прочно сохраняют все в памяти. В индивидуальном подходе к медлительным детям следует соблюдать терпение, не торопить с ответом, не прерывать, не вызывать их первыми, воспитывать уверенность, поощрять их ответы.

Индивидуальный подход также необходим к легко возбудимым, невнимательным, несдержанным детям можно им предлагать повторить указания воспитателя, чтобы сосредоточить их внимание, перед пояснением нужно обратиться к ним персонально: «Илья, Амир, слушайте внимательно, потом повторите сказанное». Это очень простой и эффективный прием, так как способствует сосредоточенности внимания на указаниях педагога, способствует их к запоминанию, предупреждает непродуманный ответ.

Если ребенок пассивный его полезно чаще вызывать на занятиях. Про этом воспитатель должен заставлять их задуматься над своим ответом, приучать размышлять. Постоянное, доброжелательное отношение и поощрение за малейший успех, подбадривание - таким должен быть индивидуальный подход к пассивным и робким детям. Но внимание воспитателя должно быть ненавязчивым, так как некоторые дети смущаются.

Индивидуальный подход на занятиях необходим и активным детям, нужно поддерживать и развивать их способности, инициативу и интерес к занятиям. Учитывая уровень их умственного развития, надо давать им дополнительно усложненные задания, составлять специально для них более трудные вопросы. Можно предложить им исправлять ошибки товарищей.

Общие методические установки в осуществлении индивидуального подхода на занятиях остаются неизменными и для занятий продуктивного вида (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд).

Благодаря специфической форме их организации и методике проведения, возможности осуществления индивидуального подхода значительно расширяются: воспитатель в процессе занятия может подойти к каждому ребенку, посмотреть его работу, дать совет, направить развитие его творческого замысла и помочь в овладении техническими навыками.

Индивидуальными особенностями детей следует также руководствоваться и при рассаживании их на занятиях, при определении каждому места за столом. При этом нужно учитывать особенности их физического, психического развития и поведения. Если у ребенка понижен слух или зрение, то его обязательно надо посадить ближе, чтобы он мог хорошо видеть и слышать. Постоянного внимания требуют и очень подвижные дети, непоседы. Их тоже следует посадить поближе. Недалеко от воспитателя должны сидеть молчаливые и пассивные ребята. При рассаживании необходимо учитывать также дружеские взаимосвязи детей, но все-таки в первую очередь нужно руководствоваться педагогическими целями, подбирать соседей по столу, исходя из возможностей их благотворного влияния друг на друга.

Имеет значение и правильная расстановка столов, воспитатель должен держать всех детей в поле зрения, можно расставить их в форме буквы «П», в шахматном порядке и. т. д.

Дифференцированный индивидуальный подход в процессе занятий является одновременно средством обучения и воспитания. При этом важно не опекать детей излишне, помогать лишь в необходимых случаях, чтобы не подавлять их самостоятельность и инициативу.

Творческая задача воспитателя - отобрать из общего арсенала средств то, что наиболее действенно в данной ситуации, исходя из учета индивидуальных особенностей, проявлений поведения ребенка.

Конечно, работа по осуществлению индивидуального подхода к детям - трудная, она требует от воспитателя и терпения, и бесконечных творческих поисков. Но если она является стержнем общего воспитательного процесса, эффективность его значительно повышается.


Прогрессивные педагоги во все времена уделяли внимание вопросу об индивидуальном подходе к детям.

Интересные открытия и выводы по этому вопросу сделал Я. А. Коменский. В его педагогической системе чётко обозначались такие важные положения: весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, выявлять эти особенности надо путём систематических наблюдений.

Критически используя педагогическое наследие прошлого, выдающиеся советские педагоги Н.К. Крупская и А.С. Макаренко разработали теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям.

При этом Н. К. Крупская считала особенно важным изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей. Развитие индивидуальных качеств каждого ребёнка она рассматривала как обязательное и необходимое условие его всестороннего развития.

Н.К. Крупская отмечала особое значение индивидуального подхода в развитии интересов и способностей детей. Прежде всего, говорила она, необходимо развивать такие способности, которые будут играть большую роль в подготовке детей к жизни, к практической деятельности, которые необходимы для любой профессии. «…Есть целый ряд способностей, - писала Н.К. Крупская, - которые нужны для громадного числа профессии, например, зрительная память, глазомер, развитие чувства осязания, умение координировать свои движения… ». При этом она отмечала, что начинать развивать эти способности надо не в школьном, а главным образом, в дошкольном возрасте. А.С. Макаренко подчёркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребёнка - это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребёнка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.

Предавая большое значение индивидуальному подходу, А.С. Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод или приём можно использовать по-разному, в зависимости от определённых условий и индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причём каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется, не изолировано от общей системы воспитания.

Огромная заслуга А.С. Макаренко состоит в том, что он не только обосновал, но и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения индивидуального подхода к детям.

Методологическое обоснование и теоретические положения в трудах Н.К. Крупской и А.С. Макаренко, являются исходными для дальнейшего развития педагогики проблемы индивидуального подхода к детям.

Индивидуальный подход в воспитании ребёнка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.

Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определённую взаимосвязанную систему.

Умственное воспитание формирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности.

В нравственном воспитании у ребёнка формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям. Интенсивно формируются нравственные чувства. Нравственное воспитание оказывает существенное влияние на формирование воли и характера ребёнка.

Трудовое воспитание знакомит детей с трудом взрослых, с профессиями. Детей обучают доступным трудовым умениям и навыкам, воспитывают в них любовь и интерес к труду. Трудовая деятельность детей формирует у них упорство, настойчивость, сообразительность.

Таким образом, сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психологических особенностей и условий жизни, где главная точка опоры – ориентир на положительные качества малыша. В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка, а его осуществление возможно при определенных условиях.

  1. Условия и этапы осуществления индивиду ального подхода.

В активной деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, её способности и характер. Проблема индивидуального подхода, поэтому не может рассматриваться вне деятельности, без учёта отношения ребёнка к окружающим, его интересов.

Необходимым условием осуществления индивидуального подхода является органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребёнку с воспитанием и формированием коллектива.

Очень важным условием эффективности индивидуального подхода является опора на положительный характер, в свойствах личности ребёнка.

Индивидуальный подход требует большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных проявлениях. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребёнка.

Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребёнку является единство требований к нему как работников детского сада и школы, так и родителей.

Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребёнка, но и формировать качества личности.

В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребёнка. Великий русский педагог К.Д. Ушинский в своём труде «Человек как предмет воспитания» писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребёнка и индивидуальный подход в физическом воспитании.

При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на занятии и общая работоспособность. Нужно знать раннее перенесённые ребёнком заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно, дозировать физические нагрузки, а также сказывается на участие в различных спортивно-массовых мероприятиях.

Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребёнка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

Изучение детей должно охватывать также ознакомления с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительные влияния на их воспитание и развитие.

Наконец, значительное место занимает знание педагогами, таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитанности детей и включают в себя степень восприимчивости, педагогических воздействий, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учётом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребёнка создаёт условие для успешного учёта этих особенностей в процессе обучения и воспитания.

  1. Индивидуальный подход к дошкольникам в процессе организации поручений, дежурства, коллективного труда.

Совершенствование процесса трудового воспитания, начиная с дошкольной ступени – одна из важнейших задач в сфере реформы школы. Ведь только в труде человек может полноценно и всесторонне развиваться, раскрывать свои способности и таланты, найти своё место в жизни.

Очень важно с малых лет прививать ребёнку глубокое уважение к труду взрослых, вырастить человека трудолюбивого, скромного и отзывчивого, стремящегося приносить своим трудом пользу людям, работать для блага общества. В решении задач трудового воспитания принцип индивидуального подхода приобретает особо важное значение, потому что пробелы в трудовом воспитании ребёнка неблагоприятно сказываются на его нравственном облике, волевых качеств, отношении к учению, интересе к знаниям.

А.С. Макаренко допускал, что ребёнок может нерадиво относиться к трудовой деятельности, если он не здоров или ещё не овладел нужным навыком. «Большой же частью лень ребёнка развивается благодаря неправильному воспитанию, когда с самого малого возраста родители не воспитывают у ребёнка энергии, не приучают его преодолевать препятствия, не возбуждают у него интереса к семейному хозяйству, не воспитывают у него привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет». Развитие интереса к труду – процесс медленный, оно требует надлежащего упорства и настойчивости, начиная с младшего дошкольного возраста.

Индивидуальные особенности ребёнка в процессе трудового воспитания в дошкольном возрасте проявляется в различной степени его самостоятельности, различном уровне умений и навыков самообслуживания, интерес к труду, а также в игре, на занятиях.

Правильная организация трудового воспитания ребёнка с самого раннего детства служит надёжной основой для его дальнейшего развития. Недооценка этого положения приводит к весьма печальному исходу, так как впоследствии, в старшем дошкольном возрасте, приходиться ребёнка перевоспитывать, а это процесс очень сложный.

В организации трудового воспитания детей младшего возраста, в подборе методов и наиболее эффективных приёмов работы индивидуальный подход является закономерностью. И начинать его надо с изучения индивидуальных особенностей всех детей группы, в данном случае – с изучения уровня трудовых навыков. От этого зависит дифференцированный подход к детям: одним в самообслуживании требуется большая помощь другим - незначительная, а третьим можно предоставить возможность самим выполнять посильную работу. Очень важно знать эти особенности, так как завышенные требования приводят к тому, что дети устают, теряют уверенность в своих силах, у них угасает интерес к труду и в связи с перегрузкой даже возникает негативное отношение к любимому трудовому процессу.

Для осуществления индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания педагог должен хорошо знать не только практические умения и навыки каждого ребёнка, но и его нравственные качества - скромен ли он, дружелюбно ли относится к товарищам, готов ли помочь нуждающимся в этом. Трудовые навыки и трудолюбие ребёнка должны гармонически сочетаться с его отношением к коллективу, поэтому при оценке трудолюбия нужно учитывать не только добросовестное выполнение поручений, но и проявление с его стороны дружелюбия, помощи товарищам. Надо помнить что трудовое воспитание есть прежде всего нравственная проблема.

Трудиться не только для себя, но и для других - исключительно важная нравственная черта, которую нужно прививать постоянно, всеми средствами. Взаимопомощь воспитывает у детей доброжелательность, чувство коллективизма, уважения друг к другу. Детям, привыкшим трудиться только для себя, нужно давать поручения, которые имеют общественное значение: закрыть дверь, чтобы было всем тепло, поставить в вазу цветы, чтобы стало красиво и всем было приятно; при этом надо постоянно подчёркивать значения общественно полезных действий. Такой факт нельзя оставлять без внимания, так как взаимовыручка, взаимопомощь при выполнении детьми различных поручений и заданий является по существу начальной формой коллективного общественно полезного труда.

Индивидуальный подход - психолого–педагогический принцип, в котором постулируется важность для обучения и воспитания учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Индивидуальная форма – это форма работы на уроке, которая предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специи-ально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.

В детском развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем детям определенного возраста, особенное отличает отдельного ребенка. Особенное еще называют индивидуальным, а ребенка с ярко выраженным особенным – индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт, которые заметно отличают данного ребенка от других. Природа щедро одарила человеческий род: на Земле не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек – единственный и неповторимый в своей индивидуальности.

Индивидуальность выражается в личностных особенностях, возникновение которых связано с тем, что каждый ребенок проходит свой собственный, особый путь развития, приобретая на нем различные типологические атрибуты высшей нервной деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств: ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера. Индивидуальными особенностями в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.

Стало быть, должны ли они учитываться в воспитании и обучении детей? Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть однозначно положительным. Но среди специалистов на этот счет есть серьезные разногласия. Первая точка зрения – массовая школа не может и не должна приспосабливаться к каждому отдельному ученику. Все дети должны получать одинаковые «порции» учительской заботы. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, любознательных и ничем на свете не интересующихся. Окончивший начальную школу характеризуется одинаковым для всех стандартом обученности и воспитанности.

Отечественная педагогика стоит на тех позициях, что воспитание должно учитывать индивидуальные особенности детей и опираться на них.

Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием ребенка, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить как можно более высокий уровень развития личности, создать самые благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого. В таком подходе нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные, дети с ярко выраженной задержкой развития, равно как и высокоодаренные.

Индивидуальный подход хорошо сочетается с идеями гуманизации воспитания ребенка – главной ценностью, со всеми его сильными и слабыми сторонами, преимуществами и недостатками, личностными особенностями. Педагог-гуманист строит свою воспитательную деятельность именно на таких позициях.

Однако, несмотря на всю важность, привлекательность и необходимость выполнения требований принципа учета индивидуальных особенностей учеников, реализовать его в условиях групповой (20–30 учеников) формы воспитания одному учителю очень трудно. Не всегда удается выполнить эти требования и в условиях так называемой малокомплектной школы.

Дети разные. Один, обидев товарища, переживает за свой поступок, понимает, что был несправедлив. Другой боится лишь того, чтобы его за это не наказали, ему не стыдно за свое поведение. Третий убежден, что его осуждают несправедливо, он всячески оправдывает свой поступок. Мы призываем воспитателя понять ребенка. И он понял: у каждого своя правда. Что дальше? А дальше – только объективность. Двух правд не бывает. Есть установленные нормы, которых следует придерживаться всем. И воспитатель в этих вопросах должен занимать принципиальную позицию. Гуманизм – не только доброта, но и объективность, справедливость.

Каждая личность по-своему уникальна, невозможно найти двух абсолютно одинаковых людей, даже похожие внешне как две капли воды близнецы обладают совершенно разными характерами и темпераментами. Воспитание и обучение должно строиться именно исходя из этого, поскольку любое воздействие на ребенка проходит сквозь призму его внутренних установок, сталкивается с особенностями его характера, темперамента. Без учета индивидуальных особенностей ребенка невозможно воспитать в нем всесторонне развитую личность, невозможно раскрыть весь его творческий потенциал.

Осуществить в рамках школьной программы индивидуальный подход к каждому ученику, казалось бы, практически невозможно, ведь школьники постоянно находятся в ученическом коллективе, а для индивидуальных занятий у педагогов недостаточно времени. Действительно, в вопросе обучения родителям необходимо позаботиться о дополнительных занятиях ребенка с репетитором, если они считают, что школьной программы недостаточно. Однако именно в коллективе наиболее ярко проявляются индивидуальные особенности личности, и при грамотном индивидуальном подходе именно через коллектив можно выявить эти особенности и построить учебный процесс исходя из этих особенностей.

Научные исследования психологов в отношении проявления индивидуальных особенностей личности в коллективе давно доказали эффективность педагогического воздействия на индивида в составе и посредством коллектива. Педагогические методики до недавнего времени были рассчитаны на среднестатистического ребенка без учета его индивидуальных особенностей. Между тем опытные педагоги применяли индивидуальный подход к каждому ученику и добивались при этом определенных результатов.

Педагогическая система, разработанная чешским педагогом Яном Амос Коменским, включала необходимость учета в процессе обучения и воспитания индивидуальных особенностей детей. Русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский разработал широкую методику приемов индивидуального подхода к детям, положил основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. Однако, в то же время он подчеркивал недопустимость шаблонного подхода к этому вопросу, настаивая на творческом характере сложного воспитательного процесса. Надежда Константиновна Крупская выделила необходимость развития индивидуальности личности как главную задачу советского воспитания и подчеркивала значение коллектива в решении этой задачи. Крупская отмечала возможность выявления индивидуальных особенностей личности путем систематического наблюдения за поведением и анализа продуктов творческой деятельности личности. При этом идеальным началом такого подхода она считала дошкольный возраст ребенка, когда он еще только начинает что-то делать своими руками. Антон Семенович Макаренко, отличившийся своей гениальной методикой перевоспитания трудных подростков, считал, что в комплекс воспитательных мер педагогу необходимо постоянно вносить коррективы в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. При этом педагогу необходимо опираться на положительные стороны в характере и поведении каждого ребенка и укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. Макаренко также подчеркивал творческий характер индивидуального подхода, отвергая какие бы то ни было определенные методы и шаблоны. Тем не менее, Крупская и Макаренко своими теоретическими выкладками положили основу для дальнейшего развития педагогики с учетом индивидуального подхода к воспитанию и обучению. Наиболее ярко индивидуальный подход к детям отражен в педагогическом учении Василия Александровича Сухомлинского. Он подчеркивал необходимость изучения индивидуальных особенностей ребенка для повышения эффективности воспитания. Начинать этот процесс он рекомендовал с семьи, подчеркивая необходимость педагогического просвещения родителей.

В педагогике с учетом индивидуального подхода к детям необходимо опираться на знания психологии. Психологические аспекты такого подхода заключаются в особенностях темперамента, характера и мировоззрения личности. Кроме того, в педагогике необходимо учитывать возрастные особенности личности, так как именно в детском и юношеском возрасте, благодаря быстрому росту мозга, процесс развития мыслительных способностей личности происходит наиболее интенсивно. Если упустить этот момент, не уделяя особого внимания этой особенности, то в будущем развить эти индивидуальные особенности личности будет достаточно сложной задачей. Этим вопросам уделяли большое внимание в своих учениях Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, а впоследствии К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой и другие.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «flemi.ru» — Ультразвуковое обследование. Брюшная полость, голова, грудная клетка