Важность общения для ребенка. Процессуальные и продуктивные виды деятельности в развитии дошкольника (общение, игра, продуктивная деятельность). Мы не ходим в садик. Что же теперь – мой малыш не научится общаться и ладить с другими детьми

Общение детей со сверстниками в раннем возрасте, несмо­тря на то, что находится на этапе становления, вносит свой вклад в психическое развитие.

Польский психолог А. Кемпински отразил специфику общения детей со сверстниками следующим образом. Он писал, что плоскости взаимодействия ребенка со взрос­лым и сверстником находятся на разных уровнях. Плос­кость отношений со взрослым - наклонная: внизу нахо­дится ребенок, наверху - авторитетный, во многом недо­сягаемый взрослый, с которым малыш не может сравнить­ся. Со сверстником он общается в горизонтальной плоско­сти. Перед ним - равное существо, в котором ребенок без слов находит интуитивное понимание своих состояний, готовность разделить ценное и для него стремление к само­выражению. В общении со сверстниками малыши получа­ют огромное удовольствие от возможности выразить себя во всей полноте своей непосредственности. В этом заклю­чается особая ценность для ребенка общения с ровесника­ми. Таким образом А. Кемпински подчеркивал важную психотерапевтическую роль совместных игр детей со свер­стниками.

Общение с другими детьми играет важную роль в социаль­ном развитии ребенка. В ходе эмоционально-практических игр дети начинают лучше чувствовать и понимать друг дру­га. Опыт общения со сверстниками учит их жить в коллекти­ве, ладить с другими людьми. Благодаря этому опыту они приобретают умение отстаивать свои права, согласовывать свои действия с действиями других.

Общение маленьких детей является одним из источников развития у них познавательной активности. Контакты со сверстниками дают им дополнительные впечатления, стиму­лируют яркие переживания, являются полем для проявления инициативы, дают возможность обнаружить и продемонстри­ровать свои умения, все эти качества важны для развития самосознания детей. Наблюдая за действиями сверстника, подражая ему, сравнивая себя с ним, действуя вместе, ребе­нок как будто «смотрится» в невидимое зеркало, в котором отражаются его собственные умения и качества. Поэтому об-


щение с равными партнерами является одним из важных средств формирования адекватного представления ребенка о себе.

Итоги

Общение ребенка со сверстниками складывается в раннем возрасте и проходит в своем развитии несколько этапов. На втором году жизни дети проявляют только интерес и вни­мание друг к другу, окрашенные положительными эмоция­ми, контакты между ними эпизодичны и кратковременны. Эти контакты побуждаются потребностью ребенка во впечат­лениях и в активном функционировании. На данном этапе дети преимущественно обращаются друг с другом как с инте­ресным предметом, игрушкой, выделяя в партнере его объ­ектные качества.


В конце второго года жизни у детей появляется стремле­ние привлечь к себе внимание сверстника и продемонстриро­вать ему свои умения.

На третьем году появляется чувствительность детей к от­ношению сверстника. К концу третьего года потребность в общении со сверстниками полностью формируется. Контакты детей приобретают характер субъектно-ориенти-рованного взаимодействия.

Общение детей друг с другом в раннем возрасте осу­ществляется в форме эмоционально-практического взаимо­действия, построенного на взаимном подражании. Его отли­чительными чертами является отсутствие предметного содержания, непосредственность и раскованность.

Важная роль в формировании общения детей со сверстни­ками принадлежит взрослому. Организуя субъектное взаи­модействие детей в процессе совместной предметной деятель­ности, он обогащает опыт стихийно складывающегося эмо­ционально-практического общения малышей друг с другом новым содержанием.

Основное значение общения со сверстниками состоит в том, что оно открывает возможности для самовыражения ре­бенка, способствует его социальному развитию и развитию самосознания.


112 II. Особенности развития ребенка раннего возраста


8. Развитие личности 113

В психологической теории деятельности общение рассматривается как один из ее видов. Оно имеет ту же структуру, что и любая другая деятельность: возникает на основе соответствующей потребности и побуждается отвечающим ей мотивом, включает действия, направленные на имеющие смысловое отношение к мотиву цели. В каждом возрастном периоде общение имеет свои специфические особенности, определяемые развитием потребностно-мотивационной сферы.

Первые годы жизни человека наполнены общением с близкими взрослыми людьми. Родившись, ребенок не может сам удовлетворить ни одной своей потребности - его кормят, купают, укрывают, перекладывают, переносят, ему показывают яркие игрушки. Вырастая и становясь все больше самостоятельным, он продолжает зависеть от взрослого, который учит его ходить и держать ложку, правильно произносить слова и строить башни из кубиков, отвечает на все его «почему?».

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1-2 месяца, после кризиса новорожденности. Он начинает улыбаться маме и бурно радоваться при ее появлении. Мама (или другой близкий человек, ухаживающий за ребенком) должна как можно более полно удовлетворять эту новую потребность. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или в детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма .

Таким образом, в первый год жизни полноценное общение со взрослым является жизненно важным. Недостаточное или не соответствующее потребностям общение отрицательно сказывается на развитии и позже, причем проявление этого негативного влияния на разных возрастных этапах имеет свою специфику. Каждый возраст, принося новые возможности и новые потребности, требует особых форм общения.

М.И. Лисина изучала, как изменяется общение ребенка со взрослым человеком на протяжении детства. Она выделяла четыре формы общения (табл.).

Возраст

Период

Форма общения

Потребность, удовлетворяемая в общения

До 1 года

Младенческий возраст

Ситуативно-личностное общение

Потребность в доброжелательном внимании

Ранний возраст

Ситуативно-деловое общение

Потребность в сотрудничестве

Младший передний дошкольный возраст

Внеситуативно-познавательное общение

Потребность в уважении взрослого; познавательная потребность

Средний и старший дошкольный возраст

Внеситуативно-личностное общение

Потребность во взаимопонимании и сопереживании

1. Ситуативно-личностное общение, характерное для младенчества (1-6 месяцев) . Оно зависит от особенностей сиюминутного взаимодействия ребенка и взрослого, ограничено узкими рамками ситуации, в которой удовлетворяются потребности ребенка. Непосредственно-эмоциональные контакты (внимание и доброжелательность взрослого) являются основным содержанием общения. Ребенка привлекает личность взрослого, а все остальное, включая игрушки и прочие интересные предметы, остается на втором плане. Мотивы общения – личностные. Средства общения – экспессивно-мимические.

2. Ситуативно-деловое общение (3 месяца – 2 года) . В раннем возрасте ребенок осваивает мир окружающих его предметов. Ему по-прежнему необходимы теплые эмоциональные контакты с мамой, но этого уже недостаточно. Потребность в общении у него в это время тесно связана с потребностью в сотрудничестве, которая вместе с потребностями в новых впечатлениях и активности может быть реализована в совместных действиях со взрослыми. Ребенок и взрослый, выступающий как организатор и помощник, вместе манипулируют предметами, выполняют все более сложные действия с ними. Взрослый показывает, что можно делать с разными вещами, как их использовать, раскрывая перед ребенком те их качества, которые тот сам не в состоянии обнаружить. Общение, развертывающееся в ситуации совместной деятельности, названо ситуативно-деловым. Мотивы общения – деловые. Средства общения – предметно-действенные.

3. Внеситуативно-познавательное общение (3 года) . С появлением первых вопросов ребенка: «почему?», «зачем?», «откуда?», «как?» - начинается новый этап в развитии его общения со взрослым, дополнительно побуждаемый познавательными мотивами. Ребенок вырывается за рамки наглядной ситуации, в которой раньше были сосредоточены все его интересы. Теперь его интересует гораздо большее, как устроен открывшийся для него огромный мир природных явлений и человеческих отношений. И главным источником информации, эрудитом, знающим все на свете, становится для него все тот же взрослый человек. Содержание потребности – уважение взрослого. Мотивы общения – познавательные. Средства общения – речевые.

4. Внеситуативно-личностное общение, возникающее в середине или конце дошкольного возраста (6 -7 лет) . Взрослый для ребенка - высший авторитет, чьи указания, требования, замечания принимаются по-деловому, без обид, капризов и отказа от трудных заданий. Эта форма общения важна при подготовке к школе, и если она не сложилась к 6-7 годам, ребенок будет психологически не готов к школьному обучению. Содержание потребности – сопереживание и взаимопонимание взрослого. Мотивы общения – личностные. Средства общения – речевые.

Каждая форма общения вносит свой вклад в психическое развитие ребенка. Ситуативно-личностная стимулирует, главным образом, становление перцептивных действий разных систем и анализаторов и реакции хватания. Ситуативно-деловое общение приводит к переходу от отдельных действий к предметной деятельности и развитию речи. Внеситуативно-познавательное общение помогает дошкольникам неизмеримо расширить рамки мира, доступного для познания, проследить взаимосвязь явлений, раскрыть некоторые причинно-следственные связи и другие отношения между предметами. Внеситуативно-личностная форма общения вводит ребенка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место. Ребенок постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваивает нравственные нормы и ценности, правила социального взаимодействия. Важнейшее значение данной формы состоит в том, что ребенок узнает благодаря ей о взрослом как об учителе и усваивает представление о себе как об ученике. Поэтому наиболее успешно приобретает новые знания.

Отметим, что позже, в младшем школьном возрасте, сохранится и упрочится авторитет взрослого, появится дистанция в отношениях ребенка и учителя в условиях формализованного школьного обучения. Сохраняя старые формы общения со взрослыми членами семьи, младший школьник учится деловому сотрудничеству в учебной деятельности.

В подростковом возрасте ниспровергаются авторитеты, появляется стремление к независимости от взрослых, тенденция к ограждению некоторых сторон своей жизни от их контроля и влияния. Общение подростка со взрослыми и в семье, и в школе чревато конфликтами. Тем не менее оно является весьма значимой для него сферой отношений, подкрепляясь, помимо потребности в любви и заботе со стороны взрослых, нуждой в их мнении и оценках по поводу социальных и нравственных проблем, событий, поступков и т.д.

В старшем школьном возрасте конфликты со взрослыми прекращаются или теряют свою остроту, эмоциональные контакты с родителями, если они были прерваны, обычно восстанавливаются, а интерес к общению со взрослыми возрастает. Дополнительным стимулом в этом общении становится необходимость в опыте старшего поколения при определении своего будущего жизненного пути, а также интерес к взрослым как носителям тех или иных качеств, выступающих эталонами в соответствующих областях.

Общение с другими детьми первоначально практически не влияет на развитие ребенка (если в семье нет близнецов или детей близкого возраста). Даже младшие дошкольники в 3–4 года еще не умеют по-настоящему общаться друг с другим. Как пишет Д.Б. Эльконин, они «играют рядом, а не вместе». О полноценном общении ребенка со сверстниками можно говорить, только начиная со среднего дошкольного возраста. В это время потребность в общении сочетается с игровыми мотивами. Общение, вплетенное в сложную ролевую игру, способствует развитию произвольного поведения, умения учитывать чужую точку зрения.

В младшем школьном возрасте впервые может появиться особая форма общения, связанная с отношениями в коллективе. Включение в коллективную учебную деятельность (групповую работу, взаимную оценку результатов и т.д.), дополненное общими внеучебными интересами, при благоприятных условиях может привести к идентификации со своим школьным классом. В дальнейшем идентификации (чувство своей общности с данной группой) может проявиться в отношениях с членами своего производственного коллектива, в группах по интересам и т.д.

Для подростков общение со сверстниками становится ведущей деятельностью. У них появляются близкие друзья, с которыми они способны на глубокое интимно-личностное, исповедальное общение. Способность к близкой дружбе развивается в старшем школьном возрасте и на протяжении юности в целом. Как подчеркивает Э. Эриксон, способность к глубоким доверительным отношениям с другими людьми должна стать одним из важнейших завоеваний юности. В молодости и зрелые периоды жизни глубокие дружеские отношения с близкими людьми – одна из самых значимых сторон жизни человека.

Обычно в юности, а иногда и в подростковом возрасте, появляется первая любовь, которая формирует еще одну особую сферу общения. Юношеская любовь, как и дружба, предполагает большую душевную близость, несет в себе потребность в понимании. Она во многом определяет отношения, которые складываются у человека в этой сфере в молодости и зрелости. Любовь является весьма желательным, в идеале – необходимым компонентом более широкой сферы: сферы семейных отношений. Подавляющее большинство людей создает семью в молодости. Общение в сфере семейных отношений может считаться ведущей деятельностью данного возраста. Помимо отношений между супругами, оно включает также общение молодых родителей с детьми. В зрелые периоды жизни семейные отношения также являются одной из важнейших ее сторон.

В заключение следует подчеркнуть, что общение на всем протяжении жизни человека занимает чрезвычайно важное место. В младенчестве (непосредственно-эмоциональное общение с матерью), подростковом возрасте (интимно-личностное общение со сверстниками) и молодости (общение в сфере семейных отношений) оно является ведущей деятельностью, т.е. самой значимой стороной жизни. В остальных возрастных периодах различные виды общения также играют важнейшую роль, как составляя самостоятельные стороны жизни человека, так и выступая в качестве неотъемлемых компонентов других видов деятельности, в том числе ведущих (например, в предметно-манипулятивной деятельности детей раннего возраста, в игровой деятельности дошкольников и т.д.).

В этой статье:

У детей дошкольного возраста большая потребность в общении. Это хорошо, если малыш легко может завязать дружбу на детской площадке или в садике.

В общения детей несколько важных моментов. Дружба, совместные игры и чувство принадлежности к обществу благотворно отражаются на психическом развитии. Кроме того, в процессе взаимодействия малышам проще развивать речь, выучивать новые слова.

Нельзя лишать ребенка возможности играть, разговаривать, дружить с другими детьми. Роль общения велика для всех детей. Для малышей с отклонениями в физическом или психическом развитии возможность дружить, играть вместе тоже значит очень много. Это помощь в социализации, возможность научиться быть членом общества даже вопреки своим проблемам. Не менее важным является здоровое общение малыша и его родителей.

Роль общения для психического развития

Конечно же, для всех малышей дошкольного возраста общение необходимо. Не только с точки зрения развития личности и обучения. Еще одна роль общения- снятие стресса, напряжения от занятий.

Самые обычные дружеские разговоры, шутки, тайны – все это составляющие эмоциональной жизни малыша.

Общение с другом дает массу положительных эмоций даже в таком раннем возрасте, как 3-4 годика. Первое, с чего следует начать, это речевая функция.

Можно разделить две главные роли процесса общения у детей дошкольного возраста:

  • развитие и обучение;
  • социальная необходимость.
Дети не только делятся опытом, новыми словами, понятиями, развитии мышления и интеллекта. Им необходимо чувствовать свою принадлежность к обществу
. Социальный характер общения сейчас выражается в совместных играх и другой деятельности.

Речь и мышление

Рассмотрим коммуникацию с точки зрения речи. Речь относится к высшим психическим функциям человеческого мозга. Кроме того, это возможность выразить себя, показать миру собственную личность.

Речь участвует в развитии мышления. И, что очень важно,
речь, речевая деятельность имеет социальную значимость. Человек, способный выражать свои мысли на доступном и понятном языке, является частью общества.

Общаясь между собой, дети познают самих себя. Они могут высказать, что им нравится, что не нравится. Они формируют друг у друга представление о себе. Без слов это сделать возможно, но очень сложно. Речь несет в себе эмоции человека .

Речь и язык

Язык является средством общения и выражения мыслей. Это связь человека с внешним миром. Человек может различать и понимать множество языков. Чем лучше он знаком с языком,
тем проще на нем выражать свои мысли. Самое простое – родной язык. Родной язык принимает основное участие в развитии личности.

Существует множество альтернативных языков для тех, кто лишен возможности общаться вербально. Это помогает детям с физиологическими отклонениями сохранять возможность нормальной коммуникации.

Психическое развитие детей от 3 до 6 лет

Нормальное психическое развитие детей дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет) предусматривает следующие навыки:

  • научиться правильно использовать родной язык;
  • решать ситуационные задачи;
  • находить общий язык и общаться с другими детьми;
  • уметь общаться со взрослыми людьми (родителями, родственниками, воспитателями, посторонними);
  • правильно вести себя в обществе (детей, взрослых);
  • понимать эмоции других людей (эмпатия).
Во всех этих пунктах главную роль играет живое общение. Без него ничего не получится.
Социальные механизмы сами собой не открываются для человека. Взаимодействие с разными людьми, совместная деятельность, игры - все это дает возможность правильного психического развития.

Речевое развитие

Малыш к 3 годам знает больше 1000 слов. Этот объем будет стремительно увеличиваться, если у малыша будет возможность общения. Родители обязательно должны уделять
внимание занятиям с малышом.

Это не обязательно классические задания – хватит и простых разговоров, чтения вслух. От родителей дети учатся правильной родной речи. В развитии словаря, лексики, грамотного использования всех частей мама и папа принимают участие еще задолго до того, как ребенок начнет говорить.

Второй важный момент общения с родителями - правильное произношение звуков . Еще с 2 лет дети начинают повторять слова. К трем годам они уже строят простые фразы, могут что-то рассказывать, пересказывать тексты. Часто родители замечают речевые дефекты. Но не спешите обращаться к логопеду.

Для детишек младшего дошкольного возраста неправильное произношение многих согласных звуков - результат
отсутствия практики. Обратите внимание на те звуки, которые крохе не даются.

Старайтесь подобрать как можно больше слов с ними. Не нужно говорить «ты неправильно произносишь, это ошибка». Лучше просто спокойно повторите правильный вариант. Так, в процессе простого разговора, игры, общения, вы можете исправить большинство дефектов речи у маленьких детей.

Особенности общения у детей от 3 до 6 лет

По мере развития ребенка происходит и развитие потребности в общении. Роль живого общения становится все более важной – уже к 5-6 годам могут сформироваться прочные дружеские связи. С 3 лет родителям необходимо стимулировать интерес крохи к совместным играм с детьми.

Дети 3 лет

Начинаются ролевые игры. Сейчас общение стимулирует память, речь, дает малышу новые слова и понятия. Ускоряется общее развитие ребенка. Если сравнить малыша, который не посещает садик, имеет мало социальных контактов, и того, который посещает садик, то мы увидим следующее.

Малыш из садика более коммуникабельный, самостоятельный. Он уже не бежит по любому поводу за помощью к маме, а пытается сам решить поставленную задачу. В его психическом развитии наступает переломный момент. Малыш уже готов многие вещи делать сам.

Дети 4 лет

Роль общения в развитии малышей 4 лет приобретает важный социальный характер. Дети научились получать обратную связь от общества. Теперь они учатся быть его частью. Многие из них даже дома следуют каким-то его правилам. У девочек появляются понятия о красоте, моде. Они формируются спонтанно.

Например, девочка просит маму завязывать ей обязательно два хвостика в садик, потому что «все так ходят» . Для нее важную роль играет принадлежность к сообществу. Нельзя сейчас обвинять детей в том, что они хотят быть «как все». Этот период очень важен. Просыпается социальная составляющая личности. Малыш стремится следовать правилам общества, в котором находится.

Дети 5 лет

У детей 5 лет уже начинается период, когда дружба становится необходимой . Нужен человек, контакты с которым будет приносить удовольствие. Обычно более крепкие дружеские отношения сейчас завязываются между

девочками. Мальчикам проще, ведь их игры и общение не носят настолько эмоциональный характер. Роль общения теперь меняется. Разговор становится потребностью. Детям теперь нужны дружеские связи, возможность общаться с тем, с кем есть общие интересы.

Дети 6-7 лет

В этом возрасте детишки идут в школу. Тут начинается общение совсем другого уровня, нежели в детском саду. Хотя в нем все еще остается компонент обучения, обмена опытом . Сейчас укрепляются старые дружеские связи, а завязать новые значительно легче.

Теперь общение – необходимый элемент в правильном волевом и эмоциональном развитии. Начинается период,
когда дети соперничают друг с другом. Каждому хочется лучше учиться, чтобы учитель похвалил его перед другими.

В учебе, спорте, творчестве нужны, с одной стороны, друзья, а с другой - соперники.

Роль общения все более важная. Теперь дружба завязывается не ради лишь совместных игр, а ради взаимодействия. С другом делятся проблемами, вместе решают их. А вот у детей с проблемной эмпатией этот процесс замедляется. Для построения крепких дружеских отношений необходимо чувствовать эмоциональное состояние партнера.

Благоприятный климат

Нормальное общение между детьми нуждается в благоприятном климате, в котором дети будут готовы дружить, общаться. У них есть игрушки, кто-то из взрослых находится рядом. Все спокойно, безопасно, никто не проявляет признаков агрессии. Конечно, идеальной среды не бывает нигде, будь то садик, двор, дом друга…

Задача родителей и воспитателей – обеспечить как можно более комфортную атмосферу для общения и совместных игр детей.

У детского сада есть, конечно, свои негативные стороны. Но по сравнению с пользой для малыша они несущественны. Здесь дети в простой форме постигают важнейшие социальные механизмы. Что дает им общение в детском коллективе:

  • развитие речи;
  • совершенствование психической деятельности;
  • самостоятельность (до определенной степени);
  • умение отстаивать свою точку зрения или соглашаться с другим (развитие социального компонента общения);
  • возможность понимать эмоциональные состояния других людей (эмпатия, сопереживание).

Для детей дошкольного возраста детский сад – отличная возможность научиться всему этому без проблем.

Детский сад

Некоторые родители очень негативно отзываются о детских садах, так как :

  • в саду родители не могут быть рядом;
  • там невкусно кормят;
  • много детей, мало игрушек;
  • воспитатель не может уследить за всеми;
  • кроха в 3 годика еще не готов к саду и т.д.

Возможно, это и так. Многие малыши жалуются на садовскую еду, им не нравится рано вставать… Но у детского сада есть одно огромное преимущество: это настоящая школа общения. Для детей дошкольного возраста это идеальные условия, чтобы научиться социальному взаимодействию.

В садике дети знакомятся, находятся вместе весь день. Тут начинает активно формироваться социальное «я». Создается свое маленькое общество. У него свои нормы поведения, правила и социальные роли.

Дома с мамой или бабушкой всегда можно договориться. Игра, разговоры, еда - все по правилам, которые нравятся детям. Тут же придется отстаивать свои интересы, мириться с желаниями других детей. Кроха быстро учится общению, улаживанию конфликтов. Конечно, все это безопасно. Воспитатель поможет помириться тем, кто поссорился.

Роль взаимодействия и общения в детском саду первостепенная. Дети учатся самостоятельности, перенимают друг от друга новые навыки. Тут активно развивается устная речь. Дети выучивают до 20 новых слов в неделю.

Адаптация в садике

Первый и самый важный урок малыш получает во время периода адаптации. Не будем сейчас рассматривать физические аспекты этого процесса –остановимся лишь на психологических. Гораздо проще в саду тем детям, которые быстро идут на контакт. Тут-то впервые можно увидеть, как малыш чувствует себя в обществе других детей.

Кто-то занимает активную позицию - знакомится, пытается играть с другими, разговаривает. Другие дети
сидят в сторонке, ждут, пока что-то другой заговорит с ним первый. Конечно, воспитатели помогают всем подружиться посредством совместных игр.

Психологическая адаптация длится дольше, чем физическая. Для родителей очень важно сейчас не «дергать» ребенка и дать ему самому разобраться в ситуации.

Все дети во время адаптационного периода плачут, просятся домой, не хотят в садик. Придется проявить некую жесткость. Забирать его на несколько дней домой, потом снова отводить в садик, ругаться - это не лучший вариант. Так адаптация будет длиться дольше. Дайте ему возможность приспособиться. Как только он заведет себе приятелей, привыкнет к стилю жизни в саду, ему будет гораздо проще.

Здесь роль общения очень высока. Приходится искать себе место в социальной группе. Малыш почувствует себя на своем месте, когда привыкнет к взаимоотношениям в садике и возможностям для игр.

Совместные игры детей

Лучший способ обучения детей младшего дошкольного возраста – это игра. Играя вместе, дети узнают очень многое:

  • новые слова и понятия;
  • новые имена, профессии, города;
  • расширяют свой кругозор;
  • моральные ценности, правила поведения;
  • учатся решать конфликтные ситуации;
  • учатся эмпатии и сопереживанию.

Игра - простое представление реальной ситуации. В ней дети «примеряют» на себя профессии, отношения внутри семьи.

Эмпатия

Важный этап в развитии психики ребенка - появление эмпатии. Человечек учится чувствовать эмоциональное состояние другого и, как следствие, сопереживать. Нормальная коммуникация подразумевает, что один человек понимает другого, когда тому грустно, он переживает или радуется.

Это возможно благодаря тому, что мы улавливаем и запоминаем мимику, жесты людей и соотносим их со своими . Конечно, у каждого проявления эмоций немного отличаются, но в общем мы все в этом похожи.

Мы знаем, что улыбка означает радость, хорошее настроение, что-то приятное. Вместе с тем мы отличаем грустную улыбку от улыбки истинной радости. Эти нюансы невозможно усвоить, находясь в отрыве от общества. У ребенка есть первые 3 года, чтобы постичь азы этой науки. Он научился понимать настроение родителей по мельчайшим деталям . Дальше - посторонние люди.

Так мы учимся понимать эмоции, строить близкие отношения с
людьми. Человек не осознает, как происходит это запоминание. Тут уже работает его мозг, подсознание .

Эта информация накапливается первые 3-5 лет, и затем мы уже знаем все необходимое. Это еще одна причина, по которой общение и социальная жизнь детей очень важны. Ограничивая детей в таких контактах, мы лишь отдаляем для них возможность нормально влиться в общество .

Воображение

Еще одна важная роль общения для психического развития - активизация воображения. Все начинается с игр. Чем сложнее игра, тем активнее работает воображение. В развитии человека этот момент один из важнейших.

Без воображения невозможно качественно решать ситуационные задачи. Кроме того, хорошо развитое воображение в дальнейшем поможет добиться креативного мышления.

Детские кружки и секции

У них несколько назначений. Кроме общего развития и получения знаний, это еще и место для общения. На фоне совместной деятельности общение здесь становится мотиватором для волевого развития.

В спортивных секциях дети не только сопереживают друзьям, но и хотят сами добиться успеха. Они сравнивают себя, оценивают свои достижения. Общаясь с другими, малыш учится правильно реагировать на свои победы и поражения. Кроме того, у товарища можно чему-то научиться.

Необходимость общения для развития

Возможность общаться должна быть предоставлена всем детям. Особенно тем, кто от природы ограничен в возможностях. Для них иметь друзей, разговаривать (во всех смыслах), понимать, испытывать близость с кем-то крайне важно.

Дети с проблемной коммуникацией

Для детей с ограниченными возможностями и проблемами развития контакты необходимы для нормального психического состояния. Они испытывают сильное давление со стороны окружающих. Без нормального общения образуется масса комплексов, которые могут лишь усугубить состояние и ввести ребенка в затяжную депрессию.

Тут на первое место встает общение – не как обучающий инструмент, а как средство для контакта. Чем больше
проблем, тем более закрытым становится малыш. Во многом он живет жизнью внутренней, уходит в себя.

Это значит, что к жизни в обществе он не приспособится . Важная роль коррекционной педагогики - подготовить детей к общению, взаимодействию, самостоятельной жизни.

Не стоит прятать малыша дома – лучше проводите больше времени на улице, ходите в развивающие центры для «особенных» детей. Там точно появятся друзья, с которыми можно будет и учиться вместе, и поиграть, да даже просто поболтать. Это и есть нормальное взаимодействие людей, которое дает человеку интерес к жизни.

Физиологические патологии

У детей с психологическими патологиями часто наблюдается отсутствие коммуникативных навыков. Проблема в том, что родители ограждали их от общения. С их точки зрения это защита ребенка, ведь над ним могут смеяться, обижать, оскорблять. На самом деле так родители лишь тормозят развитие детей, мешают им социализироваться.

Существуют центры помощи и развития для таких малышей – там они могут найти компанию . Конечно,
гораздо больше пользы для них в дружбе с детьми без патологий. Это дает им возможность развиваться, учиться, становиться заметно самостоятельнее. Особенно это относится к детям дошкольного возраста.

Для детей с нарушением слуха и речи важно видеть других людей. Это помогает им нормализовать эмоциональный план. Одна из особенностей глухих людей - умение точно подмечать мельчайшие перемены настроения человека. У них склонность к эмпатии. Конечно, без «тренировки» этого не добиться. Для того чтобы они могли лучше понимать других людей, влились в общество, им необходимо общаться, играть с другими, взаимодействовать.

Патологии психического развития

Для детей со сниженным интеллектом полезно находиться в компании других детей. Для них существуют специальные школы коррекционного типа, дефектологические классы.

Большая опасность для них лежит в развитии так называемого психологического инфантилизма. Если отсутствуют эмоции, впечатления, нормальное общение, то любой достигнутый прогресс сводится к нулю. Общение активизирует у них мышление, воображение, желание развиваться.

Для детей, страдающих аутизмом, возможность находиться среди людей очень важна. Да, они редко идут на контакт, предпочитают играть самостоятельно, не разговаривают. И все же для того, чтобы состояние ребенка не ухудшалось, ему необходима связь с миром . Родители, знакомые, врачи и медсестры стараются разговаривать с ними как можно чаще, предлагать книги, читать вслух.

Вопросы к детскому психологу

Многие родители теряются, не зная, как помочь своим малышам . Рассмотрим несколько вопросов, которые сами психологи признают распространенными. Ответы на них могут помочь родителям сориентироваться в воспитании ребенка.

Малышу уже 2 года, но он абсолютно не хочет играть с другими детьми. Тянется только к членам семьи. Что делать?

У ребенка, видимо, очень сильная связь с родителями, а братьев и сестер нет. Он много времени проводит в компании мамы, бабушки? Тогда ситуация вполне нормальная.

Ему вполне хватает общения с вами, а другие дети кажутся не настолько интересными. Маленький опыт общения с другими детьми перекрывается большим опытом общения со взрослыми.

Давайте ему больше самостоятельности, насколько это возможно. Не нужно всегда принимать участие во всех играх малыша. Кроме того, приглашайте в гости друзей с маленькими детьми – пусть он учится общаться и играть с ними на «своей территории». Все приходит с опытом.

Мой мальчик (3 года) не умеет знакомиться, завязывать дружбу. А у других детей это без труда получается. Что же делать?

Самое простое, что вы можете сделать, это научить его. С помощью игрушек разыграйте сценки знакомства. Нужны самые простые слова. Поиграйте в знакомство, предложите вашему малышу выбрать, чем куклы займутся после этого (игра, разговор…). У детей младшего дошкольного возраста во время игры отлично получается перенимать социальные механизмы. Такая новая ролевая игра ему точно понравится, так что скоро можно будет поэкспериментировать на площадке или в парке.

Второе – присмотритесь: в чем именно проблема? Малыш стесняется, плохо разговаривает? Его не принимают в игры? Причин может быть масса.

Мы не ходим в садик. Что же теперь – мой малыш не научится общаться и ладить с другими детьми?

Здесь практически все зависит от родителей. Не ходите в садик - ну и что? Есть детские площадки, куда можно ходить по 1-2 раза в день. Вы там точно найдете товарищей для крохи. Посещайте кружки творчества, спортивные секции, развивающие группы. Приглашайте к себе друзей с детьми, сами ходите в гости. У малыша масса возможностей общаться, дружить, даже если он не ходит в садик.

В садике у моей дочери (4 годика) совсем нет друзей.

Советую вам поговорить об этом с воспитателем. Он наблюдает за малышами, их играми, участвует во многих из них. Попросите воспитателя понаблюдать за вашей дочкой – что с ней происходит? Отстраненность от группы ,
отсутствие интереса к совместным играм может говорить о некоторых психических или психологических особенностях у детей.

Если она ходит в садик совсем недавно, то пока еще рано переживать. Идет адаптация. Возможно, она только присматривается к детям, пытается ориентироваться в этом новом месте. Конечно, если такое поведение сохраняется долго (2-5 месяцев), то стоит волноваться. Неплохо бы сходить с малышкой к детскому психологу.

В 4 годика дети уже хорошо разговаривают. Возможно, психологу она расскажет, почему не хочет играть и дружить с другими малышами.

Мой сын очень агрессивный, а ведь ему всего 3 года. Может ударить другого малыша, укусить, отнять игрушку. Что с ним происходит?

Агрессия в этом возрасте, как бы странно ни звучало, – это нормально. Малыш еще не умеет выражать свои негативные чувства. Что он может сделать, когда сильно раздражен или недоволен? Разве что укусить, ударить, поцарапать. Нельзя за это наказывать детей дошкольного возраста, а тем более бить. Агрессия вызывает еще большую агрессию. Вы только закрепите его представление о том, как решаются такие ситуации.

Лучше говорите с ним, объясняйте, что он сделал больно своему другу или вам, другим родственникам. Нужно показать крохе, как решать проблему без агрессии. Он быстро перенимает вашу модель поведения.

У сына была проблема с шипящими согласными. После того как он пошел в садик, она вроде бы исчезла. Так бывает?

Все, что касается развития речи у детей, очень сложный механизм. Бывает часто, что кроха не может правильно выговорить слово. Иногда из-за того, что родители тоже произносят его нечетко. После
похода в садик все исправляется.

Воспитатель говорит громко, медленно, и малыш хорошо слышит, как произносить звук.

Даже из общения между детьми он может усвоить правильное произношение. Не переживайте: если исправление произошло, то неправильное произношение не вернется. При наличии неопасных дефектов речи даже логопед не станет назначать терапию . Считается, что до 6-7 лет слабые дефекты исправляются сами собой.

Моей дочке уже 2 года, а она почти не разговаривает. Что делать?

Тут главный вопрос к родителям: вы разговариваете с дочкой? Читаете ей? Обсуждаете что-то? Если да, то все должно было быть нормально в психическом плане. Тогда лучше всего с этой проблемой обратиться к дефектологу, пройти обследование у ЛОР-врача . Иногда дефекты носоглотки мешают детям начать разговаривать вовремя.

Есть еще одна проблема, которая мешает развитию речи: когда дома слишком много телевизора, мультиков, компьютера. У ребенка тогда нет мотивации к разговору, общению. Родители оставляют телевизор – малыш сам себя развлекает. Активное слушание - это хорошо, но этого мало для нормального речевого развития. Нужно обязательно общаться с живыми людьми – детьми и взрослыми. Тогда все наладится.

Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина»

Институт психологии, педагогики и социальной работы

Кафедра психологии личности, специальной психологии и
коррекционной педагогики

ФУНКЦИИ РЕЧИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

ДОКЛАД

Выполнила: студентка ОЗО (3.0)

группа №4264

отделение «Специальное
(дефектологическое) образование»

Рябова Н.Г.

Рязань
2015

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постоянно, вместе с развитием ребенка. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок, прежде всего при наличии нормального созревания и функционирования нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка с взрослыми.

Выделяют 3 функции речи:

Коммуникативная – эта функция является одной из наиболее ранних. Первой формой общения ребенка с взрослым является зрительное общение. К 2-месяцам ребенок хорошо фиксирует взгляд на лице взрослого, следит за его движениями. С 2-х месяцев общение с взрослым устанавливается при помощи зрения и первых мимических движений, ребенок улыбается взрослому в ответ на его улыбку. Затем к мимическому и зрительному общению добавляется движение рук.

Одновременно с мимическим и зрительным общением коммуникация с взрослым осуществляется при помощи крика.

Познавательная – тесно связана с общением ребенка с окружающими. Ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность ее по-новому усваивать. По мере развития речи становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ, синтез.

Регулирующая функция речи складывается уже на ранних этапах развития. Однако лишь к 5-ти годам слово взрослых становится истинным регулятором деятельности и поведения ребенка.

Основное значение речи в психическом развитии ребенка состоит в том, что она освобождает его от связанности ситуацией, сиюминутными событиями и открывает возможность действовать не только с вещами, но и с их заместителями – знаками, воплощенными в слове; раздвигает временную перспективу жизни малыша, позволяя ему обращаться в прошлое и будущее.

Речь помогает ребенку освободиться от «натуральности» в отношении к предметному миру: он начинает представать перед ним миром предметов человеческой культуры. Речь позволяет малышу знакомиться с ним не только посредством личного опыта, но и с помощью слова. Посредством речевого общения со взрослыми ребенок узнает о том, чего он сам непосредственно не воспринимал.

Своевременное развитие речи обеспечивает ребенку углубление и расширение взаимопонимания как с близкими, так и с посторонними взрослыми. Речь раздвигает рамки социального бытия ребенка. Через новое отношение к взрослому не только как к источнику тепла и заботы, но и как к образцу, носителю человеческой культуры, он выходит из узких рамок исключительно индивидуальных связей в более широкий мир человеческих взаимоотношений.

Овладение речью позволяет ребенку преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества со взрослыми к сотрудничеству «теоретическому» – внеситуативно-познавательному общению.

Появление речи перестраивает психические процессы и деятельность.

Она меняет характер восприятия ребенком окружающего: оно становится независимым от внешних положений предмета, от способа его предъявления. В этом возрасте дети узнают и называют изображения предметов, людей, животных на рисунках, фотографиях, в фильмах.

Неоценимо влияние речи на развитие мышления ребенка. Вначале малыш не умеет мыслить с помощью слов без опоры на наглядную ситуацию. Слова лишь сопровождают действие или констатируют его результат (например, увидев упавшую куклу, ребенок говорит: «Ляля упала»). На третьем году жизни речь его все больше освобождается от диктата наглядной ситуации. С помощью речи он производит обобщения, делает умозаключения, начинает рассуждать. Теперь малыш может не только обсуждать конкретные действия с предметами или то, что он видит перед собой, но и рассказывать о своих переживаниях, вспоминать эпизоды из своей жизни, планировать будущие события.

Постепенно речь становится основой становления произвольного поведения, начинает выполнять планирующую функцию. Например, ребенок сообщает маме, что он собирается построить гараж для машины, или рассказывает кукле о том, что они будут делать: «Сейчас сварю тебе суп, потом будем есть».

Во многих ситуациях слово становится средством контроля и управления поведением. Например, двухлетний малыш, отправляясь выполнять поручение взрослого, повторяет сам себе: «Я иду, мне надо идти». В другой ситуации, с трудом передвигая нагруженную игрушечную машину, он напряженно произносит: «Веди, веди, Коля».

В этот же период ребенок начинает сопровождать свои действия словами оценочного характера, подражая взрослому. Например, собирая пирамидку, после каждого нанизывания колечка, говорит себе: «так…так…так» или «не так…»

Однако в раннем возрасте регулятивная функция речи еще недостаточно развита. Ребенку бывает трудно переключиться от интересного занятия, удержать поставленную задачу, выполняя поручение взрослого или реализуя свой замысел.

Характерной особенностью детей с отклонениями в развитии является недостаточность у них знаний и представлений об окружающей действительности. Известно, что в становлении психики важная роль отводится взаимоотношению действия и речи. Хотя действенный анализ и синтез предшествует развитию словесного способа познания, в формировании правильных и осмысленных представлений необходимо участие речи.

Обозначение предмета или явления словом способствует как выявлению каждого из них, так и их объединению. В процессе активного взаимодействия ребенка с окружающим миром у детей формируются комплексные ассоциации, из которых развиваются представления. У детей с двигательными нарушениями формирование комплексных ассоциаций затруднено, поэтому их представления об окружающем не только ограничены, но порой и ошибочны.

Дефекты в развитии речи приводят к трудностям формирования операций сравнения, дифференцированного восприятия объектов. Поэтому у детей с недоразвитием речи обычно имеет место отставание в умственном развитии.

Развитие на первом году жизни сенсомоторных функций и довербальной коммуникации является основой формирования речи и мышления. В возрасте от года до трех лет речь начинает занимать центральное место в психическом развитии ребенка.

К 3 годам ребенок общается с окружающими развернутыми фразами. Скачкообразно возрастает его активный словарь. Отмечается выраженная речевая активность, ребенок постоянно комментирует речью свои игровые действия, начинает задавать вопросы взрослым.

Развитие речи на этом возрастном этапе перестраивает все психические процессы ребенка. Именно речь становится ведущим средством общения и развития мышления. К 3 годам ребенок начинает говорить о себе в первом лице, у него формируется чувство «Я», т. е. возможность выделения себя из окружающего мира.

В этот период у ребенка отмечается выраженное стремление к самостоятельности. Попытки же родителей относиться к нему как к малышу вызывают у него чувство протеста. Если родители упорно подавляют самостоятельность ребенка, у него формируются упрямство и стремление все делать наоборот, впоследствии становящиеся правилом.

Если ребенок возрасте 2,5–3 лет не начинает говорить простые двусловные фразы, он должен быть обязательно проконсультирован у врача (детского невропатолога или психиатра) и логопеда.

Таким образом, печевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.

Поэтому выраженные отклонения в речевом развитии ребенка имеют самые негативные последствия:

а) отстает психическое развитие ребенка;

б) замедляется формирование высших уровней познавательной деятельности;

в) появляются нарушения эмоционально-волевой сферы, что приводит к формированию особых личностных качеств (замкнутости, эмоциональной неустойчивости, чувства ущербности, нерешительности и т.д.);

г) возникают трудности в усвоении письма и чтения, что снижает успеваемость ребенка и нередко приводит к второгодничеству.

ЛИТЕРАТУРА

Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М.: Международная педагогичекая академия, 1994. - 216 с.


Общение со взрослым ребенка решающим образом определяет направление и темп психического развития ребенка. Это положение доказывается тремя фактами:

1)изучение детей, выросших в изоляции от общества и лишенных человеческого общения;

2)дефицит общения детей, воспитывающихся в закрытых учреждениях вне семьи;

3)прямое влияние общения в ходе воспитания и обучения.

Успехов в искоренении «госпитолизма» достигли советские педиатры и психологи. Н.М. Щеловановым и Н.М.Аксариной были созданы научные основы воспитания детей раннего возраста в яслях и домах ребенка. Однако на общем благоприятном фоне развития детей в закрытых учреждениях можно увидеть причины отставания от сверстников из семьи:

1.Более слабые переживания, их усредненность, отсутствие ярких положительных и отрицательных проявлений.

2.Пониженная инициативность, медленное налаживание сотрудничества со взрослыми и сверстниками, несогласованность оценок и мнений, недостаточное стремление к общению с людьми.

3.Недостаточная любознательность.

4.Задержки в развитии речи.

Причины этого неблагополучия в особом стиле отношений и общения взрослых и детей: избегание ярких эмоциональных проявлений, инструкция всем детям лишает инициативы, отсутствие личных частых контактов с детьми.

Таким образом, две группы факторов показывают какой могучей силой в психическом развитии ребенка обладает общение.

Исследования проводимые под руководством М.И.Лисиной в течение последних 20 лет, показали, что с возрастом значение общения для ребенка не уменьшается, а становится сложнее и глубже. Было установлено, что общение может ускорять ход развития детей.

Особенности общения взрослых с детьми почти полностью определяю интерес к окружающему миру, отношение к другим людям и самому себе. Это зависит от того, отвечают ли взрослые на вопросы детей, внимательны ли к переживаниям, готовы ли их разделить с ними, помогают разобраться, что справедливо, а что нет во взаимоотношениях.

Общение - взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией (мыслями, чувствами, намерениями) для согласования и объединения их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Обмен информацией составляет центральное содержание общения.

Цель общения- налаживание отношений, согласование усилий. В общении мы познаем других и себя.

Общение со взрослым у детей возникает на втором месяце жизни, с ровесниками- в конце третьего года жизни.

Установлены четыре признака, по которым можно судить о наличии у ребенка потребности в общении со взрослым и детьми:

1.внимание и интерес к другому человеку (рассматривание, прислушивание, стремление приблизиться, прикоснуться).

2.Эмоциональный отклик на появление другого человека.

3.Желание привлечь к себе внимание другого, продемонстрировать себя ему.

4.Ребенок добивается выражения партнером отношения к себе, к тому, что

он делает. При этом он обнаруживает чувствительность к оценке взрослого и сверстника (радуется или огорчается), изменяет поведение или деятельность в зависимости от этого. Особенно важны третий и четвертый признаки, они свидетельствуют об активном характере общения.

Наличие потребности в общении обеспечивает естественное восприятие детьми примера окружающих людей, готовность перестроить свою деятельность, как предлагают окружающие, открытость воздействиям окружающих.

Недостаточно выраженная потребность в общении делает ребенка замкнутым, пассивным, трудно поддающимся воспитанию. Налаживание связей

общения с ребенком играет первостепенную роль в успешном его воспитании.

Исследования показали, что для успеха воспитания нужно знать, сколько и какого общения нужно ребенку. Для каждого этапа детства существует оптимальная форма общения ребенка со взрослым, наиболее отвечающая его возрастным особенностям и в наибольшей степени обеспечивающая его продвижение в развитии.

Выделены следующие формы общения:

2.Ситуативно - деловая форма общения. Взникает в конце первого полугодия. Общение включается в практическую деятельность, обслуживает деловые интересы. Ребенок следует образцу, овладевают речью, овладевает самостоятельными действиями с предметами.

3.Внеситуативно - познавательная форма общения (3-5лет), основана на любознательности. Дети обращаются к уму и эрудиции старших. На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважении старших. Дети младшего и среднего дошкольного возраста испытывают повышенную чувствительность к отношению взрослого: они радуются его похвале и огорчаются его замечаниям. Если у дошкольника главенствуют познавательные интересы, то он обидчив, склонен к аффектному поведению. Обидчивые дети строят свое общение со взрослыми по преимуществу на познавательные темы. Ранимость детей возрастной феномен (ребенок ощущает в новой области умственного сотрудничества со взрослым большую неуверенность).

Внеситуативно - познавательное общение имеет важнейшее значение в психическом развитии дошкольника.

Ребенок впервые вступает в теоретическое, умственное сотрудничество со

взрослыми. Духовная жизнь ребенка уже не привязана к практическому познанию. Взрослый должен уважительно относиться к духовным запросам ребенка.

4.Внеситуативно-личностная форма общения (5-7 лет)-высшая. Связана с овладением системой отношений людей. Взрослый для ребенка - эталон в сфере нравственности,построения отношений с окружающими. Детей интересует, как следует поступать правильно, раздумывают над своими действиями и действиями других (вопросы, обсуждения, споры). Беседы на личностные темы- основной источник сведений о нормах нравственности, оценках реальных поступков собственных и других людей.

У многих людей эта форма общения не складывается совсем. Те дети, кто достиг этой формы общения, характеризуются стремлением к взаимопониманию и сопереживанию со взрослыми. Ребенок не настаивает теперь на похвале, для него важнее-как нужно.

Потребность во взаимопонимании и сопереживании предполагает внутреннюю готовность разобраться в том, что думает и чувствует другой человек. Он легче принимает от взрослого то, что сам еще не успел ни узнать, ни понять.

Одно из проявлений к общности взглядов и оценок со взрослыми - жалобы. На занятиях лучше усваивают материал дети освоившие внеситуативно - личностную форму общения. Дети с внеситуативно - познавательным общением больше интересуются увлекательнымми заданиями. Чем интереснее задания, тем легче они с ними справляются. На замечания взрослого реагируют слезами, спорами и отказом от деятельности, что мешает достичь успеха. При внеситуативно- личностном общении центр любой ситуации - взрослый, свои ошибки ребенок видит глазами взрослого, реагирует на замечания без обиды, по - деловому, относится к воспитателю как к учителю.

Внеситуативно - личностная форма общения обеспечивает коммуникативную готовность к школе: ребенок ищет бесед на личностные темы; споры направлены на выяснение правильности своих поступков; несогласие педагога влечет к совершенствованию деятельности; ребенок приобретает способность обсуждать темы, связанные с взаимоотношениями людей; у детей создаются благоприятные условия для становления 2 внутреннего плана действий» (ВПД) - и это главный путь умственного развития детей.

Итак, смена форм общения связана с изменением содержания потребности в общении со взрослыми:

1.потребность во внимании и доброжелательности взрослого;

2.потребность в деловом сотрудничестве;

3.потребность в уважении взрослого;

4.потребность во взаимопонимании и сопереживании.

Одна потребность не отменяет другую, просто становится доминирующей на фоне остальных.

Взрослый должен учитывать эти потребности и организовывать свои контакты так:

1)чтобы удовлетворить потребность и тем самым способствовать психическому развитию ребенка;

2)обеспечивать движение ребенка к более высоким формам общения, задавая ему образцы.

Формы общения со сверстниками проходят ряд этапов:

1)Эмоционально- практическое общение (2-4 года). Потребность в общении со сверстниками выступает в виде стремления к соучастию в общих забавах (вместе шалить, развлекаться, общее веселье), каждый озабочен стремлением привлечь внимание к себе и получить оценку своим действиям.

Дети мало слушают друг друга, вот почему их взаимодействие нуждается в тщательной и постоянно коррекции взрослого. Эта форма общения способствует развертыванию инициативы детей, расширяет диапазон эмоций, позволяет увидеть свои возможности.

2)Ситуативно - деловая форма (4-5 лет). На основе потребности в деловом сотрудничестве. Развивается на основе сюжетно - ролевой игры. Дети заняты общим делом, стараются согласовать действия. Деловые качества ребенка и его товарищей служат причиной их обращений к друг другу. Ребенок чутко ловит во взглядах и мимике отношение к себе (невидимое зеркало). В сверстнике ребенок видит себя и только положительное; позже начинает видеть и сверстника - только его недостатки.

Отставание в общении со сверстниками оказывает неблагоприятное воздействие на психическое развитие ребенка. Дети тяжело переживают свою отверженность, это порождает пассивность, замкнутость, а порой недоброжелательность. Это требует от взрослого заботы по становлению этой формы общения у детей.

3)Внеситуативно - деловая форма (6-7 лет). У немногих детей стремление - жажда сотрудничества, на фоне игр с правилами. Дети упражняются в отношениях с другими людьми, помогают осознать свои обязанности, выступающие в виде всеобщих правил.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «flemi.ru» — Ультразвуковое обследование. Брюшная полость, голова, грудная клетка