Песочная терапия в логопедической работе. План самообразования «Использование песочной терапии в работе воспитателя. Общие условия организации песочной терапии

Анастасия Антипина
План самообразования «Использование песочной терапии в работе воспитателя»

Тема самообразования: Использование песочной терапии в работе воспитателя

Цель работы по данной теме: создание благоприятных условий для развития детей через использование метода песочной терапии.

Задачи:

Повысить собственный уровень знаний по данной теме путём изучения необходимой литературы и прохождения курсов повышения квалификации по этой теме.

Разработать индивидуальный план по самообразованию на 2017 – 2018 гг.

Разработать перспективный план работы с детьми по теме самообразования.

Создать необходимую развивающую среду.

Подготовить консультации для родителей и педагогов по теме самообразования.

Изготовить картотеку игр с песком.

Актуальность выбранной темы:

Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия.

Песок для малышей обладает некой магической силой? В определенном возрасте их начинает манить к нему: детям хочется потрогать песок, поковыряться в нем палкой, поиграть игрушками, выкопать ямку.

В первую очередь, песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев, фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.

Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.

Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно.

Песочная терапия сродни игре, а в игре ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. Здесь важно участие педагога или психолога, который вовремя поможет найти малышу решение и выход из сложившейся ситуации.

Дети, у которых есть какие-то проблемы с речью, намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Так, обожают малыши лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок

воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности.

Уже подросшие дети могут учиться составлять рассказы на основе того, что они «нарисовали» на песке. Это учит их связной речи, навыкам пересказа, причем это им действительно интересно: кому не хочется описать то, что за ситуация изображена на песке?

Что нужно для игры в песке?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольётся дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмём в игру… Подобно Богу

Мы создадим свой мир Чудес,

Пройдя познания Дорогу.

Д. Фролов.

Индивидуальный план по самообразованию на 2017 – 2018 гг.

Форма, способы изучения темы - виды оформления работы (сроки)

1. Изучение теоретического материала по теме (книги, журналы, Интернет-ресурсы)

Обучение на курсовой подготовке - Краткая аннотация (Август - сентябрь)

2. Составление индивидуального плана работы педагога и перспективного плана с детьми - Индивидуальный план, Перспективный план (Август - сентябрь)

3. Создание необходимой развивающей среды:

Изготовление песочницы

Подготовка песка

Подбор разнообразного мелкого материала (игрушки, фигурки, камни, ракушки, крышки и т. д.) - Песочница и мелкий материал (Сентябрь - октябрь)

4. Подбор игр с использованием песка и изготовление картотеки - Картотека игр (Октябрь - ноябрь)

5. Проведение с детьми занятий, игр с использованием песочной терапии - Конспекты занятий (В течении года)

6. Мастер-класс для родителей «Игры-упражнения с песком» - Папка-передвижка «Игры-упражнения с песком» (Январь)

7. Разработка конспекта открытого итогового занятия - Конспект занятия (Март)

8. Анализ собственной деятельности - Отчёт о проделанной работе (Май)

9. Подготовка фотоотчёта по проделанной работе - Фотоматериалы (Май)

Выход темы:

Проведение открытого занятия в ДОУ. Тема: «На помощь Песочной Феи».

Проведение для родителей мастер-класс «Игры-упражнения с песком»

Отчёт о проделанной работе и выступление на педагогических чтениях.

Литература:

1. Статья «Песочная терапия в детском саду. Игры с песком» И. В. Усова г. Новокуйбышевск, 2014;

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. Изд. «Речь», 2005г.

3. Гранина И. В. Песочная терапия в психотерапии. – Екатеринбург, 2002. – 65с.

4. Мешавкина Т. Ф. Использование песочной терапии в работе с дошкольниками. – Екатеринбург, 2003. 78 с.

5. Скавитина А. Аналитическая игра в песок (сендплэй) – дверь в королевство детства. – Москва, 2001.

6. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. СПб, 2001.

Высказывания о песке и песочной терапии:

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»

К. Д. Ушинский

«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум»

Карл Густав Юнг

«Картина на песке может быть понята как трёхмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым»

Дора Калф

Перспективный план работы с детьми по теме самообразования

Название и форма работы - Цель (Дата)

1. Групповое занятие «Здравствуй песочек» (коммуникация, познание) - Знакомство детей с песочницей и правилами игры в ней (Сентябрь)

2. Индивидуальные игры и упражнения с песком - Помощь детям в адаптационный период:

Преодоление стрессовых состояний;

Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии (В период адаптации по мере поступления детей)

3. Групповое занятие «День рождение у Песочной Феи» (развитие речи и конструирование)- Воспитывать в детях сочувствие к окружающим и желание помочь в трудную минуту; развитие мелкой моторики рук (Ноябрь)

4. Самостоятельная деятельность детей в песочнице - Развитие самостоятельности, любознательности и желания экспериментировать (В течении года)

5. Групповое занятие «Домик из песка и камня для черепашки» (конструирование) -

Закрепить знания детей о свойствах песка и камня; развитие мелкой моторики рук (Февраль)

6. Рисование и составление узоров из песка - Развитие творческого воображения, художественных способностей, тактильной чувствительности (В течении года)

7. Групповое занятие «Солнечная сказка» (познание, коммуникация) - Способствовать освоению позитивных способов взаимодействия с окружающим миром, формированию уверенности в собственных возможностях (Апрель)

8. Открытое занятие «На помощь Песочной Фее» - Закреплять знания детей о геометрических фигурах; умения классифицировать и обобщать фигуры по трём признакам (форме, цвету, величине) (Май)

Вера Серкина

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА

Рисование песком на стекле – новая и одновременно хорошо забытая старая техника изобразительного искусства. Ныне она популярна во всем мире благодаря своей выразительности и простоте исполнения. Создавать невероятно красивые, а главное, живые узоры с помощью обыкновенного сухого песка сможет даже ребенок.

Световые столы для рисования песком стали сейчас особенно популярными. Психологи говорят о благоприятном воздействии процесса игры на таком столе для детей. Хотя это не совсем игра, на столе ребенок выражает свои фантазии, вместе с тем видит необычные образы, им же самим созданные. Работа с песком развивает тактильные ощущения и моторику рук.

Рисование песком идеальный вариант для занятий с гиперактивными и слишком возбудимыми детьми. Благодаря таким занятиям детки учатся общаться в социуме, вырабатывают позитивное отношение к самим себе и к миру в целом.

Естественная потребность детей играть с песком навела меня на мысль использовать песочницу в своей работе . Частичный перенос логопедических занятий в песочницу , даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно . Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Итак, в нашем логопедическом кабинете появился ящик для рисования песком. В пластиковый контейнер я поместила два светодиодных светильника. Получился вот такой планшет для рисования песком.

Использование песочной терапии позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребёнок и логопед легко обмениваются идеями. Что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей , которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях. Перенос традиционных занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения, так как реализует главный вид деятельности дошкольников – игровой.

Публикации по теме:

Консультация «Игры с песком, или Песочная терапия» Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Он включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически,.

Инновационные технологии. Песочная терапия В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Я работаю в логопедической группе. Хочу.

К логопеду в песочницу! Песочная терапия в коррекционно-образовательной работе логопеда. История метода «Песочная терапия» Истоки песочной.

Консультация для родителей «Песочная терапия» «Песочная терапия» Для маленького ребенка характерно находиться в «плену эмоций», потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро.

Консультация для воспитателей «Песочная терапия» Консультация для воспитателей. «Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления,.

Консультация «Песочная терапия» Что нужно для игры в песок? А нужно в сущности так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб вера в детство не пропало. Простейший ящик из стола.

Уважаемые родители! Мой многолетний опыт работы логопедом показал необходимость освоения новых методов и подходов в работе с детьми с нарушением речевого развития. Освоение современных технологий предопределено не только временем, но и тем, что контингент таких детей с каждым годом становится все сложнее. Сегодня стало все больше детей не только с общим недоразвитием речи (ОНР), но и с трудностями в обучении, нарушением активности и внимания, а также гиперактивных.

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в речи. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют общему развитию ребенка.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо-, воско-, кристаллотерапия и др), но наиболее целесообразным и эффективным методом в логопедии я считаю песочную терапию .

Дети намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Малыши обожают лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности.

Именно поэтому я использую элементы песочной терапии на логопедических занятиях с детьми. Опыт моей работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

  • у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям,
  • дети чувствуют себя более успешными,
  • на занятиях нет места монотонности и скуке.

Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самосознания и развивает самооценку, учится работать в коллективе.

Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки. Игры с песком используются как на индивидуальных, так и на подгрупповых или фронтальных занятиях с детьми.

Использование песочной терапии позволяет :

  • способствовать развитию речи (фонетика, лексика, грамматика);
  • совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;
  • стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;
  • активизировать пространственное воображение, образно-логическое мышление,
  • стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор,
  • стабилизировать психоэмоциональное состояние;
  • развивать навыки общения (речь диалогическую и монологическую),
  • развивать творческий потенциал ребенка.

Еще больше информации в наших группах соц.сетей:

Тема : «Песочная терапия, её возможности в логопедической практике».

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно — развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи.

Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста.

Альтернативные методы и приемы помогают провести занятия более интересно и разнообразно.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо, глина, воско-, фито-, музыко-, аромотерапия- и др). Но мне хочется остановиться на той, которая, на мой взгляд, является наиболее целесообразной и эффективной - песочная терапия.

Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке - морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно, если эти игры - песочная терапия.

В ЧЕМ СИЛА ПЕСКА?

Он обладает рядом совершенно особенных свойств в силу необычности самого материала:

  • песок - очень податливый инструмент творчества, творения из него можно без особого сожаления изменять в любой момент;
  • песок - природный материал, поэтому наполняет любого, прикоснувшегося к нему, энергией, даёт ощущение творца;
  • песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды;
  • песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях;
  • песок и работа с ним требует времени, а потому развивает у ребёнка саморегуляцию и терпеливость.
  • ЧТО ТАКОЕ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ?

    Песочная терапия - одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом - это традиционные игры с песком в песочнице. Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет. Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей логопатов, мы используем на логопедических занятиях элементы песочной терапии.

    ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

    Единственным противопоказанием для ребёнка является наличие аллергической реакции на песок, а так же царапины и порезы на руках.

    Организация игрового процесса начинается:

  • с демонстрации песочницы и фигурок;
  • со знакомства с правилами игр на песке;
  • с формулировки инструкций к играм;
  • завершение занятия, ритуал выхода.
  • - «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

    Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

    - «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками).Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать чьи они? Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола.

    ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПЕСОЧНОЙ СТРАНЕ.

    Работать с песочницей мы начинаем сразу: сначала на занятиях, включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее - холодное», «сухое - мокрое», «твердое - мягкое», «гладкое - острое». Кинестетические ощущения получаются во время движения.

    Обычно используются игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева и Т.М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:

    Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

    Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

    АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

    «ЛОШАДКА»

    Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».

    «ИНДЮКИ»

    Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.

    «КАЧЕЛИ»

    Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

    «ЧАСИКИ»

    Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

    «НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

    Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

    РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ.

    «СПРЯЧЬ РУЧКИ»

    Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

    «СЛОГОВЫЕ ДОРОЖКИ»

    Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

    «ДВА ГОРОДА»

    Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

    «МОЙ ГОРОД».

    Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

    АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ.

    «СИЛЬНЫЙ МОТОР»

    Произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения — рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

    «СЛАБЫЙ МОТОРЧИК»

    Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.

    «ГОРОЧКА»

    Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения — выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

    «ДОРОЖКА»

    Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.

    «СОВПАДЕНИЕ»

    Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

    КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

    «ПОЛОСКИ»

    Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

    «ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

    Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

    «РАЗДЕЛИ СЛОВО НА СЛОГИ»

    Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.

    СЛОВАРНАЯ РАБОТА

    «РОДНЫЕ СЛОВА»

    Цель: Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в образовании и употреблении родственных слов. В игре с песком при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова:- песок, песочек, песочница, песочные (часы), а для детей 7 лет в пассивный словарь вводится идиоматическое выражение «пропесочить» кого-то.

    «Я ДЕЛАЛ — Я СДЕЛАЛ»

    Цель: Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени (закапываю — закапывал, откапываю — откапывал).

    Оборудование: Песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки.

    Ход игры.

    Логопед перед занятием прячет в песке фигурки и предлагает ребенку откапать, комментируя свои действия (я откапываю игрушку, я откапал игрушку, это слоник и т.п.)Затем логопед предлагает ребенку самому закопать игрушки в песок, проговаривая свои действия(я закапываю…, я откапываю … и т.п.)

    КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

    «МАШИНКА» - в этом игровом упражнении с песком можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:

  • -предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
  • -приставочные глаголы: ПОЕХАЛ, ПРИЕХАЛ, ПОДЪЕХАЛ, УЕХАЛ, ПЕРЕЕХАЛ, ЗАЕХАЛ, ВЪЕХАЛ;
  • -наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
  • На занятиях нет места монотонности и скуке.

    Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным.

    Логопед предлагает ребенку построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей поход в гости.

    «ЧЕГО НЕ СТАЛО» - игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

    «ПОДБЕРИ СЛОВО»

    Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик — легкий, блюдце — пластмассовое).

    РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

    При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

    «ДОРИСУЙ КАРТИНКУ И СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

    Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка — дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

    «НАЧНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

    Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу (и наоборот).

    «ДРУЗЬЯ»

    При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

    «ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?»

    При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»;)

    «ДВЕ ИГРУШКИ»

    На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.

    Воздушный шар. Я круглый.

    Мяч. Я тоже

    Шар. Если меня ветерок подхватит, я полечу

    Мяч. А если по мне ударят — я высоко подскачу.

    Шар. На мне нарисован красивый цветок.

    Мяч. А я украшен разноцветными полосками

    Шар. Меня надувают воздухом.

    Мяч. И у меня внутри воздух.

    ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ , КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ

    Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»).

    Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д. Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

    АНАЛИЗ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    «НАЧЕРТИ НА ПЕСКЕ»

    Логопед чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения и наоборот. Логопед произносит предложение, а дети чертят соответствующую схему.

    «НАПИШИ НА ПЕСКЕ»

    Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, и их читает. (или логопед пишет, а ребенок читает.) Логопед предлагает детям написать на песке слово (1,2-сложное), а затем превратить его в другое заменив один звук(букву) (РАК-МАК).

    Логопед пишет на песке слово, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Дети угадывают задуманное слово, дописывают буквы.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

    У обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

    Обучающиеся чувствуют себя более успешными;

    Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в «песочницу» существенно повышает мотивацию к занятиям;

Михайлова Юлия Александровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №20 "Росинка" комбинированного вида"
Населённый пункт: город Березовский, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование песочной терапии в работе учителя–логопеда
Дата публикации: 21.06.2018
Раздел: дошкольное образование

Аннотация:

Один из поддатливых природных материалов – это песок. Его

использование в логопедической практике может оказывать благоприятное

воздействие на эмоциональное, развивающее и тактильное восприятие у

ребенка. Через создание игровой мотивации повышается внимание, что

способствует благоприятному воздействию на развитие мотивации к

образовательному и познавательному процессам. Использование метода

работы с песком возможно с самого младшего возрастного развития ребенка.

«Песочная терапия в работе с детьми с диагнозом Алалия».

Использование игр, связанных с песком, оказывают положительное

развивающее воздействие. Песок является распространенным природным

материалом,

использование

обладает

расслабляющим

действием.

Песочная

формирования

психического

здоровья

познавательного развития детей в любом возрасте.

В чем заключается «сила» песка? Он обладает особенными свойствами.

Песок – очень податливый инструмент для творчества. Изображения из него

можно изменять в любой момент. Работать с песком может каждый, даже

кто не обладает художественными способностями. Мельчайшие песчинки, из

активизируют

чувствительные

кончиках

пальцев и нервные окончания на ладонях. Рисунки или построение фигур на

формируют

саморегуляцию

самоконтроль.

Сосредоточенность

расслабляет

помогает

побороть негативные эмоции.

Метод песочной терапии был создан в 1929 году, авторами его являются

щвейцарский

психолог

английский

психотерапевт

Ловенфельд, швейцарский детский терапевт Д. Кальф. В основе данного

метода лежит формирование у детей активного воображения.

Отмечают разнообразие игр с песком. Обучающие игры способствуют

овладению процессом чтения, письма, грамоты и счета. Познавательные

игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира.

Проектные игры открывают потенциальные возможности ребенка,

развивают его творчество и фантазию. Использование песочной терапии на

логопедических занятиях способствуют расширению словарного запаса,

коррекции звукопроизношения, помогают освоению звуко-слогового анализа

и синтеза слов, развитию фонематического слуха, способствуют

формированию связной речи, лексико-грамматических представлений,

помогают в изучении букв, освоению навыков чтения и письма, развивают

тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, снимают мышечную

напряженность, совершенствуют зрительно-пространственную

ориентировку. В песочной игре ребенок и взрослый легко обмениваются

идеями, чувствами, что позволяет построить доверительные, партнерские

отношения друг с другом. Такое отношение взрослого и ребенка

помогаетпреодолевать трудности в общении, развивать мышление и

речевые способности у детей.

песочной терапии. В качестве песочницы используется водонепроницаемый

ящик, размеры которого составляют 50 см. – 70 см. – 8 см. Где 50 см.-70 см. –

это размер поля, а 8 см. – это глубина ящика с песком. Такой размер

песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Для

размером 100 см. – 140 см. – 8 см. Материалом для изготовления песочницы

использоваться пластиковые ящики, но в них песок «не дышит». Дно и борта

ящика (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашивают в

голубой цвет. Таким образом, дно и символизирует воду, а борта ящика –

небо. Голубой цвет оказывает успокаивающее действие, но можно

окрашивать поверхность ящиков в один или несколько цветов. Ящик или

емкость наполняют на половину или на одну треть в объеме песком. Он

должен быть заранее подготовленным и очищенным. Песок промывают и

просеивают, затем прокаливают в духовом шкафу. Очищение песка

производят не реже одного раза в месяц. Песок необходимо пересыпать из

песочницы, просеять, помыть и снова прокалить.

Для проведения занятий и игр можно использовать миниатюрные

предметы

Применяют

классификацию

предметов:

отличающиеся возрастом, профессиями, культурой; 2) животные и птицы

(домашние, дикие). 3) обитатели водного мира (рыбы, моллюски, крабы). 4)

жилища людей с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель

различных

культур).

растения

кустарники).

небесного

пространства

радуга, облака). 7) транспортные средства (наземный, воздушный, водный

гражданского

военного

назначения

фантастические

средства

передвижения).

обитания

человека

дорожные знаки). 9) объекты ландшафта (горы, вулканы). 10) украшения и

аксессуары

пуговицы,

естественные

природные

предметы

(кристаллы,

раковины,

металла, отполированные водой или закругленные камушки, декоративные

растений).

фантастические

персонажи

мультфильмов, сказок, добрые и отрицательные фигурки).

Существует пять правил организации игрового процесса песочной терапии:

Демонстрация

знакомство

песочницей.

Демонстрация

коллекции фигурок (не более трех за один период занятия). 3. Знакомство с

правилами игр на песке, выполнение которых необходимо соблюдать на

протяжении

Формулировка

инструкций

играм, основное содержание занятия. 5. Завершение занятия, ритуал выхода

из песочницы.

Главная цель песочной терапии

- «не переделать» ребенка, а дать

возможность быть самим собой, научить уважать себя таким, какой он есть.

Перед началом игры с песком, необходимо проговорить с детьми правила

игры в песочнице. В этом поможет стихотворение автора Т.М. Грабенко:

«Вредных нет детей в стране – Ведь не место им в песке! Здесь нельзя

кусаться,

кидаться!

разорять!

Громко тоже не кричать. Можно строить и чудить. Можно много сотворить:

Горы, реки и моря. Чтобы жизнь вокруг была. Дети, поняли меня? Или надо

повторить, Чтоб запомнить и дружить?! Песок-мирная страна. Вы запомнили,

упражнений,

используемых

песке. «Чувствительные

– Положите ладошки на

песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он. Откройте глазки, расскажите,

почувствовали

(взрослый

Сделайте

самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

Положите ладошки на песок и скользите по поверхности песка как змейка

или машина. Попробуйте, дети, пройти пройтись ладошками как большой

маленький

слоненок,

Оставьте

отпечатки

ладошек, кулачков, ребер ладоней. Изобразите на песке узоры и рисунки –

солнышко,

Взрослый

показывает

повторяет.

Взрослый

предлагает

ребенку «пройтись» или дотронуться каждым пальчиком правой и левой

руки поочередно. Затем просеять песок сквозь пальцы или из сложенных

пальцев в щепотку просеять песок, который может быть окрашен в другой

цвет или быть контрастным по фактуре. Разложите вместе с ребенком разные

по размеру и структуре камушки или природный материал, постройте из них

разные фигурки или геометрические формы. Можете выложить с помощью

фишек геометрические фигуры, которые могут различаться друг от друга по

проведите

игрушечную

песочным

дорожкам или лабиринтам, построенным ранее на песке. Вместе можете

может «поиграть» пальчиками на поверхности песка как на пианино или

клавиатуре компьютера.

Попробуйте выполнить с ребенком задания, развивающие фантазию.

Первоначально просейте песок через сито, нарисуйте узор кисточкой или

палочкой.

Нарисуйте

фантастический

разместите

игрушки, постарайтесь составить рассказ о возникшем мире, пусть ребенок

озвучит игрушки-персонажи и отвечает на вопросы или составляет рассказ от

их имени.

Существует многообразие песочных игр и упражнений, которые развивают

воображение

фантазию.

относятся

построенные

«Дорожки из песка». Покажите ребенку как набрать в горсть сухой песок и

медленно высыпать его, при этом создавая различные фигуры, например,

дорожки к домику зайчика или медвежонка. Песочницу можно использовать

для того, чтобы находить спрятанные в ней на небольшой глубине фигурки

игрушек или животных. Похожая игра «Волшебный мешочек». Во втором

варианте игры ребенку можно предложить находить буквы, закопанные в

песочнице, называть их и придумывать слова, в которых есть данные буквы.

Можно «лепить»

буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. В игре

ребенок может превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д.

ребенком

составлять

проговаривать их. Данное упражнение позволяет ребенку легче овладеть

запоминанием

названий

печатными, затем письменными буквами. Делать это пальчиком одной руки,

потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить

работоспособность ребенка, ошибке на песке исправить легче, чем на бумаге

– это дает возможность ребенку ощущать себя успешным и уверенным при

работе с податливым материалом из песка. Игра «Назови звук» (автор Н.В.

Дурова): Взрослый предлагает детям разрыть в песке небольшие лунки для

теннисного мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребенка и называет

длительно любой согласный звук. Ребенок слушает педагога или родителя и

повторяет звук и при этом перекатывает мяч пальчиком обратно в лунку

педагога. Затем, от звуков можно переходить к повторению слогов и слов.

Пример: С-с-с; су-су-су; СС-сусу-мка. Д-д-д; до-до-до; дд-додо-м. Р-р-р-, ро-

ро-ро;рр-роро-т.

проводить

трудностями

произношения

различения

овладеть

произносительными навыками. Задания на различение звуков С-Ш в слогах.

Ребенок повторяет за взрослым слоги: ас-аш, аш-ас, са-ша, ша-са; затем: ос-

ош, ош-ос, со-шо, шо-со.; ус-уш, уш-ус, су-шу, шу-су.

«Различение звуков С-Ш» на примере слов. В песок можно спрятать

картинки или фигурки, на которых изображены следующие предметы: сом,

санки, шапка, сумка, шуба, шорты или другие. Ребенок длительно произносит

взрослым

повторяет

полностью.

подбирать

определенным

закреплять

правильное произношение в логах и словах. Различение звуков С-Ш в словах

с использованием песочной терапии: взрослый предлагает ребенку «найти

клад». Ребенок достает по одной из ящика фигурки или картинки и называет

их изображения. Например: самолет, шкаф, стол, машина, собака, лошадь,

сова, сумка и др. Площадь коробки с песком делится на две части. Ребенку

предлагают на одну половину коробки положить фигурки со звуком «С», на

различение

взрослый перед ребенком раскладывает картинки, на которых изображены

животные, ребенок должен назвать их и разложить по двум колонкам (кот

«к» - твердый согласный звук; кит «кь»-мягкий согласный звук; мышка «м» -

«мь»-мягкий;

«бь»-мягкий).

«Деление слов на слоги» : детям предлагают нарисовать на песке домики с

четырьмя

окошками,

разместить

картинки, распределить по количеству слогов. 1. Дом, кот, сом, рот. 2. Ле-то,

мо-ре, ло-то, ли-са. 3. Ку-би-ки, бе-ге-мот, ра-ке-та, бу-ма-га. 4. Че-ре-па-ха,

те-ле-ви-зор. Сначала дети могут отхлопывать слова и считать количество

слогов в них. Игра «Город звуков» : взрослый предлагает ребенку выбрать

фигурки или картинки, в названиях которых есть заранее названный звук (в

следующей игре он может быть другим). Ребенок раскладывает фигурки,

называет их, затем взрослый просит составить предложения или рассказать о

них. Ребенок может составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

Игра «Чей это след?» : на влажном песке вместе с ребенком можно оставлять

следы от колес игрушечной машинки, животных, пуговиц разных размеров,

семян гороха и других растений. Ребенок должен отгадать, чей это отпечаток

и составить рассказ о нем. Составьте с ребенком песочную аппликацию: с

нанесите

посыпьте

разноцветным и высушенным заранее. Изобразите: дом лес, небо и солнце и

др., затем стряхните лист и просушите картину.

Желаем приятных занятий и игр с песком!

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «flemi.ru» — Ультразвуковое обследование. Брюшная полость, голова, грудная клетка