Нетрадиционное родительское собрание (круглый стол) на тему:"Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста". Нетрадиционное родительское собрание в средней группе детского сада

Традиционно родительские собрания в ДОУ проходят в пассивной форме. Для встречи с родителями воспитатель готовит доклад на какую-либо тему, затем обсуждаются различные организационные вопросы. На этом взаимодействие родителей и воспитателей заканчивается. Более того, родители на подобных собраниях не проявляют практически никакой активности. Сама форма встречи не располагает к диалогу и активному участию обеих сторон. В такой ситуации нужно пересматривать форму проведения родительских собраний в ДОУ. В нетрадиционной форме встречи проводятся сегодня уже во многих дошкольных образовательных учреждениях.

Собрания в ДОУ в нетрадиционной форме

Влияние семьи на становление личности и развитие (физическое, нравственное, художественное, моральное и так далее) ребенка несомненно, но только к сегодняшнему времени формула «ученик (воспитанник) - учитель (воспитатель)» начала преображаться в формулу «ученик (воспитанник) - учитель (воспитатель) - родители». Современные педагоги уверены, что полноценную личность, которая будет в состоянии определять значимость своих поступков, иметь свою позицию по важным вопросам, уметь выбирать приоритеты и находить собственный смысл в жизни, невозможно воспитать без совместной работы родителей и ДОУ, а затем и школы.

Принцип взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников реализуется через родительские собрания. Такие встречи проводятся в разных форматах (индивидуальные встречи, совместное собрание с родителями и детьми, официальные встречи в форме круглого стола или тренинга, ограниченное собрание с родительским комитетом и так далее), как правило, 3-4 раза в год. Обычно первое собрание организуется в начале сентября, следующее - под Новый год, далее - в апреле-мае. Необходимость проведения четвертой встречи определяется воспитателем группы.

В последнее время чаще проводятся родительские собрания в ДОУ в нетрадиционной форме. Такой формат предполагает активное взаимодействие всех участников, а также оказание родителям необходимой методической и дидактической помощи по вопросам воспитания и обучения дошкольников.

Виды и темы родительских собраний в детском саду, которые имеется возможность проводить в нетрадиционной форме, могут быть, например, следующими:

  1. Конференции (круглый стол). Примерные темы: «Вопросы воспитания в семье», «Наш выбор - здоровый образ жизни», «Адаптация к детскому саду», «Что такое авторитет? Родительский авторитет - основа воспитания», «Физиология и психология дошкольника», «Готовность к школе», «Кризис трех лет», «Физическое воспитание в условиях семьи и детского сада» и так далее. В ходе конференции родители обмениваются опытом. На эти встречи могут приглашаться специалисты: психолог, медик (медицинский работник ДОУ или специалист из местной поликлиники), дефектолог, социальный педагоги и другие педагогические работники.
  2. Встречи семейного клуба на базе ДОУ. Семейные клубы - неформальные объединения, которые организуются группой педагогов и родителей на добровольных началах. В рамках таких встреч можно развивать следующие темы родительских собраний в детском саду: «Рецепты здоровья», «Традиции физического воспитания в семье», «Дорожная азбука», «Правила обучения иностранному языку в домашних условиях», «Детское упрямство», «Воспитать ребенка полноценным» (для неполных семей) и так далее.
  3. Игры по темам конфликтных ситуаций. Родительское собрание в игровой форме - это встреча, в ходе которой быстрее вырабатываются и закрепляются определенные умения и навыки, позволяющие предупредить сложные педагогические ситуации, конфликты.
  4. Встреча в формате «вопросы и ответы». Такие родительские собрания в ДОУ в нетрадиционной форме позволяют родителям получить концентрированную педагогическую информацию по самым разным вопросам. Некоторые из них, как правило, носят дискуссионный характер, ответы из сухой информации переходят в заинтересованные обсуждения.
  5. Родительские собрания на природе. В теплый период года можно провести на природе «День семьи» или «День здоровья», любое экологическое мероприятие. Совместить такое собрание можно и с пикником, и с субботником, и с образовательной беседой.
  6. Тренинги. В ходе таких встреч родители могут не только получить консультацию специалиста по определенной теме, расширить свои знания в вопросах воспитания и обучения (особенно это касается молодых родителей), но и на практике отработать полученные навыки. Так, в собрании-тренинге неким образом совмещается форма «вопросы и ответы», конференции и игры по темам конфликтных ситуаций. Темы могут быть разными: «Как понять ребенка 2-3 лет?», «Кризис 3 лет на практике», «Подготовка к школе», «Адаптация к детскому саду» и так далее.

Родительские конференции по обмену опытом

Встречи такого формата расширяют кругозор родителей в вопросах воспитания и обучения, располагают к эффективному взаимодействию семьи и воспитателя детского сада, позволяют тактично и ненавязчиво познакомить взрослых с требованиями ДОУ к воспитанникам (организационная функция). Тему для собрания в форме конференции, особенно первого, организационного, лучше выбрать какую-нибудь нейтральную. Например, можно провести родительское собрание в форме круглого стола на тему «Азы воспитания».

Задачи встречи «Азы воспитания» в форме круглого стола

Тема «Азы воспитания» нейтральная, актуальная для всех родителей, так что каждый специалист, раскрывая ее, может ненавязчиво рассказать о своих требованиях к воспитанникам, представить себя как специалиста. Задачами такого собрания является:

  1. Знакомство родителей друг с другом, с воспитателями, специалистами, которые работают с детьми в ДОУ, группой, администрацией дошкольного учреждения, детским садом.
  2. Помощь в подготовке к изменению статуса малыша в семье, понимание значимости перехода ребенка в новое психическое и физическое состояние.

На встречу можно пригласить логопеда, дефектолога, психолога, медицинского работника ДОУ, заведующего детским садом. Конечно, также должны присутствовать воспитатели группы.

Анкетирование родителей перед собранием

Предварительно стоит провести анкетирование родителей, чтобы на собрании ответить на все интересующие вопросы. Кроме того, анализ ответов родителей позволит выявить, на какую информацию необходимо обратить большее внимание взрослых. В анкету можно ввести следующие вопросы:

  1. Знает ли Ваш ребенок правила культурного поведения? Какие? Пожалуйста, приведите примеры.
  2. Знает ли Ваш ребенок правила безопасности в быту и на улице, на дороге? Какие?
  3. Что такое ЗОЖ? Какие методы укрепления здоровья ребенка вы используете?
  4. Как Вы проводите семейный досуг с ребенком?
  5. Что, по Вашему мнению, является главным в воспитании хороших манер и навыков культурного поведения?
  6. На какие вопросы Вы хотели бы получить ответы на собрании?

Результаты позволят понять, на какие вопросы обратить внимание специалистам (дефектологу, психологу, медицинскому работнику) при подготовке докладов.

Теоретическая часть родительского собрания в ДОУ

Сценарий родительского собрания в нетрадиционной форме «Азы воспитания» включает две части: теоретическую и организационную. В рамках теоретической части встречи с докладами выступают:

  1. Воспитатели группы. Нужно поприветствовать собравшихся, поблагодарить за то, что нашли время прийти. На первой встрече можно начать с разговора о тех простых вещах, которые и создают основу культурного поведения, здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности ребенка. Нужно донести до родителей перечень основных умений, которые должны быть сформированы у дошкольника (например, умение считаться с мнением других, соблюдение правил культурного поведения, поддержание в порядке собственной комнаты, регулярное участие в посильном труде), также стоит отметить, что главным в воспитании является личный пример.
  2. Логопед. Специалист может рассказать о речевом этикете. Стоит сделать акцент на том, что ребенка необходимо избавить от грубых обращений, а также исключить из семейного обихода нецензурные слова.
  3. Педагог-психолог. Этот специалист может дать родителям несколько профессиональных советов по воспитанию («Чтобы ребенок слушался…») гармоничной личности, выявлению индивидуальных способностей и особенностей дошкольника. Стоит дать понять родителям, что они всегда могут рассчитывать на помощь психолога в решении различных вопросов. Полезным также будет подготовить и раздать короткие памятки с советами по семейному воспитанию от выдающихся педагогов.
  4. Дефектолог. Тему воспитания хорошо бы продолжить разговором о похвале. Донести до родителей следует тот факт, что ребенка нужно обоснованно хвалить. Тут можно провести короткую игру. Нужно раздать родителям фишки, подготовить тезисы о правильном поведении (аккуратно складывает одежду; при встрече приветливо здоровается, говорит «до свидания» при расставании; не говорит нецензурных слов), предложить распределить фишки по тезисам по цветам: например, зеленый - ребенок выполняет правило; синий - выполняет не всегда или не совсем верно; красный - не выполняет совсем. Такое упражнение позволит определиться, над чем стоит поработать с детьми.
  5. Медицинский работник. Стоит провести беседу о закаливании, ознакомить родителей с теми методами, которые применяются в ДОУ (температурный режим, утренняя гимнастика, ежедневные прогулки, активные игры, хождение по ребристым дорожкам).
  6. Второй воспитатель. Второй педагогический работник, который работает с группой, может поднять тему безопасности в детском саду и в быту. Родителям стоит обозначить важность знакомства ребенка с правилами безопасности в быту, ПДД, правилами противопожарной безопасности, подсказать методы обучения навыкам безопасного поведения.

Организационные моменты на нетрадиционном родительском собрании

Первое родительское собрание, пусть и в нетрадиционной форме, в обязательном порядке предполагает наличие организационной части. Нужно ознакомить родителей с основными задачами на предстоящий учебный год, программой обучения, нормативно-правовым регулированием деятельности ДОУ, списком канцелярских товаров, необходимых для обеспечения полноценного учебно-воспитательного процесса в детском саду. Необходимо обсудить правила детского сада (по договору между родителями и ДОУ), провести выборы родительского комитета.

Протокол родительского собрания

Обязательно нужно сделать протокол родительского собрания в ДОУ. Этот документ должен включать такие вопросы, как:

  1. Общее число родителей, количество присутствующих и отсутствующих, причины отсутствия.
  2. Повестка дня.
  3. Выступления участников встречи, вопросы, комментарии, обсуждение.
  4. Результаты голосования, анкетирования, любых других активностей.
  5. Решения родительского собрания.

Под протоколом родительского собрания в ДОУ подписывается секретарь. Это может быть второй воспитатель или председатель родительского комитета.

Собрание «Игра как средство воспитания»

На родительское собрание в ДОУ в нетрадиционной форме можно пригласить психолога. Специалист расскажет родителям, какие игрушки нужны ребенку того или иного возраста, как организовать детский уголок для игр дома, даст краткую характеристику игровой деятельности, ее роли в воспитании. Можно привести примеры сюжетно-ролевых игр и рекомендации по руководству игрой в семье.

До беседы можно предложить родителям провести родительское собрание в форме тренинга. Вот несколько идей, которые можно использовать для проведения такой встречи:

  1. Проведение игры «Магазин игрушек». Нужно подготовить различные игрушки (кукла, пирамидка, кубики, пазлы, матрешка), предложить родителям выяснить полезность, бесполезность или вред, плюсы и минусы любой игрушки по выбору.
  2. Проведения игр на развитие внимания, творческие навыки (совместно с детьми). Можно предложить игру «Угадай, что исчезло», упражнение «Дорисуй картинку» (например, нужно дорисовать вторую половину елочки и ответить на тематические вопросы про Новый год), игру «Что лишнее?» и другие. Цель - познакомить родителей с развивающими играми, которыми можно заниматься дома с детьми.
  3. Можно подготовить для собрания и распечатать памятки по развитию мелкой моторики, наборы развивающих игр.

Родительское собрание «Что я знаю о своем ребенке?»

Развитию интереса к познанию дошкольника и эмоциональному сближению всех участников воспитательно-образовательного процесса способствует, например, родительское собрание в форме кафе. Нужно подготовить чай и кофе, сладости, включить спокойную музыку в качестве фона. Можно предложить родителям ознакомиться с меню:

  1. Первое блюда: мини-лекция «Что нужно знать о своем ребенке?» (роль родителей в воспитании, что нужно ребенку для полноценного развития).
  2. Гарнир: блиц-опрос «Насколько хорошо вы знаете своего ребенка?» (быстрые вопросы и ответы).
  3. Салат: конфликт, решение сложных педагогических ситуаций.
  4. Напиток: тест «Какой вы родитель?». Можно, например, привести список фраз, которые родители могут употреблять в общении с детьми (как положительных, например, «Посоветуй мне, пожалуйста…» или «Какой ты у меня сообразительный!», так и отрицательных: «О чем ты только думаешь!», «Сколько раз тебе повторять?»). Далее нужно предложить родителям присвоить каждой фразе число: 0 - вообще не употребляю эту фразу в общении; 1 - иногда употребляю; 2 - часто употребляю (для отрицательных высказываний; наоборот - для положительных). По ответам можно определить, насколько гармоничны отношения родителей и ребенка.
  5. Десерт: ознакомление с результатами тестирования, решение интересующих родителей вопросов, подведение итогов.

В ходе обсуждения воспитатель детского сада также отвечает на отдельные вопросы родителей. Кроме того, нужно определить тему следующего собрания, запланировать следующую встречу.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей. Нетрадиционные формы проведения родительского собрания.

2 слайд

Описание слайда:

Основной формой работы с родителями является родительское собрание, которое способствует педагогическому просвещению семьи и концентрирует в себе весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи. На родительских собраниях должны использоваться такие методы и приёмы, которые активизируют внимание родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на добрый, открытый и деловой разговор. Нетрадиционная методика проведения родительских собраний повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания.

3 слайд

Описание слайда:

Формы проведения родительского собрания Встречи за круглым столом Практикумы Конференции Ток-шоу Дискуссии Интеллектуальные игры КВНы Деловые игры Совместный досуг Консультации Мастер-классы Праздники

4 слайд

Описание слайда:

Уважаемые родители! Наше уютное кафе «Гномики» приглашает Вас (число и время) на родительское собрание. Вас ждет разнообразное меню. При себе иметь хорошее настроение! Администраторы.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Тема: «Что я знаю о своём ребёнке?» Форма проведения: встреча в кафе. Участники: родители, воспитатели. Цель: развитие интереса к познанию своего ребёнка, эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения в неформальной обстановке.

7 слайд

Описание слайда:

Меню кафе «Гномики» Закуска: «Знакомство» Первое блюдо: «Острая тема» (мини-лекция «Что надо знать о своём ребёнке?»); Второе блюдо: «Блиц-опрос» («Знаете ли вы своего ребёнка?); Салат: «Конфликт» (решение педагогических ситуаций); Нарезка: «Тест» («Какой вы родитель?»); Напитки: 1.«Эрудит-лото» 2. «Признание» (награждение дипломами за активное участие в жизни ДОУ) Десерт: «Разное» (решение различных текущих вопросов) «На память» (подарки для родителей)

8 слайд

Описание слайда:

Закуска «Знакомство» Игра «Назови и повтори» Упражнение «Комплемент» Упражнение «Знаете ли вы что я…» Динамическая пауза. Встаньте те родители, у кого на шее цепочка Обойдите вокруг стульев те родители, у кого день рождение весной Помашите нам те родители, у которых темные волосы Поменяйтесь местами те родители, которые пришли сегодня в брюках Пожмите друг другу руки те родители, которые любят своих детей..и т.д

9 слайд

Описание слайда:

Мини-лекция «Что надо знать о своем ребенке» Роль родителей в воспитании ребёнка незаменима. Важно знать своего ребёнка, чтобы успешно справляться с такой сложной и ответственной задачей, как формирование личности. Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребёнок. Мы удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему с ним никто не дружит. Чтобы избежать этого, а так же, чтобы научно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические особенности ваших детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения вашего ребёнка с требованиями возраста, предполагать их, готовить детей к ним, учитывать особенности и затруднения каждого возрастного периода.

10 слайд

Описание слайда:

В детстве закладывается всё то, что потом будет составлять суть человека, его личность. Мудрый родитель, педагог подобен архитектору, который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но и весь интерьер. То, что взрослые вкладывают в ребёнка с раннего детства, сохраняется в нём, как в копилке, долгие годы, переплавляясь в черты характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки. Но иногда мы, не зная будущего своего ребёнка и не познав его настоящего, строим слишком грубую схему, идеальную модель, готовим ему в честолюбивых мечтах своих такие роли, с которыми когда-то не могли справиться сами. Каковы же они, главные законы детства? Что необходимо ребёнку для полноценного развития? Если очень кратко, то это нормальные родители, хорошие условия жизни и воспитания, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность.

11 слайд

Описание слайда:

Не ждите, что ребёнок будет таким как Вы, не стремитесь воплотить в нём свои мечты. Помогите ему стать собой. - Ваши требования должны быть неизменны: ребёнок Вас не поймёт, если сегодня – можно, а завтра – нельзя. Ваши требования должны быть выполнимы: невозможно, к примеру, одним усилием воли научиться завязывать шнурки. - Никогда не говорите, что ребёнок неуклюж или глуп: он в это поверит и перестанет проявлять себя, опасаясь насмешек. - Нельзя наказывать за то, что ребёнок сделал нечаянно: разбил тарелку или порвал штаны. Не используйте в качестве наказания домашние дела: они будут восприниматься карой, и ребёнок будет их избегать. - Ребёнок не должен чувствовать себя хуже других, завидовать другим детям или стыдиться своих родителей, поэтому не отказывайте ему, если в детском учреждении попросили что-то принести или сделать.

12 слайд

Описание слайда:

В дошкольном возрасте обучать ребёнка лучше в процессе игры. Воздержитесь от фразы «давай позанимаемся», замените её на «давай поиграем». - Хорошо, если у ребёнка есть своя комната, пусть в ней будет устроено так, как нравится ему. Если такой возможности нет, должен быть стол или шкаф, где он может хозяйничать. - Учите ребёнка дружить, интересуйтесь его друзьями, искренне радуйтесь их успехам и огорчайтесь поражениям. Приглашайте друзей сына или дочери в дом: это важный момент в самоутверждении. - Не делайте замечаний при посторонних или, тем более, при его друзьях. Сдержитесь, выскажитесь наедине, пощадите его самолюбие. - Относитесь серьёзно к проблемам ребёнка, даже если они Вам кажутся пустяковыми: ему нужны Ваше понимание и сочувствие. - Какие бы ни были у ребёнка проблемы, от Вас он должен услышать: «Мы вместе всё сделаем» или «Мы вместе все проблемы решим». В родителях ребёнок должен видеть самых близких, верных и лучших друзей. - Любите своего ребёнка таким, какой он есть. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребёнок – это счастье, данное Богом.

13 слайд

Описание слайда:

Салат: «Конфликт» (решение педагогических ситуаций) 1.Мама спрашивает у сына (4 года): «Почему у тебя одежда мокрая?». Дима отвечает: «Мы лепили из снега постройки. Воспитательница сказала, что я очень старался». Мама, не слушая сына: «Сколько раз тебе говорить – клади варежки и штаны на батарею». Дима: «Я ещё дома попробую такую птичку сделать». Мама: «Пойдёшь в мокром». Дима замолчал и стал неохотно одеваться. Почему не состоялся диалог мамы и ребёнка? Что можно посоветовать маме в такой момент?

14 слайд

Описание слайда:

2. Лена (4 года): «Бабушка, я тебе помогу помыть посуду, можно?» Бабушка, увидев это: «Посуда сейчас очень дорогая, а ты можешь разбить. Леночка, ты ещё успеешь перемыть горы посуды в своей жизни. Как вы оцениваете высказывание бабушки? Что можно предложить бабушке?

15 слайд

Описание слайда:

Салат: «Тест» («Какой вы родитель?»). Если Вы хотите убедиться в правильности воспитания детей в своей семье – начните с этого теста. Отметьте те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми. 1. Сколько раз тебе повторять? – 2б. 2. Посоветуй мне, пожалуйста. – 0б. 3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а) – 1б. 4. И в кого ты только уродился? – 2б. 5. Какие у тебя замечательные друзья! – 1б. 6. Ну на кого ты похож(а)!? – 2б. 7. Я в твоё время… - 2б. 8. Ты моя опора и помощник(ца) – 1б. 9. Ну что за друзья у тебя?! – 2б. 10. О чём ты только думаешь?! – 2б. 11. Какая ты у меня умница! – 1б. 12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? – 1б. 13. У всех дети как дети, а ты? – 0б. 14. Какой ты у меня сообразительный(ая)! – 1б.

16 слайд

Описание слайда:

Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ. 7 – 8 баллов. Вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению личности. 9 – 10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Он уважает Вас, хотя не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных друзей. 11 – 12 баллов. Вам необходимо быть внимательнее к ребёнку. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие Вашего ребёнка в большей степени зависит от случая, чем от вас. 13 – 14 баллов. Вы сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между Вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания.

17 слайд

Описание слайда:

Напиток: «Эрудит-лото» «Дикие животные» 1. Слон. 2. Заяц. 3. Зебра. 4. Еж. 5. Олень. 6. Рысь.

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Форма проведения – родительский тренинг – выработка единой стратегии поведения родителей в выборе игрушек.

Эпиграф: Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, фантазии и

творчества.

В. Сухомлинский.

Подготовка среды для проведения собрания:

Консультация «Какие игрушки необходимы нашим детям?»;

Наглядный и раздаточный материал: приглашение для каждой семьи, плакат со словами В.Сухомлинского;

Карточки – задания для родителей:

1 группа – «вредные игрушки»,

2 группа – «бесполезные игрушки»,

3 группа – «полезные игрушки»;

Три педагогических ситуации для обсуждения в группах;

Памятки, оформленные каждой группой в процессе работы;

- ¼ листа ватмана, фломастеры, маркеры (для каждой группы).

Ход собрания:

1. «Вредные и опасные игрушки». Вступительное слово воспитателя.

Охрана здоровья детей - важнейшая задача, как воспитателей, так и родителей. В связи с этим остро встает вопрос о профилактике детского травматизма, связанного с детскими игрушками.

Конечно, нормальное детство немыслимо без игрушек. Игрушки являются для ребенка той средой, которая позволяет ему исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать свои чувства, а также учит общаться и познавать себя. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешности этого дела зависит не только игра ребенка, но и прогресс в его развитии.

В настоящее время выбрать игрушку малышу чрезвычайно трудно. Наряду с традиционными куклами, мишками, машинками, мячиками, появились новые, невиданные прежде игрушки - динозавры, трансформеры, пауки, покемоны. И среди такого многообразия появились игрушки, вредные и опасные для здоровья и жизни детей.

Прежде всего, вреден материал, из которого изготовлена та или иная игрушка.

Самым "опасным" игрушечным материалом по праву считается пластмасса. Ведь именно на ней чаще всего появляются сколы и трещины. Разбившись, пластмасса разлетается на множество мелких кусочков, каждый из которых представляет для малыша опасность. Но не всякий натуральный материал можно считать идеальным. Дерево, например, также может разломиться, только не на осколки, а на мелкие занозы, что еще опасней для ребенка, ведь их крайне сложно доставать из ладошек. Чтобы не допустить подобных неприятностей, при покупке постарайтесь представить, какие механические нагрузки будет испытывать на себе игрушка вашего малыша. Не стоит забывать и о сертификате качества, и о документе, в котором будет указано количество формальдегидов в дереве или пластмассе.

Еще одна "игрушечная" опасность, подстерегающая малышей - острые углы и кромки, об которые они легко могут поцарапаться, уколоться или даже порезаться. Современные эксперты выявляют подобные изъяны так: колющие и царапающие поверхности определяются специальным оборудованием, конец изделия подносится к его калибровочному отверстию, и если загорается лампочка, значит, игрушку нельзя давать малышу. Если же есть сомнения относительно качества кромки, игрушку проверяют на другом виде оборудования: на устройство в виде шпинделя наматывается пленка, которая имитирует кожу ребенка. Если пленка остается целой после контакта с игрушкой - все в порядке, а если же на ней остаются царапины и порезы - игрушка использоваться не может. Проверяются игрушки и на прочность, для этого их специально роняют с определенной высоты на пол.

Если же вы покупаете игрушку и твердой уверенности, что она проверена специалистами на безопасность, у вас нет, придется использовать "полевые" методы проверки. Закрыв глаза, тщательно ощупайте игрушку - не слишком ли выступают ее острые части, не царапаются ли кромки, не колются ли усы у мягкого котенка или ресницы у куклы. Помните, что ребенок во время игры может попасть себе игрушкой в глаз, и в рот, и в нос. Предусмотрев все эти ситуации, вы легко сориентируетесь в том, можно ли будет ребенку играть с той или иной пирамидкой, куклой или медвежонком.

Учитывать размеры игрушек для малышей до определенного возраста чрезвычайно важно. Все мы наслышаны о том, как дети проглатывают мелкие детали или же засовывают их себе в нос или ушки. Поэтому особо придирчивым стоит быть при выборе конструкторов, мозаик, а также игрушек с магнитами, которые чаще всего насаживаются производителями на плохой клей. Еще большее внимание следует обратить на тематические наборы вроде "Юного конструктора", "Маленького строителя" и т.п. Даже самые невинные, казалось бы, игрушки таят в себе опасность. То есть основное требование по части размеров и составляющих игрушки - она должна быть не менее 4-5 см в диаметре и не содержать мелких частей вроде гвоздей, пуговок и прочего.

Цвет игрушки также может вам определить степень опасности. Ведь неестественно яркие, ядовито - зеленые или кричаще - красные оттенки по определению не могут содержать натуральные компоненты. В состав подобных красок зачастую входят свинец и кадмий. Прибавьте к этому отрицательное влияние ядовитых цветов на психику ребенка и его зрение, и у вас отпадет всяческое желание покупать малышу неестественно-яркие подарки.

Очень часто родителей волнует вопрос - как быть, если ребенок просит купить «человека-паука», «черепашку-ниндзя» или какого-нибудь монстра из мультфильма, очень популярного в детской среде. У большинства взрослых вызывает недоумение увлечение современных детей подобными «ужастиками». Родители интуитивно чувствуют неприятие к этим персонажам, ведь в нашем детстве ничего подобного не было. Тем не менее, не каждый способен устоять перед настойчивыми просьбами и уговорами, и страшные роботы все-таки приобретаются и затем поселяются в детской. При этом объяснения находятся самые благие - ведь руководством к действию было желание доставить удовольствие ребенку. Но будет ли это удовольствие полезным?

«Страшные» игрушки существовали во все времена. Такие игрушки чаще всего изображали пугающих сказочных персонажей и мифических существ. Они были неотъемлемой частью детской игры во всех культурах. В русской народной традиции они широко представлены в резной деревянной игрушке, игрушках из глины - дымковской, филимоновской. Эти фигурки изображают "страшных" животных: медведя, волка, льва и сказочных, фантастических "чудовищ" - Тяни-Толкая, Змея-Горыныча. Эти хорошо знакомые детям персонажи, их внешний вид (часто нарочито потешный), рукотворность таких игрушек и их зависимость от действий ребенка - все это способствовало преодолению страхов малыша. Простота внешнего вида и содержательность образа, который несла в себе страшная игрушка, давали простор воображению.

Современная индустрия игрушек действует совсем по другим ориентировкам. И действительно, какого малыша удивишь сегодня простым мишкой. «Страшные» игрушки стали чрезвычайно яркими и популярными, поэтому практически полностью заполонили прилавки. Устрашающий внешний облик игрушки утратил свою знаковость и перешел в разряд способов привлечения внимания.

Обилие деталей, всевозможные технические "навороты", делают образ игрушки привлекательным, но слишком сложным для понимания малыша. Часто совершенно не ясно, что это за существо - человек, животное или вообще машина. Если для взрослого человека слова "мутант" и "биоробот" несут какую-то смысловую нагрузку, то маленькому ребенку, у которого только складывается представление о мире, они ничего объяснить не могут. В результате, подобные герои со "сверхчеловеческими" способностями, иногда в "железной броне" и с закрытыми маской лицами, становятся для ребенка образцом для подражания, образом того, каким на самом деле должен быть человек.

Главная опасность таких страшных игрушек заключается в том, что они стирают грань между хорошим и плохим, добрым и злым. Малыш, представления которого о добре и зле только складываются, нуждается в их четком разделении и простой символизации в игрушке.

Конечно, полностью избежать присутствия игрушечных монстров в жизни малыша невозможно, но важно, чтобы эти «страшные» игрушки не преобладали в детской комнате, чтобы наряду с ними и по количеству и по качеству достойное место занимали добрые и безобидные персонажи.

Психологи-практики призывают: игрушки должны быть разными! Совсем лишать ребенка современных популярных игр все же не стоит. Ребенок находится в социуме, общается с детьми, у которых есть современные куклы, машинки. Важно внимательно наблюдать за играми своего ребенка, вовремя включаться в них при необходимости, помогать малышу освоить игровые взаимоотношения персонажей. Ведь ни одна игрушка сама по себе не научит ребенка играть и не разовьет его способности. Только в руках старшего и умеющего играть взрослого, родителя, игрушка станет живой, нужной, стимулирующей воображение, а значит, полезной.

И последнее, что хотелось сказать, утром, отправляя своего ребенка в детский сад, необходимо проверить, не взял ли он ДОУ травмоопасные игрушки (мелкие игрушки или пуговицы, острые игрушки и т.д.), лекарственные препараты, кондитерские изделия.

2. Деловая игра «Магазин игрушек».

Группа делится на подгруппы по 5 человек. На полу игровой комнаты разложены игрушки, игровые предметы. Каждая команда получает задание выбрать из всех игрушек и игровых предметов:

1 команда – «полезные игрушки», то есть игрушки, необходимые для развития детей раннего возраста.

2 команда – «бесполезные игрушки», то есть игрушки ничего не дающие для развития ребёнка.

3 команда – «вредные игрушки», то есть игрушки, которые ни в коем случае нельзя использовать при работе с детьми раннего возраста.

Продумать, какими критериями руководствовались при выборе данной категории игрушек (чем эти игрушки полезны, бесполезны, почему вредны).

Родители показывают отобранные ими игрушки по одной или группами и объясняют критерии, по которым они их выбрали. Воспитатели подводят итог по каждому критерию.

Представители 3 группы: нарочито яркие, неприятно пахнущие мячи, куклы, резиновые игрушки, мягкая игрушка с яркой вылезающей шерстью, сломанная машинка.

Критерий - несоответствие игрушек санитарно-гигиеническим требованиям. В основном, это дешёвые игрушки китайского производства. Проверка таких игрушек на токсичность выявила, что нормы концентрации химических веществ в них были превышены в десятки раз, краска на целлулоидных и резиновых игрушках содержала свинец. Покупая такую игрушку, Вы расплачиваетесь здоровьем ребёнка. Сюда же относятся игрушки с мелкими непрочно держащимися деталями и сломанные с острыми краями.

Представители: монстры, роботы с искажёнными злобой лицами.

Критерий - агрессивные игрушки, то есть игрушки, содержащие явные признаки агрессии и жестокости или вызывающие у ребёнка страх. Ребёнок, которого окружают такие игрушки, может переносить свою игру в реальность, воспринимая окружающий мир, как субстанцию, населённую врагами, которых нужно обезвредить и уничтожить. Если ребёнок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведётся когда-нибудь в той или иной жизненной ситуации. Игрушка программирует поведение ребёнка. Агрессия маленького человека накапливается и со временем может принять неконтролируемые, опасные формы. Такие игрушки могут способствовать появлению у ребёнка невротических проявлений (нарушения сна, появление различных страхов).

Представители: игры, содержащие мелкие детали (мозаика, пистолет с пульками).

Критерий - игрушки, несоответствующие возрасту ребёнка. Мелкие детали представляют опасность для детей раннего возраста.

Вторая команда отбирала бесполезные игрушки.

Представители: огромная мягкая собака, туго и со скрипом открывающаяся матрёшка, машина у которой колёса плохо прокручиваются.

Критерий - игрушки, которыми ребёнок не может играть по их назначению, то есть игрушки, которые не могут стать предметом соответствующей деятельности ребёнка. Величина или технические качества этих игрушек не дают ребёнку возможности осуществлять с ними соответствующие игровые действия в полной мере.

Представители: различные головоломки, настольные игры.

Критерий - игрушки, несоответствующие возрасту ребёнка. Такие игрушки не соответствуют интересам самого ребёнка, не дают простора для самостоятельных действий.

Представители: изящная фарфоровая кукла, раритетная модель машины.

Критерий – дорогие игрушки, скорее всего это игрушки для взрослых, а не для детей. С точки зрения ребёнка такие игрушки не приносят никакой практической пользы и доставляют сплошные неудобства. Ими нельзя насладиться в полной мере («Осторожно, сломаешь!»), их нельзя выносить во двор или в детский сад, играть с ними можно только под пристальным надзором взрослых. Красивая дорогая игрушка может быстро превратиться в источник раздражения и злости у ребёнка.

Первая команда выбирала игрушки, необходимые для развития детей раннего возраста.

Представители: пирамидки, матрёшки, крупные пазлы, крупные конструкторы, игры-вкладыши, игры-застёжки, пластиковые контейнеры, пустые коробки.

Критерий – игрушки, развивающие интеллектуально-познавательные и моторные способности. Играя с ними, ребёнок познаёт окружающий предметный мир, овладевает различными действиями с предметами, учится соотносить форму, размер, расположение отдельных деталей.

3. Решение педагогических ситуаций.

Каждая из трёх команд получает карточку с описанием ситуации, которую надо разрешить различными способами и разработать памятку по данной теме (памятка оформляется командой на ¼ листа ватмана).

Ситуация 1. Вы два часа провели в «Детском мире, выбирая подарок драгоценному чаду. Постарались учесть всё и купили отличную игрушку! И яркая, и интересная, и безопасная, а также развивающая и по возрасту подходит. Придя домой, вы протягиваете малышу разноцветную коробку, он с горящими глазами начинает её теребить, пытаясь поскорее заглянуть во внутрь. Наконец, извлек игрушку наружу. Покрутил, повертел в ручках с озадаченным видом, подёргал, понажимал и уже через пару минут напрочь забыл о существовании новой вещицы. Лежит она такая одинокая, абсолютно новая никому не нужная… Вопрос – почему и что теперь делать?

Ситуация 2. Пока вы готовили обед, ребёнок самостоятельно играл в комнате. Заглянув к нему, вы обнаруживаете полный кавардак. Игрушки разбросаны по всей комнате. Убирать игрушки ваш ребёнок не любит. Найдите способы, как привлечь его к уборке игрушек.

Ситуация 3. У вас не дом, а филиал магазина игрушек. Игрушек уже столько, что их негде хранить. Большей частью ребёнок не играет (из некоторых он вырос, некоторые ему уже надоели). Малыш просит новые игрушки. Но что делать с таким количеством старых игрушек?

4. Выработка единой стратегии поведения родителей в выборе игрушек.

Поддержать родителей, выразивших общее мнение, что «вредные игрушки» - игрушки, не соответствующие санитарно – гигиеническим требованиям; «полезные игрушки» - игрушки, развивающие интеллектуально – познавательные и моторные способности ребенка;

Необходимо всегда помнить, что игрушка – не просто забава, она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла, дает яркие и впечатляющие образы, от которых зависит формирование морально – нравственных представлений личности и ее развитие в целом.

Академия родительского образования. "Гармония детства. Не талантливых детей не бывает."

Форма и тема мероприятия могут быть полезны как в ДОУ, так и учителям начальной школы. Тема актуальна и своевременна. В соответствии с ФГОС при обучении и воспитании ребёнка приоритетное направление - развитие его личностных качеств, при этом особенное внимание надо обратить на одарённых детей.
Департамент Образования г.Москвы
ГБОУ Гимназия №1582. Второе дошкольное отделение.

Мы предлагаем вам проделать путь
от ума к разуму; от опыта к мудрости;
мы предлагаем вам научиться
не просто смотреть и слушать
– но видеть и слышать.
Это непросто – но это изменяет всё…

Нетрадиционное родительское Собрание. Академия родительского образования - «Гармония детства. Не талантливых детей не бывает»


Основная идея деятельности Академии:
способствовать установлению и развитию отношений партнёрства и сотрудничества родителя и ребёнка.
Решаемые задачи:
1. Расширение возможностей понимания своего ребёнка;
2. Улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребёнком;
3. Выработка навыков взаимодействия с ребёнком.
4. Активизация коммуникаций в семье.
Форма проведения:
Цель : познакомить родителей воспитанников с признаками одаренности детей, с созданием условий для развития и реализации способностей одаренных детей, активизации и поощрения их творческой деятельности.
Задачи : вовлечь родителей в обсуждение проблемы влияния воспитателей и родителей на развитие одаренных детей, обратить внимание на данную проблему общества.
Подготовительный этап. Составляются мини рекомендации для родителей, памятки по теме собрания. Составляется тематическая презентация в программе Power Point.
Оборудование : Аудиозаписи: «Фанфары», «Веселая зарядка», спокойная классическая музыка. Видео оборудование. Презентация Power Point «Академия». Угощения к чаепитию. Сувениры «Божья коровка» - подарки родителям. Схемы построения оригами, изображенные на доске, игры, дидактические игрушки: телефон службы Спасения, кукла Тетушка Заботушка, бусы, шашки, спички – счетные палочки. Карточки для проведения блиц ответа.
Проведение собрания.
Под звучание спокойной музыки родители проходят в помещение, где будет проходить собрание, рассаживаются.
Ход родительского собрания.
Собрание проводится за круглым столом с чаепитием,
- Добрый вечер, дорогие наши Неравнодушные родители. Мы рады приветствовать Вас, в родительской Академии. Вы в детском саду, основным видом деятельности здесь является игра и сегодня мы будем много играть, играть в необычные игры.
В начале нашего собрания позвольте вручить грамоты, благодарственные письма родителям, чей вклад в жизнь нашей группы – неоценим. Нам приятно, что Вы с большим энтузиазмом работаете в тесном сотрудничестве с педагогами по мере сил и возможностей, помогаете, поддерживаете, нередко выручали в самых сложных ситуациях. Мы высоко ценим Ваш вклад в благородное дело воспитания подрастающего поколения
Вручение благодарностей, сувениров под торжественную музыку.
В соответствии с ФГОС при обучении и воспитании ребёнка приоритетное направление - развитие его личностных качеств, при этом особенное внимание надо обратить на одарённых детей.
Очень важно знать в природе не существует неодаренных детей. Известно, что Менделеев имел лишь тройку по химии, а Пушкин вовсе не разбирался в математике. Задача взрослых определить к чему склонен ребенок. Одни тяготеют к математике, химии, биологии и физике, другие - к строительству, технике и моделированию, третьи - к поэзии, музыке и искусству, а четвертые – к спорту, путешествиям и бизнесу. «Ни к чему не способные» могут быть творцами утонченного юмора и неиссякаемого оптимизма, радужными дизайнерами или проповедниками доброты. Разве современный депрессивный мир не нуждается в целительной улыбке добрых, чистых, честных и отзывчивых людей! Ответственная задача педагогов, родителей и руководителей всех рангов заключается в выявлении природной одаренности ребенка, и способствовать реализации этого дара. Терпение и любовь, любовь и терпение - главные критерии при обращении и работе с детьми! Иные дети очень стеснительные и сложно их пробудить на соревнования, а другие - счастливы от самой возможности с кем-либо соперничать.
Разминка.
- Дорогие друзья, сегодня многое возможно Вас удивит. Все игры, предложенные сегодня вам, нацелены на развитие полушарий мозга…Все, о чем мы будем говорить не случайно… Вот все привыкли к тому, что нужно развивать память, внимание, интеллект, тело своё совершенствовать. Но почему-то при этом мало кто обращает внимание на сам мозг, от которого развитие всего этого в большинстве случаев и зависит. Даже тело развиваться и совершенствоваться не будет, если перед этим мозг хорошенько не настроится и не обдумает, как подступиться к работе над телом.
- "Зеркальное рисование" . Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.
- "Колечко" . Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

Основная часть. Дискуссия по теме.
- Представьте, что где-то на далеких островах в Тихом океане родился мальчик с музыкальными задатками Моцарта. Каково будущее этого ребенка, если учесть, что на острове не существует никаких музыкальных инструментов, кроме барабана и никаких песенных традиций, кроме одноголосого пения? Каковы ваши мнения? - Высказывание мнений.
- Ученые считают, что всякая деятельность требует от человека обладания определенными качествами. Эти качества помогают человеку справляться с деятельностью и как бы определяют его пригодность к ней. Они показывают, насколько успешно человек сможет ее выполнить. В психологии такие индивидуально-психологические особенности называют способностями человека.
- Способных людей от неспособных отличают более быстрое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности. Способности - сложное образование, зависящее и включающее в себя не только различные психические процессы, но и все развитие личности.
Общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, называют одаренностью. Одаренность может проявляться в различных сферах деятельности: интеллектуальной, учебной, творческой, художественной, в сферах общения (лидерство) и психомоторики.
- Для развития тех или иных способностей необходимо создать ребенку условия, которые развивали в нем именно то, что в данный момент может наиболее эффективно развиваться. Другими словами, следует принять во внимание его чувствительность к тем или иным воздействиям, или по выражению психологов, его сензитивность. Вновь мы коснулись темы сензитивности. Сензитивный период - период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики. Таким образом, способности имеют свои сензитивные периоды или отдельные моменты, в которых получают (не получают) своего рода толчки к развитию.
- Еще одним важным условием развития способностей следует считать формирование настойчивости, умения максимально напрягаться при достижении цели. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек достигает предела своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.
Важно соблюдать еще одно условие: формирующейся личности необходимо предоставлять большую свободу в выборе видов деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы. Но предоставление ребенку свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых.
ПОМНИТЕ : Семья способна развить или загубить творческие способности ребёнка ещё в дошкольном возрасте.
Блиц-ответ .
- Сейчас давайте немного отдохнём, мы вводим новую традицию, на каждом собрании мы будем проводить небольшой блиц-ответ. Родителям предложены карточку, где написаны возрастные особенности физические-психические наших детей. По очереди каждый родитель зачитывает, то что написано у него в карточке. То есть, здесь Вы не только слушаете, но и читаете и проговариваете. Это распространённая форма для запоминания.
(карточки)
1. В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки.
2. Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью.
3. Именно к пяти годам начинаются многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет какое-то требование.
4. В возрасте 4-5 лет замедляется рост ребенка и составляет в среднем 5 см в год.

5. В возрасте 4-5 лет костная система находится в процессе формирования, связки эластичны. Именно поэтому нужно оберегать ребенка от чрезмерных физических нагрузок, ведущих к деформации (в первую очередь позвоночника).
6. Также можно поручать детям несложную домашнюю работу, требующую небольшою физического напряжения (например, пропылесосить ковер или помыть пол). Пусть у него все получается хуже, чем у вас, зато он приобретает трудовые навыки, а заодно развивается физически.
7. Формирование легочной системы в 4-5 лет продолжается и обычно заканчивается к 6-7 годам. Дыхание становится более глубоким. При физических нагрузках (беге, подвижных играх, катании на велосипеде, коньках и т. п.) вентиляция легких усиливается. Это способствует тренировке и развитию органов дыхания; вследствие чего у ребенка реже возникают простудные заболевания.
8. Артериальное давление у детей 4-5 лет составляет примерно 95 на 59 мм рт. ст. (у взрослых норма 120 на 80). Частота сердечных сокращений колеблется от 90 до 100 ударов в минуту. К 5 годам увеличивается вес сердца, соответственно увеличивается и работоспособность сердечной мышцы.
9. Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.
10. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит и к повышенной обидчивости на замечания.
11. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.
12. К пяти годам соотношение размеров различных отделов позвоночника у ребенка становится таким же, как у взрослого, но рост позвоночника продолжается вплоть до зрелого возраста.
13. Скелет ребенка-дошкольника отличается гибкостью, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с этим детям 4-5 лет нельзя на физкультурных занятиях давать силовые упражнения, необходимо постоянно следить за правильностью их позы. Длительное сохранение одной позы может вызвать перенапряжение мускулатуры и в конечном итоге нарушение осанки.
14. Первые пять лет жизни - «золотая пора» развития сенсорных способностей детей. Хрусталик глаза дошкольника имеет более плоскую, чем у взрослого, форму. Отсюда и некоторая дальнозоркость. Однако легко может развиться и близорукость. Так, при рассматривании иллюстраций, да еще за плохо освещенным столом, при работе с карандашом, различными мелкими предметами ребенок напрягает зрение, сильно наклоняется. Мышцы глаза при этом для лучшего преломления световых лучей меняют форму хрусталика, внутриглазное давление также меняется, глазное яблоко увеличивается. Часто повторяясь, эти изменения могут закрепиться. Следовательно, необходимо вырабатывать у детей правильную рабочую позу и осуществлять постоянный контроль за ней как на занятиях, так и в их самостоятельной деятельности.
15. У ребенка 4-5 лет продолжается процесс развития органа слуха. Барабанная перепонка нежна и легкоранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось. Поэтому в полости уха легко может возникнуть воспалительный процесс. С ранимостью органа слуха и незавершенностью формирования центральной нервной системы связана большая чувствительность дошкольников к шуму. Если жизнь детей в группе постоянно протекает на фоне шума порядка 45-50 децибелов, наступает стойкое снижение слуха и утомление. Между тем падающие кубики и стулья, громкий разговор создают шум примерно в 70-75 децибелов. Вот почему в дошкольных детских учреждениях должна проводиться активная борьба с шумом: необходимо приучать детей правильно пользоваться игрушками, осторожно переносить стулья, говорить негромко.
16. Чтобы научить детей 4-5 лет соблюдать правила поведения, им мало объяснить, что можно, что нельзя и что нужно делать, необходимо постоянно упражнять их в соответствующих поступках. Важно, чтобы сложные системы связей, из которых складываются навыки, умения, упрочивались постепенно, на повторяющемся с усложнениями материале.
17.Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20м. м
- Вам было интересно узнать это про вашего ребёнка?
Замечательно помогает развивать полушария мозга нейролингвистическое программирование, сокращённо НЛП
Оно помогает снимать эмоциональное напряжение, улучшает работоспособность, развивает внимание, мышление и межполушарные связи. Выполнять это упражнение трудно и при этом интересно.
Объясняю порядок действий. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону, В - обе руки поднимаются вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.
А Б В Г Д
Л П П В Л
Е Ж З И К
В Л П В Л

Л М Н О П
Л П Л Л П

Р С Т У Ф
В П Л П В

Х Ц Ч Ш Я
Л В В П Л
Предметно – развивающая среда. При организации ПРС, мы учитывали многолетний опыт работы, создавая развивающий и удобный современный интерьер совместно с родителями. Пространство группы состоит из четырех так называемых модулей:
Игровой модуль;
Модуль свободной деятельности детей;
Бытовой модуль;
Модуль безопасности
- Есть ли вопросы по созданию развивающей среды? Значение которой переоценить невозможно. Рассматривание оборудования… Высказывание мнений…
Инсценировка: Демонстрируется инсценировка короткой сценки (ВИДЕО). В роли актеров дети. После просмотра небольшая дискуссия.
Изображение сказочной поляны.
На импровизированной сцене стол, на котором подготовлено все для занятия по рисованию (краски, кисти, и т.д.), Появляется Мальвина, она зовёт Артемона и Буратино заниматься. Артемон послушно садиться за стол, принимает позу прилежного ученика. Буратино приходиться долго упрашивать, он никак не может усидеть на месте, всё время отвлекается. Когда, наконец, все усаживаются, Мальвина произносит
- Сегодня, дети, мы будем с вами учиться рисовать ромашку. Посмотрите, как это делается на большом листе Мальвина рисует ромашку, детально объясняя все свои действия. Артемон внимательно слушает, выполняя всё точно так, как объяснила Мальвина. Буратино же чешет в затылке, рассматривает краски, обмакивает кисть в одну из баночек и ставит на лист бумаги большую кляксу. Затем внимательно рассматривает её, снова обмакивает кисть в краску и ставит рядом ещё одну кляксу. Так, методом клякс, он рисует ромашку.
Мальвина рассматривает оба рисунка, хвалит Артемона, ругает Буратино за выполненную работу.
На слайде №1 тема собрания
-- Давайте сейчас вместе порассуждаем, кто из сказочных персонажей проявил нестандартные способности мышления, в чём это проявилось и удастся ли при таком руководстве деятельностью детей сохранить и развить их творческое начало.
Родители высказывают своё мнение.
(Настраиваем родителей на дискуссию, обмен мнениями, задаем вопросы)
На слайде №2 следующие вопросы:
Что же такое «Одаренность», в чём она может проявляется? Какая она бывает?
Короткая дискуссия.
Да, уважаемые родители, во многом Вы правы. А вот, что говорят об одаренности специалисты.
Слайд №3
Детская одаренность – социально – общественная проблема. История знает случаи, когда многие выдающиеся люди уже с детства блистали незаурядными способностями. С другой стороны, выдающиеся умственные или творческие проявления ребенка могут оказаться лишь чем – то временным. В ходе возрастного развития вместе с укреплением свойств интеллекта и качеств личности, подъемом их на новый уровень происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.
Необходимо диагностировать и выявлять одаренных детей.
Слайд №4
Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения нового. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста, доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно – игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.
Однако ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными родителей, педагогов – ведь эти признаки могут указывать на предпосылки подлинного таланта.
Слайд №5
Фундаментальный вклад в изучение способностей человека был сделан в трудах выдающихся российских психологов Б.М. Теплова и С.Л. Рубинштейна. По мнению Б.М. Теплова - понятие одаренности имеет комплексный, синтетический характер и тесно связано с конкретными требованиями, которые предъявляет человеку практическая деятельность. Б.М. Теплов подчеркивает, что бессмысленно говорить об "одаренности вообще", поскольку возможна лишь одаренность к чему-либо, т.е. к какой-либо деятельности. В соответствии с этим дифференцируются два вида одаренности:
Слайд №6
специальная одаренность, которая понимается как качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в некоторой деятельности;
общая одаренность, которая в отличие от специальной рассматривается применительно к широкому кругу деятельностей.
Каких же детей можно считать одаренными? Ответы родителей.
Слайд №7
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Слайд №8
Виды одаренности:
Одаренность в ремеслах; спортивная и организационная одаренность;
Интеллектуальная одаренность различных видов;
Хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность;
Лидерская одаренность, т.е. способность привлекать, притягивать к себе других людей, вызывать у них чувство симпатии;
Одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.
Слайд №9
Поэтому очень важно, уделяя внимание развитию способностей ребенка в той области, где его одаренность проявляется наиболее ярко, стимулировать развитие других его возможностей, способствовать формированию у ребенка таких личностных качеств, как доброта, сострадание, готовность помочь, щедрость, скромность, терпение, надежность и т.д.
Слайд №10
- Пастор и ученый Карл Витте считал, что способности есть у каждого ребенка и они являются результатом обучения и воспитания в первые пять-шесть лет жизни. Этот ученый провел одно из наиболее интересных лонгитюдных исследований в области психологии одаренности, причем в качестве испытуемого выступал его сын. В 1800 году на заседании магдебургского педагогического общества преподавателей гимназий в горячем споре со сторонниками генетического подхода к одаренности Карл Витте произнес свою знаменитую фразу: "Если Бог пошлет мне сына... то я, сделаю из него выдающегося человека". Вскоре у пастора действительно родился сын, который в честь отца также был назван Карлом. Карл Витте-старший разработал множество педагогических приемов, позволявших ему обучать и развивать своего ребенка. Первоначально не только критики-педагоги, но даже жена пастора не верили в успех. Однако по мере взросления мальчика им пришлось изменить свое мнение.
Слайд №11
- Уже в неполные восемь лет маленький Карл мог читать и переводить Плутарха с греческого, сочинения Юлия Цезаря с латыни. Его не затрудняли ответы на вопросы по этим далеко не простым произведениям. Он также легко читал по-итальянски и по-французски, беседуя на этих языках с преподавателями так, как будто это был его родной язык. Он мог решать в уме сложнейшие математические примеры, обладал блестящими познаниями в географии и истории. Уже в 9 лет мальчик поступает в Лейпцигский университет, в 13 лет становится доктором философии, а в 16 лет получает степень доктора юриспруденции. В 18 лет юноша становится профессором Гейдельбергского университета. С 23 лет и до самой смерти он работает заведующим кафедрой в Бреслау. Его коллеги и ученики отмечали его эрудицию, блестящие способности педагога и ученого.
- А какого мнения придерживаетесь Вы? (небольшая дискуссия)
Слайд №12
«Талант похож на жемчужину, заключённую в раковине. Иногда раковины бывают открыты, и в этом случае талант ребёнка очевиден: он прекрасно рисует, поёт, сочиняет стихи, музыку, складывает в уме трёхзначные числа… Нужно очень постараться, чтобы не заметить очевидное - этот ребёнок - талант. Таких детей очень мало».
Гораздо больше детей с «закрытыми раковинами». Талант (а если не талант, то способности) есть у каждого ребенка. Но нужно приложить усилия, для того чтобы его разглядеть и развить. В научной психологии различают два типа одарённости детей: интеллектуальную и творческую. Первый тип отличается повышенной способностью к обучению, его представители поражают всех своими энциклопедическими знаниями. Люди второго, творческого типа, обладают прежде всего нестандартностью мышления. Они резко выделяются из толпы. Любопытно, что, если человек одарён творчески, у него всегда высокий интеллект. А вот интеллектуал, в свою очередь, может быть напрочь лишён творческих способностей.
Слайд №13
- Базу будущего дара надо сформировать! Разовьёт свой дар малыш или загубит его, во многом зависит от семьи, воспитания, педагогов. Но сегодня статистика печальна: большинство детей к 8-10 годам теряют свои задатки. Задатки каждый малыш, действительно получает с рождения, их заложили мама и папа. Конечно. Все родители понимают, что задатки ребёнка надо развивать, превращая их в способности. И тогда их чадо достигнет успеха.
Способности - это индивидуальные особенности личности, проявляющиеся и развивающиеся в деятельности, только в деятельности, и при том положительной, успешной, вызывающей благоприятный эмоциональный настрой. В реальности способности могут быть великолепно развиты, но чаще преждевременно угасают или деформируются. Способности, вовремя не выявленные и нераскрытые - утрачиваются. К тому же, у каждой способности своё время. А если просто ждать у моря погоды?
Слайд №14
Уже к 7 годам у малыша может произойти необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей (Б. Никитин). То, что в 2- 3 года познается с интересом, легко, в 6 лет может вызвать трудности и как следствие – нежелание учиться. Упустишь – не наверстаешь. Поэтому особенно актуально раннее развитее детей.

Не у всех родителей, к сожалению, хватает на это времени и желания. Вот и жалуются потом мамы и папы, что «ему бы только телевизор смотреть», «только бы за компьютером сидеть», «только бы во дворе гулять». И забывают мамы и папы, что когда-то им было «некогда замечать, что ребёнок тянется к краскам, мечтает ходить в каратэ или влюблёнными глазами смотрит на пианино в гостях у друзей.
Родители должны быть партнёрами в процессе воспитания и образования своего сына или дочери. Благодаря педагогическому вниманию и заботе дети раскрывают и проявляют свой талант, добиваясь невероятных высот.
- Одной из приоритетных задач современного образования является развитие способностей дошкольников, выявление возможностей ребёнка или его одарённости, которая обеспечивает возможность достижения успеха в одной или нескольких областях.
Предлагается «Веселая зарядка» (музыка) с упражнениями для развития полушарий мозга. Упр. 1 «Тучка - Солнышко», 2. «Ухо - нос», 3. «Животик - голова», 4. «Колечки», 5. «Ладошка- кулачок-ребро»
- внедрение передовых образовательных технологий, каких именно мы сейчас расскажем:
Занятия Оригами имеют следующее значение для развития дошкольника: развивают мелкую моторики пальцев, глазомер, речь, внимание, память, творческие задатки, творческое воображение, художественный вкус, конструктивное мышление; происходит знакомство с геометрическими понятиями; дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге) ; способствуют формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками; влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки; позволяют детям испытать свои возможности и проявить способности:
- конструктивные – при создании фигурки из одного листа бумаги путем его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами и соединенных с помощью клея;
- изобразительные – за счет частичной или полной дорисовки деталей, использования метода аппликации, применения цветовых сочетаний, чередования цвета;
- творческие – оригинальное применение известных моделей; изобретение вариаций на классические модели; изобретение своих фигурок;
- оформительские – оформление открыток, помещений к празднику;
- театральные – обыгрывание сложенных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов. Работа рук, движение пальцев и мышц кисти подают сигналы в центральную нервную систему, побуждая активизировать большую часть клеток. Возбуждение передается практически на всю кору больших полушарий, активная работа клеток заставляет сосуды в этой области мозга расширяться и гнать кровь, глюкозу и кислород в усиленном количестве.
Игры с карандашами, Бусами, массажерами «Су джок», теннисными шариками, Игрушками –прыгунками. Практический показ…
Чудо ширма – коммуникативное чудо – важным направлением этой работы является воспитание коммуникативной культуры, куда входят задачи развития речи, воспитание эмпатии (способности чувствовать, понимать настроение другого человека). Данное наглядно – дидактическое пособие можно использовать в любом виде образовательной деятельности, в режимных моментах, в индивидуальной работе с детьми.
Шашки – Развивают способность к концентрации внимания, умение выстраивать цепь, понятие очередности, игры по правилам, усидчивости, чувство здорового азарта, требует от играющего усиленной деятельности в мысли, изобретательности и сообразительности, способствует развитию аналитических способностей.

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развивается внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. формирование настойчивости,
Заключение . - Уважаемые родители! Завершая нашу встречу, надеюсь, что на начальном этапе – дошкольного детства, нашим вкладом в будущий успех детей будет выявление и развитие их способностей. Думаю, что, объединив усилия, мы обязательно добьёмся успехов.
Талант – это дар Божий, который надо постараться сохранить и приумножить. И в каждом человеке есть своя "изюминка", свое неповторимое "Я"

Есть такой старый афоризм: «В работе с детьми самое трудное - работа с взрослыми».

Общение с родителями – большое искусство, необходимая составляющая успешной работы воспитателей и педагогов с детьми. Эффективность учебной деятельности зависит, в числе прочего, и от тесноты контакта с семьей воспитанника.

Как привлечь родителей в школу и правильно организовать родительское собрание, чтобы оно не было повинностью для родителей?

Чтобы родители были с самого начала хорошим помощниками школы, их надо активно подключать к решению актуальных вопросов учебно – воспитательного процесса, вовлекать в совместную с детьми деятельность.

Родительское собрание – это основная форма совместной работы педагога и родителей, является средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса учащихся в саду и дома. Главным его предназначением является его согласование, координация и интеграция усилий дошкольного учреждения и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.

Цели и задачи родительских собраний.

· Воспитание родителей, родительского коллектива

· Формирование родительского общественного мнения.

· Просвещение родителей в вопросах педагогики, психологии.

Методы и формы обучения в педагогике - критерии, которые оказывают взаимное влияние. Под формами следует понимать способы организации обучения, которые пребывают в тесной связи с порядком его осуществления, временем и местом проведения, количеством учащихся. Основу формы составляет ведущий метод. Способы совместной работы обучаемого и учащихся в процессе решения образовательных задач и являются методом обучения.

Нетрадиционная методика проведения родительских собраний повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания.



· «Педагогическая лаборатория»

· «Читательская конференция»

· «Аукцион»

· «Семинар – практикум»

· «Душевный разговор»

· «Мастер – класс»

· «Ток – шоу»

· «Вечера вопросов и ответов»

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний

«Педагогическая лаборатория».

Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, чтобы педагог ближе узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Читательская конференция».

За 2 недели родителям сообщается тема собрания, предлагается материал на данную тему. Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по заявленной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Педагог просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, с какого возраста следует обращаться за помощью к логопеду. Предлагается несколько высказываний, и родители комментируют, обсуждают эти высказывания, делятся своим мнением по данному вопросу.

«Аукцион».

«Семинар – практикум».

На собрании могут выступать воспитатель, родители, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как педагог, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему «Роль игры в речевом развитии детей». Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителям предлагается посмотреть несколько игр, в которые дети играют в детском саду. Подумать, какие стороны речевого развития отрабатываются в данных играх. Вспомнить игры, в которые сами играли в детстве и которым они могут обучить своих детей, их ценность с точки зрения развития речи.

«Душевный разговор».

Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенности их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка: слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

«Мастер – класс».

«Ток – шоу».

Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатели, специалисты. К примеру, возьмем кризис 3-х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса

3-х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

«Вечера вопросов и ответов».

Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «flemi.ru» — Ультразвуковое обследование. Брюшная полость, голова, грудная клетка