Виды любви: какая бывает любовь. Философия любви. Какие существуют виды любви

Любовь занимает важное место в жизни человека. Невозможно представить себе комфортное и счастливое существование без взаимного чувства привязанности мужчины и женщины. Какая бывает любовь? Традиционно принято выделять несколько ее типов, каждый из которых характеризует разный уровень отношений и имеет свои особенности. Относительно того, какая бывает любовь, определения в книгах можно найти совершенно разные. Рассмотрим основные особенности каждого вида.

Природа любви

Трудно, наверное, не согласиться с тем, что любовь окрыляет человека, заставляет его посмотреть на мир новыми глазами, расширить свои представления о жизни. Природа любви загадочна и таинственна. Эту тайну пытались уже разгадать множество людей, но она открывалась лишь немногим. Большинство, как это ни странно, остаются скромно стоять на пороге своего счастья, так и не решившись открыть заветную дверь. Почему так происходит? Неужели такого чувства, как любовь, заслуживают не все?

Дело в том, что далеко не каждый человек готов принять божественный дар в свою жизнь. Очень многие попросту оказываются не готовыми к тому, чтобы меняться. А любовь всегда предполагает видимые изменения. Вот и получается, что люди часто упускают свои уникальные возможности стать счастливыми. Отвергнутая любовь встречается в мире с закономерной периодичностью. Что может быть абсурднее, чем отрицать и отталкивать божественное дарование?

Материнская любовь

Это первое чувство, которым окружают младенца. Едва появившись на свет, он уже способен различать потоки энергии нежной благодати, исходящей от матери. Малыш на самом деле очень нуждается в ее внимании и заботе. Не будь на свете этой любви, никто из нас не смог бы вырасти полноценным и счастливым человеком.

Материнское сердце обладает высокой чувствительностью, оно мягкое, доброе, всепрощающее. Вряд ли можно чем-то измерить глубину и силу этого необыкновенного чувства. Именно любовь матери к своему ребенку делает ее способной на настоящие подвиги. Ряд специалистов в области исследований человеческих отношений полагают, что только такая любовь и является подлинной, безусловной. По их мнению, все остальные виды сердечных привязанностей, особенно те, что касаются взаимоотношений мужчины и женщины, являются кратковременными и больше похожи на биохимию. Какая любовь бывает сильнее той, что испытывает женщина по отношению к своему младенцу? Она действительно не похожа на другие проявления нежности и заботы. Никто на свете не будет любить нас просто так, кроме матери. Это надо понять и принять.

Первая любовь

Об этом чувстве воистину ходят невероятные легенды. Считается, что такая любовь повторяется лишь однажды. Особо впечатлительные граждане даже верят в то, что первая любовь и есть единственная. Якобы она больше никогда в жизни не повторяется. Отчасти это правда, потому что по мощности и накалу чувств никогда после человек не будет так страдать.

Какой бывает первая любовь? К сожалению, чаще всего, несчастной. Почему? Да потому что молодые люди, по сути, еще не умеют любить и проявлять свои чувства. Где вы видели уверенных в себе юношей и девушек? Подростки еще только учатся выстраивать эффективное взаимодействие, понимать друг друга и строить планы на дальнейшую жизнь. Они легко обижаются, обвиняют друг друга, переходят на крик. У них еще нет достаточно развитого уровня толерантности и терпимости, на основе которых можно было бы успешно строить совместную жизнь. Можно сказать, что первая любовь является лишь только подготовительным этапом молодого человека к взрослой жизни. Было бы невероятно обидно, если бы подлинная, настоящая любовь давалась именно в эти «неразумные» годы. В том случае, наверное, каждый второй человек на Земле до самой смерти оставался бы глубоко несчастным и умирал в одиночестве. Но этого, к счастью, не происходит. Поэтому нельзя считать первую любовь мерилом собственной успешности или неудачливости.

Романтическая любовь

Какая бывает любовь? Часто с ее именем связывают всю красоту романтических отношений. Эти проявления чувства действительно прекрасны: направлены на ухаживания, внимание к своему партнеру, стремление сделать приятное, каким-то образом порадовать, удивить. Парни обычно хотят поразить воображение девушки каким-нибудь необычным поступком или действием, завоевать ее расположение.

Романтическая любовь очень сильно связана с желанием отдавать, дарить радость другому человеку. Она не имеет ничего общего с эгоистичным сознанием, намерением подчинять своей воле партнера. В этом приподнятом состоянии человек «летает», словно на крыльях, строит грандиозные планы, верит в счастливое будущее.

Любовь-страсть

Этот вид привязанности имеет в своей основе собственническое начало. Рассуждать о природе страсти - почти то же самое, что и думать о том, какой бывает мусульманская любовь. Такое чувство слишком импульсивное, непостоянное и тяготится однообразием.

Во взаимодействии двух людей кипят события, они неистово ревнуют друг друга. Когда страсть проходит, партнеры часто расстаются. Почему так случается? Все потому, что их отношения были построены на непрочной основе - сильных эмоциях, которые имеют свойство меняться.

Любовь-ненависть

Пожалуй, это самый интересный тип привязанности. Она возникает между людьми в том случае, когда они в принципе не знают о том, какая бывает любовь. Ненависть диктует партнерам свои правила игры. Особенность заключается в том, что обоими партнерами руководят амбивалентные чувства: они хотят силой удержать один другого, но при этом не могут дня прожить без скандала. Немудрено, что в таких отношениях отсутствует перспектива, ведь они изначально неконструктивны. Партнеры выбирают друг друга по типу отрицания: внимание привлекает субъект, который чем-то раздражает, напоминает родственника, с которым не складываются спокойные отношения. Любовь-ненависть может продолжаться долго, в зависимости от того, как скоро люди осознают невозможность находиться вместе и примут решение расстаться.

Любовь-дружба

Какая бывает любовь? Она может строиться по типу дружеского взаимодействия. Чаще всего чувство рождается из состоявшихся приятельских отношений, когда люди просто привыкают проводить вместе время. Иногда любовь-дружба проявляет себя настолько естественно, что вчерашние друзья просто переходят из одной зоны взаимодействия в другую. Чувство всегда характеризуется желанием быть полезным. Яркими особенностями являются своевременная помощь и взаимовыручка.

Таким образом, на свете существует множество проявлений привязанности людей по отношению друг к другу. Когда партнеры только встречаются, бывает сложно предугадать, во что разовьется их симпатия. Какой бывает настоящая любовь? Наверное, это та, что делает человека лучше, сильнее, помогает преодолевать недостатки, становиться смелее, учит принимать на себя ответственность за свои поступки и действия.

любовь нравственный интимный

Любовь - это индивидуальное творчество человека, поэтому можно сказать: сколько людей, столько и видов любви. И все же, даже в этой, самой загадочной и непостижимой области, имеются некоторые закономерности, позволяющие выделить 8 основных типов отношений и основанных на них видах любви .

1. Любовь-сторгэ - это любовь-нежность, включающая глубокое понимание и сострадание. Такому чувству присуща способность к компромиссам, доброжелательность и умение сглаживать противоречия. Для этой формы отношений характерны: солидарность с партнером во всем, снисходительность к недостаткам, стремление к гармоничным, стабильным, приятным и непринужденным отношениям. Это идеальная форма любви для семейной жизни, но при условии, что партнер будет проявлять чуткость. Чрезмерная ранимость этого чувства не делает его выносливым при любых обстоятельствах. Влечение души имеет большое значение и преобладает над физическим притяжением.

2. Любовь-маниа - длительный эмоциональный экстаз, одержимость любовью, переоценка ее значимости, что ведет к сильным эмоциональным потрясениям, опрометчивым поступкам, а то и драмам. Это чувство сильное, собственническое, требовательное, жаждущее полной взаимности, но способное также ко многим компромиссам. Эта любовь очень вынослива, даже в тех случаях, когда она безответна. Часто бывает способной на героизм и жертвенность и даже на безоглядную преданность. Она полна противоречий, так как очень зависима от изменчивого настроения. Частыми в ней бывают ссоры, резкие контрасты в поведении, даже мимолетные измены. Является причиной непредсказуемых поступков и пренебрежения к общепринятым нормам поведения.

3. Любовь-аналита - это форма любви, которой свойственно стремление к спокойным и рассудочным отношениям. Любовь эта индивидуально-избирательна, с высокими требованиями ее носителя к объекту чувств и со склонностью разочаровываться в нем, если он не оправдал каких-либо ожиданий. Эта требовательность лишена идеализма, но часто превышает реальные возможности людей. Это чувство интеллектуальное, со склонностью размышлять и анализировать поведение партнера, не погружаясь в его духовный мир. Имеет отвлеченно-обобщающий характер с тенденциями делать выводы отстраненно от объекта чувств; здесь мало эмоций и ощущений. Не отличается уступчивостью. Стремясь к разумному и гармоничному сочетанию интеллектуальных запросов и физических желаний, владелец Аналиты требует от партнера многих уступок

4. Любовь-прагма - трезвая, прагматичная и разумная любовь по духовному или материальному расчету. Несмотря на некоторый эгоизм, настроена на справедливом балансе между «давать» и «получать». Предполагает отношение к объекту своих чувств с уважением и желанием понять его. Она естественна и рациональна в проявлении своих потребностей. В ней характерно стремление к обоюдному удовлетворению желаний и интересов, хотя личные интересы в ней порой ставятся выше интересов партнера. Привычка укрепляет ее, со временем объект чувств превращается в необходимую собственность, заботливо опекаемую. С ней связаны союзы, которые принято называть браками по расчету .

5. Любовь-агапэ - любовь терпимая и идеалистичная. В ее основе лежит жертвенность. Это довольно устойчивое чувство с элементами фатализма. Ее владелец способен многое прощать и принимать самоотречение как должное. Утонченная и поэтичная, такая любовь может существовать долгое время вдали от объекта чувств, даже без надежд на взаимность. В ней присутствует стремление защищать свои иллюзии от разрушающего их действия реальности, поэтому в таких отношениях есть склонность к самообману. Вследствие этого имеет сложный, капризный и противоречивый характер. И, хотя она более склонна к смирению, временами может проявлять бунтарский дух. Иногда человек, имеющий такую форму любви, может принимать радикальные решения, например, по собственной инициативе расстаться с любимым. Но образу любимого, даже после разлуки может долго соблюдаться верность. Духовное чувство всегда преобладает над физическим.

6. Любовь-филиа - это чувство, в основе которого лежит по детски наивная страсть к непознанному, в том числе и в области сексуальных отношений. В эротической жизни человека этого типа наибольшее значение имеют тонкие ласки и психологизм отношений. Это чувство порождает дружбу с глубоким уважением и взаимопониманием. Оно имеет очень избирательный характер, сплачивает единомышленников и стимулирует взаимное развитие способностей. Это - любовь равных партнеров, она не терпит принуждения и, тем более, диктата в чем бы то ни было. Люди, которым свойственен такой вид любви, могут сохранять верность только тому избраннику, который их не разочаровывает. И без сожаления расстаются с партнерами, не оправдавшими надежд, чуждыми по духу и образу мыслей. К сексуальной дисгармонии такие люди относятся гораздо терпимее .

7. Любовь-эрос - это страстное, властное и чувственное тяготение к объекту любви. Внешность и манеры поведения любимого имеют большую ценность. Они вызывают эстетические чувства и преклонение перед внешним совершенством, часто преувеличенным, - лица, фигуры, походки. Люди, у которых доминирует этот вид любви, стремятся к гармонии души и тела, поэтому способны закрывать глаза на мелкие недостатки. Загоревшись любовью, бывают, способны к большой самоотдаче, постоянно совершенствуют свои манеры и способы проявления чувств, а также формы своего тела, красоту одежды, эстетику окружающей обстановки. Охотно приспосабливаются и приспосабливают к себе партнера. Большое значение придают физическим удовольствиям. Не обретя желанной гармонии, они навсегда разочаровываются в объекте своих чувств и довольно легко с ним расстаются

8. Любовь-викториа - это вид эротического поведения, наиболее далекий от интеллектуальных и духовных запросов, чем остальные. Ему не хватает глубины и избирательности. В его основе лежит приятное ощущение покорения объекта своего влечения. Это своего рода игра-борьба. Если побежденный не сопротивляется, к нему быстро пропадает интерес. У интровертов или бивертов (людей малообщительных) это чувство может быть очень устойчивым и надежным, когда любимый человек рассматривается как необходимая собственность. Внимание к партнеру проявляется в виде постоянной требовательности, подразумевающей самые благие намерения. Такое чувство бывает довольно эгоистичным, порой даже чуждым сострадания. У экстравертов (общительных) такой форме любви часто не хватает постоянства, так как ей присуще стремление к сексуальному разнообразию, дающему ощущение радости от новых побед. Партнер часто рассматривается как противник или как крепость, которую берут штурмом. На него смотрят свысока, без снисхождения и без стремления к полному взаимопониманию .

Любовь имеет много трактовок. Даже пара влюбленных не всегда готова понять друг друга. Если понимать чувства партнера, то вполне можно предугадать будущее отношений.

Американский психолог Д.А. Ли, пытаясь выявить закономерности в интимных отношениях между мужчиной и женщиной выделил шесть разновидностей любви .

Первая разновидность - любовь чувственная, но основанная прежде всего на преданности, а уж потом на физическом влечении. В этом случае влюбленным есть о чем поговорить - и в постели, и вне ее, при этом обсуждаются не только собственные проблемы, но и проявляется живой интерес к тому, что волнует партнера. Такой человек не станет самоутверждаться за ваш счет, всячески оберегает вас, заботится о вас, ценит ваши чувства и счастлив оттого, что вам с ним (с ней) хорошо. Пожалуй, это ближе всего к тому, что мы привыкли называть «настоящей любовью».

Иначе выглядит вторая разновидность - любовь-игра, в основе которой лежит главным образом физическое, сексуальное влечение. Мужчина в таких случаях не тратит времени на «разбег» - берет женщину (или пытается взять) приступом сразу. Как личность вы его не очень интересуете - им востребована лишь ваша сексуальность. Он может «параллельно» встречаться и с другими женщинами и не склонен ревновать вас к другим мужчинам. То же можно сказать и о женщине, склонной к любовной игре. По сути, таких партнеров, кроме секса, ничего не объединяет. Впрочем, они склонны считать, что секс - это и есть любовь. Чувства такого «субъекта» поверхностны и скоротечны. Он не терпит ответственности, и если вы не станете требовать ее от него и будете мириться с тем, что имеете, ваша связь, приносящая вам чувственные радости, может продлиться достаточно долго. Практически такие отношения менее всего отвечают понятию - настоящая любовь .

Третий тип - любовь-дружба. Как правило, она надежна, долговечна и дает уверенность в том, что вы в любом случае и при любой ситуации найдете в партнере понимание и поддержку. В рамках этой спокойной, без разгула страстей любви вы чувствуете себя уверенно и защищено. Однако здесь таится опасность, вызванная однообразием, - вам может стать неинтересно, скучно, а скука - это смерть любви…

Четвертая разновидность - мания. Такая любовь сродни одержимости. Страсть и ревность - два кита, на которых она держится, и отсутствие третьего может стать губительным. Человек, одержимый такой любовью, - эгоист, постоянно нуждающийся в самоутверждении. Ему свойственны постоянные придирки, подозрения, унижения по пустякам. Он патологически ревнив, но не потому, что так сильно нуждается в вас и боится вас потерять, а потому, что опасается потерять власть над вами. Вас будут угнетать и внушения с его стороны, что вы ему всем обязаны, а любовь и забота с вашей стороны будут восприниматься как нечто собой разумеющееся. Прочности в таких отношениях, как правило, нет.

А вот пятая разновидность самый рассудочный вариант («потому что ты мне нужен»). От такой любви глупо ожидать разнообразия страстей и неожиданностей, тут чувства контролируются. Так что следует взвесить все плюсы и минусы такого союза. Вас будут любить, пока вы соответствуете избранному стандарту. «Бунты» исключены, любая попытка выбраться из «прокрустова ложа» чревата разрывом.

И наконец, последний вид - любовь жертвенная, безоглядная, способная на все - лишь бы любимому (любимой) было хорошо. Такое чувство, как правило, не бывает скороспелым, зреет достаточно долго и вызревает в совершенно бескорыстную любовь. Однако и в ней возможны исключения из правил - она может возникнуть с первого взгляда, и тогда - как в омут, с головой: В любом случае опасность в том, что готовность к самопожертвованию, безграничная отеческая (материнская) забота может приесться, надоесть, она не способствует сексуальному влечению. А любовь без секса - что пресная еда, безвкусная и бесцветная. Такую ущербную любовь никак нельзя считать полноценной .

Итак, любовь - это не только высшая моральная ценность, но и реальное земное отношение и влечение, и относительно самостоятельное стремление и потребность, и в этом качестве - высшая форма межличностного общения.

20 век - период различных открытий в разных областях науки. Психология не является исключением. Ученые исследовали эмоциональную сферу человека, а именно чувства. В результате этих соисканий были выделены некоторые особенности. В перечне оказались виды любви, определенные философами Древней Греции. Представленная статья сделает краткий обзор на эту тему.

Первый вид - любовь-сторге

Под этим видом подразумевают чувство понимания и дружбы с партнером. Люди, испытывающие такую любовь, прислушиваются к потребностям друг друга, умеют договариваться и идут на компромиссы. Подобные отношения наполнены тесным общением и глубокой душевной близостью. Разлука таким парам нестрашна, ведь верность партнера для них абсолютна и непоколебима, а чувства обладают стойкостью и никогда не угаснут.

Сторге на языке древности предусматривает доверие. Человек, чувствующий такую любовь, умеет прощать и ждать. В отношениях, возникших в результате сторге, отсутствует эгоизм. Бывает, что пути людей могут разойтись, и они расстаются, но все равно остается дружба, и в случае сложной ситуации они помогают друг другу.

Второй вид - любовь-агапе

Этот вид излучает альтруизм и указывает на обожание своего партнера. Жертвенная любовь, в которой человек может прощать своему любимому многое, отказываться от себя, своих желаний и потребностей. Часто первое чувство в жизни обладает чертами агапе, ведь оно тяжелое и трагичное.

Тот, кто любит, отдает все, а сам не получает абсолютно ничего, кроме страданий. В принципе, любовь к родине можно сравнить с агапе, когда человек согласен умереть за свою землю, не прося ничего взамен. Высшим проявлением такой любви является принесение в жертву себя и своих интересов на благо партнера.

Третий вид - любовь-эрос

Что значит платоническая любовь по сравнению со страстным чувством? Эрос способен поддерживать любовное пламя длительное время. Интенсивность эмоций, которые переживает человек, просто зашкаливает, и вряд ли что-нибудь сравнится с этими ощущениями. Часто бывает так, что страсть захватывает личность полностью, как говорится, в омут с головой, и ей сложно воспринимать реальность.

В этой ситуации проявляется психологическая зависимость от любимого партнера, и соответственно, человек может сделать многое, часто незаконное или не очень хорошее с моральной точки зрения (обман, убийство, кражу), чтобы любимый или любимая осталась с ним.

Разлука представляется просто невозможной, так как для поддержания эроса нужен постоянный контакт. В случае разрыва отношений на человека обрушиваются нестерпимые болевые ощущения. События воспринимаются как трагические, и даже любовь к матери может не остановить суицид.

Четвертый вид - любовь-мания

Представленный вид еще называют любовью-одержимостью. Мания несет в себе чрезвычайную опасность, ведь человек, помимо любви, постоянно ощущает ревность, неуверен в своем партнере и не доверяет ему. В плену этого чувства личность может пребывать длительное время.

Партнер, которого любят, должен обладать огромным терпением и умением прощать. Часто такое чувство проявляется у холериков, с их импульсивностью и интенсивностью переживаний. Индивид, переживающий любовь-манию, характеризуется пониженной самооценкой, излишней ранимостью, тревожностью и неуверенностью в себе, что делает манию опасной.

Пятый вид - любовь-прагма

Вот уже описано 4 вида любви, приступим к следующему. Спокойствие и благоразумие - характеристики этого типа. Хотя мы говорим о чувствах, прагма отличается рациональностью и разумом. Она может подавить все остальные эмоции. Сознание всегда сопровождает такого человека, и он не теряет головы от страсти.

Эмоциональные краски достаточно тусклые в переживаниях прагмы, но довольно-таки надежные и добрые. Виды любви непросто описывать, но об этой можно сказать, что с годами она только крепнет и разгорается ярким, спокойным пламенем. Разумный расчет, прагматичный брак - здесь культивируется любовь-прагма.

Шестой вид - любовь-игра

Сложно назвать подобную любовь истинной и настоящей, ведь человек играет в нее. Он не отличается ни верностью, ни преданностью. Такому индивиду безразличны чувства другого человека, а его собственные не характеризуются глубиной. Принцип "количество, а не качество" приводит к большому числу краткосрочных отношений и отсутствию планов на ближайшее будущее.

Легкие и беззаботные отношения - вот их желание, а серьезная привязанность страшит и пугает таких людей. Можно ли назвать любовь-игру настоящим чувством? Вряд ли, ведь другие виды любви предусматривают не только свое наслаждение.

Естественно, эмоциональная сфера личности имеет свойство изменяться со временем. Она углубляется или становится более поверхностной. Представленные виды любви могут даже переходить друг в друга, например, из эроса в дружественную сторге.

Культурные отличия в психологии любви

Ничего удивительного нет в том, что разные культуры и общества по-разному смотрят на любовь и ее особенности. Ученые-психологи во главе с Робертом Левайном провели исследование на тему «Виды любви в психологии: культурные отличия». Респондентам был задан вопрос о том, женятся/выйдут ли они замуж за идеального человека, учитывая все качества, но без любви. Представители западного мира и стран, где культивируются западные ценности (Англия, Бразилия, Австралия, США), дали отрицательный ответ, а вот испытуемые из развивающихся восточных стран (Таиланд, Индия, Пакистан) приемлют брак без любви.

Также было произведено исследование установок на романтическую любовь у молодых людей из США, Японии и Германии. Ученые определили, что самыми романтичными оказались германские студенты, а вот японские в меньшей степени обладают этим качеством. Респонденты из США разместились посредине.

В западном обществе индивидуалистов пылкая любовь становится бурным переживанием личности. На время человек становится поглощенным этим чувством и не замечает, что творится вокруг, забывая о семье и друзьях. С кем заводить отношения, на ком жениться или за кого выходить замуж - индивид западной культуры в большинстве случаев решает сам. Того же, конечно, не скажешь о восточных странах, пропитанных коллективизмом. Там молодые люди должны учитывать мнение семьи или целой общины. Хороший брак - это просчитанный брак. Семьи часто договариваются о свадьбе, когда дети только рождаются.

Влюбленный представитель Европы будет думать о своих чувствах, а китаец - о том, что будут говорить люди. Молодые азиаты в своем большинстве переживают любовь-сторге или любовь-агапе, а вот их европейские братья более подвержены романтической любви или любви-эросу.

Китайцы обозначают близкие и значимые отношения словом «ган куинг» и высшим любовным поступком может быть помощь в ремонте водопроводного крана. Европейцы в романтической любви видят и сексуальную составляющую с различными интенсивными переживаниями.

Для корейцев очень важно чувство под названием «джунг», ведь оно отличается большей прочностью, чем просто страсть. Для того чтобы «джунг» возникла между партнерами, нужно время и многочисленные взаимные усилия. Со временем такая любовь только усиливается и расцветает.

Как видите, любовь зависит не только от своих внутренних характеристик, но и от культурных особенностей.

Заключение

Она многогранная, страстная, спокойная и трагическая. Любовь к родине, к партнеру, к детям, к родителям. Это чувство повсюду и сопровождает нашу жизнь всегда.

Любовь многолика. Приходя к людям, она приобретает отпечаток их личностей. И потому нет одинаковой любви. Однако, на протяжении истории культуры (а значит, и истории любви) человечество неоднократно предпринимало попытки выделить некие типические ее проявления, ее различные виды. Одним из первых это сделали греческие мыслители.

Так, Платон в своем понимании любви шел от мифа об андрогине. В соответствии с ним, изначально люди делились на три пола - мужчины, женщины и андрогины. Андрогин - существо, округлое по форме, обладающее удвоенным числом частей тела и двумя повернутыми в противоположные стороны лицами. Эти создания были настолько хорошо приспособлены к жизни, что боги решили ослабить их совершенство, разделив каждого надвое и вызвав мучительную тягу к воссоединению. Древние греки полагали, что это взаимное тяготение выражает себя в четырех основных формах. Первая из них - эрос.

"Эрос" - любовь-страсть, безумное по силе чувство, которое стремится "вобрать в себя" свой объект. "Эротическая любовь", прежде всего, включает в себя чувственное влечение и ревность. Она выражает полярность мироздания и непреодолимую тягу к ее андрогиническому преодолению. Этот вид любви находит свою персонификацию в боге Эросе (Эроте). В мифопоэтической традиции он - сын Афродиты. Это ослепительно прекрасный, но жестокий мальчик, ради забавы вселяющий в сердца людей муку любви. По Платону же, Эрос - сын Бедности и Богатства, унаследовавший от родителей не самые лучшие качества - не знающую преград жажду обладания, капризный эгоизм и силу воления. Его колчан со стрелами - символ любовных терзаний, наносимых не только людям, но и богам. При этом эротическое чувство недолговечно: уничтожая своего носителя, вместе с ним оно уничтожает себя.

"Филиа" - любовь-дружба. Она чрезвычайно многогранна: именно к этому виду любви относятся дружба равноправных граждан в полисе, преданность Отечеству, стремление к свободе, к добродетели, к наслаждению искусством (филомусиа). Что объединяет все эти разнообразные эмоции? Понятие связи. Филиа - в первую очередь, означает связь людей, обусловленную социальным или личным выбором. Это любовь, выросшая из совместных взглядов и взаимопонимания. Несмотря на отличие филии от эроса, можно найти в них общий исток. Оба эти чувства зиждутся на необходимости воссоединения, слияния, дополнения. Только в случае филии предполагается дополнение не по принципу противоположности, а по принципу подобия.

Третий вид любви - "сторге". Сторге во многом пересекается с филией: так, и то, и другое чувство, например, свойственно родственным отношениям. Однако, они различаются нюансами, оттенками. Сторге - это органическая любовь, имеющая, скорее, отношение не к индивидуально-личностному, а "родовому" чувству. Это глубокая привязанность, имеющая началом инстинктивное ощущение тождественности.


И, наконец, вершина вершин - "агапе". Это гармоничная, интеллектуальная, "аполлоническая" любовь. Она основана не на страсти, а на разумной воле к взаимопониманию. Не случайно у ранних христиан именно этим термином выражалась новозаветная любовь: "агапами" назывались их братские трапезы.

В средневековье любовь трактуется как высшая форма блага, доступного человеку. Соответственно этому пониманию Аврелий Августин выделяет три формы любви:

· любовь человека к Богу (amor Dei ). Это священная любовь, ибо своим предметом она имеет высшую Истину - Господа как нетленное и совершенное первоначало мироздания. Потому любовь к людям истинна в первую очередь, когда она существует во имя Бога, а не во имя конкретного человека.

· любовь к ближнему, возможная в силу того, что он - подобие Божие. Что касается земной любви, то "это вожделение является не благом супружества, а необходимостью для продолжения рода, позорным пятном на браке", "слугой" брака" .

· любовь Бога к человеку. Бог есть любовь. Но поскольку Он непостижим, постольку непостижима и Его любовь к смертным. Ее нельзя познать, можно лишь почувствовать. Ведь именно посредством любви Бог сотворил все сущее и постоянно дарует человеку отпущение от грехов.

К Новому времени любовь обогатилась новыми ипостасями. Так, в трактате "Любовь" А. Хейнлинк (17 в.) разделяет ее на два подвида - чувственную и действенную. Чувственная любовь сама по себе не хороша и не плоха: важно, скорее, то, какое содержание в нее вкладывает сам человек. Чувственная любовь выражается в страсти и желании, причем, страсть порождается душой, а желание - телом.

Действенная любовь являет себя в трех формах. Первая из них - любовь-уважение. Именно она формирует нравственность и разумное начало человека. Вторая, любовь-доброжелательность, в своих истоках исходит от Бога: именно так Бог относится к своей пастве. И, наконец, любовь-стремление имеет наиболее действенно-нравственную выраженность.

Р.Декарт в трактате "Страсти души" утверждает, что любовь "есть волнение души, вызванное движениями духов, которое побуждает душу добровольно соединиться с предметами, которые кажутся ей близкими, а ненависть есть воление, вызванное духами и побуждающее душу к отделению от предметов, представляющихся ей вредными" . Обратим внимание на характерное для Нового времени рациональное отношение к любви: она понимается, в основном, как стремление к приятному. Но при этом в своей классификации видов любви Декарт находит место и для модификации греческого понятия "эрос". Любовь, по Декарту, выражается в трех формах:

· Желание добра любимому. Главная черта такой любви - способность на самопожертвование. Самый яркий ее пример - отношение родителей к детям.

· "Любовь-вожделение", связанная с желанием обладания. Однако, при этом она может содержать в себе черты любви как "желания добра".

· Всепожирающая огненная страсть, являющаяся началом человеческих заблуждений и страданий. Эта страсть проявляется не только в эротическом чувстве. Так, и честолюбец, и скупец, и пьяница, и насильник стремятся к обладанию предметами их страстей. При этом Декарт отмечает, что сам по себе предмет любви для них не значим: он важен лишь в одном качестве - как инструмент, служащий удовлетворению желаний. Если такая любовь носит сексуальный характер, то объект страсти понимается столь же утилитарно- не как цель, а как средство.

На почве пропагандируемой моралистами Просвещения идеи равенства вырастает еще одна форма любви - любовь-дружба. Несмотря на то, что ее исток - в греческом понятии "филиа", "нововременная" дружба имеет характер не только взаимосвязи и взаимодополнения, но и доверия, понимания. Потому она гораздо более личностна. "Главный плод дружбы заключается в облегчении и освобождении сердца от переполненности и надрыва, которые вызывают и причиняют страсти", - писал Ф.Бэкон . В этом понимании любовь-дружба полярно противостоит любви-Эросу. Не случайно Ж.Лабрюйер утерждал, что любовь и дружба исключают друг друга. Другие "плоды" дружбы - раскрытие разума в беседе, в рассуждении, помощь и участие в делах и заботах.

Роль любви-страсти, любви-томления в этот период снижена: мужская дружба представляется куда более продуктивной силой. И это не случайно. В час политических, социокультурных, экономических изменений, в час воцарения нового мироотношения, страстная любовь воспринимается, скорее как помеха. Женщина считается недостаточно разумным и идейнным существом, для того, чтобы быть товарищем мужчине. Не случайно Ф. де Ларошфуко в своих "Максимах" пишет: "Женщины в большинстве своем оттого так безразличны к дружбе, что она кажется им пресной в сравнении с любовью" . Что касается физической любви, то в среде просветителей она признается неизбежным злом. Неизбежным - поскольку физиологическая страсть неподвластна контролю и не отменима декретом. Злом - потому что человек, призванный властвовать над миром, оказывается в огромной зависимости от этого глубоко неразумного, подтачивающего его созидательные силы чувства.

Рубеж 18-19 вв. "реабилитировал" физическую сторону любви. Уже у Лессинга и Гете любовь "распространяет" Божественное дыхание по дольнему миру, а потому является священной в самой своей чувственной природе. Отныне, помимо "чувственной" и "духовной" любви, появляется третий ее образ - "чувствительная любовь", которая является своеобразным посредником между ними.

Наиболее известную типологию видов любви в 19 в. создал Стендаль в работе "О любви":

· Любовь-страсть (такой была любовь Элоизы и Абеляра).

· Любовь-влечение, свойственная аристократии при дворе Людовика ХV. "Это картина, где все, вплоть до теней, должно быть розового цвета" . Это холодная и красивая миниатюра, в первую очередь, основанная на самолюбовании.

· Физическая любовь, по-прежнему отождествляемая с Эросом. В этом понимании влюбленный - никто иной, как охотник, подстерегающий добычу.

· Любовь-тщеславие. Огромную роль в ней играют соображения престижа, в силу которого мужчина желает обладать яркими, популярными в его среде женщинами. Такая любовь немногим отличается от азарта, с коим владелец конюшни приобретает все новых и новых скаковых лошадей. Что касается тщеславных дам, то для большинства из них мужчина без титула не является мужчиной.

Как мы видим, любовь в понимании Стендаля имеет по преимуществу утилитарный характер, где объект любви тождествен объекту желания, тщеславия, игры.

20 в. создает новые типологии любви. Так, Э.Фромм в работе "Искусство любви" превыше всего ставит "братскую любовь" равноправных. Именно из нее, по Фромму, и проистекают все иные типы любви. В качестве особой формы любви Фромм также выделяет "материнскую любовь". Главное ее наполнение - попечение, ответственность, привитие ребенку ощущения радости бытия. Оба эти типа не ограничены единственным любимым, ведь может быть несколько братьев, несколько детей. Третий же тип - "эротическая любовь" - есть исключительное предпочтение одного всем. Но при этом истинная эротическая любовь по своей сути космична: она возможна лишь как любовь ко всему человечеству в лице одного человека.

Одну из наиболее ярких типологий любви 20 в. создал английский литературовед, философ, автор всемирно известных "Хроник Нарнии" К.С.Льюис.

Типология Льюиса зиждется на разграничении двух основных форм любви - любви-нужды (типичным примером которой является испуганный ребенок, кидающийся к матери) и любви-дара (наиболее ярко выражающейся в жертвенном и щедром отношению матери к ее детям). Обе они истинны. Но если вторая дается от Бога, то первая - следствие Бедности (нехватки). Третья, интегрирующая форма любви, выделяемая Льюисом, - любовь к тому, что вне человека: к природе, понимаемой не как набор ландшафтов, а как праобраз Божественного мира; к своей стране и т.д.

В работе "Четыре любви" на основе этих основных форм автор выделяет четыре вида любви.

Самая смиренная и неприхотливая любовь, по Льюису, привязанность : именно этот характер имеет любовь молодого ученого к старой няне, хозяина - к домашнему животному. Мы можем гордиться другими видами любви - влюбленностью или дружбой. Привязанности мы можем даже стыдиться. Чаще всего мы начинаем различать достоинства милых нам людей, когда их с нами нет. Тем не менее, влюбленность без привязанности может существовать очень недолго. Привязанность обусловливает глубину и умение любви. Потому поистине любит людей лишь тот, кто привязан к своим каждодневным спутникам. Но привязанность подчас оборачивается своей недоброй стороной - "хищной любовью"- вымогательством, ревностью, грубостью по принципу "с родными незачем церемониться". Став богом, любовь становится бесом. Потому привязанности как таковой недостаточно. Необходима более глобальная любовь, лежащая в основе привязанности.

Может быть, это - дружба ? Ведь недаром в старину именно ее считали самой полной и счастливой из человеческих связей. Увы, современный человек мало ценит дружбу. Причина этого - то, что дружба наименее инстинктивна, наименее естественна. Она не имеет под собой биологической необходимости. Без влюбленности никто из нас бы не родился, без привязанности никто из нас бы не вырос, а без дружбы - сколько угодно. Дружба - сугубо культурное изобретение: она соединяет не индивида с индивидом, а личность с личностью. От других видов любви дружбу отличает ее несамодостаточность: ее целью является не она сама как таковая, а то дело, которое объединяет людей. Потому в дружбе исключительно важен элемент оценки: человека любят за его достоинства. Но при всех ее замечательных качествах дружба, как и привязанность, не идеальна. Хорошего человека она сделает лучше, а плохого хуже. Дружбе свойственна отгороженность от мира, порой даже презрение к людям "не нашего круга".

Но если не дружба, что же является "основой основ" любви? Возможно, влюбленность ? Говоря о влюбленности, Льюис, прежде всего отличает ее от вожделения. Вожделеющему нужно удовольствие, невозможное без женщины. Влюбленному же нужна его возлюбленная, а не наслаждение, которое она может ему дать. Вожделение без влюбленности связано с самим вожделеющим, влюбленность - с предметом любви. Влюбленность уничтожает разницу между словами "брать" и "давать". Потому в браке судьба влюбленности часто неутешительна. Его опасность - в комарином рое каждодневных забот, отрывающих влюбленных друг от друга и их влюбленности. Влюбленность выводит за пределы самости, и в этом смысле она - весть из другого мира. Но все же она - не изначальная, не первичная Любовь. Ведь Любовь есть предельное Добро, а влюбленность может привести и ко злу, она нередко пожирает человека ревностью, подозрениями, досадой и т.д.

Так где же она, истинная Любовь? Льюис находит ее в милосердии . Ведь только в милосердии естественное наполнение любви облагорожено образом Бога. Через веру в Бога возникает вера в человека - в то, что человек создан по Его образу и подобию; в то, что если земная любовь наполнена Божественным сиянием, она не кончается "отныне, и присно, и во веки веков". Кроме того, Бог дает нам еще одну любовь - любовь к себе. Это не эгоизм, а вера в беспредельность собственного совершенствования, к которому человек стремится не только ради себя, но и - главным образом - ради других людей.


И.С. Кон выделяет шесть видов любви:
эротическую любовь (любовь-страсть), характеризующуюся высокой интенсивностью чувства, страстным стремлением к полному физическому контакту, обладанию, единению с партнером;
гедонистическую любовь, выступающую как наслаждение, игра, флирт. Личность партнера здесь незначима, его роль инструментальна. Отношения неглубокие, непрочные, измена допускается, расставание с партнером легко и не оставляет в душе травмирующих переживаний;
любовь-дружбу - спокойную, теплую и надежную. Основное внимание в отношениях любви-дружбы обращается на эмоциональную поддержку, эмпатию, познание партнера, взаимообогащение через духовное и личностное общение. Любовь-дружба основывается на равноправии и уважении друг друга. Здесь существует разумный баланс между стремлением отдать частицу своего Я и суметь принять то, что дает тебе партнер. Последнее выступает не меньшим благом и талантом любви, чем умение отдать;
прагматическую любовь - любовь рассудочную, по расчету, любовь, реализующую модус «иметь». Важную роль в отношениях такой любви играют прагматические ценности (улучшение материальных условий существования, повышение статуса, получение каких-либо выгод, привилегий). Подобные отношения не отличаются глубиной чувств, интенсивностью и содержательностью межличностных контактов. В прагматической любви партнеры являются компаньонами по совместному предприятию и нуждаются друг в друге до тех пор, пока это предприятие является прибыльным. Как только источник благ и привилегий иссякает, отношения прерываются и бывшие партнеры устремляются на поиски более выгодного варианта;
бескорыстную любовь - любовь-самоотдачу, альтруистическую любовь. В этом случае позиции партнеров несимметричны. Бескорыстно любящий стремится отдавать, ничего не желая брать взамен. Это материнская любовь в лучшем смысле слова. Однако в супружеских отношениях, в отличие от детско-родительских, отношениях потенциально равных партнеров, асимметричная самоотдача может привести к фактическому неравенству и, по сути, к лишению партнера возможности актуализировать себя в роли «дающего», ограничить возможности его личностного роста и саморе-ализации. В таких случаях возникает опасность инвалидизации партнера, обесценивания его возможностей;
любовь-манию - иррациональную любовь-одержимость, характеризующуюся стремлением к тотальному обладанию партнером. Личность партнера не выступает как самоценность и вне отношений вообще не рассматривается. Для этого вида любви характерна неуверенность, зависимость от поведения объекта влечения. При разочаровании образ партнера в восприятии резко меняется от «идола» до «полного ничтожества».
По мнению Кона, можно говорить о межполовых различиях в предпочтении того или иного вида любви: женщины более склонны к любви- дружбе, бескорыстной любви, а также прагматической, в то время как мужчины больше склонны к эротической и гедонистической любви. Маниакальная любовь является уделом невротической личности, а также часто наблюдается в подростковом и юношеском возрасте в период становления способности любить.
В.В, Столин при анализе эмоциональной связи в супружеских отношениях и А.С. Спиваковская в исследовании отношений детско-родительских исходят из трехкомпонентной структуры чувства любви, позволяющей создать типологию ее видов. Столин указывает, что при описании любви ис-пользуются преимущественно два критерия-дихотомии: «любовь-нена- висть» и «доминирование-подчинение». Однако такой способ описания позволяет выделить лишь три вида любви, далеко не исчерпывающих всего многообразия ее вариантов: гармоничная любовь (любовь-равноправие), «жертвенная любовь» (любовь-подчинение) и «деспотическая любовь» (любовь-доминирование).
Предложенная Столиным и Спиваковской трехмерная модель отношений любви включает три измерения: симпатия/антипатия, уважение/презрение, близость/дальность.
Исходя из предложенной модели можно вывести четыре типа любви (присутствуют отношения симпатии) и восемь типов супружеской позиции (здесь можно видеть как отношения симпатии, так и антипатии). Типы любви включают действенную, отстраненную любовь, любовь по типу действенной жалости и по типу снисходительного отстранения. Действенная любовь характеризуется симпатией, уважением и близостью. В поведении проявляется в общих интересах, интенсивном общении на различные темы, сотрудничестве и совместной деятельности, интимности и подлинной близости отношений. Отстраненная любовь сочетает симпатию и уважение к партнеру с определенной дистанцированностыо. Такое отношение возможно в случае значительной разницы в возрасте, социальном положе-нии, образовании, что предполагает неравенство позиций и определенный разрыв в сфере интересов. Недостаточная близость может быть также обус-ловлена неудовлетворенностью сексуальными отношениями, что находит отражение в переживании чувства утраты любви. Любовь как действенная жалость выступает как симпатия и близость на фоне отсутствия уважения к партнеру. Примером таких отношений может быть мезальянс, объединя-ющий в брачном союзе партнеров с большой социальной и статусной дис-танцией, или отношения в семье алкоголика, где, несмотря на открытое не-уважение к пьющему мужу, супруга относится к нему с симпатией в форме жалости и готова к сохранению семьи во что бы то ни стало. Любовь по ти-пу снисходительного отстранения основывается лишь на симпатии при де-фиците уважения и большой межличностной дистанции. Как правило, это ситуация «разочарования» в супруге (любимом человеке), неудовлетво-ренности сложившимися отношениями. Часто в этом случае отношения строятся по принципу опеки, снисхождения к некомпетентности и неус- пешнос"ти партнера.
Четыре остальных типа супружеских отношений объединяет отсутствие положительной эмоциональной связи. Если в супружеских отношениях сохранена близость, то семейные отношения поддерживаются, но уровень интенсивности конфликтов резко возрастает, они приобретают всеобъемлющий, затяжной, хронический характер. Если близость утрачена, то семья распадается, мера цивилизованности развода супругов в значительной степени определяется сохранением уважения друг к другу.
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «flemi.ru» — Ультразвуковое обследование. Брюшная полость, голова, грудная клетка