Технология монтессори терапии в практической работе логопеда. Применение методов монтессори-терапии на индивидуально-коррекционных занятиях. Этапы реализации проекта

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка»

Педагогический проект по методике

М. Монтессори.

«Помоги мне это сделать самому»

Составила: Валей Т. В.

Актуальность:

У детей младшего дошкольного возраста слабо развиты тактильные ощущения, зрительные, слуховые восприятия, отчего страдает речь, память, внимание, воображение. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, рецепторов кожи, слизистой носа и рта).

Монтессори-методика хороша тем, что полностью погружает детей в мир самых разнообразных, трансформирующихся игр, которые никогда не заканчиваются, не ломаются, не надоедают. Более того эти игры обучают ребенка навыкам, которые в дальнейшем помогут ему легче ориентироваться в жизни, в быту, и даже в отношениях.

Качественное развитие детей можно организовать совершенно бесплатно с помощью самых обыкновенных предметов, находящихся у нас под рукой.

Цель проекта:

Знакомство детей раннего возраста с многообразием окружающего мира.

Задачи проекта:

    Помочь ребенку в процессе ориентировочно - исследовательской деятельности приобрести чувственный опыт.

    Развивать представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.

    Развивать представление о звуках окружающего мира (детские музыкальные инструменты, звуки природы, человеческая речь и т.д.)

    Развивать и расширять словарь детей.

    Воспитывать живой интерес ко всему новому необычному.

Участники проекта:

Воспитатель, дети, родители.

Формы работы:

Работа с родителями:

Консультации для родителей: «Помоги мне это сделать самому», «Гуляем зимой», «Играем с водой и песком».

«Мамины книжки»

«Развиваем мелкую моторику» (индивидуально)

Предложение к родителям:

«Шьём мешочки», «Изготовим погремушки», Изготовим рамки», « Делаем карточки», «Соберём винтики и болтики»,

Методика: дидактические, подвижные, словесные игры, использование дидактического материала, природного и бросового материала.

Прогнозируемый результат:

    Накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а так же использовать их в разнообразных ситуациях.

    У детей развиты представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.

    Развиты представление о звуках окружающего мира (детские музыкальные инструменты, звуки природы, человеческая речь и т.д.)

    Активизирован словарный запас.

    Родители принимают активное участие в совместной деятельности с педагогом по данной теме.

    Расширены представления о разнообразии окружающего мира.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап. Октябрь 2014 г.

Анкетирование родителей.

Изучение литературы по теме проекта.

Разработка перспективного плана работы по методике М.Монтессори.

Подбор наглядно-методических пособий, наборов бросового материала.

Оформление родительского уголка.

Мероприятия

участники

Игры с водой: «Переливаем», «Цветная вода» 1.

Знакомство со свойствами жидкости (течёт, перекрашивается)

Знакомство с цветом

Воспитатель и дети

Игры с крупой: «Пересыпаем», «Наполним кастрюлю» 1.

Развитие мелкой моторики. Учить определять количество сыпучего материала (много – мало, больше – меньше, столько же)

Воспитатель и дети

Игры детей с коробочками (по боковым сторонам отверстия): «Угадай на слух» (ощупь)

Развитие тактильных, слуховых ощущений, речи и словаря детей

Воспитатель, родители и дети

Мешочки с наполнением

Развитие тактильных и зрительных ощущений

Воспитатель, родители, дети

«Тени на стене»

Изготовление теневого театра

«Гуляем в темноте», «Фонарик», «Свеча»

Развитие зрительного восприятия (свет и тень).

Формирование представлений о свете и темноте.

Развитие словаря (темно – светло, тускло – ярко)

Воспитатель, родители и дети

Показ русской народной сказки «Теремок» (теневой театр)

Развитие зрительных ощущений, восприятие света и тени

Воспитатель родители и дети

Игра « Холодно – тепло – горячо»

Игра «Помоем посуду»

Знакомство со свойствами льда снега и агрегатным состоянием воды

Воспитатель и дети

Игры: «2 коробки», «Где твоё место»

Закреплять знания о величине в ходе практических действий с игрушками

Воспитатель родители и дети

Игра «Назови правильно»

Расширение словарного запаса, умение классифицировать предметы по категориям

Игра «Разложи фигуры по местам»

Знакомство с геометрическими фигурами (плоские формы)

Воспитатель и дети

Игры с объёмными геометрическими фигурами (одного цвета): «Найди такую же фигуру», «Лишняя фигура»

Подбирать нужную форму путём зрительного соотношения

Воспитатель и дети

Игры со шнурами, пуговицами, крючками, петлями, бантиками, липучками, застёжками «молния»

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Воспитатель, родители и дети

Игра «Разложи по порядку»

Расширение представлений о живой природе. Расширение словарного запаса (зёрнышко -росток - подсолнух; яйцо- цыплёнок - курица).

Воспитатель и дети

Игра: «Винтики – болтики»

Развитие кисти, концентрация внимания

Воспитатель, родители и дети

Игра: «Солнышко свети»

Развитие трёх пишущих пальцев

Воспитатель, родители и дети

Литература:

1. Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

2. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А. Васильевой.

3. К. Сумнительный (кан. Пед. Наук) «Помоги мне это сделать самому» (школа Монтессори).

Светлана Владимирова
Использование элементов методики М. Монтессори в работе логопеда детского дома

Ежегодно в наш детский дом поступают дети , которые либо никогда не знали семью, либо по разным причинам произошло разлучение с семьей. Проводя логопедическое обследование детей , я обратила внимание на то, что чаще всего дети поступают с нарушением всех компонентов речи : смысловой, грамматической, звуковой, а также ограниченностью и бедностью словаря. Анализ исследования показывает, что у этих детей оказывается несформированной не только сама речь, но и её предпосылки. У них не развиты ориентировочные действия, не сформирован интерес к окружающему, страдает предметная деятельность. Кроме того, в следствие ранней социальной депривации у детей нет потребности в общении и слаборазвиты доречевые средства общения, несформировано слуховое внимание и восприятие, фонематический слух, артикуляционный аппарат, очень сильно страдает мелкая моторика.

В планировании своей работы я опираюсь на методики обучения таких авторов как Т. Б. Филичева, З. Е. Агранович, Н. В. Нищева, Т. А. Ткачева и др.

Учитывая все трудности в своей работе , я поняла, что данную проблему мне поможет решить внедрение в практику элементов методики М . Монтессори . Большую помощь мне в этом оказало специальное обучение в Ассоциации Монтессори - педагогике в городе Москва.

Я считаю, что любой человек с самого рождения наделён собственным внутренним потенциалом, уникальностью. И мы, взрослые, должны своевременно раскрыть способности, создать условия для максимального развития ребенка.

Мария Монтессори основывалась на идее детского впитывающего сознания, она считала, что с самого рождения ребенок, как губка – впитывает всё, что его окружает. Ведь это так и есть. Как показывает опыт работы логопеда в детском доме , сенсоматорика (слух, осязание, обоняние, зрение) служит тем толчком, когда включается компенсаторные механизмы, способствующие развитию речи.

Основной целью логопедической работы с использованием элементов методики М . Монтессори я поставила :

Создать условия, позволяющие включить компенсаторный механизм и облегчить коррекцию сенсомоторных и речевых недостатков посредством использования дидактических Монтессори – материалов .

Задачи, которые я решаю в своей работе :

Создать базу для формирования сенсорных представлений и эталонов, как предпосылку умственного развития.

Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику кистей и пальцев рук.

Стимулировать развитие различных анализаторов – визуального, слухового, осязательного, кинестетического.

Решать образовательные задачи с помощью Монтессори – материалов .

Сформировать учебные навыки : познавательный интерес, способность к длительному сосредоточению, работоспособность , произвольность.

Развивать эмоциональную сферу и создавать положительную мотивацию на организованную деятельность.

Реализовывать на практике принципы здоровье – и энергосберегающих систем обучения.

Для решения всех этих задач на своих логопедических занятиях я использую методики следующих авторов : М. Монтессори , Е. Хилтунен, Е. Б. Танникова, Н. В. Пятибратова.

Свою работу я начала с детьми 3-4 лет. В средней группе выбор в пользу преобладания именно сенсомоторных материалов основан на принципах сенситивных периодов развития. Помогли мне в этом материалы, представленные в книге автора Пятибратовой Н. В.

Организация занятия традиционная :

Начинается с круга, содержание которого соответствует планированию работы . Круг - это, прежде всего, возможность побыть вместе. Дети рассказывают, о чем ты думают, что чувствуют, задают вопросы, высказывают свое мнение. Также на круге повторяем правила работы с Монтессори – материалом в стихотворной форме.

Ходьба на линии : Сюда я включаю упражнения на координацию движения, задания на развития внимания, памяти и фонематического слуха. Хорошо использовать логоритмические движения .

На приветствии можно решить разные коррекционные задачи : увеличение словарного запаса необходимыми словами (добрыми словами, употребление уменьшительно-ласкательных форм имен) . На приветствии закрепляем внятность произношений имен, работаем над силой и темпом голоса (тихо – громко, шепотом, быстро – медленно) . Также я включаю сюда пальчиковую гимнастику, су-джок.

На минутках тишины уместно использовать элементы аутотренинга с релаксацией под тихую музыку (пение птиц, звуки животных, води и т. д., различные расслабляющие движения.

Во время свободной работы ребенок сам выбирает Монтессори – материал , место, где устроиться. Моя задача – показать, как работать с материалом . Материалы меняются по необходимости, так как дети много и охотно работают с ними . Для отслеживания динамики обучения по Монтессори – материалам я веду учет работы их использования . Специфика логопедической работы заключается в том , что необходимо отменить или видоизменить некоторые основополагающие принципы классического Монтессори – метода , где педагог и ребенок минимально пользуется речью. Так как моей основной целью является решение речевых задач в процессе презентации идет речевое сопровождение деятельности планирования работы .

В результате использования элементов методики Монтессори я отметила , что у детей формируются такие качества :

уверенность в себе

позитивная самооценка

высокая познавательная мотивация

умение делать выбор исходя из реальных потребностей

способность концентрироваться на работе

трудолюбие и самостоятельность

умение общаться

Список использованной литературы :

Афанасьева Т. И «Учить по Монтессори » (из опыта работы , Москва, 1996 г.

Монтессори М . «Дети – другие» , Москва 2005 г.

Пятибратова Н. В. «Логопедические занятия с элементами методики Монтессори », Москва, 2010 г.

Танникова Е. Б. «Монтессори группы в ДОУ » , Москва, 2007 г.

Хилтунен Е. «Уроки на корточках» , Москва, 2006 г.

учитель-логопед ГКОУ СО СКО ШИ № 78

Использование метода М. Монтессори в коррекционно-логопедической работе со слабовидящими детьми

Нарушение речи у детей с дефектом зрения является распространенным явлением и носит стойкий характер. Около 70% детей, поступающих в первый класс школы для слабовидящих детей, имеют те или иные нарушения речи.

Общая особенность таких детей – нарушение словесного опосредования. Неточные представления об окружающем предметном мире ведут к накоплению в речи детей слов без конкретного содержания. Это является причиной недоразвития смысловой стороны речи и трудностей в развитии познавательной деятельности .

Нарушения зрения обычно сопровождаются вторичными отклонениями. Глубокое нарушение зрения отрицательно сказывается на нервно-психическом статусе детей, значительно снижает их двигательную активность и ориентировку в пространстве, влияет на развитие познавательной деятельности и формирование общего речевого статуса.

Труднейшую медико-психолого-педагогическую проблему представляет сложное нарушение, образуемое сочетанием сниженного интеллекта при нарушениях зрения.

Дети с несформированностью языковых и речевых средств демонстрируют невысокие общеучебные способности: сосредоточенность, навыки коммуникации. Таким детям свойственны невротические проявления: плаксивость, агрессия, синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Деятельность таких детей хаотична, беспорядочна, неосмысленна.

Для большинства слабовидящих детей тонкие дифференцированные движения пальцев рук представляют большую трудность.


Коррекция системного недоразвития языковых и речевых средств у детей с нарушениями зрения требует особого подхода.

При организации диагностики и коррекции речевых нарушений применяются разнообразные педагогические технологии и их элементы. Для коррекционного учреждения, где обучаются дети с аномальным зрением, особенно привлекательны природосообразные технологии, в частности, технологии саморазвития М. Монтессори.

Методы Монтессори-педагогики оптимально подходят для ребенка с любым уровнем речевого, умственного развития, поскольку реализует индивидуальность в обучении.

Метод Монтессори признан здоровьесберегающим, т. к. кроме нормализации поведения обеспечивается охрана зрения и осанки.

Удовлетворяется двигательная активность ребенка, благодаря которой улучшается кровоснабжение головного мозга, повышается концентрация внимания и мотивация к обучению. Работа, которая заинтересовала ребенка, увеличивает его энергию. В процессе работы проявляется способность ребенка к поляризации внимания, т. е. к сосредоточенности. Длительная сосредоточенность на предмете не может быть ничем иным – только медитацией, приводящей к внутренней зрелости. М. Монтессори считает сосредоточенность необходимым условием и признаком глубоких изменений, происходящих в ребенке – началом нормализации поведения.

Содержание логопедических занятий почти не отличается от общепринятого. Исключение составляют отдельные методические приемы и принцип планирования занятий , предложенный в образовательной программе для Монтессори-групп.

На занятиях используются монтессори-материалы, относящиеся к сенсомоторной сфере (мелкие предметы и игрушки, крупы, фасоль, бусины, вода).

Речевой центр находится в связи с центром не только верхних, но также и нижних конечностей, следовательно, упражнения руки или ноги, главным образом руки, благотворно сказываются на развитии детской речи и на исправлении её дефектов. Руки, привыкшие ощупывать предметы, приобретают точность движений, совершенствуется координация «глаз-рука». Создаются условия для развития ловкости рук, острого зрения и аналитического мышления.

Работа с этими материалами позволяет решить несколько важных коррекционных задач:

· Снять напряжение.

· Способствовать развитию мелкой моторики и зрительно-моторных координаций.

· Способствовать развитию концентрации внимания.

Вот несколько упражнений Монтессори-метода, которые используются на уроках и логопедических занятиях:

· Работа с мелкими предметами в миске с пшеном (фасолью).

· Рамка со шнуровкой.

· Сортировка бусин по цвету, форме, размеру.

· Перекладывание бусин пинцетом.

· Выкладывание узора из бусин.

· Игры с прищепками.

· Переливание из кувшина в кувшин.

· Переливание из миски в миску шприцем.

· Переливание из миски в миску резиновой спринцовкой.

· Переливание из миски в миску пипеткой.

· Переливание воды через воронку.

· Выжимание губки.

· Пересыпание из миски в миску ложкой.

· Просеивание через сито.

· Сортирование круп и предметов.


· Плетение косы.

· Вышивание на картоне.

· Складывание мозаики.

· Подбери крышечку.

· Цветные дорожки из бисера.

· Игры с подушечками.

Используются упражнения, помогающие ребенку развить фонема тический слух и анализировать звукобуквенный состав слов:

· Игра в первый звук.

· Игра «Начало, середина, конец».

· Шумовые коробочки.

Для работы с детьми используются материалы для развития речи, ориентированные на расширение словарного запаса (коллекция реалистически изображенных в уменьшенном размере объемных предметов и наборы карточек с изображением этих предметов), материалы по обучению письму и чтению (рамки и вкладыши; обводки и штриховки; шершавые буквы).

Для развития навыков письма используются буквы из наждачной бумаги. Ребенок может зрительно и тактильно воспринимать букву. Происходит координация зрительных, тактильных и мускульных ощущений. Используется такой прием как письмо букв на манке.

Практика работы в Монтессори-среде доказала свою эффективность. В специально подготовленной среде ребенок удовлетворяет потребность в накоплении и обобщении чувственного опыта.

После применения методов Монтессори у детей отмечается динамика в двигательных, перцептивных, интеллектуальных и речевых функциях.

В результате проводимой коррекционно-логопедической работы удается устранить фонетические нарушения речи, сформировать фонематические представления. Дети овладевают навыками связной речи: описательным и последовательным рассказом. Речь детей становится наполненной конкретным содержанием, описательные рассказы приобретают конкретно-образный характер.

Нормализуется поведение и повышается эффективность коррекционной логопедической работы, т. к. дети начинают демонстрировать поведение, свойственное детям без речевых нарушений.

Система Монтессори до сих пор остаётся востребованной и популярной среди воспитателей и мам. Один из факторов подобного успеха – одновременное совершенствование практически всех сторон детской личности.

Так, например, развитие речи у ребятишек идёт вкупе со становлением других важнейших умений – точной моторики, сенсорики и навыков самообслуживания.

Рассмотрим подробнее особенности данной методики и её вклад в речевое развитие.

Первоначально система Монтессори предназначалась для обучения малышей, имеющих серьёзные интеллектуальные проблемы. Так как большинство этих деток имело проблемы с речью, автор придумала и внедрила комплекс упражнений, развивающих языковые навыки благодаря совершенствованию тонкой моторики пальчиков.

Поскольку ребенок с задержанным развитием не всегда понимал объяснения педагогов, Монтессори включила в образовательный процесс специальные материалы (пособия и игрушки), при помощи которых воспитанники изучали окружающую действительность на основании «самообслуживания». Малыш самостоятельно изучал предметы и учился ими пользоваться.

Через определённый промежуток времени выяснилось, что прежде казавшиеся необучаемыми дети научились чтению, письму и счёту гораздо раньше развитых ровесников из соседних учебных учреждений. В чём секрет подобной успешности?

Основные положения Монтессори-педагогики – максимальная свобода и минимальное вмешательство в учебный процесс. Кроме того, не следует забывать и о других принципах методики:

  • самостоятельность ребёнка в выборе игрового материала, длительности занятия;
  • учёт индивидуальных особенностей каждого малыша;
  • учитель не обучает, а направляет самостоятельную активность ребёнка;
  • разработка особой «обстановки развития», в которой ребёнок может и хочет проявить собственную индивидуальность.

Следует сказать несколько слов о разработке развивающей среды и её влиянии на реализацию других методических принципов. Основой среды являются самые обыденные предметы. Благодаря этой «обычности» и простоте, ребёнок стремится к самостоятельному познанию мира через опыты и действия.

Организация обучающих зон

Чтобы реализовать все образовательные и воспитательные задачи, пространство, в котором расположены дети, определённым образом организуют. То есть делят на зоны, располагая в них дидактические материалы.

Читайте также: Нарушения письменной речи и чтения. Причины и признаки

  1. Зона реальной жизни. В этом пространстве ребёнок учится простым навыкам самообслуживания. К примеру, готовит еду, убирается, застёгивает пуговицы, сервирует стол. Причём все действия малыш выполняет серьёзно, словно взрослый.
  2. Сенсорная зона. В этой среде ребёнок познаёт свойства предметов с помощью слухового и зрительного анализаторов, обоняния и осязания. Малыши трогают, собирают, взвешивают самые разные материалы, развивая в процессе игры точную моторику, внимание и речь.
  3. Математическая зона. Ребёнок через игры с пособиями учится выполнять элементарные действия – складывать, вычитать, делить. Кроме того, происходит формирование пространственного мышления и логики.
  4. Космическая зона. В этом пространстве ребёнок знакомится с окружающим миром во всём его многообразии – с фауной и флорой, государствами и культурой, простейшими физическими процессами.
  5. Языковая зона. Подобранные книжки и учебные материалы способствуют скорейшему развитию речевых навыков, формированию детского словаря, обучению грамоте.

Помимо непосредственно речевой зоны, остальные учебные пространства также помогают формированию языковых умений. Тренировка точной моторики через упражнения с бусинами, шнуровками, сенсорные игры ускоряют совершенствование речи.

Развитие речевых навыков

Итак, роль Марии Монтессори в развитии речи детей сложно переоценить. Огромное значение в системе Монтессори уделено совершенствованию работы пальчиков. Вот почему многие учебные материалы способствуют одновременному массажу рук, формированию тонкой моторики и речевых умений. Выбор пособий и упражнений во многом зависит от возраста воспитанника.

От года до трёх лет

С самыми маленькими учениками педагоги проводят многочисленные пальчиковые игры и гимнастику, которые обычно сопровождаются простыми стишками. Это помогает активизировать языковое развитие, расширить словарь и совершенствовать процесс запоминания информации.

Самые популярные материалы в этот период:

  • фигурки-вкладыши;
  • пособия для ощупывания;
  • книжки с максимально реалистичными изображениями;
  • звуковые коробочки.

Последнее пособие представляет особый интерес. Перед обучением грамоте Монтессори предлагала выполнять упражнения для различения звуков. С этой целью нужно подготовить небольшие предметы и игрушки, которые раскладываются в коробку с отделениями (больше всего подходит кейс для инструментов). На каждом ящичке клеится буковка, обозначающая определённый звук, который имеется в игрушках. Например, в ячейках с буквой «Ш» находятся следующие предметы: мышка, кошка, кашалот, шуруп.

От трёх до семи лет

Овладеть чтением для ребёнка гораздо сложнее, нежели научиться писать. Вот почему Монтессори предлагала сначала обучить детей графомоторным навыкам, причём делать это нужно уже с трёх лет. Однако важное отличие данной методики в том, что автор отказалась от первоначального выведения печатных букв и ввела понятие так называемого «спонтанного письма».

По мнению Монтессори, для ребёнка выведение округлых линий гораздо естественнее, чем рисование «рубленных» печатных букв. При спонтанном письме дети 4-5 лет, ещё незнакомые с алфавитом, уже самопроизвольно изображают прописные буквы и даже слова.

Согласно методике Монтессори, стандартная зона развития речи должна включать следующие материалы и упражнения для овладения письмом и чтением:

  • игры с буквами с шершавой поверхностью;
  • подвижный алфавит;
  • книжки;
  • пособия для раскрашивания;
  • обводка слов и изображений;
  • переписывание коротких слов;
  • карточки со словами.

Статья об использовании методов Монтессори-терапии на индивидуально-коррекционных логопедических занятиях.

Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространенные отклонения в формировании у ребёнка высшей психической деятельности. Раннее выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков ребёнка позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребёнка. Грамотно организованная коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений.

Основной целью логокоррекционных занятий в дошкольном образовательном учреждении является формирование у детей знаний и умений, предусмотренных программой воспитания и обучения. Но в нынешнее время актуальным становятся также и развитие творческого потенциала детей, проявление активности в получении знаний. В ребёнке важно воспитать любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы, то есть сформировать психологические показатели готовности к школе. Для решения данной задачи в практику своей работы я внедрила использование Монтессори-материалов на индивидуально-коррекционных занятиях.

Как уже известно, Монтессори-метод заключается в организации воспитательной деятельности в соответствии с «естественными проявлениями ребёнка», предусматривает индивидуализацию педагогического процесса, направленного на развитие личности: каждый ребёнок проходит свой индивидуальный путь развития с его возможностями, потребностями, системой отношений. То есть самовоспитание и саморазвитие составляют основу Монтессори-метода.

В моей работе отклонением от данного метода является лишь то, что во время индивидуально-коррекционных занятий ребёнку не предоставляется свобода выбора пособий, а педагог сам предлагает ребёнку тот или иной Монтессори-материал в зависимости от вида коррекционного занятия.

«Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли», — писал В. А. Сухомлинский. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики.

Я приведу некоторые примеры использования Монтессори-материалов на индивидуально-коррекционных занятиях по развитию мелкой моторики.

Блоки цилиндров

Основная задача этого задания: вставить цилиндры в подходящие по размеру отверстия. При выполнении данного задания мы развиваем у ребёнка зрительное восприятие размеров (глазомер); идёт подготовка к обучению математике (по 5 цилиндров в каждом блоке), ребёнок учится сравнивать величины: высокий – низкий, выше, чем – ниже, чем, самый высокий — самый низкий, толстый – тонкий, глубокое – мелкое, глубже — мельче, широкое – узкое, шире — уже, и т.д. (это задание также хорошо и для развития речи – подбор антонимов); идёт подготовка руки к письму (работают большой, указательный и средний пальцы ведущей руки).

Розовая башня

Задача: построение башни в соответствии с изменением размеров кубов (построение ряда). Здесь мы также развиваем зрительное восприятие размеров; развитие координации движений, концентрация внимания; подготовка к обучению математике (10 кубов – значение числа 10), знакомство с формой куба; понятия: большой – маленький, больше, чем – меньше, чем, самый большой — самый маленький.

Коричневая лестница

Задача: построить лестницу в соответствии с изменением толщины брусков (построение ряда). Развитие зрительного восприятия размеров; развитие координации движений, концентрация внимания; подготовка к обучению математике и письму; развивается мускульная память, точность; понятия: толстый – тонкий, толще, чем – тоньше, чем, самый толстый — самый тонкий.
Красные штанги.

Задача: построить лестницу в соответствии с изменением длины брусков (построение ряда). Развитие зрительного восприятия, подготовка к обучению математике; понятия: длинный – короткий, длиннее, чем – короче, чем, самый длинный — самый короткий.

Геометрический комод

Задача: подбор пар – отверстие – вкладыш – в соответствии с их формой и размером. Ребёнок учится визуально различать формы; знакомство с геометрическими фигурами; подготовка руки к письму и рисованию (захват тремя пальцами и обвод контура фигуры указательным и средним пальцами). Данное пособие можно изготовить самим. Понадобятся: цветная бумага, толстый картон, пенопласт, клей. Делаются по принципу рамок-вкладышей.
Доски для ощупывания.

Задача: развитие осязания, тактильного восприятия, тонкой моторики. Ребенок ощущает пальцами различия между гладкой и шершавой поверхностями; понятия: гладкая — шершавая. Косвенно происходит подготовка руки к письму, подготовка к восприятию разнообразия окружающего мира.

Шероховатые таблички

Задача: развитие осязания (тактильного восприятия), тонкой моторики. Косвенно происходит развитие координации движений, навыка самостоятельной углубленной работы, тренировка пальцев рук, подготовка руки к письму. Понятия: шершавый, более шершавый, самый шершавый.

Ящик с тканью

Задача: развитие осязания, тактильного восприятия. Ребенок составляет пары одинаковых на ощупь тканей. Косвенно происходит развитие мелкой моторики, подготовка к письму, восприятие порядка. Словарь: названия тканей и материалов.

Почти все предметы, необходимые для этих упражнений, находятся под руками, можно самим изготовить некоторые пособия.

Сочетание методов традиционного дошкольного образования, своеобразия Монтессори-педагогики и инновации игровых технологий является основным условием успешности обучения дошкольника в дальнейшем.

Газизова Г.Р.
учитель-логопед

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «flemi.ru» — Ультразвуковое обследование. Брюшная полость, голова, грудная клетка