Почему важно формировать у детей трудолюбие. Как воспитать ребенка трудолюбивым. Чтобы ребенок рос трудолюбивым…

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему одни детки с удовольствием поддерживают порядок в своих вещах и игрушках, без лишних напоминаний застилают постель и аккуратно складывают вещи, тогда как другие производят впечатление откровенных нерях и лентяев? Хотите, чтобы ваш ребенок попал в первую группу?

Конечно, можно сколько угодно выискивать «ген лентяйства», находя его проявления у любимой свекрови и всех остальных родственников со стороны мужа, но будем честны сами с собой – трудолюбие или его отсутствие есть прямой результат семейного воспитания. На самом деле, воспитать в ребенке любовь к труду не так уж и сложно. В этом вам помогут известные родительские секреты:

Начинайте воспитание трудолюбия в вашем отпрыске как можно раньше. Конечно, это не означает, что нужно вручать пылесос едва научившемуся стоять крохе. Но как только ребенок начнет проявлять интерес к домашним делам, следует сразу же этот интерес поддержать и развить. Понаблюдайте, какие занятия больше всего по душе вашему малышу и смело привлекайте его «помогать» вам по мере сил. Будьте готовы к тому, что в первое время такая «помощь» только добавит вам работы по дому, но если вы не хотите спустя несколько лет сетовать на то, что сын или дочь выросли лентяями, придется немного потерпеть.

2. Подавайте пример!

Согласитесь, трудно представить, что в семье нерях и лоботрясов вырастет трудолюбивый и чистоплотный малыш. Поэтому включайте жизнерадостную музыку, надевайте яркий фаручек и с улыбкой отправляйтесь наводить порядок в квартире или готовить ужин. Очень важно продемонстрировать ребенку, что у каждого члена семьи есть свои обязанности в доме, и что эти обязанности нужно и можно выполнять с удовольствием.

И еще одно замечание. Многие молодые мамы, разрываясь между заботой о маленьком ребенке и содержанием дома в порядке, стараются переделать все дела по хозяйству, пока ребенок спит. Помните, что это большая ошибка и самый прямой путь к воспитанию лентяя. Ведь в этом случае ребенок просто не видит, как и для чего нужно трудиться.

3. Поддерживайте инициативу

Если вы видите, что ваш ребенок проявляет интерес к той или иной работе, обязательно поддержите его в этом начинании. Дайте ему в подробностях рассмотреть, что и как именно вы делаете, попробуйте сделать это вместе, предоставьте малышу возможность потренироваться и, наконец, разрешите сделать это самостоятельно. Очень важно не переделывать после ребенка его работу на его глазах – этим вы наносите большой удар по его самооценке и самостоятельности и обесцениваете значимость его помощи. Вряд ли в следующий раз он захочет помогать вам по собственной инициативе.

4. Не труд, а игра

Ведущей деятельностью детского возраста является игра во всех ее проявлениях. Подключите свою фантазию, и воспитание трудолюбия будет проходить в вашей семье без принуждений и понуканий. Представьте домашние дела в виде соревнования на скорость между несколькими членами семьи, убирайтесь под музыку, готовьте салат для кукольного дня рождения, проведите генеральную уборку в форме захватывающего приключения с заданиями на записочках и поисками клада где-нибудь на дне корзины с грязным бельем.

5. Все по-настоящему

Хотя сами домашние дела можно и нужно обыгрывать в соответствии с возрастными предпочтениями вашего малыша, постарайтесь с самого начала приучать ребенка манипулировать настоящими инструментами – обойдитесь без игрушечного утюга и пылесоса и разрешите ребенку включить настоящую стиральную машинку и помыть настоящую посуду. Это не только позволит вам обойтись без лишних трат, но и даст возможность приучить ребенка к аккуратности и осторожному обращению с бытовыми предметами.

6. От каждого по способностям

Поручая ребенку ту или иную работу, учитывайте особенности его характера и возможности его возраста. Не забывайте о том, что способности вашего ребенка к концентрации внимания существенно отличаются от ваших. Поэтому чередуйте трудовые поручения различного типа друг с другом, а также с периодами отдыха, подвижными играми, занятиями творчеством. Прежде чем позволить малышу выполнять какую-то домашнюю обязанность полностью самостоятельно, убедитесь в том, что малыш в состоянии выполнять работу от начала и до конца, поработайте над возможными ошибками и проконтролируйте результат.

7. Уважение к чужому труду

Важно с самого раннего возраста воспитывать в ребенке уважительное отношение к результатам чужого труда. Например, объясняйте, что нельзя ломать игрушки, потому что кто-то приложил немало труда, чтобы их сделать; не стоит ходить в обуви по ковру, потому что папа вчера его пропылесосил и так далее. Со своей стороны обязательно демонстрируйте уважение к труду ребенка, подчеркивайте его значимость и важность для всей семьи.

8. Все равны

Соблюдайте принцип равноправия при распределении обязанностей по дому между всеми членами семьи, в особенности между детьми. Помните, что для ребенка поручение ему выполнения той или иной домашней обязанности может быть особым предметом гордости, и постарайтесь избежать ненужных конфликтов или ревности между детками на этой почве. Также довольно трудно будет привить трудолюбие ребенку, если, скажем, его отец все свободное время проводит перед компьютером или телевизором.

9. Похвала не бывает излишней

Не скупитесь на похвалу и выражение одобрения вашему трудолюбивому помощнику, особенно в тех случаях, если он выполнил какие-то дела по собственной инициативе. Если вы даете ребенку какое-то поручение – убедитесь, что выполнить задачу ему под силу, и он в полной мере уяснил, чего от него хотят. В любом случае, даже если малыш не справился с поручением, найдите добрые слова и оцените его старание и упорство, помогите преодолеть трудности и завершите начатое вместе.

10. Труд – не наказание

Запомните и запишите это правило: никогда и ни при каких обстоятельствах не стоит использовать труд в качестве наказания для ребенка. Конечно, если вы собираетесь воспитать ребенка именно трудолюбивым, то есть любящим труд. Ведь странно было бы ожидать от ребенка, что он полюбит свое наказание.

11. Будьте последовательны

Поручив малышу выполнение какой-либо обязанности, следите за тем, чтобы у него была регулярная (а не от случая к случаю) возможность попрактиковаться. Например, ребенок может чистить обувь каждый вечер или убирать со стола после каждой семейной трапезы. При этом не забывайте хвалить малыша и благодарить его за помощь.

12. Привычка трудиться

По мере взросления вашего ребенка передавайте ему ответственность за выполнение тех или иных домашних обязанностей. Для наглядности можно закрепить эти обязанности в виде красочных наклеек на холодильнике, нарисовать вместе с ребенком симпатичный график уборки и т.д. Важно, чтобы выполнение этих дел вошло у ребенка в привычку, как ежедневная чистка зубов или умывание.

Запаситесь терпением и фантазией, не скупитесь на похвалу и не жалейте времени, чтобы еще и еще раз показать своему ребенку, как сделать ту или иную работу, и рано или поздно вы услышите от кого-то из знакомых в адрес вашего малыша: «Какой трудолюбивый кроха!».

Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание в ребёнке трудолюбия

Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка. Разумеется, трудовая деятельность маленьких детей своеобразна. Не всегда она ведет к материальным результатам. Главная цель труда - в его воспитательном влиянии на личность ребенка.

Трудовая деятельность (особенно на ранних ее ступенях) мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте - игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. Но неправильно было бы во всех случаях превращать труд в игру

Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.

Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Вот ребенок ухаживает за растениями - здесь важно заметить их рост, установить зависимость этого роста от того, как ребенок поливает, рыхлит почву.

Намечая известную последовательность действий, ребенок приобщается к простейшим формам планирующей деятельности.

В процессе труда взрослые дают детям полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании.

Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные навыки - умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.

По содержанию детский труд можно разделить на несколько видов:
- хозяйственно-бытовой труд: самообслуживание, уход за помещением и вещами, помощь взрослым в приготовлении пищи;
- труд "в природе": выращивание комнатных растений, посевы и посадки в цветнике, на огороде, в саду, уход за домашними животными;
- ручной труд (с элементами конструирования): изготовление игрушек и простейших пособий из бумаги, картона, из природного материала, работа по дереву.

Ребенок растет, и по мере его роста труд может усложняться; может становиться более широким крут задач, которые решаются трудовым воспитанием.

Для детей до четырех лет характерен элементарный хозяйственно-бытовой труд - самообслуживание, связанное главным образом с удовлетворением своих личных потребностей.

В среднем и старшем дошкольном возрасте расширяются физические возможности детей, увеличивается сила и ловкость движений, возрастает осознание общественной значимости труда. Основное место отводится уже хозяйственно-бытовому труду всей семьи (а в детском саду - для коллектива группы), труду в природе, вводится ручной труд.

Воспитывать у детей умение и желание трудиться можно, соблюдая некоторые важные педагогические требования.

Пусть родители глубоко осознают, что их добросовестное отношение к своим собственным трудовым обязанностям, уважение к труду окружающих оказывают на детей огромное влияние. Бодрая трудовая атмосфера, постоянное воздействие примера взрослых - это для ребенка важный побудительный стимул. Видя, как работают старшие, он с радостью примет участие в уборке помещения, в стирке, приготовлении пищи, в различных работах в саду, на огороде.

Необходимо создать условия для детского труда. В режиме дня отведите для трудовых занятий ребенка специальное время. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было оборудование, соответствующее его силам и возможностям (лопатки, грабли, лейки и другое оборудование - для труда в природе; молотки, клещи, ножницы - для ручного труда).

Не забудьте о надлежащих гигиенических условиях труда ребенка: помещение хорошенько проветрите, посмотрите, правильно ли освещено рабочее место ребенка, удобно ли ему.

Только тогда дети полюбят труд, если сопутствует ему оптимистическое настроение, если радует как сам процесс труда, так и его результаты. Это в значительной степени зависит от умения родителей вовремя поощрить ребенка, помочь в том случае, если он испытывает затруднения, предложить еще раз попытаться сделать, если ясно, что ребенок не приложил необходимых усилий.

В детском саду дети трудятся вместе. Постарайтесь и дома создать условия для совместной работы нескольких детей. В общем труде крепнут дружеские связи между детьми, возникает желание помогать друг другу; легче предупредить развитие таких отрицательных качеств, как хвастовство, лень, эгоизм.

В труде у ребенка складываются начальные чувства долга, ответственности, жизненно необходимые навыки и умения (что очень важно для подготовки ребенка к школе!).

Когда дети осознают свои обязанности, когда они приобретают практический опыт, необходимые трудовые навыки - это создает у них уверенность в своих силах, готовность трудиться. Обычно это ярко наблюдается у детей к концу пятого года жизни, становится устойчивой чертой в старшем дошкольном возрасте. Дети в состоянии уже сами организовать свои трудовые занятия, помочь младшим.

Дети испытывают особое удовольствие, когда их, как равных, привлекают к труду. "Мы с мамой пирожки делали. Мама кружочки делала, а я начинку накладывала", - говорит шестилетняя девочка. "Мы с папой дверь чинили, я гвоздики подавал папе, а он прибивал где надо", - С гордостью сообщает пятилетний мальчик.

Радует ребенка доверие старших, он гордится, когда ему поручают дома настоящие дела, выполнение которых составляет известный вклад ребенка в многочисленные повседневные дела семьи. Когда ребенка включают в эти повседневные дела, это меняет его положение среди взрослых - у него есть свои дела и обязанности, за них он отвечает. Детей радует поощрение взрослых; справедливая, доброжелательная оценка создает у них чувство уверенности, желание заслужить еще более высокую оценку.

Раннее включение детей в семье в посильную работу делает жизнь ребенка более полной, интересной. Ребенок приобретает много ценных качеств, становится самостоятельным, в меньшей степени зависит от взрослых, усваивает полезные практические навыки, учится ценить время, по-новому оценивает и труд окружающих его взрослых, приучается видеть свое участие в этом труде.

Но взрослым следует иметь в виду, что повседневность придает детскому труду будничный характер. Одно дело выполнить поручение в первый раз: впервые попросили ребенка шести лет купить хлеб - поручение выполнено с готовностью, ребенок вырос в собственных глазах. Но когда эту обязанность надо выполнять каждый день, радость постепенно угасает, желание ежедневно ходить за хлебом может у ребенка пропасть.. Придется находить дополнительные стимулы, чтобы та или иная обязанность не стала обременительной для ребенка. Иногда мать, накрывая стол к обеду, скажет: "Какой аппетитный, мягкий хлеб купил сегодня Алеша". В другой раз даст более сложное задание: купить не только хлеб, но и калорийные булочки, которые так любит папа. А за вечерним чаем отец выразит удовольствие при виде этих булочек и еще больше обрадуется, узнав, что это сын ходил в булочную.

Любят дети подготовку к праздникам. Вы начинаете праздничную уборку квартиры - продумайте возможное участие в ней и ребенка. Дети 3 - 4 лет могут протереть влажной тряпочкой свои кубики, полочку для игрушек, аккуратно расставить на. ней свои игрушки, помочь маме протереть листья растений, помыть поддонники. Более старшим детям можно доверить более сложные дела: навести порядок в буфете, аккуратно разложить белье на полки шкафа, при этом проследить, чтобы постельное белье не было перемешано с одеждой...

Если вы собрались стирать, - детям тоже найдется дело. Надо ведь, чтобы и у кукол был праздник, чтобы их одежда и постель были чистыми. В маленьком тазике все это можно постирать, прополоскать, что-то подсинить, что-то накрахмалить, а потом вместе с мамой развесить посушить. А когда все высохнет, кое-что дети сами смогут и погладить.

Очень важно, чтобы в этих предпраздничных хлопотах у каждого было дело: и у папы, и у старшего брата. У них свои обязанности. Надо починить неисправные игрушки, привести в порядок одежду, что-то отнести в химчистку. Кое-что надо вынести во двор и проветрить. При выполнении всех этих дел важно всем членам семьи быть примером. Не стоит жаловаться на усталость, говорить о нежелании что-то делать. Пусть ребенок видит активность каждого, их сноровку, умение все делать с готовностью.

Такие традиции семьи, при которых ребенок рано становится участником общего труда, дают значительно более высокие воспитательные результаты, чем иные, когда ребенок, проснувшись утром, видит преобразившуюся квартиру - был беспорядок, и вот, как по волшебству, все преобразилось, всюду чистота. Такой "сюрприз", конечно, доставит удовольствие ребенку. Но так как он не был участником общего труда, оценить вложенный труд ребенок не может, да и вообще ценить его долго не научится.

В старшем дошкольном возрасте дети уже могут проявлять заботу о другом, и в этом их надо поощрять. Пусть эти заботы будут еще очень просты, но то, что они направлены на пользу другого, а не на себя, имеет важнейшее значение для развития личности ребенка.

Некоторые дети 6 - 7 лет в семье выполняют многие дела по хозяйству, по-настоящему помогают взрослым. Но есть семьи, в которых ребенку не находят дела и он лишь помогает маме убирать свои же игрушки.

Трудовое участие детей в бытовых делах особенно велико в тех семьях, где несколько детей, где у старшего дошкольника есть младший брат или сестра. Круг повседневных дел ребенка в такой семье разнообразен, он видит, что по-настоящему может помочь маме, ухаживая за маленьким.

Вот как об этом рассказывают сами дети: "Я одеваю сестренку, гуляю с ней"; "Мою братишке лицо и руки"; "Мы с младшим братом вместе играем, рисуем, смотрим картинки, я все ему рассказываю"; "Я хожу с Лялей гулять"; "Мы с сестренкой играем, я вожу ее в коляске, пою ей песни, рассказываю сказки"; "Слежу за братиком, даю водички попить, помогаю маме купать его, когда папа на работе".

Заметим, что в этом случае ребенку легче почувствовать себя большим, покровительство по отношению к младшим возвышает его в собственных глазах.

Круг дел, которые взрослые поручают дошкольникам по уходу за маленькими, постепенно становится привычным. Но следует помнить, что детям хочется поиграть со своими сверстниками, у них есть свои интересы, свои интеллектуальные потребности, которые должны удовлетворяться в процессе общения со старшими и сверстниками, в совместных играх, наблюдениях, занятиях. Как только эти детские потребности начинают ущемляться, забота о маленьких становится для дошкольников обременительной обязанностью и иногда приводит к изменению отношения старших дошкольников к их младшим сестрам и братьям.

Детские заботы о других людях, в чем бы они ни выражались, свидетельствуют уже о глубоком понимании необходимости помощи, необходимости приспосабливать свое поведение к условиям жизни семьи, находить свое место в общих делах семьи. "Я забочусь о папе, он у нас больной. Мы с Людочкой стараемся не шуметь, не бегать по квартире, чтобы папа скорее выздоровел", - говорит мальчик. "Помогаю маме приносить тяжелые вещи", - говорит Женя (6 л. 2 мес.). А вот извечная помощь маленького человека старшему: "Помогаю бабушке вдевать нитку в иголку".

Заботятся дети о животных, о растениях: "Кормлю кролика", "Вожу гулять свою собаку", "Цветы поливаю", "Хомячков кормлю".

Но иногда забота ребят 6 - 7 лет не выходит за рамки их игровых интересов: "Кладу куклу спать, кормлю ее"; "С мишкой играю, кормлю его, сплю с ним". Здесь родителям, наверное, следует найти ребенку какие-то реальные дела, которые были бы направлены на действенную помощь старшим.


Надежда Матвеева
Консультация «Воспитываем трудолюбие»

И родителям, и педагогам хорошо известно, что одними словесными поручениями многого не добьешься. Послушает, послушает их ребенок, и сделает все по-своему - как привык. А у привычек огромная сила. Чтобы у ребенка складывались и закреплялись нужные привычки, он непременно должен практиковаться. С какого именно возраста лучше всего начинать трудовое воспитание малыша ? Некоторые родители считают, что торопиться не надо : “он еще маленький, пусть побегает, порезвится - научиться всегда успеет”. Ну что ж, давайте посмотрим - действительно ли мы совершаем насилие, приучая малыша к труду ?

Дети дошкольного возраста обычно очень активны. Это живой, деятельный, неугомонный народ. И доступный возрасту труд никак не противоречит природе малыша. Напротив, отвечает его потребности постоянно находиться в действии. Да вспомните сами, как радовались вы, если мама разрешала вам помочь ей накрыть на стол. Какое же здесь насилие? Просто вашу энергию направили в нужное русло.

В несложной как будто работе малышам приходится преодолевать известные трудности , учиться быть настойчивыми, терпеливыми, выполнять начатое дело до конца. При всем при этом вы не можете ждать от ребенка постоянной ответственности за выполнение своих обязанностей даже в 15 лет. Ведь взрослые очень часто тоже бывают безответственными. Ребенку нужно постоянно обо всем напоминать, но в вежливой форме, делая это, постарайтесь проявить максимум терпения и выдержать такой тон, как если бы вы говорили со взрослым человеком. Раздраженное ворчание способно убить всякое желание что-либо делать.

Понятно, что малышей вначале надо приучать выполнять несложные поручения. К двум годам он пробует одеваться. Возможно, пройдет целый год, прежде чем он научится надевать несложную одежду. А еще через год он научится справляться со шнурками и пуговицами. Дети пяти-шести лет уже могут помочь вам с уборкой квартиры, поработать на огороде, приготовить обед, например, почистить вареные овощи. Не забывайте мотивировать то или иное действие.

Если вы абсолютно ни в чем не будете ему помогать, неудача может отбить у него охоту пробовать снова. Например, стяните носок наполовину, чтобы ему было легко снять его совсем.

Замечали ли вы когда-нибудь, что постоянно уговариваете, заставляете, ругаете копающегося ребенка : сначала его никак не поднимешь с постели утром, потом сложно заставить умыться, одеться, позавтракать. А ведь ребенок не родился копушей. Таким его постепенно сделали постоянные поторапливания : “Быстрей доедай суп”, “Сколько раз тебе повторять, чтобы ты шел спать”. Родители легко впадают в привычку все время подгонять детей, а это в них со временем порождает упрямство. Наверное, не один раз вы жаловались знакомым, что вынуждены целый день ругать и “пилить” ребенка, иначе его невозможно заставить что-то сделать. Так получается заколдованный круг. Выход из положения прост : поменьше “доставайте” его, будьте терпеливее и постарайтесь больше ему доверять.

Конечно, необходимо при этом учитывать физические возможности ребенка и не перегружать его. А это случается очень часто. Ведь у шести-семилетнего ребенка уже есть сила, он многое может сделать. И мы поручаем ему постоянно и подолгу нянчить младших, разрешаем носить тяжести. Все, что чрезмерно, то не здраво. Пусть силы у него и есть, но мышцы его еще недостаточно выносливы, позвоночник не вполне сформировался, и физическая перегрузка может вызвать у него общее истощение, привести к искривлению позвоночника.

Многие требования ребенку выполнять еще очень трудно . Но важно, чтобы он хотел трудиться , чтобы он получал удовольствие от самой работы, удовлетворение от ее результатов. Исследования психологов и педагогов показывают, что в раннем возрасте все поступки совершаются под влиянием эмоций, сиюминутных желаний, и главный способ побудить ребенка действовать в желаемом направлении - это вызвать у него положительные чувства, сделать для него привлекательным то, что мы ему предлагаем.

Как же этого добиться? Объясняешь, растолковываешь, мотивируешь, а все равно не получается. Во-первых, в дошкольном возрасте для ребенка труд - подражание действиям взрослых. Превратите его в своеобразную игру с добавлением фантазии. Подскажите, например, малышу, как можно убрать игрушки : машины поставить в “гараж” из кубиков или конструктора , мишку уложить спать. И вы увидите, как он увлечется такой игрой-уборкой. Да ведь на полке или в отведенном для игрушек месте в детской комнате можно создать целый игрушечный город с “домами”, вам будет интересно подключиться к такой игре. Но слишком тоже не увлекайтесь - пусть инициатива все-таки останется за вашим чадом. Ребенок почувствует себя хозяином положения, а это удовлетворит его детское самолюбие.

Во всех случаях необходимо помнить и о том, что у ребенка надо воспитывать так называемую трудовую установку - он должен знать, что выполнение той или иной работы действительно кому-то нужно. Малыш должен видеть перед собой конкретную цель, сам он не всегда сможет это сделать.

Малыш, например, вполне будет доволен тем, что ему дали тазик с теплой водой и мыло для маленькой постирушки кукольной одежды. А нам тут нужно добиться главного : чтобы он стремился выстирать белье хорошо и убедился, что оно стало чистым. Если не получилось, утешьте, отнеситесь к его труду с уважением и вниманием (он же все-таки старался) : завтра ты еще больше постараешься, и у тебя получится лучше.

Ребенок только тогда получит удовлетворение от работы, когда его труд потребует от него определенных усилий. Нет ничего хуже “игрушечного” труда , который ему ничего не стоит. Разве вы будете выполнять какую-то бесполезную работу? Даже двухлетки признают только целесообразный труд . Попробуйте предложить ребенку вымыть совершенно чистую чашку, если рядом с ней стоит грязная. Он потребует, чтобы ему дали именно грязную чашку или вообще откажется от работы.

Самая распространенная наша ошибка, дорогие родители, - это приучение к труду “от случая к случаю”. Но для детей 5-7 лет просто необходимо выполнение определенных, постоянных обязанностей. Например, подмести пол, помыть посуду, застелить свою постель, полить цветы. Обязанности, за выполнение которых ребенок отвечает, помогают воспитанию у него ответственности, добросовестности, щепетильности; дисциплинируют, приучают хорошо выполнять не только приятную, но и необходимую работу. А это немаловажно при нашей сегодняшней жизни.

Некоторые из нас оправдываются тем, что для трудового воспитания ребенка просто не хватает времени. Нам некогда ждать, пока он сам оденется или накроет на стол. Мы можем это сделать быстрее, да и результаты будут лучше. Все это верно, но ведь так мы упускаем золотое время, когда ребенок сам стремится что-то сделать, подражая взрослым, - великие дела начинаются с малого, говорили классики. Малышу, которому едва исполнилось два года, интересно самому натянуть колготки, маечку, и он, пыхтя, пытается это сделать, проявляя завидное упрямство и усердие. Вы спешите завести его в детский сад, потому что опаздываете? Так разбудите его минут на 20 раньше, соответственно вечером уложив раньше в постель.

Если идти по иному пути, то смотришь, уже к трем-четырем годам у ребенка угаснет стремление к самообслуживанию. Он будет охотно протягивать руки и ноги взрослому, который одевает его, и возмутится, если вы попросите его сделать это самому : почему это вдруг ни с того ни с сего вы стали от него что-то требовать? Возможно, вам придется пережить не одну его истерику. А в семь-девять лет он просто начнет отлынивать от выполнения поручений, станет маленьким симулянтом.

Обратите внимание еще на одну деталь. У ребенка невротического склада, помимо “нормальной” лени, весьма часто наблюдаются проявления так называемой псевдолени как своеобразной защитной реакции. Когда малыш регулярно отказывается что-либо делать, это вполне может быть обусловлено тайным, тщательно замаскированным страхом неудачи.

Дети-невротики, в основном, не уверены в себе, из-за чего болезненно реагируют даже на самое ничтожное поражение, воспринимающееся , как великий позор, особенно если у него очень занижена самооценка. Такие дети обычно очень застенчивы. Им постоянно мнится, что они все делают плохо. А уж если однажды ему было сделано замечание или кто-то засмеялся, он предпочтет, чтобы его считали лентяем, лишь бы не травмировать свое слишком легко уязвимое самолюбие. Поэтому такой ребенок с огромным удовольствием может выполнять все свои домашние обязанности, а учиться будет очень плохо, если учительница хотя бы пару раз выразит на уроке свое неудовольствие его знаниями. На все готов дома этот псевдолентяй, лишь бы уроки не делать!

Стоит с особым вниманием относиться и к специфической медлительности этих детей, которая на первый взгляд может показаться леностью. Такой замедленный темп, низкая активность или полное бездействие бывают обусловлены и обостренным чувством опасности “на ровном месте” (боязнь собак, домашних животных - он лучше будет стоять на месте как вкопанный, чем решится пойти туда, где находится предмет его страха). Иному ребенку (особенно мальчику) легче прослыть лентяем, чем признаться в трусости.

А еще важно знать, что дети-невротики обладают повышенной нервной истощаемостью. Поэтому в тот день, когда он испытал даже мало-мальски незначительную перегрузку (смотрел долго перед сном телевизор или гулял на улице, вполне естественно, ребенок может отказаться убрать в комнате или даже почистить зубы и умыться на ночь. Не требуйте от него армейской дисциплины, будьте снисходительнее. Ведь семья - не армия, а ребенок - не солдат.

Ваше чадо не любит трудиться ? Как приобщить ребёнка к труду .

Многие родители мечтали бы вернуть то время, когда ребенок лежал «поперек лавки» .

Почему я! - возмущается ребенок, когда ему поручают какое-нибудь дело.

Как случилось, что и в благополучных и в неблагополучных семьях дети отвечают одинаково?

Причин здесь несколько.

Первая причина - мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки , от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить «лучше» - это значит жить ничего не делая.

Вторая причина - резко упала нравственная ценность труда в нашем обществе .

В этих условиях борьба за душу ребенка, за его трудовое воспитание становится особенно острой. Нельзя думать ребенка, что, не участвуя в общем, семейном труде , вырастет нормальным. С какой стати ребенок, который до 10-15 лет не принимал участия в семейном труде , станет помогать вам, даже если он вас любит. Для него - это слишком большая психологическая нагрузка, и он не готов к преодолению трудностей , не приучен к этому. Обижаться в этом случае нужно на себя. Желание трудиться само не приходит . Нужно для перевоспитания приложить максимум усилий. А не лучше ли воспитывать привычку к труду с первых дней жизни ?

Как можно раньше необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и член семьи, от которого тоже ждут помощи, что она нужна, просто необходима. Именно это сознание формирует настоящего человека.

Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь.

К сожалению, мы часто упускаем моральный аспект труда , полагая, что если ребенок чем-то занят, то в нем формируется трудолюбие . Конечно, развивается, но в тесном контакте с эгоизмом. Ребенок трудится для себя .

Только участие в общем труде , в труде для других , а не для себя, формирует настоящего человека. Эта мысль, в силу своей общеизвестности, часто не принимается всерьез, а между тем она одна из самых главных в воспитании ребенка . Принимать его помощь надо с благодарностью (что, кстати, и в нем воспитывает это чувство ) и все время помнить, что именно в эти минуты в ребенке растет настоящий человек. Все родители, у которых дети выросли помощниками, приучали их к труду с самого раннего детства, с двух лет.

Как только вы, занявшись домашними делами, отсылаете ребенка : «Иди играй» , - помните, что вы укладываете еще один кирпич в воспитание его эгоизма и одиночества.

«Только бы хорошо учился, а все остальное мы берем на себя!» - еще один из принципов неправильного воспитания . Усилия в учении, конечно, воспитывают трудолюбие , но может оказаться, что это не воспитывает человека , тогда как помощь по дому формирует в ребенке заботливость, доброту, участие. Помощь другим обязательно должна быть бескорыстной, а не по принципу : ты - мне, я - тебе. Меркантильный дух - страшная зараза, сильно разлагающая душу.

Воспитание человека - это воспитание чувств в нем . Чтобы какое-то правило, убеждение, ощущение закрепилось в ребенке, нужно, чтобы он почувствовал ваши чувства, а не только понял вашу мысль : он должен видеть, что вам приятно мыть посуду, весело убирать в доме - только тогда ему захочется это сделать самому. Если же он услышит, что это «надо» и увидит, что вам самим это делать не хочется, никакими усилиями его к труду не приучишь .

Есть люди, которые все делают с удовольствием, а есть - с отвращением, со стоном, с гримасой, так же будут реагировать на труд и их дети . Воспитание трудолюбия - очень сложная и трудная вещь . Ну а если время упущено в детстве? Кто в этом виноват?

В три года каждый малыш с удовольствием помогает по хозяйству, для него это такое же познание мира, как и игра. Ему интересно смотреть и слышать, как вода льется из крана, как тарелка норовит выскользнуть из рук. Вот и нужно воспользоваться этим интересом , почаще предлагать ему разные дела : пришить пуговицу, забить гвоздь…

Нужно всегда поддерживать любую детскую инициативу. Захотел - делай. И если вы по каким-либо причинам запретите ребенку что-то делать, то приучить его потом к этой деятельности будет сложно, т. к. интерес к ней у него пропал.

Самостоятельность - это творчество : когда ребенок делает что-то сам - он творец, а когда человек творит - он счастлив. Для полноты жизни необходимо постоянное ощущение новизны. Творческий труд и дает это ощущение . К тому же творчество - это всегда напряжение ума, усилие.

Опытные родители никогда не станут делать за ребенка то, что он может и хочет сделать сам. Неопытные родители поступают наоборот. И когда это повторяется сотни раз, у ребенка вырабатывается привычка ничего не делать самому. Затем он начинает командовать (а что ему еще остается) . Если ребенок видит в нас не равного себе человека, а существо, которым можно помыкать, у него неизбежно возникают привычки капризного тирана или безвольного эгоиста.

Ничего хорошего не получится и тогда, когда родители не помогают детям «из принципа» , желая, чтобы они всему научились сами. И бедный ребенок, испытывая трудности первобытного человека, все больше и больше отстает в развитии от своих сверстников, у которых родители не столь невежественны.

Еще худший вариант, когда к труду приучают силой . У каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Однако нельзя требовать, чтобы ребенок сразу делал все так, как надо. Любая нагрузка должна возрастать постепенно. Нельзя сразу предъявлять большие требования, они могут быть невыполнимыми, что вызывает негативное отношение к делу.

Принуждать что-нибудь сделать криками и угрозами, все равно, что превращать труд в повинность . В этом случае все усилия напрасны. Если отсутствует радость труда , то такой труд не несет в себе воспитательной силы , а противодействует ей.

Обучение трудовым умениям идет быстрее, если ребенка не наказывают, а мягко поправляют. Если хотите вырастить тупицу - наказывайте. Если у ребенка появилось желание, то он и горы свернет, а если нет, то сделает так, что лучше бы и не делал.

Труд для ребенка должен быть интересным, поэтому вносите в труд элементы игры . Ребенок должен чувствовать, что вы кладезь выдумки и неисчерпаемой мудрости, из которого он может черпать всю жизнь.

После того, как ребенок приучится прилагать определенные трудовые усилия в интересном для него виде труда , он легко может справиться и с неинтересными, ибо роль сознания в нем повышается с каждым годом. Чем нужнее результат труда ребенка , тем больше его воспитательное воздействие . Постепенно надо приучать ребенка делать все качественно, качество труда - четкий показатель культуры. Если ребенок привыкнет делать работу кое-как, он так же будет работать и в более старшем возрасте, а возможно и всю жизнь.

Родители часто иронически относятся к детскому труду , а потом удивляются, что ребенок ничего не хочет делать. Всякое трудовое усилие тесно связано с напряжением души. И чем больше тренирована воля, тем легче человек преодолевает трудности . Если ребенок приучен к активной самостоятельной жизни, то в дальнейшем труд для него будет не в тягость. Кроме того, в нем развивается инициативность - качество очень важное для семейной жизни и для жизни в обществе.

Взросление - это все большая и большая самостоятельность. Поэтому ощущение самостоятельности необходимо ребенку не меньше, чем наша любовь, чтобы он чувствовал свою значимость в этом мире. Трудовые усилия во многом способствуют формированию такого чувства.

Когда ребенок не убирает за собой игрушки, не хочет делать уроки, не помогает по дому - это не только расхлябанность, но и отсутствие привычки к волевому усилию.

Человеку легко дается то, что он много раз делал, поэтому ребенка надо приучать к самому разнообразному домашнему труду . Тот, кто ничему не научился в детстве, проходит эту науку взрослым, и она иногда дорого ему обходится.

Мы явно недооцениваем результаты, которые приносит трудолюбие , и трудности , которые возникают при его отсутствии.

Привычка к труду держит человека в тонусе до конца жизни. Он уверен в себе, лишен инфантильности, обладает чувством ответственности и умеет ценить свой и чужой труд .

Трудолюбие дает и психическую устойчивость, вырабатывает веселый нрав и оптимистический взгляд на будущее, способствует долголетию. Все долгожители трудятся до конца своих дней . Тунеядцев среди них нет. Трудолюбие непременно вознаграждается уважением окружающих. Только труд дает ощущение полноты жизни. Не отнимайте это ощущение у ребенка, а помогите его становлению.

У взрослого человека всегда после работы много домашних дел, выполняя которые всегда можно найти, чем полезным занять ребенка. Важно, чтобы дела не заслонили ребенка, чтобы ребенок был в нашем сознании постоянно. Если на первый план выступают дела, а потом дети, то со своими делами мы остаемся на всю жизнь, а надо оставаться с ребенком. Стоит подумать об этом.

Друзья, вы согласны, что трудолюбие, упорство в достижении цели, умение побороть собственную лень - основа успеха в любом начинании? О необходимости прилежно работать, о важности трудолюбия наш мудрый народ сочинил много пословиц и поговорок:

  • без труда не выловишь и рыбку из пруда;
  • дело мастера боится;
  • делано наспех - и сделано насмех;
  • есть терпенье, будет и уменье;
  • кто любит труд, того люди чтут.

Народное творчество - отличный помощник в воспитании человека, который не боится всякой работы. А что ещё надо знать родителям, которые хотят воспитать своего малыша трудолюбивым? Давайте разбираться вместе!

8 принципов воспитания трудолюбия в ребёнке

Принцип 1. Начинаем с малого

Воспитывать ребёнка можно и даже нужно уже в младенчестве.

Конечно, новорожденный кроха пока не готов взаимодействовать с вами, но уже в 3–4 месяца малыши многое понимают. Уже в столь нежном возрасте поощряйте его на доступную для него работу: потянуться за погремушкой, повернуть головку на звук маминого голоса, улыбнуться в ответ на папину улыбку. Создавайте условия, в которых малышу надо будет делать над собой определённые усилия, комментируйте эти действия, щедро демонстрируйте свои радость и гордость успешными попытками маленького трудяги.

Растёт ребёнок, а вместе с ним пусть растут и его задачи. Уже в 1,5–2 года карапуза можно привлекать к уборке игрушек, уходу за домашними питомцами, сервировке стола (на уровне «отнеси-поставь», но всё же!).

Принцип 2. Самообслуживание

Научить ребёнка самостоятельно чистить зубки, причёсываться, одеваться, складывать свои вещи и заправлять кроватку - прямая обязанность родителей. Это важно для воспитания самостоятельного и трудолюбивого человека. Развивая навыки самообслуживания и автоматизируя их до уровня привычки, вы помогаете ребёнку стать более ответственным и дисциплинированным.

Самообслуживание - первая ступень в воспитании трудолюбия. Начиная с личной гигиены, расширяйте эту сферу, включая туда уборку за собой, мытьё посуды, приготовление простых блюд.

Принцип 3. Задачи по силам

Чтобы труд был в радость, малышу надо замечать положительные результаты своих стараний. Отсроченные цели он пока не видит. Поэтому очень важно предлагать такие задачи, с которыми карапуз в состоянии справиться самостоятельно или при умеренной родительской помощи.

Если вы переоценили возможности ребёнка, взвалив на его хрупкие плечики пока тяжёлую ношу, покажите и научите, как справиться с задачей, но не решайте её целиком и полностью самостоятельно.

Принцип 4. Лови момент

В возрасте 2–3 лет большинство детей проявляет активное желание буквально во всём подражать взрослым. И этот момент желательно не упустить. Помимо того, что надо всячески поддерживать в детском сознании положительный образ трудолюбивого, честного, справедливого и доброго человека, ещё и позволяйте крохе проявлять инициативу.

Хочется ребёнку помыть посуду? Прекрасно! Подставьте табуретку, выдайте ему свежую губку и пару блюдец, которые надо помыть. Страхуйте, подсказывайте, помогайте. Но пусть ребёнок получит первый опыт мытья посуды в тот момент, когда это занятие кажется ему очень привлекательным. И ничего, что потом вам придётся подтереть воду со всех близлежащих поверхностей (кстати, к этой работе тоже можно привлечь маленького помощника), ничего, что придётся выдать комплект сухой одежды.

Поверьте, ваши усилия в настоящем принесут свои плоды в ближайшем будущем. Вы будете довольны результатом.

Принцип 5. Регулярность

Родители подростков часто с ностальгией вспоминают, с каким удовольствием их наследники помогали с домашними делами в раннем детстве. И куда всё подевалось, сетуют они на своих ленивых и безынициативных отпрысков.

Чтобы не разделить этот опыт, закрепляйте успех: с раннего детства вменяйте в обязанности ребёнка регулярную помощь по дому. По мере роста помощника, роста его возможностей и степени вашего доверия к его навыкам можно организовать выполнение части домашних дел в виде дежурств или поделить сферу ответственности: мама готовит, папа стирает и гладит, дети убирают. Главное, чтобы ребёнок чётко осознавал, что его участие носит не ситуативный характер. Он тоже живёт в этом доме, а значит, тоже вносит свой посильный вклад в решение бытовых вопросов.

Напоминайте, контролируйте выполнение ребёнком его части домашней работы, но не делайте её вместо него.

Принцип 6. Не торопите

Чем младше ребёнок, тем сложнее ему освоить новые навыки.

Конечно, взрослым намного быстрее одеть малыша на прогулку самостоятельно, чем ждать, пока он справится с непослушными носочками и капризными застёжками. Бесспорно, проще помыть после ужина несколько комплектов посуды самому, чем стоять над малышом, показывая, помогая и контролируя. Но вот экономия времени в данном случае сыграет с вами злую шутку.

Любая привычка требует времени, и пожалев это время на то, чтобы приучить ребёнка трудиться, вы привьёте ему привычку всегда перекладывать свои обязанности на других. Тут, как говорится, тише едешь - дальше будешь.

Принцип 7. Труд в радость

Покажите карапузу, что от работы можно получать истинное удовольствие. Радовать может сам процесс (если, к примеру, превратить уборку игрушек в увлекательную игру или соревнование), общение за общей работой, результаты приложенных усилий.

Очень хорошо, если одной из семейных традиций в вашем доме является совместная подготовка к праздникам. Можно на весь дом включить в записи детские песни, под весёлую музыку дружно навести порядок, а потом отправиться на кухню, где сообща сотворить кулинарные шедевры. И пусть малыш под вашим присмотром соорудит свой первый бутерброд, замесит тесто или перемешает салат.

Принцип 8. Терпение, терпение и ещё раз терпение

Не всякая работа будет получаться с первого раза. И даже в сотый раз вам придётся иногда опять напомнить, что тарелку надо помыть со всех сторон, а перед тем как ставить в сервант, её надо промокнуть полотенцем.

Не всегда ребёнок будет с радостью хвататься за веник по первой же вашей просьбе. А иногда он будет даже предпринимать попытки бойкотировать помощь по дому.

Вам придётся напоминать, показывать снова и снова, быть твёрдым в своих родительских просьбах и наставлениях. Но вам необходимо пройти через это. Не сдавайтесь, и вы добьётесь цели - воспитаете трудолюбивого человека, который многое умеет и не боится учиться чему-то новому.

Подведём итоги:

  1. С первых месяцев жизни поощряйте ребёнка на труд, но предлагайте задачи по возрасту. Не усердствуйте чрезмерно.
  2. Самообслуживание - первое проявление осознанного трудолюбия. Начинайте с того, чтобы ребёнок сам мыл ручки, умывался и чистил зубы. Постепенно дополняйте этот список новыми, более сложными задачами.
  3. Не отнимайте инициативу. Даже если ребёнок не справится сам как следует, пусть сделает то, что может. Помогите довести дело до приемлемого результата, но не запрещайте пробовать.
  4. Будьте терпеливы и не торопите ребёнка. Протереть пыль, помыть за собой чашку, подмести пол - всё это легко взрослому, но малышу ещё только предстоит научиться всему этому.
  5. Помогите ребёнку ощутить радость от работы. Хвалите за успехи, благодарите за помощь, приобщайте к совместным домашним делам. Но не забывайте уделять внимание воспитанию ответственного отношения к труду. Помощь ребёнка должна быть регулярной, его обязанности по дому должны расти вместе с ним.

Друзья, любовь к труду - качество, которое поможет вашему малышу во взрослой жизни. Научите его заботиться о себе и других, и он всегда будет самодостаточен. Научите его получать удовольствие от работы, и ему будет проще наслаждаться жизнью. Жалея карапуза, оберегая его от бытовых хлопот, вы оказываете ему медвежью услугу и рискуете вырастить ленивого, несамостоятельного человека, который пасует перед неудачами и не в состоянии организовать себе комфортный и уютный быт.

Пусть ваше родительство принесёт положительные плоды. Будьте счастливы!

Многие родители мечтают о трудолюбивом ребенке, помощнике во всех наших взрослых делах. Который и мусор вынесет, и за младшим братом в садик зайдет, и в своей комнате сам наведет порядок.
Но это, конечно, Идеал. Своего рода Педагогическая Утопия. А на самом деле современные детки в большинстве своем работать не желают, от трудовых усилий всячески увиливают. Скажет мама: «Толик, вынеси мусор!» А Толик: «А почему я, а не Надька?! Я вчера выносил!» И это обычная картина. Даже трудно себе представить такого Толика, который радостно воскликнул бы: «Да! Конечно! С удовольствием! Я счастлив! Спасибо за доверие! Сию секунду!» - и побежал с ведром. Это даже был бы какой-то просто-таки противоестественный Толик. Мама, наверное, забеспокоилась бы, услышав такой ответ: подумала, что ребенок, не дай Бог, заболел!
Хотя никто ведь специально не прививает детям отвращение к труду. Оно возникает само собой, незаметно для нас.
Можно ли этого избежать? И что нужно делать, чтобы ребенок все-таки полюбил труд?

Несколько лет тому назад мне довелось побывать в одном маленьком детском садике на окраине нашего города. Было это в те времена, когда зарплату подолгу задерживали, и в садике не было уборщицы. А грязь оставлять ведь нельзя. И вот, представьте себе, дети помогали воспитателям убирать! Более того, они это делали с удовольствием и даже обижались, если от их помощи отказывались!
Как удалось этого добиться? Очень просто. Вместо того, чтобы просить или заставлять, воспитатель говорила: «Нужно убрать в группе. Это очень важно, я не могу каждому поручить. Сегодня мне помогут Вика и Ариша. А вы уж потерпите, может быть, потом я и вас тоже возьму».
При такой постановке вопроса уборка воспринималась детьми как почетное поручение и даже привилегия: Вика и Ариша – фаворитки, они ближе к воспитательнице, они ей помогают.
Неудивительно, что на следующий день почти все дети хотели – и даже рвались! – помочь, но опять были отобраны два-три счастливчика, остальным оставалось «глотать слюнки» и дожидаться своего часа.
Сама уборка проходила весело и энергично: воспитательница шутила, смеялась с детьми, а под конец говорила им что-нибудь уважительное, вроде: «У тебя здорово получается!» - или: «Как мы быстро все сделали!» Что-то возвышающее их в собственных глазах.
В конце концов, дошло до того, что малыши чуть ли не дрались за право убирать в группе.
А ведь почти все взрослые в такой ситуации начинают упрашивать детей:
«Надо обязательно навести порядок! Нельзя оставлять грязь! Больше некому убирать, так что придется это сделать нам!» - и т.д., и т.п. И разумные малыши сразу догадываются: эге, да это что-то противное, что приходится делать, чего самой Мариванне делать не хочется. Вот оно что! Значит, работать ужасно неприятно!
Меня убеждают, что это надо сделать? Значит, я этого делать не хочу (а иначе зачем бы стали убеждать меня?)!
Тем более все ясно, если взрослый просто заставляет ребенка, пользуясь своей властью над ним. Никто же никого не принуждает есть конфеты или смотреть мультики. Заставляют – значит, это что-то плохое.
К сожалению, словечко «эксплуатация» имеет и вполне очевидный «педагогический» (вернее – антипедагогический) смысл. Взрослые часто эксплуатируют детский труд. Заставляют или просят сделать то, чего им самим делать не хочется: что-то скучное, рутинное. И дети обычно подчиняются, слушаются взрослых. Но мнение о том, что такое «работа», у них складывается вполне определенное.
Кстати же, слово «работа» в русском языке этимологически однокоренное со словом «раб»! А кому приятно быть рабом: быть чьей-то вещью, а не самостоятельным человеком?
Мы внушаем детям отвращение к труду, сами того не замечая. Внушаем, когда упрашиваем, уговариваем (а упрашивают и уговаривают, если человек не хочет этого делать, если это нечто неприятное) или заставляем что-то сделать: убрать, помыть посуду, самостоятельно одеться.
Кстати, дети в этом смысле очень похожи на животных. Да, да! Внушаемость в чистом виде свойственна именно животным. Скажем, если собаке насильно запихивать мясо в пасть, она будет всячески уклоняться от такого угощения, а может даже и укусить! В то же время, если хозяин притворяется, что не хочет давать псу мясо, чуть-чуть подразнит его, тот будет прыгать и скакать, выпрашивая тот самый кусок, от которого только что отказывался.
Вот таковы и маленькие дети. Работа вовсе не неприятна для них сама по себе. Более того, как раз малыши – в гораздо большей степени, чем мы, взрослые – способны с удовольствием делать что-то очень простое, нудное, примитивное, с нашей точки зрения вовсе не интересное.
Однажды мне довелось наблюдать, как мой сосед, пятилетний Сашка, три часа подряд торчал рядом с оборудовавшим балкон папой, подавая ему то молоток, то гвоздь, то доску. Хотя папа его об этом не просил и даже гнал от себя. Но Сашке ужасно нравилось, что они с папой вместе делают такое важное и трудное дело!

Что такое «работа» (психологи и педагоги говорят «продуктивная деятельность»)? Чем она отличается от игры?
Прежде всего, тем, что это НАДО сделать – а в игре имеет значение только ХОЧУ. Если это работа, то все дело в результате (продукте); если игра – в самом процессе, который сам по себе интересен, доставляет удовольствие.
Скажем, шофер «Скорой помощи» ведет машину. Он едет быстро. Почему? Чтобы поскорей доехать к больному. Чтобы тому помогли. Здесь важен результат – жизнь и здоровье больного. Но можно быстро ехать просто так, ради удовольствия от быстрой езды. Просто кататься на той же самой машине. И это будет не работа, а игра.
Вспомните, как Том Сойер красил забор. Действительно, одно и то же может быть и работой, и игрой.
Дети любят играть. Игра доставляет им непосредственную радость, удовольствие.
Однако те же самые дети ОЧЕНЬ ЛЮБЯТ И РАБОТАТЬ тоже! Просто они сами еще не догадываются об этом.
То есть они МОГЛИ БЫ полюбить труд. Но ведь взрослые никогда не упрашивают и не заставляют их играть – а работать заставляют. Вот в этом все дело.
Очень приятно произвести какой-то продукт: какую-то хорошую вещь, которой могут пользоваться другие люди. Правда, сам процесс в этом случае может быть не так увлекателен, как в игре. Но мы представляем себе, каким будет результат, и потому работаем с удовольствием.
Именно материальный продукт трудовых усилий – лучший стимул для малыша.
На самом деле, приохотить кроху к труду сложнее всего именно на таких видах «продуктивной деятельности», как уборка в квартире, мойка посуды и походы с мусорным ведром. Потому что здесь нет никакого продукта. Нет материального результата, который как раз и является главным стимулом продуктивной деятельности. Ничего не получается в итоге.
То, что это дела важные и нужные, понятно нам, взрослым. Дети же убеждены, что ничего страшного не будет, если не помыть посуду, не вынести мусор. У них другая точка зрения, и они имеют на нее право.
Конечно, мы эту точку зрения не можем разделить. Но все-таки неплохо было бы поискать для малыша такое дело, которое доставляло бы ему радость СВОИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ, своим «продуктом».
Например, сейчас во многих Клубах для дошкольников и Детских Центрах малышей учат работе на гончарном круге. Да-да, том самом, изобретенном много тысяч лет назад. Доказано, что это детям очень полезно (в частности, для развития мелкой моторики), а главное – им это нравится.
Почему? Потому что есть результат. Сделает малютка горшочек для цветов или тарелочку, пусть корявенькую, кривобокую. И понесет домой. Это он сам сделал, своими руками! Это полезная вещь: бабушка посадит в горшок цветочек, он вырастет, зацветет!
Все дети - мечтатели. А работа, продуктивная деятельность основана на умении мечтать! Она невозможна без планирования, предвкушения результата. То есть - без мечты. Но только мечта малыша обязательно должна сбываться: если не всегда, то чаще всего. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы его первые трудовые опыты были неудачными. Это может разочаровать на всю жизнь.
К сожалению, одна из странностей современного общества состоит в том, что все виды деятельности, подходящие для приобщения детей к труду, ушли в прошлое, отмерли – и приходится их искусственно, специально для малышей, воссоздавать.
Раньше дети ремесленников и крестьян рано начинали помогать своим родителям. А как наши чада могут нам помочь? Если папа работает на атомной электростанции или на буровой вышке, а мама – терапевт в поликлинике??????
Да, это проблема, но в сравнительно больших городах она решаема: повторяю, за счет каких-то специальных детских учреждений. Кроме того, девочку можно уже с 4-5 лет учить шить, вязать, готовить. Мальчика – что-то мастерить из дерева.
Если же вы значительную часть года живете в деревне (на даче), то все еще проще: там найдется немало дел, которые по силам крохе.
Замечательные педагоги Борис и Лена Никитины, дети которых отличались редким трудолюбием, жили под Москвой в НЕБЛАГОУСТРОЕННОМ ДОМИКЕ, где надо было топить печку, носить воду из колодца и пр., и пр. И это им очень помогало!
Те же условия, в которых мы живем, неестественны и не способствуют воспитанию трудолюбия. Приходится что-то придумывать.

Есть некоторые ошибки, которые допускают многие взрослые. Например, оценивают труд ребенка по качеству «продукта», то есть говорят юному гончару: «Фу, какая у тебя кособокая тарелка получилась!»
Это правильно в отношении взрослого профессионала – но не малыша. Тут результат не главное, важно само отношение к труду. Если оно положительное, ребенок в любом случае заслуживает похвалы.
Вторая распространенная ошибка – считать, что всякий труд воспитывает. Это не так. А.С. Макаренко писал, что воспитывает только труд особым образом организованный.
Как организованный? Ребенок должен участвовать в планировании и в самом трудовом процессе – с начала до конца; видеть продукт, результат своего труда; желательно, чтобы труд был не индивидуальным, а коллективным, причем, с разделением обязанностей; наконец, наградой за успех в труде становится уважение окружающих, повышение статуса ребенка в его мини-социуме (семье).
А если он принимает участие только в каком-то одном трудовом усилии, не понимая его смысла, его роли во всем процессе, то это для малыша неинтересно. Если не востребованы его самостоятельность, инициатива; если работа ничему не учит; если она не вознаграждается уважением взрослых – то такой труд не воспитывает, а скорее портит ребенка.
Конкретно это значит вот что: вы решили посадить ягодные кусты на даче? Посоветуйтесь с малышом: что сажать, где сажать. Кроху нетрудно убедить, он согласится с вашим вариантом – но уже будет чувствовать это дело СВОИМ, кровным. Потом помечтайте с ним: как кусты вырастут, сколько на них будет ягод. Пусть он представит себе результат, то, ради чего будет работать. Потом пусть помогает вам сажать, окапывать, поливать, удобрять. Делайте все вместе. При этом учите его «понимать растения» и заботиться о них: дайте ему возможность приобрести пусть маленькую, но квалификацию.
А если ребенок не принимал участия в обсуждении, что, где и как сажать, не сажал, не ухаживал – и вдруг, когда взрослым лень, они хотят, чтобы он что-то там сделал: полил и т.п. – то это для малыша лишняя докука, что-то чуждое, навязанное ему. И такой труд – не воспитывает!
Третья неверная установка – думать, что маленькие дети обязательно должны делать только то, что им непосредственно интересно. Это не так. В жизни нельзя обойтись без всякого рода рутинных дел, и не стоит баловать детей, избавляя их от этого. Работа есть работа, здесь важен результат. А если малыш привык получать удовлетворение только от самого процесса, то выходит, он только играет, играет и играет – и совсем не работает. Даже если мы считаем то, что он делает, работой, для него это все равно игра.
Чтобы научиться трудиться, нужно уметь делать и скучное, и неинтересное – ради результата. Труд не должен превращаться в развлечение.
Конечно, задача должна быть посильной для крохи – но в меру сложной и поэтому - именно поэтому! - интересной. Все дети жаждут самоутверждения, страстно хотят доказать, прежде всего, самим себе: Я способен! Я могу! У меня получается! Вот на этом и можно сыграть.
В то же время весьма опасно, если малыш убедился: игра – это интересно, а труд – что-то нудное, однообразное, скучное. Поэтому трудовые усилия крохи не должны состоять только в транспортировке мусорного ведра и уборке игрушек в ящик. Ему нужен опыт интересного, увлекательного труда, желательно, требующего и какой-то минимальной квалификации, каких-то знаний и навыков. Именно такой труд – если он успешен и востребован – не унижает, а возвышает человека.
Хотя какой-то элемент игры в работе детей может быть. Если мальчик, придя домой с пустым мусорным ведром, торжественно рапортует маме: «Задание выполнено!» - это может как-то скрасить для него неинтересное само по себе дело.
Очень любят дети работать вместе со своими родителями. Особенно, если папа с мамой трудятся бодро, энергично, с удовольствием.
На ребенка сильно влияет отношение родителей к своей работе. Если они ее не любят, малыш это обязательно почувствует. Все заразительно: и хорошее, и плохое. Известная жизненная позиция: «как бы ни работать, лишь бы не работать» - увы, очень распространенная в нашей стране - передается и детям. Таким родителям сложно рассчитывать на то, что их чадо вырастет трудоголиком.
Раньше люди, трудившиеся на земле, устраивали праздники (например, праздник Первого Снопа), связанные с успехами, результатами своего труда. Малышу это тоже нужно. Когда он чего-то добился, с его точки зрения значительного, он хочет, чтобы это было всеми замечено, - хочет радости, праздника. Тогда и будни будут восприниматься по-другому.
Наконец, имеет значение состояние здоровья малыша, его образ жизни. Дети, живущие больше в виртуальном, чем в реальном мире: в мире мультиков, компьютерных игр и пр. – не любят трудиться. Они привыкли потреблять, идти по пути наименьшего сопротивления. Они уже не хотят делать никаких усилий.

Итак.
Если вы хотите, чтобы ваш малыш вырос трудолюбивым:
1. никогда не упрашивайте и не заставляйте его делать то, к чему хотите приучить (упрашивайте и заставляйте делать как раз то, от чего хотите отучить!);
2. подумайте, что будет для малыша стимулом, - какое удовлетворение он получит от своей работы: это может быть ваше уважение (у любого, даже самого маленького, человека есть чувство чести, собственного достоинства, он хочет заслужить уважение окружающих) или же сам продукт, результат его трудовых усилий, - во всяком случае, работы, не дающей никакого удовлетворения, малыш делать ни в коем случае не должен;
3. малыш должен понимать, зачем он трудится, и признавать, что это действительно важное дело: того, что так считаем мы, взрослые, недостаточно;
4. если ребенок старается, трудится с удовольствием, с желанием, хвалите его, независимо от результатов;
5. учите ребенка мечтать о результатах своего труда, планировать результат;
6. постарайтесь найти возможность хотя бы кое-что делать вместе с ребенком;
7. труд никогда не должен быть наказанием, а чем-то почетным, своего рода привилегией: тогда он будет возвышать ребенка в собственных глазах, а не унижать его;
8. если вы любите свою работу, рассказывайте о ней ребенку: неважно, поймет ли он вас – важно заразить его своими эмоциями, своим отношением к делу;
9. постарайтесь научить малыша делать что-то, что требует не только усилий, но и некоторой квалификации, знаний: хотя бы выращивать огурцы и помидоры на даче;
10. помните, что труд ребенка обязательно должен быть успешным.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «flemi.ru» — Ультразвуковое обследование. Брюшная полость, голова, грудная клетка