Занятия по логопедической ритмике. Программа по логопедической ритмике для детей старшей группы с онр. Регуляция мышечного тонуса. Упражнение «Топор»

Логопедическая ритмика впервые была включена в занятия по преодолению заикания у дошкольников
по инициативе В.А. Гиляровского и Н.А. Власовой (1932) и сразу получила высокую оценку специалистов.
С 30-х годов по настоящее время логопедическая ритмика является составной частью коррекционной работы
логопеда по преодолению заикания.
Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант
Эмиль Жак - Далькроз (1912). Он предложил развивать ритм как самостоятельную сущность и затем на этой
основе – ритм музыкальный, ритм поэтический, ритм движений.
Основные положения этой теории легли в основу музыкально-ритмического воспитания детей в нашей стране.
В группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи обучаются дети с дислалией и со стертой
дизартрией. У детей с дислалией не отмечается серьезных нарушений общей моторики. Недостаточно сформированной
являются мелкая и артикуляционная моторика, слухоречевой ритм. У детей со стертой дизартрией общая моторика
сформирована недостаточно: мышечный тонус повышен, нарушены статическая и динамическая координация движений,
переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы – общей моторики,
мимической, мелкой и артикуляционной.
У детей с ОНР нарушения моторики характеризуются ее недоразвитием, общей моторной неловкостью, нарушениями
оптико-пространственного гнозиса. Основные двигательные умения и навыки детей с ОНР сформированы недостаточно,
движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.
У детей с заиканием нарушается темпо-ритмическая организация движений, в большей степени страдает координация движений.
Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы детей с нарушениями речи являются занятия
логопедической ритмикой.
Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического
и физического воспитания.
Логопедическая ритмика – неотъемлемая часть логопедической методики. Она способствует преодолению самых
разнообразных речевых расстройств.
Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика,- это движение, музыка и речь.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.
Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений,
ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих
способностей; активизация всех видов внимания и памяти.
Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей –логопатов и корректирование их речевых нарушений.
Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;
развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного
звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической
основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

Развитие неречевых процессов
Ходьба и маршировка
(вводные и заключительные упражнения)
Ходьба – естественный вид движения человека. Она осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног.
Дети, имеющие речевые нарушения, как правило, неловки: ходьба их неустойчивая, походка неровная. Часто при ходьбе
они шаркают ногами. Поэтому задания по обучению ходьбе и легкому бегу под музыку обязательно включаются в каждое
логоритмическое занятие.
Регуляция мышечного тонуса
У детей, имеющих речевую патологию, часто отмечается не только нарушение артикуляции, но и недостатки мелкой и
общей моторики. Они, как правило, неловки, движения их плохо координированы. Причина этого кроется в нарушении
тонуса мышц. Чаще всего дети - речевики излишне напряжены, резки в движениях, суетливы. Иногда же, наоборот, имеет
место снижение мышечного тонуса, а как следствие, вялость общих движений. Для коррекции этих недостатков моторики
необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп мышц.
Развитие внимания и памяти
У детей, имеющих речевые нарушения, часто наблюдается недостаточная
сформированность моторного, зрительного, а особенного слухового внимания и памяти. Поэтому на занятиях по логоритмике
обязательно проводятся упражнения, направленные на развитие всех видов внимания и памяти. В результате выполнения
специально подобранных упражнений у дошкольников постепенно формируется быстрая и точная реакция на различные
виды раздражителей. Дети учатся сосредотачиваться, проявляя для этого определенные волевые усилия. Улучшается не
только устойчивость. Но и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Параллельно
с развитием всех параметров произвольного внимания у детей постепенно улучшается память. Как моторная и зрительная, так и слуховая.
Развитие чувства музыкального размера (метра)
Метр –ритм, в котором все длительности одинаковы, а акценты одинаковой силы появляются через определенные
(равные или неравные) промежутки времени. На логоритмических занятиях детям дается представление об акценте, как
об ударном моменте в звучании, т. е. силовом выделении отдельного звука в музыке. Услышав акцент на фоне звучания
равной силы, ребенок должен подать какой-либо условный сигнал.
Сначала учат выделять неожиданный акцент и лишь затем метрический (равномерно повторяющийся) акцент в музыке.
Когда дети овладеют этим умением, можно приступать к работе над самым сложным – переходным акцентом.

Развитие чувства музыкального темпа
Темп – скорость исполнения музыки, которая определяется частотой чередования основных метрических долей. Темп может
быть медленный, умеренный и быстрый.
Развитие чувства музыкального ритма
У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма. Выражается это в том, что они немузыкальны,
как правило, с трудом заучивают стихи, так как не воспринимают музыкального ритма стихотворения, не улавливают его рифмы.
У таких дошкольников возникают сложности при воспроизведении слоговой структуры слов, состоящих из трех и более слогов.
Пытаясь произнести длинное слово, ребенок пропускает или переставляет местами его слоги, звуки.
Музыкальным ритмом называется чередование и соотношение длительностей звуков в музыкальном произведении. Ритмические
единицы – это длительности отдельных звуков и пауз.
Игра на музыкальных инструментах
На занятиях часто используются детские музыкальные инструменты.
Благодаря игре с музыкальными игрушками у дошкольников формируется чувство музыкального ритма, темпа, улучшается внимание,
музыкальный слух, совершенствуется пальчиковая моторика, развивается дыхание (при игре на духовых инструментах). Музицирование
способствует развитию творческих способностей.
Пальчиковые игры
Ученые-физиологи доказали, что развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребенка.
Объясняется это просто: представительства речевой и пальчиковой зон в коре головного мозга человека находятся в непосредственной
близости и оказывают друг на друга влияние. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его
скорейшему речевому развитию.
Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проврдятся различные пальчиковые игры с пением или игры с
мелкими предметами под музыку.
Подвижные игры
Основная форма деятельности детей – игра. Подвижные игры развивают у детей эмоционально-волевые качества, обучают самым
разнообразным видам движения – ходьбе, бегу, поскокам, прыжкам, учат ориентироваться в пространстве. Весь словесный
материал – песенки, потешки, пропеваемые или проговариваемые детьми во время подвижных игр, служит еще одной важной
цели – закреплению в речи дошкольников различных групп звуков.
Слушание музыки
Музыка по своей природе очень эмоциональна и образна. Музыкальными средствами на логоритмических занятиях постепенно
развивают художественное восприятие детей.
Детям предлагается для прослушивания как вокальная, так и инструментальная музыка. Из инструментальной музыки ближе всего
музыка, написанная на какой-либо определенный сюжет, а также изобразительная музыка, в которой композитор прибегает при
помощи средств музыки к подражанию, например пению птиц, вою ветра, шуму дождя, грохоту поезда и т.д.

Развитие речи и коррекция речевых нарушений
Развитие дыхания-
один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта.
Цель дыхательных упражнений – способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха,
его силы и постепенности. Перед педагогом встает задача формирования у детей
сначала физиологического (неречевого), а затем на его основе речевого
дыхания. В отличие от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое – является произвольным.
При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляется через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху.
При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и
осуществляется речевой акт.
Развитие голоса
Посредствам голосового аппарата издаются звуки, различные по высоте,
силе и тембру. Их совокупность и определяет голос человека.
Высота голоса – это повышение или понижение тона (переход от высокого голоса к низкому, и наоборот).
Сила голоса – произнесение звуков с определенной громкостью: громко, нормально, тихо.
Тембр голоса – это его качественная окраска. Голос может быть звонкий, глухой, дрожащий, тусклый, крикливый и т.д.
Задачей педагога является следующее: во – первых, развивать у детей основные качества голоса – силу и высоту, во – вторых,
приучать их говорить без напряжения, меняя голос в соответствии с ситуацией.
Темп речи
Под темпом речи понимается скорость ее протекания во времени.
Если темп речи ускорен, то от этого ухудшается внятность, четкость речи, артикуляция звуков.
Интонационная выразительность речи
Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающих общие с музыкой элементы такие,
как мелодику, темп, ритм, паузацию и логическое ударение (в музыке это акцент).
Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение,
вплоть до изменения смысла на противоположный.
Пение
При пении происходит взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. Кроме того пение поднимает
настроение, развивает художественный вкус и творческие способности.
Речь с движением
Позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Мимика
Это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Мимика тесно связана с артикуляцией и,
стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и
артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек.
Артикуляция
К подвижным органам артикуляции (речевым органам) относятся язык, губы и челюсти.
Артикуляционные упражнения на занятиях выполняются под ритмическую музыку или под счет.
Фонематическое восприятие
Это четкое различение на слух всех звуковых единиц родного языка, включая и близкие в акустическом отношении звуки такие,
как твердые и мягкие, глухие и звонкие. Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового
внимания на материале неречевых (шумовых и музыкальных) звуков.

Коррекция нарушений звукопроизношения
На этапе автоматизации изолированного звука детям предлагаются игры на четкое его проговаривание. Очень полезно связывать
звуки с какими – либо
музыкальными образами.
Грамматика
На логоритмических занятиях возможно закрепление знаний по грамматике, полученных на логопедических занятиях. В форме
подвижной игры или игры – вокализации грамматические задания вызывают живой интерес, и, следовательно, лучше усваиваются
детьми дошкольного возраста.
Лексика
В рамках логоритмического воспитания необходимо осуществлять одну очень важную задачу – расширять словарный запас детей.

Игры и упражнения

Развитие дыхания
(Физиологическое дыхание)
Поиграем животиками

Цель: формирование диафрагмального дыхания.
Описание упражнения
Вариант 1
В положении лежа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают- при этом животик надувается, затем выдыхают –
животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую – либо небольшую игрушку.
Когда ребенок вдохнет, игрушка вместе с животом поднимается вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто
она качается на качелях.
Вариант 2
В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.
Упражнение выполняется под счет: вдох - 1,2,3 и выдох – 1,2,3 или
музыкальные звуки (до –ре - ми- вдох, ми – ре -до – выдох) от трех до семи раз подряд.

(Речевое дыхание)
Назови по порядку

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов.
Закрепление в памяти детей названий чисел, времен года, дней недели, месяцев.

Описание упражнения
Детям младшего и среднего возраста предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке – «один, два,
три, четыре, пять …» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка) Дошкольникам
среднего и старшего возраста, кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.

Ах, как пахнет!

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу.
Оборудование: ароматный цветок или носовой платок, надушенный духами.
Описание упражнения
Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить фразы:
Ах!
Ах, пахнет!
Ах, как пахнет!
Ах, как приятно пахнет!
Ах, как цветок приятно пахнет!

Мимика
Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений:

«Плакса» - зажмуривание глаз;
«Надуем шарик» - надувание щек без сопротивления и с надавливанием;
«Мы удивились» - приподнимание и опускание надбровных дуг;
«Тигренок» - оскаливание зубов;
«Упрямые бараны» - нахмуривание мышц лба и т.д.
Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются в комплексы, отражающие такие
сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т.д.

Цель: выразить мимикой и общими (торопливыми) движениями большую заинтересованность.
Оборудование: коробка, перевязанная лентой, в коробке игрушка.
Описание игровой ситуации
Мальчику на День рождения сделали подарок. Мальчик развязывает коробку с подарком, ему поскорее хочется узнать, что внутри.

Раздумье

Цель: выразить мимикой и позой (подпереть голову рукой) глубокое раздумье.
Описание игровой ситуации
Девочка заблудилась в лесу. Наконец она вышла на дорогу. Но в какую сторону идти?
Этюд разыгрывается под музыку.

Кукла заболела

Цель: выразить мимикой печаль и сострадание.
Оборудование: кукла лежит в кровати, накрытая одеялом, на лбу куклы
платочек.
Описание игровой ситуации
У девочки заболела кукла. Кукла лежит в кроватке под одеялом, у нее болит
голова. Девочка расстроена, ей жалко больную куклу.
Во время этюда звучит музыка.

Артикуляция

Для развития артикуляционной моторики на занятиях ритмикой проводятся упражнения для губ, языка, нижней челюсти:
«Прятки» - чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов;
«Вкусное варенье» - круговое скользящее движение языка по губам;
«Футбол» - движения языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки;
«Язычок сердиться» - упор кончика языка альвеолы верхних резцов и др.
Упражнения должны выполняться ритмично, под счет, на акцент в музыке.

Рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на
«раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. В данном упражнении
счет: «раз – два» можно заменить на звукоподражания: «тик – так». Перед выполнением артикуляционного упражнения
предложите детям прослушать музыкальную иллюстрацию - «Часы» ; сл. С. Маршака, муз. Е, Тиличеевой.

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка совершает движения: на
«раз» - поднимается к носу, на «два» - опускается к подбородку.
В данном упражнении счет можно заменить на слова: «вверх – вниз».

Далеко и близко

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания, активизация мышц губ.
Описание упражнения
Педагог объясняет детям, что, когда звук раздается близко, то его хорошо слышно, но если он доносится из далека, то
кажется тихим и его трудно расслышать.
Затем одному ребенку взрослый дает задание произносить любое звукоподражание то тихим, то громким голосом
(это может быть голос животного, например, - му, мяу, и – го-го, га-га и т.д. или какой-либо из звуков города – би-би,
ту-ту, дзинь-дзинь, тук-тук).
Задача других детей отгадать, далеко или близко находится животное или звенит звонок.
Затем звуковую загадку предлагается загадать другому ребенку и так далее до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли.

Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения.
Описание упражнения
Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение:
Была (произносится голосом обычной силы)
тишина,
тишина, тишина. (произносится тихим голосом)
Вдруг (сила голоса начинает постепенно нарастать)
грохотом (громче)
грома (еще громче)
сменилась она. (громко)
И вот уже дождик (произносится голосом обычной силы)
тихонько (произносится очень тихо)
Ты слышишь? (произносится тихим голосом)
Закапал, закапал, (произносится голосом обычной силы)
Закапал по крыше…

Лягушки и кукушки

Описание упражнения
Ребенок читает стихотворение, по ходу чтения изменяя высоту голоса.

Ква, ква - (произносится низким голосом)
урчат лягушки.
Ку – ку - (произносится высоким голосом)
кричит кукушка.
Целый день по лесу:
Ква – ква (произносим низким голосом),
Ква –ква (произносим низким голосом),
ку – ку (произносим высоким голосом).

Успокой куклу

Цель: развитие тембра голоса, речевого дыхания.
Оборудование: детские стулья и куклы по количеству детей.
Описание упражнения
Дети сидят на стульях и держат в руках кукол.
Педагог говорит детям, что куклы плачут и надо их успокоить – спеть колыбельную песню.
Взрослый сам показывает, как надо качать куклу и негромко напевать на звук «А» мотив колыбельной песни.
Под музыку дети укачивают кукол и тихо поют.

Темп речи

Большие ноги шли по дороге

Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.
Описание упражнения
Под слова педагога: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги,
и медленно говорят: « ТОП – ТОП».
Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ-топ-топ-топ».
В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.

Карусели

Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп.
Описание упражнения
Дети вместе с педагогом встают в хоровод и начинают идти по кругу, говоря слова:
Еле, еле, еле, еле
Завертелись
Карусели
(говорить в медленном темпе)

А потом, потом, потом
(темп постепенно нарастает)

Все бегом, бегом, бегом.
(говорить в быстром темпе)

Тише, дети, не спешите
(темп постепенно замедляется)

Карусель остановите
(говорить в медленном темпе)

Раз, два, раз, два –
(хлопать в ладоши и медленно говорить).

Вот и кончилась игра.

Упражнение можно выполнять под музыку.

Развитие ритма речи

Выдели слово

Цель: научить детей делать акцент (ударение) на определенном слове во фразе.
Оборудование: четыре карточки с цифрами: « 1234», «1234», «1234», «1234». На первой из них выделена
жирным шрифтом цифра 1, на втором 2 и т.д.
Описание упражнения
Детям демонстрируются карточки с цифрами по количеству слов во фразе.
Педагог объясняет детям, что сейчас они будут учиться произносить одну и ту же фразу по-разному. Вот
эта фраза из четырех слов: «Мы учимся говорить красиво».
Каждое слово фразы соответствует цифре на карточке. Если на карточке выделена цифра «1», то и голосом
надо выделить первое слово во фразе:
«МЫ учимся говорить красиво». Это означает, что именно мы, а не кто-то другой учится говорить красиво.
Если ярко написана цифра – «2», то голосом выделяется второе слово «учимся». Вот как в этом случае будет
звучать наша фраза: « Мы УЧИМСЯ говорить красиво».
Если на карточке ярко написана цифра «3» - это означает, что интонационно надо выделить третье слово «говорить».
То есть сказать: «Мы учимся ГОВОРИТЬ красиво». Благодаря этому станет ясно, что мы учимся именно говорить красиво,
а не петь и не танцевать.
И, наконец, в случае, когда на карточке выделена цифра «4» - фразу надо произнести с ударением на четвертом слове.
«Мы учимся говорить КРАСИВО». Так удастся подчеркнуть, что мы учимся говорить не громко и не тихо, а именно красиво.

Развитие мелодика интонационной композиции речи

Узнай по интонации

Цель: воспитание эмоциональной выразительности речи и мимики.
Описание упражнения
Каждый ребенок по очереди произносит с определенной интонацией междометия и изображает какого-либо человека:
удивленного – Ах! Ах! Ах!
больного – Ох! Ох! Ох!
веселого – Эх! Эх! Эх!
недовольного – Ай! Ай! Ай!
испуганного – Ой! Ой! Ой!
сердитого – Ай –я - яй!
Остальные дети должны отгадать по интонации, выражению лица и позе говорящего, какого человека он изображает.
После исполнения сценок детям предлагаются музыкальные картинки, отражающие разные эмоциональные состояния людей.
После прослушивания каждой из них дети делают вывод, какое настроение передает музыка.

Развитие тонких движений рук

Разминка

Цель: развитие подвижности пальцев рук, координированности, точности и переключаемости их движений.
Описание упражнения
Дети сидят на стульчиках поют и выполняют соответствующие движения вместе с педагогом:
Похлопаем в ладошки,
похлопаем немножко,
(хлопать в ладоши)
Похлопаем в ладошки,
Очень хорошо!
И пальчики попляшут,
и пальчики попляшут,
(вращая кистями, медленно поднимать обе руки вверх и постепенно опускать их до уровня груди.)
И пальчики попляшут,
и пальчики попляшут,
А девочки и мальчики
все ровненько сидят.
Тук-тук молотком,
мы построим птичкам дом.
(Стучать правым кулачком по левому, высоко поднимая правую руку.)
Тук-тук молотком,
поселяйтесь птички в нем!
Бум-бум барабан,
что за шум и тарарам?
(Стучать кулачками по коленям попеременно.)
Бум-бум барабан,
просыпайтесь по утрам!
Ду – ду - ду, ду – ду - ду -
вот какая дудка!
(Имитируя игру на дудке, перебирать пальцами обеих рук.)
Ду – ду ду, ду –ду – ду –
вот такая дудка!
По – е – ха – ли по – ти – хо – неч - ку,
(Ладонями попеременно слегка касаться колен.)
По – е – ха – ли по –ти – хо – неч –ку…
И быстренько, и быстренько,
(Быстро хлопать ладонями попеременно по коленям, одновременно притопывая ногами.)
И быстренько, и быстренько,
И быстренько, и быстренько…
И при – е - ха – ли!
(Слегка наклонить голову и опустить руки на колени.)
«Разминка» может быть использована на занятиях не целиком, а по частям, так как легко делится на 4 независимые
друг от друга по смыслу части.

Развитие внимания

Упражнения на распределение внимания


Оборудование: Флажок и кегля (или кольцо от большой пирамидки).
Описание упражнения
Дети стоят в кругу. Предметы – флажок и кегля – находятся в руках у детей, стоящих напротив друг друга.
Под музыку дети начинают передавать игрушки от соседа к соседу: кеглю – в правую сторону, а флажок – в левую.

Цель: распределение внимания.

Описание упражнения
Дети рассчитываются на «первый – второй – третий – четвертый». Первые будут в игре зайчиками, вторые – медведями,
третьи – лошадками, а четвертые - птицами.
Затем дети встают в круг и маршируют под бодрую музыку по кругу, изображая людей, пришедших в зоопарк.
По команде взрослого: «Звери» дети, продолжая двигаться по кругу, изображают тех животных, которыми они были
назначены в начале игры при распределение ролей.
Зайцы – передвигаются прыжками, медведи – идут вперевалочку.
Лошадки – идут высоко поднимая колени, а птицы - машут руками – «крыльями».

Упражнение на устойчивость внимания

Запретное движение

Цель: Развитие зрительного внимания, памяти.
Описание упражнения
Дети встают перед педагогом в шахматном порядке и под музыку по показ

В процессе работы в группе для детей с ТНР мы обнаружили, что у значительного количества воспитанников (60-70 %) наблюдаются нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи, обусловленные недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, то есть, дизартрия. Особенности моторики детей со стёртой дизартрией объясняются нарушением функции двигательных нервов. У них оказывается нарушенной как статика, так и динамика артикуляционных движений, движения совершаются с нарушением плавности и переключаемости, с появлением сопутствующих движений в мимической, тонкой и общей мускулатуре. Наиболее сложным является выполнение одновременных движений – результат совместной работы органов артикуляции, голосовых и дыхательных мышц, мимической мускулатуры, мышц кистей и пальцев рук и мышц тела. Поэтому у детей с дизартрией часто страдают просодические компоненты речи: у них не формируется правильное речевое дыхание, наблюдаются нарушения голоса и интонационной выразительности речи. Нарушения темпа и ритмической организации высказывания приводит к тому, что фраза формулируется нечётко, недоговаривается, беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски слогов и слов, бормотание к концу фразы.

Известно, что нередко дети с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР, дизартрия) страдают нарушениями оптико-пространственной координации и трудностями сосредоточения, произвольного восприятия и внимания. Совместно с раскоординированностью в общей моторике, это приводит к тому, что у таких детей очень трудно вырабатывается навык произвольного управления своими движениями и поведением. В связи с вышесказанным, мы считаем необходимым включать в коррекционную работу с дошкольниками логоритмические приёмы как дополнение к системе логопедических занятий.

Логопедическая ритмика – способ коррекции речи, опирающийся на сочетание речи, музыки и движения. Организующим моментом здесь является ритм. Чувство ритма в своей основе имеет моторную, активную природу и сопровождается моторными реакциями: восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений и мышечных сокращений и расслаблений. Многие исследователи (Жак-Далькроз, Бехтерев, Гиляровский, Гринер, Власова и др.) подчёркивали общепедагогическое значение ритма, влияние его на коррекцию различных отклонений в психофизической сфере человека.

В логоритмическом воздействии можно выделить 2 основных звена :

  • Развитие и коррекция неречевых процессов у детей с нарушением речи;
  • Коррекция речевых нарушений и развитие речи

Логоритмическая коррекция требует многократного повторения вырабатываемых двигательных навыков и проводится в системе . Поэтому в коррекционной работе так важна связь и преемственность в работе всех специалистов, работающих с детьми. Помимо специально организованных логоритмических занятий, совместно с логопедом планируют свою работу:

Воспитатели – утренняя гимнастика (музыкально-ритмические упражнения с предметами и без), логоритмические пятиминутки в различных режимных моментах (упражнения на согласование речи с движением, пальцевая, мимическая и артикуляционная гимнастика), подвижные игры с речевым сопровождением;

Музыкальный руководитель – игры и упражнения на развитие качеств голоса, игра на детских музыкальных инструментах, игры-инсценировки, музыкально-ритмические упражнения, слушание музыки, в том числе, активное (с двигательными заданиями);

Физкультурный руководитель – ритмические двигательные упражнения с речью, упражнения на движение с перестроением, смену движения по сигналу и т.п., подвижные игры с речевым сопровождением.

Рассмотрим содержание первого звена логоритмического воздействия .

1. Воспитание личностных качеств ребёнка: подражательности, активности, инициативности, самостоятельности, коллективизма, волевых качеств - смелости, настойчивости, выдержки.

Данные качества воспитываются путём целенаправленного подбора музыкальных и речевых упражнений, составляющих логоритмические этюды и творческие композиции, а также в процессе подвижных игр, хороводных игр, игр-драматизаций с разнообразными ролями. Важна здесь также роль личности педагога, умеющего грамотно и эмоционально заинтересовать каждого ребёнка, чтобы тот почувствовал потребность качественно выполнить предложенное задание до конца.

2. Развитие восприятия, слухового внимания и памяти.

Основным средством здесь является осознанное восприятие музыки и отдельных её характеристик: высоты, динамичности, темпа и тембра и выполнение детьми разнообразных двигательных заданий в соответствии с изменением данных характеристик.

3. Развитие оптико-пространственных представлений и навыков, зрительной ориентировки на говорящего.

Педагог определяет пространственную схему каждого движения. Во времени движения организуются с помощью ритма – музыкального или речевого. Для формирования навыка зрительного сосредоточения на предмете или объекте полезно использовать эмоциональный контакт в игре (когда задание посмотреть на игрушку или партнёра. улыбнуться является частью правил игры). Также чрезвычайно полезными являются упражнения с предметами – музыкально-ритмические или двигательно-речевые.

4. Развитие координации общих движений, тонкой произвольной моторики и мимики лица

происходит через овладение двигательными умениями и навыками. Движения совершенствуются под музыку, которая оказывает влияние на качество исполнения. Под влиянием музыки улучшается выразительность, появляется ритмичность, чёткость, плавность, слитность в исполнении движения. Эмоциональная окрашенность, вследствие восприятия ребёнком музыки, придаёт движениям энергию или мягкость, размах или сдержанность, а создание с помощью музыки и движений определённых образов способствует развитию мимики и пантомимики.

5. Воспитание чувства темпа и ритма в движении.

Ритм – это сочетание во времени сильных, акцентированных частей движения со слабыми, пассивными. Своевременное и произвольное чередование мышечного напряжения и расслабления является одним из показателей правильности выполнения движения. Правильно, ритмично выполняемые движения не вызывают утомления длительное время.

Наиболее активно моторные реакции проявляются при восприятии акцента. Поэтому в логоритмике широко применяются игры и упражнения с передачей предмета под музыку (“Укачивание куклы”, “Игра с бубном”, “Яблочко”, “Передача палочки” и т.п)

Рассмотрим содержание второго звена логоритмического воздействия.

1. Воспитание темпа и ритма дыхания.

Средствами являются двигательные упражнения – сначала без речи, затем – с речью. В качестве речевого материала выбираются несложные стихотворные тексты, подходящие по лексической теме занятия, либо вносящие в него игровой (или соревновательный) момент, либо несущие воспитательный смысл; разнообразные считалки. Применяются также игровые дыхательные упражнения под музыку.

2. Развитие артикуляционного праксиса.

Средства – игры, содержащие артикуляционные и мимические движения, выполняемые под ритмизированную речь педагога (фонограмму) либо под музыку, по показу педагога или с использованием схем движений. Также мы широко вводим артикуляционные и мимические движения в игры-драматизации и логоритмические этюды.

3. Развитие просодических компонентов речи.

Осуществляется на основе воспитанных темпа и ритма дыхания, качеств голоса, речевого слуха и артикуляционной моторики. Речь имеет общие с музыкой элементы- мелодию, темп, ритм, акцент (в речи – логическое ударение), паузацию. Совершенствуется просодика в логоритмических этюдах и играх-драматизациях.

4. Развитие фонематического восприятия.

Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создаёт основу для совершенствования фонематических процессов. А воспитание ассоциаций, связанных со звуками, непосредственно улучшает различение звуков речи на слух. Произнесение под музыку стихов, насыщенных оппозиционными звуками, способствует развитию слухопроизносительной дифференциации фонем.

А самое главное и ценное в логоритмических играх – это те положительные эмоциональные реакции детей, которые появляются в ходе выполнения движений с речью и пением, а также умение управлять своим телом и поведением, которое так пригодится детям для адаптации к меняющимся условиям жизни.

Конспект логоритмического занятия для детей 3-4 лет “В гости к пальчику”

Цели:

  • воспитание эмоциональной отзывчивости, желания взаимодействовать с педагогом и детьми;
  • развитие дыхания, мимической, артикуляционной, пальцевой и общей моторики;

Оснащение: пособие на развитие дыхания “Дождик” (тучки со “струйками дождя” из фольги) на каждого ребёнка, фонограмма

Ход занятия

Приветствие, мимическое упражнение Здесь живёт Хмурилка” (С.Дроздова)

Поиграем пальчиками. Первый палец - боковой – называется “большой”. Решил большой пальчик построить себе дом. Маленький, но настоящий. Пальцевые игры под музыку “Дом” , “Ёжик” (С. и Е. Железновы)

Давайте подойдём к домику. Музыка тихая, медленная и идти будем так же, тихонько. Зашли в домик, подошли к окну и выглянули в окошко (показ). Кого же мы увидим, кто там по дорожке идёт? Об этом нам расскажет музыка. “Кто как ходит” (имитационные движения под музыку – общеразвивающие и артикуляционные)

Как много гостей пришло к большому пальчику! Четыре остальные братца-пальчика тоже пришли в гости к большому. Пальцевая игра “В гости к пальчику ”(Аверьянова)

Даже трусишка-язычок открыл дверь своего домика и выглянул посмотреть на новый домик. Но увидел ворону, испугался и снова спрятался (артикуляционная гимнастика под музыку) .

А вороне не нужен был язычок. Она искала червячков, которые ползли по дорожке. У червячков нет ни рук, ни ног, они ползают вот так (показ): собрались – вытянулись, собрались – вытянулись… Пальцевая игра “Червячки и ворона”, танец “Червячки” (С. и Е. Железновы)

Наши пальчики хотели пойти погулять, но вдруг набежали тучи и пошёл дождь. Струи дождя падали на дорожку и шелестели, вот так: игра с пособием “Дождик” (развитие дыхания).

Пальчики немного погуляли под зонтиком, потом пришли в домик, поиграли в мячик и почитали книжку. Пальцевые игры под музыку “Зонтик”, “Мячик”, “Книжка” (Железновы, “Мой Зонтик”)

Сказка была интересная – про репку. Логоритмический этюд “Репка” (Л. Кустова) . Завершение занятия.

Конспект логоритмического занятия для детей 5- 6 лет “Волшебница-весна”

Цели

  • воспитание подражательности и волевых качеств – выдержки, умения действовать в коллективе;
  • развитие дыхания, мимической, артикуляционной, пальцевой и общей моторики, оптико-пространственных навыков;
  • совершенствование слухового внимания, чувства темпа и ритма в движении.

Оснащение: палочка, сигналы-круги красного, синего, жёлтого и зелёного цветов на палочках, фонограмма

Ход занятия

Приветствие. Разминка – пальцевая гимнастика под музыку (А.Иванов, “Пальчиковая гимнастика под музыку”)

“Встали пальчики”, “Зарядка”, “Зайчик”, “Огоньки”, “Флажок”

Сказка. – Поиграем в сказку. Мы попадём в волшебный лес.

“Здравствуй, лес!” (ПГ под музыку)

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!

В этом сказочном лесу решила зимушка построить себе дом. Позвала на работу мастеров.

“Дружные пальчики” (ПГ под музыку): Раз,два,три,четыре,пять, будем пальчики считать –

Крепкие, дружные, все такие нужные!

“Строим дом” (ПГ под музыку):

Дом мы строим выше, выше,
Есть окошки в нём и крыша!

Дом готов, нужно позвать маляров, покрасить его белой краской.

“Маляры” (АГ под музыку):

Красят домик маляры для любимой детворы.
Если только я смогу, то им тоже помогу!

“Новоселье” (согласование речи с движениями):

А сегодня у зимы новоселье, мы с тобой приглашены на веселье!

Дом построен из сугроба. А какой вышины? Вот такой вышины!

Белый коврик у порога. А какой ширины? Вот такой ширины!

Посмотри-ка: потолки ледяные: высоки-превысоки, кружевные!

Мы по лестнице шагаем, выше ноги: топ, топ!

Двери комнат отворяем: справа хлоп, слева хлоп!

Ты хозяйке поклонись-ка: - Здравствуй, зима!

Логоритмический этюд “Зима в избушке” (муз. Э.Ханка, сл. С.Островой)

Всем надоела зима! Холодно, птички не поют, солнышко не светит! Давайте Весну-красну позовём. Хороводная игра “Веснянка” (муз. народная)

Услышала весна нашу песню и сказала: передайте мне мою волшебную палочку, с её помощью я смогу принести вам тепло и солнечный свет. Логоритмическое упражнение – передача палочки под музыку.

Получила весна волшебную палочку, и сразу засветило солнце, запели птички, расцвели цветы. Курочка вышла пощипать зелёную травку, дети стали качаться на качелях!

Пальцевая гимнастика под музыку: “Солнце”, “Птички”, “Курочка”, “Качели”, “Цветок” (А.Иванов, “Пальчиковая гимнастика под музыку”)

Игра “Сигналы” (развитие внимания, темпа и ритма в движении – выполнение определённого движения по показу сигнала на акцент в музыке)

Вот круги – четыре цвета,
Вам игра знакома эта:
Жёлтый круг я покажу –
Вас я хлопнуть попрошу.
Зелёный круг я покажу –
Всех подпрыгнуть попрошу.
Синий – будем мы молчать,
Красный – все “Ура!” кричать.

Завершение занятия.

Конспект ОД по логопедической ритмике для детей старшего дошкольного возраста

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Цель: Выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью.

Коррекционные задачи:

· Развитие и активизация внимания;

· Развитие речевого дыхания;

· Воспитание просодических компонентов речи, движения и музыки;

· Развитие звуковысотного, ритмического, динамического слуха;

· Развитие координации речи и движения;

· Развитие общей и мелкой моторики, регулирование мышечного тонуса.

Образовательные задачи:

· Развитие чувства ритма, музыкального слуха.

Воспитательные задачи:

· Развивать умение подражать, перевоплощаться.

· Воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным.

· Укреплять чувство единства, умения действовать согласованно.

Оборудование: мяч, картинки со следами зверей , два ободка медведей.

Ход

1. Ребята, послушайте загадку:

«Есть у радости подруга в виде полукруга,

На лице она живёт, то куда-то пропадёт,

То внезапно возвратится, грусть тоска её боится»(Улыбка)

Я предлагаю вам друг другу улыбнуться и с хорошим настроением будем заниматься.

2. Музыкальная игра «ДОМ»

Заживем все вместе в нем,

Окна открываются - сказка начинается (руки на пояс)

Зайцы скачут на опушке,

Из травы видны лишь ушки

(играет веселая музыка, дети, изображая зайцев, прыгают по залу)

Мы большой построим дом, (собраться в хоровод)

Заживем все вместе в нем,

Дети собираются двери закрываются, (взяться за руки)

Окна открываются - сказка продолжается (руки на пояс)

Тук-тук, тук-тук, (кулачок о кулачок)

Кто стучится в гости вдруг? (руку к уху - «слушаем»)

Я медведь косолапый, (встать)

У меня большие лапы! (показать полукруглые «лапы»)

Я по лесу брожу (ходьба медвежьей походкой)

И малину ищу!

(звучит музыка, игроки двигаются по залу, изображая медведей)

Мы большой построим дом, (собраться в хоровод)

Заживем все вместе в нем,

Дети собираются двери закрываются, (взяться за руки)

Окна открываются - сказка не кончается (руки на пояс)

Тук-тук, тук-тук, (кулачок о кулачок)

Кто стучится в гости вдруг? (руку к уху - «слушаем»)

Это я - колючий еж,

Ты рукой меня не трожь,

Быстро по лесу хожу,

А устану - посижу.

(играет музыка, дети и взрослые ходят на полусогнутых ногах, после слов «посижу» - сесть на пол - лицом в круг)

Мы большой построим дом, (собраться в хоровод)

Заживем все вместе в нем,

Дети собираются двери закрываются, (взяться за руки)

Окна открываются - игра завершается (руки на пояс)

А занятие продолжается!

3. Ребята, кто к нам в гости приходил?(заяц, медведь, ёж)

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (мы будем говорить о диких животных)

А каких ещё диких животных вы знаете?(дети передают мяч и называют дикое животное)

У всех зверей есть свой дом, где они прячутся от непогоды.

4 . Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом

Есть нора — надежный дом.

Не страшны зимой метели(Дети загибают пальцы на обеих руках: по

Белочке в дупле на ели.одному пальцу на каждое двустишие.)

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,(Удары ладонями и кулачками поочередно.)

Всем тепло, уютно в нем.

5. Ритмическая игра «Следы зверей» (картинки со следами зверей).

Ребята, зимой, дикие животные на снегу оставляют следы.(показывает карточки со следами) Интересно, чьи они?Сейчас животные нам расскажут, как встреча-ют зиму.

Заяц
Я, заяц, расскажу, как живется мне в лесу.

К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.

Под кусточком присяду, спрячусь под сосной,

Не увидит, не узнает зверь меня лесной.
Педагог показывает заячьи следы, дети хлопают в ладоши восьмыми.

Лиса
Я зимы не боюсь, в шубку теплую ряжусь.

Хвост красивый какой — мне он нравится самой.

Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, а затем охотиться начинаю.

Ищу мышку полевую или живность какую.

Хочу зайца поймать, но мне его не догнать.
Дети равномерно четвертями ударяют ладонями по коленям, показывая неторопливый шаг лисы.

Ежик

Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору.

Готовил с осени запас: грибы и ягоды припас.
Дети стучат пальчиками по коленям шестнадцатыми длитель-ностями.

6. Ребята, а как называются детеныши у медведя, лисы, волка и т. д. Покажем, как они ходят.

Движение в разном регистре. На низкую музыку дети идут как «мишки», на средние звуки бегут как «лисички», на высокие звуки прыгают как «зайки»

7. Пение песни Н.Куликовой «Ёжик»

8. Упражнение на дыхание.

Зайчонок прыгал и скакал,

Скоро заинька устал,

Под кусточком он прилёг,

Носом подышать он смог:

Носом - вдох, и замри!

Носом - выдох, отомри!

А где-то далеко воет волк: «У-у-у-у-у-у-у» (произносить тихо)

Волк приближается: у-у-у-У-У-У (произносим громко)

Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых».

9. Русская народная игра с пением «У медведей»

Фонограмма «У медведей» (аудиокассета «Горелки. Русские народные игры с пением для детей 4-7 лет». С. Железнов, Е. Железнова). Дети выбирают (можно считалкой) двух водящих «медведей». «Медведи» спят, а остальные дети ходят в произвольном направлении. После песни «медведи» берутся за руки и ловят детей, обхватывая их руками. Двое пойманных будут водить.

10. Релаксация

Ребята, закройте глаза и представьте все, о чем я вам расскажу:

Обошел медведь весь лес

И в берлогу он залез.

Лапу в пасть засунул он

И увидел сладкий сон.

Дети на спину легли

И, как и Мишка, видят сны.

Тише, тише, не шумите,

Наших деток не будите!

Птички станут щебетать,

Будем глазки открывать,

Просыпаться и вставать.

Все лесные звери уходят на покой. Чтобы их не разбудить мы тихо, на носочках выйдем из леса, а в группе нарисуем тех животных, которые вам больше всего запомнились.

Разработала учитель-логопед

Стрюкова Елена Васильевна

МБДОУ № 69 "Детский сад общеразвивающего вида" город Кемерово

Занятие проводится в музыкальном зале.

Цели:

  1. Преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
  2. Развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольников.
  3. Формирование творческого воображения.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Формировать двигательные навыки и умения, чувство музыкального размера, пространственные представления и способность произвольно двигаться относительно других детей и предметов.
  2. Уточнять знания детей о характерных признаках весны, расширять знания и представления об особенностях внешнего вида, повадках диких животных (заяц, медведь, ёж) и приспособлении к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты).

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать слуховое внимание и зрительную память, совершенствовать мелкую и общую моторику, вырабатывать чёткие и координированные движения во взаимосвязи с речью, развивать речевое дыхание.
  2. Развивать способность самостоятельно воспроизводить услышанный ритм.
  3. Развивать связную речь, обогащать и пополнять словарный запас.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать личностные качества, чувство коллективизма, умение соблюдать правила выполнения упражнений, воспитывать умение перевоплощаться, проявлять свои творческие способности.

Оборудование: музыкальные инструменты: колокольчик, бубен, треугольник, барабан; иллюстрации с изображением: ежа, зайца, медведя; маски: заяц, медведь, ёж.

Ход занятия.

Педагог:

Тра-та-та, тра-та-та!

По лесу пошла молва:

Нынче солнце золотое

В небе водит хоровод

И на праздник на весенний

Всех ребят к себе зовёт!

Ребята, а вы бы хотели отправиться на праздник? (ответы детей)

Представим, что мы лесной полянке…

Психогимнастика.

Выглянуло ласковое солнышко, оно улыбнулось деревьям, кустам, птичкам и всем деткам. Всё вокруг просыпается, оживает после зимнего сна. Тёплые лучики солнца погладили ладошки деток (дети протягивают ладошки к солнышку).

С пригорка побежал весенний ручеёк (педагог звенит колокольчиком, дети приговаривают: «Буль-буль-буль»).

Выбрались из-под коры деревьев жучки (дети проговаривают: Ж-Ж-Ж) и маленькие букашки (З-З-З).

Зазвенела звонкая капель (педагог звонит в треугольник, дети проговаривают: «Кап-кап-кап»).

Педагог: Ой, что это шуршит, фыркает под прошлогодней листвой? (педагог тихо подыгрывает на барабане). Да это же лесной ёжик пробежал.

(Одевает маску ёжика на одного из детей.)

Ритмическое упражнение « Ёж и барабан».

Дети (хором): С барабаном ходит Ёжик

Бум-бум, бум-бум!

(на слова «бум-бум» дети ритмично ударяют по коленям ладонями)

Целый день играет Ёжик:

Бум-бум, бум-бум!

(Педагог предлагает детям отстучать ритм на барабане.)

Педагог: Когда пригреет тёплое весеннее солнышко, побегут ручьи и растает снег, ёжик выходит из норы (педагог показывает картинку с изображением ёжика).

Давайте рассмотрим ёжика на картинке. Мордочка у него маленькая с вытянутым носом, глаза чёрные, как бусинки, но видит ёжик плохо, а вот нюх у него прекрасный.

А чем же ёжик отличается от других животных? (ответы детей). Ну, конечно, колючками! А как ежу без иголок? Ведь они спасают его от врагов. Свернётся ёжик в колючий клубок, ощетинит свои острые иглы - попробуй - ка съешь его!

Педагог: А вот из-за ёлки - прыг-скок. Кто это? (ответы детей).

(Педагог играет на металлофоне, одевает маску зайки на одного из детей.)

Динамическое упражнение «Зайкина зарядка».

Педагог:

Ну-ка, Заинька, вставай

И зарядку начинай

(Дети маршируют)

Зайка весело шагает,

Ножки выше поднимает.

Зайка прыгает и скачет

(Поскоки)

По дорожке словно мячик.

Он на пяточках шагал,

Носик кверху поднимал

(Ходьба на пятках, руки за спиной, голова поднята вверх)

На носочки Зайка встал,

И в ладоши хлопать стал.

(1 - встать на носки, хлопнуть в ладоши над головой, 2-вернуться в и.п.)

Раз - нагнулся, два - нагнулся,

До носочков дотянулся.

Скачет Зайка - прыг-скок,

Ножку ставит на носок,

Шубку новую всем показывает.

Педагог: Ребята, а какая шубка у зайки была зимой? (ответы детей).

А для чего это было нужно? (чтобы быть незаметным в лесу)

Педагог: А весной и летом шубка у зайца серая с рыжеватым оттенком. Среди густой травы, коричневых стволов деревьев Косого и не заметит никто.

(Звук бубна.)

Педагог: Посмотрите, а вот и Мишутка проснулся после зимней спячки.

(Педагог одевает маску мишки на одного из детей.)

Динамическое упражнение «Мишка» (профилактика плоскостопия).

Педагог: Вылез мишка из берлоги

(Ходьба на внешнем своде стопы)

Разминает мишка ноги

На носочках он пошёл

(Ходьба на носочках)

И на пяточках потом

(Ходьба на пятках)

Топ-топ, топ-топ-топ,

Топ-топ, топ-топ-топ.

Дети изображают походку «косолапого» медведя, педагог ритмично стучит в бубен (упражнение повторяется 2 раза).

Педагог (показывает картинку с изображением медведя): Всю зиму проспал медведь в берлоге. Свою берлогу медведь старательно и умело готовит: устилает её опавшими листьями, мягкой душистой хвоёй, корой молодых ёлочек. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в ней станет тепло и тихо, мишка сладко заснёт, посасывая свою лапу. Сон его будет длиться до звонких ручейков, до весеннего солнышка.

Чем сильнее морозы, тем слаще спит косолапый. А у медведицы поздней зимой в берлоге появятся медвежата.

Педагог: Скажите, как называется жилище медведя? Когда у медведицы появляются медвежата? Когда просыпается медведь?

Педагог: Ребята, какое время года наступило? (ответы детей). По каким признакам мы узнаём об этом? (солнце пригревает, снег тает, птицы прилетают из тёплых краёв, звери в лесу просыпаются после зимней спячки).

Педагог: Посмотрите, а кто это к нам идёт? (входит ребёнок в маске солнышко, в руках поднос, на котором - сладкий пирог).

Русская народная хороводная игра « Каравай».

Дети (хором) : Как на праздник на весёлый

Взявшись за руки, дети идут по кругу.

Испекли мы каравай:

Вот такой узенький,

Сужают круг.

Вот такой низенький,

Приседают на корточки.

Вот такой широкий,

Расширяют круг.

Вот такой высокий,

Поднимают руки вверх.

Вот такой вкусненький!

Цель: Развитие координации речи с движением в сочетании с музыкой, активизация связной речи.

1. Коррекционно-образовательные задачи:

Закрепление представлений о домашних животных.

Уточнение и расширение словаря по теме “Домашние животные”.

2. Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие связной речи.

Совершенствование грамматического строя речи.

Развитие зрительного, слухового внимания;

творческого воображения;

подражательности;

артикуляционной и общей моторики.

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитание любви к домашним животным.

Корректировать поведение детей,

вызывать у них положительные эмоции.

Оборудование:

подушки, бубны, ложки, треугольник, мяч,

марш, звук звонка, вой волка, минус песни «Купим мы бабушка», Моцарт «Музыка для детей»;

картинки:

зимний лес, лошадиные упряжки, волк, домик, домашние животные, тени домашних животных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель : Развитие координации речи с движением в сочетании с музыкой, активизация связной речи.

Задачи :

1. Коррекционно-образовательные задачи: Закрепление представлений о домашних животных. Уточнение и расширение словаря по теме “Домашние животные”.

2. Коррекционно-развивающие задачи: Развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие зрительного, слухового внимания; творческого воображения; подражательности; мимики; жестов; артикуляционной и общей моторики.

3. Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитание любви к домашним животным. Корректировать поведение детей, вызывать у них положительные эмоции.

Оборудование : подушки, бубны, ложки, треугольник, мяч, аудио: марш, звук звонка, вой волка, минус песни «Купим мы бабушка», Моцарт «Музыка для детей»; картинки: зимний лес, лошадиные упряжки, волк, домик, домашние животные, тени домашних животных.

Организация начала занятия.

Игрогимнастика «Ходьба по кругу»

Звучит музыка. Дети в темпе марша входят в зал за педагогом по кругу. По окончании музыки останавливаются перед стульчиками.

Вокальное музицирование «Приветствие»

Логопед : «Поздороваемся, споем: здрав-ствуй-те!» (показывает «лесенку» правой рукой).

Логопед : «А теперь посмотрите на доску (смайлики с разным настроением) давайте поздороваемся с разным настроением!»

Вокальное – инструментальное музицирование «Как тебя зовут?»

Логопед : Мы с вами поздоровались, а теперь давайте познакомимся! Познакомимся мы с вами не обычным образом, свои имена мы не просто произнесем, а пропоем, и на каждый ударный слог нашего имени мы будем ударять в треугольник.

Меня зовут Ли ли я Ра ви лев на, а как тебя зовут? (передать треугольник следующему) Дети выполняют все действия по образцу.

Ход занятия

Раздается звонок. По скайпу звонит бабушка и жалуется на то, что у нее разбежались все животные. Звонок срывается.

Логопед : Звонила моя бабушка, она сказала, что у нее разбежались все животные, а вот какие именно она не успела сказать, звонок оборвался….

Ребята, может, вы догадаетесь, какие животные убежали?

Ответы детей

Логопед : Ребята, как можно назвать всех этих животных и птиц одним словом?

Ответы детей

Что же мне теперь делать, как же помочь моей бабушке?

Ответы детей

Чтобы найти животных нам надо поехать к бабушке в деревню, через лес. Ребята, а напомните мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

Ответы детей

Логопед : А лес зимой, какой? (подбор прилагательных)

Логопед : Смотрите (показать картинки), в моем распоряжении только три средства передвижения, на каком поедем, выбирайте сами (картинки лошадь запряженная в карету, лошадь запряженная в телегу и лошадь запряженная в сани.)

Дети выбирают в какой упряжке ехать, объясняя свой выбор.

Логопед : Пора отправляться. Чтобы дорога была веселее мы с вами будем произносить волшебные слова, сопровождая их игрой на деревянных ложках. (упражнение на развитие чувства ритма).

Я копытами стучу и скачу, скачу, скачу.

Грива вьется на ветру. Но! Но! Но! Тпру-у-у-у!!!

Включить фонограмму волчьего воя

Логопед : Ребята, вы слышите этот звук?

Ответы детей.

Логопед : Поскакали быстрее (артикуляционная гимнастика «Лошадка»)

Поставить картинку волка.

Логопед : Ого, какой огромный!!!

Это не волк, а волчище

У него не зубы, а……. Ответы детей

У него не глаза, а……. Ответы детей

У него не усы, а …….. Ответы детей

У него не нос, а……… Ответы детей

У него не лапы, а……. Ответы детей

У него не хвост, а ……… Ответы детей

Логопед : Давайте его напугаем! Мы с вами на выдохе громко будем произносить гласные звуки, повторяйте за мной.

Дыхательно-артикуляционный тренинг

Вдох – выдох ААААААА

Вдох – выдох ААООООО

Вдох – выдох ААООУУУ

Вдох – выдох ААООУУЭ

Вдох – выдох ААООУЭЫ

Логопед : Молодцы! Напугали волка, а вот и дом моей бабушки!

Логопед : Бабушка приглашает нас на блины. Ой, ребята у моей бабушки, оказывается, болит спина, а когда у нее болит спина я ей делаю массаж, хотите и вас научу (ответы детей). Давайте сначала мы сами себе сделаем массаж, а потом друг другу. Я говорю и показываю, а вы повторяете.

Игровой массаж

Ой, лады, лады, лады! (легкое похлопывание ладошками)

Мы блинов напекли (легкое похлопывание ладошками)

Первый блинчик кисоньке (легкое постукивание пальчиками)

Второй собачонке (легкое постукивание кулачками)

Третий блинчик хрюшке (легкое похлопывание ладошками)

Четвертый коровенке (легкое постукивание ребром ладошек)

Пятый блин поджарим (круговое движение влево)

И съедим мы сами (круговое движение вправо)

Ням, ням, ням!!! (щекотка)

Дети сначала делают массаж себе, потом друг другу.

Логопед : Ребята, вы помните, зачем мы с вами приехали к бабушке? Ответы детей.

Логопед : ребята, давайте попробуем позвать бабушкиных животных ласково, может они придут? (игра с мячом)

Кошка – Ответы детей.

Собачка – Ответы детей.

Свинья – Ответы детей.

Корова- Ответы детей.

Курица – Ответы детей.

Утка – Ответы детей.

Индюк - Ответы детей.

А вот и пропавшие животные! (картинка с домашними животными)

Включить минусовку песни «Купим мы бабушка» (упражнение на координацию речи с движениями под музыку)

Логопед : Пора нам возвращаться в наш родной детский сад. Занимайте свои места, берите ложки, поехали! (упражнение на развитие чувства ритма).

Едем, едем мы домой

На лошадке удалой

Цок, цок, цок.

Организация окончания занятия.

Все! Приехали в детский сад.

Давайте - ка проверим все ли мы вернулись

Игра «Громко-тихо» (на развитие слухового внимания, модуляции голоса)

Каждый имя свое знает,

Громко-тихо называет.

Можно немного отдохнуть! (Дети ложатся на ковер, закрывают глаза. Звучит мелодия « Музыка для детей » А. Моцарт)

Подводим итоги


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «flemi.ru» — Ультразвуковое обследование. Брюшная полость, голова, грудная клетка